Свадьба у удмуртов кратко

Обновлено: 04.07.2024

В представлении удмуртов жизнь — это три свадьбы: рождение — свадьба с жизнью, свадьба — союз с другим человеком, похороны — свадьба со смертью. Создание союза между мужчиной и женщиной считалось долгом каждого.

Свадьба была одним из главных и важных событий в жизни, а выполнение свадебных обрядов должно было обеспечить благополучную и счастливую жизнь супругов.

Из всех традиционных удмуртских обрядов свадебный — самый сложный. Он включает в себя сватовство, сговор, пир в доме невесты, пир в доме жениха, послесвадебные ритуалы. У каждого родственника и помощника как со стороны жениха, так и со стороны невесты — особая функция.

Сватать приходилось ездить несколько раз, так как давать согласие на брак первому встречному жениху считалось неприличным. Чем больше раз приходили свататься, тем больше возрастало достоинство девушки.

После сватовства в доме невесты происходил сговор между представителями двух родов: родители жениха обсуждали сроки проведения свадьбы, число гостей, состав приданого и платили выкуп за невесту. Когда приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол масло и каравай хлеба как символ благополучия и семейного счастья. Отец жениха втыкал в масло серебряную монету, и девушка считалась просватанной.

На свадьбу надевали праздничную одеж­ду. Национальный удмуртский костюм — это символ трудолюбия, аккуратности, оберег и защита от нечисти. Основные цвета — черный, красный и белый.

Черный — цвет земли, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности.

Красный — цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца, символ крови и братства.

Белый — символ чистоты, святости, вечности.

Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, перед ним закрывали ворота. Чтобы войти, жениху необходимо было заплатить выкуп. Поезжане пытались перелезть через забор и открыть ворота изнутри, но этого им не давали сделать родственники невесты. А в это время подружки невесты могли угнать лошадей и повозку (зимой — сани), кататься по деревне.

Когда собирались все приглашенные гости, им представляли главного распорядителя свадьбы и запевалу, которого вносили в дом на руках. Чаще всего им был крестный отец невесты. Распорядитель был самым уважаемым и почитаемым гостем, поэтому его всегда усаживали первым, во главе стола и только на подушку, которую дарили родители невесты.

На каждой удмуртской свадьбе произносились пословицы, поговорки, молитвенные заклинания, благопожелания и исполнялись свадебные песни. Среди них выделялись песни рода жениха и рода невесты. По напевам могли отличить, к какой деревне принадлежит род. Гости песней выражали свои желания, например взглянуть на невесту, которая почти до самого отъезда в свадебном пире не принимала никакого участия.

Перед тем как невеста покинет родной дом, ее обязательно пытались разжалобить песней, доводили ее до слез, так как считалось, что чем больше у нее будет слез на свадьбе, тем меньше их будет в последующей жизни.

Когда все было готово к отъезду, невесту прятали и дверь закрывали на замок, а ключ вешали на шею гусю и выпускали его во двор. Жених мог получить невесту заплатив выкуп, поймав гуся и сняв с него ключ.

Когда повозка уезжала, проводили черту поперек улицы, символически обозначая таким образом, что невесте с этого времени возвращаться в дом родителей запрещается.

Праздник в доме жениха, куда приезжал свадебный поезд с родственниками невесты, мог проводиться как на следующий день, так и через неделю или несколько месяцев.

Проводили обряд переодевания невесты в традиционный свадебный наряд: надевали головной убор — чалму, налобную повязку, что означало окончание девичества. Чалма у удмуртов — символ женщины. После этого девушка уже не могла показываться на людях с непокрытой головой и босоногой.

Родственники жениха осматривали приданое невесты, по которому судили о ее материальном положении и способностях к рукоделию.

Общепринятым было проводить символические испытания для жениха и невесты. Проверка невесты заключалась в демонстрации умения готовить и быть хозяйственной, а жениха — в ловкости. На одном из испытаний новобрачную вели к реке за водой. Показывали, откуда в дом нужно носить воду. Невеста должна была донести воду до дома, не расплескав ее, что считалось хорошим знаком. При этом ей всячески пытались помешать ее ряженые родственники: они хотели опрокинуть ведра и пытались больше всех забрызгать жениха. Поэтому ей приходилось несколько раз набирать воду в ведра.

Во время свадебного веселья ряженые гости устраивали представления и проводили разные обряды. Опускали в дымоход живую курицу, а гости следили, как будет вести себя курица после того, как выскочит из трубы в доме. Если бросится под печку — значит, невеста надолго в доме останется, а если к двери, то скоро покинет этот дом.

Когда приходила пора прощания с невестой, всегда пели песни. Невеста садилась на скамейку, и каждый, кто прощался, брал ее за руку, жалел за то, что она остается в чужом доме, и снова доводили ее до слез.

Свадебный цикл длился от нескольких месяцев до года.

Существовали еще послесвадебные обряды, направленные на дальнейшее укреп­ление отношений между породнившимися семьями жениха и невесты.


Культура каждого народа по-своему уникальна и неповторима. Традиции и верования, определяющие уклад жизни различных этносов даже в пределах одной страны, могут разительно отличаться. В одном они сходятся: появление новой семьи всегда празднуется с размахом, а непосредственно свадьбе предшествует длительный подготовительный период. Проводимые в период брачных торжеств обряды направлены на увеличение благосостояния новосозданной семьи, рождение здоровых, многочисленных детей. Удмуртская свадьба — это яркое действо в исконно народном стиле, проводимое с соблюдением национальных верований и обычаев.

Старинные брачные традиции удмуртского народа

Удмурты — малочисленная народность, проживающая в Прикамье. Первые племена на этой территории появились десять тысяч лет назад, а письменные источники об удмуртах насчитывают тысячелетие. Этот народ бережно сохранил свой самобытный образ жизни. Несмотря на влияние культуры других народов и православной веры, многие ритуалы соблюдаются с языческих времен и до сей поры.

Современная жизнь вносит свои коррективы, этого никак не избежать. Удмуртия, как и все республики Российской Федерации, шагает в ногу со временем. Какие-то обычаи устарели и почти забыты, о них помнят лишь этнографы, да старики из глухих деревень. Что-то утратило свой смысл, отброшено за ненадобностью. Но освященная веками основа брачного обряда почитается, неуклонно соблюдаясь. Ритуал единения мужчины и женщины для создания новой семьи являет неповторимый колорит исконно удмуртских обычаев.

Несмотря на языческие корни, влияние православной веры на культуру удмуртов велико. Свадьба в Удмуртии, как правило, приурочивалась к большим христианским праздникам. Летний период считался крайне неблагоприятным временем для брака, работы в деревнях летом — непочатый край.

Как только заканчивалась уборка урожая – по всем селам начинали греметь свадьбы, это время от середины октября до середины ноября. Сочетаться узами брака именно в этот период считалось наиболее благоприятной приметой. Свадьба, благословленная обильным урожаем прошедшего года, сулила благополучную сытную жизнь, многочисленное потомство. А зимой было принято жениться, начиная от Крещения, 19 января, до весенней Масленицы. Запретными днями считались среда, пятница и воскресенье.

Особенностью старинной удмуртской свадьбы являются длительные перерывы между этапами обряда. Зачастую, они продолжались по нескольку месяцев. Таким необычным образом семьям и самим брачующимся давалось время собраться с духом и подготовиться к следующему сложному действу в целой череде ритуалов.

сватовство невесты

Период выбора невесты и сватовство

Все вопросы, касательно знакомства и женитьбы решались старшими членами семьи. Девушки-невесты, достигшие брачного возраста, права голоса не имели. Зачастую, молодого жениха также никто не спрашивал. Подыскивать сыну невесту начинали, когда ему исполнялось 13-14 лет, а самым подходящим возрастом для женитьбы считали 16-18 лет. Будущая супруга должна была быть здоровой, работящей, спокойной по характеру, не калекой.

Умения и способности девушки тщательно оценивались, также, как благосостояние ее родственников, величина приданого. О девушке не должно было ходить никаких порочащих слухов. Очень часто невеста была на 2-6 лет старше жениха. Причины таких решений сугубо практичные: в хозяйстве нужны были рабочие руки. Девочку-подростка еще обучать требовалось, да неизвестно, какая из нее хозяйка бы вышла. Впрочем, родители девушек отдавать их замуж не торопились — все по тем же причинам.

К поиску подходящей кандидатуры активно привлекались родственники и знакомые. Рекомендации могли давать при необходимости зрелые замужние дамы, которые тщательно изучали потенциальных невест. Таких женщин называли дэмчи — свахи. Признанные дэмчи давали исчерпывающую информацию по кандидаткам, включая их характер, предпочтения, добропорядочность, трудолюбие, полную характеристику всей родни, а также их достаток.

Как только кандидатура была одобрена на семейном совете, готовились к сватовству. Сватом выступал отец жениха, дэмчи и выборные из ближней родни. Разговор заводила сваха, используя красочные иносказания, да порой еще и стихами, расписывая достоинства столь удачной партии для их дочери. Но родители невесты держались стойко. Получить положительный ответ с наскока не удавалось никому.

Если родня категорически не соглашалась на предложенную партию, девушка демонстративно сдергивала скатерть со стола, выбегая из дому.

Как раз за столом обсуждался размер йырдона, выкупа за невесту, приданого выбранной красавицы и учет совместных трат на проведение торжеств. Долгие и весьма непростые переговоры оканчивались ко взаимному согласию, когда мельчайшие детали, вплоть до облачения невесты и количества полотенец в приданом были учтены.

Сватовство заканчивалось преподнесенным караваем с пиалой, полной масла, на нем. Это право предоставлялось, как правило, матери невесты или старшей женщине в доме. Представитель счастливого жениха бросал в масло серебряные монетки, знаменуя переход девушки в статус официальной невесты.

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе

Родственники с обеих сторон готовились по отдельности. На свое усмотрение приобретали и заготавливали продукты для праздничного стола, шили и покупали наряды, украшения. Забивали скот, подготавливали оговоренный калым и приданое. Доставалось все самое лучшее — свадьба должна была продемонстрировать достаток семьи, богатство жениха и красоту невесты, а также сплоченность их родственников.

Принято было лично звать на праздник приглашенных родственников, друзей и уважаемых людей — это знак наивысшего почтения. В основном, этим занималась мужская часть семьи, поскольку женщинам хватало хлопот с подготовкой.

жених и невеста в народных костюмах Удмуртии

Свадебный обряд

Торжественные ритуалы по сочетанию брачными узами условно делились на две части. Сначала праздник проходил в доме невесты, затем все дружно направлялись к жениху, где продолжались ритуалы и пир. Однако, если девушку увозили из отчего дома сразу по достижению сговора, праздновать начинали у родителей новобрачного.

Сюан — празднование в доме невесты

Родня жениха снаряжала свадебный поезд, состоящий из множества повозок, запряженных лошадьми. Поезд украшался как можно богаче, в том числе сбруя. Повязывались ленты, цветы, металлические и драгоценные мониста, кольца. Жениха провожали остающиеся в доме родственники, давая шутливые и серьезные наставления. Поезжане – так назывались участники шествия, выбирали из своего числа наиболее уважаемого мужчину, который возглавлял парадный кортеж и распоряжался на свадьбе. Присутствие дэми было обязательным.

Родня избранницы в поездке участия не принимала. Их обязанностью было помочь с организацией пира, встретить и потчевать гостей. Дом к приезду гостей роскошно украшали. Все доступные поверхности застилались парадными скатертями и гобеленами, окна и зеркала обрамлялись вышитыми рушниками. На стол подавались соленья, холодное мясо, хлеб и домашняя выпечка.

Поезжан встречали у ворот, с порога предлагая выпивку – кумышку, национальный крепкий напиток, лепешки или хворост. Кто хотя бы кусочка не откусил – во двор не пускали. Представляли руководителей торжеств, а затем рассаживались к столу. Начинались долгие песни до самого конца застолья. Именно в песнях описывались все достоинства жениха и невесты, знакомя таким образом молодых друг с другом и новыми родственниками. Спев все, что только можно было озвучить в отношении брачующихся, гости и хозяева пели прощальные песни, собирали невесту. Вручались подготовленные подарки.

жених целует руку невесты

Ярашон – празднование в доме жениха

Ярашон назначался, как правило, по истечении нескольких дней или недель. Если Сюан праздновали на Рождество, то следующий этап назначали на Масленицу. Праздничный кортеж должен был посетить дома родственников и уважаемых людей, обязательно заезжали к распорядителю свадебных торжеств. В каждом доме их ждало угощение, их учили обрядовым песням, давали наставления для благополучной жизни. При этом, новобрачные сами песен не исполняли.

Где-то в процессе поездки пропадала новобрачная. Безутешный жених должен был ее найти. Пир продолжался в доме жениха. Когда девушка вступала на территорию, ей под ноги бросали подушку – чтобы характер был мягкий и уживчивый.

Заключительный день празднования знаменовался маскарадом. Чем причудливее был представленный образ — тем веселее. Поезжане прощались с новобрачными, стараясь всеми силами довести молодую до слез. Считалось благой приметой, если она выплачется – тем меньше горестей останется на ее долю в будущем.

брачная ночь

Первая брачная ночь

Избранницу встречала свекровь и провожала на женскую половину. Там она расплетала девичью косу, делала женскую прическу и надевала чалму, которую отныне замужняя женщина должна была носить постоянно. После этого молодых оставляли на первую брачную ночь, окутывая их ложе вытканным невестой пологом.

Интересные обычаи удмуртской свадьбы

Каждый народ имеет свои оригинальные маленькие обычаи и приметы, касающиеся вступления в брак. Удмурты не являются исключением.

  • Сваты должны были иметь при себе отборный нюхательный табак. Если он понравится отцу невесты — согласие, считай, в кармане.
  • Оба родителя не должны были принимать участие в сватовстве, только отец или старший родственник, а при их отсутствии — мать.
  • Одним из оригинальных обычаев удмуртов является возможность забрать сговоренную невесту в дом жениха сразу по окончании сватовства.
  • Девушка сама должна была вышить полог, которым закрывали постель новобрачных.
  • Чтобы новобрачных выпустили из дома родителей девушки, жених должен был заплатить выкуп.
  • Когда невеста готовила табани — дрожжевые блины в доме жениха, ей всячески мешали дружки жениха, закрывая заслонки в печи, превращая работу в веселую игру. Чтобы прекратить безобразие, парням подносили выпивку.
  • Основными считались обряд одевания невесты в доме мужа, когда ее облачали в женский головной платок, и купание, когда девушку обливали водой из ведер наутро после первой брачной ночи.
  • У хозяев дома могли потребовать бочонок кумышки, причем именно той, что была сделана на рождение новобрачного.

Все обычаи на удмуртской свадьбе имели глубокое обрядовое значение, или способствовали созданию необходимого настроя. Всё же, переход из одной семьи в другую – весьма сложный период.

невеста в Удмуртии

Вступление в новую жизнь

Поутру начинались испытания новоиспеченной супруги. Она должна была продемонстрировать свое приданое, которое придирчиво оценивали новые родственники. А также – убедить всех в своих кулинарных и хозяйственных умениях. Девушка должна была приготовить угощение для гостей и родственников со стороны мужа, выполнить задания по хозяйству. Затем все отправлялись к реке, где совершался ритуал омовения, молодая женщина бросала в воду монетку из серебра и набирала воды. На этой воде готовилось угощение для гостей.

Родственники невесты могли навестить молодую только спустя несколько дней. Молодая супруга не могла наносить визиты даже родителям без сопровождения мужа или свекрови. Следующие месяцы после свадьбы знаменовались визитами к многочисленным родственникам. Так юную жену знакомили с новой родней. Предназначенная в приданое скотина забиралась в первую осень после свадьбы. И это действие завершало свадебный ритуал.

Современная свадьба в Удмуртии

В старинных обычаях много изменилось с течением времени. Особенно заметны стали перемены в последние десятилетия. Каковы же наиболее значимые отличия?

  • Девушке предоставлено право самостоятельно выбрать любимого, она может дать согласие на сговорной брак или отказаться. Хотя, традиционно, девушки все же прислушиваются к мнению родни.
  • В городах почти перестал соблюдаться обычай сватовства с многократными визитами, а нюхательный табак давно уже не употребляется.
  • Свадьбы справляются единовременно, без многонедельных церемоний.

Создание новой семьи — всегда праздник, насыщенный самыми яркими эмоциями. Удмуртская свадьба с соблюдением старинных обычаев наполнена глубинным смыслом и способна многое рассказать о жизненном укладе этого народа.

Вот видео в котором показано какое было приданое у удмуртов и как создавались наряды.

В каждом уголке земного шара есть свои национальные обычаи и традиции. Все они чем-то похожи между собой, но, при этом, по-своему уникальны. Своей неповторимой оригинальностью и ярким национальным колоритом отличаются свадебные традиции в Удмуртии. Часть из них осталась далеко в прошлом, какие-то ритуалы потеряли свою актуальность, некоторые претерпели незначительные изменения, но основные свадебные правила соблюдаются и сегодня. Заключение брака в этом регионе имеет сакральное значение для новобрачных и их родственников.

Свадебные традиции и обычаи на удмуртской свадьбе

Богатство культурного наследия удмуртов ярко проявляется в их свадебных обычаях и традициях. Одним из главных национальных аспектов считается время проведения свадебного торжества. Бракосочетание здесь принято справлять или зимой (начиная с Крещения и до Масленицы), или в осенний период – от Покрова до Филиппова поста. Такое время выбрано предками не случайно. В эти сроки не было полевых работ, поэтому времени для организации свадебного торжества хватало с лихвой.

Если свадьба проводилась после Покрова, поверье сулило молодым супругам богатую и радостную семейную жизнь. Но даже в этот период нельзя было сочетаться законным браком в среду, пятницу и воскресенье. Подобные запреты на дни недели можно встретить в свадебных традициях и других народов. Что касается лета, то в эту пору года все удмурты должны работать в поле.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Оригинальной особенностью свадебной церемонии удмуртов считается большой промежуток времени между первым и заключительным этапом. Иногда свадебный марафон затягивается на нескольких месяцев. Причина кроется в том, что этапов достаточно много, а подготовка к каждому из них занимает недели и даже месяцы.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Вот главные этапы удмуртской свадьбы:

  • ныл куран (сватовство);
  • ярашон (праздник в доме новобрачного);
  • сюан(торжество в доме невесты) и переезд молодой к мужу.

Сватовство

С давних времен вопрос бракосочетания удмуртских детей решался их родителями или старшими родственниками. Выбирать своему сыну спутницу жизни родители начинали после семнадцатилетия юноши. Ранние браки были во многом обусловлены бытовыми проблемами – родители парня желали заполучить в дом еще одну хозяйку. С другой стороны, семьи, в которых были девушки, старались подольше держать их дома. Поэтому очень часто удмуртские жены старше своих мужей.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Родня активно помогала выбрать будущую супругу отцу и матери молодого удмурта. Важные рекомендации в этом вопросе давал специалист (дэмчи). Чаще всего такой эксперт был в юбке. Найдя в округе подходящую кандидатку на роль невесты, дэмчи наводила о ней справки и передавала их заинтересованной стороне. Основными критериями при выборе будущей супруги были: трудолюбие, ласковый и покладистый характер, хорошее здоровье, любовь к чистоте и порядку. Если семье парня выбранная девушка приходилась по душе, то начинали готовиться к сватовству.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Делегация удмуртских сватов состояла из отца (если его нет, то матери) парня, дэмчи и кого-нибудь из близкой родни. Обязательное правило: на сватовство должен идти только один родитель, вдвоем – нельзя. Традиционно сваты приносили с собой нюхательный табак для отца невесты. Если табак мужчине нравился, он соглашался выдать дочь замуж. Но все происходило не так быстро.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

После удачного сватовства наступает этап сговора. В нем принимают участие невеста, жених, их ближайшие родственники. Они договариваются обо всех важных моментах свадебной церемонии. После этого мать невесты ставит на стол масло и каравай. Отец парня кладет в масло серебряные монеты. Эти простые манипуляции наполнены судьбоносным смыслом – после их проведения удмуртская девушка считалась засватанной и могла уже жить в доме жениха. Второй вариант – оставаться до свадьбы у родителей.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Приготовления к удмуртской свадьбе

После решения всех организационных моментов, удмуртские семьи начинают подготовку к свадебной церемонии. Отец жениха и отец невесты наносят визиты родственникам, приглашают их на торжество, что в Удмуртии считается знаком большого уважения. Подготовка к бракосочетанию состоит из приготовления угощений, калыма и приданного, размеры которых обсуждались заранее.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Пир в доме невесты (сюан)

Если после сговора удмуртская невеста оставалась с родителями, то свадебная процессия из дома жениха следовала в дом новобрачной. Провожать будущего супруга приходили родственники, приглашенные на свадьбу. Все желали ему удачи и давали добрые советы. Гости со стороны мужчины назывались поезжанами. Из них отец жениха выбирал женщину и мужчину, которых назначал старшими. На свадебный пир обязательно приглашали дэмчи.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

В доме девушки скрупулезно готовились к приему гостей: на кровати стелили вытканные вручную одеяла, над окнами и зеркалами вешали красивые полотенца – украшали дом только лучшим. Усердно готовили разнообразные блюда, ставили на стол закуски и хлеб. Родня невесты приезжала в дом задолго до прибытия свадебного кортежа. Все помогали хозяевам угощать гостей.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Свиту новобрачного встречали у ворот дома, предлагали отведать яичные лепешки под крепкие напитки. Одну лепешку нужно было съесть обязательно, иначе в дом не пускали. Когда все были в сборе, начиналось щедрое застолье, рассаживал гостей и руководил банкетом распорядитель. Развеселившиеся гости пели удмуртские свадебные песни, рассказывали старые байки, произносили национальные тосты. С помощью песен родня парня знакомилась с невестой. В конце сюана все участники обряда обменивались подарками.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Пир в доме жениха (ярашон)

Ярашон отличается от сюана, прежде всего, тем, что свадебная процессия шла от дома невесты к дому жениха, где происходило застолье. Затем поезжане наносили визиты родственникам новобрачного. В каждом доме их угощали национальными блюдами, учили петь песни. Молодожены тоже ходили по домам вместе с гостями, но не пели.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

По традиции, во время проведения ярашона у хозяев дома требовали бочонок меда или кумышку – удмуртскую водку. Эти угощения дегустировали ложкой, а пустой бочонок продавали кому-то из гостей. В последний день обряда гости готовили наряды, придумывали всевозможные образы, устраивали спектакль. Женщины зачастую переодевались в мужскую одежду, все проходило интересно и весело.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Заканчивался ярашон с нотками грусти, гости жалели новобрачную, которая будет теперь жить в чужом доме. Своим сочувствием они намеревались заставить удмуртскую невесту плакать. Считалось, что чем больше слез выльет девушка до свадьбы, тем меньше ей придется плакать на протяжении всей семейной жизни. После этого печального ритуала свадебная церемония считалась оконченной.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Переезд в дом жениха

Чтобы удмуртская девушка смогла покинуть родительский дом, ее жених должен был заплатить калым. Родня ожидала невесту во дворе, и когда та спускалась, три раза обводила девушку вокруг лошади. Свекровь вела невестку в дом и сажала на подушку. Затем расплетала ей косу, а вместо нее делала прическу-веночек. Потом мать новобрачного надевала на голову будущей хозяйке чалму, которая являлась символом замужней женщины. После этих ритуалов молодые супруги шли в свою спальню.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

В первое утро после удмуртской свадьбы принято смотреть приданое молодой жены. Открывают привезенный девушкой сундук и все его содержимое вывешивают во дворе. После этого молодая хозяйка угощала гостей своими блюдами – так она показывала радушие и гостеприимство. Отведав яств, все шли к реке, где молодая жена бросала в воду серебряную монету и набирала ведро воды. Уже в доме девушка угощала гостей водой, которую принесла из речки.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Послесвадебные обряды

Большое значение придают удмурты послесвадебным обрядам. Вот основные из них:

  • через семь дней после ярашона родители невесты с родственниками приезжают в гости к молодоженам;
  • в первый раз после бракосочетания молодая удмуртка может поехать в гости к родителям только с супругом и его мамой;
  • родные жениха приглашают молодую семью в гости, чтобы девушка познакомилась со всеми родственниками;
  • сразу после окончания свадьбы молодожены вместе с родней мужа едут забирать домашних животных, обещанных в качестве приданого.

После этого все свадебные обряды считаются оконченными.

традиции и обряды удмуртской свадьбы фото

Видео: бракосочетание по-удмуртски

Создание новой семьи – один из важнейших праздников у всех народов, который сопровождается обрядами и ритуалами. Удмуртская свадебная церемония, благодаря древним традициям, выглядит очень красиво и феерично. Если вы интересуетесь культурой этого народа, вам обязательно нужно посетить удмуртскую свадьбу. Вы откроете для себя массу новых позитивных впечатлений. А пока можете посмотреть видео с традиционной удмуртской свадьбы, оценить всю ее красоту, проникнуться гаммой чувств, которую испытывают родственники и новобрачные.

Молодожены удмурты и ритуал надевание обручальных колец

Удмурты – это немногочисленная народность в центральной части России. Религия, которую они исповедуют это православие, но, все-таки, корни нации в язычестве. Поэтому, свадебные традиции и обычаи удмуртской народности, а соответственно и празднования знаковых событий, сочетают в себе как православные обряды, так и языческие.

Обычаи и традиции удмуртской свадьбы

В удмуртской традиции большое внимание уделяется времени проведения свадебного торжества. Раньше, как правило, свадьбы играли в зимний период, начиная с осени и вплоть до весны, так как в летний период на отдых и празднования не было времени.

Короткое лето отводилось на полевые работы и подготовку к длинной зиме. Осенние браки сулили новобрачным богатую и счастливую семейную жизнь.

Есть запретные для вступления в брак дни у удмуртов. Это среда, пятница и воскресенье. Лето – тоже считается не временем для свадьбы, потому, что летом все должны быть заняты работой в поле, подготовкой к зиме.

Это время требуется на подготовку к каждому из этапов. В удмуртской традиции ключевыми этапами являются: сватовство, праздник у жениха, праздник у невесты, переезд невесты в дом жениха.

Сватовство на удмуртском языке Ныл куран

На протяжении длительного времени вопросы замужества решались старшими членами удмуртской семьи. В наше время, удмуртская невеста имеет право сама решить, согласна ли она на замужество с этим молодым человеком или не согласна.

Невесту присматривали с момента исполнения будущему жениху семнадцати лет.

По обычаям, жениться принято было рано и в этом был смысл, ведь в доме появлялась еще одна хозяйка – помощница свекрови по хозяйству.

Обряд сватовства у урдмуртов

А родители девочек наоборот, старались подержать своих дочерей подольше возле себя. Причина все та же – матери тяжело одной вести хозяйство.

Таким образом в удмуртском обществе образовалась такая тенденция, что на момент бракосочетания девушка была на несколько лет старше молодого человека.

Если семейство присмотрело какую-то девушку, то дальше в дело вступала сваха. Ей нужно было узнать все о семье потенциальной невесты, ее характере, достатке родителей и т.д.

Важными качествами были трудолюбие, покладистость, хорошее состояние здоровья, умение ведения хозяйства и содержания дома в порядке и чистоте.

Разузнав все это сваха сообщала информацию родственникам жениха, и если их все устраивало, то начинали готовиться к сватовству и свадьбе.

Свататься в дом невесты шли родственники со стороны жениха. Это отец, либо мать, в случае если отца нет в семье. Вместе с ним свататься должна была идти дэмчи, а также кто-то из родственников. Не принято было идти свататься вместе и отцу и матери жениха.

Интересный обычай заключался в том, что на сватовство удмурты брали с собой нюхательный табак. И считалось, что если табак понравился отцу невесты, то он даст свое согласие на брак дочери с сыном сватов.

В редких случаях сваты получали согласие на брак с первого визита, потому, что родителям невесты не прилично было давать согласие с первого же прошения.

Поэтому сваты что-то забывали в доме невесты, например пару варежек. И появлялся повод вернуться снова спустя некоторое время и снова спросить.

Когда родители давали согласие на брак дочери, то невесте полагалось поставить на стол самовар. За чаепитием родители и сваты обсуждали вопросы выкупа, приданного и времени свадьбы.

Сюжеты сговора у удмуртов

После сватанья шел следующий этап – сговор. Он проходил в присутствии жениха, невесты, родителей с обеих сторон и родственников.

Обговорив все важные моменты предстоящей свадьбы, мать невесты выносила каравай и масло. Отец жениха должен был положить в масло несколько серебряных монет.

С этого момента считалось, что невеста сосватана. Сразу после сговора невесту можно было забирать в дом жениха или же она могла пока еще оставаться в доме родителей.

Подготовка к свадьбе

После окончания обсуждения всех главных организационных вопросов по поводу предстоящей свадьбы, семьи жениха и невесты начинали подготовку.

Сюжеты удмуртской свадьбы

Прежде всего, отцы семейств начинали ходить по родственникам и приглашать их на свадебное торжество.

Получить приглашение на свадьбу было почетно и говорило об уважении к приглашенному.

Готовясь к свадьбе, родственники с обеих сторон готовили угощения, выкуп, приданое. Что должно быть в приданом обсуждалось на сговоре.

Сюан или праздник в доме невесты

Родственники жениха давали ему наставления, а отец, выбирал старших – мужчину и женщину. Так же на праздник обязательно приглашалась дэмчи.

Дом невесты основательно готовили к празднику и приезду гостей. Кровать застилали лучшими покрывалами, над окнами и зеркалами вешали расшитые красиво полотенца, накрывали стол с угощениями.

Застолье сопровождалось свадебными песнями, знакомством родственников между собой. Песни на этом празднике звучали до самого конца празднования и сюан завершался прощальными песнями, сборами невесты, дарением подарков.

После завершения праздника невеста отправлялась в дом жениха вместе с приданым, но ее отец просто так ворота не открывал и молодых не выпускал. Ему положено было заплатить выкуп за невесту – калым.

Ярашон – праздник в доме жениха

Урдмуртский свадебный обряд карлыган

В удмуртской традиции положено было сначала посетить застолье в доме жениха.

В доме жениха родственники встречали невесту во дворе. По обычаю, ее было положено трижды обвести вокруг коня.

Затем, мать жениха приглашала молодую невесту в дом и усаживала на красивую подушку в женской части дома.

Пукирев

После этого, свекровь должна была расплести девичью косу невесты и заплести ей две косы, уложив их на голове корзинкой, а затем надеть ей на голову платок – чалму. С этого момента считалось, что девичество закончено.

На следующий день проводился обряд рассматривания приданного. Во дворе на веревках развешивалось все, что невеста привезла с собой как приданое.

Молодая жена в этот день сама угощала гостей, показывая свои хозяйственные способности и гостеприимство.

В этот же день все шли к речке. Там молодая жена должна была кинуть монету в воду, набрать воды в ведра и отнести в дом. Затем, этой водой принято было угощать гостей.

Одна из традиций была просить у хозяев дома бочку с медом и кумышкой. После снятия пробы, бочонок продавался кому-то из поезжан.

Ярашон мог длиться не один день. А в завершающий день гости организовывали театрализованное костюмированное представление, стараясь создать самые непростые образы.

По завершении ярашона, поезжане прощались с родственниками молодого супруга и с невестой. Было принято сочувствовать ей в том, что теперь она остается в чужом доме.

Считалось, что если таким образом невесту удается довести до слез, то это признак того, что ее в семейной жизни ожидает меньше горестей и печалей.

Этим ритуалом свадебные пиршества заканчивались. Но предстояли еще ряд послесвадебных ритуалов.

После свадьбы

Сюжет послесвадебных традиций удмуртов

Большое значение для удмуртов имеют послесвадебные традиции и обычаи, которые следовало соблюсти. Среди них:

Читайте также: