Речевой портрет путина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы лучше понять общую структуру выступления, давайте рассмотрим пример речи политической – инаугурационную речь Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2004 года.

1. Обращение:

2. Вступление.

Обращение к чувствам заменяет интригующие приемы, такие как контраст, метафора, пример.

Только что в соответствии с Конституцией мною были произнесены слова президентской присяги. Сейчас я еще раз хочу вернуться к главному ее смыслу и сказать: обязанности Президента хранить государство и верно служить народу и впредь будут для меня святы, и впредь будут для меня превыше всего.

Как и раньше, буду исходить из того, что помощь и поддержка граждан Российской Федерации являются самой главной и самой надежной опорой в деятельности ее Президента.

И сегодня хотел бы поблагодарить всех, кто оказал мне высокое доверие и честь, избрав на пост главы государства Российского. Всех, кто в течение прошедших четырех лет вносил свою долю труда в общие результаты нашей страны.

Как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, все, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей.

3. Повествование.

Здесь главная задача для Путина – представить недавнюю историю России как объединяющую народ и президента.

Прошедшие годы были для нас всех нелегкими. Прямо скажу: они были временем серьезных испытаний. Тогда, в 2000 году, очень многие проблемы казались просто неразрешимыми.

Но в критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России.

Вместе мы сумели очень многое. И достигли всего этого только сами.

Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас становимся, постепенно становимся, единой нацией.

Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада.

Это мы вместе сделали нашу Родину открытой страной. Страной, готовой к широкому, равноправному сотрудничеству с другими государствами. Страной, укрепляющей свои позиции на международной арене и умеющей мирными средствами отстаивать свои законные интересы в быстро меняющемся мире.

Теперь главная цель ближайшего четырехлетия – превратить уже накопленный нами потенциал в новую энергию развития. Достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей. Добиться реального, ощутимого роста их благосостояния.

Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет отвечать за все. Это по-прежнему так. Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране.

Убежден: лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество.

Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности.

И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности. Чтобы в стране развивалась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан. Чтобы люди в России могли получать хорошее образование, достойную социальную и медицинскую помощь. Чтобы они жили в достатке и могли завещать детям результаты своего собственного труда.

И, конечно, могли гордиться авторитетом сильной, но миролюбивой страны.

Нам еще многое, очень многое предстоит сделать – и для страны, и для себя, и для наших детей. Сейчас для достижения поставленных целей у нас есть все возможности. Есть ресурсы, свой собственный опыт, полное понимание приоритетов развития, основанное на позитивном прошлом ближайших прошедших четырех лет. И есть огромный потенциал, огромная энергия, интеллектуальный потенциал нашего народа.

Мы с вами – наследники тысячелетней России. Родины выдающихся сынов и дочерей: тружеников, воинов, творцов. Они оставили нам с вами в наследство огромную, великую державу.

Наше прошлое, безусловно, придает нам силы. Но даже самая славная история сама по себе не обеспечит нам лучшей жизни. Это величие должно быть подкреплено. Подкреплено новыми делами сегодняшних поколений граждан нашей страны.

И только тогда наши потомки будут гордиться теми страницами, которые мы с вами впишем в биографию великой России.

Спасибо вам за внимание.

Итак, мы рассмотрели основной способ расположения частей выступления и то, какую роль в каждой части могут играть основные орудия оратора: характер, аргументация и эмоциональные призывы.

В начале выступления наибольший акцент необходимо сделать на построении и утверждении характера оратора и использовать доступные способы сближения (идентификации) с аудиторией.

Общий подход подразумевает, что в начале выступления наибольший акцент необходимо сделать на построении и утверждении характера оратора и использовать доступные способы сближения (идентификации) с аудиторией. Это достигается, во-первых, тем, как вы обращаетесь к слушателям, как определяете тех, кому адресована ваша речь. Свой характер, или образ оратора, следует согласовать с ожиданиями публики, избегая любых проявлений высокомерного отношения. Вы должны предстать человеком, которого не только приятно, но и не обидно выслушать.

Основная часть речи должна содержать факты и цепь аргументации, включая как логические выводы, так и уместные истории и примеры, подтверждающие ваш ключевой тезис.

Основная часть любой речи (между вступлением и заключением) должна содержать факты и цепь аргументации, включая как логические выводы, так и уместные истории и примеры, подтверждающие ваш ключевой тезис. Здесь также отлично работают интрига, риторический вопрос, развернутая стратегическая метафора, о которых говорится в этой книге.

Заключительная часть речи будет наиболее эффективной, если сделать ее главным инструментом эмоциональный призыв, обращенный к чувству гордости или негодования слушателей.

Заключительная часть речи будет наиболее эффективной, если сделать ее главным инструментом эмоциональный призыв, обращенный к чувству гордости или негодования слушателей.

Имиджевый портрет

Образ В.В. Путина в глазах русской общественности формировался годами, очень сильно помогла в этом процессе реклама здорового, спортивного образа жизни президента. При сопоставлении с прежними стареющими руководителями эта черта президента была в особенности выигрышной. Президент России и сейчас не намерен отказываться от активного образа жизни, так как, по мнению специалистов полит технологий, у нынешнего электората, как никогда, наиболее востребован именно образ президента-спасителя.

Ранее СМИ активно обсуждали, что после 60-летия президента и полученной им травмы спины кремлевские политтехнологи сменят его имидж "спортсмена" на образ "мудрого патриарха". Это вряд ли случится хотя бы потому, что на фигуру Владимира Путина в первую очередь влияет он сам, по словам политолога Леонида Радзиховского.

Российский президент должен выглядеть так, словно обладает безупречным здоровьем. Иное не допускается. Именно поэтому даже небольшое заболевание необходимо тщательно скрывать, потому что оно может навредить образу нашего незаменимого лидера.

Изменения в отношении к России стали еще более ощутимыми после присоединения Крыма к России. В самой Украине отношение к России сильно зависит от региона. Отношение к российскому лидеру в мире еще более негативное, чем к России: внешнеполитический курс, который проводит

Путин, не одобряют 87% испанцев, 86% жителей Польши, 85% французов и 77% населения Германии.

Положительный имидж российского президента сформировался только в самой России: 83% поддерживают внешнеполитический курс президента. Также с внешней политикой российского лидера склонны соглашаться 61% населения Бангладеш, 62% жителей Китая, 69% населения Вьетнама, а также жители Кении (50%) и Танзании (52%). Более 70% украинцев говорят, что разочарованы в политике российского президента (89% на западе Украины и 66% на востоке страны).

Большинство американцев и европейцев полагают, что российские власти нарушают личные свободы своих граждан. Однако Путин становится всё более и более популярным на Западе. Западные СМИ так долго и так старательно пытаются сделать из него главного врага цивилизованного мира, что тем самым помимо своей воли делают его главным героем планеты.

Очень характерный признак — клипы западных групп, в которых Путин изображается кем-то вроде Брюса Уиллиса, только из реальной жизни. Так, прошлым летом группа Slightly Left of Centre выпустила песню, на видео к которой показывается последовательная шкала крутости — слабый робот, потом сильный мускулистый казак в ушанке и, наконец, Путин.

В США делают характерные комиксы-сравнения, на которых сравнивают Обаму с Путиным. Суть сравнения та же. Обама ведёт себя как размазня, а Путин — как крутой парень.

Заключение

Итак, в течение 15 лет рейтинг президента Путина долго был идеальным, потом перестал, а в уходящем году благодаря Крыму вернулся в это состояние.

О восприятии места и образа России в мире - со стороны кажется, что в целом восприятие россиянами своей страны за эти годы не поменялось: и в 1999-м, и сейчас большинство считает Россию униженным богатырём, который "ещё всем покажет". И вот в прошлом декабре Россия по этим показателям выглядела, можно сказать, как обычная страна. То есть, там были упомянуты и какие-то праздники, и какой-то теракт был, какие-то международные события - целый набор событий, которые люди считали значимыми. А сейчас, в этом декабре, это - Крым, кризис, ну, может, Олимпиаду ещё упомянут. Это если о событиях года. А если о декабре - это какие-то украинские события и кризис.

И ещё два связанных друг с другом момента. Санкции Запада, отношение США и Европы к России воспринимается как несправедливое, потому что нет такого ощущения, оно не проговорено, что санкции - это всё-таки ответ на действия России в Крыму, "Новороссии" и так далее.

В опросах это видно: если пропаганда спадает, то отношение к Европе и даже к США нормализуется, но подспудно в отношении США сидит такое восприятие, что это - чужой, угроза, противник, который намного сильнее нас.

Специальная литература

1. Аакер Д. Создание сильных брендов. М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008. – 440с.

2. Афанасьева М.А., Громова Е.И., Евланов В.Н., ТульчинскийГ.Л. Брендинг: PR-технология. СПб: Справочники Петербурга, 2007. – 112 с.

3. Васильева М., Надеин А. Бренд: сила личности. - СПб: Питер, 2003. - 208 с.

4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 253с.

5. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. – 328 с.

6. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 293с.

7. Комаровский В. С. Государственная Служба и средства массовой информации. – Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003. – 114 с.

8. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

9. Котлер Ф., Рейн И., Хэмлин М., Столлер М. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. – 400 с.

Речь В.В. Путина на тему "100 лет революции в России: уроки истории для современников"

Во время обращения с Посланием Федеральному Собранию президент России напомнил о том, что в следующем году будет отмечаться столетие Февральской и Октябрьской революций 1917 года.

«…наступающий 2017 год, год столетия Февральской и Октябрьской революции. Воспоминания об этих великих потрясениях — это повод еще раз обратиться к самой природе и причинам революции. Общество нуждается в глубоком и честном анализе этих событий.

Уроки истории нужны нам для примирения"

Недопустимо тащить раскол, обиды и злобу в нашу сегодняшнюю жизнь, а также спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи, на какой бы стороне баррикад ни оказались тогда наши предки.

Никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации.

Призываю всех с уважением относиться к другим людям, их национальным особенностям и традициям.

Также, призываю к укреплению единства российского народа и заявляю о недопустимости спекуляции на трагических страницах российской истории и внесения раскола в современное общество.

Языковая личность как объект лингвистических исследований. Модель описания речевого портрета политического лидера России В.В. Путина. Составление речевого портрета через призму оппозиции, СМИ, общества. Исследования в области коммуникативной лингвистики.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.11.2013
Размер файла 139,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра связей с общественностью

По дисциплине: Русский язык и культура речи

Языковой портрет личности политика В.В. Путина

Студент группы CO-81

Бобкова Ирина Алексеевна

Руководитель канд. наук, доцент, филолог

Князева Наталья Владимировна

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Языковая личность как объект лингвистических исследований

1.2 Модель описания речевого портрета политика

Глава 2. Языковой портрет личности политика

2.1 Речевой портрет через призму оппозиции

2.2 Языковой портрет через призму СМИ

2.3 Речевой портрет через призму общества

лингвистический речевой портрет языковой

Во второй половине XX века лингвисты стали исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, языковая личность, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира.

Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей.

В сложившихся условиях мирового кризиса огромное значение приобрел имидж политического деятеля, определяющийся в первую очередь языковым портретом. Это говорит о необходимости исследования данной проблемы в целях эффективного воздействия на общество, СМИ и оппозицию для установления доверия к действиям власти и соискания поддержки вводимых мер.

Актуальным представляется лингвистическое описание языкового портрета политического лидера России В.В. Путина в связи с возросшим интересом к изучению официально-делового и публицистического стилей, а также к исследованию языковых особенностей Председателя Правительства РФ в условиях экономического кризиса.

Степень научной изученности данной темы в литературе низкая, что объясняется недавно возникшим интересом к изучению языкового портрета личности политика.

Цель - изучить теоретические основы поставленной проблемы и исследовать значение языкового портрета политического лидера в современных условиях.

Исследовать и изучить структуру языковой личности.

Проанализировать языковые особенности политического деятеля в рамках воздействия на общество, СМИ и оппозицию.

Определить взаимообусловленность индивидуальных особенностей лингвистического представления языковой личности В.В. Путина как Председателя Правительства РФ в условиях мирового экономического кризиса.

Объект исследования - языковой портрет личности политика.

Предмет исследования - семантико-синтаксические, лексические, морфологические особенности представления личности политика.

Методологической основой данной работы стала модель Е.В. Осетровой для описания речевого портрета политика [29; 2], которая предполагает анализ языкового портрета по следующим основным положениям: монологичность/диалогичность высказываний, семантико-синтаксические, морфологические и лексические особенности, коммуникативные удачи и неудачи, через призму комментарий СМИ, общества и оппозиции.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы при подготовке к практическим занятиям по современному русскому языку, спецсеминарам, а также в написании рефератов и курсовых работ.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

1.1 Языковая личность как объект лингвистических исследований

В языкознании не прекращаются споры о предмете своей науки. Это происходит из-за расширения опыта, пополнения знаний и представлений о языке. Поэтому задачи и объект исследования часто подвергаются изменению.

Уже в самом выборе языковой личности в качестве объекта лингвопсихологического изучения заложена потребность комплексного подхода к ее анализу, возможность и необходимость выявления на базе дискурса не только ее психологических черт, но философско-мировоззренческих предпосылок, этно-национальных особенностей, социальных характеристик, историко-культурных истоков.

1.2 Модель описания речевого портрета политика

Среди личностных качеств политического лидера особо выделяется его эмоционально-волевая сфера, характер, интеллект, способности, знания. Но самую полную характеристику политика дает его речевой портрет. Речевое поведение каждого политика уникально, поскольку оно представляет собой сочетание его индивидуальности и качеств, составляющих основу речевой культуры человека. Совокупность базовых риторических качеств является зеркальным отражением в речи присущих политику психологических свойств.

Модель описания речевого портрета политика состоит из речевой или коммуникативной и содержательной составляющих.

Содержательное основание - это информативная часть текстов, публикуемых политическим деятелем. Исследования, проделанные в 1993-1997гг. группой красноярских социологов и лингвистов, созданной при Представителе президента по Красноярскому краю, доказывают, что единицами, составляющими содержательную сторону речевого портрета политика являются следующие: концепты или ключевые слова, модель настоящего, модель будущего и лозунги. Первый, самый общий анализ данного аспекта заставляет предположить следующее: основные концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика, (финансовый) кризис и т.д.) и положительная оценка будущего (в перспективе которого - решение большинства проблем) оказываются относительно константными величинами в текстах лидеров различной политической направленности.

В реализации модели настоящего заметны две тенденции. Первая состоит в том, что действующие политики представляют ее в целом позитивно. Их выступления отличаются оптимизмом и изобилуют фактами о достигнутых результатах и свершениях разного рода. Оппозиционеры же в абсолютном большинстве случаев выбирают критическую, негативную модальность при описании действительности.

Итак, для реконструкции речевого портрета публичного деятеля важно, какие образы двух обозначенных адресатов формируются в его текстах.

Не менее важной составляющей языковой личности политика является набор его собственных речевых характеристик. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Первая из них - монологичность/диалогичность, как предпочтительный режим, который выбирает для себя политик в большинстве случаев. Аудиторией положительно оценивается ориентация на диалоговый режим общения. Диалог - знак речевого действия и социальной активности.

Подчиняясь фактору престижности диалога, специалисты используют прием, который состоит в имитации диалога в письменных текстах программного содержания. Цель этого приема - продемонстрировать, что политик умеет говорить с народом на понятном ему языке, доступно излагая трудные для понимания идеи экономического и политического характера.

Для речевого портрета публичного деятеля очень важной составляющей оказывается и то, в какой семантической роли представлен он в текстах, описывающих его деятельность.

Третьей ролью, наиболее заметной в текстах периода предвыборных кампаний, становится роль коагенса, которая обозначает лицо, находящееся с другим, основным субъектом в отношениях совместного действия, кооперации. Причем коагенсом каждый из кандидатов предпочитает видеть себя в кооперации с агенсом-обществом.

Кроме уже перечисленных параметров речевого поведения, акцентируется внимание на коммуникативных удачах и неудачах публичного деятеля. Они связаны с правилами речевого поведения, предписанными к выполнению любому члену данного национального языкового коллектива [40; 12].

Специфика любой публичной коммуникативной сферы (деловой, светской, научной), особенно политической, состоит в том, что речевой портрет политика создается не только им самим.

Существуют некие внешние по отношению к политику субъекты, которые более или менее существенно корректируют речевой портрет политика, учитывая все названные ранее составляющие. Такими комментаторами являются:

общество, в лице его представителей;

СМИ, в лице журналистов и прочих специалистов;

Назовем эти три точки зрения экспертными. Речевой портрет политика, воспринимаемый через призму комментариев экспертов, претерпевает столь значительные изменения, что ряд его деталей оказываются существенно искаженными.

Таким образом, можно говорить о том, что речевой портрет политика, с одной стороны, представляет определенную систему содержательных и коммуникативных составляющих, а с другой стороны, не предъявляется обществу непосредственно, но имеет вид приблизительной, не всегда точной копии благодаря усилиям СМИ, оппозиции и общественного мнения.

Глава 2. Языковой портрет личности политика

2.1 Речевой портрет через призму оппозиции

В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. В России различают так называемую системную оппозицию, которая сотрудничает с правительством на условиях последнего и представлена в различных органах власти (Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.) и внесистемную оппозицию, которая вынужденно или по своей воле не сотрудничает с действующей властью. В современных условиях мирового кризиса роль оппозиции в обществе возросла. Именно от них теперь зависит доверие к Правительству РФ, а значит и доверие к Председателю Правительства РФ. В описанной ситуации речевой портрет В.В. Путина через призму оппозиции имеет ряд особенностей.

Активно используется терминология для конкретизации высказываний. Ее можно разделить на две группы:

Во-вторых, это синтаксические особенности, использование которых направленно на конкретизацию, структуризацию речи, а также уточнения от имени кого или чего в данный момент выступает говорящий.

Используемые вводные конструкции можно классифицировать по трем направлениям:

Диаграмма 1. Вводные конструкции в речевом портрете через призму оппозиции

Соотношение количества используемых вводных конструкций в речи В.В. Путина отраженно на выше представленной диаграмме.

Использование конструкций первой группы (69%), характеризуется необходимостью упорядочить собственные мысли, а также обусловлено регламентом времени проводимых встреч. Данная синтаксическая особенность воспринимается оппозицией положительно, поскольку акцентирует внимание на особых моментах, способствует восприятию информации, а также отделяет сущность вопроса от комментариев.

Конструкции второй группы (24%) отмечают, что в момент говорения выражается личная оценка В.В. Путина в отношении данного вопроса или каких-либо действий, которая является оспоримой. Это является знаком для оппозиции, что данный вопрос является дискутируемым и не имеет на сегодняшний день определенного конкретного решения.

Вводные конструкции третьей группы (7%) отражают отношение к принятым решениям по каким-либо вопросам, а также к предпринятым действиям, что оценивается оппозицией закрыть данный вопрос для обсуждения или вернуться к закрытому вопросу, оценив результаты проведенных мер.

Таким образом, такой элемент как вводные конструкции позволяет манипулировать аудиторией, создавая лидирующее преимущество в данной беседе.

Следующей синтаксической особенностью является использование сложных предложений или простых осложненных. Это элемент официально-делового стиля, использование которого объясняется сферой коммуникации.

Синтаксическая усложненность снижает коммуникативную доступность речи, но это восполняется точностью и полнотой высказываний. Это не позволяет оппозиции интерпретировать выступления в свою пользу, вызывая недоверие к В.В. Путину как Председателю Правительства РФ.

В-третьих, морфологические особенности, использование которых помогает выделить официально-деловой характер отношений. Такой особенностью является преобладание имени существительного над местоимением. Это дает возможность структурировать текст, конкретизировать и недопустить двусмысленности высказываний.

2.2 Языковой портрет через призму СМИ

Сегодня СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей, придает масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации.

Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

Таким образом, сегодня необходимо уметь создавать и поддерживать положительный образ политика в глазах СМИ, особенно важно для политика уметь правильно использовать языковые особенности в речи, так как это создает его языковой портрет через призму СМИ.

Во-вторых, это синтаксические особенности, обусловленные стремлением приблизить собственный стиль изложения к стилю речи СМИ, т.е. к публицистическому стилю речи, а наличие обратной связи с масс-медиа, заставляет ориентироваться на массового читателя, проявляя авторскую индивидуальность.

Диаграмма 2. Виды предложений

Таким образом, можно сказать, что В.В. Путин при общении с представителями СМИ использует публицистический стиль изложения, ведь одним из его основных элементов является использование преимущественно простых предложений, а также высокий процент использования неполных предложений.

Таким образом, языковой портрет В.В. Путина через призму СМИ имеет ряд особенностей, направленных на демократизацию обстановки встреч с представителями масс-медиа, показывающих Премьер-министра как человека слова, имеющего собственные взгляды, уважающего СМИ. Речь В.В. Путина структурирована, диалогична, не многословна и имеет причинно-следственную связь.

2.3 Речевой портрет через призму общества

Личность, находясь в обществе, представляет собой отражение всей совокупности отношений данного общества, так как каждый человек включен в различные социальные группы и занимает в них определенное положение. Общество ждет от личности поступков, соответствующих его социальным ролям. Одним из критериев оценки личности является его речевой портрет.

При этом взаимодействие между языковым пространством и пространством социальным не однозначно и не изометрично. Язык погружен в определенное социальное пространство, где он и выполняет целый комплекс своих коммуникативных функций (от информативной до манипулятивной). Социальный характер функционирования языка в пространстве речевой коммуникации и в соответствующем социальном пространстве определяется типом самого общества и социальными характеристиками людей как его членов.

Особенно важно иметь положительную оценку языкового портрета личности через призму общества необходимо Премьер-министру, выражающему интересы в целом российского общества.

Из всех языковых особенностей, влияющих на оценку общества, в первую очередь, выделяются лексические особенности, обусловленные разницей в образовательных уровнях объекта и субъекта, необходимостью установления контакта, соискания доверия к Правительству.

Также элементами речевого портрета В.В. Путина являются синтаксические особенности, обусловленные стремлением структурировать речь, придать ей наглядность, образность, выразить собственное мнение.

Диаграмма 3. Употребление личных и притяжательных местоимений

Таким образом, речевой портрет В.В. Путина через призму общества представляет собой совокупность лексических, синтаксических, морфологических особенностей, направленных на создание комфортной психологической обстановки общения, облегчению восприятия речи, показывающих лидерскую позицию В.В. Путина, отражающих собственное мнение политика.

Изучение языкового портрета личности политика в условиях мирового финансового кризиса является актуальной проблемой, решение которой направленно на создание положительного имиджа, соискание поддержки власти. Основными интерпретаторами речевого портрета политика являются оппозиция, СМИ и общество.

За основу исследования была взята модель Е.В. Осетровой для описания речевого портрета политика. Была поставлена цель - изучить теоретические основы поставленной проблемы и исследовать значение языкового портрета политического лидера в современных условиях и задачи:

Исследовать и изучить структуру языковой личности.

Проанализировать языковые особенности политического деятеля в рамках воздействия на общество, СМИ и оппозицию.

Определить взаимообусловленность индивидуальных особенностей лингвистического представления языковой личности В.В. Путина как Председателя Правительства РФ в условиях мирового экономического кризиса.

В процессе исследования был выявлен ряд языковых особенностей присущих данной личности на различных языковых уровня через призму оппозиции, СМИ и общества.

Через призму СМИ - это минимальное присутствие терминологии, широкое употребление разговорной и экспрессивно-оценочной лексики, элементов языковой игры, частое использование в речи лексических и синтаксических средств выразительности, преимущественно простых предложений, прямой речи, публицистического стиля речи. Данные особенности направлены на создание образности и наглядности высказываний, обусловлены стремлением приблизить собственный стиль изложения к языку СМИ, воздействовать на субъект речи, структурировать и избежать двусмысленности речи.

Через призму общества такими особенностями являются использование разговорной лексики, общеупотребительных фразеологизмов, пословиц, метафор, минимальное присутствие терминологии, употребление различных тропов, преимущественно использование сложных предложений, вопросно-ответных форм, высокая частота употребления местоимений и родительного падежа существительных. Эта совокупность особенностей обусловлена стремлением создать более комфортную психологическую обстановку общения, акцентировать внимание на главных вопросах и проблемах, стремлением донести мысли полно, связно, уложившись в регламент времени.

Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сегодня СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы.docx

Сегодня СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей, придает масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации.

Существует множество приемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающих использование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов, имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженную борьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ в зависимости от политических пристрастий называют борцом за свободу, сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.

Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.

Таким образом, сегодня необходимо уметь создавать и поддерживать положительный образ политика в глазах СМИ, особенно важно для политика уметь правильно использовать языковые особенности в речи, так как это создает его языковой портрет через призму СМИ.

Во-вторых, это синтаксические особенности, обусловленные стремлением приблизить собственный стиль изложения к стилю речи СМИ, т.е. к публицистическому стилю речи, а наличие обратной связи с масс-медиа, заставляет ориентироваться на массового читателя, проявляя авторскую индивидуальность.

Таким образом, языковой портрет В.В.Путина через призму СМИ имеет ряд особенностей, направленных на демократизацию обстановки встреч с представителями масс-медиа, показывающих Премьер-министра как человека слова, имеющего собственные взгляды, уважающего СМИ. Речь В.В.Путина структурирована, диалогична, не многословна и имеет причинно-следственную связь.

Главное меню

Форма входа

Индексируется в:

Научная электронная библиотека (РИНЦ)

Электронно-библиотечная система IPRbooks

CrossRef

Catálogo colectivo COPAC (Reino Unido)

OCLC WorldCat

ULRICHSWEB™ Global Serials Direсtory

ProQuest

Алышева Ю.С. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ В.В. ПУТИНА

Алышева Юлия Сергеевна

аспирант кафедры литературы, издательского дела и литературного творчества Волгоградского государственного университета ( Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. )

Аннотация: в статье рассмотрены интонационные параметры речи современного политического лидера, благодаря которым формируется ведущее коммуникативное качество речи В.В. Путина – логичность. Установлен набор разноуровневых языковых средств, участвующих в формировании таких качеств речевого портрета политика, как компетентность и риторическая грамотность.

Ключевые слова: речевой портрет политика, интонационные параметры политической речи, коммуникативные качества речи политика, логичность, компетентность, риторическая грамотность.

Цитирование: Алышева, Ю. С. Речевой портрет В.В. Путина / Ю. С. Алышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2012. – № 2 (16). – С. 171–174.

Читайте также: