Плеснер философская антропология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ситуация, в которой оказался человек в ХХ веке, хорошо выражена словами М. Шелера: человек сегодня не знает, что он есть, но он знает, что он не знает. Отвечая на вызов времени, он должен сам осознать свое предназначение в мире. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, а его путь чреват опасностями.

Если животный мир, несмотря на свою кажущуюся жестокость, в целом достаточно гармонично упорядочен и соответствует условиям окружающей среды, то мир человека полон противоречий, источником которых является самодостаточность человека, его автономность: он — часть целого, представляющая одновременно весь вид, и поэтому склонен к самопреувеличению. Свобода самопроекции ограничена личным бытием, поэтому человеческое существование сопровождается чувством покинутости. Наиболее радикально эта идея была продолжена Сартром: Сущность человека не предшествует существованию, и он сам себя проектирует; он обречен на свободу, и это налагает на него особую ответственность.

Идеи экзистенциальной философии проистекают из чрезвычайно развитого чувства индивидуализма в европейской цивилизации. Философы недооценивали цивилизующее значение культурных форм повседневной жизни и видели в них репрессивные, угнетающие властные структуры, подавляющие свободу личности. Творчество — это действительно преодоление ограничений и освобождение от природных и социальных ограничений. Но именно по этой причине он легко превращается в произвол, а разрушение устоявшихся форм культуры часто заканчивается во власти утопий и фантазий. Платон, Аристотель, Кант, Гегель и другие классические философы ограничивали человеческую волю идеальными, божественными или моральными нормами. Но в двадцатом веке человек занял место, которое раньше принадлежало идеям, природе и Богу; он стал считать себя творцом и разрушителем ценностей. Творчество, однако, это не просто создание чего-то нового, а исполнение того, что необходимо, служение тому, что выше человека, и его смирение перед этим. Только признавая ценность природы, других людей, культурных традиций и произведений, которые уже существуют, можно сохранить и продвинуть человечество.

В 1920-х и 1930-х годах три автора внесли особенно важный вклад в развитие философской антропологии. Это М. Шелер, соединивший методы феноменологии и основные идеи философии жизни; Г. Плесснер, который синтезировал обширный биологический материал и философские размышления, заявив, что биология без философии слепа, а философия человека без биологии пуста; и, наконец, К. Лёвитт. Их основополагающие работы были впоследствии творчески развиты. Среди авторов, оказавших значительное влияние на развитие философской антропологии, следует отметить Дж. Мида, Ж.П. Сартра, А. Портмана, Э. Кассирера и А. Гелена.

Г. Плесснер в своем построении философской антропологии исходил из того, что она дополняет биологию. И даже А. Гелен, разработавший теорию неадекватности, неполноты человека, построил свою теорию институтов, организующих социальную жизнь, на месте инстинктов, с учетом принципов биологии.

Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена

Эстетическое и природа человека

Хотя проблема человека всегда была одной из центральных проблем философии, философская антропология, то есть философская теория природы человека, как самостоятельная отрасль философии возникла сравнительно поздно — только в 30-е годы прошлого века. Работы М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, К. Ясперса, П. Рикёра и других сыграли значительную роль в формировании антропологической концепции человека.

С точки зрения философской антропологии опасно понимать идею человека слишком узко, сводить ее к одной характеристике или историческому образцу. Будь то homo sapiens, animal rationale или homo faber, эти и подобные характеристики слишком узки, чтобы охватить человека во всей его уникальности.

Человек обладает по крайней мере следующими характеристиками, которые делают его уникальным в мире живых существ. Именно эти характеристики, взятые в целом, делают возможным эстетическое видение мира человеком и определяют наиболее важные характерные черты этого видения.

Человек — существо конечное: он рождается в определенное время и в определенном обществе, и как время, так и социальную среду он не может выбрать; прожив ничтожный по историческим меркам срок, он уходит в небытие.

В редком произведении искусства не чувствуется страх смерти, который обычно спрятан глубоко в душе человека. Как и любовь, смерть также является одной из главных тем искусства. Существование многочисленных изображений и описаний распятия Христа и интерес к нему в современном светском обществе нельзя объяснить только религиозными мотивами. Это не чисто религиозная тема; ужас от мысли о смерти безошибочен.

Таким образом, античная мысль была направлена на космос и природу. Человек был связан с ними лишь постольку, поскольку он был связан с ними. В Средние века человек рассматривался как часть божественного порядка мира. В Новое время проблема человека затмила его собственный разум или даже абсолютный разум Вселенной, и человек стал познающим субъектом.

Когда философы размышляли о человеке, они обычно обращали свой взор на то, что человек отделен от природы. Конечно, они учитывали, что человек — это естественное существо. Но в то же время они признали, что это не самое главное в нем. Он — творение Божье, у него есть разум. Он связан невидимыми нитями с божественной вселенной, он способен познавать и анализировать мир.

Конечно, теория эволюции в общефилософском смысле отнюдь не является изобретением XIX века, но нашла свое классическое выражение в учении Аристотеля и в его общем взгляде на органическую жизнь. Фундаментальное различие между концепцией эволюции Аристотеля и Дарвина заключается в том, что первый дал ей формальную интерпретацию, а второй — материальную.

Чем отличается философия человека А. Гелена?

Все это побуждает человека к деятельности, из которой проистекает искусственный мир культуры, в котором человек может только жить и формировать инстинкты, которые не определяются инстинктами. Позже Гелен переходит к анализу социального существования человека, социальных институтов, которые позволяют человеку изменять мир, рационализировать свое существование, определять личные мотивы и освобождают человека от необходимости постоянно принимать решения, поскольку основные правила действия уже заложены в институтах.

Традиция, связанная с изучением природы человека методами отдельных наук, развивается и на современном этапе.

Чем характеризуется философская антропология X. Плеснера?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

На школу философской антропологии оказали влияние идеи философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля. В целом, представители философской антропологии первой четверти $XX$ века использовали наработки психологии, биологии, социологии и религии для характеристики специфики природы человека.

М. Шелер

Теоретической базой проекта философской антропологии Макса Шелера являлось неокантианство и феноменология.

Шелер считает, что культура и философская мысль вплоть до начала $XX$ века не смогли осмыслить природу человек, не смогли ее должным образом оценить. Итогом такого пренебрежительного отношения к человеку является кризис культуры. Он есть в первую очередь кризис личности, вызванный доминированием естественного знания.

Шелер выделяет пять основных идей о человеке:

Готовые работы на аналогичную тему

Шелер предлагает новую, шестую идею. Согласно с ней человек является одновременно животным и существом обладающим разумом. Человек становится таков в том случае, если становится способным ассимилировать, обнаружить в себе заложенный Богом дух. Сущность человека по Шелеру – любовь.

А. Гелен

Философско-антропологический проект А. Гелена имеет биологический характер. С точки зрения мыслителя человек является биологическим существом, причем ущербным.

Ущербность заключается в том, что человек не приспособлен к жизни в условиях природы. Отмеченная ущербность толкает к активной деятельности по созданию благоприятных условий существования.

Граница среды существования человека – это культура и техника. Они оцениваются не как нечто внутреннее, но как самостоятельные сущности. Культура и техника – это своего рода человек, который также живет и развивается.

Для выживания в условиях окружающего мира человек создает социальные институты, устанавливает нормы закона, правила поведения, морально-нравственные требования и т.д.

Человек с животным роднит наличие следующих общих инстинктов:

  • инстинкт безопасности;
  • инстинкт заботы о своем потомстве;
  • инстинкт стремления к жизни во всех ее проявлениях и страха смерти.

Х. Плеснер

Главная особенность человека – это его способность экзистировать, т.е. отделять свою личность от данной здесь и сейчас телесности.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(Plessner) Хельмут (р. 4. 9. 1892 , Висбаден), нем. философ (ФРГ), один из родоначальников философской антропологии. В годы фаш. режима эмигрировал в Нидерланды.

Macht und menschliche Natur, В., 1931 ; Die verspatete Nation, Stuttg., 19623; Die Einheit der Sinne, Bonn, 1965 ; Diesseits der Utopie, Fr./M., 1974 ; Gesammelte Schriften, Bd 1—5—, Fr./M., 1980—81 — .

Григорьян В. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978 ; Hammer F., Die exzentrische Position des Menchen Bonn 1967.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (4 сентября 1892, Висбаден — 12 июня 1985, Геттинген) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик В. Виндельбавда, Э. Ласка, X. Дриша, Э. Гуссерля. С 1926 — профессор в Кёльне. В годы нацизма — в эмиграции, первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген). С 1951 — профессор в Гётгингене. Философская антропология строится у Плеснера на основе “научной философии жизни”, дающей феноменологи

ческое описание “ступеней органического”. Живое отличается от неживого тем, ЧТО само определяет свою границу, переступая через себя вовне, и определяет себя внутри этой границы, идя внутрь к себе как таковому, т. е. полагает само себя. Отсюда основная характеристика живого — “позициональность”. Традиционным образом Плеснер различает растительную, животную и человеческую организацию. В отличие от растения животное включено в окружающую среду опосредствованно: у него есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимоопосредствования нужен центр. Позициональность животного — центрическая: центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Но этот центр не осознает себя как центр. Чтобы это стало возможным, нужно “зашедшее за себя Я” человека, “необъективируемый полюс субъекта”. Эта эксцентрическая позициональность — главная характеристика человека. Т. о., человеческое укоренено вне мира, вне наличного бытия. Но оно поставлено не на божественную первооснову, как у М. Шелера, а на “ничто”. Плеснер формулирует “основные антропологические законы”: закон естественной искусственности (человек вынужден уравновешивать свою “поставленность на ничто” результатами своей деятельности, квазиприродными по весомости и объективности); закон “опосредствованной непосредственности”, с которым связано и несоответствие между намерениями человека и их выражением и реализацией; закон “утопического местоположения”. Плеснер оказал влияние на развитие социологии в ФРГ и Нидерландах (Бергер, Лукман и др.). Соч.: Gesammelte Schriften. Fr./M., Bd. 1-5, 1980-83.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Хельмут Плеснер (нем. Helmut Plessner) - немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.


Родился в Висбадене. Биолог по образованию, он с 1926 преподавал философию в Кельне, в 1933 эмигрировал в Голландию и преподавал социологию в Гронингене. После войны вернулся в Германию, был профессором в Геттингене. Главный философский труд Плесснера Ступени органического и человек (Die Stufen des Organischen und der Mensch) вышел в 1928 . Умер Плесснер 12 июня 1985 года в Геттингене.

Читайте также: