Питирим и нижегородское старообрядчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников.

С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря.

С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской.

Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь.

С 1709 года – строитель этого монастыря.

23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.

С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода.

Скончался 8 мая 1738 года.

Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий.

Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них.

С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.

Вскоре для борьбы с расколом архимандрит Питирим был назначен царем Петром I на Нижегородскую епархию и приказал ему обращать староверов этой области в Православие. И в этом деле никакие препятствия не могли остановить его святой ревности, он имел в виду только Православие и спасение раскольников. И Бог, видя его истинное усердие ко благу Церкви, невидимо помогал ему и подкреплял во всех его трудах.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским за год до его кончины, он показал ему свои обличения против раскола, и святитель, видя пламенную ревность его, высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.

С глубоким самоотвержением Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники, и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась, проповедовал истину и обличал ложь.

Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом.

Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц, им основаны монастыри: мужской Кержебелбашский Успенский и два женских – Троицкий Белбашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.

Великие труды святителя сопровождались огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около восьмидесяти тысяч человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства.

Он много заботился о распространении духовного просвещения – домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ.

Архиепископ Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение. Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви.

Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.

Подвиги его, по словам Петра Великого, могут быть названы равноапостольскими.

Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ. Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом Питирим спасся от явной смерти. А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами.

Ко времени кончины архиепископа Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников.

Пращица противо вопросов раскольнических. – СПб., 1721; М., 1752.

Переписка с керженскими раскольниками в 1716 году // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 53–66.

Письма к царю и доношения Синоду // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 47, 83, 93.

Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. – СПб., 1720 и 1782.

Доношение Питиримово (царю) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1860.

Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 644–650.

Доклад архимандрита Питирима о раскольниках и другие бумаги // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 193, 194, 208, 210–220, 235–272.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 34–49, 64–65,77–78, 87–88, 90–103.

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913, прилож. – С. 49.

Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 56, 77, 82, 83, 84.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 623–624, пр. 62.

Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского с приложением новооткрытого Питиримова сочинения. – М., 1889.

Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721 – 1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1, примеч. – С. 6 и 8.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 336–337.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 18.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 606, 626, 686.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 18.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 300.

Исторический вестник. – СПб., 1885, февраль. – С. 466.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1881, май. – С. 173.

Православное обозрение. – М., 1863, январь. – С. 65–72.

Православный собеседник. – Казань, 1897, июнь. – С. 200.

Русский архив. – М., 1870, № 11. – С. 1957.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1633, 1811.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 23-а (кн. 47). – С. 735–736.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 8, ч. 1. – С. 180, 394, 507; ч. 2. – С. 155–158, 192, 429.

Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Нижегородская губерния с самого начала раскола в середине XVII столетия являлась одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этому приведем несколько фактов. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах, на реке Керженец, скит Смольяны (по преданию, в 1656 г.). По числу старообрядцев губерния (вместе с вошедшими позднее в ее состав двумя уездами Костромской губернии) занимала в 1912 году третье место среди великороссийских губерний и областей. И, наконец, в Нижегородской губернии находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий России.

В начале XX столетия на территории губернии (с упоминавшимися костромскими уездами) проживало более 140 тысяч старообрядцев тринадцати различных согласий.

Сергей Владимирович Рудаков

Белокриницкие

Подавляющее число нижегородских белокриницких были окружниками и находились в подчинении Рогожской архиепископии. Только около тысячи человек являлись представителями консервативного крыла согласия, не принявшего компромиссного с официальным православием окружного послания. Нижегородские неокружники делились на две ветви: иосифовцы и иовцы. Иовцы проживали по южной половине губернии, иосифовцы — в Заволжье и по берегам Волги. Как известно, епископ Иосиф Керженский имел своей резиденцией во второй половине XIX века скит в деревне Матвеевка (ныне Борский район). В начале XX века матвеевский женский скит по-прежнему был духовным центром губернского масштаба. Кроме него около Семенова имелся другой иосифовский скит — Чернухинский. Число иосифовцев не превышало нескольких сотен человек, составлявших 5-6 приходов.


Консерватизм неокружников проявлялся, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной идеологией и являвшейся ее частью официальным православием, что проявлялось, в частности, в неприятии госрегистрации общин по закону 1906 года (что сближало неокружников с консервативным крылом беспоповщины).

Беглопоповцы

Николай Бугров

Н.А. Бугров на свои средства строил не только храмы (не менее шести), но и организовывал старообрядческие школы, строил и содержал богадельни, проводил всероссийские съезды своего согласия и, наконец, организовал всероссийское братство — руководящий орган согласия (ввиду отсутствия у беглопоповцев иерархии), председателем которого он сам и состоял.

Беглопоповцев в 1912 году по официальным данным насчитывалось в Нижегородской губернии около четырнадцати тысяч человек. Почти все они проживали в заволжской части губернии. По степени консервативности заволжские беглопоповцы занимали гораздо более правое положение, чем белокриницкие. Вероятно, не последнюю роль здесь играл тот факт, что менталитет населения лесного Заволжья вообще более консервативен, чем у жителей Поволжья или южной зоны губернии. К тому же на идеологию нижегородских беглопоповцев не в малой степени влияли семеновские скиты — оплоты керженского благочестия и хранителей старинных обычаев. В начале XX века в окрестностях Семенова существовали три беглопоповских скита: Оленевский, Комаровский и Шарпанский, которые не смогли разрушить ни нижегородский архиерей Питирим с отрядами петровских солдат, ни правительство Николая I руками уездной полиции под руководством Мельникова-Печерского. Другим духовным центром согласия была знаменитая городецкая часовня с несколькими тысячами прихожан, обладавшая огромным авторитетом и богатейшим историко-культурным наследием.

Шарпанский скит, 1897 г. Семеновский уезд, Нижегородская губерния

В отличие от белокриницких, беглопоповцы не имели своего епископского чина, священство было весьма малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из новообрядческой церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики, отсюда и демократизм самоуправления общин и децентрализация согласия.

Оленевский скит. Скитские уставщицы. 1897 г. Семеновский уезд, Нижегородская губерния

Шарпанский скит. Молельня (внутренний вид) 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд

Поморцы

Группа старообрядцев-поморцев. Нижний Новгород

Самокрещенцы

Странники

В начале XX века на Нижегородчине существовало несколько зон распространения страннического согласия. Странники, проживавшие в районе Балахны — Городца, были связаны с главным центром российских странников — Ярославско-Костромским Поволжьем, а странники юга губернии поддерживали связи со странническими центрами Среднего Поволжья. Здешние странники (или как они себя называли — истинные православные христиане странствующие), как и во всей России, делились на странствующих и познамов (иначе странноприимцев, благодетелей). Число последователей этого согласия не превышало на Нижегородчине одной-двух тысяч человек.

Старопоморцы: федосеевцы и филипповцы

Старопоморцы федосеевского и филипповского согласий проживали в начале XX века в нескольких районах севера и запада области. Общее число их составляло свыше 20 тысяч человек. Если федосеевцы западной части ориентировались преимущественно на духовный центр Москвы — Преображенский монастырь, то федосеевцы севера — кроме Москвы еще и на Вятку и Казань. Поэтому когда московские и казанские федосеевцы разошлись по вопросу о принятии на моление супругов, то это разделение коснулось и федосеевцев северного Урень-края, которые представлены были с тех пор тремя ветвями: московской, казанской и филимоновской. Филимоновцы полностью идентифицируют себя с федосеевцами московскими, в качестве единственного различия с ними указывая на отношение к благам цивилизации. Так, огонь для возжигания свечей на моление они добывают только крецалом, считая спички делом нечистым т.п.

Старопоморцы-федосеевцы

Спасовцы

Согласие спасовцев большеначальных, отличительным признаком которых является прием неофитов чином отрицания ересей, распространено было в южной части губернии, где у них имелось несколько монастырей, выполнявших роль и школ, и богаделен, и духовных центров согласия. В начале XX века в Н. Новгороде было создано всероссийское братство, там же собирались соборы большеначальных, решавшие различные вероучительные вопросы.

Спасовцы малоначальные, принимавшие в свою братию через простой начал, проживали и на юге, и на западе Заволжья. Лидером их в начале XX века являлся Андрей Антипин из Ворсмы, написавший и издавший немало вероучительной литературы. Антипин также организовал всероссийское братство, объединившее общины малоначальных центра России.

Отдельное согласие составляли заволжские спасовцы, ведущие свое родословие от соловецкого инока Арсения, пришедшего на Керженец в 1677 года. Арсеньевцы, имея обычаи и уставы, сходные с большеначальными, стояли на более консервативных позициях, в частности, были противообщинниками.

Современное состояние согласий

Тенденции очевидны: немногочисленные и консервативные согласия беспоповщины медленно, но верно исчезают вместе с породившим их миром русской деревни. Носителей крестьянской идеологии остается все меньше и меньше. Совершенно исчезли, слившись с родственными согласиями, самокрещенцы, неокружники и странники. Крайне мало осталось филипповцев (5-6 общин) — Тонкинский, Шахунский районы, заволжских спасовцев-арсентьевцев (десятка два малочисленных приходов) — Семеновский, Борский, Уренский, Городецкий районы. Глухая и строгая нетовщина потеряли свои отличительные признаки, приняв водное крещение от своих наставников (общее число общин 4-5) — Арзамасский, Воротынский районы. Братии малоначальных и большеначальных спасовцев становятся все малочисленней и остались почти без настоятелей (общее число приходов не более 20 при среднем числе прихожан 10-20 человек) — Н.Новгород, Арзамасский, Гагинский, Кстовский районы. Во всех упомянутых согласиях мало молодежи и соответственно нет передачи богатейшей устной традиции молодому поколению.

Несколько лучше обстоят дела у поморцев, части федосеевцев и поповских согласий.

Поморцам удалось создать свой мощный центр в Нижнем Новгороде, где сосредоточилась сегодня самая большая община в области (до тысячи человек). Кроме того, в области существует около 30 поморских общин численностью в 30-100 человек — Ковернинский, Семеновский, Городецкий, Борский, Кстовский, Арзамасский, Бутурлинский, Лысковский и другие районы.

 Нижегородская Древлеправославная Поморская Община Покрова Пресвятой Богородицы

Что касается казанских федосеевцев (крепковеров) и филимоновцев, то их ныне не более полусотни вместе взятых. Тем не менее, они имеют свои моленные, духовных отцов, и сливаться с московскими не собираются — все они уверены, что умрут в своей вере.

Помимо староверов, проживающих компактно и объединенных в приходы, в области в многочисленных деревнях проживают старообрядцы, не посещающие тот или иной приход и молящиеся в домашних условиях либо в одиночку, либо с домочадцами. Часто они, сознавая себя староверами, не идентифицируют себя с каким-либо согласием. Количество этих старообрядцев (в подавляющем числе беспоповцев) трудно установить.

Белокриницкое согласие в Нижегородской области обладает на сегодняшний день самым мощным потенциалом. В первую очередь, это самый многочисленный (после Москвы) приход в Нижнем Новгороде (до 10 тысяч прихожан), где существует передача традиций молодому поколению (в частности, традиции крюкового пения).

Храм Успения Пресвятой Богородицы РПСЦ. Нижний Новгород

Таким образом, несмотря на то, что палитра нижегородского старообрядчества потеряла некоторые свои яркие цвета, а иные значительно потускнели, оставшаяся часть продолжает сохранять историко-культурное наследие наших предков, привлекая к себе внимание как специалистов самых разных отраслей гуманитарных наук, так и всех людей, интересующихся и тянущихся к своим корням, к своей родовой памяти.

В общей сложности в Нижегородской области в начале XXI века проживало около 80 тыс. староверов девяти согласий (не учитываются те, кто, имея староверское крещение, посещает приходы РПЦ и идентифицирует себя с официальным православием).

В миру Петр, родился в 1665 г. в с. Горицах, близ г. Шуи, в семье старообрядцев и получил воспитание, согласное с их духом.

С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к старообрядцам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий.

Пылая ревностью к защите раскола, он обратился к изучению соборных постановлений и творений св. отцев Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением отказался от них и перешел в лоно Православной Церкви.

С 1707 г. ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской.

Встретясь со святителем Димитрием Ростовским (+ 1709) за год до его кончины, Питирим показал ему свои обличения против раскола, и святитель высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.

В 1717 г. (или 1718) г. возведен в сан архимандрита.

Епископ Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась проповедовал истину и обличал ложь.

К 1737 г. он уничтожил почти все скиты керженские и чернораменские, ставшие рассадниками раскола, так что уцелели только бедные остатки двух из них, Оленевского и Шарапанского.

Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около 80.000 человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства. Ко времени кончины архиеп. Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников. Кроме борьбы с расколом он обращал к христианской вере и иноверцев.

Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц им основаны монастыри: мужской Кержебельмашский Успенский и два женских - Троицкий Бельмашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.

Он много заботился о распространении духовного просвещения - домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в 2-х нижегородских школах, присоединив к ним 3-ю новую, высшую под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться семинариями. Всего в своей епархии он учредил 13 приготовительных к семинарскому образованию школ.

24 мая 1724 г. возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.

С 21 июля 1730 г. - член Св. Синода.

Архиеп. Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение.

Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.

Труды

  • Пращица. СПб, 1721. М., 1752.
  • Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. (Ист. Нижегор. иерархии, с. 53-66).
  • Письма к царю и доношения Синоду (там же, с. 47, 83, 93).
  • Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
  • Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
  • Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах (Есипов Раскольничьи дела. СПб, 1861, с. 644-650).
  • Доклад архим. Питирима о раскольниках и др. бумаги (там же, с. 193, 194, 208, 210-220, 235, 272).

Литература

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Питирим и старообрядчество в нижегородском Поволжье

Какие люди были раньше, можно сказать “не то, что ныняшнее племя”. Знаете, с чего начинают утреннюю молитву некоторые старообрядцы? Правильно, с проклятий в адрес Петра I и Питирима. Что-же такого нужно было сделать, чтобы до сих пор тебя проклинали и ненавидели?

Но вот в 1719 году Питирим становится епископом Нижегородским и Арзамасским, фактически "подвинув" с этой должности прошлого епископа-консерватора, Филарета. С этих самых пор начинаются наиболее грандиозные в то время гонения на старообрядцев. До сих пор остается загадкой, почему же сам Питирим, будучи выходцем из традиционной старообрядческой семьи, а также видным деятелем старообрядчества на Ветке (один из религиозных центров, граница с Польшей), практически "сменил" веру.

Методы нового епископа были довольно интересны. Поочередно он вызывал к себе всех священнослужителей области и просил их написать списки "раскольников", состоящих в их приходах, для последующего обложения их двойным налогом. Священники, само собой, отказывались. Тогда Питирим сажал их в камеру при монастыре и держал там до того, пока они не напишут необходимые списки. Причем, бывало, Питирим пускал в ход не только молитву и доброе слово для убеждение попов, но и собственные кулаки. Зачастую настоящих раскольников в приходах не было, тогда священники "закладывали" обычных прихожан, внося из в списки как "раскольников". Тех, конечно, облагали двойной податью, за что прихожане не были благодарны своему священнику. Но самое интересно заключалось в том, что Питирим обещал оставлять на своих местах "покаявшихся" священников, а на деле сразу после написания признательной их отправляли в ссылку. Потому что по действующему тогда законодательству укрывание раскольников каралось весьма жестко.

Такая политика Питирима имела несколько важных последствий.

1) Уже через 3 года служить в храмах было просто некому. Сослано было большинство служителей, а выпускники семинарий других городов и весей не спешили в нижегородчину.
2) Соответственно, Питирим предпринимает весьма грамотные шаги в разрешении сложившейся проблемы дефицита кадров: он открывает Нижегородскую семинарию и ряд приходских школ для подготовки собственных кадров. И это внесло определенный вклад в развитие образования Нижегородской области.
3) Под страхом разорения от двойного налога все большее число крестьян переходит в официальное православие, а самые принципиальные старообрядцы бегут в соседние области и даже за Урал.
4) Активность Питирима укрепляет позиции нижегородской епархии, которая в начале своего существования считалась беднейшей в России. Теперь же нижегородская епархия - один из важнейших центров официального православия.

Остаются открытыми вопросы, касающиеся личности самого Питирима. Почему он сменил веру? Чем обусловлено его рвение в искоренении раскола? Так что, если вам что-либо известно поданному вопросу - прошу писать :)

Читайте также: