Политические кризисы в международных отношениях кратко

Обновлено: 04.07.2024

Международный конфликт – это столкновение субъектов мировой политики в их взаимном стремлении к реализации своих целей и интересов, связанных, прежде всего, с изменением их политического статуса, достижением власти или ее перераспределением.

В основе любой конфликтной ситуации лежит противоположность интересов, позиций и взглядов сторон – участников конфликта. Международные конфликты не являются исключением. Они представляют собой особую разновидность международных отношений, в которые вступают государства на почве противоречия их интересов. Таким образом, субъектами международных конфликтов выступают государства или их коалиции.

Международные конфликты принято делить на три группы:

  • классические межгосударственные конфликты;
  • территориальные конфликты;
  • не территориальные конфликты.

Помимо этого международные конфликты поддаются множественной классификации по различным основаниям. Так, например, в зависимости от числа сторон, принимающих участие в конфликте, международные конфликты могут быть двух- и многосторонними. По территориальному охвату они делятся на глобальные, региональные и локальные. В зависимости от идейной стороны они могут быть идеологическими, этническими, религиозными.

По характеру протекания международные конфликты подразделяют на конфликты низкой и высокой интенсивности. К последним относятся войны. В зависимости от легальности выделяют международные конфликты, разрешенные и неразрешенные правом. К числу первых относятся оборонительные, национально-освободительные и антиколониальные конфликты, ко вторым – агрессивные, превентивные войны.

В зависимости от предмета спора международные конфликты могут вестись за ресурсы, территорию или сферы влияния. По характеру участия великих держав выделяют региональные, внутриблоковые и периферийные международные конфликты и мировые войны.

Готовые работы на аналогичную тему

Любой международный конфликт состоит из пяти последовательных стадий (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные этапы международных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сами по себе международные конфликты являются довольно сложными процессами и могут играть как позитивную, так и отрицательную роль. В соответствии с этим выделяют положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

К числу отрицательные функций международных конфликтов относят нестабильность и насилие, порождение беспорядков, возникновение неблагоприятных демографических процессов, усиление стрессового состояния психики населения в странах-участницах конфликта, а также возможность принятия неэффективных политических решений.

Что же положительного могут нести в себе международные конфликты? Прежде всего, они способствуют предотвращению стагнации международных отношений и стимулируют созидательные начала в поисках выходов из спорных ситуаций. Они способствуют мобилизации внутренних ресурсов государств и обеспечиваю внутреннюю консолидацию общества, укрепляя единство нации. Возникновение международного конфликта позволяет сторонам более четко осознать как собственные, так и противостоящие им интересы.

В современном мире международные конфликты имеют свою особую специфику. Проявляется она, прежде всего, в интернационализации региональных и локальных конфликтов, расширении состава и росте многообразия их участников, неравенстве сил участвующих в конфликте сторон, увеличении тяжести последствий конфликтов для гражданского населения. Урегулировать современные международные конфликты дипломатическими средствами становится все сложнее.

Сущность и особенности международных кризисов

Международный кризис – это международная ситуация, характеризующаяся наличием угрозы для первоочередных ценностей, интересов или целей актора.

Кризис является одним из форм проявления конфликта. Он представляет собой стадию обострения конфликта, характеризующуюся резким и внезапным ухудшением конфликтных отношений. Конфликт становится апогеем кризиса тогда, когда облекается в силовую (военную) форму.

Международные кризисы имеют двойственную природу. Их можно рассматривать с двух сторон:

  • как фазу развития международного конфликта;
  • как относительно самостоятельное явление мировой политики.

Как показывает практика, международные кризисы чаще всего начинаются с какого-либо инцидента, который резко обостряет отношения между сторонами, втянутыми в конфликтную ситуацию. При переходе международного конфликта в стадию кризиса многократно возрастает воздействие военного фактора. Именно поэтому международные кризисы часто соотносят с войнами.

Тем не менее, ситуация может развиваться и иным образом: не от конфликта через его обострение — к кризису, а, наоборот, от обострения кризиса — к развязыванию конфликтов.

Соотношение международных конфликтов и международных кризисов

На практике многие почему-то путают понятия международного конфликта и международного кризиса, всецело их отождествляя. Данный подход неверен. Понятия международного конфликта и международного кризиса тесно связаны между собой, но не тождественны друг другу. Они выступают в роли соотношения целого и части.

Международный кризис выступает лишь одной из возможных фаз международного конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта и стать его определенной стадией, означающей, что в своем развитии международный конфликт дошел до той грани, которая отделяет его от войны или вооруженного столкновения.

Понятие международного конфликта и международного кризиса могут как сближаться, так и расходиться. Так, например, потепление климата или уменьшение озонового слоя планеты являются кризисами, но при этом не влекут за собой конфликтов. Вместо этого они, наоборот, стимулируют мировое сообщество к сотрудничеству в сфере разработке мер по преодолению негативных последствий подобных явлений. Таким образом, международные кризисы могут быть не только стадией обострения международных конфликтов.

Кризис в политике
– это переломный момент в развитии
политического процесса, резкий
переход из одного качественного
состояния в другое.
– нарушения в организации и
функционировании политической
системы, расстройство прежних
взаимоотношений между субъектами
политического процесса – правящей
элитой и оппозицией, широкими
социальными слоями и т.д.

3. Авторитарная модель зарождения и развития политического кризиса

Внутренние
факторы
Внешние
факторы
конкуренция между
государствами,
участие в войнах,
давление
международных
сил
развитие новых
моделей производства,
структурные
перестройки,
появление новых
социальных сил, элит,
идеологий
Лидер,
элиты

4. Либеральная модель зарождения и развития политического кризиса

5. Условия перерастания политического кризиса в революцию (переворот)

Кризис дополняется:
• разрывом между элитой и
силовыми структурами,
• широким сопротивлением
господствующему образу
мышления,
• мобилизацией масс против
правящей элиты
?

6. Типы политических кризисовв

Внешнеполитические
кризисы
Кризисы
модернизации
Внутриполитические
кризисы
правительственный
парламентский
конституционный
социальнополитический
кризис
территориальной
целостности

7. Правительственный кризис

– потеря
исполнительной
властью
контроля над
ситуацией
– разрешается
перестановками в
правительстве или его
отставкой в полном
составе

8. Правительственный кризис

Механизм предотвращения:
политическая ответственность
правительства и его членов перед
парламентом или главой государства
юридическая ответственность членов
правительства за правонарушения

9. Правительственный кризис

Политическая ответственность
перед парламентом:
отказ в доверии,
вотум недоверия
отставка членов правительства
Политическая ответственность
перед главой государства:
смещение правительства
(министра)
?

10. Парламентский кризис

– это такое изменение соотношения
сил в органе законодательной
власти, когда парламент
оказывается не в состоянии
принимать решения или его
решения расходятся с волей
большинства граждан страны

11. Парламентский кризис

12. Конституционный кризис

– фактическое прекращение
действия основного закона страны
из-за утраты его легитимности в силу
каких-либо обстоятельств (например,
в отношениях между
конституционными органами
государственной власти).
– это переломный момент в развитии
политического процесса, резкий
переход из одного качественного
состояния в другое.
?

13. Конституционный кризис

14. Конституционный кризис

15. Конституционный кризис

16. Понятие политического кризиса

17. Л. А. Тихомиров

18. Л. А. Тихомиров

19. Социально-политический (общенациональный, системный, структурно-функциональный) кризис

– Поворотный момент в развитии
социально-политического процесса,
не обязательно ведущий к смене
властвующей элиты или
господствующей социальной группы,
но не исключающий этого.
?

20. Общенациональный кризис

21. Общенациональный кризис

22. Общенациональный кризис

Паралич власти (вакуум, диффузия) –
отсутствие единой политической воли и
способного ее реализовать на практике
методами государственно-правого
регулирования и принуждения
• Выход:
• Резкое
усиление
власти в
центре и на
местах

23. Кризис территориальной целостности

24. Кризис территориальной целостности

25. Кризис территориальной целостности

26. Типы политических кризисов

Внутриполитические
кризисы
Внешнеполитические
кризисы
Кризисы
модернизации
кризис
идентичности
кризис
проникновения
кризис
легитимности
кризис
регулирования
конфликтов
кризис участия
кризис
распределения

27. Кризис легитимности

• может возникнуть из-за отсутствия
признания правомочности
правительства принимать и
осуществлять наиболее важные
решения, притязания отдельных
конкурирующих элитных группировок на
власть, из-за острых разногласий и
конфликтов внутри элиты, а также между
элитой и обществом, оспаривания итогов
выборов и самих механизмов
легитимации власти со стороны
оппозиционно настроенных групп.
?

28. Кризис легитимности

Кризис традиционных политических
ценностей, невозможность власти
формировать и поддерживать убеждения в
оптимальности существующих политических
институтов для данного общества
Причины:
1) не все социальные группы в процессе
модернизации общества получают доступ к
сфере принятия политических решений
оппозиция правящей элите
2) в процессе реструктуризации политической
системы статус основных традиционных
институтов подвергается угрозе

29. Кризис легитимности

Преодоление кризиса:
1) обретение легитимности за счет
реально демонстрируемой
эффективности нового режима, прежде
всего в сфере экономики
2) постепенное проведение реформ,
предоставление гарантий сохранения
высокого статуса традиционным
институтам и группам, привлечение на
свою сторону консервативных
элементов
легитимация режима в глазах бывших
противников
3) поощрение разделения источников и
представителей политической власти

30. Кризис участия

31. Кризис участия

в ходе модернизации меняется степень,
характер и социальная база
политического участия, расширяется
круг лиц, имеющих право влиять на ход
политического процесса
появление политической оппозиции
различные формы взаимодействия
власти и оппозиции:
от подавления до сотрудничества в
ходе принятия политических решений

32. Кризис участия

Преодоление кризиса = решение
проблем:
1) обеспечения каналов для включения в
политическую жизнь групп, заявляющих
о своих претензиях на участие во
властных структурах
2) влияния на властные отношения
маргинальных слоев (такое влияние
радикализирует политические действия)
3) соответствия социальной базы
политических партий линиям
социальной дифференциации
(социальная база партий должна
охватывать не одну социальную группу,
а несколько).

33. Кризис регулирования конфликтов

• базируется на обострении
конфликтов переходного общества.
• В условиях отсутствия
эффективных институтов мирного
урегулирования и разрешения
конфликтов конфликты способны
выйти из-под контроля и привести
к насильственным столкновениям
различных социальных групп.

34. Кризис регулирования конфликтов

полная или частичная
неспособность
государственной
власти влиять на ход
политического
процесса в плане
решения возникших и
назревающих
противоречий,
регулировать
конфликты между
ведущими
участниками
политических
отношений

35. Кризис регулирования конфликтов

Регуляторы
политических конфликтов
институты гражданского общества
местное
самоуправление
семья
негосударственные
СМИ
добровольные
ассоциации
граждан
политические
партии и
движения
негосударственные
хозяйствующие
субъекты ЧП, ООО, ЗАО
религиозные
организации
научные
ассоциации
благотворительные
фонды
творческие
союзы
сфера
воспитания
сфера
образования

36. Кризис идентичности

• связан с выработкой новых форм
национального и политического
сознания, осознания себя народом как
единого политического сообщества,
своего места в мире, своих
национальных интересов и внешних
угроз и вызовов.
• Разногласия относительно территории,
оценки исторического прошлого,
этническая непримиримость способны
подорвать единство общества и
породить в нем дезинтегрирующие
конфликты.

37. Кризис проникновения

• может быть порожден
трудностями организации
вертикали власти,
несрабатыванием механизма
исполнения решений на низшем
уровне, конфликтом между
региональными и политическими
элитами.

38. Кризис распределения

• обусловлен несогласием
большей части общества
относительно принципов и
характера распределения
основных общественных благ:
собственности, земли, природных
ресурсов, социальной помощи и
т.п.

39. Типы политических кризисов

Внутриполитические
кризисы
Кризисы
модернизации
Внешнеполитические
кризисы
• вызываются расстройством
системы отношений государства с
одним или несколькими другими
государствами в результате
усиления противоречий между
ними и угрозы их перерастания в
открытый конфликт

40. Политические кризисы в международных отношениях

41. Политические кризисы в международных отношениях

42. Политические кризисы в международных отношениях

43. Политические кризисы в международных отношениях

Вовлеченность международных
организаций:
обсуждение ситуации
установление фактов
выражение осуждения
призыв к
вступлению в
переговоры
посредничество
арбитраж
санкции
миротворчество

44. Политические кризисы в международных отношениях

45. Политические кризисы в международных отношениях

2. Продолжительность кризиса
краткие (до 1 месяца)
средние (до 2 месяцев)
продолжительные (от двух месяцев)
• Современная тенденция – возрастание
продолжительных кризисов в связи с
расширением круга участников и
усложнением их взаимодействий

46. Политические кризисы в международных отношениях

Опасности международных кризисов:
угроза безопасности населения,
имущества, существования социальной
системы (принудительная эмиграция,
ухудшение правового положения
региональных структур), нарушения
экономических интересов государства
(прекращается доступ к ресурсам или
рынкам)
опасность для политической системы
(угроза свержения режима,
вмешательство других государств во
внутренние дела)

47. Политические кризисы в международных отношениях

угроза нарушения территориальной
целостности государства-актора (захват
территории, аннексия части территории)
угроза влиянию государства-актора в
системе международных отношений или
в региональной подсистеме
угроза существованию государства
(уничтожение населения, оккупация)

48. Политические кризисы в международных отношениях

3. Выход из кризиса:
путем соглашения (формального – в результате
подписания соглашения о перемирии, заключении
договора или полуформального – обмена
письмами, устных заявлений)
в результате одностороннего акта (действия
одного из акторов без согласия его противника,
например, вторжения на территорию противника,
победы в сражении)
при отсутствии соглашения (при взаимном
истощении)
Результаты кризиса могут быть определенными
(победа, поражение одного из акторов и пр.) и
неопределенными (компромисс, тупик)

49. Политические кризисы в международных отношениях

Telegram
Facebook
Instagram
Twitter
Vkontakte
RSS
Yandex.Dzen

Доцент Института исследований России и Евразии (IRES) Уппсальского университета, Швеция.

ORCID: 0000-0002-6111-5325
ResearcherID: A-6514-2019
Scopus Author ID: 14322163700

Введение

США и их союзники стремятся обеспечить себе максимальную свободу при реализации своих внешнеполитических целей, включая практику смены режимов, а для этого им потребовалось расширить пределы возможного, изменив то, как задумывались, воплощались на практике и разграничивались международные отношения. Для достижения этой тактической цели им потребовалось нивелировать идеи, заложенные несколько веков назад в основу Вестфальской системы международных отношений, поскольку они представляли собой преграду на пути избирательного применения силы в политике, экономике, дипломатии и военном деле против отдельных стран, режим которых было намечено сменить. И США далеко не одиноки в своём стремлении к этой цели, поскольку такую тактику применяют и другие страны. Однако они значительно уступают Вашингтону с точки зрения своей мощи и потенциала. США пока удаётся сохранять статус единственной мировой сверхдержавы, несмотря на достаточно убедительные попытки оспорить это господство.

Формирование общественного мнения и восприятия

Цель заключается в том, чтобы получить информационное превосходство над противником в информационной среде. Восприятие, убеждения и ценности участников определяются когнитивной сферой. Там формируются смыслы и принимаются решения. Именно в этом измерении происходят реальные сражения, определяются победители и проигравшие на основании таких неосязаемых факторов, как лидерство, нравственность, сплочённость, уровень подготовки и опыт, осознание ситуации и состояние общественного мнения. Вся информация в этой сфере проходит через фильтр человеческого восприятия.

Для достижения подрывных внешнеполитических целей посредством политических войн необходимо разрушить связи между элитой и народными массами, подорвать сплочённость элиты страны и тем самым затруднить процесс принятия решений и возможность реализовывать эффективные контрмеры. Одним из наиболее распространённых средств достижения этих целей в области международных отношений на современном этапе стало навязывание идеи о наличии кризисной ситуации, что предполагает и даёт возможность ввести чрезвычайные меры в силу якобы имеющих место чрезвычайных обстоятельств и таким образом выйти за рамки дипломатических норм и традиционных политических подходов.

Кризисы в международных отношениях

Внешняя политика и подрывная деятельность

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.

Предмет – часть международных отношений (сводят к теории международного общества).

Гоббс – война против всех. Она доминирует всегда в мо. Другое направление – естественное состояние как объект применения области мо. Мо берут свое начало от состояния анархии. Порядок установки м.б. верховным правительством. Мировое общество сводится к ведение порядку в обществе, порой посредством принуждения.

Целью создания комплексной системы знаний на основе этой теории:

1.необходимо акцентировать внимание на соперничестве независимых государств

2.на форуме межд. организаций (М. Уайт) анархия явл. еще реальным и преимущественным состоянием. Арон – конфликтология мо возможна. Из этих положений выходит концепция мирового общества.. приверженцы этой системы принимают трехполярную модель: класс, статус, сила.

Карибский кризис

Подведём итоги. Карибский кризис продолжался 38 дней. Мир находился на грани войны и уничтожения. Разрешение ситуации вокруг Кубы поставило в неловкое положение СССР, который, спровоцировав кризис, тем не менее, не смог с достоинством из него выйти. Престиж страны и лично Хрущёва упал. Многие историки утверждают, что это дипломатическое поражение послужило в дальнейшем одной из причин свержения его руководства. Много недовольных было также и в США (в особенности, среди военных, которые посчитали отказ от вторжения равносильным поражению США). Кастро считал вывод ракет предательством со стороны СССР.

Разрешение кризиса дало толчок новому периоду разрядки в напряжённости международных отношений. Стремление в дальнейшем предотвратить опасность войны проявилось в организации прямой линии связи между Кремлём и Белым домом.

Более или менее систематизированные представления о внешней поли­тике и международных отношениях стали формироваться лишь в эпо­ху Возрождения. Одним из первых мыслителей этой исторической эпохи, обратившихся к исследованию международных отношений, стал Никколо Макиавелли. Считая войну неизбежной спутницей человеческой истории по причине изначальной склонности людей к применению силы и испорченности общественных нравов, Н. Макиавелли полагал, что достижение всеобщего мира между народами невозможно. Главная задача государства во внешнеполитической деятельности — это эф­фективная защита своих интересов. А интерес и выгода — мотивы, лежащие в основе любой политики на международной арене.

В мирное урегулирование конфликтных ситуаций между государ­ствами Н. Макиавелли не верил, полагая, что только сила является реальным фактором политики. Он считал, что каждое государство должно стремиться к усилению, поскольку именно это даст возмож­ность ему достичь внешнеполитических целей. Делая ставку на силу, Н. Макиавелли предлагал отбросить не только моральные нормы, но и право. Лишь не останавливаясь перед насилием и обманом, можно добиться политического успеха в отношениях с другими государст­вами. Одновременно с этим, будучи горячим сторонником объедине­ния и освобождения своей страны, итальянский мыслитель выска­зался в пользу закрепления права народов на объединение и свободу от вмешательства извне, что можно считать одним из первых примеров провозглашения международно-правового принципа права на­ций на самоопределение.

Международные кризисы: типология и примеры.

Международные кризисы можно рассматривать как относительно самостоятельное явление мировой политики, и как фазу развития международного конфликта. Обычно кризис начинается с какого – либо инцидента, резко обостряющего отношения между втянутыми в конфликтную ситуацию сторонами. При переходе международного конфликта в фазу кризиса воздействие военного фактора многократно возрастает. Профессиональный долг военных заключается в способности обеспечить вооруженную защиту и реализацию национально – государственных интересов, формулируемых высшим политическим руководством. Когда военных начинают привлекать к принятию политических решении – они оказывают влияние, порой самое драматическое, на ход событий. Опасность возросла появления ядерного оружия во 2 половине 20 века и начало холодной войны. Наиболее серьезную угрозу всеобщему миру и безопасности представлял Карибский кризис, иначе говоря Кубинский ракетный кризис.

Опыт международных кризисов свидетельствует, что в такие периоды на принятие решений отводится очень мало времени, так как ход событий ускоряется. Дефицит времени сказывается на получении полной и достоверной информации, следовательно возрастает вероятность ошибок. По этим причинам в условиях международных кризисов необходимы особые подходы к принятию внешнеполитических решений, особые формы дипломатической деятельности, например, приемы челночной дипломатии, когда посредник перемещается между вовлеченными в конфликт сторонами.

5.Основные черты либеральной доктрины международной политики о путях предотвращения конфликтов.

либерализм - это либеральная теория, некая система философских и политических идей, оформившаяся на Западе в конце XVIII - начале XIX в. и опирающаяся на целую традицию в европейской общественной мысли, представленную именами Дж.Локка, Ш.Монтескье, А.Смита, И.Канта, В.Гумбольдта, Дж.Мэдисона, И.Бентама, Б.Констана, Дж.С.Милля и др. Будучи отражением процессов модернизации, начавшихся на Западе в XVI-XVII вв., либерализм вобрал в себя многое из наследия раннебуржуазной общественной мысли: в развитии его теории важную роль сыграли концепции онтологического индивидуализма, разработанные Т.Гоббсом и Дж.Локком и связанное с ним негативное понимание свободы, представление о связи свободы и частной собственности, обоснованное Локком, идеи веротерпимости, развивавшиеся в эпоху Реформации, принцип lassez-faire (“дайте действовать”), сформулированный французскими физиократами, теория разделения властей и доктрина верховенства права.

Авторы либеральных теорий использовали разные способы аргументации: либерализм опирался на утилитаризм и концепции естественных прав, идею автономии личности и теории общественного договора. Либеральная теория представляет собой определенное мировоззрение, имеющее философские, социальные, этические, экономические и политические аспекты, которые связаны друг с другом, взаимно друг друга дополняют, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Отдельные составляющие либеральных доктрин приобретают большую или меньшую значимость в зависимости от конкретных обстоятельств. И хотя теории политического или экономического либерализма опираются на соответствующие онтологические концепции, они имеют и свои собственные обоснования и потому иногда рассматриваются в отрыве друг от друга. В России, как и в странах Восточной Европы, в первые годы демократических преобразований либерализм воспринимался как наиболее естественная альтернатива коммунизму, как идеология модернизации и вестернизации.

Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других, обеспеченная разумными “правилами игры”, устанавливаемыми и поддерживаемыми государством - вот кредо “классического либерализма”. В качестве главной гарантии свободы рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось важное значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая. “Классические либералы” взяли на вооружение лозунг “laissez-faire”, сформулированный французскими физиократами (Кене, Мирабо, Тюрго) и развитый английскими экономистами А.Смитом и Д.Рикардо. Они разделяли уверенность в том, что, действуя свободно, без какого-либо принуждения со стороны власти, участники рыночных отношений не только наилучшим образом реализуют собственные интересы, которые никто не может знать лучше их самих, но и по “закону невидимой руки” будут способствовать максимализации общего блага.

Таким образом, “новый либерализм” решительно отказывался от классической доктрины “laissez-faire”, радикально пересмотрев отношение к свободной конкуренции и функциям государства. “Прежний либерализм рассматривал самостоятельную и конкурентную экономическую деятельность индивидов в качестве средства к достижению общественного благосостояния как цели. Каждый человек имеет свой собственный жизненный план и вправе его осуществлять. Право на достойное существование - индивидуальное, а не коллективное право. Социал-демократические концепции опираются на органическое представление об обществе, аргументы, связанные с моральными требованиями к обществу (социальная справедливость, равенство и т.п.) и идею коллективных прав.

На наш взгляд, к числу этих принципов относится, во-первых, индивидуализм, приоритет интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный человек с его естественными правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. В-третьих, важным принципом, характерным для либерального подхода, является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет определенные требования к характеру проводимых преобразований.

Читайте также: