Соната 1 бетховен кратко

Обновлено: 01.06.2024

Файлы: 1 файл

бетховен соната фамоль.doc

Среди музыкального наследия Людвига ван Бетховена одной из важнейших областей следует считать фортепианные сонаты. Фортепиано было любимым инструментом композитора, оно давало возможность услышать сложившееся в мысли и помогало готовиться к осуществлению замыслов, выходящих за пределы фортепиано как такового. Как и у многих других композиторов (Лист, Рахманинов, Скрябин, Шопен, Шуман и др.), у Бетховена образы, формы, логика мышления фортепианных сонат играли громадную роль в творчестве вообще.

I часть Сонатное allegro.

Первая часть отличается сжатой лаконичной формой и органичностью развития.

Экспозицию открывает ГП – энергичная и целеустремленная, хотя нюанс p говорит о том, что эти качества скрыты и разовьются впоследствии. Тема изложена в структуре первого предложения периода (8 тактов) с остановкой на доминанте (серединная каденция). Волевое начало проявляется в теме благодаря интонационному строю и интервальному составу мелодии. Мелодия имеет ведущее значение. В теме два контрастных элемента: 1 – это восходящее по звукам тоники движение; затактовый мотив – ход на кварту – дает импульс к движению, такому стремительному, что за один такт достигается вершина (звук as), стремительность подчеркивается одноголосным (без сопровождения) изложением и штрихом staccato. 2 элемент – (2 такт) – триольное опевание тоники – характер лиричный и порывистый; контрастность выражена в нисходящем движении, интонации секунды, неровной ритмике и гомофонной романтической фактуре. Гармония простая – аккорды Т и D.

Все предложение по структуре – 2+2+1+1+2 – дробление с замыканием, что подчёркивает лаконичность и экспрессивность темы. Главная тема имеет большой потенциал развития в дальнейшем.

Связующий раздел - Второе предложение периода (с 9 т.) выполняет функцию связки со Св.Р., на материале ГП. – это начало Св.Р. Звучит проведение зачина ГП в c-moll (натуральная доминанта). Дальнейшее развитие Св.Р. происходит в имитационных повторах 2 элемента ГП, что создает характер растерянности, неуверенности. Фактура аккордовая, но в голосах присутствует свое ритмическое и гармоническое движение, возникает полифония звучания, движение замедляется, изменяется характер, в тональном плане модуляция в As-dur: t64 – s7 – VII43 = D43 As - T3 – S7 – DD65 – D. После модуляции в 16 т. Организовывается метроритмическое движение. На фоне гармоний S, DD, D в ритмическом рисунке верхнего голоса возникают синкопы, а в мелодию предвосхищаются интонации ПП.

Мелодическая линия ПП представляет собой обращение темы ГП: если главная начиналась квартовым ходом и движением вверх, а заканчивалась скрытой секундовой интонацией, то в ПП – в начале ламентозная экспрессивная секунда, а в конце фразы кварта. Экспрессивность ПП раскрывается также в двуэлементности – при общей цельности музыкального мотива, контраст динамики p – в секундовой интонации и sf – в звучании кварты, членит тему на два элемента.

Звучание темы стремительно и бурно – благодаря моторной фактуре и доминантовому органному пункту. Мелодический мотив повторяется дважды, напряженно как возглас, и в третьем проведении обрывается мотивным вычленением секундовой интонации (с 26 т.) в восходящем движении. Характер становится суетливым, нервозным, возрастает напряжение, все повышается тесситура звучания, интонации обостряются тритонами (ум.5) (27-28тт.) и ум.7 (30 т.). Короткие трехнотные ямбические (без сильной доли) мотивы в высокой тесситуре приводят к зоне кульминации.

Разработка построена на материале ГП и ПП и очень драматична. Вступительный раздел начинается с проведения зачина (1 элемента) ГП в As-dur. В первый момент кажется, что это проведение тема, как в Экспозиции, однако тут же следует быстрый переход к материалу Св.Р.. После тематического ядра (2 такта), звучит мотив с форшлагом – анадолгичный мотиву из 5-6 тт. – развития ГП. В следующем 3хтакотовом мотиве (с 52 т.) происходит модуляция в b-moll – новую тональность ПП; это уход в субдоминантовую сферу. По строению проведение темы проходит также, как в Экспозиции – две двутактовых фразы с контрастной динамикой внутри, третья прерывается короткими мотивами в восходящем движении с нарастающей динамикой. С 64 по 67 тт. проводится две фразы ПП на б2 выше, в тональности c-moll. С 68 т. Голоса меняются местами: тревожный фон восьмых длительностей – в верхнем голосе, а тем – в нижнем, изложена в развитии, в виде трех звеньев секвенции с шагом на б2, т.е.

Тема приобретает мрачный характер, спускаясь в низкий регистр.

Одновременно с секвенционным развитием в верхнем голосе мелькает дважды короткий мотив с интонацией м2 (69, 71 тт.). нисходящие фразы ПП, таким образом, приобретают характер тревожной неотступной навязчивой идеи. С 73 т. Беспокойство усиливается в момент вступления синкоп в басу и перекликающихся с ними восклицаний в верхнем голосе (73 – 77 тт.).

Последующий период (с 81 т.) постепенное успокоение после бурного порыва, когда напряженность исчезла, но эмоции еще не улеглись. Возвращаются короткие мотивы – жалобные, слабые на фоне доминантового органного пункта в нижнем голосе. Затем к мотивам добавляется трель, внося элемент драматического трепета; мотивы идут в восходящем движении, из жалобных (секунда, терция), становясь патетическими (квинта). С 90 т. Одноголосный секундовый (м2) мотив удваивается в октаву - в верхнем регистре на decrescendo это звучит порывисто, с отчаянием и одновременно безнадежно. В расслоенном нижнем голосе – внизу доминантовый органный пункт, а вверху мелодическая линия, состоящая из секундовых и терцовых интонаций и соответствующая характеру верхнего голоса.

Органный пункт на доминанте, обычный для классиков прием в конце Разработки, переходит в Репризу не сразу, а через небольшой связующий эпизод (шесть тактов – 96 – 101 тт.), возвращающий к характерному для ГП движению четвертями.

Эпизод наполнен звучанием нисходящих одновременных секунд и терций нижних голосов в сочетании с триольными фигурами из Св.Р. в верхнем голосе. Движение нисходящее, но динамика нарастает к f, к началу Репризы.

Тональное развитие Разработки невелико: As – b – c – f, но драматично, о чем говорит тяготение к минорным тональностям.

Некоторые изменения Репризы очень харАктерны (по сравнению с Экспозицией). Так, изложение ГП ритмически укреплено частичным переносом аккордов баса со слабых долей на сильные. Вторая двутактовая фраза темы звучит без изменений; в первой исчезает квартовый затакт, и фраза делается такой же уверенной и решительной как и вторая. При этом изменена динамика: экспозиционное p сменяется на f. Два следующих однотактных мотива – развитие Главной темы – также подкреплены звучанием аккордов t53 и ум.вв6 на сильную долю, при этом аккорды не дробятся – длятся по целому такту. То же во время звучания кульминационного аккорды t64 – нет дробления целой ноты сопровождения на длительности = нет пульсации, нет стремительного движения; выделением сильной и относительно сильной долей кульминация проскандирована; тема преобразилась, посуровела.

Окончание Св.Р. (с 117 т.) изменено; в нижнем голосе выдержанный звук, а средний и верхний голоса имеют волнообразные мелодические линии. Мелодия верхнего голоса более широкого диапазона с более обостренными и яркими интонациями (м2, ум.4, ум.5). Средний голос поддерживает верхний звучанием м2 и м3.

Подход к ПП более утонченный и мелодичный, чем в Экспозиции. Также на доминантовом органном пункте в непрерывном движении восьмых длительностей октавами, с периодическими, редкими разрешениями в тонику, как в Экспозиции. ПП звучит в f-moll, в сравнении с Экспозицией в более низком регистре – на терцию ниже, поэтому для большей яркости и выразительности звучания после первого двутакта тема поднимается на октаву вверх. Все последующее движение ПП анлогично экспозиционному.

Заключение ПП (133 т.) – в динамике ff (в Экспозиции f) с характерным призывным квартовым ходом звучит кульминационная волна, как и в Экспозиции, поддерживаемая синкопами, затем эта волна в точности повторяется, но в конце ее – полная совершенная каденция в f-moll.

Заключительный раздел (141 т.) увеличен до 13 тактов. Кадансовый оборот повторяется дважды, сначала точно, затем на ч8 выше (как в Экспозиции) и прерывается неожиданными звеньями секвенции: первое звено: D65 к S53 (b-moll), второе звено звучит эмоциональнее из-за предъема к аккорду D65 к III (As-dur), и затем – аккордовое окончание Репризы:

VI7 – II53 – D65 – t53 – VI53 – II65 – D7 – t,

При этом в З.Р. можно отметить чередование фраз, выделяющих то слабые, то сильные доли. Слабые доли выделяются кадансами (со 141 т.) и аккордами в 151 т.; сильные доли – секвенциями с отклонениями и двумя финальными аккордами. Такая ритмическая противоречивость и окончание в динамике ff оставляют Репризу в кульминационном звучании.

Говоря о несложном тональном развитии в Разработке (As – b), надо отметить, что эти тональности по значимости встают в один ряд с f-moll, потому что в Экспозиции в As-dur звучала ПП, а в Репризе мы видели секвенции с отклонением в As-dur и b-moll. Таким образом возникает непрерывное развитие на протяжении всего сонатного allegro.

Довольно часто, рассматривая ранние (написанные до 1800 года) произведения Л. Бетховена, говорят об их сравнительной несамостоятельности, о близости к традициям предшественников (Й. Гайдну, В.А. Моцарту), и мы обнаруживаем ее в использовании ряда привычных музыкальных идей, в применении устоявшихся особенностей фактуры.

Так, в 18 веке и раньше подобные ГП ходы по тонам аккордов чаще всего связывали с охотничьей музыкой (звучание и специфика медных духовых инструментов); но в революционную эпоху Бетховена их смысл - воинственно-призывный. Рисунок темы ГП заимствован из финала симфонии №40 В.А. Моцарта, но если у Моцарта это изящная игра, то у Бетховена – фанфарность, волевая эмоция.

Подавляющее большинство сонатных произведений Бетховена раннего периода имеет главные темы, имеющие ярко выраженный начальный импульс. Бетховен стремится вывести из него все последующее развитие и в этом он самостоятелен, потому что в первом импульсе концентрируется материал, из которого начинается драматургия сонатной экспозиции, разработки и репризы.

Итак, мы начинаем говорить о знаменитых 32 сонатах Бетховена для фортепиано. Сегодня мы поговорим о первой сонате из данного цикла.

Соната для фортепиано №1 (первая соната Бетховена)

  • Каталог: Опус 2, №1
  • Тональность: фа минор
  • Количество частей: 4
  • Когда была издана: 1796 год
  • Кому посвящена: Йозеф Гайдн, венский учитель Бетховена (в то время уже бывший)

Краткий обзор произведения

Итак, первая соната Людвига ван Бетховена состоит из 4-х частей:

  1. Allegro (фа минор)
  2. Adagio (фа мажор)
  3. Menuetto — Allegretto (фа минор — Трио в фа мажоре)
  4. Prestissimo (фа минор)

Несмотря на то, что в первой фортепианной сонате молодого Бетховена уже просвечивается характер поздних его произведений (в частности, в 1-й и, особенно, в 4-й частях) музыканты и музыковеды часто спорят о влиянии музыки Гайдна и Моцарта на стиль данного произведения.

Одни музыканты находят в произведении слишком мощное влияние музыки старших венских классиков, в то же время, как другие не видят ничего общего.

Но все же стоит отметить, что в данном произведении Бетховен далеко не перегибает с новаторством. Более того, именно своему бывшему учителю, Гайдну , молодой Людвиг посвятил данную сонату, как и две другие сонаты данного опуса ( вторую и третью ).

Поэтому, Бетховен, несмотря на свое знаменитое упрямство и непокорность шаблонам, вряд ли мог себе позволить слишком много отклонений от традиционного стиля — по крайней мере, на данном этапе своей композиторской карьеры. Страшно представить, что бы подумал Гайдн о последних произведениях Бетховена, если бы дожил до этого!

Пожалуй, в этой сонате все-таки можно провести как минимум одну параллель с творчеством Моцарта. Для того, чтобы его заметить, совсем не нужно быть музыковедом и уметь что-то анализировать, ибо речь идет совсем не об общем стилистическом сходстве, а о конкретно мелодическом.

Часть 2. Adagio (фа мажор)

Имеются сведения, что боннский друг Бетховена, Вегелер, взяв за основу именно эту мелодию, написал песню под названием " Жалоба ". Ведь именно жалобу олицетворяла данная мелодия по замыслу самого композитора.

Часть 3. Menuetto — Allegretto

Менуэт сменяется привлекательным своими лирическими фразами “Трио фа мажор”, после чего снова возвращается менуэт. Большинство биографов не видят в этом менуэте каких-то смелых нововведений.

На записи ниже третью часть первой сонаты Бетховена исполняет маэстро Владимир Ашкенази :

На самом деле, если внимательно прислушаться, то отсылка Антона Григорьевича, действительно, взята не из воздуха.

Часть 4. Prestissimo

Финальная четвертая часть сонаты также, как первая и третья написана в фа миноре. Именно четвертая часть с модифицированной сонатной формой (разработка заменяется абсолютно новым тематическим материалом) является самой, что ни есть, бетховенской .

С первых нот экспозиции мы наблюдаем просто маниакальный прилив энергии. Тема начинается с быстрых непрекращающихся восьмых триолей (в левой руке), сочетающихся с агрессивным чередованием трех стаккато четвертных аккордов (в правой руке). Дальнейшее развитие темы напоминает погоню за чем-то неуловимым.

Разработка отличается наличием совершенно другой, неожиданной темы. Вместо традиционного развития начальной темы мы наблюдаем другую, абсолютно спокойную мелодию, написанную совсем не по шаблону экспозиции, хотя отдаленно отсылающую к ней.

Однако по мере приближения к концу разработки злые триоли, параллельно сочетающиеся тремя четвертными стаккато, постепенно нагоняют безмятежную мелодию, намекая нам на то, что разработка сразу же, без всяких финальных аккордов, перейдет в традиционную репризу, что в принципе и происходит.

В общем, для лучшего понимания предлагаем послушать эту часть в исполнении Даниэля Баренбойма :

Соната для фортепиано № 1 фа минор, op. 2 № 1, была написана Бетховеном в 1794—1795 годах, вместе с сонатами № 2 и № 3, и посвящена Йозефу Гайдну.

В сонате четыре части:

  1. Allegro
  2. Adagio
  3. Menuetto: Allegretto
  4. Prestissimo

Ссылки

  • Произведения Людвига ван Бетховена
  • Сонаты для фортепиано
  • Музыкальные произведения 1795 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Соната для фортепиано № 1 (Бетховен)" в других словарях:

Соната для фортепиано № 7 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 7 ре мажор, op. 10 № 3, была написана Бетховеном в 1797 1798 годах и посвящена графине Анне Маргарите фон Браун. В сонате четыре части: Presto Largo e mesto Menuetto (Allegro) Rondo (Allegro) Содержание 1 Ссылки … Википедия

Соната для фортепиано № 3 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 3 до мажор, op. 2 № 3, была написана Бетховеном в 1794 1795 годах, вместе с сонатами № 1 и № 2, и посвящена Йозефу Гайдну. В сонате четыре части: Allegro con brio Adagio Scherzo. Allegro Allegro assai… … Википедия

Соната для фортепиано № 27 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 27 ми минор, op. 90, написана Бетховеном в 1814 году и опубликована год спустя с посвящением графу Морицу Лихновскому. В сонате две части, впервые у Бетховена обозначенные на немецком языке: Mit Lebhaftigkeit und… … Википедия

Соната для фортепиано № 32 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 32 до минор, op. 111 последняя фортепианная соната Бетховена и одно из последних его сочинений для фортепиано вообще. Она была написана в 1821 1822 годах и посвящена эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Соната … Википедия

Соната для фортепиано № 10 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 10 соль мажор, op. 14 № 2 была написана Бетховеном в 1798 году и опубликована вместе с Девятой сонатой. Также, как и Девятая, она посвящена баронессе Йозефе фон Браун. В сонате три части: Allegro Andante Scherzo … Википедия

Соната для фортепиано № 11 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 11 си бемоль мажор, op. 22, была написана Бетховеном в 1799 1800 годах и посвящена графу фон Брауну. В сонате четыре части: Allegro con brio Adagio con molt espressione Menuetto Rondo. Allegretto Ссылки Ноты… … Википедия

Соната для фортепиано № 12 (Бетховен) — Соната для фортепиано № 12 ля бемоль мажор, op. 26, была написана Бетховеном в 1800 1801 годах и впервые опубликована в 1802 году. Она посвящена князю Карлу фон Лихновскому. В сонате четыре части: Andante con variazioni Scherzo,… … Википедия

Жанр сонаты в творчестве Л. Бетховена занимает очень важное место. Классическая форма у него претерпевает эволюцию и трансформируется в романтическую. Ранние его опусы можно назвать наследием венских классиков Гайдна и Моцарта, а вот в зрелых произведениях музыку совершенно не узнать.

Образы сонат Бетховена со временем полностью уходят от внешних проблем в субъективные переживания, внутренние диалоги человека с самим собой.

сонаты бетховена с названиями

Остальные же сонаты были озаглавлены уже в процессе узнавания и с ростом их популярности. Названия эти придумали друзья, издатели, просто поклонники творчества. Каждое соответствовало настроению и ассоциациям, возникавшим при погружении в эту музыку.

Сюжет как таковой в сонатных циклах Бетховена отсутствует, но автор настолько явно иногда мог создать драматургическое напряжение, подчиненное одной смысловой идее, настолько рельефно передавал с помощью фразировки и агогики слово, что сюжеты напрашивались сами собой. Но сам он мыслил скорее философски, чем сюжетно.

Новизна музыки заключалась также в острых контрастах, столкновениях и борьбе между партиями, а вместе с тем проникновении их друг в друга и создании единства и целенаправленности развития. Название оправдывает себя полностью, тем более что конец знаменует вызов судьбе.

В поисках новых идей для сонатного цикла, Бетховен отступает от традиционной композиционной схемы и приходит к форме сонаты-фантазии. Ломая рамки классической формы, Бетховен бросает таким образом вызов канонам, сковывающим его творчество и жизнь.

Читайте также: