Политическая мысль древнего мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Политическая мысль зародилась в древние времена в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.

ЕГИПТЯНЕ считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия

находится в руках богини истины и порядка Маат. Творцом мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра, который властвовал над богами и людьми. Затем он передал царствование своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сету, Гору и другим. От них ушло более 340 фараонов-людей. Таким образом пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность "низших высшим".

Общество представлялось египтянам как пирамида, вершина которой - боги и фараоны, подножие - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники.

Вместе египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старцев, не грабить бедных, не обижать слабых и т.п..

Шумерские ранньополитична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и человеческие судьбы. Это зафиксировано в надписях на глиняных табличках о реформах Уруинимгина (XXIV в. До н. Э), песнях и сказаниях о Гильгамеше (XXIII в. До н. Э), Шумерских законах (XXI в.), Законах Билаламы - правителя Эшнунны (XX в. в. н. э), Царских списках (XX-XIX вв. до н. э) и т.д..

Вавилоняне оставили одну из ценнейших памятников восточной политико-правовой мысли - Законы Хаммурапи (1792-1750 до н. Э). С 282 статей этого кодекса сохранилось 247, в которых зафиксировано стремление к воплощению вечной справедливости, к преодолению зла и беззакония. Право рассматривалось не как сакральная (священная), а светская сущность.

Заратустра (VIII в. До н. Э основатель зороастризма - мифологических представлений древних персов): в центре его учения борьба добра и зла. Государство должно быть земным воплощением небесного царства, монарх насаждать добро, бороться против зла в государстве. У власти должны быть найдоброчесниши люди. Призывал к взаимной любви, прощения, мира.

Будда (563-483 pp. До н. Э; сборник "Дигха Никайя"): Его учение сосредоточено на лице, которую необходимо избавить от постоянных страданий. Возражал теорию божественного происхождения каст и царской власти. Предлагал людям отказаться от желаний и страстей, сделать свою жизнь неподвластным влиянию среды.

Конфуций (551-479 pp. До н. Э) - яркий представитель стародавньокитайськои мысли. Взгляды Конфуция изложены в книге "Луньюй" ("Беседы и суждения"), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство выступает как большая семья. Власть правителя в государстве такова, как власть отца в семье, а отношения правящих и подданных напоминают семейные отношения, где младшие зависят от старших. Правитель (император) является "сыном неба", его власть имеет божественное происхождение. Конфуций выдвигал важное требование соблюдения в государственном управлении моральных принципов, был противником всякого насилия и считал, что обеспечение общественного порядка должно осуществляться не путем насилия, а путем совершенствования самого человека, соблюдения добродетели.

Добродетель в толковании Конфуция выступает как широкий комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, забота о людях, уважительное отношение к родителям, преданность правителю, чувство долга и т.п..

Регулирование политических отношений посредством требований добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, что было с условлено их традиционно карательным значением.

Конфуций не возражал полностью значение законодательства, однако отводил ему вспомогательную роль, выдвигая на передний план в регулировании общественных отношений требования добропорядочности.

МО ЦЗЫ (479-400 pp. До н. Э), - основатель моизму, развивал идею естественного равенства всех людей и обосновывал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности верховной власти народа.

Мо Цзы считал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо Цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, считал он, не было управления и наказания, каждый имел свое понимание справедливости, и поэтому в отношениях между людьми царила вражда.

Идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена в Мо Цзы против произвола чиновников, которые, устанавливая свои порядки, прибегали к насилию и жестоких наказаний. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в управлении государством. Он решительно выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. Бедность Мо Цзы считал источником беспорядков в государстве.

ШАН ЯН (390-338 pp. До н. Э) - выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания (легизм).

Утверждал, что организация государственного управления должны основываться не на традиции и ритуале, а на основе единых, четко определенных законов - "фа" (отсюда китайское название этой школы - "фация"), которые опираются на строгие наказания.

Несомненно, политические идеи, которые были представлены загаданными выше великими мыслителями сход, интересны для нас. Они составляют часть политической культуры восточной цивилизации и имеют большое значение для истории развития всей человеческой истории. Вместе с тем, через различные исторические причины они почти не влияли на развитие европейской цивилизации. Значительно большее влияние на современную Европу имеет политическая мысль мыслителей Древней Греции и Рима.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерного для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, предполагающий выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникавших между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, которые возникли в то время, не потеряли своей актуальности до сих пор.

Солон (640-559 до н. Э) благодаря решительным реформам в государственном строительстве вошел в историю как родоначальник древнегреческой демократии. Частная собственность по его эпохи получила не только легитимный характер, но и стало решающим признаком при определении политических прав граждан, объем которых зависел от имущественного ценза, а не от происхождения.

ДЕМОКРИТ (470-366 до н. Э) - учение особенно повлияло на развитие политической идеологии: о справедливости в политике как соответствие природе, об обществе, государстве и законы как искусственные образования людей в результате естественного процесса, о политическом конформизме и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент "хорошей" государства. Демокрит доказывал земное, а не божественное происхождение человека (земли и воды), общественное, а не небесное происхождение права. В контексте тех идей фигурировали учения Пифагора (580-500 до н. Э), Гераклита (530-470 до н. Э) и других древнегреческих мыслителей.

Софист - родоначальники рационалистических интерпретаций политического развития (Протагор (481-411 до н. Э), Горгий (483-375 до н. Э), Гиппий (460-400 до н. Э), Антифонт (V в. До н. э), Фрасимах (V в. до н. э) и др..

Заслуга софистов в очеловечивании общественно-политических явлений, учреждении светской теории политики, государства и права, перемещении человека с "периферийных позиций" в центр политической жизни, отношении к ней как к "меры всех вещей", естественного равенства людей, в том числе и рабов , в развитии демократических взглядов.

СОКРАТ (469-399 pp. До н. Э) - вел поиски рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических норм, нравственной природы государства и права, был принципиальным сторонником законности. Основу нормального функционирования государства, его благополучия он усматривал в незыблемости законов, подчинении им всех граждан. Соблюдение полисных законов Сократ связывал с единомыслие граждан, под которым понимал преданность и подчинение законам.

Платон (427-347 pp. До н. Э) - свое политическое учение он изложил главным образом в трактатах-диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Учение Платона о государстве основывается на его философских взглядах.

Эту идеальную справедливое государство Платон строит по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души (разумному, волевому и чувственном) в государстве аналогичные три похожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три общественных состояния - правителей, воинов и производителей. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало делало только свое дело согласно установленной иерархии. Идеальное государство Платона - это справедливое, основанное на законах, правление лучших. Такое правление может быть или царской властью (если среди правителей выделяется кто-то один - достойный), или аристократией - властью нескольких лучших.

Из-за несовершенства человеческой натуры такое государство не может быть вечной и изменится другими, худшими формами правления - тимократия, олигархией, демократией или тиранией. Причем каждая из этих форм является хуже предыдущих.

Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но такой, что не имеет надлежащего управления. Платон, как и другие древнегреческие мыслители, возражал вообще демократию как власть народа, а демократию как власть толпы - охлократию.

Каждую из форм государственности теряет именно то, что считается в ней высшим благом. В тимократии это военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода. Именно по демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания, установление которой означает превращение чрезмерной свободы в чрезмерное рабство. Тирания - наихудшая форма государственного правления, при которой царят беззаконие, произвол и насилие. В диалоге "Политик" Платон высоко оценивает роль политики в жизни общества. Он считает политику царским искусством, требует знаний и умение управлять людьми. Если правители обладают таким искусством, то не имеет значения, правят ли они по законам или без них. В тех государствах, где нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 pp. До н. Э) - политические взгляды изложены главным образом в трудах "Политика" и "Афинская полития". Занимался проблемами происхождения, сущности и формы государства. Он считал, что государство возникло не в результате какого-то соглашения между людьми на основе их волеизъявления, а естественно-историческим путем - из семьи и поселений как всеобъемлющая и самая форма общения людей. Предопределяется этот процесс тем, что человек по своей природе политической существом, и завершение этой ее природы находит свое выражение именно в политическом общении, т.е. в государстве.

Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, определяется верховной властью в государстве. Тремя правильными формами государства выступают монархия, аристократия и полития, а тремя неправильными - тирания, олигархия и демократия. Каждая из этих шести основных форм имеет свои виды, в зависимости от комбинации формообразующих признаков.

Наилучшей формой правления, по Аристотелю, является полития, в котором власть принадлежит большинству и осуществляется на общее благо. Худшей из неправильных форм государства является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним лицом в личных интересах. Аристотель различает крайнюю демократию, в которой верховная власть принадлежит народу, а не закона, и умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Первую он резко осуждает, вторую поддерживает.

Полития воплощает в себе лучшие стороны олигархии и демократии (объединяет богатых и бедных, богатство и свободу), но свободна от их недостатков и крайностей. По Аристотелю, полития является средней форме государства, в котором во всем преобладает средний элемент. В обычаях это - умеренность, в имуществе - средний достаток, в правлении - средний слой. Этот средний слой является ценным относительно политики, поскольку он наиболее привержен к существующим порядкам, и благодаря ему в государстве можно смягчить противоречие между бедными и богатыми, которая является причиной государственных переворотов.

Полибий (210-128 до н. Э) - начал политическую историю как науку ("Всеобщая история"). Историю человечества он рассматривал как закономерный, необходимый процесс движения к новому по всеобщим мировым законом и разумом. История государственности - естественный процесс в рамках цикла: царство - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. Полибий подробно анализирует сущность этих государственных форм, причины упадка одних и взлета других, определяя три главных (царство, аристократия, демократия), группируя их по противоположными признаками: царство - с тиранией, аристократию - с олигархией, демократию - с охлократией.

Рациональная форма государства - смешанное правление царя старейшин и народа (переплетение черт царства, аристократии и демократии). Эта идея содержит концепцию получений и противовесов: три власти не только поддерживают, но и препятствуют друг другу, наталкиваются на противодействие двух других властей, что обеспечивает государству стабильность. Это дает основания считать Полибия отцом не только политической истории, но и теории разделения властей.

Марк Туллий Цицерон (106-43 pp. До н. Э) был знаменитым римским оратором, юристом и государственным деятелем. Государство Цицерон определяет как дело, достояние (лат. res) народа (лат. populi). Отсюда происходит и ее название - республика (лат. respublica). Основную причину происхождения государства он видит во врожденной потребности людей жить вместе. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного правления и их преобразований.

В зависимости от числа правящих он различал три простых формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и власть народа (демократию). Каждая из этих форм имеет свои преимущества: в царской власти это благоволение к подданным, у власти оптиматов - мудрость, у власти народа - свобода. Но каждому из них присущи и определенные недостатки. Так, царская власть и власть оптиматов ограничивают свободу народа и устраняют его от участия в управлении государством, а демократия означает уравниловку.

Цицерон считает, что при возможности выбора из простых форм правления предпочтение нужно отдать царской власти, а демократию следует поставить на последнее место. Но лучшей формой государства является смешанная форма, создаваемая путем равномерного смешения достоинств трех простых форм правления. Важнейшими достоинствами такого государства является ее прочность и правовое равенство граждан.

После крушения Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. Н.э.), Эпиктета (50-140 н. Н.э.), Марка Аврелия (121-180 н. Э) и других римских стоиков , которые в условиях усиления авторитаризма, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.

Примерно с середины I тыс. до н. э. начинается активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти формируются такие системы взглядов, в которых зарождаются научные методы и приемы объяснения политических процессов.

От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худшего из несовершенных устройств.

Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое доминирует над всеми остальными формами общения. Это общение и называется государственным, или политическим.

Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.

На основе двух критериев – качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, нескольких или большинства) – Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственного устройства. Он выделяет правильные формы государства – монархия, аристократия, полития и неправильные – тирания, олигархия, демократия.

В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления разрабатывал древнеримский мыслитель Цицерон . Развивая аргументацию Полибия в пользу смешанной формы правления, Цицерон отмечает не только устойчивость этой формы государства, но и наибольшую способность реализовать идею справедливости.

В Новое время идеи Полибия и Цицерона о распределении трех властей получили развитие в теории разделения властей Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М., 1993. С. 823, 828; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 124.

Политический уклад древних государств Востока. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Проблема сущности государства. Эпоха буржуазных революций и развития капитализма. Формирование идеологии Просвещения. Марксистский анализ политики.
Краткое сожержание материала:

1. Политическая мысль Древнего Мира: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел. Рабовладельческие государства Древнего Востока образовались в IV - III тысячелетиях до н.э. Первыми из них были Египет и Вавилон. С возникновением этих государств зародилась и стала развиваться и политическая мысль.

Своеобразный политический уклад древних государств Востока обуславливался особенностями их экономического уклада, который формировался в условиях необходимости создания огромных ирригационных систем, без наличия которых земля, в силу засушливости климата, не давала урожая. Сооружение и пользование ирригационными системами были возможны только при наличии объединенных усилий огромных масс людей, только сообща. Именно поэтому в этих государствах длительное время сохранялась сельская община, а индивидуальная частная собственность развивалась медленно.

Коллективный труд требовал кроме всего прочего руководства централизованной власти. И в Египте, и в Вавилоне эта власть осуществлялась в самых жестких формах восточного деспотизма. Это отражалось и в содержании политических учений, возникавших и развивавшихся в ту эпоху на берегах Нила и Евфрата.

Главной идеей всех существовавших тогда политических воззрений в Египте была идея сохранения неограниченной власти верховного правителя - фараона. Утверждалось, что эта власть имеет божественное происхождение, поэтому всякое посягательство на нее, на фараона является недопустимым, а неповиновение ему (фараону) должно строго караться.

Проповедь неограниченной власти правителя была главным содержанием политических идей и в Древней Индии.

Вместе с тем, там возникает и мысль о социальном равенстве людей, зародившаяся в буддизме - религии, возникшей в VI - V вв. до н.э. Она провозглашала идею любви к ближнему, духовного равенства людей. Ранний буддизм был проникнут сочувствием к угнетенным массам.

Наибольшего развития политическая мысль достигла в Древнем Китае, на территории которого рабовладельческие государства образовались во II тысячелетии до н.э. Политические учения Китая отражали ожесточенную борьбу богатых и бедных, рабовладельцев и рабов. Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) - великий китайский мыслитель, известный на родине как Кун-цзы, родился в бедной, но знатной и имевшей богатую родословную семье. В молодые годы он занимает различные хозяйственные должности, однако скоро основывает частную школу, в которой и разрабатывает свое учение.

Школа легистов господствовала в китайской политический мысли в период правления знаменитого императора Цинь Шихуанди, который сделал их учение своей идеологией, а последователей конфуцианства подверг репрессиям. Однако после смерти императора школа легистов постепенно утрачивает свое влияние, а конфуцианство вновь заняло господствующие позиции. Со временем, школы конфуцианцев и легистов слились в единую этико-философскую идеологию, которая господствовала в Китае на протяжении более двух тысячелетий. Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологии двух школ (конфуцианской и легистской) оказали решающее влияние на формирование теории государства и права Китая, теории, на основе которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX века.

Ранний период возникновения и развития политической мысли в Древней Греции (IX-IV век до н.э.) связан со временем возникновения государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политических представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права. Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни. Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны. Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным пра.

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое толкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям или рядом с последним продолжают оставаться вершителями земных дел.

Конфуций

Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка доминирующим становится философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима.

Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархальной аристократической государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения, семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детей. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (до разделения общества на богатых и бедных), он оправдывал моральную иерархию: разделение людей на "благородных" и "темных" - простой народ. Первых от вторых отличают такие качества, как знание, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, соблюдение нравственных норм. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, благотворительность, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и подражания ритуалов, которые сложились. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

В античных авторов присутствует понимание Закона, превращающего Хаос в Космос. Полис в их представлении выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о законе космической гармонии, определяющий порядок для всего сущностного.

Платон . Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы".

По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека.

Трем частям души человека - умной, упорной и желающей - должны соответствовать три состояния:

· правители, достоинством которых является мудрость;

· воины, которых от других отличает храбрость;

· производители (ремесленники, купцы, земледельцы, актеры), для которых характерно насытить свой желудок и эмоции.

Подобное выделение состояний определяется необходимостью разделения труда, потому что каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархическое. Высшим сословием является правители, потому что они, обладая мудростью, способные обеспечить общее благо. Ниже положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о домешивании Богом к каждому состояния определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость, как принцип совершенной государства, заключается в том, что каждое состояние занимается своим делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.

Вторая черта идеального государства - аристократическое правление , при котором правят только умные люди. Способность усвоить мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присутствует философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в отмене всякой собственности и семьи для состояний правителей, воинов.

Государство остается идеальной, пока каждое состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подчиненных, необоснованные претензии других состояний (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к расписанию идеального государства и к постепенной ее замены более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованная в форме монархии (царской власти) или в форме аристократии (правление философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию(власть немногих, которую Платон понимает как плутократию-господства богатых). Чрезмерная имущественное неравенство вызывает недовольство народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется худшей формой государства - тиранией . Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, вероятно, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решение народа не всегда были мудрыми, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Напоследок Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ выражает проникновенную мнению об опасности чрезмерной свободы, потому что из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторских режимов возникали из кризисов, спровоцированных состоянию анархии и распадом форм взаимоотношений между людьми, сложившихся доминированием в настроении людей идеи ничем не ограниченной свободы.

Надо отметить, что и большие революции, которые вдохновлялись демократической идеей, в результате заканчивались диктатурами:

· якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;

· диктатура Кромвеля в Англии;

· диктатура большевиков в СССР.

В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма : приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии граждан, считая, что самые достойные из них могут стать правителями.

Аристотель . Использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, основанные на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из них, где правители нарушают законы и беспокоятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия , искажением которой является тирания. Власть немногих, основанная на благотворительности и воспитании , - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей", ее искажением является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию или конституцию - правление большинства. Ей противопоставляется демократия , где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на следующую политическую мысль был значительным, а его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени, но сам Аристотель дифференцированно подходит к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически правят демагоги. В то же время его трактовка политии как правление большинства на основе закона в определенной степени соответствует представлению о демократии.

Многие идеи Аристотеля - это противоположные позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Большой художник отобразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон показывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, которая является отражением идей. Оба мира, согласно мыслителем, объединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, показывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это касается и политической жизни. Учитель и ученик разошлись также по вопросу о наилучшем социально-экономическом устройство полиса. Аристотель критиковал идею Платона о ликвидации частной собственности и семьи как таких, которые противоречат природе человека. В то же время он предупреждал об опасности имущественного неравенства в обществе, что приводило к общественной нестабильности и выступлений бедных против богатых. Выход из положения он видел не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании состоятельного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мнению, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и недостаточно богаты, - достигается общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла свое продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.

Марк Туллий Цицерон . Знаменитый римский оратор и политик . Определял республику как "достояние народа", подчеркивая, что сам народ является объединением людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающий в себе одновременно монархический, аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, видел аналог подобного правления в Римской республике. В идеях Цицерона о правовом объединения граждан республики и правовая регламентация государственной деятельности о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".

Читайте также: