История компании тойота кратко

Обновлено: 05.07.2024

Своими корнями история бренда Toyota уходит в полтора столетия назад. Как же сложилась судьба данной компании мы расскажем ниже.

Саикити Тоёда

Изобретатель Саикити Тоёда родился в городе Косай 14 февраля 1867 года. С 1890-го начал создавать деревянные ткацкие станки с ручным приводом. А в 1896-м собрал первый в Японии ткацкий станок с электропитанием.

В 1924 году выпустил электрический ткацкий станок, в котором менять челноки можно было во время работы. В 1929-м промышленник продал патент на производство электрических станков британской компании “Platt Brothers & Co”, а полученные деньги отдал сыну на подготовку легкового автомобиля.

Киитиро Тоёда

Родился в 1894 году в префектуре Сидзуока. Он основал автомобильную компанию Toyota. Тогда Япония считалась аграрной страной, и чтобы открыть новое направление, Киитиро заручился поддержкой отца.

Развитие компании

Она появилась в 1933 году, а через два года выпустила первые модели авто: легковая Model A1, и грузовая Model G. Грузовики понравились китайской власти – они закупили целую партию этих машин. После чего бренд начали узнавать за пределами страны. С 1937 года компания работает как Toyota Motor Co., Ltd.

Военное время

Производство переоборудовали, создавали грузовики, необходимые японской армии. Производственные мощности упали, однако, в 1947-м всё же выпустили новые легковушки Model SA.

В 1950 году сбыт, и производство разделили – появилась дочерняя фирма Toyota Motors Sales Co, занимавшаяся продажей продукции.

Успех

В 1956 году на рынок США пришли японские авто. Компания изучила требования населения, благодаря чему смогла закрепиться в Америке и Бразилии, а потом покорить Европу и Австралию.

Рост был стремительный. В 1961 году появился компактный Toyota Publica, а в 1962-м важное событие – выпущен миллионный автомобиль. В 1966 г. новая Corolla удивила мировой автопром.

Компания Toyota – это настоящий гигант автомобильной сферы, который занят созданием, выпуском и продажей автомобилей и запчастей под одноименной маркой. Не удивительно, что бренд популярен в большинстве развитых стран мира. Сейчас тяжело встретить тех, кто бы ничего не слышал об авто этой марки и не видел их на дорогах своей страны.

С чего все начиналось

Для многих это станет настоящим открытием, но фирма Тойота отсчитывает свою историю задолго до начала производства автомобилей. Все началось около полутора столетий назад, когда известный бизнесмен, к тому же признанный в Японии и мире изобретатель, а также бизнесмен Сакити Тоеда создал компанию Toyoda Automatic Loom Works.

Первичная фирма Тойота была занята в сфере производства высокотехнологичных для того времени станков, использующихся в сфере промышленности. Особенностью работы техники конкретно этой компании была высокая степень автоматизации различных процессов.

  • создать деревянный станок с ручным приводом;
  • запустить в производство первый электрический ткацкий станок;
  • реализовать концепцию автоматического текстильного станка.

Подразделение производства автомобилей

После получения 100 тысяч фунтов стерлингов, начинается настоящая история создания Тойота. Вся сумма была передана старшему сыну – Киитиро Тоеда. Отец хотел, чтобы наследник не только руководил уже имеющимся бизнесом, но и попытался постепенно преобразовывать его под выпуск автомобилей. Глава семьи был максимально уверен в том, что именно за машинами будущее.

  • он приобрел большую партию иностранных автомобилей;
  • полностью разобрал их на составные части;
  • изучил всю структуру и работу механизмов;
  • полностью погрузился в автомобилестроение и стал экспертов в отрасли.
  • Киитиро находит поддержку среди руководителей компании и посвящает себя и помощников изучению двигателей американского производства (именно автопром из США доминировал в то время – 1931 год);
  • начинает исследовательскую и конструкторскую работу, направленную на создание идеального мотора для японских условий и отечественного потребителя.
  1. Были разработаны: небольшая легковая модель A1 и грузовой вариант автомобиля – G1.
  2. На основе предыдущих двух вариантов авто, запущено серийное производство моделей AA и AB (однотипные модели с разными типами кузова), а также AG (грузовой автомобиль).
  3. Получен огромный экспортный заказ из Северного Китая, которого сильно заинтересовала грузовая модель AG.

Основание компании Toyota

К 1937 году компания Тойота Моторс становится по настоящему отдельным и независимым бизнесом. Происходит отделение отдела разработки автомобилей в отдельное дело. Этот год принято считать историческим началом существования автомобильного гиганта, хотя название тогда было немного иным – Toyoda Motor Company, Ltd.

История развития компании Toyota

Компания Тойота начала развиваться достаточно быстрыми темпами. Некоторые исторические этапы и события сильно продвигали ее рост. Другие же заметно замедляли скорость развития.

Первые успехи

В том же 1937 году компании Тойота Моторс сильно повезло. На нее обратило внимание государство и оформило крупный заказ на целых 3 тысячи грузовиков, которые в дальнейшем использовались армией страны.

На вырученные в результате сделки средства был построен первый завод бренда, размещенный в городе Коромо (примечательно, что в будущем он был переименован в Тойота, в честь градообразующей компании). Также было полноценно развернуто серийное производство Toyota Model АА, что сделало завод универсальным производителем для разных категорий клиентов.

Вторая мировая и послевоенное восстановление

Военные годы компании Тойта принято считать неоднозначными. Остановилось разработка новых моделей обычных авто. С другой стороны, доходы от государственных заказов с "военными рельсами" были колоссальными.

  • автомобили-амфибии Su-Ki;
  • военные внедорожники AK10.
  • ряд дочерних компаний, занятых производством стали конкретно для материнской автомобильной фирмы;
  • собственные фирмы, занятые производством станков для обработки металла;
  • компании по производству комплектующих.

Послевоенное восстановление

Послевоенное состояние Японии, оккупация и инфляционные процессы привели к тому, что компания Toyota чуть ли не объявила банкротство. Киитиро Тоеда удалось сберечь свой бизнес только на основе принципа жесткой экономии.

  • компания была спасена;
  • массовых увольнений, все-равно, не удалось избежать (вследствие чего коллектив рабочих уменьшился в полтора раза);
  • Киитиро Тойода так и не вернулся в компанию, т.к. умер в 1952 году (хотя изначально планировал возвращение).

На пути к успеху

Послевоенная история Тойота не такая серая и безуспешная, как могло показаться на первый взгляд. Несмотря на целый ряд сложностей, в 1947 году бренду удалось запустить в производство и продажу новую модель пассажирских автомобилей Model SA.

Еще одним интересным моментом было внедрение новой концепции производства "Камбан" – "Бережливое производство". С ее помощью бренд оптимизировал временные затраты, усилия рабочих, использование материалов и прочие моменты. А это привело к долгосрочному скачку в развитии и росте компании.

В начале 50-х годов в истории Тойота произошло еще одно разветвление. Появилась дополнительная компания Toyota Motor Sales Co, которая была занята исключительно продажами автомобилей и просуществовала вплоть до середины 80-х, когда объединение привело к появлению Toyota Motor Corporation.

Завоевывая репутацию на мировом рынке

  • в 1956 году самые известные японские автомобили впервые попадают на рынок Соединенных Штатов;
  • компания становится популярной на самом обеспеченном рынке мира, а также неплохо закрепляется в Бразилии, европейском регионе и в Австралии;
  • в начале 60-х запускаются продажи компактного, недорогого и даже экономичного в эксплуатации автомобиля Toyota Publica;
  • в 1962 году общее число выпущенных автомобилей за всю историю развития Тойота достигло 1 млн единиц;
  • в 1966 году появилась Toyota Corolla, которая стала настоящим открытием для всего мира и окончательно закрепила известность бренда Тойота на всей планете.

Переход в новый век

  1. В 1982 году происходит слияние двух основных корпораций (производителя и продажника), вследствие чего появляется Toyota Motor Corporation.
  2. В том же году появляется Toyota Camry, которую признают на тот момент одним из лучших автомобилей в мире.
  3. Годом позднее подписывается соглашение о сотрудничестве с автомобильным гигантом General Motors.
  4. А далее события идут лавинообразно: выпускается 50-миллионный автомобиль от бренда, создается суббренд в виде дочерней компании Lexus (автомобили премиум-класса от Toyota), создается современный логотип из овалов, образующих букву "Т".

В дальнейшем компания активно выпускать гибриды и электрокары, которые подтверждают приверженность борьбе за чистоту планеты. Неплохо бренд Тойота показал себя и в гонках Формулы-1. Но участвовал в чемпионате он только в период с 2002 по 2009 годы, демонстрируя гораздо лучшие показатели в кубке конструкторов, чем отдельно по пилотам.

Компания Тойота в России

История бренда Toyota в России началась в 90-х. Именно тогда началось продвижение компании в нашей стране. Как тогда, так и сейчас представители бренда называют РФ одним из самых приоритетных рынков.

Подтверждение этих слов впервые было представлено в 2007 году. Тогда под Санкт-Петербургом было запущено первое автосборочное предприятие японской компании Toyota. В декабре того же года с конвейера сошла первая готовая к продаже Toyota Camry. Это позволило значительно повысить доступность автомобильного бренда и снизить цену для отечественных фанатов японского автопрома.

За последние два десятка лет бренд Тойота стабильно входит в двадцатку самых популярных и любимых брендов жителей Российской Федерации.

Бренды Toyota

  1. Subaru.
  2. Dihatsu.
  3. Scion.
  4. Hino.
  5. Lexus.

Проект Lexus изначально создавался с идеей о том, чтобы реализовать автомобили максимального качества, которое только доступно для Toyota. Это премиальные машины, которые имеют соответствующую цену и вряд ли когда-то будут доступны широкому кругу автолюбителей.

Компания Toyota сейчас

История бренда Toyota развивалась достаточно долго и в итоге пришла к тому, что компания удерживает лидерскую позицию по показателю мощностей производства уже практически 10 лет (с 2012 года). В списке 500 самых крупных компаний мира она также на лидирующих позициях (десятая строчка).

По капитализации компания сейчас вторая. Она была бы на первой строчке, но там с недавнего времени обосновалась Tesla Илона Маска, которая выросла исключительно на спекулятивном росте акций, но не производственных возможностях.

Тарас С. Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.

Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.

До 2019 по рыночной стоимости компания являлась лидером среди автогигантов, но 1-ое место пришлось уступить Tesla. В 2020 капитализация Toyota Motor Corp. по данным Forbes составила 173,3 млрд.$. В рейтинге Самых ценных брендов-2020 данного финансового издания корпорация занимает 11-ое место с объемом продаж 187 млрд.$. В списке крупнейших публичных компаний мира Global-2000 в 2020 Toyota Motor на 11-й строчке с продажами в 280,5 млрд.$, с прибылью 22,7 млрд.$, и активами 495,1 млрд.$.

В компании трудятся около 360 тыс. работников, а с конвейеров ежегодно сходят до 9 миллионов автомобилей! Скорость выпуска моделей Toyota легко подсчитать – 1 машина в 6 секунд!

Компания была основана Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), чьей биографии посвящена отдельная статья.

Основатель Toyota Motor

Основатель Toyota Motor

История японской компании началась еще в 1933 в японском городе Тойота, где сейчас сосредоточены 7 из 12 ее заводов и расположен головной офис. Но вовсе не город подарил название знаменитой компании. Все получилось как раз наоборот: город, до 1959 обозначенный на картах как Коромо, приобрел новое имя в честь лидера автопрома, который и по сей день определяет его экономику.

История названия и логотипа компании

Правильно считают в Японии — кто терпелив, тот бедности не поддается. По сей день некоторые люди усматривают в фирменном знаке Toyota Motor закрученную нитку с иголкой, в память о текстильных корнях автомобильной компании. Впрочем, по официальной версии, логотип отражает равновесие между корпорацией, покупателями и конкурентами.

Изображение торговой марки компании

Изображение торговой марки компании

Торговая марка Toyota Motor до 2019 была самой дорогой среди автопроизводителей. В рейтинге Interbrand Самых дорогих брендов мира в 2019 японский бренд оценивается в 56,2 млрд.$ и занимает 7-ую строчку. Среди основных факторов эффективности японской торговой марки издание Interbrand указывает актуальность, подлинность и присутствие на рынке.

Довоенный и послевоенный период в истории компании

Копирование и поиск оптимальных конструкторских решений – таким был начальный этап будущего лидера автопрома. Разобрав и изучив американские машины Chevrolet (General Motors) и Chrysler Airflow, в мае 1935 автомобильное подразделение выпускает первый собственный авто Model А1. В этом же году в ноябре появляется грузовик модели G1, прототипом которого послужил Ford.

После презентации выпускаемых транспортных средств в 1936, государство выдает перспективной компании лицензию на производство легковушек и грузовиков. 28 августа 1937 департамент автостроения при текстильном производстве становится самостоятельной компанией — Toyota Motor Co., Ltd. В этом же году фирма получила крупный правительственный заказ на 3 тыс.грузовиков общей стоимостью 100 тыс. фунтов стерлингов.

В 1938 компания переходит к серийному производству новой модели автомобиля — Model АА.

Toyota Model АА

Toyota Model АА

В послевоенный период компания выпускала грузовики для оккупационного правительство и ремонтировала машины.

В 1947 начинается выпуск мини-автомобиля Toyota Model SA. Бюджетное авто, разгонявшееся до 54 км/ч, имело прототип на Volkswagen Type 1

Toyota Model SA

Постепенно Toyota Motor наращивала производство, чему послужили отмена в 1949 запрета на выпуск машин личного пользования и банковские кредиты. В 1950 компания выпустила болем 11 тыс. автомобилей, 5 лет спустя – вдвое больше.

В 1949 из-за сокращений и уменьшения заработной платы, на заводе происходит забастовка рабочих. Чтобы избежать нарастания конфликта, в 1950 Тойода уходит с поста президента. В итоге, чтобы не допустить разорения фирмы, все равно пришлось провести непопулярные массовые увольнения: из 8 тыс. работников оставили 6,4 тыс. Тойода не планировал надолго оставлять компанию, но жизнь распорядилась по-другому – в 1952 он умирает.

Теперешнее руководство фирмы во главе с председателем правления Такеши Учиямада (Такэси Утиямада, Takeshi Uchiyamada) и президентом Акио Тойода (Akio Toyoda) продолжает воплощать принципы основателя компании.

водородная тойота

Концептуальный автомобиль Toyota на водородных топливных элементах на выставке Megaweb Toyota City Showcase в Токио

По данным Bloomberg, под крылом автогиганта трудятся 369 701 человек, согласно Forbes – на фирме занято 370 870 работников, сама же корпорация указывает меньшее число 359 542 тысяч, включая болем 70 тыс. Работников в самой Японии. В предприятиях за рубежом нанимается, как правило, местный персонал.

Начало успешного этапа в истории Toyota Motor

Подразделение реализации выделяется в отдельную компанию, что приводит к увеличению экспортных продаж; самостоятельной компанией становится и департамент ремонта и обслуживания авто. В компании начинается успешный период.

В 50–х гг. появляется Land Cruiser.

В 1961 выпускается модель Toyota Publica — бюджетное авто, быстро получивший известность. В 1962 компания отмечает выпуск миллионного автомобиля, десять лет спустя — 10-миллионного.

Toyota Publica 1961 года выпуска

Toyota Publica 1961 года выпуска

В 1966 появляется самая топовая модель Toyota Motor – автомобиль Corolla, заслуживший звание массового. С 1966 автомобилей этой марки различных модификаций продано свыше 40 млн. единиц! Toyota Corolla класса-С стала бестселлером и внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое продаваемое авто в мире.

Toyota Corolla 1966 года выпуска

Toyota Corolla 1966 года выпуска

Тем временем, Toyota Motor заключает деловое соглашение с японскими фирмами Hino и Daihatsu, которые становятся ее дочерними предприятиями.

В 70–х гг. компания работает на полную силу – появляются новые заводы, модернизируется техника, выпускаются модели Celica, Sprinter, Tercel и др. В начале 80-х годов начинается производство модели Camry, в 86-м выпускается 50-миллионное авто.

Toyota Camry 1985 года выпуска

Toyota Camry 1985 года выпуска

В 1982 подразделения Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. объединились в одну корпорацию Toyota Motor Corporation.

lexus

В 1988 компания заканчивает строительство собственного испытательного полигона в г. Сибецу и в рамках научно-исследовательской деятельности открывает совместные проекты с такими компаниями, как Fujitsu, IBM Japan, Toshiba.

Гибридомобиль Toyota Prius

Гибридомобиль Toyota Prius

Еще одна модель гибридной машины Toyota Auris Hybrid была внесена в книгу рекордов Гиннеса за рекордную экономичность в своем классе — расход топлива у этой модели равняется 3,46 литра на 100 км по городу.

В этом же году Toyota Motor выпускает первое поколение электромобилей – выходит RAV4 EV — электронная версия кроссовера RAV4.

В 1999 с конвейера сходит 100-миллионный автомобиль Toyota.

Тойота в России

В 90-ые гг. начинается история продвижения Toyota Motor на российском рынке, который для компании является одним из наиболее приоритетных. В 2007 в Санкт-Петербурге (поселок Шушары) начало работу автосборочное предприятие, с конвейера которого в декабре сходит первый автомобиль Toyota Camry. На питерском заводе, занимающем 224 Га, трудятся около 600 сотрудников. Предприятие выпускает хиты продаж японского автогиганта – модели Camry и RAV4.

2000-ые

В 2007 компания с гордостью заявляет, что ее объемы продаж превысили размеры главного конкурента, General Motors. В 2012 с конвейера сходит 200-миллионное транспортное средство корпорации.

В 2011 сильнейшее за всю известную историю Японии землетрясение приводит к вынужденной остановке заводов компании. Но уже в 2012 Toyota Motor восстанавливает производство и выводит на рынок ряд новых моделей.

планетоход toyota

По проекту планетоход способен разместить 2 члена экипажа / фото с сайта компании

В 2019 в префектуре Айти открылся новый исследовательский центр. Научный комплекс эксплуатируется частично, к 2023 заработает на полную мощность. В строительство центра, расположенного на 650 Га и включающего полигоны для скоростных и внедорожных испытаний, автомобильный концерн направил более 2,8 млрд.$ инвестиций.

Открытие исследовательского центра Toyota

Открытие исследовательского центра, 2019

Производственная система компании

Большую роль в успешности компании сыграла ее производственная система Toyota production system (TPS), представляющая свод принципов ведения производства. Главным создателем TPS считается Таити Оно, работавший на заводе Toyota Motor с 1943.

Удивительно, но и сейчас запас деталей на производстве компании составляет всего 1,5 часа, а на производственной линии может и вовсе составлять полчаса.

На заводе Мотомачи, Тойота-Сити

Компания сейчас

Корпорация работает в следующих сегментах:

  1. Автомобилестроение;
  2. Финансовые услуги;
  3. Другие направления.

Автомобильный сегмент разрабатывает, производит, собирает и продает легковые автомобили, минивэны, грузовики и соответствующие автомобильные аксессуары. Данное подразделение участвует в разработке интеллектуальных транспортных систем, включая радарный круиз-контроль и электронные системы взимания платы за проезд.

автомобили Toyota

Toyota Motor выпускает продукцию под собственным логотипом, а также под брендами Lexus, Daihatsu и Hino.

Hino с 60-х гг. прошлого столетия является подразделением Тойота. Под этим логотипом автогигант производит грузовики и автобусы.

грузовики и автобусы Hino

С брендом Daihatsu Тойота начала сотрудничество еще в 1967, с 2016 торговая марка полностью принадлежит TMC. Бренд специализируется на выпуске микро- и минилитражек, минивэнов, средних внедорожников.

Разработки по созданию бренда Lexus, начавшиеся в 1983, завершились в 1988 презентацией новинки LS400 на автошоу в США. Теперь торговая марка, вначале ориентированная на завоевание американского рынка, является символом престижа и технологичности во всем мире.

Lexus LC 500

В 2016 компания закрыла торговую марку Scion, под логотипом которой продала с 2003 свыше 1,2 млн. автомобилей. Причиной послужило снижение популярности у целевой аудитории – бренд продвигался среди молодежи.

Торговые марки компании, помимо бренда Toyota

Торговые марки компании, помимо бренда Toyota

Сегмент финансовых услуг через дочерние компании осуществляет финансирование покупки или аренды, и предоставляет розничный лизинг.

Сегмент других направлений специализируется на проектировании, производстве и продаже жилья и телекоммуникаций.

Где производится продукция Тойота

Японская корпорация имеет около 50 компаний по производству автомобилей по всему миру, и производственные мощности у себя на родине в Хоккайдо (Hokkaido), Тахара (Tahara), острове Кюсю (Kyushu) и др.

Крупные фабрики работают на территории Таиланда (10 тыс.сотрудников), США (штат 7,5 тыс.), Канады (7 тыс.работников).

Распределение полусотни заводов Тойота вне Японии

Распределение полусотни заводов Тойота вне Японии / данные с сайта компании

Выпуск транспортных средств Toyota Motor по годам

Выпуск транспортных средств Toyota Motor по годам / данные с сайта компании

В 2019 все заводы компании суммарно выпустили свыше 9 млн. единиц транспортных средств.

Toyota GT86

Ролик ниже демонстрирует производство двигателей компании в Западной Виргинии, США:

А в этом видео компания открывает завесу на выпуск машин Тойота на двух японских заводах в городах Иокогама и Тояма:

Головной офис

Штаб-квартира компании находится в Японии в городе Тойота, префектура Айти.

Штаб-квартира компании Toyota

На Токийской фондовой бирже в сентябре 2020 за одну акцию компании предлагают около 7000 иен (эквивалент 66$).

Проблемы с качеством

Toyota Motor известна высоким качеством своей продукции – компания не раз получала международные награды за высокие стандарты качества и надежности. Тем неприятней стала возникшая в 2010-м проблемная ситуация с тормозной системой у легковых седанов. Пережить ее японцам было очень нелегко. Президент компании, Акио Тойода самостоятельно сел за руль автомобилей с неполадками, чтобы после описать некорректно работавшие тормоза. Принеся глубокие извинения за причиненное людям беспокойство касательно качества и безопасности, Toyota Motor отозвала с рынка более полумиллиона своих автомобилей. Toyota Motor усилила контроль качества, которое закладывается на всех этапах производства. Сотрудники компании относятся к каждому автомобилю так, будто это их собственная машина.

Немаловажную роль в умении держать удар играет именно философия компании — ее руководящие принципы заключаются в уважении культуры и закона каждой страны, честном и открытом ведении бизнеса, развитии корпоративной культуры и стремлении к гармонии в мировом сообществе.

Экологическая и социальная ответственность

Forest of Toyota

Forest of Toyota

Компания выпускает книги для детей с правилами безопасного поведения на дороге – за полстолетия было опубликовано свыше 140 млн. экземпляров. В Аргентине, Индии, Таиланде, Вьетнаме, США проводит инициативы, направленных на снижение числа ДТП.

TMC активно занимается благотворительной деятельностью, как самостоятельно, так и совместно с партнерами. Toyota выступает в качестве всемирного партнера олимпийского движения. В 2015 корпорация заключила соглашения о сотрудничестве с Международным олимпийским и паралимпийским комитетами, которые распространяются на 2017-2024 гг. (олимпиада в Токио 2020 перенесена на 2021, Пекин 2022 и Париж 2024).

Toyota

C 2012 компания удерживает звание крупнейшего производителя автомобилей в мире. В списке Fortune Global-500 в 2020 занимает 10-ую строчку. Немаловажную роль в истории бренда Toyota Motor сыграли принципы управления ее основателя, а также производственная система, внедренная на предприятии.

Успех компании предопределил баланс между ее производственной культурой, направленной на совершенствование работников, и технической системой, в основе которой лежит принцип потока, создающего добавочную ценность. Качество выпускаемой продукции, внимание к деталям и постоянные инновации по праву вывели корпорацию на пьедестал мирового лидера автопрома.

«- Можно ли управлять мечтой?


Toyota Motor Corporation (TMC) — один из мировых лидеров автопроизводства, предлагающий широчайший модельный ряд, от мини-автомобильчиков до огромных грузовиков. По итогам 2019 маркетингового года продажи Toyota в мире составили 8,58 миллиона автомобилей (в т.ч. в России — 103 597), и это без учета дочерних брендов (Lexus, Hino, Daihatsu, Scion, Subaru). Заводы в 27 странах мира производят автомобили, а также двигатели, трансмиссии и множество автокомпонентов. Toyota Group также занимается автосервисными технологиями, производством прогулочных судов и лодок, телекоммуникациями, строительством жилья, цифровыми сервисами, финансами, вплоть до отдельного подразделения по озеленению крыш.


Отцы и дети: рождение и первые шаги Toyota


Сакиши Тойода

Родился 14 февраля 1867 года в семье небогатого столяра в местечке Косаи префектуры Шизуока. Сакиши был первым сыном в семье краснодеревщика, и по существующим японским обычаям должен был унаследовать ремесло своего отца. Но молодой Тойода не интересовался столярным ремеслом совсем, чем в немалой степени печалил родителей, — его стихией были механизмы.


Городок, где жила семья, был местом средоточия шелкового производства, что и определило судьбу юного Сакиши — он устроился механиком на шелкопрядильную фабрику. Дальше была обычная судьба — работал, женился, родились два сына — Ресабуро и Кииширо. Многие годы Тойода занимался ремонтом и модернизацией станков, пока, наконец, в 1897 году, не создал свою уникальную конструкцию простого и надежного ткацкого станка. Затем почти два десятилетия совершенствовал свой станок, а параллельно с этим создал несколько уникальных прядильных и вязальных машин. Это был не просто фабричный механик — талантливый и очень продуктивный изобретатель — работая над конструкциями прядильных и ткацких механизмов, Сакиши Тойода оформил 85 патентов на изобретения!


При основании фабрики уже вырос и стал инженером-механиком и его сын Кииширо — стал работать вместе с отцом, помогая ему в совершенствовании ткацкого станка, затем поступил в университет, а другой его сын — Ресабуро — стал менеджером на фабрике отца.

В 1924 году отец и сын — Сакиши и Кииширо Тойода создали полностью автоматический ткацкий станок. Что открывало новые горизонты для бизнеса — такие станки позволяли фабрикантам создавать огромные многостаночные производства, обслуживаемые несколькими десятками людей. Помните кадры из старинного советского фильма про ткачиху Евдокию Виноградову? Там показано, как одна девушка идет по огромному цеху, переходя от станка к станку и связывая порванные ниточки. Сначала она одна обслуживала 40 ткацких станков, а потом все 216. Это были как раз те станки-автоматы, конструкцию которых разработали отец и сын Тойода! Главное в них было то, что механизм обнаруживал обрыв нити, и станок останавливался — брак исключался полностью. Человек, обслуживающий производство, выявлял остановившиеся станки, связывал нити и запускал процесс дальше.


После изобретения станка-автомата Тойода был завален заказами. Что позволило ему в ноябре 1926 года основать новую фирму — знаменитую Toyoda Automatic Loom Works Ltd, которая принесла создателям настоящее богатство, славу и престиж.


Через несколько месяцев, 30 октября 1930 года, Сакиши Тойода скончался. За свою 63-летнюю жизнь он официально лицензировал у правительства 35 видов предпринимательской деятельности! Наступала эра великого Кииширо Тойоды.

Кииширо Тойода

Родился в 1894 году там же, где и его отец — в Шизуоке. В 1920 году Кииширо окончил Токийский университет и стал инженером-механиком. Работал в семейной фирме — Toyoda Spinning & Weaving Co. Ltd. Причем сразу подключился непосредственно к делу своего отца — разработке автоматического механизма ткацкого станка.

Когда в 1930 году умер Сакиши, Кииширо как истинный сын японца сразу приступил к исполнению его предсмертной воли — начал искать пути организации автомобильного производства. Кииширо понимал, что автомобиль радикально отличается от ткацкого станка, базы еще нет — нужно сначала учиться, и единственно правильный путь для начала прогресса — изучить лучшие современные образцы техники, чтобы взять все лучшее из уже достигнутого в отрасли.




Завещанных отцовских денег на подготовку производства первых автомобилей Кииширо не хватило — всего было потрачено около полутора миллионов долларов. Совет директоров Loom Works поддержал основоположника — к тому времени семейной фирмой руководил старший брат Ресабуро Тойода. Затраты стали столь тяжелым бременем для Loom Works, что в условиях низких продаж все могло бы кончиться печально. Помогли внешние обстоятельства — как раз в 1936 году в Японии началась милитаризация экономики страны. Иностранные автопроизводители были лишены квот по политическим причинам. Но самое главное — был принят новый закон об отечественном автопроме Японии, предписывающий резко увеличить производство военной грузовой техники внутри страны. Тойода стал околачивать пороги инстанций, и это увенчалось успехом — он получил госзаказ на 3000 грузовиков для японской армии. А ведь грузовик G1 был уже готов! Это событие позволило братьям Тойода учредить в 1937 году новую фирму — Toyota Motor Company, Ltd. — ту самую TMC, которую сегодня знает весь мир.


Госзаказ оказался настолько выгоден, что через год — в 1938 году — позволил братьям Тойода построить новый автозавод в городке Коромо. Поныне это место является столицей империи Toyota, много лет спустя городок был переименован в Toyota за заслуги корпорации перед отечеством (есть и аэропорт Toyota). На новом заводе в Коромо, кроме основного производства грузовиков типа G, продолжался выпуск и легкового автомобиля AA — до 1943 года. Наряду с базовым седаном в небольшом количестве выпускался и фаэтон.



Собственно, моделью B заканчивается первая, успешная часть славной истории фирмы Toyota. Что произошло дальше, вы знаете — крушение гитлеровского блока, сокрушительное поражение Японии в войне, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки и годы американской оккупации. В результате американских бомбардировок была разрушена половина автозавода Toyota. Затем оккупационные власти ввели запрет на производственную деятельность. Опыт обивать пороги у Кииширо Тойоды был, чем он и занялся не без успеха.



Вот как в жизни бывает: отец бросил семя, сын вырастил дерево. А кто же не дал этому дереву засохнуть в трудные времена? Двоюродный брат Кииширо, племянник Сакиши — Эйджи, еще один славный представитель семьи Тойода.

Эйджи Тойода


Эйджи взрослел вместе с компанией Toyota. Его звездный час грянул во время кризиса 1950 года, когда был вынужден уйти в отставку Кииширо. Став президентом компании, он понял, что сокращениями персонала делу не помочь — нужно найти финансирование и запустить новую модель автомобиля, а затем модернизировать производство для выведения его с примитивного довоенного уровня на современный. В результате сложных переговоров Эйджи Тойоде удалось убедить руководство двух крупнейших японских банков о необходимости предоставления кредитов для TMC. Работа закипела снова: за один год была подготовлена новая модель SF на основе итальянского, а не американского прототипа. Другая идеология, другой дизайн — это был FIAT. До 1953 года выпустили более 2,5 тысячи машин модели SF.



Две модели тех лет, заложившие основы популярности бренда: Toyota Land Cruiser 1951 года (вверху) и Toyota Crown 1955 года (внизу)


Ух! Вот это история. А дальше? Дальше, собственно, идет триумфальное победное шествие Toyota Motor Co. от вершины к вершине. В 1951 году запустили линейку Land Cruiser, затем Crown, Corolla и т. п. После славного руководства Эйджи Тойоды у руля корпорации был еще один представитель семьи — доктор Соиширо Тойода. Это старший сын Кииширо Тойоды, он начинал работать на TMC в 1952 году, когда Эйджи уже был директором. Под руководством Соиширо Toyota неуклонно увеличивала прибыли и захватывала новые рынки. Как и все Тойоды, Соиширо не только прекрасный менеджер, но и настоящий инженер. Он еще и первый из Тойода ученый — доктор технических наук, защитил диссертацию по тематике инжекторных систем питания ДВС.

С 2009 года империей Toyota правит Акио Тойода — сын Соиширо, внук Кииширо, правнук Сакиши. Жизнь продолжается. Все идет по плану.

Читайте также: