Политическая стабильность это кратко

Обновлено: 02.07.2024

(Political stability, Саясий туруктуулук) - способность политической системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений.

состояние политической жизни общества, характеризующееся успешным функционированием всех властных структур, институтов, соблюдением правовых норм и т.д.

система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции.

лат. stabilis — постоянный, устойчивый, греч. роlitike — политика) — состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими системами. алъное

political stability, от лат stabilis -устойчивый) - черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических норм, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной политической, властной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру, свою качественную определенность. Следует отличать С.п. от застоя, стагнации, и иных ситуаций, когда динамика политической жизни общества резко замедляется, развитие практически приостанавливается. Противоположностью политической стабильности является нестабильность общественного развития. Нарушение стабильности может иметь преходящий характер, при котором ликвидации этого нарушения происходит без изменения качественных особенностей той или иной политической системы, или носить фундаментальный характер, при котором нарушение стабилизации настоятельно требует коренных изменений системы в целом, ее реформирования или смены.

устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью , власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система.
Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.
К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитически авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.

Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения,.

Политическая стабильность — одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.

Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах как правило слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.

Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному — в случае двухпартийности — синусоидальному движению системы, создавая таким образом необходимые условия стабильности.

Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.

Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.

Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо . А. В. Беляков, О. А. Матвейчев . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ" в других словарях:

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, Обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов… … Философская энциклопедия

Стабильность политическая — система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.… … Политология: словарь-справочник

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений … Толковый словарь по социологии

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (political stability, от лат stabilis устойчивый) черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. stabilis постоянный, устойчивый, греч. роlitike политика) состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими… … Политологический словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

СТАБИЛЬНОСТЬ ВОЕННО- — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ … Юридическая энциклопедия

Политическая культура — Политическая культура часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура… … Википедия

Политическая стабильность -устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать, как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений, сражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения Развития общественной системы.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономнуюимобилизационную.

· Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен.

· Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучии страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.

Заключение.

Центральными категориями в политологии являются политические системы и политические режимы, которые имеют нерушимую связь. Политическая система следит за осуществлением деятельности, связанной с функционированием государственной власти, в то время как политический режим является способом организации этой системы. Для каждой страны характерен свой политический режим и своя политическая система, однако у многих стран можно найти схожие черты. Выделяют три вида политических систем: демократическая, авторитарная и тоталитарная. С точки зрения формы правления различают: президентские, парламентские, монархические, аристократические и республиканские политические режимы.

Политический режим, политическая система и политическая стабильность- все это составляющие политологии как науки о политике. Политика в свое время оказывает огромное воздействие как на судьбу целых государств, так и на судьбу каждого человека в отдельности. Этим и определяется формирование и развитие особой отрасли научных исследований, ориентированной на изучение политики.

Политические знания очень важны сегодня каждому человеку, не смотря на его профессиональную принадлежность, поскольку, живя в обществе, он должен взаимодействовать с другими окружающими его людьми и государством.

Список литературы.

1.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: 1998.;

2.Гаджиев К.С., Политология: Учебник для высших учебных заведений., М.: Логос 2001.;

Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.

Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические структуры общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.

Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.

Факторы политической стабильности Качественные характеристики Методы обеспечения политической стабильности
Политические действия Согласованность, последовательность, поэтапность изменений. Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках. Социально-политическое маневрирование
Политическая программа Реалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. Политическое манипулирова ние
Динамика социальных интересов Учет автономности, специфики интересов, множественности ценностных ориентаций. Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правил поведения, принимаемых всеми участниками политического процесса. Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов. Введение оппозиционных сил в политичес кую систему, постепенная их адаптация, интеграция
Способы достижения Диктатура: исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции. Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество, поиски консенсуса. Применение силы
Экономические факторы Экономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления
Политико- правовые факторы Жесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти. Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий.




Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, несовершенство демократических институтов и переходный этап исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, что само представляет собой существеыннй фактор риска. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества этносов, опирающихся на различные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, достаточно высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.

Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.

Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические структуры общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.

Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.

Факторы политической стабильности Качественные характеристики Методы обеспечения политической стабильности
Политические действия Согласованность, последовательность, поэтапность изменений. Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках. Социально-политическое маневрирование
Политическая программа Реалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. Политическое манипулирова ние
Динамика социальных интересов Учет автономности, специфики интересов, множественности ценностных ориентаций. Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правил поведения, принимаемых всеми участниками политического процесса. Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов. Введение оппозиционных сил в политичес кую систему, постепенная их адаптация, интеграция
Способы достижения Диктатура: исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции. Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество, поиски консенсуса. Применение силы
Экономические факторы Экономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления
Политико- правовые факторы Жесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти. Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий.

Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, несовершенство демократических институтов и переходный этап исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, что само представляет собой существеыннй фактор риска. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества этносов, опирающихся на различные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, достаточно высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.

Читайте также: