Протестантизм в англии кратко

Обновлено: 05.07.2024


Два источника реформации – Библия и Святой Дух – Благовестники Уиклиффа – Надежды протестантов – Петиция Парламента за реформацию – Англия пока не созрела – Движение, отброшенное назад – Ричард II. Преследование лоллардов – Ричард теряет трон – Генрих IV.Приемники – Statute de haeretico comburendo(закон о сожжении еретиков) – Уильям Сотрей – Первый мученик-протестант в Англии – Суд и казнь Джона Бэдли – Разговор между принцем Уэльским и мучеником на столбе – Предложена жизнь – Отказывается и умирает.


Богословие ранних английских протестантов.


Протестантские проповедники и мученики до Генриха VIII. – Их богословие – На более низшей ступени, чем в 16 веке. – Ясно понимались основные истины. – Уильям Торпе – Заключение – Беседа Торпе и архиепископа – Его вероисповедание – Его взгляды на таинство Евхаристии – Авторитет Писания – Угроза костром – Христос присутствует в Евхаристии по вере. – Взгляды Торпе на поклонение изображениям. – Паломничество – Отказ признать исповедь. – Его судьба не известна – Простота раннего английского богословия – Собрание в Оксфорде с целью пресечения протестантизма – Конституция Арунделя – Перевод и чтение Писания Запрещены.


Развитие английского протестантизма.


Действия по распределению церковной собственности.


Горящий куст – Петиция Парламента – Перераспределение церковной собственности – Защита архиепископа Арунделя – Король встает за церковь – Петиция подается во второй раз – Ее повторное отклонение – Более сильное оружие, чем королевские вердикты – Свержение Ричарда II – Генрих IV – Вердикт De Haeretico Comburendo – Переживания короля – Бедствия страны – Планируемый крестовый поход – Смерть Генриха IV.


Суд и обвинение Сэра Джона Олдкастла.


Генрих V – Коронация и буря – Толкования – Борьба за освобождение – Юность Генриха – Перемена при получении власти короля – Злой гений Арунделя – Сэр Джон Олдкастл – После женитьбы становится Лордом Кобхемом. – Принимает взгляды Уиклиффа – Опекает проповедников лоллардистов. – Обвинен Арунделем. – Разговор между Лордом Кобхемом и королем – Вызван Арунделем. – Повестки разорваны. – Исповедование веры – Арестован. – Приведен на суд архиепископа. – Расследование – Его взгляды на евхаристию, исповедь, Папу, изображения, церковь и пр. – Обвинение его как еретика – Поддельное отречение – Убегает из Тауэра.


Лоллардизм объявлен изменой.


Распространение лоллардизма – Клирики жалуются королю. – Деятельность лоллардов – Обвинение в замыслах разрушить трон и государство – Ночное собрание лоллардов у церкви св.Эгидия- в-полях – Тревога короля – Он нападает и разгоняет собрание. – Было ли это конспирацией или тайным религиозным собранием? – Древнее орудие в действии.


Мучениченическая смерть Лорда Кобхема.


Тюремное заключение и мучениченическая смерть – Бегство лоллардов в другие страны – Смерть архиепископа Арунделя – Его характер – Лорд Кобхем – Захват его в Уэльсе лордом Повисом – Доставлен в Лондон. – Вызван в парламент. – Осужден по бывшему обвинению. – Сожжен у церкви св.Эгидия-в-полях. – Его христианский героизм – Кто бо;льший герой, Генрих V или лорд Кобхем? – Истинные благодетели мира – Основоположники английской свободы и величия. - Семена посеяны – Грядущий урожай.


Лоллардизм при Генрихе V и Генрихе VI.


Томасу Арунделю наследовал Генрих Чичели. – Новый архиепископ проводит политику своего предшественника. – Парламент в Лейстере. – Более суровые постановления против лоллардов. – Архиепископ Чичели отвергает предложение. – Направление мыслей короля на войну с Францией. – Речь архиепископа. – Генрих V попадает в западню. – Готовит поход. – Оккупирует Францию. – Азенкур – Вторая высадка во Франции. – Генрих становится правителем Нормандии. – Возвращается в Англию. – Третья оккупация Франции. – Смерть Генриха. – Предсмертные слова. – Пышные похороны – Его характер – Лоллардизм – Еще большее число мучеников – Клейдон – Новый вердикт против лоллардов – Генрих VI – Мученики в его царствование – Уильям Тейлор – Уильям Уайт – Ян Гус – Публичные отречения.


Попытки Рима восстановить господство в Англии.


Генрих VI – Его младенчество – Беспорядки в стране – Римская церковь становится более нетерпимой – Новый праздник – Дни свв. Данстана и Георга – Индульгенции на гробнице св.Эдмунта – Новые попытки Рима восстановить господство в Англии – Что к этому привело – Статуты о депутатах и запрещении папской юрисдикции – Выговор архиепископу Чичели за допущение этих статутов – Письмо Папы.


Сопротивление папским посягательствам.


Беспорядки в папстве. – Почему сердиты на архиепископа Чичели. – Прежняя обида. – Совет королю не принимать папского легата. – Полномочия легата. – Обещание, взятое с легата Бьюфорта. – Неудовольствие Папы. – Признает статуты недействительными. – Приказывает архиепископу не исполнять их. – Письмо папы герцогу Бедфорду. – Чичели советует парламенту отменить статут. – Парламент отказывает. – Папа возобновляет притязания. – Два потока в Англии 15 века. – Оба радикально протестантские. – Евангельский принцип – источник действий, начавшихся в обществе.


Влияние войн 15 столетия на развитие протестантизма


Конвульсии 15 столетия – Падение Константинополя – Войны в Богемии – В Италии – В Испании – В Швейцарии – Войны папского раскола – Мир или войну дали Папы христианскому миру? – Войны, начатые Папами: крестовые походы; войны за должности; крестовые походы против альбигойцев и вальденсов; войны в Неаполе, Польше и других странах; междоусобица в Италии; гуситские компании и пр. – Войны Белой и Алой Роз – След ведет к совету архиепископа Чичели – Предопределение конца войн 15 века – Знать ослаблена – Трон укрепился – Почему? – Гуситы и лолларды.

Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена, по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства, возникшее в первой половине 16 века во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно.Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. В кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Основные догматы кальвинизма

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
  • P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Кальвин был ярым сторонником теократической модели, при которой церковь подчиняла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как безусловное подчинение отдельных личностей церкви, аскетический кодекс нравственности. Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь на 24 августа 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

Три основных формы кальвинизма:

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления.

По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).

Цюрихская Реформация и Цвингли

Ульрих Цвингли (Zwingli) (1484-1531), швейцарский реформат. Род. 1484. Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в Венском и Базельском университетах; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык.

Разрывая с католической церковью, Цюрих должен был отказаться и от обрядовой стороны католичества. Сначала была уничтожена обязательная месса, а затем было положено начало особой цвинглианской литургии. Богослужение было упрощено; латинский язык заменен немецким; монастыри обращены в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и сам Цвингли женился.

Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли все более обострялись. В 1531 между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжил и упрочил его друг Буллингер.

Англиканство

Англика́нство – одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации. Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно – так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь – более типичный протестантизм. Широкая Церковь – более экуменична. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность. Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента. Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) – около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История Англиканства

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Тогдашний папа даже наградил его титулом “Вернейшего чада Апостольского Престола”, однако это “верное чадо” хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа не согласился. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас (Фома) Кранмер разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы. Английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений. В 1534 году произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. В это время архиепископ Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая “Книга общих молитв”, в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия. В 1553 году были опубликованы 42 члена вероучения. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. При ней все повернулось назад – английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали приговорили к сожжению. Католикам очень хотелось, чтобы Кранмер отказался от своих убеждений. Перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал – запросил пощады. Но было поставлено условие, чтобы он публично отрекся, Кранмер проявил твердость и был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке. Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор. В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив Мэтью Паркера (в нашем произношении – Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

Англиканское вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в то же время принимают три древних символа, в т.ч. Никео-Цареградский.

От католицизма в англиканстве осталось filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится на английском языке.

Англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины “священный обряд” или “священнодействие”. Иногда их называют “малыми таинствами”. В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам.

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали “житиями святых”. Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент: все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства – это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества. В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины – епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина – епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина – епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин – епископов пока нет. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

Нонконформисты

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus – чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти пуритане, образовали свое сообщество, которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение – индепенденты, или независимые (конгрегациолисты). Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. В мире насчитывается 92 млн. англикан.

Дробление протестантизма

Сосредоточение всего церковного сознания в протестантизме на видимой Церкви, неизбежно вбирающей в себя влияние исторической и культурной среды, привело к чрезвычайному развитию в нем религиозного индивидуализма – и на этой почве, т. е. в условиях неизбежного субъективизма дробление неизбежно. Оно началось в протестантизме с самого начала, оно продолжается и ныне, создавая порой непреодолимые расхождения в понимании сущности христианства.

Баптисты отвергают крещение младенцев и признают лишь крещение взрослых. Их сила – в любви ко Слову Божию, в дружной общей жизни. Учение кальвинистов о предопределении одних к спасению, других к гибели, они решительно отвергают. Все изображения Господа (иконы) они, как древние иконоборцы, отвергают. Картинки есть.

Адвентисты седьмого дня (основатель В. Миллер в конце XVIII в), примыкают к баптистам. Имея особое пристрастие к Ветхому Завету, они почитают субботу, а не воскресенье. Из книг Ветхого Завета они особо чтут книгу прор. Даниила и учат о тысячелетнем Царстве Христовом на земле. Они отвергают бессмертие души; только верующие будут воскрешены при втором пришествии Христа, а неверующие и злые будут уничтожены.


Протестанты - это общее название христианских общин, образовавшихся в XVl веке в результате проповеди Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Название "Протестантизм" случайное и не более обоснованное, чем, скажем, "большевизм". В 1529 году, в самом начале протестантского движения, был съезд германских князей, на котором решался вопрос об избрании веры. Большинство тогда проголосовало за то, чтобы остаться в католической церкви, но несколько князей объявили протест против этого решения. Так и возникло это историческое наименование. Сами протестанты не любят, чтобы их так называли, они предпочитают именоваться "евангельскими церквами", подчеркивая, что они возвращаются, как им представляется, к основам евангельской веры. Главные ветви протестантизма - лютеранство, кальвинизм или реформатство и англиканство.

В самых общих чертах история возникновения протестантизма такова. В конце средних веков и в начале эпохи Возрождения католическая церковь была подвержена многим тяжким болезням. Таким, как симония (продажа священных степеней за деньги), крайняя безнравственность многих римских первосвященников, злоупотребления с индульгенциями. Самым большим злоупотреблением, вызывавшим массовое недовольство, была инквизиция. Изначальное ее назначение - сдерживание разного рода еретических движений и ограждение чад католической церкви от всевозможных крайних ересей, расколов и схизм. Но это учреждение очень скоро выродилось, потому что суда как такового при нем не было, а процедура следствия была сопряжена с пытками. Достаточным аргументом для обвинения считалось признание обвиняемого в своей вине. Инквизиция преследовала кого угодно по самым разным поводам. Доходило до того, что в Европе в некоторых деревнях или целых регионах до трети женского населения обвинялось в колдовстве.

Были попытки реформировать католическую церковь изнутри, но они потерпели неудачу. Сами реформаторы кончили жизнь свою по большей части на костре. Всем известен чешский реформатор Ян Гус, с которым обошлись совсем не по-христиански. На одном из католических соборов ему с клятвой обещали личную неприкосновенность, если он прибудет. А потом отменили это обещание, софистически объяснив, что клятва, данная еретику, недействительна,- и сожгли Гуса на костре. Еще один известный реформатор - Иероним Савонарола, монах, живший во Флоренции, тоже был сожжен. В Англии Джон Виклеф пытался преобразовать церковь. Все эти попытки были безуспешны. И вот в XVl век на Западе совершилось крупнейшее в истории разделение христианского мира. За сто лет с начала Реформации от католической церкви отошло около 90 миллионов верующих, образовались десятки новых христианских конфессий. Протестанты, справедливо отказываясь от определенных заблуждений католической доктрины, не избежали крайностей и перегибов. Выступая против неограниченной власти Римского папы, они вообще отказались от признания всякого церковного иерархического авторитета. Отвергая католическое учение о действенности таинств в силу совершенного действия, они вовсе отказались признавать некоторые таинства, а за другими удержали либо аллегорическое, либо воспоминательное значение.


Протестантизм — одно из духовных и политических движений, относится разновидностям христианства. Его появление напрямую связано с развитием Реформации, которая началась после раскола в Римской католической церкви. Основные направления протестантизма: кальвинизм, лютеранство, англиканство и цвинглианство. Однако дробление этих конфессий происходит постоянно уже несколько сотен лет.

Зарождение протестантизма

Возникновение Реформации в Европе произошло вследствие недовольства верующими аморальным поведением и злоупотреблением своих прав многими религиозными деятелями католической церкви. Все эти проблемы осуждались не только простыми благочестивыми людьми, но и общественными деятелями, учеными-теологами.

Идеи протестантизма и Реформации были провозглашены профессорами Оксфорда и Пражского университета Дж. Виклифом и Яном Гусом, которые выступали против злоупотребления прав священников и поборов папы римского, наложенных на Англию. Они высказывали сомнения в праве церковников отпускать грехи, отвергали идею о реальности таинства причастия, о преобразовании хлеба в тело Господа.

Мартин Лютер вывешивает протест

Ян Гус требовал от церкви отказаться от накопленных богатств, продажи должностей, выступал за лишение духовенства различных привилегий, в том числе обряда причащения вином. За свои идеи он был объявлен еретиком и сожжен в 1415 г. на костре. Однако его идеи были подхвачены последователями-гуситами, которые продолжили его борьбу и добились некоторых прав.

Основные учения и деятели

Основоположником протестантизма, который работал сначала в Германии и Швейцарии, стал Мартин Лютер (1483-1546 гг.) Были и другие вожди: Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, У. Цвингли. Самые благочестивые верующие-католики, наблюдая много лет роскошь и разврат, происходящие среди высшего духовенства, стали высказывать протесты, критикуя их за формальное отношение к нормам религиозной жизни.

Лидеры протестантизма

По мнению зачинателей протестантизма, самым ярким выражением стремления церкви к обогащению были индульгенции, которые продавались за деньги простым верующим. Главным лозунгом протестантов стало восстановление традиций раннехристианской церкви и повышение авторитета Священного Писания (Библии), отвергался институт власти церкви и существование священников и самого папы римского, как посредника между паствой и Богом. Так появилось первое направление протестантизма — лютеранство, провозглашенное Мартином Лютером.

Определение и основные постулаты

Протестантизм — это термин, происходящий от латинского protestatio (провозглашение, заверение, несогласие), который обозначает совокупность вероисповеданий христианства, которые появились в результате Реформации. Учение основано на попытках понимания Библии и Христа, отличных от классического христианского.

Протестантизм является сложным религиозным образованием и включает множество направлений, основные из которых лютеранство, кальвинизм, англиканство, названы по именам ученых, провозгласивших новые идеи.

Направления протестантизма

Классическое учение протестантизма содержит 5 основных постулатов:

  1. Библия является единственным источником религиозного учения, которое каждый верующий может толковать по-своему.
  2. Все действия оправданы только верой, независимо от того, добрые или нет.
  3. Спасение является благим даром от Бога к человеку, поэтому сам верующий не может себя спасти.
  4. Протестанты отрицают влияние Богородицы и святых в спасение и видят его только через единственную веру во Христа. Церковнослужители не могут быть посредниками между Богом и паствой.
  5. Человек почитает и славит только Бога.

Различные ветви протестантизма имеют отличия в отрицаниях католических догм и основных постулатах своей религии, признании некоторых таинств и др.

Лютеранская (Евангелическая) церковь

Начало данного направление протестантизма было положено учением М. Лютера и его переводом Библии с латинского языка на немецкий, для того чтобы каждый верующий мог познакомиться с текстом и иметь собственное мнение и толкование его. В новом религиозном учении выдвигалась идея о подчинении церкви государству, что вызвало интерес и популярность у немецкий королей. Они поддержали реформы, испытывая недовольство большими выплатами денег папе римскому и его попытками вмешиваться в политику европейских государств.

Немецкая библия

Мартин Лютер выступает перед священниками

Сейчас в мире приверженцев англиканской церкви насчитывается около 80 млн человек и 200 действующих церквей.

Кальвинизм

Германия была и остается колыбелью реформаторского движения, однако позднее появилось еще одно течение в Швейцарии, которое разделилось на самостоятельные группы под общим названием церквей Реформации.

Одно из течений протестантизма — кальвинизм, к которому относят реформаторскую и пресвитерианскую церкви, отличается от лютеранства большей жесткостью взглядов и мрачной последовательностью, которые были характерны для религиозного Средневековья.

Отличия от других протестантских направлений:

  • Священное Писание признается единственным источником, любые церковные соборы считаются ненужными;
  • отрицается монашество, т. к. Бог создал женщин и мужчин с целью образования семьи и рождения детей;
  • ликвидируется институт обрядов, в т. ч. музыка, свечи, иконы и росписи в церкви;
  • выдвигается концепция предопределения, суверенитет Бога и его власть над жизнями людей и мира, возможностью его осуждения или спасения.

Протестанстская церковь

Жан Кальвин и его книги

Джон Кальвин

Введение протестантизма в Англии

Идеологом движения Реформации на Британских островах был Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский. Становление англиканства происходило во 2-й половине XVI века и сильно отличалось зарождения протестантизма в Германии и Швейцарии.

Движение Реформации в Англии началось по указанию короля Генриха VIII, которому Папа Римский отказал в разводе с его женой. В этот период Англия готовилась начать войну с Францией и Испанией, что и послужило политической причиной развенчания католичества.

ГЕнрих 8 и Катерина Арагонская развод

Король Англии объявил церковь национальной и решил ее возглавить, подчинив себе духовенство. В 1534 г. парламент объявил о введении независимости церкви от папы римского. В стране были закрыты все монастыри, их имущество передано государственной власти, для пополнения казны. Однако католические обряды были сохранены.

Основы англиканского вероучения

Книг, являющихся символом вероисповедания протестантов в Англии, немного. Все они были составлены в эпоху противоборства двух религий в поисках компромисса между Римом и реформаторством в Европе.

Англиканство, по сравнению с другими направлениями протестантизма, оказалось ближе всего к католическим традициям. Основой вероучения в нем считается также Библия, службы проходят на английском языке, отвергается необходимость посредников между Богом и человеком, спасти которого может только его религиозная убежденность.

Цвинглианство

Одним из вождей Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Получив степень магистра искусства, он с 1518 г. служил священником в Цюрихе, а затем городском совете. После знакомства с Э. Роттердамским и его сочинениями, Цвингли пришел к решению о начале собственной реформаторской деятельности. Его идеей было провозглашение независимости паствы от власти епископов и папы, особо выдвигая требование к отмене обета безбрачия у католических священников.

Ульрих Цвингли

Учение Цвингли (1484-1531 гг.) имеет много схожего с лютеранскими понятиями протестантизма, признавая истиной только то, что подтверждается Священным Писанием. Все, что отвлекает верующего от самоуглубления, и все чувственное обязательно должно удаляться из храма. Из-за этого в городских церквях города были запрещены музыка и живопись, католическая месса, вместо это введены библейские проповеди. В монастырях, закрытых при Реформации, были созданы больницы и школы. В конце XVI–начале XVII века это течение объединилось с кальвинизмом.

Баптизм

Приверженцы данного течения протестантизма практикуют таинство крещения и причащения: они считаются символическими обрядами, помогающими соединиться духовно с Христом. Отличием от других религиозных учений является обряд катехимента, который проходит каждый желающий вступить в общину в течение испытательного срока длиной в 1 год, за которым следует крещение. Все культовые свершения происходят достаточно скромно. Здание молельного дома совсем не похоже на культовое сооружение, в нем также отсутствуют все религиозные символы и предметы.

Баптизм широко распространен в мире и в России, насчитывает 72 млн верующих.

Снятие креста с церкви

Адвентизм

Это направление выделилось из течения баптистов в 30-е годы XIX века. Главная особенность адвентизма — ожидание пришествия Иисуса Христа, которое должно скоро произойти. Учение содержит эсхатологическую концепцию о скором уничтожении мира, после чего на новой земле установится царство Христа на 1000 лет. Причем все люди погибнут, а воскреснут только адвентисты.

Адвентисты 7-го дня

В современном протестантизме процесс слияния и рождения новых направлений продолжается, некоторые из которых приобретают церковный статус (пятидесятники, методисты, квакеры и др.). Широкое распространение это религиозное движение получило не только в странах Европы, но и в США, где обосновались центры многих протестантских деноминаций (баптисты, адвентисты и др.).

Читайте также: