Законодательная власть в новой зеландии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новая Зеландия – очень спокойная страна, в том числе и в плане политических потрясений. Одним из убедительных аргументов в пользу того, чтобы задуматься об иммиграции в Новую Зеландию, как раз и является то, что здесь можно отдохнуть от любых идеологических баталий и почувствовать, как работает по-настоящему слаженное, эффективное государство. Все политические силы здесь едины в своем стремлении сохранить мирный характер взаимоотношений с другими странами, а собственным гражданам – обеспечить достойную, комфортную и максимально благополучную жизнь.

Доминион с собственным политическим курсом

Будучи верным союзником Британии, Новая Зеландия долго копировала и ее политическую систему – классическую парламентскую двухпартийную республику. Национальная партия, одна из двух основных политических сил новозеландского парламента, была аналогом британских консерваторов (тори), а Лейбористская партия – соответственно, лейбористов (что примерно соответствует противостоянию республиканцев и демократов в США).

Партийные баталии

Способность договариваться позволила лидеру лейбористов Джасинде Ардерн превратить поражение в победу. В итоге лейбористы сформировали коалиционное правительство, а Нацпартия стала официальной оппозицией.

Условности и реальность

Частные права и свободы – одна из базовых ценностей Новой Зеландии. Однако время идиллической изолированности ушло, тревоги Северного полушария различимы и в этом уголке планеты. Так, в августе 2013 года новозеландский парламент разрешил спецслужбам следить за всеми лицами, находящимися на территории островов вне зависимости от их гражданства. Правда, для начала такой слежки следует предъявить веские основания и получить ордер. Впрочем, на фоне разоблачений Эдвардом Сноуденом методов работы американской контрразведки эта дань осторожности не выглядит сколько-нибудь вызывающей.

Внешняя политика

Армия Новой Зеландии невелика, ввиду отсутствия внешних угроз. Всеобщий призыв в стране отсутствует, вооруженные силы комплектуются на контрактной основе.

Новая Зеландия является членом НАТО, но в повседневной жизни страны значительно большую роль играет взаимодействие с правительством соседней Австралии и их общей бывшей метрополией – Великобританией. Во время катастрофических пожаров 2019-2020 годов новозеландское правительство отправило в помощь австралийцам многочисленные пожарные расчеты, военных, медиков и пилотов ВВС. Участие же в общенатовских кампаниях носит практически символический характер. В частности, основной контингент новозеландских войск в Афганистане насчитывал 225 солдат и офицеров, в Ираке – 95 военнослужащих. При этом с июля 2020 года иракская группа должна быть сокращена до 75 человек, а к концу года – и вовсе до 45. Также государство намерено первым из стран-участников антитеррористической коалиции вывести свой контингент из Афганистана.

При этом территориальные воды страны закрыты для кораблей с ядерными боеголовками. Активные протесты Новой Зеландии стали одной из причин прекращения ядерных испытаний в Океании.

Кто и как управляет Новой Зеландией

Генерал-губернатор

Премьер-министр

Наконец, третья по формальной значимости и первая по реальному влиянию фигура в стране – это премьер-министр. С 26 октября 2017 года этот пост занимает Джасинда Ардерн, лидер социал-демократической Лейбористской партии. На момент вступления в должность Ардерн было 36 лет.

Роль премьер-министра в политической и экономической жизни Новой Зеландии является решающей. Он даже рекомендует монарху кандидата на должность генерал-губернатора (фактически назначает его). Помимо управления правительством, премьер также имеет право определять повестку дня парламента и даты перевыборов этого органа законодательной власти.

Парламент

Парламенту Новой Зеландии уже больше полутора сотен лет. Впервые он был созван в 1852 году. С 1951-го он функционирует в однопалатном режиме. В Палате представителей заседают губернатор и депутаты, избранные по смешанному мажоритарно-пропорциональному принципу. Каждый гражданин голосует на выборах дважды: за кандидата по своему округу и за партийный список, причем вполне может при этом отдать голоса разным партиям. Чтобы пройти в парламент, партия должна преодолеть пятипроцентный барьер, а получившая большинство партия (или блок партий) формирует правительство.

Ведет заседания парламента спикер – также одна из ключевых фигур в стране. С 2017 года эту должность занимает представитель лейбористов Тревор Маллард.

Правительство

В настоящее время страна находится под управлением Шестого лейбористского правительства, получившего власть в октябре 2017 года. В Новой Зеландии существует традиция называть правительство по принадлежности к партии, сыгравшей определяющую роль при его формировании. Предшествующий кабмин, соответственно, назывался пятым Национальным правительством.

Новозеландский кабинет министров показал высокую эффективность в борьбе с эпидемией коронавируса, не только подавив распространение инфекции с помощью карантинных мер, но и приняв решительные меры по спасению экономики и граждан от последствий карантина. Оставшиеся без работы новозеландцы получили специальные пособия, предприятиям и бизнесу были выданы беспроцентные кредиты. По мнению некоторых экспертов, в борьбе с COVID-19 Джасинда Ардерн оказалась самым эффективным главой государства в мире.

Кабмин: на 4–5 ведомств – один глава

Один из секретов эффективности новозеландского правительства заключается в том, что один и тот же человек может занимать в нем сразу несколько постов. Благодаря этой практике в действующем кабинете министров на 58 министерских должностях находятся всего 19 человек.

В большинстве случаев министерские портфели распределяются блоками, позволяя одному чиновнику контролировать несколько смежных ведомств. Так, бывший профсоюзный лидер и оппозиционер Эндрю Джеймс Литтл руководит министерством юстиции и министерством по делам судов, а также возглавляет Правительственное Бюро безопасности (GCSB) и Новозеландскую Службу безопасности и разведки (NZSIS). В свою очередь экс-журналист и депутат парламента Филипп Твайфорд является главой министерства экономического развития, транспорта и развития городов. К слову, до 24 мая 2018 года он же был и министром гражданской авиации, но лишился этого портфеля после того, как позволил себе телефонный звонок в салоне самолета при взлете. Представители оппозиции требовали отобрать у Твайфорда и министерство транспорта, но за опального чиновника заступилась Джасинда Ардерн. Тем не менее, ответственность политиков за свои поступки – в Новой Зеландии отнюдь не пустые слова.

При распределении министерских портфелей учитываются и личные склонности кандидатов, и опыт их предыдущей работы. Предыдущий премьер-министр Джон Кей, например, возглавлял министерство туризма. Пришедшая ему на смену Ардерн оставила за собой министерство искусства, культуры и культурного наследия, министерство национальной безопасности и разведки. Также она является министром по борьбе с детской бедностью. С этой стороны также просматривается британская управленческая традиция: делать ставку на кадры, а не на формальные структуры. Отсутствие жестких правил распределения мест и косной бюрократической машины позволяет ставить во главе министерств людей, наиболее подходящих для этой работы, а при необходимости – гибко реагировать на новые вызовы.

Исполнительный совет

Компактность государственных органов и небольшое число служащих делают работу законодательной и исполнительной власти в Новой Зеландии быстрой и эффективной. Иерархическая лестница, ведущая от простого клерка к министру, нередко состоит всего из трех-четырех ступенек, и находящиеся на них люди очень часто знакомы лично. Конечно, некоторый бюрократизм присутствует и в Новой Зеландии, но здесь он чаще является следствием характера конкретных чиновников, чем коренным пороком системы, как это бывает во многих других странах.

Парламент Новой Зеландии – высший законодательный орган Новой Зеландии, состоит из Королевы Новой Зеландии, Палаты Представителей Новой Зеландии, а также до 1951 года включал в себя Законодательное собрание Новой Зеландии. Однако в общественном сознании именно Палата Представителей ошибочно принимается за Парламент Новой Зеландии. Палата Представителей включает в себя обычно 120 членов (в настоящий момент 121). Члены Парламента выбираются путем всеобщего голосования. Политическая система Новой Зеландии построена на основе так называемой Вестминстерской системы государственного управления, и исполнительная власть в ней принадлежит Кабинету Министров и Премьер-министру, который выбирается Палатой Представителей.

Двухпалатный Парламент был учрежден Конституционным Актом Новой Зеландии 1852 года, однако, в 1951 году верхняя палата – Законодательное собрание, была распущена, и с этого момента Парламент остается однопалатным. Парламент получил полную независимость от Великобритании в 1947 году.

Парламент Новой Зеландии располагается в Веллингтоне, столице страны.

Австралия • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Микронезия • Науру • Новая Зеландия • Палау • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Фиджи

Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия

Парламент (в английском языке : Парламент , в маори из Новой Зеландии : Paremata ) является органом законодательной однопалатный из Новой Зеландии . В его состав входят королева Новой Зеландии и Палата представителей . Обычно он состоит из 120 парламентариев , избираемых прямым всеобщим голосованием . Новая Зеландия в основном следует Вестминстерской системе как модели правительства и возглавляется премьер-министром в качестве главы кабинета , утверждаемого Палатой представителей и подотчетной ей.

Установлено Законом о британской конституции 1852 г. Тогда парламент управляется двухпалатной системой . Однако верхняя палата, Законодательный совет, была упразднена в 1951 году. С тех пор парламент Новой Зеландии стал однопалатным .

Резиденция парламента находится в Веллингтоне , столице Новой Зеландии.

Резюме

Парламентский суверенитет

Парламент Новой Зеландии является суверенным, ни одно учреждение не может отменить его решения. Его полномочия юридически неограничены. Новая Зеландия Билль о правах является классическим законом, а не специальный закон. Парламент все еще ограничен в отношении продления своего мандата, решения о праве голоса, способа голосования в нем, избирательных единиц страны и состава комиссии по представительству, которая принимает решение об этих подразделениях. Для утверждения этих вопросов требуется большинство в 75% всех парламентариев или референдум . Однако характеристика этих субъектов как конкретных областей следует из классического закона.

Палаты парламента

Палата представителей Новой Зеландии


Однопалатная палата с 1951 г., она демократически обновляется каждые три года. В его состав входят 18 избранных комитетов, отвечающих за мониторинг законодательства.

Верхняя комната

До 1951 года в парламенте Новой Зеландии была верхняя палата - Законодательный совет. После его отмены было внесено несколько предложений по реконструкции двухкамерной системы.

Совет по вопросам законодательства

Его функция заключалась в проверке и внесении поправок в законопроекты, внесенные Палатой представителей, хотя он не мог вносить поправки в законы, касающиеся бюджета. Он тоже не мог придумать новые законы. Несмотря на некоторые предложения об избрании Совета, его члены назначались генерал-губернатором , обычно по рекомендации премьер-министра. Первоначально члены Совета назначались пожизненно, но в 1891 году был введен семилетний срок . Он прекратил свою деятельность в начале 1951 года, когда в нем было 54 члена. Затем он был распущен, поскольку, по общему мнению, это не внесло значительных изменений в законодательный процесс.

Предложение о создании Сената

Консервативное правительство в Джим Болджер предложил , когда он пришел к власти в 1990 году создание Сената , таким образом , реинтродукции двухпалатный систему не используется до 1951 г. Законопроект , который был принят предложенный , что сенаторы избираются по системе единого передаваемого голоса , с ряд мест зарезервирован за маори , и что Сенат наделен полномочиями, аналогичными полномочиям Законодательного совета. Ожидалось, что вопрос о создании Сената будет поставлен на втором референдуме по избирательной реформе. Однако после критики со стороны лейбористской оппозиции , назвавшей этот маневр политическим отвлечением, вопрос Сената был снят с повестки дня комитета палаты представителей по реформе избирательной системы, и с тех пор этот вопрос не обсуждался.

Принятие законов

Модель принятия законов Новой Зеландии похожа (но не идентична) на модель других правительств, которые следуют Вестминстерской системе .

Законы сначала вносятся в парламент в виде законопроектов . Они становятся законами сами по себе после того, как были одобрены трижды на парламентском голосовании и получили королевское одобрение от генерал-губернатора Новой Зеландии . Большинство законопроектов публикуется нынешним правительством (то есть коалицией партий с большинством в Палате представителей). Очень редко законопроект, внесенный правительством, отклоняется. В XX - м веке , в первую очередь было отвергнуто в 1998 году . Парламентарии также могут предлагать свои собственные законы. В основном это делается оппозицией или парламентариями, которые хотят заниматься вопросом, по которому партии не хотят занимать какую-либо позицию.

палата представителей

В Палате представителей законопроекты должны быть представлены трижды и рассмотрены как специальным комитетом, так и комитетом палаты.

Королевское согласие

Если законопроект принят в конце третьего чтения, он затем передается генерал-губернатору, который дает на него королевское согласие (при условии соблюдения конституционных конвенций). Генерал-губернатор сохраняет, по крайней мере, юридически право отклонить законопроект, принятый Палатой представителей, но этого никогда не происходило. После этого королевского одобрения законопроект становится законом.

Новая Зеландия является парламентской демократией, членом Содружества, бывшее Британское, наций. Конституция формируется законодательными актами новозеландского и британского парламентов. Но самым основным представляется Конституционный закон, который был принят парламентом государства в 1986 году. С точки зрения административно-территориального деления подразделяется на шестнадцать регионов.

Крупнейшим городом и экономической столицей Новой Зеландии является город Окленд, представляемый Северным островом, население составляет 1,16 миллионов человек включая пригороды, захватывает территорию, которая равна 40% территории Парижа. На Северном острове располагается так же столица основного сельскохозяйственного края государства (Вайкато) — город Гамильтон с населенностью 176 тысяч человек. Ещё два крупнейших города располагаются на Южном острове — Крайстчерч с населенностью 351 тысяч человек и самый шотландский по своему внешнему облику и духу город страны — Данидин с населенностью 113 тысяч человек.

Главой государства Новой Зеландии является королева Великобритании, по новозеландскому законодательству несущая титул еще и королевы Новой Зеландии. Она занимается назначением генерал-губернатора (с 2001 года Сильвия Картрайт) по представлению премьер-министра Новой Зеландии.

Законодательная власть полностью в руках однопалатного парламента — палаты представителей. Её члены выбираются всеобщим, равным, тайным голосованием на 3 года путем смешанной системы с 1996 года:

  • 67 депутатов предоставляются от избирательных, включая 7 маорийских, округов - пропорциональное представительство;
  • 53 представляются по партийным спискам, следующие выборы должны проходить в 2005 году.

Главой исполнительной власти является премьер-министр, который формирует министерский кабинет.

Местные органы власти подразделяются на:

  • региональные - двенадцать региональных советов;
  • территориальные - семьдесят четыре административных органа: пятнадцать городских; пятьдесят восемь окружных советов; совет островов Чатем.
  • коммунальные – сто пятьдесят четыре комитета;
  • целевые - шесть органов.

Готовые работы на аналогичную тему

Выборы во все местные органы производятся один раз за три года одновременным образом.

Судебная система основывается на традициях британской специфики. Главой иерархии является Судебный комитет при Тайном совете - при королеве, в Лондоне. Судьи Апелляционного, Высокого и окружных судов назначаются генерал-губернатором по предложению правительства. С 1999 года так же действуют мировые судьи.

Существуют специализированные суды по вопросам занятости; семейным вопросам; делам молодёжных групп.

Более ста трибуналов занимаются рассмотрением гражданских дел на местном уровне.

Политико-партийная система Новой Зеландии

Среди замеченных политических деятелей последнего времени бывший премьер-министр и министр торговли страны М. Мур, который возглавлял в 1999—2002 годы Всемирную торговую организацию (ВТО), а так же прошлый министр иностранных дел Д. Маккинон, с 1999 года установленный во главе Содружества наций.

В политике внешнего характера Новая Зеландия основной акцент устанавливается на сохранность стабильности и мира в близко расположенном регионе, розыск новейших внешних экономических партнёров. Особенное место занимают взаимоотношения с Австралией, а так же странами Форума Тихоокеанских островов. Океания для Новой Зеландии представляется сферой особенной внешней политической ответственности, которую она делит с Австралией. Взаимоотношения с США тоже имеют очень большое значение со времен подписания с ними и Австралией военно-политического пакта АНЗЮС в 1951 году.

Во второй половине 1980-х годов лейбористское правительство Новой Зеландии занимает активнейшую антиядерную позицию: не содержать, не хранить, не допустить на собственную территорию, включая территориальные воды, ядерное оружие и суда, которые оснащены атомными силовыми установками. Она принимает широкую поддержку общественного мнения, и поэтому не претерпевает изменений, несмотря даже на сильнейший нажим, который оказывает США. Такая политика государства ведет к фактическому распаду АНЗЮС и большому периоду охлаждения взаимоотношений с США.

Государство обладает небольшими Вооружёнными силами, состоящими из военно-воздушной, сухопутной и военно-морской составляющих. Они в большинстве предназначаются для мониторинга положения в Океании, участия в операциях миротворческого типа. Доля военных расходов составляет примерно 1% ВВП.

Основными политическими партиями являются:

До введения избирательной системы смешанного типа политическую жизнь государства определило соперничество Национальной партии и Лейбористской партии. С 1996 года политическая арена в государстве стала наиболее похожейна мозаичный тип. Но Лейбористская партия и её лидерство в 1999— 2003 году сохранили собственные устойчивые позиции лидерства.

Читайте также: