Режим свободного доступа кратко

Обновлено: 30.06.2024

В зависимости от категории доступа Закон делит информацию на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст.15).
Таким образом, можно осуществить классификацию правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Содержание

Введение 3
Режим свободного доступа 5
Режим ограниченного доступа 8
Список использованных источников 16

Правовой режим информации вместе с предметом, средствами и методами регулирования информационных отношений является одним из системообразующих факторов, который обеспечивает дифференциацию информационного права в самостоятельную отрасль.

Правовой режим информации – это комплекс правовых средств, которые характеризуют особое специфическое сочетание взаимодействующих дозволений, запретов, обязываний и направленность регулирования отношений в информационной сфере. Это особый порядок регулирования информации, основанный на взаимодействии дозволений и запретов и выраженный в совокупности правовых средств.

Классификация правовых режимов информации

В зависимости от принадлежности к режиму доступа правовые режимы подразделяют на группы:

  1. Режим свободного доступа. Формирует режим информации (в качестве общественного достояния), режим исключительных прав, режим массовой информации.
  2. Режим ограниченного доступа. Представлен режимом информации, принадлежащей к государственной тайне и режимом конфиденциальной информации.
  3. Режим исключительных прав. Лежит в основе регулирования отношений по поводу итогов интеллектуальной деятельности. Третьи лица юридически, благодаря институту исключительных прав, отстранены от актов копирования и подражания интеллектуальной продукции. Данный режим предоставляет правомочия, которые отражают меры юридических возможностей его правообладателя по контролю над каким-либо результатом интеллектуальной деятельности (право на воспроизведение, на импорт, распространение, на перевод и т. д.). Обладатель исключительных прав наделен юридической монополией. При этом имеются изъятия в виде указания на разные случаи их использования или создание перечня имущественных прав автора. Такие изъяны содержаться в законах об авторском праве и т.д.
  4. Режим общественного, или национального достояния. Данный режим обусловлен необходимостью придания определенным сведениям (информации) признаков социально нужных и полезных для членов общества. К такой информации относятся сведения, несущие данные о научных открытиях, уникальные документы, рукописи, фольклор, архивы, а также произведения, для которых срок охраны имущественных прав истёк и т. п.
  5. Режим массовой информации. Отражает роль в общественной жизни института средств массовой информации. Данная роль определена важностью поддержания естественного характера свободы массовой информации в обществе, что гарантируется ст. 29 Конституции России. Данный режим характеризуется незначительной степенью формализации отношений в информационной сфере в отношении субъектов, которые выступали ее потребителями.
  6. Режим конфиденциальной информации. Конфиденциальность – это требование, обязательное для выполнения лицом, которое получило доступ к некоей информации, не передавать данную информацию без согласия ее обладателя третьим лицам.
  7. Режим информации, которая относится к государственной тайне. Сведения, которые непосредственно могут оказать влияние на безопасность государства, являются государственной тайной. Установление режима государственной тайны выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности страны. Государственная тайна – это сведения, защищаемые государством в области его внешнеполитической, военной, экономической, оперативно-розыскной, контрразведывательной, разведывательной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Конфиденциальная информация включает:

Режим документированной информации

Документированная информация является формой представления свободной информации. Это информация, которая закреплена на материальном носителе и имеющая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать.

Для документированной информации характерны:

  • наличие материального носителя информации, в том числе предметы и физические поля, в которых отражены различные сведения;
  • идентифицируемость сведений, зафиксированных на носителе, что достигается путем присоединения реквизитов, позволяющих установить назначение и источник информации, к содержательной стороне сведений, время документирования информации, обеспечивающих защиту документа (электронная цифровая подпись); при этом реквизиты должны быть зафиксированы носителе, что и идентифицируемые сведения;
  • возможность изменения форм закрепления информации, при котором одна и та же информация может быть представлена на разных видах носителей без угрозы утраты содержания и реквизитов.

Информация относится к режиму документированной информации вследствие прохождения процедуры документирования, являющейся обязательным и необходимым условием включения информации в систему информационных ресурсов. Данная процедура реализуется в соответствии с порядком, установленным органами государственной власти, которые ответственны за стандартизацию документов и их массивов, организацию делопроизводства, безопасность государства. Процедура преследует некоторые конкретные цели: установить владельца информации, а также обеспечить условия защиты информации в процессе ее обработки, хранения и передачи.

порядок регулирования, выраженный в «комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования

Правовые режимы доступа к информации делятся:

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:

1) режим исключительных прав.

Главнейшей функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности. Кому исключительные права принадлежат, тот их и регулирует путем дозволений или запретов. Посредством института исключительных прав третьи лица юридически отстранены от возможных актов подражания и копирования интеллектуальной продукции.

2) режим общественного достояния.

В таком режиме может находиться информация, которая незаменима и по своей природе уникальна. Например, сведения, содержащие данные об установленных, но не известных ранее объективно существовавших закономерностях, свойствах и явлениях материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания (сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор), и т.п.

Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:

а) общедоступность. Реализуется посредством создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;

б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;

в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.

3) режим массовой информации.

Роль института массовой информации характеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой Конституцией Российской Федерации.

· к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

· информации о состоянии окружающей среды;

· информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

· информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

· иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Правовой режим информации наряду с предметом и методами регулирования информационных отношений выступает в качестве одного из системообразующих факторов, полагаемых нами в качестве основы выделения информационного права в отдельную комплексную отрасль.

Очевидно, что любая направленность, а направленность регулирования отношений, возникающих в обществе по поводу информации не будет являться в этом смысле исключением, должна характеризоваться мерой возрастания или убывания регулирующих воздействий на данный комплекс общественных отношений.

Такими регулирующими воздействиями будут дозволения и фактические управомочия, с одной стороны, и обязывания и запреты – с другой .

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений или фактических управомочий, что равнозначно мере убывания запретов и обязываний, мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений или фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, мы можем говорить об ограничительном информационном режиме.

Льготный и ограничительный режимы, если прибегнуть к терминологии С. С. Алексеева, являются генеральными юридическими режимами и выступают в качестве заглавных, например, для гражданского и административного права соответственно. Эти режимы будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного доступа.

Вместе с тем в силу широты диапазона проявлений информации общие ее режимы модифицированы в частные, которые характеризуют специфику правовой регламентации отдельных сфер ее циркуляции. Однако ни в теории, ни на практике не выработано единого подхода к частным правовым режимам информации, хотя отдельные сферы общественных отношений по ее поводу уже давно подверглись правовому опосредованию. Имеются в виду сферы правовой охраны интеллектуальной продукции, документированной информации и сфера регулирования режима сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую, государственную и некоторые другие виды тайн.

Отмеченное выше позволяет осуществить классификацию частных правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации. Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Критериями подобной классификации будут выступать мера важности и мера доступности тех или иных сведений. При этом следует иметь в виду, что абсолютно доступных сведений, в отношении которых установлен тот или иной режим, не существует. Всегда будут иметь место фактические или юридические препятствия, затрудняющие доступ к определенным блокам сведений.

Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификационное основание, сконструированное как мера доступности сведений, поскольку отражает форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Однако режим документированной информации не отвергает возможности отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных. По отношению к режиму документированной информации режимы свободного и ограниченного доступа будут являться юридически первичными.

Покажем подробнее существо охарактеризованных выше правовых режимов.

Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. С. 46, 252–253 и др.; Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16–29; Исаков В. Б. Правовые режимы и их совершенствование // 27 съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 34–39; Ерофеев Б. В. Земельное право России. Особенная часть: Учебник: В 2 ч. М., 1994.; Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994; Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993.

Свободный доступ — это бесплатный, быстрый, постоянный, полнотекстовый доступ в режиме реального времени к научным и учебным материалам, реализуемый для любого пользователя в глобальной информационной сети, осуществляемый по преимуществу к научно-исследовательским рецензируемым журналам.

Первое важное международное упоминание о свободном доступе содержится в Будапештской конференции по свободному доступу (англ.) в феврале 2002. За ней следовали заявление Бифезда (англ.) в июне 2003 и Берлинская декларация о свободном доступе к научным и гуманитарным знаниям (англ.) в октябре 2003.

Понятие свободного доступа широко обсуждается среди исследователей, учёных, работников библиотек, научных сотрудников, финансистов, государственных служащих и издателей. Несмотря на то, что существует реальное соглашение об общей концепции свободного доступа, идут заслуживающие внимания дебаты об экономическом аспекте финансирования деятельности по рецензированию публикуемых в свободном доступе произведений, надёжности и экономической выгоде самостоятельного депонирования.

В настоящее время можно отметить две основные тенденции в движении свободного доступа:

Более 90 % рецензируемых журналов поддерживают в каком-либо виде депонирование [1] . Примерно 10 % рецензируемых журналов в настоящее время находятся в свободном доступе [2] .

Содержание

Авторы

Основная причина, заставляющая авторов помещать произведения в свободный доступ — увеличение показателя важности.

Изыскания оплачиваются исследовательскими фондами; опубликованная статья — это скорее отчёт о проделанной работе, чем объект дохода. Чем больше используется, цитируется статья, чем больше ссылок делается на неё и чем больше работ основывается на ней, тем лучше для исследования и карьеры самого исследователя.

Более широкая идея свободного материала частично соотносится и со свободным доступом. Однако режим свободного материала подразумевает разрешение изменять его, свободный же доступ понимается только как свободная, ничем не ограниченная доступность материала. В научных публикациях принято поддерживать неизменность первоначального текста и ассоциировать его с определённым автором.

В то время как режим свободного доступа в настоящее время применим по большей части к результатам научных изысканий, создатель любого другого материала также может использовать механизмы депонирования и публикации, выработанные на его основе. Creative Commons предоставляют широкий круг типовых условий лицензионных соглашений для облегчения процесса обнародования.

Пользователи

Прямыми пользователями научных статей по большей части являются другие исследователи. Свободный доступ помогает им как читателям, предоставляя возможность ознакомиться со статьями в журналах, не выписываемых их библиотеками. Наибольшую пользу получают исследователи в развивающихся странах, где существуют университеты, вовсе не подписанные на научные журналы, хотя специально для них и открываются программы подписки по сниженным ценам или бесплатно. Всеобщая выгода очевидна, так как ни одна библиотека не может себе позволить подписаться на все научные журналы. Свободные доступ расширяет круг знаний за пределы академической школы.

Такой материал может читать любой человек — профессионал в свой сфере, исследователь смежного направления, журналист, политик, гражданский служащий или просто увлечённый пользователь.

Общественная выгода

Свободный доступ к результатам научных исследований важен для общества по нескольким причинам. Один из аргументов в его пользу состоит в том, что большинство исследований оплачено налогоплательщиками, которые должны иметь право доступа к результатам того, что они профинансировали. Многие люди серьёзно увлекаются предметами различных научных исследований. Можно указать и на авторов и редакторов Википедии, желающих найти источники для своих статей. Даже те, кто не читает научные публикации, косвенным образом получает выгоду от нахождения их в свободном доступе. Люди, не читающие медицинские журналы, предпочли бы, чтобы их доктор имел такой доступ. Позиция, отстаиваемая пропагандистами свободного доступа, состоит в том, что он ускоряет научный прогресс, продуктивность, передачу знаний. Ускорение процесса инноваций полезно. Школьники и студенты могут получить информацию, имеющую большое значение в их дальнейшем обучении.

Критики движения свободного доступа указывают, что нет доказательств малодоступности необходимой информации для тех, кто в ней нуждается. Несмотря на то, что ни одна библиотека не может подписать все журналы, почти все опубликованные работы могут быть получены с помощью межбиблиотечного запроса.

В развивающихся странах депонирование и публикация материалов в свободном доступе приобретает важное значение. Учёные, медики не имеют возможности централизованного получения научной литературы. Одна из самых известных — HINARI (англ.) , основанная и спонсированная ВОЗ.

Множество проектов свободного доступа включает международное сотрудничество. Например SCIELO (англ.) , представляющая собой всесторонний подход к полностью свободному доступу в опубликованных журналах, включает несколько латиноамериканских стран. Bioline International (англ.) — некоммерческая организация, созданная с целью помочь издателям в развивающихся странах, построена на сотрудничестве Великобритании, Канады и Бразилии. Bioline International Software используется по всему миру. Research Papers in Economics (англ.) представляют собой коллективный труд более 100 волонтёров из 45 стран.

Библиотеки и библиотекари

Библиотекари являются одними из ярых сторонников свободного доступа, потому что получение информации — это важнейший принцип их профессии. Свободный доступ позволяет убрать как ценовые, так и правовые барьеры, подрывающие усилия библиотек предоставить доступ к журнальной литературе. Многие библиотечные ассоциации подписали соглашения по совместному доступу. Библиотечные работники также склоняют на свою сторону преподавательский состав, администрацию ВУЗов.

В некоторых университетах, библиотека является также репозиторием. Некоторые также являются издателями периодической литературы, в том числе и журналов.

Оппозиция движению свободного доступа

Большое число противников свободного доступа составляют коммерческие издатели, бизнес-модель которых построена на предоставлении доступа к результатам исследований только тем лицам, которые платят за журнальную подписку. Аргументом в данном случае является потенциальная угроза институту рецензирования, имеющая схожее обоснование с так называемой угрозой демотивации, составляющей фундамент идейного обоснования института интеллектуальной собственности.

Существует мнение, что свободный доступ не является необходимым и может быть даже вредоносным. Идут дискуссии по поводу того, что некоторые виды информации нет надобности публиковать за пределами академических учреждений, по крайней мере, в некоторых областях знаний.

Есть также те, кто считает свободный доступ потенциальной причиной увеличения времени, затрачиваемого специалистами в какой-то области знания, на ознакомления с такими материалами, что в итоге может привести к уменьшению времени, затрачиваемого собственно на исследовательскую работу.

Многие критики, тем не менее, соглашаются с пропонентами свободного доступа по основным положениям концепции, ставя под сомнение лишь экономическую целесообразность такого подхода.

Читайте также: