Булгарские памятники приазовья кратко

Обновлено: 02.07.2024

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора Ираклия.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха – позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.

Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире.

Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками.

Данная культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар.

Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией.

В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда будет легко разбита и покорена врагами.




В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай, второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.

Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай, здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе – Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска.

Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,

созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар – обратите внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи, известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи–это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI–VIII веках в Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяди Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.

Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу. То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано. К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали там почти до конца VIII века.

Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII–начале IX веков.

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора Ираклия.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха – позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.

Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире.

Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками.

Данная культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар.

Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией.

В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда будет легко разбита и покорена врагами.

В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай, второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.

Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай, здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе – Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска.

Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,

созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар – обратите внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи, известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи–это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI–VIII веках в Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяди Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.

Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу. То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано. К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали там почти до конца VIII века.

Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII–начале IX веков.

Болгар: что посмотреть в первую очередь туристу

Ныне небольшой восьмитысячный городок, являющийся административным центром Спасского района Республики Татарстан, возник в X веке как поселение в составе могущественного средневекового государства – Волжской Булгарии – и стал важным центром Золотоордынской империи. Историческое прошлое определило туристический потенциал города. В начале статьи отметим самые известные исторические и современные объекты в Болгаре.

Городище Булгар и Булгарский музей-заповедник

Городище Булгар

Городище Булгар – уникальный исторический памятник, объект историко-культурного наследия ЮНЕСКО. Он считается самым северным центром исламской культуры в мире и единственным местом, где сохранились образцы болгарской и татарской архитектуры XIII-XIV веков. Комплекс занимает внушительную территорию, объединяющую все основные историко-культурные достопримечательности города.

Музей Булгарской цивилизации

Музей Булгарской цивилизации

Среди городских музеев, расположенных на территории Городища, особого внимания достоин относительно молодой Музей истории Булгарской цивилизации. Он работает с 2013 года. Вновь построенное здание дополняет исторический облик городища. Оно выстроено в духе сохранившихся объектов древней архитектуры. Сооружение стоит на берегах Волги и помимо-культурно просветительского имеет ещё и инфраструктурное значение – здесь располагается функционирующий речной вокзал.

Названия музея говорит само за себя: экспозиция, размещенная на двух верхних этажах и занимающая около 2-х квадратных километров общей площади, предлагает посетителям удивительное путешествие по самым интересным страницам истории города и народа, основавшего его. Одна из выставок музея посвящена этапам изучения истории и культуры булгарской цивилизации. Всего в фондах около 1600 разнообразных экспонатов.

Памятный знак принятия ислама и музей Корана

Памятный знак принятия ислама и музей Корана

Внутри сооружения находится много всего интересного. В центральном зале посетителей встречает уникальная книга – самый большой в мире Коран, за свои размеры и полу-тонный вес он включен в Книгу рекордов Гиннеса.

Ханский дворец

Ханский дворец

Ориентация строения и особенности его конструкции говорят о том, что изначально оно должно было стать мечетью. Дворец, занимавший огромную территорию, не дошел в первозданном виде до наших дней. На месте руин, исследование которых ведется археологами с 1994 года, организован «музей под открытым небом. В целях сохранности останки дворца покрыты защитным куполом.

Храмы и мечети Булгара

Культовые достопримечательности – вероятно, самые интересные места, которые гости города посещают здесь.

Белая мечеть

Белая мечеть

Помимо самой мечети в состав комплекса входит молельная часть и резиденция для лидеров исламского духовенства. Сегодня новая мечеть в Болгаре – один из главных исламских храмов страны, место паломничества мусульман со всей России.

Соборная мечеть и большой минарет

Соборная мечеть

Изначально оба объекта – мечеть и минарет были возведены в XIII веке. Археологи датируют постройку исламского храма 1260-ми годами.

Он представлял собой прямоугольное здание с арками и четырехгранными колоннами. Сегодня осталось лишь напоминание о величественном строении – сохранились фрагменты фундамента, колонн и внутреннего убранства, кладка пола частично осталась исторической, частично была восстановлена. Место, где стояла мечеть, по-прежнему привлекает исламских паломников. Здесь проводятся намазы.

Музей истории Успенской церкви

Музей истории Успенской церкви

Не только исламскими памятниками примечательна историческая часть Булгара. Татарские земли – место встречи двух религий, их соседство отразилось и в облике Болгарского городища.

Православная церковь, возвышающаяся среди руин исламских памятников, сразу бросается в глаза. Она напоминает о том, что в XVIII веке, когда татарские земли уже несколько столетий пребывали в составе России, в самом сердце бывшей болгарской столицы существовал Успенский монастырь. Его распорядился основать Петр I, после того как в 1722 году посетил эту местность.

Монастырь просуществовал недолго. Уже 1763 году его упразднили. Церковь стала приходской. В советское время не функционировала, а после учреждения музея-заповедника была передана в его ведение.

Относительно недавно было принято решение организовать в здании церкви музейную экспозицию, рассказывающую не только о монастыре и церкви, но и о судьбе православной религии в землях волжских булгар в целом. Так, посещая Городище, можно не только увидеть стоящие бок о бок культовые сооружения двух религий, но и узнать историю каждой из них.

Свято-Авраамиевская церковь

Свято-Авраамиевская церковь

Действующий православный храм в Болгаре освящен в честь великомученика Авраама. Его мощи хранятся здесь и считаются главной святыней. Рядом бьет источник с целебной водой.

На своём нынешнем месте изящная церковь с серебристыми куполами и стрельчатыми окнами стоит с 1988 года, однако её история началась примерно на столетие раньше. В конце XIX века её построили собственными силами жители села Порфировка, что располагалось в Спасском районе недалеко от города Булгар. Исторические события беспокойного XX века оказались губительны для села, оно вымерло, а храм остался.

К 1000-му юбилею Крещения Руси церковь было решено перенести в Болгар. Теперь это один из знаменитейших православных храмов не только в Спасском районе, но и во всем Татарстане.

История и архитектура татарского Болгара

Большую роль в туристической жизни этого небольшого города Татарстана играют исторические достопримечательности – архитектурные места, набережные, мавзолеи и усыпальницы.

Восточный мавзолей

Восточный мавзолей

Шестигранное здание с шатровой крышей дошло до наших дней с наименьшими потерями, лучше всех других строений комплекса сохранив свой изначальный облик. Интересна и судьба строения. В монастырский период усыпальнице исламских вельмож довелось послужить приверженцам другой веры. Здесь размещалась православная церковь, освященная в честь Святого Николая.

Северный Мавзолей

Северный Мавзолей

Черная палата

Черная палата

В его планы вмешалась красавица – ханская дочь, она пленила его красотой. На предложение выйти замуж она ответила отказом. Тогда Аксак-Тимур решил вынудить её, шантажируя жизнью братьев. Испуганная девушка согласилась, но отдать себя нелюбимому не смогла, бросилась в огонь и погибла, но тем самым спасла своё семейство.

Белая палата

Белая палата

Малый минарет

Малый минарет

На городище Великий Болгар можно увидеть сохранившийся с XIV века Малый минарет. Его высота- 10 метров. Это каменный столб из двух цилиндров разного диаметра с богато декорированной нишей и арочным входом, наверху установлен купол с полумесяцем – символом мусульманской веры. Наверх ведет каменная лестница, которая постепенно сужается кверху, так что идти по ней довольно сложно, но оно того стоит, чтобы посмотреть окрестности.

Ханская усыпальница

Ханская усыпальница

Рядом с Малым минаретом можно ознакомиться с руинами четырех усыпальниц. Одна из них носит название Ханская усыпальница. Особенностью усыпальницы является то, что в кубе, который она собой представляет, нет входа. Это образец мавзолеев, которые использовались в мусульманской погребальной культуре. Исторический объект частично отреставрирован

Историческая набережная

Историческая набережная

На территории Болгарского историко-археологического музея открыта для посещений Историческая набережная. Это участок вдоль реки Волги, где расположена аллея, которая знакомит с биографиями выдающихся личностей, связанных с городом Болгар и ханским периодом истории. Там же есть площадка со средневековыми играми, которая будет особенно интересна детям.

Малый городок

Малый городок

Баня №2

Баня №2

Общественные бани – объект повседневной культуры, они бы не представляли большого интереса, если бы речь не шла о строениях XIV века, возведенных мусульманами, для которых бани имели особенное значение.

Одно из таких строений – Баня №2 – была сооружена из грубого камня неправильной формы. Её стены были толщиной до 90 сантиметров. Строение обнаружено археологами и после реставрации помещено под стеклянный купол как историческая достопримечательность.

Памятный знак сахабам (сахибам)

Памятный знак сахабам

Хранитель исторического наследия – город Болгар – не может похвастаться разнообразными монументальными памятниками. В этой категории стоит выделить памятный знак, расположившийся рядом с Малым минаретом. Он посвящен сахабам.

Так именовались исламские проповедники, распространявшие свою веру в Булгарии. По поверью, сюда прибыли три проповедника, и один из них остался жить навсегда, умер и был погребен в Болгаре.

На месте его предполагаемой могилы ныне и возвышается колоритный памятник. Его центральным элементом является стела, на которой высечены чалма, посох и перо – атрибуты сахаба. Над стелой возвышается конструкция, имитирующая купол исламской мечети.

Музеи и выставочные центры в Булгаре

В Булгаре достаточно много разнообразных и интересных музеев. Ниже представлены лучшие для туристов из них.

Ученым-историкам и археологам удалось установить, что Волжская Булгария преуспевала в деле врачевания, её врачи внесли существенный вклад в развитие медицинской науки своей эпохи. Этой области знания и её развитию посвящен небольшой музей, расположенный на территории городища.

Здесь, в воссозданном жилище болгарского лекаря, можно узнать о традициях средневековой восточной медицины, увидеть подлинные документы. Музей был создан в 2012 году.

Музей письменности

Музей письменности

Письменность современного татарского языка, как и многих других национальных языков народов России, основывается на кириллице. Однако древний народ, относящийся к тюркской ветви, на своём историческом пути перепробовал множество вариантов письма.

Использовалась и руническое письмо, и уйгурская графика, и латиница. Обо всех перипетиях развития письменной культуры поведает музей письменности в составе Булгарского историко-архитектурного музея заповедника.

Музей дворянства Спасского Уезда

Музей дворянства Спасского Уезда

В эпоху Российской империи древний Болгар стал городом Спасском – уездным центром Казанской губернии. Этой странице истории местности посвящен один из музеев, экспозиция которого повествует о жизни привилегированного сословия имперского периода. В Спасском уезде владели землями представители известных дворянских родов.

С уездом связаны истории таких дворянских родов как Лихачевы, Мусины-Пушкины, Молоствовы.

Музей дворянства Спасского уезда расскажет о жизни и деятельности известных представителей этих и других известных фамилий, о быте уездного дворянства XVIII-XIX веков, погрузит посетителя в атмосферу дворянской усадьбы. Разместился музей в небольшом кирпичном особняке – историческом здании, построенном в позапрошлом веке.

Музей Абдуллы Алиша

Музей Абдуллы Алиша

Автор произведений для детей на русском и татарском языках Абдула Алиш родился в 1908 году в Спасском уезде Казанской губернии. Судьба автора сложилась трагично. Как и другой выдающийся татарский литератор Муса Джалиль, в годы Великой отечественной войны он попал в плен и был казнен на гильотине.

Есть сведения, что два выдающихся татарских автора встретились в заключении в концлагере. В 2018 году в Болгаре, в составе музея-заповедника появилась экспозиция, рассказывающая о творческой деятельности и непростой судьбе детского писателя.

Музей хлеба

Музей хлеба

Здесь представлено несколько видов мельниц: ветряная и водяная. Ценнейшие вещественные источники и интересные экспонаты дополняются обширными документальными материалами. В экспозиции используются интерактивные технологии. Этот музей точно будет интересен юным туристам, приехавшим в Болгар.

Лавочка мастеров

Лавочка мастеров

Издревле в Булгаре и его окрестностях процветало ремесло, в частности было развито гончарное производство. Археологам удалось обнаружить элементы посуды, производимой в гончарной слободе. Больших успехов достигли не только болгарские гончары, но и металлурги и мастера чугунного дела и других ремесленных профессий.

Природные достопримечательности города и окрестностей

Заповедники, зоопарки, озера и парки – именно такими красотами природы славится Болгар и его окрестности.

Посетители фермы могут не только насладиться созерцанием этих удивительных животных, но и покормить или подстричь верблюдов, покататься на них, сфотографироваться вместе с животными, да к тому же в костюме эпохи Древних Булгар.

На территории фермы есть сувенирная лавка, которая предлагает изделия из верблюжьей шерсти. На ферме можно попробовать, каково на вкус верблюжье молоко.

Капитанский колодец, или Колодец Габдрахмана

Колодец Габдрахмана

На территории Болгарского музея-заповедника находится святой источник, который имеет два названия – колодец Габдрахмана или Капитанский колодец. Это одна из важнейших мусульманских святынь города.

По преданию, он находится на том месте, где один из посланников пророка Мухаммеда – Габдрахман — воткнул свой посох. Это история первого названия. Другое название относит нас к страницам изучения и описания источника, которые были проведены в XVIII веке ученым-географом, капитаном Николаем Петровичем Рычковым.

Над источником установлена ротонда, а вокруг него расположен природный парк — отличное место для прогулок и релаксации. Поэтому святой источник – это не только культовая, но и природная достопримечательность.

Озеро Рабига-Куль (Мочилищ)

Озеро Рабига-Куль

Одно из живописнейших мест расположено на окраине города. Это озеро Рабига-Куль, или Рабиги (татарское название), или Мочилище (русское название). Озеро имеет сакральное значение и является местом паломничества мусульман. Воды в нем считаются священными.

По легенде, озеро возникло после того, как болгарский хан оплакивал свою случайно убитую им дочь. Там, где текли его слезы – возникло озеро. Воды его считаются самыми чистыми. По научной теории озеро возникло в результате падения метеорита в возникшем кратере, что подтверждается его округлой формой.

Спасский заказник

Спасский заказник

На территории этой природной достопримечательности сохранились археологические и исторические объекты. Так, например, на острове Старый город имеются останки Спасской тюрьмы. В заказнике ведется активная работа со школьниками, для туристов проводятся экскурсии.

В городе Болгаре, или Булгаре, каждого туриста ждет удивительное историческое путешествие. Перечисленное в этой статье вовсе не исчерпывающий список достопримечательностей, которые можно встретить в поселении. Разные эпохи, различные культуры и непередаваемый колорит Татарстана переплелись в памятниках и музеях этого удивительного российского города.

В 7веке, на территории Днепровского Левобережья появилось государство, где тюрки, остатки скифов, сармат и славяне образовали прочный симбиоз.
Оно просуществовало около 50 лет и затем распалось на две ветви, но смогло оставить о себе память в истории соседей.

Великая Булгария занимала несколько областей: в России — это Белгородская и Курская области, на Украине — все области к востоку от Киева. Славяне как таковые формировались во многом именно на этой территории.

Свирепые авары, мучавшие славян в Восточной Европе, быстро прибрали к рукам и булгарские владения. Племена тюркского корня: утигуры, оногуры, булгары, кутигуры - пришли в Европу вместе с ордами гуннов и долгое время доминировали в степях востока, даже после падения державы Аттилы.

Появление "железных всадников" - авар в этих краях, предвещало грандиозную войну, о которой мечтали византийцы, ждущие ослабления обоих сторон. Но булгары, внезапно, без ббоя отдали аварам свои лучшие угодия и отошли в тень, оставаясь данниками авар.

Греки сообщают, что грозные булгары повели себя так малодушно из-за того, что признали в аварах некий древний народ, издавна владевший их землями и наносивший им тяжкие поражения. Кого они имели виду? Царских скифов? Сармат? Иных, неизвестных?

Когда бешеная агрессия аварского кагана Баяна завершилась разгромом его войск в Византии, булгарский хан Курбат решился бросить им вызов.
Он объединил окрестные булгарские рода и перестал платить дань аварам и поддерживать с ними связь.
Ослабленные авары сделали вид, что ничего не произошло: у них были пока более серьезные задачи - агрессия франков, появление славянского государства Само в Чехии.

Забрав юг современной Украины и России, а также часть Крыма, булгары получили шанс на самостоятельное развитие.
Если бы не Хазарский каганат на востоке.
Авары на время притихли, зато хазары впечатались открывающимися перспективами прихватить к себе булгарские племена.

Но хазарам даже не потребовалось вмешиваться! Курбат умолял своих сыновей не враждовать и не сеять рознь среди булгар, удерживая молодое царство. Однако сразу после смерти хана, четыре его сына проиграли войну хазарам, перессорились, забрали свои орды и разошлись в разные стороны, не в силах поделить наследство и сидеть на одном троне впятером, рискуя стать лишь рабами хазарского сапога.

4,53

Великий Болгар раскинулся в 143 км от Казани рядом с одноименным городом Болгар. Этот древний град в Татарстане отлично подходит для экскурсий выходного дня и является одной из главных достопримечательностей республики.


Увлекательная поездка в место богатое археологическими памятниками не оставит равнодушным никого. Жители республики хорошо знают эту местность, часто здесь бывают. Втречаются и туристы со всей России прибывающие в составе экскурсионных групп.

Общие сведения

Путешественники отмечают интересное месторасположение древнего города, прямо на берегу реки Волги на небольшой возвышенности, откуда открывается хороший вид на степи. В республике тесно переплелись культурные традиции Запада и Востока, отраженные, в том числе и в религии (христианская и мусульманская).


Как добраться?

Записаться экскурсию можно в одном из крупных российских городов.

Удобнее всего приезжать сюда из Казани, куда можно доехать на автобусе или поезде. К сожалению аэропорта поблизости нет, поэтому придется долетать до Казани или Ульяновска, после чего пересаживаться на автобус или такси. Между прочим, автобусное путешествие представляет собой чрезвычайно интересное времяпрепровождение, в ходе которого можно любоваться просторами и красотой Татарстана и Приволжского региона в целом.

Для тех, кто предпочитает путешествие на личном транспорте, добраться до Болгар не составит никакого труда. Если говорить о качестве дороги, то из Казани предпочтительнее, поскольку дорога будет приятнее и займет порядка 2 часа 30 минут. Из Ульяновска по времени можно добраться в среднем за 1 час 40 минут.

Главные достопримечательности

Городище Болгар — самая главная историческая достопримечательность, которая даже занесена в список ЮНЕСКО и находится под охраной. Между прочим именно здесь можно найти развалины некогда величественной Золотой Орды, которая по некоторым историческим сведениям не стремилась уничтожать памятники Волжской Булгарии.


Город занимает довольно большую площадь, поэтому гулять по нему можно на протяжении нескольких часов, делая интересные наблюдения, исследуя сохранившиеся плиты и камни, обращая внимание на уцелевшие минареты и храмы.

Булгарское древнее городище богато архитектурными памятниками. Многие объекты находятся на реставрации. Раскопки продолжаются по сей день. Город примечателен тем, что именно здесь произошло принятие ислама булгарами.

Белая мечеть


Мечеть возвели в 2012 году. Она выступает образцом культуры, который свойственен древнему городу. На процесс оформления ушло около 1200 тонн мрамора.

Музей Корана

Экспонаты музея рассказывают об истории городища. Одним из них выступает мозаичное полотно, повествующее о дне принятия ислама волжскими болгарами.

Музей болгарской цивилизации

Строение возведено на берегу Волги. Оно хранит в себе информацию об истории жизни болгар. Посетителям доступны редкие находки археологов и макеты памятников 800-летней давности.

Колодец Габдрахмана

Уникальный природно-исторический комплекс с источником целебной воды.

Восточный мавзолей


Памятник архитектуры прекрасно сохранился до нашего времени. В нем хранится экспозиция музеефицираванного раскопа по истории города Болгар с X по XVIII вв.

Соборная мечеть

Главное здание средневекового городища. Памятник архитектуры возвели в 18 веке. Здесь проходили религиозные обряды и совершали намаз.

Малый минарет и ханская усыпальница


Объекты находятся на месте захоронения святых булгар. Из четырех мавзолеев до нашего времени уцелел лишь один. Это место захоронения членов царской семьи.

В средневековье данное место использовалось для врачевания.

Северный мавзолей

Строение отдано под выставку булгарских эпиграфических памятников. Оно находится напротив главного входа Соборной мечети.

Музей хлеба

В музее можно познакомиться с циклами производства хлеба и различными примечательными объектами. Отдельного внимания заслуживают водяная и ветреная мельницы.

Музей истории Успенской церкви

Памятник культового зодчества возведен на средства купца Ивана Афанасьевича Михляева. Сегодня здесь оборудован музей об истории православия.

Ханский дворец


Здание построено из красного кирпича и оснащено угловыми башнями. Монументальное возведение – это уникальный музей под открытым небом.

Черная палата

Это прекрасно сохранившейся памятник 14 века. Загадочное название появилось в дань памяти дочери хана, которая ценой своей жизни спасла своих братьев.

Памятный знак сахабам

Объект находится недалеко от Малого минарета Болгарского городища. Данное место является условным захоронением одного сахаба.

Восточная палата (Ханская баня)

Памятник архитектуры 18 века — это одно из первых строений древнего городища. Возведение расположено вблизи Ханского дворца.

Белая палата

Баня отличалась наличием подпольной системы отопления. Она была оснащена водоснабжением и канализацией. В 60-е годы XIX столетия объект разрушили.

Баня №3 и Баня №2

Общественная баня древнего Болгара была возведена в 19 веке. До настоящего времени уцелели только зоны южной и западной стен.

Горны

В 14 веке в Болгаре процветало гончарное производство. Появился целый район, посвященный данному ремеслу. Район озера – это необычный средневековый участок, который сохранил остатки производственной деятельности.

Музей письменности

Выставочный центр предлагает познакомиться с историей письма тюркских народов. Неподалеку протягивается аллея поэтов.

Улицы по которым стоит пройтись

Наиболее посещаемыми туристами улицами являются ул. Смирнова, Гордеева и Лихачева, где располагается немало магазинов и кафе. Конечно, уровень оживленности этих центральных мест нельзя сравнить с большими городами, однако прогуливаясь по ним можно обратить внимание на жизнь в Болгаре.

схема улиц

Благодаря своим небольшим размерам, осмотреть все значимые места в городе можно всего за один день.

Наиболее удобная последовательность путешествия по городу:

  1. Знакомство с музеем-заповедником города Болгар, включая прогулку по городищу, которая обычно занимает до 4 часов
  2. Обед в одном из кафе или ресторанов на территории заповедника или же в городе
  3. Посещение музея хлеба
  4. Фотосессия на фоне Белой Мечети
  5. Осмотр Аврамийской церкви
  6. Прогулка по центральным улицам города
  7. Ужин в одном из ресторанов

Отец Владимир Головин

Протоиерей Владимир Головин — священник Русской Православной Церкви. Батюшка, проповеди и наставления которого известны далеко за пределами Татарстана, служит в храме Мученика Авраамия. Большое количество паломников устремляются к отцу Владимиру за советом и он никому не отказывает. В Интернете множество интересных и благосклонных отзывов о батюшке, но есть и другие мнения.

Окрестности


Тем, кто интересуется археологическим экспонатами можно рекомендовать заглянуть в село Кузнечиха, расположенное в 57 км. от города Болгар. Неподалеку от села находятся остатки древнего поселения Сувара, на территории которого в свое время археологи проводили раскопки.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что город Болгар будет интересным местом, которое поможет глубже понять культурно-исторические особенности региона, а также увидеть и даже потрогать руками многие памятники старины.

Погода, выбор времени для поездки

Выбирая время путешествия, стоит обязательно обращать внимание на погодные условия, которые также влияют на туристов. В то же время со всей уверенностью можно сказать о том, что город Болгар является привлекательным как зимой, так и летом, не говоря уже о весне и осени, тем не менее, приятнее всего проводить здесь свое свободное время в период с мая по сентябрь. Погода летом стоит яркая и солнечная, что повышает настроение приезжим, а также позволяет им любоваться окрестностями при ослепительном ярком солнце, получая великолепные фотоснимки.


Любителям зимних путешествий следует иметь в виду, что под снегом Болгар смотрится совсем иначе, причем это же касается и памятников старины. Единственное, нужно не забывать, что в январе-феврале температура здесь может опускаться до -25°, поэтому планируя зимнюю поездку, следует одеваться теплее.

Где можно остановиться


Читайте также: