Письмо якутской интеллигенции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Якутской интеллигенции

В. Н. Иванов, доктор исторических наук, профессор

Л.Р. Кулаковская, кандидат филологических наук

Историческая обстановка в Якутской области имела свои региональные особенности; она объективно стала питательной средой для всех общественно-политических событий и явлений того времени. Обратимся к некоторым фактам, отражающим общую тенденцию сложившейся ситуации. Данные демографической картины говорят о том, что если в 1897 г. в области проживало 248 тыс. чел., то к 1917 г. в пяти ее округах числилось более 264 тыс. чел., из них в Якутском – 148 тыс. (143,5 чел. в 1897 г.), Вилюйском – около 80 (68,0), Олекминском – около 16 (15,4), Верхоянском – около 13 (14,3), Колымском – более 7 тыс. (7,2) чел. Как видно, за 20 лет общая численность населения области выросла только на 16 тыс. чел., т.е. тенденция роста численности населения области предстает, как неблагоприятная. При этом абсолютное большинство населения (примерно 96 %) проживало в сельских местностях; городские жители составляли только 4 % населения области, или чуть более 11,4 тыс. чел., и то главная их масса (свыше 7 тыс.) находилась в г. Якутске 1 .

На этом общем фоне не лучше выглядит картина и по национальному составу. В данном случае нас интересуют показатели по якутскому населению. В 1897 г. в Якутском округе числились 130177 якутов, Верхоянском – 11347, Вилюйском – 62995, Колымском – 3330 и в Олекминском – 13218, всего по Якутской области – 221067 чел. В 1917 г. в трех округах области – Якутском, Вилюйском и Олекминском – была проведена перепись населения, согласно которой в них проживало 207113 якутов. Как видно из приведенных данных, в 1897 г. якутское население этих трех округов составляло 206390 чел., следовательно, за 20 лет численность якутов в этих трех округах выросла лишь на 723 чел. 2 Хотя не исключена возможность допущения переписчиками неточностей, но на редкость низкие показатели по приросту в целом верно отражают ухудшающуюся динамику численности якутского населения за два десятилетия. Это подтверждается и новыми уточненными расчетами специалистов, согласно которым во всей Российской империи в 1897 г. насчитывалось 225,4 тыс. якутов, а в 1917 г. – 226,9 тыс, т.е. за два десятилетия прирост составил лишь 1,5 тыс. чел., или 0,035 %.

Ясно, что естественное движение якутского населения в начале XX в. оказалось на критической точке, что не могло не привлечь внимания общественности. Именно на этой почве наиболее радикальные представители зарождающейся национальной интеллигенции выдвинули проблему вымирания якутского народа, которая не могла не инициировать публичного ее обсуждения. Тем более, что их активно поддерживали сибирские областники во главе с Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым, еще с конца XIX в. активно муссировавшие мысль об угрозе вымирания всех сибирских инородцев.

Сложными представляются социально-экономические отношения в области. Хозяйство основного населения края – якутов – зиждилось на скотоводстве, которое, по мнению специалистов, на рубеже XIX—XX вв. переживало упадок: шел процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота и лошадей, а также других домашних животных (так, с 1860 по 1905 г. общее поголовье скота и лошадей в области сократилась с 585 до 430 тыс). Оставалась крайне низкой продуктивность скотоводства; ведение животноводческого хозяйства, основанного на частной собственности на скот, было отсталым. Техника применялась спорадически, у отдельных богачей, все скотоводческое хозяйство базировалось на ручном труде с применением самодельных орудий и гужевой тяги 3 .

В 1897 г. удельный вес якутов среди занятых животноводством составлял 95,8 %, земледелием – 58,8, рыболовством и охотой – 69,4, строительством и ремонтом жилья – 93,6, извозным промыслом – 82,8, поденными работами – 95,4 % 4 .

Со всем этим связано наличие резкого социального неравенства в якутском обществе. Преобладающее болыпинство улусного населения почти всю жизнь вело полуголодное существование; его низкий жизненный уровень обусловливался двойной системой эксплуатации – местным тойонатом и царизмом. Колониальный гнет последнего выражался во взимании ясака, различных податей и отправлении многочисленных повинностей. На все это наслаивался торгово-ростовщический грабеж. Усугубляла эту картину жилищно-бытовая неустроенность основной массы якутского населения.

Что касается культурной обстановки на рубеже двух веков, то это было время когда, с одной стороны, продолжала развиваться традиционная материальная и духовная культура якутов, с другой – происходило дальнейшее проникновение достижений российской культуры и ее усиливающееся взаимодействие с традиционной. Выдающееся значение в общественно-культурной жизни области имело возникновение и развитие школьного образования; хотя обучение и проводилось на русском языке, но приобщение представителей местного населения к русской грамоте и литературе было неизбежным. В начале века в области функционировали 173 школы, в которых работали 254 учителя и обучались 4660 детей; действовали четыре средних учебных заведения: реальное училище, женская гимназия, женское епархиальное училище и духовная семинария. Зарождалась якутская литература; появлялись первые издания периодической печати и т.д. В общественном сознании местного населения наметилось понимание огромного культурно-исторического значения образования, роли грамотных людей в общественно-политической жизни области.

Таким в общих чертах было положение якутского общества в начале XX в., что порождало вопросы не только социального порядка, но и мировоззренческого. Именно на этом общем фоне во весь рост встал вопрос о перспективах исторического развития края и народов, его населяющих. Критическое состояние якутского общества неизбежно требовало поисков нового пути развития и приводило к проблеме исторического выбора. Среди нарождающейся якутской интеллигенции стала муссироваться идея прогресса, связанная с идеей либерализации существующей системы и стремлениями демократизировать действующие порядки. Ее реализация считалась возможной только с помощью просвещения.

Таким образом, немногочисленная якутская национальная интеллигенция с самого начала своего появления на исторической арене действовала на фоне крупных социально-экономических, общественно-политических и духовных изменений как в России, так и в Якутии. Она прошла сложный путь роста и практической деятельности, но главное состояло в том, что она была обречена принять активное участие в освободительном движении за национальное раскрепощение якутского народа. Это движение по своей сути было демократическим, а его идеологи – основная часть представителей интеллигенции – придерживались либерально-демократической ориентации.

Понятно, что историческое предназначение национальной интеллигенции отразилось на формировании


Заседание открыл директор Центра Андрей Мартынов. C основным докладом выступила директор Института А.Е.Кулаковского при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова Людмила Кулаковская (внучка мыслителя). Выступили проректор Арктического государственного института искусств и культуры Ульяна Винокурова, академик Дмитрий Саввинов, Александр Ким-Кимэн.

В частности, Александр Ким-Кимэн подробно остановился на двух, по его мнению, наиболее важных моментах, отраженных в письме, - о культуре как главном факторе позитивного развития этноса и задаче сохранения культуры, образа жизни народа саха в сосуществовании с другими народами. В связи с этим, фактором укрепления межнациональных взаимоотношений должна стать культура, основным и неразделимым компонентом которой являются национальные виды спорта. Депутат привел в пример Якутию как регион, в котором сформированы уникальные институты и культивирования культуры и спорта, подчеркнув, что этот опыт особенно актуален сейчас, в сложный момент развития российского общества, когда усиливается межэтническая нетерпимость, происходит проникновение фашистской идеологии в молодежную среду, обостряется террористическая угроза.

«А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения. Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема общечеловеческая. И то, что автор письма вышел на вопрос такого уровня, показывает его как человека незаурядного ума, человека, мыслящего крупными, глобальными категориями.

«И главное в письме А.Е.Кулаковского – те идеи и мысли, реализация которых составила бы содержание этой громадной работы всего якутского общества для того, якобы поднять на современный уровень свою общую культуру, т.е. успешно решить проблему культивизации с более развитым русским народом.

Каждая идея, каждая мысль автора письма свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения. В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов: землепользование, развитие земледелия, скотоводство (содержание крупного рогатого скота и лошадей), рыболовство, развитие местной промышленности, предпринимательство, рыночные отношения и т.д.

Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества (здесь он ратует, прежде всего, за школьное образование). Большое значение он придавал культурно-просветительной деятельности: открытию общественных библиотек, выписыванию книг, журналов и газет, пропаганде достижений науки, техники и т.д.


«Письмо Алексея Елисеевича Кулаковского "Якутской интеллигенции" относится к числу важных памятников культуры досоветской Якутии. Оно, отражая различные стороны экономики, хозяйства и культуры, имеет большое научно-познавательное значение. По нему можно судить о тех вопросах, которые волновали широкую общественность, особенно передовых людей обширного Ленского края начала XX века.

В 1912 г. был проведен съезд "инородцев" Якутской области, созванный для подготовки к празднованию 300-летия династии Романовых. Делегатами съезда были чиновники областной администрации, деятели православного духовенства, представители тойоната и зарождавшейся буржуазии. Были приглашены и видные местные интеллигенты, в том числе А.Е.Кулаковский, избранный в состав секретариата.

А.Е.Кулаковскому тогда было 35 лет. Но он уже успел исколесить всю Якутию, познал ее прошлое и настоящее, стал известным ученым - знатоком истории и этнографии, фольклора и языка родного народа, признанным поэтом.

Он намеревался выступить на съезде с пространной речью, текст которой назывался "Якутской интеллигенции". Кулаковский полагал, что на съезде будут говорить о тревожном положении области. Надеялся, что делегаты услышат его голос и будут намечены меры по спасению народа от вымирания.

Но, увы, первый же день съезда отличался славословием в адрес Николая II. Все ораторы говорили только о том, что династия Романовых отечески заботится о якутах, эвенках и других народах Ленского края, разглагольствовали о их благополучии и процветании. При такой обстановке Кулаковский не только воздержался с выступлением, но и решил вовсе отказаться от участия в его работе.

Письмо в первой половине 30-х годов представил в ЯОПА Николай Семенович Максимов (он был первым секретарем Сунтарского райкома ВКП(б). В 1938 г. погиб в авиакатастрофе.

На снимках: Алексей Кулаковский (Ексекулях), портрет кисти Афанасия Осипова (вверху); памятник Кулаковскому в Якутске.

Алексей Кулаковский - Ексюкулях Елексей - один из основоположников якутской литературы.

Родился 4 марта 1877 года в Таттинском улусе.

Окончил реальное училище. Чиновник в низовых органах власти, учитель. Один из первых якутских писателей, краевед.

С лета 1917 года - комиссар Временного правительства в Верхоянском округе Якутской области. Октябрьскую революцию не принял, активно поддерживал Якутский областной совет (тойоната и национальной интеллигенции) в его непризнании власти СНК РСФСР и ЦИК Советов Сибири.

Руководимый им Верхоянский окружной съезд (март 1918) объявил большевиков "неверными сынами своей Родины, как в России, так и в Сибири". При кратком (июль-август) существовании на Северо-Востоке Якутии Советской власти, захватив казну, скрывался в тундре.

Возвратился на свой пост с установлением власти Временного Сибирского правительства. После разгрома А.В.Колчака работал в культурно-просветительных учреждениях и преподавал в школе.

С начала 1922 года присоединился к антисоветскому национальному "повстанчеству". После подавления антисоветских сил и амнистии ЦИК Якутской АССР лидерам "повстанчества" вернулся в 1924 году из Оймякона в Якутск, где готовил к изданию свои литературные и краеведческие труды.

В 1900 г. написал стихотворение "Заклинание Байаная", считающееся первым произведением якутской письменной культуры.

По масштабности, философичности и образности языка особое место в творчестве Кулаковского занимает поэма "Сон шамана" (1910), являющаяся плодом глубоких, длительных раздумий поэта над судьбами родного народа и острейшими проблемами современного ему мира.

А.Е.Кулаковский в последние годы своей жизни активно участвовал в строительстве новой жизни. Разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно-литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно-переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения.

В декабре 1925 года поехал как делегат от Якутской АССР на Первый тюркологической съезд в Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 г.

В июне 1992 г. на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС(Я) открыт надгробный памятник.

В 1992 году учреждена Государственная премия имени А.Е.Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии.

Именем А.Е.Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС(Я).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Семен Петрович Барашков Семен Петрович Барашков, друг Алексея Елисеевича по Р.

Воззвание к друзьям Отправной точкой письма стало желание А.Е.Кулаковского со.

Находка письма В августе 1941 года, историку Георгию Прокопьевичу Башарину, р.

Содержание письма В своем обращении к якутскому народу А. Е. Кулаковский пред.

О переселенцах Проект вице –инспектора И.О.Маркграфа по изучению земельных ре.

О землепользовании Культивация земель с плодородной почвой (площади выгонов и.

О землепользовании Культивация земель с плодородной почвой (площади выгонов и покосов путем разрушений долины рек Лена, Вилюй, Амга); Увеличение старых общих изгородей и создание собственного участка каждому хозяйству; Разделение на части выгонов для поочередного выпаса скота ; Для отвода воды строительство плотин; Переход к земледелию, хлебопашеству, посевы пшеницы и яровой; Совершенствование сельскохозяйственных орудий труда; Введение посева картофеля как отрасли огородничества.

О рыболовстве Все пруды заселить рыбой; Запретить лов рыбы во время икрометан.

О рыболовстве Все пруды заселить рыбой; Запретить лов рыбы во время икрометания; Запретить лов рыбы саками (куйуур), так как проруби служат причиной промерзания всего озера и гибели рыб; Заняться рыболовством на государственном уровне. (В зимнее время труд якута значительно сокращается и он может перейти на рыболовство). Начать рыболовство нужно в Охотске и постепенно перейти на северные реки для продажи улова Японии и извлечения доходов.

О скотоводстве Не привозить скот издалека, а заботиться о якутской породе ско.

О скотоводстве Не привозить скот издалека, а заботиться о якутской породе скота. Летом устраивать выгоны в тенистых местах(для укрытия от насекомых); Зимой защитить дал от ветров, хотон строить просторный; Улучшить питание скота (силос); Разработать вопрос о продукции скота(мясо, молоко, шкура); Повсеместно разводить конный скот и возвратиться к кумысу; Свиней разводить в небольшом количестве; Разводить также баранов и птиц; Обязательно иметь ветеринарные пункты и ветеринаров

Об образовании и культуре Ввести якутскую письменность; Уменьшить количество.

Об образовании и культуре Ввести якутскую письменность; Уменьшить количество церковно-приходских школ, где знаний не приобретают, но отвыкают от физического труда; Увеличить количество школ с сельскохозяйственным уклоном, ремесленных школ; Интеллигенция должна взять миссию создания якутской литературы; Создать общественные библиотеки с газетами и журналами, чтобы быть в курсе событий; Усилить меры борьбы с пьянством, курением и картежными играми на деньги; Вводить повсеместно культуру, чтобы народ понял явления жизни. Якутская классическая четырехклассная гимназия

О повышении благосостояния Подъем степени культурности якутов; Создание улусн.

О повышении благосостояния Подъем степени культурности якутов; Создание улусных, наслежных комиссий для социальной помощи старикам, сиротам; организация поставок продукции мяса, молока(приискам), меха, леса, кости (в Россию); организация общественных работ зимою; Создание кооперативов (скотоводческие хозяйства, земледелие); Развитие ремесел (кузнечное дело, выделка кожи, изделия из глины); Взвешивание масла

О привлечении денежных средств Взносы от различных якутских культурных обще.

О привлечении денежных средств Взносы от различных якутских культурных обществ; Займы в банках под залог; Дорожные налоги (ремонт дорог и мостов); Общественные лотереи; Штрафы за пьянство, курение и картёжничество; Налоги от купцов, торговых предприятий и др.

Заключение Алексей Елисеевич Кулаковский в своем письме подробно описал, что.

доктор исторических наук, профессор

Историческая обстановка в Якутской области имела свои региональные особенности; она объективно стала питательной средой для всех общественно-политических событий и явление того времени. Обратимся к некоторым фактам, отражающим общую тенденцию сложившейся ситуации. Данные демографической картины говорят о том, что если в 1897 г. в области проживало 248 тыс. чел., то к 1917 г. в пяти ее округах числилось более 264 тыс. чел, из них в Якутском – 148 тыс. (143,5 чел. в 1897 г.), Вилюйском – около 80 (68,0), Олекминском – около 16 (15,4), Верхоянском – около 13 (14,3), Колымском – более 7 тыс. (7,2) чел. Как видно, за 20 лет общая численность населения области выросла только на 16 тыс. чел., т.е. тенденция роста численности населения предстает, как неблагоприятная. При этом абсолютное большинство населения (примерно 96%) проживало в сельских местностях; городские жители составляли только 4% населения области, или чуть более 11,4 тыс.чел., и то главная их масса (свыше 7 тыс.) находилась в г.Якутске[1].

На этом общем фоне не лучше выглядит картина и по национальному составу. В данном случае нас интересуют показатели по якутскому населению. В 1897 г. в Якутском округе числились 130177 якутов, Верхоянском – 11347, Вилюйском – 62995, Колымском 3330 и в Олекминском – 13218, всего по Якутской области – 221067 чел. В 1917 г. в трех округах области – Якутском, Вилюйском и Олекминском – была проведена перепись населения, согласно которой в них проживало 207113 якутов. Как видно из приведенных данных, в 1897 г. якутское население этих трех округов составляло 206390 чел., следовательно, за 20 лет численность якутов в этих трех округах выросла лишь на 723 чел.[2] Хотя не исключена возможность допущения переписчиками неточностей, но на редкость низкие показатели по приросту в целом верно отражают ухудшающуюся динамику численности якутского населения за два десятилетия. Это подтверждается и новыми уточненными расчетами специалистов, согласно которым во всей Российской империи в 1897 г. Насчитывалось 225,4 тыс. якутов, а в 1917 г. – 226,9 тыс., т.е. за два десятилетии прирост составил лишь 1,5 тыс. чел., или 0,035%.

Ясно, что естественное движение якутского населения в начале ХХ в. оказалось на критической точке, что не могло не привлечь внимания общественности. Именно на этой почве наиболее радикальные представители зарождающейся национальной интеллигенции выдвинули проблему вымирания якутского народа, которая не могла не инициировать публичного ее обсуждения. Тем более что их активно поддерживали сибирские областники во главе с Г.Н.Потаниным и Н.М.Ядринцевым, еще с конца ХIХ в. активно муссировавшие мысль об угрозе вымирания всех сибирских инородцев.

Сложными представляются социально-экономические отношения в области. Хозяйство основного населения края – якутов – зиждилось на скотоводстве, которое, по мнению специалистов, на рубеже ХIХ-ХХ вв. переживало упадок: шел процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота и лошадей, а также других домашних животных (так, с 1860 г. по 1905 г. Общее поголовье скота и лошадей в области сократилась с 585 до 430 тыс.). Оставалась крайне низкой продуктивность скотоводства;ведение животноводческого хозяйства, основного на частной собственности на скот, было отсталым. Техника применялась спорадически, у отдельных богачей, все скотоводческое хозяйство базировалось на ручном труде с применением самодельных орудий и гужевой тяги[3].

В 1897 г. удельный вес якутов среди занятых животноводством составлял 95,8%, земледелием – 58,8, рыболовством и охотой – 69,4 строительством и ремонтом жилья – 93,6, извозным промыслом – 82,8, поденными работами – 95,4%[4].

Со всем этим связано наличие резкого социального неравенства в якутском обществе. Преобладающее большинство улусного населения почти всю жизнь вело полуголодное существование; его низкий жизненный уровень обусловливался двойной системой эксплуатации – местным тойонатом и царизмом. Колониальный гнет последнего выражался во внимании ясака, различных податей и отправлении многочисленных повинностей. На все это наслаивался торгово-ростовщический грабеж. Усугубляла эту картину жилищно-бытовая неустроенность основной массы якутского населения.

Что касается культурной обстановки на рубеже двух веков, то это было время когда, с одной стороны, продолжала развиваться традиционная материальная и духовная культура якутов, с другой – происходило дальнейшее проникновение достижений российской культуры и ее усиливающееся взаимодействие с традиционной. Выдающееся значение в общественно-культурной жизни области имело возникновение и развитие школьного образования; хотя обучение и проводилось на русском языке, но приобщение представителей местного населения к русской грамоте и литературе было неизбежным. В начале века в области функционировали 173 школы, в которых работали 254 учителя и обучались 4660 детей; действовали четыре средних учебных заведения: реальное училище, женская гимназия, женское епархиальное училище и духовная семинария. Зарождалась якутская литература; появлялись первые издания периодические издания периодической печати и т.д. В общественном сознании местного населения наметилось понимание огромного местного населения наметилось понимание огромного культурно-исторического значения образования, роли грамотных людей в общественно-политической жизни области.

Таким в общих чертах было положение якутского общества в начале ХХ в., что порождало вопросы не только социального порядка, но и мировоззренческого. Именно на этом общем фоне во весь рост встал вопрос о перспективах исторического развития края и народов, его населяющих. Критическое состояние якутского общества неизбежно требовало поисков нового пути развития и приводило к проблеме исторического выбора. Среди нарождающейся якутской интеллигенции стала муссироваться идея прогресса, связанная с идеей либеризации существующей системы и стремлениями демократизировать действующие порядки. Ее реализация считалось возможной только с помощью просвещения.

Таким образом, немногочисленная якутская национальная интеллигенция с самого начала своего появления на исторической арене действовала на фоне крупных социально-экономических, общественно-политических и духовных изменений, как в России, так и в Якутии. Она прошла сложный путь роста и практической деятельности, но главное состояло в том, что она была обречена принять активное участие в освободительном движении за национальное раскрепощение якутского народа. Это движение по своей сути было демократическим, а его идеологи – основная часть представителей интеллигенции – придерживались либерально-демократической ориентации.

Понятно, что историческое предназначение национальной интеллигенции отразилось на формировании мировоззрения, общественно-политической позиции каждого ее представителя и в этом смысле А.Е.Кулаковский не является исключением. Мало того, он не был ее рядовым представителем. Историческая эпоха сделала его выразителем интересов всего якутского населения, одним из идеологов и лидеров национально-освободительного движения.

Итак, А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения.

Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема общечеловеческая. И то, что автор письма вышел на вопрос такого уровня, показывает его как человека незаурядного ума, человека, мыслящего крупными, глобальными категориями.

Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и общественно-политическая. И то, что А.Е.Кулаковский рассматривает ее как один из острейших вопросов общественно-политической жизни России и на фоне политического миропорядка второго десятилетия XXв., выдает его как выразителя общественных интересов родного народа, как человека, глубоко разбирающегося в политике властей.

Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и нравственно-философская. С этой точки зрения А.Е.Кулаковский выступает как мыслитель-философ, причем его размышления не похожи на житейские сюсюканья недовольного интеллигента, а являются образцом конструктивного подхода к теме разговора, мыслями действия. В целом же мы имеем уникальный документ, в котором впервые в истории общественно-политической мысли в Якутии к открытому обсуждению предложена одна из самых злободневных проблем российской действительности – проблема вымирания якутского народа. Это был смелый поступок, по существу вызов российским властям, политика которых, по его мнению, могла ускорить негативные последствия переселения целого народа на север.

Что касается так называемого третьего варианта, то он, бесспорно, является сокращенным текстом письма, предназначенным для устного выступления.

[1]Якутская губерния по переписи 1917 года.– Вып.I. – Иркутск, 1922. – С. ХХIV.

[2]Якутская губерния по переписи 1917 года.– Вып.I. – Иркутск, 1922. – С. ХХIV.

[3]Башарин Г.П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины ХIХ – начала ХХ в.

– Якутск, 1974. – С. 20

[4]Аргунов И.А.Социальное развитие якутского народа. – Новосибирск, 1985. –С. 77.

[5]Майнов И.И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. – СПб., 1912. – С. 247.

[6]Иванов В.Н.Якутская интеллигенция в начале ХХ в. и С.А.Новгородов // Пересечение исторических судеб: народы, люди. – Якутск, 1995. – С. 79-96.

[7]Калашников А.А. Новое о И.И.Крафте // Якутский архив. – 2000. – №1. – С. 27-36.

[9]Башарин Г.П. Исторические судьбы письма Кулаковского // Кулаковский А. Письмо якутской интеллигенции. – Якутск, 1992. – С. 5.

[11]Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. – Новосибирск, 1983. – С. 230

[14]Башарин Г.П. Указ. Соч. – С.16.

[15]Кулаковский А. Якутской интеллигенции. – С. 72.

[16]Диалог. – 1990. –Сент., окт. – С. 33-73; Полярная звезда. – 1990. – №5. – С. 89-107.

[17]Подробно об этом см.: Башарин Г.П. Указ. Соч.– С. 21-28.

[19]Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции (варианты письма) / Сост. И.Ю.Васильев. – Якутск, 2000.

Каждый мужчина, которого я встречала, хотел меня защитить. Не могу понять, от чего. Мэй Уэст
ещё >>






Читайте также: