Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков кратко
Обновлено: 05.07.2024
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Рекомендации по взаимодействию
3. Неустойчивый тип
Общие рекомендации специалиста: твердое руководство, строгий регламентированный режим дня и распорядок, систематичность и настойчивость.
Как вести себя родителям: Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий и требований родителей, а также родителей и педагогов.
4. Лабильный тип
Общие рекомендации специалиста: общение с позиция взрослого-друга, одобрение и эмоциональная поддержка, эмпатия, умение выслушивать и искренний интерес в общении.
Как вести себя родителям: Важно доброжелательно и сочувствующе относиться к подростку, чтобы установить доверительные взаимоотношения. После эмоциональной разгрузки он становится готов к продуктивной беседе. Необходимо подбадривать подростка, вырисовывать ему положительные перспективы.
6. Конформный тип
Общие рекомендации специалиста: развитие критического мышления, развитие рефлексивного поведения (обращение внимания на себя, на свое сознание, на продукты собственной деятельности, на их переосмыление), умение самостоятельно принимать свои решения, развитие внутренней активности.
Как вести себя родителям: Поставьте перед подростком цель – лучше общественное дело. Вместе с ним увлеченно занимайтесь этой идеей, так заодно вы сможете заслужить авторитет. Поговорите с подростком о его планах, не высмеивайте их (даже если они странные и нереальные на ваш взгляд).
11. Психастенический тип
Общие рекомендации специалиста: преодоление чувства нерешительности, закомплексованности, освобожение от необоснованных сомнений и опасений, сравннение только с ним самим и похвала за улучшение его собственных результатов, регламентация деятельности, поощрение реальной деятельности.
Как вести себя родителям: Начинать разговор следует с вспоминаниях и обсуждения его успехов. Если доверие получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений). Поощрять решительные высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка.
Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков.
Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Консультируя самих подростков, он может предложить им упражнения для самотренировки (табл. 8). Эффективным способом коррекции акцентуации характера у подростков является групповая психотерапия, один из вариантов которой предложен В.И. Гарбузовым (1994).
Основные темы занятий
О пользе групповых занятий. О темпераменте и характере. О воли и эмоциональности. Об интеллекте. О мужественности и женственности. О личности и ее притязаниях. О ролевом поведении. Об отношениях с другими. Об умении разбираться в ситуациях. О психологической защите. Об установках для самого себя Десять наставлений психолога.
Таблица 8 Психологическое сопровождение акцентуированных подростков
Коррекция отношения кдругим. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, реставрация альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии.
Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыков самозащиты. Реабилитация в глазах других и реадаптация среди других, завоевание авторитета как конечный результат адаптации.
Коррекция отношения к реальности (жизни).Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград. Преодоление омраченности и невежества по отношению к жизни, коррекция неадекватного образа жизни.
В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Они приобретают приспособительно важную способность видеть и оценивать себя глазами других. В психотерапевтической группе моделируются и отра-
uaiываю'1-си навыки оощения, преодоления экстремальных ситуаций. В моделируемых психодраматических обстоятельствах выявляются и рационально разрешаются внутренние конфликты, рационализируются и преодолеваются страхи, отрабатываются цивилизованные и продуктивные формы проявления подростковой агрессии, формируется культура эмоциональной экспрессии.
В психотерапевтической группе подросток принимает сам себя, других и жизненную реальность, преодолевая тревожную мнительность, пессимизм и депрессивность.
В качестве примера приводим сценарий последнего занятия.
Беседа-наставление.Итак, мы встретились сегодня в последний раз. Все сказано. Кто сделал верные выводы, кто встал на путь самосовершенствования, тот добьется всего, чего хочет, состоится как личность. И помните, что вы во втором периоде жизни. На прощание я даю вам десять наставлений.
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху не дано.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность — тяжкий грех. Слушай старших и ты избежишь многих бед.
Запишите эти наставления. Перечитывайте их. В них мудрость народов и веков.
Динамическая самооценка.Вернемся к первому занятию. Вновь представьте самооценки за отношение к учебе, общую эрудицию, память, решительность, трудолюбие, силу воли, организованность, устойчивость к неудачам, самостоятельность, физическую силу, ловкость, способность действовать и думать быстро, смекалку и находчивость, смелость и общительность. Оцените эти качества по пятибалльной системе.
Сверим результаты того, что было, и того, чего вы добились. Это очень важно. Кто заметно продвинулся, молодец, дело у него идет отлично! Даже небольшие достижения — заслуга, но надо больше работать над собой. Не страшно, если продвижения пока нет, но сделан правильный выбор. Нужно удвоить усилия! И только ухудшение показателей — плохой сигнал.
Самопрезентация.Вы должны многому научиться, многое продумать, стать смелее и решительнее. Вот и продемонстрируйте это. Группа будет приемной комиссией в театральный институт, а каждый по очереди — поступающим в него и сдающим экзамен: стихотворение, басня, отрывок из прозы, танец, песня; действуйте свободно, раскованно, артистично, смело.
Подведение итогов работы группы. Теперь говорите вы. Подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о наших занятиях. Хорошо, если вы что-то посоветуете, выскажете пожелания и слова благодарности.
Групповая психотерапия детей и подростков - формы, методы
Под групповой терапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно осуществляется лечение нескольких пациентов. При этом важно учитывать многие теоретические и практические аспекты. К их числу относятся:
• психотерапевтические теории;
• концепция группы;
• формы групповой терапии;
• групповые процессы и процессы взаимодействия;
• роль индивида в группе;
• цели терапии;
• критерии составления групп;
• способ терапии;
• длительность терапии;
• функции и задачи терапевта;
• показания и противопоказания;
• оценка групповых методов;
• экономичность и эффективность.
Исторически в разработке метода групповой терапии (например, по Moreno) сыграли роль экономия времени и нехватка психотерапевтов. Очевидно, что терапевт, работая с группой, может оказать помощь большему числу пациентов. Однако не следует недооценивать ни затрат, необходимых для проведения тщательно спланированной групповой терапии, ни особых требований к компетентности группового терапевта.
Последний наряду с основательной теоретической подготовкой должен обладать богатым клинико-психиатрическим опытом, тем более обширным, чем сильнее выражены психические расстройства у отдельных участников группы.
При лечении детей и подростков, наряду с экономической выгодой, у групповой терапии имеются и другие преимущества. Они вытекают из теоретических концепций и практического значения объединения людей в группы. Каждый из нас вынужден взаимодействовать с другими людьми. В иерархически организованном обществе формируются группы, например семьи, школьные классы, профессиональные общества на предприятиях, объединения, партии и т.д., для которых характерно много общих признаков.
Конфликты в группе возникают при неясных групповых целях, неупорядоченных ранговых отношениях, а также при нарушении отдельными членами норм поведения. При этом могут развиться ролевые конфликты между какими-то членами группы (например, в форме борьбы за положение в группе), а также внутренние ролевые конфликты у отдельной личности (например, при несовместимости интернализированных норм поведения с нормами, принятыми в группе).
В результате этих конфликтов у детей и подростков могут возникать нарушения социального поведения и адаптационные расстройства, а также множество индивидуальных психопатологических симптомов.
Если речь идет в основном о конфликте между отдельным пациентом и его микросоциальным окружением, применение групповой психотерапии может быть особенно эффективным. Лечение ребенка или подростка в группе в таких случаях больше соответствует реальной ситуации, чем при индивидуальной терапии. Например, нарушения взаимоотношений пациента в школьном классе более четко проявляются в групповой терапевтической ситуации и при подключении остальных членов группы лучше поддаются модификации, чем в условиях индивидуальной терапии.
Формы и методы групповой терапии
Способы групповой терапии различаются также в зависимости от функции, которую выполняет группа при лечении отдельного пациента. В одной группе лечение может проводиться разными методами, например с использованием аутогенной тренировки, гипноза, кататимных образных переживаний и даже вербальных форм терапии с отдельными членами группы.
При всех формах групповой терапии могут применяться как преимущественно вербальные методы, так и методы, ориентированные на действия. Однако при формировании групп должна быть ясность в том, какие нарушения имеются у детей и какие терапевтические методы должны использоваться.
В практическом плане границы отдельных форм групповой терапии изменчивы. Применение вербальных методов воздействия имеет смысл только в старшем возрасте (примерно с 14 лет). Цель психоаналитической групповой терапии при этом состоит в том, чтобы сделать осознанными вытесненные и бессознательные конфликты, которые привели членов группы к нарушениям поведения и развитию психопатологической симптоматики (Siefen).
Как и при индивидуальной терапии, наиболее важные приемы, имеющиеся в распоряжении терапевта, — это работа с переносом и контрпереносом, проработка сопротивлений, а также техники конфронтации, объяснения и толкования. В соответствии с психоаналитической теорией постепенное преодоление сопротивлений, понимание пациентом функций его собственных механизмов психологической защиты, осознание вытесненных конфликтов приводят к лучшему пониманию самого себя, а вместе с этим — и сложных взаимозависимостей между собственным поведением и способами реагирования лиц из ближайшего окружения. Этот целенаправленный процесс развития в группе должен в дальнейшем помочь ее отдельным участникам реагировать и вне терапевтической группы адекватно реальной ситуации.
Поведение и функции терапевта при проведении глубинно-ориентированной терапии в группе подростков отличаются от таковых при работе со взрослыми пациентами (см. Haar). Наряду с более сильным, уменьшающим страх структурированием необходима достаточная свобода спонтанных игровых взаимодействий между членами группы, а также активное, адекватное ситуации, поведение терапевта, например его рассказы о собственных переживаниях и опыте.
В последние годы наряду с вербальными и бихевиоральными методами групповой терапии все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих названных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений. Поскольку эти методы хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми и подростками, два наиболее важных из них (психодрама, терапевтические ролевые игры) подробнее описаны в отдельных статьях, которые можно найти через форму поиска на сайте.
8 (495) 120-07-03
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Читайте также: