Биография пс полякова кратко

Обновлено: 28.06.2024

Первоначальным толчком, стимулирующим приток иностранных и отечественных капиталов в строительство железнодорожных линий, стал указ императора Александра II 1857 года, в котором устанавливались равные права для отечественных и иностранных капиталов, вкладываемых частными лицами в осуществление строительства первоначальной структуры железных дорог общей протяжённостью 4000 вёрст.

Установив после непродолжительных колебаний государственное регулирование железнодорожного хозяйства, Российское правительство применяло к крупным акционерным предприятиям концессионную систему строительства и эксплуатации железнодорожных путей. Действовавшим акционерным обществам разрешалось проводить выпуски ценных бумаг, на доходность которых выдавалась правительственная гарантия.

А чтобы все это осуществить, необходимы были, в первую очередь, новые люди. Впервые в истории страны представителям низших классов был открыт путь к карьере и успеху – в сословных преградах появилась брешь, что способствовало рождению в России второй половины XIX века целой плеяды успешных бизнесменов – выходцев из простонародья, заложивших основу экономического возрождения страны.


В среде частных предпринимателей времён постройки основного числа железнодорожных линий, пролёгших по территории чернозёмных областей, особенно выделяется Самуил Соломонович Поляков.

Он родился в 1837 в семье еврейского купца 1-й гильдии Соломона Лазаревича Полякова, который занимался винным откупом (торговал водкой). Семья жила в местечке Дубровня Могилёвской губернии. Воспитание и образование Самуил и его братья Яков и Лазарь получили традиционное, как это было принято в небогатых провинциальных семьях евреев.

Знаковым событием для братьев был принятый императором Александром II закон, разрешающий отдельным категориям еврейского населения, в частности предпринимателям, селиться вне черты оседлости. Первым из братьев этим правом воспользовался средний – Самуил. Он начинает свою предпринимательскую деятельность мелким винным откупщиком, затем берется за подряды по перевозке материалов на строительство шоссейных дорог.

Своё восхождение он начал с должности управляющего небольшим винокуренным заводом, в имении, принадлежавшем графу И. Толстому, внуку фельдмаршала Кутузова, министру почты и телеграфов, которому нужен был энергичный арендатор, чтобы поднять рентабельность одного из своих имений. Это знакомство стало судьбоносным для Полякова. На взятом в аренду участке заброшенной земли в Харьковской губернии он организовал винокуренный завод, который вскоре стал приносить большой доход. Толстой, оценив расторопность молодого управляющего, сдал Полякову в оптовое содержание несколько почтовых станций. Граф Толстой убедился в незаурядных способностях молодого управляющего в период раздачи концессий на строительство железных дорог (60-е и 70-е годы). По протекции графа Самуил получил концессию в Харьковской губернии. С этого времени начинается их плодотворное деловое сотрудничество.




Главным козырем молодого предпринимателя – на тот момент Полякову исполнилось всего 30 лет – был высочайший уровень организации работ. Поляков едва ли не первым пришел к идее децентрализации управления и ответственности. Каждый его субподрядчик получал определенный участок работы и должен был точно в назначенное время обеспечить выполнение стоящей перед ним задачи или поставить требуемые материалы в нужное место и в нужный срок. А координацией работы всей этой сети поставщиков занимался лично Поляков, у которого в голове, похоже, имелся мощный компьютер. Дорога была построена, причем досрочно. Благодаря поддержке "сверху" при постройке Козловско-Воронежской дороги стоимость каждой из 170 верст магистрали была установлена в размере 75 тыс. руб. серебром, в то время, как действительная стоимость при максимальной экономии составляла чуть более 9 тыс.руб., т.е. в 8 раз меньше. По оценкам современников, личный доход Полякова составил при этом 80 копеек с рубля. Впрочем, Поляков не забыл о своем покровителе – графу Толстому досталось полмиллиона рублей в прибыльных ценных бумагах.



Впоследствии Полякову удалось без проблем получить новые подряды на строительство Орловско-Грязской и Козловско-Тамбовской железных дорог. А в 1868 году он благодаря поддержке своего покровителя получил от самого императора Александра II концессию на строительство стратегической магистрали Курск – Ростов-на-Дону протяженностью более 800 км. Полякову было хорошо известно о высочайших резолюциях насчет ускорения строительства железных дорог, чтобы ликвидировать отставание Российской Империи в этой области. К тому же Поляков боялся конкуренции, непредвиденных осложнений, поэтому строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги вел крайне быстро. Магистраль была построена в рекордные сроки – за год и 10 месяцев – и принесла ему новые миллионы.



Из 7800 верст проложенных в 1867-1869 гг. железных дорог четверть пришлась на долю Полякова. Количество занятых на его стройках работников достигало 70 тыс. чел. Пожалуй, именно благодаря Полякову железнодорожное строительство в Российской Империи стало современным на тот период индустриальным предприятием. Но главной проблемой оставались кадры – успешность поляковской системы ведения строительства зависела от квалификации и ответственности исполнителей. Среди субподрядчиков происходил жесткий отбор, но выдержавшие его могли рассчитывать на гарантированное поступление заказов. Для хорошо зарекомендовавших себя рабочих открывались перспективы карьерного роста, пусть и с самых низших управленческих должностей.

Даже критически настроенные современники не могли не восхищаться предпринимательским талантом Самуила Полякова. Как ни крути, он сделал очень многое для того, чтобы Россия догнала западноевропейские державы по показателям протяженности и пропускной способности железных дорог, а также по внедрению передовых на то время методов строительства.

Строительство железных дорог стало несколько позднее первым совместным масштабным предприятием братьев Поляковых. При этом контрольным пакетом акций владел Самуил. Объединёнными усилиями братья учредили ряд железнодорожных обществ. Строительство путей развернули в южных губерниях России. Это было в ту пору весьма прибыльно. Было проложено свыше 2500 километров железных дорог, которые функционируют и поныне.

Венцом его карьеры стало скоростное сооружение двух железнодорожных веток (Бендеро-Галацкой и Фратешты-Зимницкой) во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Россия вступила в эту войну, не имея надежных коммуникаций. Самуил Поляков получил тогда заказы на максимально быструю прокладку железных дорог (первая из них должна была связать театр военных действий с основной железнодорожной сетью России, а вторая – играть роль рокады для переброски резервов с одного участка фронта на другой). Более чем 320-километровая дистанция между Бендерами и Галацем была преодолена всего за 100 дней – средняя скорость строительства достигала 5,24 км в сутки (из-за постоянных дождей на этот период пришлось всего 58 рабочих дней). Непосредственно стройкой руководил талантливый железнодорожный инженер Михаил Данилов, а Самуил Поляков взял на себя труднейшую работу по обеспечению непрерывных поставок материалов и рабочей силы. С наступлением подходящей погоды строительство велось круглосуточно (ночью – при свете факелов или костров) и одновременно на нескольких участках. Было построено 15 станций, 4 разъезда, около 300 мостов и труб.

Для решения этой неимоверно сложной задачи Полякову потребовалось привлечь 15000 землекопов и 300 десятников, которые выполнили 4,5 млн. кубометров земляных работ; организовать непрерывную доставку материалов на 5,5 тыс. подводах.

На стройке было занято местное население и солдаты только что созданных железнодорожных войск.



Подобная сверхскоростная стройка во время военных действий была беспрецедентной и не имела аналогов в мире. В 1878 году проект строительства и отчет о прокладке магистрали демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Эта железная дорога была признана международным жюри одним из наиболее выдающихся сооружений того времени.

С.С.Поляков получил Гран-при, а Михаил Александрович Данилов, главный инженер строительства, – золотую медаль. Помимо этой награды, признания нашей армии, Самуил Соломонович получил от российского правительства премию в размере 4,5 млн. рублей серебром.

Без всякого преувеличения Полякова можно назвать главным строителем Юго-Восточных железных дорог. До и после него никто не строил столько много и так быстро, за одним исключением. По быстроте сооружения с поляковским строительством в 1943 году сравнялись простые русские и украинские женщины, построившие стокилометровую железнодорожную ветку от Старого Оскола до Сараевки за месяц и обеспечившие тем самым значительную долю в успехе легендарной Курской битвы.

Как говорят сегодня, бизнес Полякова отличался низким уровнем социальной ответственности. Поляков строил железнодорожные пути и минимально необходимый для эксплуатации и последующего развития комплекс сооружений и устройств. Недостаточная развитость инфраструктуры железнодорожных линий, построенных им, создавала ощущение разрухи в глазах его современников.

Однако следы обширной деятельности Полякова заметны были и на благотворительном поприще, особенно в области народного образования, и, без сомнения, достойны высокой оценки потомков. Поляков, организовывая огромные стройки и используя значительные людские ресурсы, как никто другой испытывал кадровый голод.

В 1867 году Поляков на свои собственные средства основал в Ельце первое на сети железнодорожное техническое училище, готовившее среднетехнические кадры первоначально по 3 специальностям (машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов) для всей сети железных дорог. Там же в Ельце им была основана первая классическая мужская гимназия и женское ремесленное училище, что указывает на особую любовь Полякова к этому старинному купеческому городу, ставшему своеобразным географическим центром железнодорожной сети, построенной Поляковым.



Преданность и благодарность – ещё две черты характера, которые были присущи Полякову. Именно он был одним из немногих, кто поддержал в старости Павла Петровича Мельникова в последние годы его жизни в Любани. Давая званые обеды в честь своего учителя, Поляков показывал пример своей благотворительности широкой общественности. Активно участвовал в начинаниях Павла Петровича Мельникова, жертвуя на деятельность Любанского благотворительного общества. Он занялся филантропической деятельностью в небывало широких масштабах. Им были основаны и содержались учебные, просветительные и богоугодные заведения, медицинские и ремесленные училища, женская гимназия.


В 1879 году им было пожертвовано 800 рублей на учреждение стипендии имени князя Владимира Андреевича Долгорукова в 3-й московской гимназии; в 1882 году – 200 тысяч рублей на общежитие для студентов при Санкт-Петербургском университете, названное коллегией императора Александра II.

Другие пожертвования Полякова составляют свыше 2 миллионов рублей (на лицей цесаревича Николая, на училище барона Дельвига, на женские гимназии, на еврейский земледельческий и ремесленный фонд и т.д.)

Ежегодно около 15 руб. с каждой версты дорог, действовавших под управлением Полякова, перечислялось в учрежденный им специальный школьный фонд.

Павел Сергеевич Поляков родился 20 декабря 1902 года в на отцовском хуторе у юрта ст. Островской, и принадлежал к роду ст. Березовской; выдающийся казачий поэт. Учился в реальном училище города Камышина.

Из-за событий, развивавшихся на Дону, Павел Сергеевич в возрасте 16 лет был вынужден оставить реальное училище и примкнуть к рядам защитников Вольного Дона.

В одном из наступлений был ранен и представлен к знаку Георгиевского креста.

С отступающими частями Донской армии в составе 13-полка, вместе с отцом, он перешел границу Грузии. Похоронив мать в г. Поти, Павел переехал в Крым и там был зачислен в конвой ген. Врангеля.


Казачий род Поляковых

Казачий род Поляковых один из это старый казачьих родов станицы Березовской.

В памяти хранится Яков Поляков, сподвижник фельдмаршала Суворова. За боевые заслуги он получил от императрицы Екатерины II крупное поместье на р.Ольховке при северных гранях Донской казачей земли. К началу 20 века, во владении его пра-правнука войскового старшины Алексея Полякова состояло еще около тысячи десятин при хуторе Разуваеве Островской станицы. Его дети Андрей, Гавриил и Аристарх, казачьи офицеры, так же как и все остальные члены семьи, погибли во время борьбы за Дон или при соввласти. Сын Валентин находился в эмиграции и был убит в Белграде титовскими партизанами. В эмиграции находился и другой сын, Сергей Алексеевич, отец нашего выдающегося поэта, войсковой старшина и инвалид. Он умер в г. Мюнхене в 1956 г.

Дерево рода по мужской линии:

Яков (о нем см. выше)

Алексей р.ок.1777г., казак Березовский станицы. В службе казаком в полку Денисова с 1793, с 1797 – полковым писарем. В 1793-1799 в Крыму. С 1801 в полку Чернозубова. Участник „Индийского“ похода. С 15 апреля 1801 – урядник.

Михаил

Алексей р.ок.1823. В службе казаком с 1843. В 1847-1851 в 42-м ДКП в Польше. С 1850 – урядник. С 1854 в 57-м ДКП в Крыму, в действительных сражениях. Произведен в хорунжие 23 декабря 1854г. Награжден серебряной медалью за оборону Севастополя

Сергей р. 11 сент 1877г. окончил НКЮУ в 1896 в 26-м выпуске. Причислен юнкером к 6-му ДКП с 1894г. В составе 3-го ДКП с 1898г. Произведен в хорунжие 23 сентября 1897г, в сотники 15 апреля 1902г в 29-м ДКП, в подъесаулы 15 апреля 1906г. Вышел в отставку по болезни с чином есаула 18 августа 1908г.

Воспоминание дочери Павла Сергеевича:

Дедушкой Павла Сергеевича был Алексей Михайлович Поляков, женатый на донской казачке Наталье Павловне Поповой из хутора Писарев.

Совместно у них было четверо детей. Первый сын Алексей женился на Минне Егоровне (немка) , и у них было три сына: Алексей, Гавриил и Аристарх.

Второй сын Сергей женился на Наталии из Беларуси , и у них был сын Павел.

Третий сын Валентин, что женился на Вере, был бездетен.

Между сыновьями была и дочь Агнюшка, она закончила Донской Мариинский Институт в Новочеркасске, у неё было две дочери: Муся и Валя. Агнюшка стала вдовой, по рассказам и воспоминаниям была очень способной и успешной и имела свой хозяйственный двор.


Сергей Алексеевич Поляков отец Павла Сергеевича

Короткая романтическая история с ванильной любоФью. Конечно, в главных героев - особенно в главной героини - есть собственные тараканы в головах. В конце всё хорошо и все счастливы. Кто бы

Снегурка на доставке (СИ)

Милая зимняя сказка. Один раз почитать можно. Но в конце автор намудрила. Если б без всякого там принца и королевства, то вышло б намного лучше. Ещё один минус - запятые, которые живут своей жизнью.

Счастье вне очереди

Ищущий

Увлекательная история, а сюжет динамичен. За три книги очень много всего произошло. К сожелению, конец немного сжатый. В эпилоге хотелось бы увидеть больше информации.

Вернувшийся

Эта книга тоже вышла интересной. Прочитала за день.

Чудовищный эксперимент [ЛП]

Согласна, что пара вышла не интересной. Первые две книги были намного лучше.

Довис [ЛП]

Эта книга понравилась больше первой.

Поляков Павел

Поляков Павел

Об авторе

Павел Сергеевич Поляков (7 (20) декабря 1902, Разуваев — 13 октября 1991, Фрейунг) — казачий писатель, переводчик, поэт и публицист.
Биография
Родился П. С. Поляков на отцовском хуторе Разуваев казаков Поляковых (ныне — Ольховский район, Волгоградской области), станицы Островской, Усть-Медведицкого округа, Области Войска Донского, в семье казачьего офицера из старинного донского казачьего дворянского рода. Детство его прошло на родном хуторе, а затем он был отправлен родителями на учёбу в Камышинское реальное училище.
В 1918 году 16-летний Павел Поляков добровольцем вступил в ряды Донской армии и в её рядах сражался на Донском фронте Гражданской войны.


Павел Сергеевич Поляков (7 (20) декабря 1902, Разуваев, Усть-Медведицкий округ, Область Войска Донского — 30 октября 1991, Фрайзинг) — русский казачий писатель, переводчик, поэт и публицист, представитель белой эмиграции. Родился в семье казачьего офицера из старинного донского казачьего дворянского рода. Детство его прошло на родном хуторе, а затем он был отправлен родителями на учёбу в Камышинское реальное училище. В 1918 году 16-летний Павел Поляков добровольцем вступил в ряды Донской армии.

Читайте также: