Влияние массовой культуры на мир кратко

Обновлено: 04.07.2024

Специфической чертой ХХ в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации.

В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

1) средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) – тиражируют информацию, регулярно воздействуют на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
2) средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) – не всегда оказывают регулярное воздействие на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
3) технические средства коммуникации (Интернет, телефон) – определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Как же появилась массовая культура? Возникновение и формирование массовой культуры можно разделить на два периода:

– пассивное распространение массовой культуры (доисторический период – XIX-ХХ века, т. е. период развития техники);
– активное распространение (XIX-ХХ века – настоящее время). Но этот период активности, преследуя отрицательную цель (антиморальные качества), привёл к потере полной формы массовой культуры и превратил в массовую культуру с маской отрицательных свойств.

Издавна народы разделились на страны с общей культурой и обычаями. Это, несомненно, был массовый процесс. Например, и обычаи, и традиции развивались по массовой структуре культуры. Но это развитие шло пассивным образом.

По мнению российского оппонента, доцента Е. Смольской, не может быть речи о долголетней истории массовой культуры. Американский социолог Д. Уайт, напротив, полагает, что бои гладиаторов Рима, которые собирали огромное количество зрителей, являются первыми элементами массовой культуры. А. Адорно пишет, что прототип современной массовой культуры – это капиталистическое развитие Англии на рубеже XVII–XVIII веков. Он считает, что романы, написанные в то время (Д. Дефо (1660–1731), С. Ричардсон (1689–1761), преследовали торговую цель. Конечно, эти романы основывались не на культуре аристократов, а на потребностях масс. Но Е. Смольская считает, что этим произведениям не свойственно однообразие, которое характерно массовой культуре.

Интересные теоретические основания исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние годы Э. Орловой. Функциональная доминанта массовой культуры определяется тем, что она обеспечивает людям относительно упорядоченные представления о сложной современной реальности и соответствующий общедоступный язык социальной коммуникации. Она образует информационное пространство, откуда все члены общества могут почерпнуть сведения о стереотипных социокультурных ситуациях и стандартных отношениях в их рамках, благодаря реализации ряда социализирующих функции.

Информирующая функция связана с предоставлением массовой аудитории сведении о текущих социокультурных событиях.

Просветительская функция обусловлена тем, что здесь есть возможность транслировать информацию, приобщающую массовую аудиторию к социально значимым ценностям прошлого и настоящего, облегчающую ориентацию в сферах спроса и предложения, политических ориентации.

Наконец, следует выделить рекреационную функцию. Речь идёт о перенесении внимания молодого поколения с повседневных проблем на мир игры, фантазии, праздника. Для этого используются разные средства. Эстетическая информация представляется беллетристическими изданиями, разделами газет и журналов, литературными, музыкальными, театральными рубриками на радио, телевидении, в Интернете, электронными записями, телевизионной, кино- и печатной продукцией, связанной с изобразительным искусством и архитектурой.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Игровое пространство составляют всевозможные игры, лотереи, викторины, конкурсы и пр. Для создания праздничного настроения существуют — в первую очередь на телевидении – разного рода шоу. Всё это позволяет молодой аудитории отрешиться от повседневности и на время погрузится в мир красочных образов и острых переживании.

Трансляция эстетических ценностей миллионным аудиториям является одной из форм воздействия средств массовой коммуникации на современную культуру. Другая форма воздействия – не репродуктивные, творческие, продуктивные аспекты средств массовой коммуникации. И третьим, наиболее значимым моментом, который определяет влияние средств массовой коммуникации на формировании современной культуры, является то, что они благодаря своей технической природе не только обеспечили возможность массового охвата численно рассредоточенных аудитории, документальную фиксацию и демонстрацию материала, но и содействовали целому ряду новых эстетических качеств, которые получили осмысление в различных направлениях культурной деятельности и прочно вошли в арсенал современной культуры.

Реальная, обширная практика средств массовой коммуникации нанесла сильный удар по элитарной культуре, способствовала распространению художественной классики в массы. Выросшие из литературы, живописи и других традиционных искусств, средства массовой коммуникации оказывают обратное воздействие на них, создают предпосылки укрепления постулата народности искусства, так как выступают в качестве реального гаранта массовости искусства. С помощью средств массовой коммуникации можно более глубоко осознать теоретическую связь утилитарного, эстетического и функционального в воздействии искусства.

Главные черты массовой культуры – примитивизация отражения человеческих отношении, социальный максимализм, культ успеха, развлекательность и сентиментальность. Массовое сознание, которое формируется массовой культурой разнообразно в проявлении. Его основные отличия – это консервативность, инертность, ограниченность. Оно имеет специфические средства выражения. Массовая культура основывается не на реалистических образах, а на искусственно создаваемых образах и стереотипах.

Нет оснований сомневаться и в том, что массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, которые происходят в природе и в человеческом обществе. Цель массовой культуры – это не возможность заполнить досуг и снять напряжение у человека, а стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры человека. Массовая культура – наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества, где производство массовой культуры должно осуществляться изо дня в день, постоянно, круглосуточно.

Очевидно, что основная функция средств массовой информации – информирование общества о событиях в стране и мире, о политике, экономике, науке, культуре, внешней среде и внутренней жизни человека, обо всем неисчерпаемом многообразии реальной действительности. Поэтому неслучайно то, что в современном мире идет безжалостная и увеличивающаяся с каждым днем борьба за доступ к информационным ресурсам массмедиа, запас которых, бесспорно, является доминирующим компонентом всей системы массового информирования социума.

Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

Назовём её реальные опасные последствия:

– неправильное формирование культурного разума личности;
– разрушение национальной культуры;
– сомнение в общечеловеческих культурных ценностях;
– отдаление от национальной духовности;
– на первом месте выгода;
– духовный разум и человеческая духовность на втором плане;
– пренебрежительное отношение к старому и новому поколению;
– формирование личностей, ставящих в качестве основы лёгкую жизнь.

Рассматривая выше приведённые мнения, можем судить о том, что с годами основа массовой культуры стала состоять больше из отрицательных свойств, нежели положительных. Если раньше наблюдалось приспособление к народному, национальному менталитету и общественное сближение, то в недавних процессах происходит обратное. Следовательно, в настоящее время требуется создание национально-духовных центров, которые способны повысить духовный иммунитет нашей молодежи и бороться против духовной угрозы.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Просмотр ТВ

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Что такое массовая культура и как она влияет на общество? Относятся ли к ней СМИ? Примеры. Что отличает произведения массовой культуры - признаки и черты. Выберите верные суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с правильными ответами.

Фото Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Определение массовой культуры

Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;


Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу . Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения .

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

The Rapsody feat. Warren G & Sissel - Prince Igor

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3


Массовая культура (популярная культура) — идеи, установки и взгляды, присущие большинству людей. Это бесконечный поток развлечений и информации, которая соответствует интересам и потребностям широкой аудитории. Популярная культура является отражением общества. Она показывает специфику мышления, систему ценностей, потребности, страхи и желания людей. Этот вид культуры проник во все сферы деятельности человека, стал неотъемлемой частью быта.

Массовая культура примеры

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

Признаки массовой культуры

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

  • Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  • Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  • Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Структура и характеристики

Общества функции массовой культуры

Масскультура понятна и доступна каждому человеку, но достигается это за счет разных форм подачи информации. Желтая пресса и телевизионные шоу объясняют простым языком насущные проблемы, фильмы и музыка развлекают, отвлекают от житейских вопросов, реклама и мода продвигает идеи потребления, мифы о чьей-то исключительности или счастливом будущем вселяют людям веру в себя.Стоит подробнее раскрыть основные черты масскультуры. Чтобы дойти до широкой аудитории, продукт должен соответствовать ряду критериев: тиражирование, визуализация, усредненность и простота, стереотипность сюжета, универсальность, эмоциональность подачи.

К признакам массовой культуры относится:

  • серийность выпуска продуктов (конвейерное производство);
  • примитивные стандарты жизни, отношений;
  • забавное, чувственное, сентиментальное содержание с нотками юмора;
  • реалистичное изображение и многократное повторение сцен насилия и секса;
  • культивирование физической силы и успеха.

Масскультура играет чувствами людей, воздействует на эмоции, поднимает темы дружбы и любви, счастья, наводит ужас, старается вызвать страх. Красочность подачи и систематичность влияния усиливает эффект.

Роль и влияние

На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

Положительные стороны Отрицательные стороны
Развлекательный характер Низкое качество продукции
Повышение уровня общей грамотности Пошлый юмор
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений Ориентация на потребление, количество
Доступность культуры населению Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса Низкий профессиональный уровень большинства произведений

Масскультура воздействует на коллективное иррациональное бессознательное. Она использует базовые общепсихологические законы восприятия: громче, ярче, нагляднее, эмоциональнее.

Массовая культура: особенности развития в современный период

Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.

Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.

массовая культура_14

Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).

Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура.

Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.

Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.

В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.

массовая культура_16

И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.

Виды культур и их сравнение

Массовая культура похожа на элитарную и народную, иногда термины даже отождествляют. Однако между направлениями есть существенные отличия (смотрите таблицу ниже).

Вид Критерий Массовая Народная Элитарная
Кто автор Любой желающий Аноним, народ Профессионалы, творцы
Кому доступна Всем (в силу простоты материала) Всем, кто заинтересован Избранным (информация сложна для восприятия)
Качество продукта Создатели ориентируются на количество, а не на качество Невысокое качество, но воспринимается позитивно, если материал соответствует особенностям нации Важно качество, а не количество
Ясность Проста для понимания, не просит активной интеллектуальной деятельности, творческой включенности Проста, но требует знания и понимания национальных особенностей Для понимания нужны особые знания, опыт или уровень образования, жизни
Результат влияния Формирует пассивную личность, склонную к однообразному потреблению и неспособную мыслить критически Развивает духовно, создает творческую личность, склонную к самоанализу и анализу Поддерживает народные традиции, создает людей, заинтересованных в соблюдении и почитании традиций
Примеры Сериалы, комиксы, журналы Сказки, легенды, мифы, народные песни Классическая литература и музыка

Cовременное состояние

Массовая культура

Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

  • Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
  • Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
  • Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.

Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

mass116

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Массовая культура

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.

Второй плюс, уже упоминался выше — это СМИ. Средства массовой информации смогли появится только благодаря сдвигам в обществе, которые сделали общедоступным образование. Благодаря СМИ мы сегодня остаемся в курсе общемировых событий, что дает нам возможность строить планы на будущее и принимать важные решения.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Также значительным недостатком массовой культуры является ее коммерческая направленность. То есть большинство современной музыки, литературных произведений, кинофильмов направлены не на то, чтобы донести слушателю, читателю или зрителю определенную мысль, а на то, чтобы получить прибыль. Из-за этого слушатель/читатель/зритель превращается в потребителя — источник дохода крупных корпораций.

Потребитель

Коммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Читайте также: