Рождаемость это в географии 9 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

9 класс.
Тема: Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

Численность населения.

Население – это природно-историческая совокупность людей, которая формируется и постоянно воспроизводится в процессе производства и самой жизни.

Все вопросы, связанные с населением, изучает наука демография.

Численность населения – показатель, который постоянно изменяется и зависит от объективных природных и социально-экономических факторов, традиций, культуры, уровня жизни населения . Точные данные о численности населения дают переписи населения. На территории области проживает 4 100 тыс. человек. По этому показателю мы можем сравниться с населением Норвегии (4 623 тыс. чел.), Хорватии (4 494 тыс. чел), Молдовы (4 475 тыс. чел.) и других стран. Население ДНР - 2 244 тыс. чел.

Численность населения России:

Естественный прирост населения – это разница между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени. Естественный прирост определяется по формуле: Естественный прирост = рождаемость – смертность.

Он может быть положительным – если рождаемость превышает смертность, отрицательным – если смертность превышает рождаемость, нулевым – если эти показатели равнозначны. Обычно естественный прирост населения рассчитывается на каждую тысячу человек.

В настоящее время естественный прирост отрицательный, так как число умерших превышает число родившихся. Это привело к снижению численности населения области, начиная с 1994 года. Самое большое число жителей в нашей области проживало в 1993 году и составляло 5 365,8 тысяч человек.

Как считают специалисты, на снижение численности населения оказали влияние три группы факторов: экономические, экологические, социальные.

Влияние экономических факторов связанно со снижением уровня жизни населения, что сказалось на рождаемости, продолжительности жизни, состоянии здоровья людей.

Демографическая политика – это комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В нашем крае демографическая политика направлена на экономическую поддержку молодых семей, создание новых рабочих мест для молодёжи, увеличение пособий на детей. Занятость женщин на производстве, желание самореализации не всегда позволяет иметь большую семью, а это уже проявление социальных факторов. Эта проблема частично решается за счет демографической политики.

Плотность населения.

Одним из важных показателей демографической ситуации является плотность населения. Плотность населения – это количество человек, проживающих на единицу площади территории. Она рассчитывается по формуле:

Плотность = количество населения ÷ площадь территории.

В нашем крае она составляет 185 чел./км². Наш регион – одна из самых густонаселенных территорий. На плотность размещения населения влияют многие процессы, например, природно-климатические условия, экологическая ситуация в регионе, национально-исторические традиции.

Демографические задачи.

Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, - абсолютная численность населения.

Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:

-коэффициент рождаемости Кр - число родившихся на 1000 жителей страны,

- коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,

- коэффициент естественного прироста Кеп , Кр - Кс = Кеп ‰

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т.к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И ) и эмиграцией ( абсолютным числом выехавших из страны – Э ):

Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное ( И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное ( И

Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:

Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:

АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ = ( Р – С ) + (И – Э )

АП – абсолютный прирост населения

ЧН1 - численность населения на начало года

ЧН2 - численность населения на конец года

ЕП - естественный прирост

СМ - сальдо миграции

‰ – знак 1/1000 числа, или промилле, К - коэффициент

Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = Р*1000/К Р

Кс = С/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = С*1000/К с

Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = ЕП*1000/К ЕП

Ксм = СМ/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = СМ*1000/К см

Ки = И/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = И*1000/К И

Кэ = Э/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = Э*1000/К Э

Определение численности населения и абсолютного прироста населения:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ

ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ

АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения

Примеры решения задач:

Задача 1: рассчитайте количество населения Донецкой области в 2015 году, если в 2014 году оно составляло 4343900 человек, при этом смертность в 2015г. Составила 36027 человек, а рождаемость – 12562 чел

- расчтитаем естественный прирост: 12562 – 36027 = - 23465 чел.

- население в 2015 году = 2014 + ЕП 4343900+ (-23465) = 4320435 чел.

Задача 2: Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн.чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Определим величину естественного прироста населения:

ЕП = КЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн.чел./1000чел. = 761 600чел.

Ответ: численность населения в стране за год увеличится на 761 600чел.

Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс.чел, а рождаемость составила 10‰.

Определим число родившихся людей за год, а затем - естественный прирост:

Р = КР × ЧН / 1000

Р = 10 ‰ ×500 тыс.чел./1 000чел.= 5 000чел.

ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = - 7 000чел.(естественная убыль)

Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.

Задача 4. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн.человек, в конце года – 11,5 млн.человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс.человек.

Определим абсолютный прирост населения:

ЧН2 – ЧН1= 11,5млн.чел. – 10 млн.чел. = 1,5млн.чел.

СМ = 1,5млн.чел. – 0,250млн.чел. = 1,250млн.чел.

Ответ: СМ = 1млн.250тыс.чел.

Задача 5. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн.чел., в конце года – 8,5млн.чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.

Определим величину абсолютного прироста населения:

ЧН2 – ЧН1= 8,5млн.чел. – 7,0млн.чел. = 1,5млн.чел.

Выполним обратный перерасчет от К еп к абсолютному показателю естественного прироста:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Численность и естественный прирост населения"

Население (народонаселение) - совокупность людей, живущих в пределах конкретной территории (континента, страны, области и т. д.).

Население страны составляет 146 838 993 человека по состоянию на 1 января 2017 года. Что эквивалентно 1,91 % от общей численности населения мира.

Современная Российская Федерация уступает по числу жителей восьми странам: Китаю, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистану, Бангладеш и Нигерии. Таким образом, Россия занимает 9-е место в мире по численности населения.


Наиболее полные сведения о численности населения, его составе в определённый момент времени получают при переписях населения. По переписи определяется не только фактическое число проживающих в стране людей, но и их качественная характеристика (пол, возраст, образование и т.д.). Последняя перепись была проведена в России в 2010 году. Данные всех переписей в стране вы видите в таблице.

Переписи населения в России


Следующую перепись населения планируют провести в 2020 году.

По переписи также можно с лёгкостью вычислить динамику и сделать прогноз на будущее. Так учёные подсчитали, что к 2025 году население России сократится до 141 205 239 человек, а к 2050 году - до 128 599 237 человек.

Зоны заселения в России


Численность населения является динамичным показателем. Изменение численности населения России происходило не только и не столько за счёт присоединения новых территорий (или выхода их из состава страны). Оно прежде всего связано с особенностями естественного движения населения — изменениями в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.

Разность между числом родившихся и числом умерших за определённое время (например, за один год) называют естественным приростом населения. Если рождаемость больше смертности - естественный прирост положительный, если меньше - отрицательный (по-другому называется естественная убыль населения).


Для современного этапа демографического развития страны характерно сокращение рождаемости и естественного прироста, а при уменьшении доли детей растёт доля пенсионеров, что приводит к повышению смертности.

Сокращение рождаемости — общая тенденция промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. Однако, в России увеличился показатель ожидаемой продолжительности жизни. По данным Росстата за 2016 год, средняя продолжительность жизни в России составляет 71,87 года. Для мужчин — 67 лет, для женщин — 77,3 года. И этот показатель ежегодно растёт.

Основными причинами являются: более высокая смертность мужчин в возрасте за 40-50 лет, что объясняется более тяжёлой, интенсивной и долгой трудовой деятельностью, историческими событиями (основными участниками которых всегда являются мужчины), а также особенностями слабой культуры походов к врачу.

Каждая страна в мировом сообществе пытается решить свои демографические проблемы. И Россия не исключение.

Демографическая политика в России — комплекс социальных, экономических, юридических и других мероприятий, предпринимаемых государством и направленных на изменение рождаемости и воспроизводства населения страны.

Так, в период с 2012 до 2015 год естественный прирост у нас в стране был положительный, хотя и небольшой (в среднем 0,2 промилле). До этого положительный естественный прирост был в 1991 году и составлял 0,7 промилле.

Проследим динамику демографических процессов во времени и узнаем с какими событиями эти процессы были связаны.

Рост смертности в России в конце XX — начале XXI века был обусловлен не столько увеличением доли пенсионеров, сколько сложностями социально-экономического и экологического положения, а также изменениями условий и ценностей жизни. Это и объясняет особенно стремительное сокращение естественного прироста населения.

Если в 1960 году естественный прирост составлял 1 млн 896 тыс человек, в 1990 году — 333 тыс человек, то с 1992 года наблюдается естественная убыль населения. Особенно значительна она в крупнейших городах России.

На естественный прирост и особенно на рост смертности в отдельные периоды времени повлияли разные события. Среди них потери в разрушительных войнах.

За годы Первой мировой и Гражданской войн непосредственные людские потери России составили (по разным источникам) от 11 до 18 млн человек. Число рождённых сократилось в эти годы в несколько раз и составило около 10 млн человек. Поэтому общие потери населения России оцениваются от 21 до 28 млн человек.

За период Великой Отечественной войны людские потери составили около 27 млн человек (при дефиците рождаемости от 11 до 20 млн человек, т. е. общие потери от гибели и нерождений людей оцениваются от 38 до 47 млн человек.

Потери только от этих войн оцениваются от 59 до 75 млн человек! Огромная цифра. А ведь в начале века была ещё русско-японская война, военные конфликты с Японией и Финляндией в 30-е годы и относительно недавно— Афганская война (1979—1989 гг.).

Негативные тенденции в процессе воспроизводства населения отразились на его половозрастной структуре. В соотношении населения по полу несколько повышен удельный вес женщин. Он составляет 54 %, что обусловлено большей продолжительностью их жизни. Соответственно мужчин - 46 %.

Однако, попробуем заглянуть глубже общей цифры и посмотрим на распределение полов по возрастам. Очевидно, что рождается в России больше мальчиков, чем девочек. В возрасте до четырёх лет на одну тысячу мальчиков приходится 947 девочек. Мужчин больше вплоть до 29 лет. А в возрасте от 30 до 44 лет женщин больше всего лишь на 2-7 %. Как вы поняли, цифра соотношения мужчин и женщин является общей для всех возрастных групп, а не конкретно для каждой.

Половозрастная пирамида населения России


Нельзя не сказать о возрастных группах населения. Население делится на 3 группы:

· Население в трудоспособном возрасте

· Пенсионеры (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)

По данным Росстата за 2016 год, в России на долю детей проходится около 18 % населения, на долю пенсионеров - 25 %. В трудоспособном возрасте находится порядка 57 % россиян.

График

Демография всегда была одной из важнейших наук. Ещё античные мыслители и философы размышляли о том, как лучше учитывать население, планировать развитие городов и государств, справедливо распределять ресурсы и эффективно собирать налоги. За несколько тысяч лет существования человеческой цивилизации эти вопросы не потеряли актуальности, а вместе с ними актуальной остаётся и данная наука. Сегодня мы подробно разберём что представляет собой демография, что она изучает и какие методы использует, а также выясним, когда появилась и как развивалась данная дисциплина.

Что такое демография?

Демография – это наука, изучающая население и закономерности его воспроизводства. Основной интерес для данной дисциплины представляет динамика численности населения и её взаимосвязь с различными факторами, такими как наличие природных ресурсов, погодные условия и прочее. Также демографией часто называют саму деятельность, связанную со сбором различных демографических данных, необходимых для корректировки социально-экономической политики.

Демография изучает рождаемость и смертность, пытается понять, какими факторами обусловлены данные показатели и как они связаны между собой. Также она исследует структуру населения и то, как эта структура меняется с течением времени под влиянием различных факторов. Сегодня эта наука имеет важное практическое значение – она позволяет обнаруживать закономерности, основываясь на собранных и проанализированных данных, и использовать их для предсказания развития демографической ситуации в ближайшие десятилетия.

Объект и предмет изучения демографии

Основные характеристики, дающие понимание о том, что изучает какая-либо наука, это объект и предмет науки. Если кратко охарактеризовать эти понятия, то объект — это область изучения данной науки, а предмет — это та сторона исследуемого объекта, которая нас интересует. Таким образом, предмет — это часть объекта. Теперь рассмотрим объект и предмет демографии.

Объект изучения демографии – это население, проживающее на определенной территории. Данная научная дисциплина изучает все характеристики населения, такие как соотношение различных возрастных групп, соотношение полов в этих возрастных группах, семейное положение, количество детей в семье и прочее.

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения. Демография ищет закономерности данного процесса и строит прогнозы на основании собранной и проанализированной информации. В демографических исследованиях применяется два подхода:

  • Узкий подход. В рамках данного подхода рассматриваются только два ключевых фактора, определяющих количество населения: рождаемость и смертность.
  • Широкий подход. Данный подход учитывает влияние на воспроизводство населения прочих демографических факторов, таких как миграция, семейные традиции, социальная мобильность и прочее.

Методы демографического анализа

Методы демографического анализа – это специальные приемы и подходы, используемые демографами при исследовании процессов воспроизводства населения. Существует большое количество методов, которые делятся на четыре группы:

  • Статистические методы. Особенность подхода заключается в том, что для сбора и анализа статистических данных не требуется исследование дополнительных факторов.
  • Математические методы. Данный подход подразумевает не только количественный, но и качественный анализ демографических процессов, для которого необходимы данные о дополнительных факторах.
  • Социологические методы. Эти методы подразумевают сбор и анализ информации с использованием инструментов социологии (опросы, наблюдение, выборочные исследования).
  • Демографические методы. В рамках данного подхода используются собственные методы демографии. К демографическим методам относятся метод потенциальной демографии, продольный и поперечный анализ.

Структура демографии

Современная демография – это комплексная наука, включающая три больших раздела, каждый из которых можно считать самостоятельной научной дисциплиной:

  1. Демографическая теория. В рамках данного раздела разрабатываются теоретические модели демографических процессов, выдвигаются гипотезы и проводятся эмпирические исследования, позволяющие подтвердить, уточнить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Демографическая теория формирует теоретический фундамент для двух других разделов.
  2. Демографическая статистика. В рамках этого раздела изучаются особенности населения в определенный период времени без анализа динамики этих особенностей. Статистика изучает такие показатели как национальность, принадлежность к определенным социальным группам, пол, возраст, семейное положение и прочее.
  3. Демографическая динамика. В рамках данного раздела исследуются закономерности воспроизводства населения и их зависимость от таких факторов как рождаемость, смертность и различные виды миграции.

Лучше понять, что такое демография, поможет более подробная классификация, согласно которой данная наука подразделяется на такие области как:

  • математическая демография (разработка математических методов для изучения, моделирования и прогнозирования демографических процессов);
  • демографическая статистка (изучение статистических закономерностей воспроизводства населения);
  • историческая демография (исследование динамики демографических процессов в истории разных народов и стран);
  • этническая демография;
  • экономическая демография;
  • политическая демография (анализ политических последствий демографических процессов);
  • социологическая демография;
  • военная демография (роль демографических процессов в военных конфликтах);
  • региональная демография.

В современном виде демография сформировалась относительно недавно, поэтому её структура сегодня является предметом дискуссии и постоянно меняется, дополняясь новыми разделами, подходами и научными дисциплинами.

История развития демографии

Демография – это одна из первых наук в истории, несмотря на то, что современный вид она приобрела далеко не сразу. В разных формах она возникала во всех древних цивилизациях. Она всегда была необходима как инструмент для учета количества населения, формирования армии, расчёта налогов, планирования экономических и прочих процессов в государстве. Историю развития демографии принято делить на 4 периода.

Период 1: Ранние идеи

Попытки изучать демографические процессы прослеживаются у многих древнекитайских и древнегреческих мыслителей. На государственном уровне также проводились соответствующие исследования. И в Древнем Китае, Риме и Греции вёлся учет населения по полу и возрасту. Многие философы (в частности, Платон и Аристотель) считали, что в будущем количество населения обязательно будет регулироваться искусственно.

Период 2: Формирование демографии в XVII–XVIII веках

Учет населения и его состава проводился многими государствами, но все эти изыскания были далеки от демографии в современном понимании вплоть до середины XVII века. Родоначальником современной демографии считается английский ученый Джон Граунт (1620-1674). В 1662 году он опубликовал большое исследование, основанное на данных из бюллетеней о смертности, которое считается первым демографическим трудом в истории. В рамках данного исследования он изучил большое количество факторов, описав динамику смертности и рождаемости с привязкой к этим факторам.

В 1798 году английский демограф и экономист Томас Мальтус опубликовал большое теоретическое исследование, в котором описал ряд идей по улучшению жизни населения посредством контроля его численности. Он заметил, что численность населения растёт в геометрической прогрессии, а количество ресурсов – в арифметической. В связи с этим он считал, что благополучное развитие человечества возможно лишь при осуществлении тщательно продуманного контроля за рождаемостью.

Период 3: Развитие демографии в XIX-XX веках

Особенно активно данная научная дисциплина развивалась во второй половине XIX и первой половине XX века. Именно в этот период она стала полностью самостоятельной наукой, развивающейся параллельно в двух направлениях. Первый вектор развития был связан с конкретизацией предмета изучения, а второй – с расширением спектра изучаемых факторов и процессов.

Период 4: Современная демография

Современное понимание того, что такое демография, сформировалось во второй половине XX века, и дальнейшее развитие данной научной дисциплины определялось процессами глобализации. В частности, повысился интерес к условиям и факторам, влияющим на временное и постоянное перемещение населения. При этом совершенствовались методы сбора информации, благодаря чему демография получила доступ к большому массиву новых данных.

Интересно, что и в 21 веке демографов больше всего беспокоят вопросы, которыми задавались ещё древние мыслители – оптимальная численность населения и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при её дальнейшем увеличении. Исследователи моделируют рост численности населения планеты и строят гипотезы о том, как скоро исчерпаются природные ресурсы, как этого избежать и что делать, когда это произойдёт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.

Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).

Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, атлас, статистический материал, политическая карта мира

Методы обучения

• Создание проблемной ситуации;

• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

I-Оргмомент. Проверка дз, выборочно собрать тетради.

II – Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга. Чем вы друг от друга отличаетесь? (возраст, пол, нация). А чем схожи? (Живём в одном городе, стране, учимся в одном классе).

Верно. Мы являемся гражданами одной большой страны. Но отличаемся по возрасту, полу и т.д.

Учитель: -Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (население России)

почему эта тема так важна?

- почему именно население – главное богатство страны?

Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.

Записывает в тетради число и тему урока.

III – Изучение новой темы

1. Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? С.50 в учебнике. Запись в тетради.

Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности.

Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука, изучающая население, его численность, состав и размещение. География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут .

Учитель: Ребята, как Вы думаете, как государство следит за населением? (проводит перепись населения, ведёт учет родившихся, умерших, приехавших и уехавших)

Пе́репись населе́ния — процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических данных населения, проживающих в одной стране на данный момент времени.

Учитель: Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России? Энциклопедия

Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России, национальный и религиозный состав, его образовательный уровень, социально-экономическое положение граждан с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.

Учитель: Кто знает, когда в России прошла первая перепись населения?

Первая всеобщая перепись населения в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.

В советское время перепись проводилась по необходимости.

После распада СССР перепись проводилась в 2002 (145,2 млн.чел.) и 2010 году (142,9).

За 8 лет население уменьшилось на 2млн. 200тысю человек.

Учитель: Откройте страницу 51. Посмотрите внимательно на схему и скажите, чему равна ЧН России и какое место в мире мы занимаем.

143 млн. чел, 9 место. Это данные на 2010 год

Учитель: что произошло в 2014 году? (Присоединение Крыма)

Перепись населения в Крымском федеральном округе проводилась с 14 по 25 октября 2014 года. Перепись стала первым подобным событием на территории Республики Крым и города Севастополя после присоединения Крыма к РФ. Численность постоянного населения составила 2 284 769 человек.

В 2018 году проводится пробная перепись. Следующая перепись запланирована на 2020 год

На 2018 год по предварительным данным ЧН России составляет 146,9 млн.чел.

Не смотря на то, что Россия занимает 1 место по площади, а по численности 9 место (см. диаграмму на с.51).

Во всем мире 6,5 млрд.чел.


КНР [1]


Индия


США


Индонезия


Пакистан


Бразилия


Нигерия


Бангладеш


Россия ]


Япония

Это интересно. Прочитать вслух.

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек, каждую секунду появляется трое, каждую минуту- 175, каждый час 10,4 тыс.,каждые сутки 250 тыс. Землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.

Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 15 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Отсюда приблизительно можно рассчитать какова численность населения в РФ в любой момент.

Учитель: Почему каждая страна стремится к увеличению ЧН?

Человек- главный ресурс экономики страны, её богатство и интеллектуальный потенциал, а Численность населения показывает её могущество.

Учитель: Какие программы проводит государство для увеличения ЧН?

Материнский капитал, ипотеки молодым семьям, социальные программы

Учитель: Как вы думаете, какие показатели влияют на ЧН? (рождаемость, смертность, прибывшие, убывшие). Верно. Записываем определения в тетрадь.

Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

Смертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени.

Ест.прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время. (ЕП=Р-С)

Ест.движение населения (воспроизводство) - совокупность процессов рождаемости и смертности, естественного прироста, определяющая величину естественного прироста (или убыли) населения, смену поколений, продолжительность жизни каждого поколения.

С.52. Типы воспроизводства прочитать

1-й тип современный - низкая рождаемость, низкая или средняя смертность, нулевой или отрицательный природный прирост. Наиболее распространен в Европе.(после 60х годов)

Эмансипация женщин — предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни; стремление к равным правам мужчин и женщин.

2–й тип - традиционный - высокая рождаемость, высокий уровень смертности, высокий природный прирост. (до 60х годов)

Таблица 2. Динамика изменения численности населения России по годам

Проанализируйте таблицу 2 и скажите, в какие периоды наблюдался прирост ЧН? (хорошая экономика, социальная сфера). В какие спад? (революции, кризисы, войны, голод) С чем это связано?

1-й кризис с 1914 года по 1922 год ( первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)

2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.

3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (21-27 млн. умерших)

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемии, голод, эмиграция из России.

Читайте также: