Сепаратизм в азербайджане кратко

Обновлено: 30.06.2024

Однако высокая политэтничность региона в современных условиях является фактором, несущим в себе и потенциал напряжённости, которая может возникнуть между прикаспийским странами на национально-языковой почве.

В продолжение того материала редакция публикует статью востоковеда, ираниста Иды Саркисян, посвящённую данной проблематике:

Азербайджанский сепаратизм в Иране

Следует отметить, что подобный подход иранского руководства имеет не только политическую, но и научную основу, т.к. практически все народы, племена и этнические группы, проживающие на территории Ирана, входят в группу иранских народов и имеют общее происхождение. На этом тезисе строится вся национальная идея Исламской Республики.

На протяжении долгих лет Ирану удается избегать серьезных конфликтов на национальной почве. Тем не менее, в ряде регионов страны, в частности в приграничных провинциях, в которых имеют влияние соседние государства, актуальна угроза сепаратизма. В группу риска входят азербайджанцы или азери, белуджи и курды. В данной работе рассмотрим проблему азербайджанского сепаратизме в Иране.

Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан. Большая их часть этнические иранцы, т.е. имеют иранское происхождение. В ходе исторических развитий, в частности походов тюрков-сельджуков в 11-12 вв., местное население оказалось под сильным влияние пришлых народов. В результате северные районы Ирана тюркизировались в плане языка и культуры, часть из них ассимилировалась с пришлым тюркским элементом. Автохтонный же язык – азари, на сегодняшний день является мертвым. Многие жители вышеупомянутых провинций давно забыли о своем происхождении, и отождествляют себя с турками.

Более сложным является вопрос их численности. Турецкие и азербайджанские источники утверждают, что в Иране проживает 30 млн. азербайджанцев, что составляет 37% населения всей страны, в то время, как население всех четырех азеронаселенных провинций вместе составляет лишь 9 млн, включая местных курдов и персов. По данным переписи 2016 года, на всей территории Исламской Республики проживает 16,5 млн азари. В отчете Государственного департамента США от 2015 года упоминается о 13 млн азербайджанцев, которые успешно интегрированы в структуру власти и общество. Среди них упоминается и Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, дед которого был священнослужителем в провинции Азербайджан. Сам Хаменеи родился уже в Мешхеде.

  • Национальное освободительное движение Южного Азербайджана – Milli Azadlıq Hərəkatı (CAMAH)), лидер / основатель: ПирузДиленчи; создано: 1991
  • Южно-азербайджанское национальное движение по пробуждению (Güney Azərbaycan Milli Oyanış Hərəkatı (GAMOH)), лидер / основатель: Махмудали Чегрекани; создано: 2002
  • Студенческое движение Южного Азербайджана (Азербайджан: Azərbaycan Öyrənci Hərəkatı (AZOH)), созданная в 2006 году группой студентов
  • Всемирный Азербайджанский Конгресс (лидер / основатель: Али Назми Афшар, основанный: 1994 г.);
  • Организация национального возрождения Южного Азербайджана) (руководитель/основатель: Атилла, создана: 1995г.);
  • Азербайджанский национальный исламский фронт (лидер/основатель: Махмудали Чегрекани: 1998 г.);
  • Парламент Южного Азербайджана (руководитель основатель: Булуд Карапак, созданный: 1999 г.);
  • Азербайджанская национальная организация по освобождению (лидер/основатель: Эльдар Карадагли, учредил: 1999 г.);
  • Партия независимости Южного Азербайджана (лидер/основатель: Салех Илдирим, создана:2006 г.);

Не остаются в стороне и соседние тюркские государства – Турция и Азербайджан, которые оказывают не только пропагандистскую поддержку азербайджанским организациям в Иране, но и финансовую. Иранскими правоохранителями было доказано, что специальные службы обеих стран проводят консультации с активистами сепаратистского движения, предоставляют свою территорию для проведения конференций и собраний, распространяют пропагандистскую литературу и пр. Широко распространена практика СМС рассылок с призывами присоединиться к борьбе за независимость. В свою очередь иранские азербайджанцы защищают интересы Азербайджанской Республики. Используя свои политические должности, представители азербайджанцев в правительственных органах поддерживают позицию Баку в азербайджано-карабахском конфликте вокруг непризнанной республики Арцах, несмотря на нейтральную и взвешенную политику официального Тегерана в отношениях с конфликтующими сторонами.

На сегодняшний день власти Ирана держат ситуацию в протестном регионе под контролем. Полиция проводит успешную работу по пресечению провокационных акций или протестов, осуществляются аресты лиц, связанных с иностранными спецслужбами и террористами и пр. Соседние Турция и Азербайджан же не предпринимают открытых враждебных действий против Тегерана за жесткие меры, т.к. Исламская Республика в свою очередь имеет возможность накаливать ситуацию внутри этих стран. Речь идет о шиитском факторе в Азербайджане, как, например, в религиозном пригороде Баку Нардаране, где периодически вспыхивают протесты против действующего режима. В Турции же актуальны национальные конфликты с участием этнических иранцев – курдов или народа заза, которые способны создать серьезные проблемы для Анкары.


Помните “ Ты-кто-такой-давай-до-свидания ”? Поют в клипе этнические талыши - коренное население юго-востока современного Азербайджана. Именно талыши выращивают активно рекламируемый в России “Азерчай”. Эти люди хотят автономии, а некоторые - независимости Талышстана. В 90-е годы конфликт талышей с Баку чуть не перерос в войну, как с армянами в Нагорном Карабахе.

Ты кто такой?

Талыши - автохтонное ираноязычное население южного Азербайджана. Проживают компактно. По последней переписи населения их насчитали 112 тысяч человека. Талышские активисты ( ? ) цифру оспаривают: говорят, их в стране около 500 тысяч ( ? ) (плюс в соседнем Иране ещё миллион). Несмотря на политику ассимиляции Азербайджана, которую некоторые российские эксперты считают одной из самых мощных в экс-СССР, численность талышей растет. Во-первых, рождаемость, во-вторых, мода на идентичность.

Территория и флаг Талышстана по мнению талышских активистов

Учёные еще спорят, откуда появился народ и его этноним. У талышей есть свое видение, которое очень раздражает Баку. Так, многие признанные герои азербайджанского народа оказываются талышами. Только в XIII веке, во времена монгольского завоевания, число тюрков на территории нынешнего Азербайджана увеличивается, и во времена Сефевидов (XVI–XVIII века) местное иранское население постепенно, но окончательно переходит на тюркский язык. Исследователи подтверждают, что материальная культура, менталитет и традиции талышей и азербайджанцев очень близки.

В начале XIX века талышский хан принял российское подданство. Талыши это одобряют - в составе России регион стал активно развиваться. Происходило переселение в здешние земли религиозных сектантов - молокан и духоборов. Русский любитель чая М. О. Новоселов посадил здесь опытные участки чайного дерева, а 1896 году впервые - чайный куст. Так и возникла чайная промышленность Азербайджана.

Русские поселенцы-молокане в Муганской степи (нынешний Азербайджан). Фотография С. М. Прокудина-Горского, начало XX в.

После Октябрьского переворота, в годы Гражданской войны, создана Муганская Советская республика в составе РСФСР. Возглавляли ее этнические русские и талыши. Республику разгромили азербайджанские войска. После образования СССР большевики стали оформлять талышей как народ. Советские ученые создали письменность - сначала на латинице, потом на кириллице - функционировали национальные школы с преподаванием на талышском . Открылись театры, издавалось большое количество книг и газетаКрасный Талыш ”. В итоге многие талыши просили создать собственную АССР.

Ответом стала тюркизация (в том числе и других народов Азербайджанской ССР). В 1937 году запрещено преподавание на талышском. Талышей во время всесоюзных переписей перестали выделять в отдельную национальность. Представителей культурной интеллигенции большевики слали в ГУЛАГ. В паспортах в пятой графе указывалось - азербайджанец. Многие перешли на тюркский язык, забывая родной. Но с началом перестройки и национального возрождения талыши вспомнили о своих корнях.

Давай, до свидания!

В 1993 году, на волне политического кризиса, на несколько месяцев создана Талыш-Муганская Автономная Республика , со своей символикой и армией ( ? ). Возглавил образование полковник Альакрам Гумматов . Но пришедший к власти в Баку Гейдар Алиев арестовал Гумматова и многих талышских активистов, талышская партия попала под запрет, а центральные власти продолжили советскую тюркизацию. В ответ талышское самосознание населения юго-восточного Азербайджана стало расти.

В 2012 году арестован главред той же газеты, снявший популярный ролик “ Давай, до свидания! ”. После взрыва популярности видео в России положением талышей заинтересовались журналисты из РФ. Они без согласований ездили снимать жизнь местного населения, что очень не понравилось Баку. Талышские и армянские новостные сайты практически ежедневно описывают репрессий. Например, в 2016 году спецслужбы Азербайджана обвинили пользователя Интернета в сепаратизме за комментарий в группе, что южный регион Азербайджана надо называть в публикациях сообщества Талышским регионом.

Талыши с 1939 по 1989 гг. не считались в Азербайджанской ССР отдельной национальностью. С 1989 г. их численность резко возрастает

Талыши в эмиграции обвиняют Азербайджан в этноциде. Не нравится им и политика центральных властей, направленная на замещение населения. На талышские земли в годы войны в Нагорном Карабахе активно переселяли беженцев-тюрков - увеличить процент титульного населения в регионе. Меняется топонимика на азербайджанский лад. Так, талышское село Озибижон переименовали в Гюнешли. Все ключевые посты в этом районе занимают азербайджанцы. Это вынуждает талышей уезжать из родных мест в Россию или в Баку в поисках работы. Опасаются талыши и предстоящей переписи. Они уверены, что власти специально уменьшат численность народа.

В России совершенно открыто действуют талышские организации, намеренные добиваться независимости родины. Из-за этого некоторые азербайджанские политики обвиняют РФ в покровительстве талышам. Но талышские активисты жалуются на невнимание со стороны российских властей и общественности. Но наша страна действительно стала центром их движения. Почти все талыши, кто хоть как-то занимался политикой в Азербайджане, давно выехали за границу.

Один из них и лидеров талышей России Исмаил Шабанов утверждает, что в отличие от азербайджанцев с идеями пантюркизма, талыши исторически тяготеют к России. В самой РФ открыто и официально не поддерживают планы радикальных талышей по отделению. Но наверняка у нас хотят контролировать талышское движение на случай, например, ухудшения российско-азербайджанских отношений.

Иди, гуляй, до свидания!

Талышский вопрос - болезненная для Азербайджана тема. Власти опасаются, что при поддержке Ирана, Армении и России там повторится “ карабахский сценарий ”. Потому Баку спешит с ассимиляцией. В Иране тоже существует регион Азербайджан, где до сих пор муссируется тема объединения всех азербайджанцев в одно большое государство. Бакинские власти утверждают, что сепаратистские настроения талышей подогреваются специально из Армении. Там и правда проводятся многочисленные научные конференции, семинары по иранистике - чтобы сохранить талышей как этнос. Армянам нужны союзники в возможном противостоянии за Карабах.

Баку считает, что талыши аполитичны и хотят стать азербайджанцами. Почти стали. Эксперты не согласны. Талыши, говорят они, хотят автономии или независимости. Пусть это и не очень реально: из страны выдавили лидеров талышей, идёт сильнейшая ассимиляция. Протест остался - хотя и бурный - лишь в социальных сетях.

В 2016 году среди талышей вспыхнули акции протеста. Как говорит Баку, исключительно на экономической почве: протестующие возмущались повышением цен, подорожанием бензина и продуктов питания. Выступления подавил азербайджанский спецназ. Но вызвать митинги мог национальный фактор. Многолетнее угнетение заставляет людей чувствовать себя людьми второго сорта. Потому нет никакого сомнения, что талыши еще покажут себя в политической жизни Азербайджана.

Каково должно быть отношение русского националиста к талышской проблеме? Как добропорядочный гражданин многонациональной РФ, всякий читатель “Спутника” просто обязан приветствовать создание и укрепление - в рамках дружбы народов - еще одного очага уникальной культуры на территории солнечного Азербайджана. Пусть талыши берут столько суверенитета, сколько хотят!

DELETED

История последних пятнадцати лет ХХ века – это история распада СССР и социалистического лагеря, объективно самого важного события прошлого века. Перестройка и ее крах, вернее, ее не совсем запланированный в начале итог окончательно изменила баланс сил на всей планете. Маленький Азербайджан в одночасье переместился совсем в иную координатную систему, политически, экономически и духовно переориентировался на совершенно иные направления. Хотя результат очевиден, но от этого не перестает представлять и научный, и практический интерес один вопрос: как и почему это случилось? Думается, что искать ответ необходимо не только в том, что СССР проиграл экономически, что “система изжила себя”, но и в том, как и почему реагировали на события массы, как повела себя элита.

DELETED

Формирование правящей партийно-хозяйственной бюрократии, как и прежде, продолжало идти под тщательным контролем Гейдара Алиева, абсолютно полновластного “хозяина” партии-государства на этом уголке СССР. Достаточно сказать, что в 1997-ом году из 252 партийных секретарей районного, городского и республиканского уровней в восстановленную Компартию Азербайджана вошли лишь два бывших секретаря – Евлахского райкома партии и Бакинского горкома партии. Все остальные с той или иной долей успеха вписались в новые рыночные порядки.

DELETED

Но была почва для “ухода от России”. Незавершенность естественноисторического феодального развития до российской оккупации в начале XIX века и насильственное прерывание капиталистического развития в 1920-ом году, искусственное втягивание в “социализм” не могли не привести к причудливому напластованию глубинных и эклектичных, совершенно поверхностных представлений в менталитете, повадках, предрассудках, верованиях народа. При мощном потрясении “Карабахским конфликтом”, когда силовые магнитные линии событий начали воздействовать на эту аморфную и рыхлую массу, она достаточно быстро и покорно перестроилась под диктовку “императива истории”. В ней, в этом императиве, и проявилась вся эклектичность и полихронность общественного сознания и бытия азербайджанского народа. Всплыли на поверхность и актуализировались средневековые и первобытные представления, варварские стереотипы поведения, фантасмагорические утопии. На арену истории вступили массы. Что сказали они? Что они могли сказать? И они ли говорили?

DELETED

Старт антисоветским народным движениям в Азербайджане был дан в Нагорном Карабахе. Образцом для тщательно организованных массовых митингов, посредством которых в начале 3-го тысячелетия совершаются оранжевые и тюльпановые революции, стал не плохо организованный митинг в Алма-Ате после снятия Кунаева Д. Д. с поста Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, а митинг армянских сепаратистов в маленьком Степанакерте в феврале 1988 года. Подготовка к этому митингу шла и в самом Степанакерте, и в райкомах и исполкомах четырех армянских районов НКАО, и в Ереване, и в Москве. Говоря о том, что подготовка сепаратистского движения армян НКАО шла и в Москве, я опираюсь на рассказы своих армянских коллег по миротворческому процессу, в течение более чем десяти лет совместно с азербайджанскими миротворцами ищущих пути мирного урегулирования конфликта. Занимая жесткую и абсолютно неконструктивную позицию на публичной части этих обсуждений, в кулуарах они искренно признаются в том, что конфликт принес армянскому народу большую беду, что победа, которой кичатся недалекие люди, на самом деле пиррова, и что причиной всего этого общего несчастья народов Южного Кавказа, наряду с мифическим общественным сознанием, явилось вмешательство внешних сил. Они приводят много примеров того, как Горбачев и его окружение инициировали начало сепаратизма, который латентно существовал, но под угрозой государственных репрессий не осмеливался бросить вызов всему советскому строю. Рассказ доктора наук, профессора из Еревана (имя которого я не могу назвать, не имея на это его согласия): "В 1987 году я находился в МГУ на курсах повышения квалификации. Жили в общежитии аспирантов. Поздней осенью ко мне пришли несколько моих коллег-преподавателей из Еревана, также проходящих "ФПК" (факультет повышения квалификации), и сказали, что в Москве находится депутация армян из НКАО. У них, как правило, бывали "дары Карабаха": коньяк, фрукты, домашняя еда. Мы вместе отправились к своим землякам, которые нас приняли радушно. В застольной беседе выяснилось, что они приехали в ЦК КПСС с ходатайством о "миацуме", воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. Я им откровенно сказал, что это нереально, кроме того, Москва неоднократно жестко отказывала Армении в этом вопросе. Они рассмеялись и ответили, что на этот раз все будет иначе. Они пригласили нас прийти на следующий день вечером, чтобы узнать ответ секретаря ЦК КПСС.

DELETED

На завтра вечером мы все опять пошли к карабахской депутации. У них был праздник: секретарь ЦК КПСС обещал им всяческую поддержку и призвал "крепко держаться".

Аксиомой является, что сепаратизм развивается только в тех странах, где слабнет центральная власть и начинается разрушение государства. Другим необходимым условием является поддержка извне. В НКАО в 1988 году наличествовали оба условия.

ПЕРВЫЕ БЕЖЕНЦЫ-АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ из АРМЕНИИ в Баку перед зданием ЦК Компартии Азербайджана появились осенью 1987 года. Москва приказывала бездействовать, и республиканское партийное руководство послушно выполняло указание ЦК КПСС. Тем временем в НКАО сепаратисты завершали свои приготовления.

Рассказ бывшего жителя Степанакерта Алямшаха Рагимова, насильно изгнанного из своей квартиры в этом городе в сентябре 1988 года, переехавшего в Шушу, и изгнанного повторно в мае 1992-го года, ныне проживающего в землянке в Бардинском районе:

DELETED

На площади, по словам Рагимова, соблюдалась идеальная чистота, на земле не было ни обрывков бумаги, ни сигаретных окурков.

Азербайджанцев уже с мая перестали допускать на рабочие места, выплачивать им заработную плату. Азербайджанских студентов и преподавателей Степанакертского пединститута пинками выгнали из здания института".

Еще штрихи к движению карабахских армян за “миацум”. Пока режим был сильным, ни о каком “Крунке” и речи быть не могло. Первой реакцией на ослабление режима стал “Крунк”. Рассказ Захида Аббасова, сотрудника Нагорно-Карабахского облисполкома в 1987 году, беженца из Степанакерта, ныне живущего в Баку. “До 1987-го года мы жили как добрые соседи. Я с Робертом Кочаряном (нынешний Президент Армении – З.А) и Аркадием Гукасяном (официальный лидер карабахских армян – З.А.) близкими приятелями были, вместе ели, пили, в гости ходили. Но в 1987-ом году была создана тайная неформальная организация “Крунк”. “Крунк” союзной общественности представили как “журавль” по-армянски, символ печали и разлуки. Но была и другая, не менее правдоподобная версия – Комитет Революционного Управления Нагорным Карабахом (КРУНК). Памятуя, что первые митинги в Степанакерте шли под транспарантами “Ленин, партия, Горбачев”, нельзя исключить и такой симбиоз революционного большевистского романтизма с национализмом, что вовсе не было чуждо Южному Кавказу начиная с самого начала XX века. Первый секретарь областной парторганизации Борис Кеворков послал человека за одним из лидеров “Крунка”, пригласил его к себе поговорить. Когда тому сообщили, что его зовет к себе Кеворков, тот со страху упал и у него случился сердечный приступ.” Еще одно свидетельство. Тамерлан Нагиев, бывший директор республиканского объединения книготорговли “Азеркитаб”: “У объединения в Степанакерте были два книжных магазина, директоры – женщины. Одна относилась к азербайджанцам враждебно, другая – дружелюбно. Приезжали они в Баку раз в квартал для отчета. Так вот, в конце 1987-го года второй директор попросила меня принять ее. Посидели, поговорили. Рассказала она, что появились мужчины из Армении, агитируют, записывают в “Крунк”, собирают деньги. Кто не согласен, - объявляют предателем, преследуют, оскорбляют. Помощи от официальных властей нет, партийные органы области с ними заодно, люди все запуганы. Будет нехорошо, чувствуем беду”. Разговор с этой женщиной Тамерлан Нагиев написал в виде докладной в ЦК КПА, однако никакой реакции не последовало. И еще одно свидетельство. Бывший народный депутат ВС Азербайджана от Сальянского района, подполковник КГБ Айдын Абдуллаев: “В течение всего 1987-го года Степанакертское отделение КГБ информировало Баку о деятельности эмиссаров из Еревана и активность “Крунка”, в том числе партийного руководства армянских районов НКАО. (Из четырех районов НКАО – Мардакертский, Мартунинский, Гадрутский и Шушинский – только в последнем азербайджанское население составляло большинство) Республиканское КГБ докладывал в союзный КГБ, и, конечно, руководству Азербайджана. Союзное КГБ, как это принято, докладывал в ЦК КПСС. Оттуда в Баку в КГБ не было никаких распоряжений, кроме одного: “Не вмешиваться”. На запросы ЦК КПА из ЦК КПСС так же поступало: “Не предпринимать никаких мер!”

DELETED

Валера Гукасов

Садик, после прочтения удали мое сообшение, что бы не мусорить.

Я пожалею всех присутствующих и не буду выкладывать статьи армянских свидетелей, журналистов, политиков. думаю от одного Мелика-Шахназарова всем снесло бы черепицу))))))))) свои размышления он в большинстве своем подтверждает доказательствами.

Полад Бюльбюль оглы

Азербайджанские власти будут жестко отвечать на проявления сепаратизма на территориях, которые перейдут к Баку по итогам военного конфликта в Нагорном Карабахе. Об этом в интервью телеканалу РБК заявил посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы.

Бюльбюль оглы добавил, что местных жителей, которые возьмут в руки оружие, Баку будет воспринимать как террористов.


Вечером 9 ноября стало известно, что лидеры Армении, Азербайджана и России подписали соглашение о прекращении огня. По документу, Армения передает Азербайджану значительную часть Нагорного Карабаха и остававшихся под контролем Еревана с 1990-х годов территорий. Армянские силы выводятся с занимаемых позиций, в регион вводятся российские миротворцы. Армении гарантируется создание транспортного коридора в Карабах при одновременном создании транспортного коридора из Азербайджана в эксклав Нахичевань.

Никол Пашинян

Премьер Армении Никол Пашинян назвал подписание документа вынужденным, объяснив, что армянская армия столкнулась с проблемой мобилизации резерва.

Максим Ярыгин

Максим Ярыгин, Юрий Таманцев

Читайте также: