Сравнительная анатомия это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

В XVI веке элементы сравнительной анатомии имеются в трудах А.Везалия и французского зоолога П.Белона. П.Белон провел интересное сравнение структуры скелетов человека и птицы.

Исследователи сравнивали анатомическую структуру многих низших и высших животных, обнаруживая при этом черты единства в их строении. В XVII веке развитие сравнительно-анатомического метода связано с именами А.Северино, К.Перро, Э.Тисона, Т.Виллиса:

· Северино ставил задачу выявить общий прототип высших и низших животных, сравнивая их строение;

Работы, подобные книге Тисона, создавали предпосылки для сопоставления строения человека с другими приматами и для построения первых научных гипотез о происхождении человека. Указанными исследованиями создавались важные отправные пункты для эволюционного учения.

Важные сравнительно-анатомические исследования принадлежат французскому ученому Ф.Вик д , Азиру. Он пришел к представлению о единстве структуры и функции органов, выполняющих те или иные жизненные функции.

Особенной высоты достигает сравнительная анатомия в самом конце XVIII века и в первой трети XIX века в трудах двух ученых – Ж. Сент-Илера и Ж. Кювье.

Сравнительно-анатомические работы создали новую основу для систематики животных. Раньше систематики исходили главным образом из некоторых внешних особенностей животных, теперь же становилось возможным строить систему животных на основе глубокого знания и сравнения их внутренней структуры. Это позволило Ламарку, Сент-Илеру, Кювье и другим ученым в начале XIX века произвести коренную реформу систематики животных.




Вопросы для самоконтроля

1. Как развивались анатомические знания в период Возрождения?

2. Какой вклад в развитие анатомических знаний сделал А. Везалий?

3. Каких можно назвать крупных анатомов XVI – XVII веков, которые впервые изучили строение важнейших органов?

4. Каким было понимание процесса кровообращения в XVII веке.

5. Как формировалось представление о рефлексе в период Возрождения?

6. Почему появилось направление – ятромеханика в период Возрождения?

7. Какие идеи выдвигали сторонники ятрохимии?

8. Какой вклад в развитие биологических знаний внесли работы Ж. Сент-Илера и Ж. Кювье?

10. Какую роль сыграло развитие сравнительно-анатомического метода в XVII веке?

В XVI веке элементы сравнительной анатомии имеются в трудах А.Везалия и французского зоолога П.Белона. П.Белон провел интересное сравнение структуры скелетов человека и птицы.

Исследователи сравнивали анатомическую структуру многих низших и высших животных, обнаруживая при этом черты единства в их строении. В XVII веке развитие сравнительно-анатомического метода связано с именами А.Северино, К.Перро, Э.Тисона, Т.Виллиса:

· Северино ставил задачу выявить общий прототип высших и низших животных, сравнивая их строение;

Работы, подобные книге Тисона, создавали предпосылки для сопоставления строения человека с другими приматами и для построения первых научных гипотез о происхождении человека. Указанными исследованиями создавались важные отправные пункты для эволюционного учения.

Важные сравнительно-анатомические исследования принадлежат французскому ученому Ф.Вик д , Азиру. Он пришел к представлению о единстве структуры и функции органов, выполняющих те или иные жизненные функции.

Особенной высоты достигает сравнительная анатомия в самом конце XVIII века и в первой трети XIX века в трудах двух ученых – Ж. Сент-Илера и Ж. Кювье.

Сравнительно-анатомические работы создали новую основу для систематики животных. Раньше систематики исходили главным образом из некоторых внешних особенностей животных, теперь же становилось возможным строить систему животных на основе глубокого знания и сравнения их внутренней структуры. Это позволило Ламарку, Сент-Илеру, Кювье и другим ученым в начале XIX века произвести коренную реформу систематики животных.

Вопросы для самоконтроля

1. Как развивались анатомические знания в период Возрождения?

2. Какой вклад в развитие анатомических знаний сделал А. Везалий?

3. Каких можно назвать крупных анатомов XVI – XVII веков, которые впервые изучили строение важнейших органов?

4. Каким было понимание процесса кровообращения в XVII веке.

5. Как формировалось представление о рефлексе в период Возрождения?

6. Почему появилось направление – ятромеханика в период Возрождения?

7. Какие идеи выдвигали сторонники ятрохимии?

8. Какой вклад в развитие биологических знаний внесли работы Ж. Сент-Илера и Ж. Кювье?

10. Какую роль сыграло развитие сравнительно-анатомического метода в XVII веке?

Сравнительная анатомия изучает сходства и различия организмов. Изображение показывает гомологичный кости верхних конечностей различных позвоночных.

Сравнительная анатомия изучение сходства и различий в анатомия разных разновидность. Это тесно связано с эволюционная биология и филогения [1] (в эволюция видов).

Наука началась в классическая эпоха, продолжая в Ранний модерн раз с работой Пьер Белон которые отметили сходство скелетов птиц и людей.

Сравнительная анатомия предоставила свидетельство общего происхождения, и помог в классификации животных. [2]

Содержание

История


Первое анатомическое исследование, отдельное от хирургической или медицинской процедуры, ранние комментаторы связывали с Алкмеон Кротонский. [3] Леонардо да Винчи сделал заметки для запланированного анатомического трактата, в котором намеревался сравнить руки различных животных, включая медведей. [4] Пьер Белон, французский естествоиспытатель, родившийся в 1517 году, проводил исследования и дискуссии по дельфин эмбрионы, а также сравнения скелетов птиц со скелетами людей. Его исследования привели к современной сравнительной анатомии. [5]



Концепции

Две основные концепции сравнительной анатомии:

    - структуры (части тела / анатомия), которые похожи у разных видов, потому что они имеют общее происхождение и произошли, обычно расходясь, от общего предка. Они могут выполнять или не выполнять одну и ту же функцию. Примером является структура передних конечностей, общая для кошки и киты. - структуры, сходные у разных организмов, потому что в конвергентная эволюция, они развивались в аналогичная среда, а не были унаследованы от недавнего общего предка. Обычно они служат одним и тем же или аналогичным целям. Примером может служить обтекаемая форма торпедного корпуса морские свиньи и акулы. Таким образом, несмотря на то, что они произошли от разных предков, морские свиньи и акулы развили аналогичные структуры в результате их эволюции в одной и той же водной среде. Это называется гомоплазией. [8]

Использует

Сравнительная анатомия долгое время служила доказательства эволюции, теперь к этой роли присоединился сравнительная геномика; [9] это указывает на то, что у организмов есть общий предок.

Он также помогает ученым в классификации организмов на основе схожих характеристик их анатомических структур. Типичный пример сравнительной анатомии - схожие костные структуры передних конечностей кошек, китов, летучих мышей и людей. Все эти придатки состоят из одних и тех же основных частей; тем не менее, они выполняют совершенно разные функции. Части скелета, которые образуют структуру, используемую для плавания, например плавник, не будут идеальными для формирования крыла, которое лучше подходит для полета. Одно из объяснений подобного состава передних конечностей - это спуск с модификацией. Благодаря случайным мутациям и естественному отбору анатомические структуры каждого организма постепенно адаптировались к соответствующей среде обитания. [10] Правила развития специальный характеристики, которые значительно отличаются от общей гомологии, были перечислены Карл Эрнст фон Бэр в качестве законы теперь названы в его честь.

Сравнительная анатомия — биологическая наука, изучающая строение тела, отдельных органов и их систем разных систематических групп животных и человека, выясняет путем сравнения закономерности изменений, которые несут органы и их системы в процессе эволюции организмов.

В сравнительной анатомии различают несколько направлений:

  • филогенетическую — изучение сходства строения животных, обусловленной общностью их происхождения;
  • популяционный — изучение морфологических изменений в определенных популяциях (микроэволюция)
  • функциональный — выявление специфики строения, обусловленной экологическими особенностями и образом жизни животных;
  • онтогенетический — исследование основной этапов формирования органов и систем организма в онтогенезе;
  • породный — сравнение строения тела животных разных пород.

Каждый из этих направлений разрабатывается на макроморфологичному, микроскопическом, молекулярном уровнях с применением эксперимента, биомеханики и тому подобное.

История

Сергей Ястребов

Историческая судьба сравнительной анатомии, ее основные термины и задачи. Центральное понятие сравнительной анатомии — гомология. Определения и критерии гомологии. Связи сравнительной анатомии с эволюционной теорией, филогенетикой, биологией развития. Размышление о том, какие вопросы актуальны для нее сейчас, в XXI веке.

Любая наука в той или иной мере изучает историю Вселенной. Сравнительная анатомия рассказывает об эволюционной истории сложнейших биологических систем — организмов животных. Эта история, длящаяся больше полумиллиарда лет, по-настоящему масштабна. Мы знаем о ней довольно много: сравнительная анатомия — одна из самых заслуженных биологических дисциплин (среди ее основателей были такие люди, как Кювье и Гёте). В то же время в этой науке всегда хватало интригующих проблем. Сейчас их стало еще больше в силу притока огромного количества информации от современной палеонтологии, молекулярной филогенетики, биологии развития. И наконец, сравнительная анатомия позвоночных — это отчасти наука о происхождении нас самих.

  1. Основные понятия сравнительной анатомии (8.10.2020)
  2. Архитектоника: план строения хордовых (15.10.2020)
  3. Архитектоника: план строения позвоночных (22.10.2020)
  4. Покровы (29.10.2020)
  5. Череп и проблема метамерии головы (5.11.2020)
  6. Череп водных позвоночных (12.11.2020)
  7. Череп и выход на сушу (19.11.2020)
  8. Череп рептилий, птиц, млекопитающих (26.11.2020)
  9. Осевой скелет (3.12.2020)
  10. Конечности: происхождение и плавники (10.12.2020)
  11. Конечности наземных позвоночных (17.12.2020)
  12. Пищеварительная система (24.12.2020)
  13. Кровеносная система: план строения и водные позвоночные (14.01.2021)
  14. Кровеносная система: наземные позвоночные (21.01.2021)
  15. Дыхательная система (28.01.2021)
  16. Мочеполовая система (4.02.2021)
  17. Нервная система: план строения и спинной мозг (11.02.2021)
  18. Нервная система: головной мозг (18.02.2021)
  19. Нервная система: черепно-мозговые нервы (25.02.2021)
  20. Органы чувств (4.03.2021)

Лекции проводятся с 8 октября по четвергам в 19:30.

Читайте также: