Политические идеи в истории человеческой цивилизации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные формы совместного сосуществования. Многие мечтали об идеальном, справедливом устройстве жизни, мудрых правителях. Первые представления о власти, государстве, политике органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Первые политические воззрения составили фундамент последующей, в том числе и современной политической науки и практики. Ведь сами люди, отношения между ними, если рассматривать основные модели, не очень изменились за несколько тысячелетий.

Политическая мысль Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай) исходила из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка.

Последователи Шан Яна (400–338 гг. до н. э.) — легисты или законники, напротив, идеальным типом высшего руководителя считали правителя-деспота, который с помощью жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства, жестких законов, регламентов воспитывает в подданных истинную добродетель.

Преобладание деспотических форм правления в государствах Древнего Востока современные исследователи связывают с необходимостью принудительной организации больших масс людей для создания и поддержания ирригационных систем земледелия.

Античная политическая мысль обобщала опыт возникновения и развития полисной организации общества. Полис составляли частные собственники небольших участков земли. Древнегреческое общество делилось на богатых и бедных, рабов и рабовладельцев, полноправных граждан и лиц с ограниченными правами.

Таблица 5. Политический строй государств от древности до Нового времени


Таблица 6. Становление мировой политической мысли



Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Политические теории, изменившие мир. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г

6. Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г Политическая мысль в России возникла в Древней Руси. Владимир I (правил в 980–1015 гг.) принял в 988 г. христианство в византийском варианте, использовал христианскую религию для обоснования божественного

Глава 13. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли в России

Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем Китае

Пролог На пути к империи: классические течения политической мысли в Древнем

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В

69. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УТОПИЧЕСКИХ И РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО—ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а

78. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НАЧАЛЕ XIX В

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм

3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм Таким образом, с возникновением капитализма открытие экономических отношений стало неизбежным. Однако процесс научного осознания их существование, причем существования объективного, был далеко не прост. С началом

8.3. Эволюция политической системы

8.3. Эволюция политической системы Одна из сложных и до сих пор нерешенных проблем — установление происхождения славян, история их расселения, разделение на восточных, западных и южных.Славяне становятся значительной политической силой с конца V в., когда на Дунае с ними

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи

4.3. Возникновение и эволюция патриархического брака и патриархической семьи У подавляющего большинства народов ячейка частной собственности возникла на базе семьи. В принципе элементарная, или нуклеарная семья, т.е. состоящая из мужа, жены и детей, вполне могла стать

Возникновение и эволюция казачества в Украине

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В

40. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVII В Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Каждая из

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси

§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской

Измерители времени в древности

Измерители времени в древности Пока человек достиг выделки таких часов, которые идут с точностью до секунды, успели пройти тысячелетия. Посмотрим какими путями шло развитие часового искусства.Уже в древнейшие времена люди умели измерять день, хотя не с точностью до


Оглавление

  • Генезис политической мысли в истории общества

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Т. А. Ильина, составление, 2010

Генезис политической мысли в истории общества

Политология изучает жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений и включает в себя историю политической мысли, политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию. Как науки эти отрасли политологии сформировались только в последние столетия, хотя политика существовала всегда, и всегда были попытки найти в ней некоторые закономерности, чтобы объяснить, почему то или иное общество развивается тем или иным образом.

Первые политологические сочинения и идеи можно отнести к далекому прошлому, к эпохе разложения первобытнообщинного строя и создания первых государств. В эту эпоху, конечно, не было понятия политологии, но существовало понятие власти как таковой. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Миф не подвергался сомнению. С мифами тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Согласно древним мифам земные порядки трактовались как неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. Существующий политико-правовой порядок закреплялся божественным авторитетом. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.

В Древнем Иране, исповедующем зороастризм, государство считалось земным воплощением небесного царства Ахурамазды, монарх являлся служителем Ахурамазды, он должен был бороться против зла, насаждать добро, что возможно только при сильной власти (персы склонялись к деспотии), основанной на идеалах любви, прощения, мира и милосердия. Сословное деление общества, по зороастризму, основывалось на свободном выборе человеком того или иного рода занятий.

В древнеиндийском обществе существовало два подхода к появлению царской власти: 1) создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); 2) избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

В обществе господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами. Само общество было жестко стратифицировано, что закреплялось в религии древних индийцев — брахманизме. Вайшьи и шудры считались непривилегированными кастами.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой император — отец всех подданных, поддерживал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюньцзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. Он считал лучшей формой правления аристократию (причем правящей аристократией он именовал мудрецов), а в правителе видел сына (представителя) бога на земле, деяния которого никто не вправе критиковать.

Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона; к последнему он относился отрицательно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не богом. Вместе с тем философ признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Помощниками государя в деле управления государством он считал чиновников, хотя вся полнота государственной власти должна быть в руках императора. Подданные должны соответствовать их социальному статусу, дабы каждый знал свое место, свои права и обязанности. Они должны держаться предначертанного жизненного пути (дао), быть бескомпромиссными в главном. Именно эта идеология была выбрана в Китае как официальная и продержалась со II века до н. э. до 1949 г.

На раннем этапе развития конфуцианства, когда оно не успело еще стать официальной идеологией, из него тем не менее вышел моизм — учение Мо-Цзы, который выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви и идеи эгалитаризма: отказ от роскоши и утонченной культуры древнекитайской аристократии, усложненных церемоний, введение государством общеобязательных законов, которые должны выполняться подданными под страхом неумолимого наказания. Его идея была простой: если мир создан Небом, то основная цель Неба — сделать мир чище и добрей, воля Неба направлена на построение более справедливого общества, а нарушение воли Неба приводит к взаимной ненависти, к взаимному вреду, и нарушители непременно будут наказаны Небом.

В Европе политическая мысль получила развитие в древнегреческих полисах-государствах. Политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих сообществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, хождение представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Первыми настоящими теоретиками права, государства, политики были софисты. Среди старших софистов называют Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта. Среди младших софистов — Фразимаха, Калликла, Ликофрона.

Фразимах из Халкидона (вторая половина V в. до н. э.) утверждал, что: 1) существует принцип властвования: выгода сильнейшего; 2) в каждом государстве силу имеет тот, кто стоит у власти; 3) любая власть, установив свои законы, объявляет их справедливыми; 4) подданные всегда делают то, что угодно правителю, поскольку сила у него.

В противовес ему сторонник аристократии Калликл считал, что законы издают не сильные, а слабые (демос), чтобы ограничить и запугать сильных (аристократию).

Гиппий первым противопоставил природу (фюсис) и закон (номос). Он считал, что законы природы представляют истинное, естественное право, и что по природе, а не по закону, люди равны между собой. Для Гиппия естественное право равно справедливости, а естественные законы одинаково хорошо и четко выполняются в любой стране.

В целом софисты утверждали, что в отличие от естественного права закон, который дается государством, не соответствует человеческому естеству, он устанавливает искусственные требования и ограничения, противоречит человеческой природе, лишен необходимости, так как постоянно меняется, а предписания юридического закона условны и враждебны человеческой природе. Антифонт делал вывод, что человеческие законы (в отличие от законов природы) можно безнаказанно нарушить.

Противник софистов Сократ считал, что общество обязано всегда соблюдать принцип законности. По его мнению, законность состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства, а свобода — прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Законы должны действовать для всех в равной мере, без исключений, все законы взаимозависимы, поскольку обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Если этого нет, то государство вырождается, правильная форма правления переходит в неправильную. К правильным формам правления он относил царство, аристократию, правильную демократию. К неправильным — тиранию, олигархию, неправильную демократию. Впоследствии в переработке Аристотеля эта классификация стала классической.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).

Платон резко критиковал афинскую демократию, принципы которой отстаивали софисты, считавшие, что управлять государством может каждый. Платон ориентировался на правление философов и рисовал картину идеального государства — в нем каждая личность является частью единого целого, каждый знает свое дело.

Население идеального государства разделено на три сословия, соответствующие трем началам человеческой души: разумное начало — философы, яростное начало — воины, вожделеющее начало — производители. Философы-правители являются совещательным началом государства, воины — защитным началом государства, производители — деловым началом государства. Платон предполагает справедливость, основанную на сословном разделении труда и общественных обязанностей.

Причем Платон говорит о геометрической гармонии, геометрическом равенстве, которые можно построить, только соблюдая иерархию: философы руководят воинами и производителями, воины, в свою очередь, — только производителями. Получается треугольник, на вершине которого — философы. Два высших сословия (философы и воины) не имеют частной собственности и семьи, а воспитанием их детей занимается государство. Это своего рода государственные люди. Их задача в том, чтобы государство работало без сбоев.

Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными различиями. Философы и воины наделены особыми качествами и воспитаны так, чтобы управлять или защищать. Переход из сословия в сословие практически невозможен, и только в редких случаях — из сословия философов в сословие воинов и наоборот. Равные права с мужчинами имеют женщины, но они не могут быть философами. Производители лишены возможности управлять и защищать, но взамен этого они могут наслаждаться безбедной жизнью. Государство решает, какой должна быть эта жизнь.

Основная цель идеального государства Платона — счастье для всех, единство и единомыслие членов общества, в котором нет ни бедности, ни богатства. Позднее Платон даже вычислил оптимальное количество жителей своего идеального государства — 5 040 человек; государство управляется 37 мудрейшими и Верховным Советом из 460 избранных граждан.

Причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Каждая форма правления гибнет из-за внутренних противоречий. А выход Платон видел в возврате к изначальной аристократии философов — правлению мудрых.

Рабство философ считал совершенно необходимым: к рабам должны относиться преступники (по закону) и неэллины-варвары (по природе). Семью и собственность Аристотель считал естественными явлениями, а государство выводил из существования семьи: оно образуется вследствие природного влечения людей к общению. Государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, оно является целью существования семьи и селения.

Многообразие форм политического устройства он видел в том, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных, частей: у каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления; одни народы поддаются только деспотической или царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства.

Правильные формы правления.

Аристократия — форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами людей, правящих в интересах общества.

Неправильные формы правления.

Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека.

Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.

Опираться полития должна на средний класс (перекос в сторону богатых приведет к олигархии, перекос в сторону бедных — к крайней демократии), власть должна быть разделена между различными социальными группами, для создания стабильного среднего класса часть земли и рабов должна находиться в общей собственности всего народа, другая часть — в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны отдавать нуждающимся (таким образом можно избежать социальных взрывов).

Во времена Рима весьма актуальные для современности идеи высказал мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В правовой и политический обиход Цицерон вводит понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения, определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Цицерон считает народ не толпой, а сообществом, образованным на основе согласия всех в понимании права и общего интереса, а в государстве видит правовой союз, правовое общение, впервые в истории озвучивая идею правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

Наилучшим образом, по его мнению, объединены царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода в совершенной смешанной форме правления. Но он предупреждал, что правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть — в тиранию, власть оптиматов — в олигархию и плутократию, демократия — в охлократию. В последнем случае исчезает не только право, но и государство как таковое.

Новое понимание идеи власти связано с появлением монотеистической религии христианства. Создатели христианской традиции в истолковании Закона Божьего исходили из признания необходимым исполнять требования свода священных законов и их вечной ценности и действенности, но появились и новые положения:

1) принцип эквивалентности в разрешении возникающих конфликтов;

2) принцип равенства людей по природе (как творение Божие);

3) восприятие человека существом, обладающим разумом и свободой воли (в частности, свободой выбора между верой и безверием);

4) установление в раннехристианской общине принципов своеобразного коммунизма;

5) провозглашение принципа лояльности к государственной власти.

Ранние христиане не стремились изменить общественное и государственное устройство, они желали преобразовать души людей. Со временем христианство стало превращаться из гонимой в государственную религию. Христиане стали признавать частную собственность, внутри раннехристианских общин сформировалось духовенство, идеи равенства стали забываться. Когда в IV в. римский император Константин I Великий придал христианству государственный статус, идея равенства была окончательно забыта.

В средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а политические проблемы виделись частью теологических проблем.

По мнению крупнейшего католического теолога Августина Аврелия (353–430), деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Он считал, что Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу). Поскольку государство и право принадлежат людям, они имеют греховную природу, но в то же время приемлемы, пока не противоречат интересам церкви.

В государстве обязательно должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены мириться со светскими властями. Источник греховности земной жизни он видел в господстве человека над человеком, что приводит к рабству, которое будет продолжаться до Второго пришествия и Судного дня.

Христианская политическая доктрина (Августин Блаженный). Полити­ческая философия Фомы Аквинского.

Русская политическая мысль в XI - XIV вв. Практически-политическая направленность политических идей. Основные этапы развития.

Политические учения в России в период образования и укрепления аб­солютизма. Политическая идеология феодальных защитников абсолютизма. Политическая программа нарождавшейся буржуазии (И.Т. Посошков).

Дворянский и буржуазный либерализм первой половины XIX в. Проек­ты государственных преобразований М. М. Сперанского. Политические идеи славянофилов и западников. Вклад просветителей 30-40-х гг. в разви­тие политической мысли.

Политическая идеология революционных демократов в XIX в., исследова­ния феодального и буржуазного государства А.И. Герценом, В.Г. Белинским и Н. Г Чернышевским. Революционное народничество 60-70-х гг. и его основные течения. Политические взгляды М. А. Бакунина, П. А. Лаврова, П. Н. Ткачева.

Распространение марксистской политической теории в России. Вопросы власти, экономики и политики в теоретических работах В.И. Ленина. Политичес­кие идеи Г.В. Плеханова, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина.

Представления о политическом будущем России Н. Бердяева, С. Франка, П. Новгородцева, И. Ильина и др.

Природа человека и политическая теория: 3. Фрейд, Э. Фромм, Г. Маркузе. Бихевиористское направление в политологии: Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам. Инсти­туциональный и системный подход к политической науке. М. Дюверже, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Н. Луман.

Консервативные политические теории. Идейные истоки консерватизма. Авторитарный этатизм К. Шмитта. Критика либерализма. Новые теории демократии. Р. Арон о демократии. Р. Даль: теория элитарной демократии. Модернизм и постмодернизм в политической мысли.

Христианская политическая доктрина (Августин Блаженный). Полити­ческая философия Фомы Аквинского.




Русская политическая мысль в XI - XIV вв. Практически-политическая направленность политических идей. Основные этапы развития.

Политические учения в России в период образования и укрепления аб­солютизма. Политическая идеология феодальных защитников абсолютизма. Политическая программа нарождавшейся буржуазии (И.Т. Посошков).

Дворянский и буржуазный либерализм первой половины XIX в. Проек­ты государственных преобразований М. М. Сперанского. Политические идеи славянофилов и западников. Вклад просветителей 30-40-х гг. в разви­тие политической мысли.

Политическая идеология революционных демократов в XIX в., исследова­ния феодального и буржуазного государства А.И. Герценом, В.Г. Белинским и Н. Г Чернышевским. Революционное народничество 60-70-х гг. и его основные течения. Политические взгляды М. А. Бакунина, П. А. Лаврова, П. Н. Ткачева.

Распространение марксистской политической теории в России. Вопросы власти, экономики и политики в теоретических работах В.И. Ленина. Политичес­кие идеи Г.В. Плеханова, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина.

Представления о политическом будущем России Н. Бердяева, С. Франка, П. Новгородцева, И. Ильина и др.

Природа человека и политическая теория: 3. Фрейд, Э. Фромм, Г. Маркузе. Бихевиористское направление в политологии: Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам. Инсти­туциональный и системный подход к политической науке. М. Дюверже, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, Н. Луман.

Консервативные политические теории. Идейные истоки консерватизма. Авторитарный этатизм К. Шмитта. Критика либерализма. Новые теории демократии. Р. Арон о демократии. Р. Даль: теория элитарной демократии. Модернизм и постмодернизм в политической мысли.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Читайте также: