Окружное послание патриарха фотия кратко

Обновлено: 30.06.2024

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Окружное послание Фотия, патриарха Константинопольского

Другие публикации на портале:

Издание: Photii epistulae / Ed. L. G. Westerink. Lipsiae, 1983. Vol. 1. Mango 1958.

Перевод:
Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // ДГ, 2000 г. М., 2003. С. 15-84; Кузенков П.В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание // Альфа и Омега. 1999. N 3 (21). С. 85-102.

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ФОТИЯ,
ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО,
К ВОСТОЧНЫМ АРХИЕРЕЙСКИМ
ПРЕСТОЛАМ, А ИМЕННО — К
АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ И ПРОЧАЯ

Крещение болгар. Миниатюра славянского перевода хроники Константина Манасси

…Ибо так, изгнав нечестие и утвердив благочестие, питаем мы добрые надежды возвратить новооглашенный во Христа и недавно просвещенный сонм болгар к переданной им вере. Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу 2 ! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью поставив в положение подданных и гостеприимнее вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: Благословен Бог во веки! 3 ), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды 4 . Таким вот образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины 5 , переменяются у них старые верования и принимают они веру христианскую…

(Перевод П.В. Кузенкова. С. 85-102)

Фотий: Окружное послание

Дата публикации: 13.03.2019 г.

КОММЕНТАРИИ

1
Имеется в виду латинская формула Символа веры с добавлением filioque.

2
Намек на поход росов на Константинополь в 860 г.

4
Данные свидетельства — уникальная характеристика первых шагов Руси к христианской вере.

ОП сохранилось в собрании писем Фотия. Основные манускрипты:

A — Barocc. gr. 217 (ок. 875 г.); Q —Par. gr. 1228 (XI в.); P — Marc. App. gr. III 2 (XII в.); Q — Londiensis, Brit. Lib. Addit. 28822 (XIII в.); R — Bonon. Univ. 2412 (XIII в.); S — Vallicellianus B 53 (XIII в.); D — Par. gr. 1335 (XIV в.);

Кодексы А и R близки друг другу; среди прочих P ближе к Q, чем к S и D.

Издавалось ОП вместе с письмами Фотия. Последнее критическое издание Лаурдаса и Вестеринка [Phot. Ep. (BSGRT), I, 40-53] (по нему выполнен настоящий перевод). Выдержки в русском переводе имеются в многочисленных старых работах, посвященных полемике с Римом [напр., ЧОИДР, 3 (1858); Духовная беседа, 19-20 (1859); Христианское Чтение, 3 (1873); Странник, 5 (1891), 1 (1895)]; перевод большей части ОП (по изд. Валетты) приведен у Ф. И. Успенского [История, II, 76–80].

Как видно, воистину не бывало злодею i пресыщения от зол, а равно и какого-либо предела ухищрениям и козням его, которые искони старался он учинить против рода человеческого; и как до пришествия Господа во плоти обольщал он человека столькими тысячами уловок, выманивая его на дела чуждые и беззаконные — благодаря которым и навязал силою тиранию над ним, — так и после этого не перестал он тысячами обманов и приманок ставить препоны и западни доверившимся ему. Отсюда множились Симоны 4 и Маркионы 5 , Монтаны 6 и Мани 7 , пестрое и многообразное богоборчество ересей; отсюда и Арий 8 , и Македоний 9 , и Несторий 10 , и Евтих с Диоскором 11 , и прочая нечестивая рать, против коих были созваны семь святых и вселенских Соборов и собраны со всех краев отряды священных и богоносных мужей, лезвием духа ii отсекшие самосейные 12 дурные сорняки и уготовившие в чистоте возрастать ниве Церковной.

Но после того, как они были извергнуты и преданы умолчанию и забвению, благочестивые стали питать добрую и глубокую надежду, что не явится более изобретателей новых нечестий, ибо помыслы всех, кого бы ни искушал злодей, обернулись бы против него; и что конечно уж не объявится никаких покровителей и заступников у уже получивших соборное осуждение, будучи удерживаемы крахом и участью зачинщиков и тех, кто старался им подражать. В подобных надеждах и пребывал благочестивый рассудок, особенно же что касается царствующего града iii , в коем при содействии Божием свершается многое из того, на что нельзя было и надеяться 13 , и многие языки 14 , презрев прежнюю мерзость, научены были воспевать 15 вместе с нами общего для всех Творца и Создателя, когда царица iv , испуская будто с некоего места высокого и вознесенного источники православия и изливая во все концы вселенной v чистые потоки благочестия, наполняет, словно моря, догматами тамошние души, которые, иссушенные за долгое время воспалениями нечестия или самовольного служения vi и иссохшие в пустыни и бесплодные земли, словно снискав дождь учения, процветая, плодоносят пашней Христовой.

Но даже и варварский и христоненавистный народ болгар склонился к такому смирению и богопознанию ii , что, отойдя от бесовских отеческих оргий и отстав от заблуждений языческого 24 суеверия, паче чаяния перепривит 25 был к христианской вере.

Но — ох уж этот злой умысел и проделки клеветника и безбожника iii ! Ибо таковое повествование, будучи темой евангельской iv , превращается в повод к печали, поскольку веселье и радость обернулись скорбью и слезами. Ибо еще и двух лет не чтил этот народ истинную христианскую веру, как мужи нечестивые и мерзкие — ведь как только не назвал бы их всякий благочестивый! — мужи, из мрака вынырнувшие, — ибо были они порождением края западного 26 — о, как поведаю о прочем?! — оные, напав на народ новоутвержденный в благочестии и новоустроенный словно молния, или землетрясение, или обильный град, а точнее сказать — как дикий вепрь, подрывая и копытами, и клыками v , то есть путем гнусной политики vi и извращения догматов — до чего дошли в дерзости своей! — разорили, истребив, лозу Господа возлюбленную и новонасаженную 27 .

Но даже и тех, кто миропомазан пресвитерами, не содрогаются они помазывать заново, именуя себя епископами и мороча головы, будто помазание пресвитеров бесполезно и совершается всуе 33 ! Разве есть кто-нибудь, кто слыхал бы о таком безумии, на которое не смогли бы осмелиться эти сумасброды, перепомазывающие уже однажды помазанных и выставляющие чудесные и божественные таинства христиан предметом долгой пустой болтовни и всеобщего посмешища? Вот уж мудрость поистине непосвященных! Нельзя, говорят, иереям святить миром посвящаемых, ибо принято делать это лишь архиереям. Откуда этот закон? Кто же законоположник? Который из апостолов? Или из отцов? А из соборов — где и когда состоявшийся? Чьими голосами утвержденный? Нельзя иерею миром запечатлевать окрещаемых? Значит, и вообще крестить; нельзя, выходит, и священнодействовать — чтоб уж не наполовину, а целиком был у тебя иерей изгнан в непосвященную часть! Священнодействовать над Телом Господним и Кровью Христовой и освящать ими некогда посвященных в таинства — и при этом не святить миропомазанием ныне посвящаемых? Иерей крестит, воздействуя ix очистительным Даром x на окрещаемого; как же то очищение, коему начало полагает сей священнослужитель, лишишь ты его охраны и печати? Но ты лишаешь печати? Так не допускай ни служить над Даром, ни воздействовать Им на кого-либо — чтобы этот твой иерей, красуясь пустыми званиями, показал бы тебя епископом и верховодителем этого с ним хоростояния 34 .

Но ведь не только в этом проявили они свое безумие, но если есть какой-либо предел злу — устремились к нему. Ибо, в самом деле, вдобавок к упомянутым нелепостям сам священный и святой Символ веры, несокрушимо утвержденный всеми соборными и вселенскими постановлениями, покусились они — ох уж эти происки злодея! — подделывать фальшивыми умствованиями и приписанными словами, измыслив в чрезмерной наглости своей новшество, будто Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына 35 .

Кто слыхал когда-либо, чтобы подобные речи произносил хоть кто-то из нечестивых? Какая коварная змея i изрыгнула такое в сердца их? Кто вообще вынес бы, когда у христиан на деле вводят две причины в Святой Троице: с одной стороны Отца — для Сына и Духа, с другой, опять же для Духа, — Сына, и разрушают единоначалие в двоебожие, и растерзывают христианское богословие в нечто, ничуть не лучшее эллинской мифологии, и высокомерно обращаются с достоинством Сверхсущей и Живоначальной Троицы?

К тому же, если Дух исходит от Сына, как от Отца, почему же и Сын не рождается еще и от Духа — чтоб уж было у нечестивых нечестиво все, и мысли, и слова, и ничто не осталось бы у них не затронуто дерзостью!

Обрати внимание и на другое: ведь если в тот момент, когда Дух исходит от Отца, возникает Его особенность 36 , точно так же как в момент рождения Сына — особенность Сына, а Дух, согласно их болтовне, исходит и от Сына, то оказывается, что бoльшими особенностями отличается от Отца Дух, чем Сын. Ибо для Отца и Сына общим является исхождение от Них Духа, а у Духа — особое исхождение от Отца и особое же — от Сына. Если же Дух отличается бoльшими особенностями, чем Сын, то Сын был бы ближе сущности Отца, чем Дух: и так вновь проглянет дерзновение Македония против Святого Духа 37 , вкравшееся в их деяния и обиталище.

А иначе, если все общее для Отца и Сына и Духа является общим совершенно (как то: Бог, Царь, Господь, Творец, Вседержитель, Сверхсущее, Простое, Бесформенное, Бестелесное, Беспредельное, и вообще все прочее), а для Отца и Сына обще происхождение от них Духа — значит, Дух исходит и от Самого Себя, и будет Он началом Самому Себе, равно и причиной, и следствием. Подобного не измышляли даже эллинские мифы!

Но и если одному лишь Духу свойственно возводиться к различным началам — неужто свойственно одному Духу иметь началом многоначалие?

К тому же, если в чем-то новом ввели они общность 38 Отца и Сына, то отделяют от этого Духа; Отец же связан с Сыном общностью по сущности iii , а не по какому-либо из свойств iv — следовательно, ограничивают они Дух от сродства по сущности 39 .

Дух исходит от Сына? То же ли это исхождение или противоположное отеческому? Если то же — почему не обобщаются особенности 40 , из-за которых только и говорится, что Троица является и почитается Троицей? Если же противоположное ему — разве не окажутся они для нас Мани и Маркионами 41 , снова посягающими своим богоборческим языком на Отца и Сына?

Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным 42 .

Кроме того, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, что это за нововведение духа? Уж не исходит ли нечто отличное от Него? Так что вышло бы по их безбожному мнению не три, но четыре ипостаси, а точнее — бесконечное множество, ибо четвертая прибавит к ним другую, та — снова иную, пока не впадут они в эллинское многообилие.

К сказанному же мог бы кто-либо заметить и другое: если происхождения Духа от Отца совершенно достаточно для бытия 43 , что добавляет Духу исхождение еще и от Сына, раз для бытия достаточно отцовского? Ведь ни что другое из сущего i не дерзнул бы никто назвать совершенно достаточным, поскольку эта блаженная и божественная природа наиболее далека от всякой двойственной и составной.

Посмотри же и вот откуда как оказывается изобличенным их безбожное и безумное намерение. Ведь поскольку всё, что усматривается и говорится о Всесвятой и Единоприродной и Сверхсущей Троице iv , есть либо общее вообще, либо — одного и единственного из Лиц Троицы, а исхождение Духа не есть общее, но и не есть, как они утверждают, принадлежащее какому-то одному и единственному Лицу, выходит — да будет милостива Она к нам и обратит это богохульство на их голову! — и вообще нет исхождения Духа в Живоначальной и Всесовершенной Троице.

И еще тысячи обличений мог бы добавить кто-либо к сказанному против их безбожного мнения, чего мне закон послания не позволяет ни помещать, ни излагать. Поэтому и то, что сказано, выражено кратко и в общих чертах, в то время как обстоятельное опровержение и полное наставление приберегается, даст Бог, для всеобщего собрания 44 .

Такое вот нечестие эти епископы тьмы — ибо сами объявили они себя помраченными 45 — насадили среди прочих беззаконий в этом юном и новоустроенном народе болгар. Молва о них дошла до слуха нашего, и мы поражены были в самое сердце смертельным ударом, как если кто увидел бы порождения чрева своего терзаемыми и раздираемым v у него на глазах птицами и зверьми. Ибо изнурительные труды и реки пота принесены были для их возрождения и посвящения 46 , и такой же невыносимой вышла печаль и беда, как при гибель порожденных. Ибо столь же сильно зарыдали мы от испытанного страдания, сколь сильно наполнялись радостью, видя их избавившимися от старого заблуждения.

Но если этих мы оплакивали и оплакиваем, и не дадим сна очам своим и веждам дремания i , покуда не исправлено несчастье, пока не водворим их в меру сил наших в Господне обиталище, — то новых предтеч отступничества, прислужников супостата, виновников тысяч смертей 47 , всеобщих губителей, растерзавших столькими муками сей юный и недавно утвержденный в благочестии народ, этих обманщиков и богоборцев осудили мы соборным и божественным решением 48 : не теперь определяя их отвержение, но из уже принятых соборных и апостольских постановлений выявляя и делая всем известным предопределенный им приговор. Ибо человеческой природе свойственно не столько укрепляться прошлыми возмездиями, сколько вразумляться зримыми, а подтверждением наступившего является согласие с уже установленным 49 . Почему и объявили мы тех, кто придерживается их извращенного заблуждения, изгнанными из всякого христианского стада.

Ибо и шестьдесят четвертое Правило святых Апостолов, словно бичуя предающихся посту по субботам, гласит так:

Если какой-либо клирик окажется постящимся в воскресенье или субботу, кроме одной только [Великой Субботы], да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен ii . Более того, и пятьдесят пятое правило Шестого святого и вселенского Собора постановляет следующим образом: Поскольку мы узнали, что во граде Риме во Святый пост Четыредесятницы постятся по субботам вопреки преданному церковному последованию, святой собор решает, чтобы и в римской церкви неколебимо соблюдалось правило, говорящее: Если какой-либо клирик окажется постящимся в воскресенье или субботу, кроме одной только [Великой Субботы], да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен iii .

Отмена же первой седмицы и перепомазание уже окрещенных и помазанных, думаю, не будет нуждаться в приведении правил, ибо из одного только повествования видно превосходящее всякую чрезмерность нечестие этого.

Но и не осмелься они не на что другое из перечисленного, одного богохульства в отношении Святого Духа — а точнее, всей Святой Троицы, — которое не оставляет уже места большему, хватило бы, чтобы подвергнуть их тысячам анафем!

Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа 51 , но и даже для многих многократно знаменитый 52 и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос 53 — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись 54 , подняли руки на саму Ромейскую державу 55 ! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью 56 поставив в положение подданных 57 и гостеприимцев 58 вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: Благословен Бог во веки! iii ), что приняли они у себя епископа 59 и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды 60 .

Таким вот образом по милости человеколюбивого Бога, желающего, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины iv , переменяются у них старые верования и принимают они веру христианскую; и если бы, Ваше Братство 61 , и Вы сподвиглись бы усердно сослужить вместе с нами и совершать искоренение и выжигание сорной поросли, уверены мы во Господе Иисусе Христе, истинном Боге нашем, что еще более приумножится стадо Его и исполнится сказанное: Узнают Меня все, от малого их до великого их v , и по всей земле прошло слово апостольских учений, и до пределов вселенной — речи их vi .

Ибо мы обращаемся с этим не только к Вашему Святейшеству, но и от других архиерейских и апостольских престолов иные представители уже прибыли, иные ожидаются в скором времени 66 . Пусть же Ваше во Господе Братство из-за какой-либо отсрочки или затягивания времени не заставит сверх должного задерживать Ваших собратьев, сознавая, что если из-за опоздания совершено будет какое-нибудь неподобающее упущение, ни кто иной как само оно навлечет на себя упрек.

И еще сочли мы необходимым добавить к написанному, дабы предоставлено было всей полноте Церкви Вашей присовокупить и причислить к шести святым и вселенским Соборам святой и вселенский Седьмой Собор 67 . Ибо дошел до нас слух, будто некоторые подчиненные Вашему апостольскому престолу церкви 68 считают до шести вселенских Соборов и не знают Седьмого; и хотя утвержденное на нем проводят с усердием и благочестием как ничто другое, но провозглашать его в церквях наряду с прочими не вошло в обычай — несмотря на то, что повсюду сохраняет он равное прочим достоинство. Ведь этот Собор покончил с величайшим нечестием, имея заседавшими и голосовавшими на нем прибывших от четырех архиерейских престолов: ибо от Вашего апостольского престола, то есть Александрии, присутствовал, как известно, пресвитер монах Фома и его спутники, от Иерусалима и Антиохии — Иоанн с его спутниками, ну а от старшего Рима 69 — богобоязнейший протопресвитер Петр и другой Петр, пресвитер, монах и игумен пречистой обители святого Савы близ Рима. И все они, собравшись вместе с нашим во Бозе отцом, святейшим и трижды блаженнейшим мужем Тарасием 70 , архиепископом Константинопольским, составили великий и вселенский Седьмой Собор, торжественно покончивший с нечестием иконоборцев, или христоборцев. Однако деяния его, поскольку варварский и иноплеменный народ арабов овладел землями 71 , оказалось нелегко доставить вам; по каковой причине большинство здешних жителей, хотя и чтят и уважают его порядки, не ведают, как говорят, что они установлены им.

Итак, должно, как мы сказали, и сей великий святой и вселенский Собор провозглашать вместе с предыдущими шестью. Ибо не совершать и не делать этого — значит, во-первых, бесчестить Церковь Христову, пренебрегая столь важным Собором и в такой мере разрывая и разрушая ее связь и общение, а во-вторых, разверзать пасть i иконоборствующих (которых, хорошо знаю, гнушаетесь вы ничуть не менее прочих еретиков), уничтожив их нечестие не вселенским Собором, но осуждением одного престола ii , и предоставляя законный предлог стремящимся морочить умы. По всем этим причинам мы и требуем, и как братья братьев увещеваем, советуя приличное, причислять и приписывать его как в соборных документах, так и во всех прочих церковных историях и исследованиях к шести святым и вселенским Соборам, помещая после них Седьмым.

Христос же, истинный Бог наш, первый и великий архиерей iii , добровольно принесший Себя в жертву за нас и отдавший кровь Свою за нас во искупление, да предоставит Вашей архиерейской и почтенной Главе оказаться сильнее наступающих отовсюду варварских племен; и да позволит завершить жизненный путь в мире и спокойствии iv ; и да удостоит снискать и вышний жребий в невыразимом ликовании и веселии v там, где жилище всех наслаждающихся, откуда бежала всякая боль, и стенание, и скорбь: в Самом Христе, истинном Боге нашем, Коему слава и сила во веки веков. Аминь!

Усердно молимся за Вас по долгу отеческого благочестия; не премините и Вы помянуть нашу мерность 72 .

(энциклика), от одной какой-либо церкви к другим церквам в особенно важных обстоятельствах, требующих внимание всей церкви. В древности таковы были окружные послания о доблестях мучеников (напр. св. Поликарпа Смирнского), о появлении ересей, о поместных определениях по вопросам догматическим и каноническим и т.п. Особенное значение в истории древней христианской веры и литературы имели ежегодные окружные пасхальные послания александрийских епископов о дне празднования Пасхи.

По мере централизации церковного управления (с учреждением в IV веке патриархатов) и точного формулирования церковного учения в символах и соборных вероизложениях, окружные послания почти выходят из употребления, но затем снова развиваются в IX и следующих веках в период разногласий и разделения Восточной и Западной церквей; замечательны окружные послания Фотия, патриарха Константинопольского. От времени до времени окружные послания появляются в Восточной церкви и в новейшее время (например окружное послание восточных патриархов в 1848 году, вызванное одним из посланий папы Пия IX).

В настоящее время окружные послания (энциклики) — обычный способ объявления римским папой urbi et orbi своих решений ex cathedra по вопросам, касающимся не одной иерархии и клира (в этом случае употребляются преимущественно т.н. буллы), а всех католиков. Папские энциклики имеют иногда характер литературно-богословского исследования или научно популярного трактата (напр. энциклика о социализме Rerum novarum), тогда булла всегда является безусловно властным аподиктическим повелением и причисляется к составу канонов Римской церкви.

Летопись епархиальной жизни

Русская Православная Церковь в фотографиях

В защиту единства Русской Православной Церкви


Официальная карта храмов Русской Православной Церкви

Календарь

В седмичные дни Великого поста служба совершается по Минее и Триоди, без Октоиха, кроме Троичнов, седальнов и светильнов рядового гласа (см. приложения Триоди).

Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Прп. Афанасия исп. (821).

Сщмчч. Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мч. Иоанна Перебаскина (1918); сщмчч. Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, прмц. Параскевы Макаровой, мчч. Стефана Франтова и Николая Некрасова, мцц. Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мч. Андрея Гневышева (1941); Прмч. Филарета Пряхина (1942).

В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон Прп. Андрея Критского.

Читайте также: