Пол и гендер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пол – это системная совокупность анатомо-физиологических особенностей, отличающих мужчину от женщины. Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер, которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Пол предопределен природными факторами, гендер – социально сконструирован, и потому эти слова не являются синонимами.

Гендерной ролью называют совокупность прав, обязанностей и норм поведения мужчины и женщины, которые характерны для определенного общества и определенного исторического времени. Роли мужчины и женщины зависят от конкретных социально-экономических, политических и культурных особенностей общества. Гендерным ролям обучаются, они значительно различаются в пределах одной культуры и между культурами. Гендерные роли могут меняться.

На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы – стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин – обслуживающая и исполнительская, для мужчин – творческая, управленческая), и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

Типы гендерных ролей

​На сегодняшний день исследователи выделяют три типа гендерных ролей – маскулинный, феминный, андрогинный. Маскулинность и феминность – нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Для маскулинной роли характерно активное, доминантное поведение (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными составляющими феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики – верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д. Для андрогинной (от лат. andros – мужской, gynes – женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Половые и гендерные различия не исключают, а допускают гендерное равенство. За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей.

Понятие гендерного равенства означает, что все люди обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без тех ограничений, которые связаны с гендерными ролями и стереотипами; что различное поведение, взгляды и потребности женщин и мужчин принимаются, оцениваются и поддерживаются равным образом.

Гендерные стереотипы

В 1974 году американские психологи Э. Маккоби и К. Джэклин провели исследования, которые развеяли многие гендерные стереотипы.

  • Девочки не более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры.
  • Мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако отмечают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.
  • Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми математическими задачами.
  • Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.
  • Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков.
  • Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек.
  • Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.
  • В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Источник: У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни. Основы сексологии. Москва. 1998.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS Sex determining gene on the X chromosome short arm: dosage sensitive sex reversal. , который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют Parents’ Differential Socialization of Boys and Girls: A Meta-Analysis по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Исследования показывают The family contexts of gender development in childhood and adolescence. , что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде Gender Diversity: Crosscultural Variations является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает Facebook’s 71 gender options come to UK users пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются Men and Women: No Big Difference с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.


Понятие гендера

Гендер в обществознании — это социальный пол. Именно он лежит в основе определения той роли, которую выполняют мужчина и женщина в обществе. Простыми словами его можно определить как поведение, ожидаемое от члена общества в соответствии с его половой принадлежностью.

В течение многих столетий истории человечества женщины в обществе занимали роль хранительницы очага, в то время как мужчины воспринимались более сильными, способными управлять жизненными процессами, принимать важные решения. На рубеже XIX–XX веков возникло движение феминисток, выступавших за равноправие женщин. Эта проблема является не до конца решённой и в современном обществе.

Движение феминисток

Рис. 1. Движение феминисток.

Гендерные роли

Принадлежность к социальному полу лежит в основе определения тех ролей, которые должны выполнять мужчины и женщины. С момента рождения мальчикам внушают, что нужно быть сильными и смелыми, девочки же воспитываются более мягко. Так называемый гендерный стереотип предписывает черты характера, присущие представителям общества. Например, женщина должна обладать следующими чертами:

Мужчина же должен быть:

  • стойким;
  • смелым;
  • твёрдым;
  • мужественным;
  • решительным.

Юридическое равноправие мужчин и женщин долгое время было под вопросом. В течение длительного времени велись споры, результатом которых стало введение в большей части мира всеобщего избирательного права.

Гендерность зачастую определяет род занятий, которого должны придерживаться представители разных полов. Например, мужчину, занимающегося косметологией или маникюром, окружающие могут осуждать. Женщина, работающая шахтёром или участвующая в добыче полезных ископаемых, также подвергается неодобрению.

Женщина-машинист

Рис. 3. Женщина-машинист.

Гендерные различия были обусловлены физиологическими особенностями. Например, мышечная масса женщин намного меньше, чем у мужчин, поэтому дамы зачастую не занимаются видами деятельности, связанными с высокой физической нагрузкой. При этом женщины выносливее мужчин, обладают более стабильной психикой, менее подвержены инфекционным заболеваниям.

Что мы узнали?

Существует понятие биологического пола, то есть естественных различий между мужчинами и женщинами. В обществе выработалось представление о гендере. Знакомство с ним происходит в 8 классе. Так называется социальный пол, влияющий на восприятие мужчин и женщин. В зависимости от него определяются модели поведения, занятия, внешний вид членов коллектива.

Объясните, пожалуйста, с медицинской точки зрения, что такое гендер и чем он отличается от пола.

Почему, если мужчина называет себя женщиной, а женщина — мужчиной, это не считается психическим расстройством, а если человек называет себя Наполеоном, Мерилин Монро или боевым вертолетиком, то считается?

Почему в одном случае общество хочет дать больше прав и свобод — например, позволить мужчинам, которые ощущают себя женщинами, принимать участие в женских соревнованиях, ходить в женский туалет и так далее, — а в другом стремится изолировать от себя?

Где проходит грань между самоопределением и психическим расстройством?

Ваш вопрос можно разбить на три части:

Разберу все по порядку.

Чем пол отличается от гендера

Пол — это биологические различия между мужчинами и женщинами, которые определяются при рождении и говорят о том, какую репродуктивную функцию человек сможет реализовать, когда вырастет.

Что такое пол — рамочная программа Юнеско по внедрению гендерного подхода

У представителей нашего вида пол в течение жизни не меняется. А вот у животных бывает по-разному . Например, стаю рыб-клоунов всегда возглавляет самка. Когда она умирает, доминирующий самец меняет пол и занимает ее место.

Рыбы-клоуны меняют пол — пресс-релиз Института Бекмана при Иллинойсском университете

Гендер. Разные группы исследователей приписывают понятию гендер немного разное значение. Но я предлагаю придерживаться определения, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения. ВОЗ считает, что гендер — это социальные характеристики мужчин и женщин. То есть поведение и роли, которые представители разных полов играют в обществе.

Поскольку гендер — социальная конструкция, нормы, связанные с этим понятием, могут меняться не только от общества к обществу, но и трансформироваться в рамках одного и того же общества или государства.

Например, до 1917 года женщины в Российской империи были почти вычеркнуты из социальной жизни. За редким исключением их делом была семья и дом. Именно так женщину и воспринимали — как человека, предназначенного для ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей.

Но после 1917 года отношение к женщинам изменилось. Молодое государство нуждалось в рабочих и социально активных гражданах, поэтому женщины получили возможность вступать в большевистскую партию и работать, например, на заводах.

От женщин стали ожидать, что они будут не только матерями и хранительницами очага, но и производственными единицами с четко закрепленными социальными обязанностями. Например, они должны были наравне с мужчинами участвовать в партийной работе. Благодаря тому, что в стране изменились социальные условия, всего за несколько лет отношение к представительницам одного и того же гендера тоже очень сильно поменялось.

Таким образом, пол — это анатомическая данность, с которой человек рождается. А гендер — то, как люди, рожденные мужчинами и женщинами, чувствуют, ведут себя и воспринимаются другими людьми в обществе.

Как победить выгорание

Зачем потребовалось вводить понятие гендера

Если бы пол всегда совпадал с гендером — то есть человек, рожденный мужчиной или женщиной, всегда чувствовал бы себя и воспринимался бы другими людьми как мужчина или женщина, — понятие гендера было бы лишним.

Чтобы понять, какие еще анатомические варианты, кроме мужчин и женщин, возможны, скажу пару слов о том, как люди приобретают половые различия.

На ранних этапах развития у эмбриона еще нет пола. Родится человек мужчиной или женщиной, определяют гены, которые отвечают за половое развитие. Они включаются через некоторое время после зачатия. Эти гены находятся на половых хромосомах: у мужчин это хромосомы XY, у женщин — XX.

В Y-хромосоме есть ген SRY, который отвечает за образование семенников у эмбриона. Если этот ген есть и работает, то у человека развиваются мужские гениталии. Примерно на седьмой-восьмой неделе беременности мужские гениталии начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который завершает превращение эмбриона в мужчину.

Информационный бюллетень по Y-хромосоме — Национальный институт исследований человеческого генома

Если гена SRY нет, у эмбриона развиваются женские гениталии. Поскольку человеческий организм по умолчанию развивается как женский, чтобы превратиться в женщину, подвергаться внутриутробному воздействию эстрогенов эмбриону не нужно.

Но иногда развитие эмбриона отклоняется от стандарта. Скажем, если ген SRY есть, но не работает из-за мутации, то эмбрион будет развиваться по женскому типу. В итоге человек с набором половых хромосом XY будет выглядеть, а зачастую и чувствовать себя женщиной. Получается, что хромосомный пол не совпадает с внешним видом и самоощущением человека, то есть с гендером.

Мутации в гене SRY — это не единственная причина, из-за которой может возникать несовпадение. По статистике, у одного из 1000—4500 малышей строение гениталий не соответствует хромосомному полу. Причин и вариантов такого несовпадения много.

Кто такие люди с атипичными гениталиями — международный справочник для врачей Uptodate

Например, у девочек с хромосомным набором XX и врожденной гиперплазией надпочечников — состоянием, из-за которого этот орган вырабатывает избыточное количество мужского гормона тестостерона, — наружные гениталии могут сформироваться неотличимыми от мужских. А у некоторых мальчиков с хромосомным набором XY, но с врожденной нечувствительностью к мужским половым гормонам гениталии могут сформироваться неотличимыми от женских.

Еще у некоторых людей гениталии получаются промежуточной формы, то есть их нельзя однозначно отнести ни к мужским, ни к женским. Людей с атипичными гениталиями иногда называют интерсексуальными.

Раньше интерсексуальным людям приписывали тот пол, на представителей которого они были больше похожи в младенчестве. В середине 20 века интерсексуальность начали корректировать хирургическим путем, чтобы строение гениталий лучше соответствовало полу, который определили при рождении.

Через некоторое время от этой практики отказались почти во всем мире. Проблема в том, что врачи, которые принимали решение об операции, часто неправильно угадывали пол интерсексуальных детей. В итоге человек, которого превратили в анатомическую женщину, со временем мог понять, что он мужчина. И наоборот. Несмотря на психологическую помощь, адаптироваться к полу, приписанному при рождении, ошибочно прооперированные интерсексуальные люди так и не смогли.

То есть снова оказалось, что такая вроде бы очевидная биологическая константа, как пол, у интерсексуальных людей запросто могла не совпасть с самоощущением, то есть с гендером.

Трагедия интерсексуальных людей показала, что биологическое разделение на два пола по внешнему виду гениталий работает далеко не всегда. Но дальнейшие исследования выяснили еще больше: для того чтобы пол не совпал с гендерным самоощущением, не обязательно рождаться интерсексуальным человеком. Судя по имеющимся данным, есть множество куда менее очевидных причин, из-за которых здоровые люди с мужскими гениталиями могут чувствовать себя женщинами, и наоборот.

На рубеже 20 и 21 веков появилось много исследований по проблеме восприятия человеком собственного пола. Они показали, что мужественный мужчина и женственная женщина — не абсолютная норма, а скорее две часто встречающиеся крайности. Между этими двумя состояниями находится множество людей, чьи тела и сознание сочетают характеристики того или иного пола и гендера в разных пропорциях. Чтобы говорить об этом многообразии, пришлось изобрести новую терминологию, которая вышла за рамки привычных половых характеристик.

Какими словами ученые описывают восприятие пола

Основы гендерной терминологии — Справочник по гендерной терминологии GLAAD MediaPDF, 774 КБ

Гендерная идентичность — внутренне, глубоко укоренившееся чувство пола человека. О своей гендерной идентичности человек может никому не рассказывать, но переделать свое самоощущение в соответствии с ожиданиями социума он тоже не в силах. У большинства людей гендерная идентичность соответствует полу, с которым человек родился, — их называют цисгендерными людьми.

У трансгендерных людей половое самоощущение с врожденным полом не совпадает. А у некоторых людей гендерная идентичность выходит за рамки мужского и женского пола — такие люди не ощущают себя ни мужчинами, ни женщинами. Их называют небинарными персонами.

Гендерное выражение — внешние проявления пола, которые демонстрирует конкретный человек. Это выражается через то, как люди подают себя в обществе, то есть через имена, на которые они откликаются и которыми предпочитают себя называть, и местоимения, с помощью которых они о себе говорят. А еще через то, как люди стремятся выглядеть: через одежду, прическу, поведение, голос и тому подобное. Общество идентифицирует эти сигналы как мужские или женские и относится к людям соответственно.

Люди могут быть гендерно конформными, то есть вести себя так, как мы ждем от мужчин или женщин. А могут быть гендерно неконформными, то есть разрушать стереотипы.

При этом ни гендерная идентичность, ни гендерное выражение не связаны с сексуальной ориентацией — влечением к людям своего или противоположного пола. Цисгендерный человек может быть и гетеросексуальным, и асексуальным, и геем, и бисексуалом — точно так же, как трансгендерный или небинарный.

Пол мозга — учебник Оксфордского университета

Где проходит граница между гендерной идентичностью и психическими расстройствами

В России врачи обязаны придерживаться Международной классификации болезней десятого пересмотра, или МКБ-10 , которую разработала ВОЗ в конце прошлого века. МКБ-10 относит состояния, связанные с нестандартной гендерной идентичностью, к психическим заболеваниям и состояниям.

МКБ-10 — классификация ВОЗ десятого пересмотра

Однако в Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, которую обновили в 2019 году и на которую страны — члены ВОЗ планируют перейти к 1 января 2022 года, трансгендерность вынесли в отдельный раздел. Он не относится к психиатрии. Об этом просили правительства нескольких государств — членов ВОЗ и парламент Евросоюза, потому что такой диагноз приводит к стигматизации трансгендерных людей и нарушениям прав человека. Но дело не только в этом.

МКБ-11 — классификация ВОЗ одиннадцатого пересмотра

Когда человек считает себя боевой техникой или давно умершей знаменитостью, врачи говорят о психозе — состоянии, при котором человек не может отличить реальное от воображаемого и утрачивает контакт с действительностью. Симптомы психоза включают бред, то есть ложные убеждения, и галлюцинации, когда человек видит или слышит что-то , что не видят и не слышат другие люди. Психоз мешает нормальной жизни: иногда, чтобы помочь пациенту и обезопасить окружающих, человека приходится госпитализировать.

Что такое психоз — Национальный институт психического здоровья США

Но трансгендерные люди не страдают от нарушений психики, которые мешают им функционировать в обществе: учиться, работать, заводить семью. Галлюцинаций и бреда у них нет. Страдания трансгендерных людей больше связаны с социальным неприятием и насилием, которому они подвергаются из-за отличий от общепринятой нормы, чем с трансгендерной идентичностью как таковой. Если рассматривать их личность независимо от трансгендерности, разницы со здоровыми цисгендерными людьми не будет.

Психозы характерны для нескольких тяжелых расстройств психики, например шизофрении. Такие болезни нужно контролировать всю жизнь. А после адаптации в желаемом гендере многие трансгендерные люди перестают ощущать, что их пол не соответствует внешнему виду, и страдать от этого. Не всем для этого нужно менять свое тело при помощи гормонотерапии и хирургических операций. Некоторым достаточно совершить социальный переход, то есть пересмотреть одежду и прическу и объяснить друзьям, в каком роде к ним обращаться и каким именем называть.

Другими словами, чтобы помочь людям с психическими расстройствами чувствовать себя лучше и адаптироваться к жизни в обществе, нужны консультации психиатра и психолога. А также лекарства, которые влияют на психику, — иногда в пожизненном режиме. Человеку же с нарушением гендерной идентичности достаточно совершить трансгендерный переход — полный или частичный — и спокойно жить дальше в полной гармонии со своим самоощущением.

Если взглянуть на вещи с этой позиции, грань между психическим расстройством с психозом и трансгендерностью очевидна. Изменения, которые внесли в МКБ-11 , обоснованы с научной точки зрения.

Бывают ли психические расстройства, похожие на трансгендерность

Трансгендерность можно перепутать с расстройством психики, при котором человек не принимает некоторые особенности своего тела, кажущиеся другим совершенно нормальными, и стремится изменить свой организм с помощью косметологических и хирургических процедур. Это называется телесным дисморфическим расстройством, или дисморфофобией.

Страдающий от дисморфофобии человек может так сильно переживать, например, из-за формы своего носа, что будет снова и снова ложиться на операцию, чтобы сделать его красивым. При этом результат ему никогда не понравится, даже если в итоге хирург создаст самый совершенный нос на планете.

Трансгендерные люди со стороны тоже выглядят полностью здоровыми. Так что их стремление сделать свое вполне нормальное тело похожим на тело представителя другого пола может показаться необоснованным. Но это не одно и то же.

В отличие от людей с дисморфическим расстройством трансгендеры не стремятся изменить не связанные с полом черты и чувствуют сильное облегчение после того, как приводят свое тело в соответствие с самоощущением. Попытки при помощи психотерапии или лекарств адаптировать трансгендерных людей к тому полу, в котором они родились, не работают и даже могут быть опасны для их физического и психического здоровья.

Людям, страдающим от дисморфофобии, никакие процедуры не помогают. А вот правильно подобранная психотерапия и лекарственные препараты, как правило, дают возможность вернуться к нормальной жизни.

Ответить еще на один ваш вопрос — о том, почему одни общества дают людям, которые отличаются от большинства, больше прав и свобод, а другие меньше, — я не смогу. Этот вопрос не относится к сфере биологии и медицины, и для ответа мне не хватает профессиональной подготовки.

Читайте также: