Пойми и отреагируй модель кратко

Обновлено: 06.07.2024

Когнитивно-поведенческая психотерапия основывается на когнитивной модели. Она предполагает, что восприятие человеком происходящего влияет на его эмоции, поведение и физиологию.

Самая простая когнитивная модель имеет следующий вид:

Реакция (эмоциональная, поведенческая, физиологическая)

Не ситуация определяет, что чувствуют люди, а ее восприятие (Beck, 1964; Ellis, 1962). Например, представьте ситуацию: несколько человек читают текст о когнитивно-поведенческой терапии. Они по-разному реагируют на него эмоционально и поведенчески — в зависимости от того, какие мысли возникают у них во время чтения.

Эмоциональное состояние и поведение людей связано с тем, как они интерпретируют происходящее. Сама ситуация не определяет напрямую наши чувства и поступки; эмоциональные реакции опосредованы восприятием ситуации. Когнитивно-поведенческих терапевтов особенно интересует относительно незаметный поток мышления, который существует одновременно с более очевидным, поверхностным.

Например, при чтении этого текста вы, возможно, обращали внимание, что мысленный процесс идет на двух уровнях. Часть вашего разума сосредоточена на излагаемом материале, вы стараетесь понять и систематизировать его. Однако на другом уровне возникают быстрые оценочные суждения. Их принято называть автоматическими мыслями, они не возникают намеренно или вследствие рассуждений. Эти мысли появляются скорее спонтанно, они обычно быстротечные и отрывочные. Вы можете практически их не осознавать; даже вероятнее, что вы осознаете только эмоцию или поведение, которые они спровоцируют.

  • у вас ухудшилось настроение;
  • вы почувствовали потребность в дисфункциональном поведении (или избегании адаптивного поведения);
  • вы обратили внимание на неприятные изменения в теле или мыслях.

Но почему такие автоматические мысли появляются? Почему разные люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации? Почему один и тот же человек по-разному интерпретирует одно и то же событие в разные моменты времени? Ответ связан с другим когнитивным феноменом: убеждениями.

Убеждения

Глубинные убеждения — самая фундаментальная форма убеждений; они глобальны, ригидны и чрезмерно обобщены.

Автоматические мысли, непосредственно слова и образы, приходящие человеку на ум, всегда связаны с ситуацией; их можно считать наиболее поверхностными когнициями. Также существует класс расположенных между ними промежуточных убеждений.

Отношения, правила и допущения

Глубинные убеждения влияют на развитие промежуточного класса когниций, который состоит из (часто четко не формулируемых) отношений, правил и допущений. Например, у читателя Д были следующие промежуточные убеждения:

Эти убеждения влияют на его восприятие ситуации, которое, в свою очередь, определяет его мысли, чувства и поведение. Взаимосвязи между этими промежуточными убеждениями, глубинными убеждениями и автоматическими мыслями можно изобразить следующим образом:

Промежуточные убеждения (правила, отношения и допущения)

Как возникают глубинные и промежуточные убеждения? Уже на самых ранних стадиях развития люди пытаются понять окружающий мир. Им нужно организовать полученный опыт таким образом, чтобы вести себя адаптивно (Rosen, 1988). Из разнообразных опытов взаимодействия с миром и другими людьми (на них, в свою очередь, влияет генетическая предрасположенность) делаются определенные выводы, на основе которых и формируются убеждения, нередко весьма отличающиеся по критериям точности и функциональности.

Когнитивно-поведенческому психотерапевту особенно важно помнить, что такие дисфункциональные убеждения могут устраняться в процессе обучения, уступая место более реалистичным и функциональным, а затем развивать и укреплять под воздействием терапии можно уже эти новые убеждения.

Самый быстрый способ улучшить состояние пациента и увеличить адаптивность его поведения — способствовать прямой модификации глубинных убеждений как можно раньше. Ведь после того как эти убеждения изменятся, пациенты научатся интерпретировать ситуации и проблемы более конструктивно. Короткую модификацию можно проводить на самых ранних этапах лечения с пациентами, страдающими депрессией, или пациентами, у которых до возникновения расстройства были разумные и адаптивные убеждения о себе. Однако если убеждения пациента укоренились глубоко, вы можете потерять его доверие и поставить терапевтический союз под угрозу, если слишком рано начнете оспаривать их достоверность.

Таким образом, обычно курс когнитивно-поведенческой психотерапии начинается с выявления и коррекции автоматических мыслей, которые возникают из глубинных убеждений (работа над убеждениями также может вестись, но косвенная, не прямая). Терапевты обучают пациентов выделять подобные когниции, которые находятся ближе всего к сознательному уровню восприятия, и дистанцироваться от них, понимая:

  • если они во что-то верят, это вовсе не обязательно является правдой;
  • смена образа мыслей на более реалистичный и практичный позволит им почувствовать себя лучше и продвинуться в достижении своих целей.

Пациентам проще осознать искажение конкретных мыслей, чем общего представления о себе, мире и других. Однако многократный опыт переживания ситуаций, в которых пациенты испытают облегчение, пусть даже при работе на поверхностном уровне мышления, поможет им подготовиться к переоценке убеждений, которые лежат в основе их дисфункционального мышления. Важные промежуточные убеждения и глубинные убеждения оцениваются разными способами и модифицируются таким образом, чтобы восприятие пациентом событий и выводы о них могли меняться в лучшую сторону. Модификация глубинных убеждений снижает вероятность рецидива (Evans et al. , 1992; Hollon, DeRubeis, & Seligman, 1992).

Соотношение поведения и автоматических мыслей

В соответствии с тем, что мы уже разобрали, иерархию когнитивной модели можно изобразить следующим образом:

Промежуточные убеждения (правила, отношения, допущения)

Реакция (эмоциональная, поведенческая, физиологическая)

В конкретной ситуации глубинные убеждения человека влияют на особенности восприятия, что выражается в специфичных для ситуации автоматических мыслях. Эти мысли, в свою очередь, влияют на эмоциональные, поведенческие и физиологические реакции. На схеме ниже изображена когнитивная концептуализация конкретной ситуации с читателем Д — она иллюстрирует, как убеждения влияют на его мысли, которые, в свою очередь, влияют на реакцию.

Ситуация: нужно прочесть новый текст

Эмоциональная: подавленность

Физиологическая: тяжесть в теле

Поведенческая: избегание задач, просмотр телевизора

Резюмируя, можно сказать: этот читатель почувствовал нежелание продолжать, потому что определенным образом думал о конкретной ситуации. Почему у него возникли подобные мысли, а у других читателей — нет? Потому что на его восприятие ситуации повлияло глубинное убеждение в отсутствии у себя способностей.

Более сложная когнитивная модель

Важно отметить, что иногда выделение такой последовательности влияния восприятия ситуации на мысли и реакции слишком упрощает реальное положение дел. Мысли, настроение, поведение, физиология и среда постоянно влияют друг на друга. Ситуациями-триггерами можно считать:

  • отдельные события (например, низкую оценку за тест);
  • поток мыслей (например, размышления о выполнении домашних заданий или интрузивные мысли);
  • воспоминания (например, о том, как в прошлом была получена низкая оценка);
  • образ (например, лицо профессора, выражающее неодобрение);
  • эмоцию (например, внезапное осознание того, насколько плохое настроение);
  • поведение (например, решение остаться в кровати);
  • физиологический и психический опыт (например, быстрое сердцебиение или замедленное мышление).

Последовательность событий может быть сложной, ситуаций-триггеров может быть несколько, равно как и автоматических мыслей и реакций.

Сложная когнитивная модель схематически подана ниже.

Ситуация: Салли чувствует себя уставшей (физиологический триггер), как только проснулась

Эмоция: грусть

Физиологическая реакция: тяжесть во всем теле

Эмоция: тревога

Физиологическая реакция: сердце начинает биться чаще

Ситуация: замечает частое сердцебиение

Эмоция: усиление тревоги

Физиологическая реакция: напряжение в теле, частое сердцебиение

Эмоция: облегчение

Физиологическая реакция: снижается напряжение и частота сердцебиения

Поведение: остается в постели

В конце концов Салли встала, пришла на занятие с опозданием в 20 минут, из-за чего возник целый ряд автоматических мыслей по поводу опоздания и пропуска части лекции.

Логика развития способов такой организации показана на рис.17–1. Исторически бизнес начался с одиночных сделок купли–продажи, которые возникли еще на древнейших базарах, но до сих пор остаются реальной формой деятельности для многих компаний, полагающих, что главное – сам факт продажи, а к кому и почему и придет ли данный клиент вновь – вопросы не главные. При такой организации бизнеса успехом является изолированная продажа и получение дополнительного дохода от продаж, а также рост прибыли за счет большей загрузки мощностей и сокращения издержек.

Рис. 17-1. Варианты организации бизнеса

Идея № 18
Что надо изменить в маркетинге в эпоху информационной демократии?

Сегодняшний мир бизнеса переживает довольно серьезные изменения, связанные прежде всего с развитием информационных каналов. Этот новый вид инфраструктуры все сильнее влияет на модели поведения как потребителей, так и производителей (рис. 18–1).

Идея № 19
Как информационная эпоха создает растущую отдачу на капитал?

Современный этап развития бизнеса меняет многие из закономерностей, которые по инерции описываются во всех учебниках по экономической теории. Так, экономическая теория постулирует, что при росте масштабов производства – если не происходит синхронного роста масштабов использования всех производственных ресурсов – отдача от уже вовлеченных ресурсов при росте масштабов производства начинает постепенно падать. Естественным следствием действия закона убывающей отдачи являлось то, что рост компаний имел некоторые пределы. Достигнув неких пределов, отдача от дополнительных вложений капитала начинала снижаться. Это происходило в силу ряда причин (рис. 19–1).

Общаясь с другим человеком, мы сталкиваемся с непониманием – бывало ли такое? Почему смысл наших слов расходится с их восприятием? Потому что у вас нет четырех языков и двух пар ушей одновременно. О профессиональных инструментах общения расскажут Ольга Пурвин и Элеонора Сандуленко.

Кто разрушит стену непонимания?

Вот уже более сорока лет экс-профессор Гамбургского университета, а ныне создатель собственного Института коммуникации Фридеманн Шульц фон Тун рассказывает, как людям лучше общаться друг с другом, и пополняет копилку профессиональных инструментов общения.


  • информацию фактическую,
  • информацию о говорящем (самораскрытие),
  • информацию об отношении между говорящим и адресатом,
  • информацию-призыв.

Фактическая сторона высказывания чаще всего выражается эксплицитно. Если вы хотите изложить информацию доступно, старайтесь использовать краткие и четко структурированные фразы. Каждый раз, когда мы что-нибудь говорим, мы что-то сообщаем и о себе. Эта сторона высказывания называется самораскрытие.

И, наконец, четвертая сторона — это призыв. Это может быть открытый призыв: человек прямо говорит, чего он ждет от собеседника. Скрытый призыв может быть выражен в слезах или упорном нежелании говорить о своей проблеме, в ожидании, что собеседник сам догадается, чего от него хотят.

Почему происходит провал в коммуникации?

От теории перейдем к ее практическому применению. Рассмотрим типичную для многих организаций ситуацию.


  • Содержание – Некому делать отчет.
  • Самораскрытие – я так рассчитывал на него!
  • Отношение – Петров не имеет права болеть. Как он посмел заболеть в такой ответственный момент?
  • Призыв – необходимо срочно выполнить его работу.

Что делать, чтобы контролировать ситуацию?

Теперь рассмотрим, как руководитель может выйти из сложившейся ситуации, предотвратить эскалацию конфликта, подобрав нужные сотрудникам слова.

Удивительно, как быстро меняется ситуация, когда руководитель начинает работать над собой и, меняясь сам, меняет мир вокруг. Модель коммуникативного квадрата помогает внести ясность, проанализировать и понять, что происходит и как можно влиять на ситуацию.

Подводя итоги

Хороший коммуникатор может предвидеть результаты общения, выбирать конкретные способы и методы на основании предполагаемой реакции собеседника. Такое коммуникативное предвидение является важной компетенцией для руководителей любого уровня и направления. Применение данной модели позволяет вести профилактику конфликтов, корректировать собственное поведение с подчиненными, достигать высоких результатов в работе.

Пирамида Дилтса: 6 шагов к вершине успеха

В первом томе Роберт Дилтс анализирует с точки зрения технологий НЛП деятельность Аристотеля, Моцарта, Уолта Диснея и даже выдуманного литературного персонажа Шерлока Холмса [Р. Дилтс, 1998]. Второй том полностью посвящен Альберту Эйнштейну [Р. Дилтс, 2011]. В третьем томе в центре внимания жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда, Леонардо да Винчи и Николы Тесла [Р. Дилтс, 2011].

Зачем нужны эти уровни? Если в двух словах, то ни одна проблема не может быть качественно разрешена на том уровне, на котором она возникла. Чтобы найти выход, следует подняться на уровень выше, и лишь тогда станет ясно, как двигаться дальше.

Соответственно, изменение ситуации на более высоких уровнях приведет к изменению ситуации на более низких. В принципе, изменение ситуации на каком-то низшем уровне потенциально может повлиять на более высокие уровни, однако это происходит не всегда. Именно поэтому так важно в поиске решения проблемы выйти на более высокий уровень.

Отчасти пирамиду Дилтса можно сравнить с многоуровневым лабиринтом: если блуждать впотьмах в самом низу, есть вероятность не увидеть выход, даже когда он совсем рядом. Если же подняться наверх, можно сразу увидеть схему лабиринта в целом и сориентироваться будет намного легче.

Что представляют собой уровни пирамиды Дилтса? Их нужно рассмотреть подробнее, чтобы потом было проще понять, как они работают:


Пирамида Дилтса – модель логических уровней:

Люди творческие и целеустремленные достаточно много времени проводят на третьем уровне, развивая свои способности и открывая для себя новые возможности. На верхние уровни в суматохе дней времени обычно не хватает, а ведь именно там находятся ответы на наши основные животрепещущие вопросы.

Теперь, когда мы выяснили, как выглядит пирамида логических уровней Роберта Дилтса, самое время разобраться, как она работает.

Логическая пирамида Дилтса: как пользоваться?

Алгоритм работы с пирамидой Дилтса:

Пирамида Дилтса, пример использования №1:

По большому счету, не слишком ценящие ее усилия вышестоящие руководители вообще не при чем к ее проблеме. Во всяком случае именно так интерпретировали результаты анализа автор статьи и ее подруга. Удалось ли подруге стать директором, в материале не указано [Л. Парфентьева, 2019].

Пирамида Дилтса, пример использования №2:

Заметим, что это далеко не единственный случай, когда работа с пирамидой Дилтса принесла бонусы в виде решения задач, которые в данный момент не ставили как актуальные [Е. Кружакова, 2020]. Тем не менее жизнь идет вперед и не останавливается на достигнутом, даже если сам человек уже готов остановиться. Поэтому, работая с пирамидой и ее уровнями, стоит параллельно ответить себе на следующие вопросы:

  • Как мое ближайшее окружение воспримет мои намерения?
  • Какова будет реакция моего окружения на мои успехи и будут ли за меня рады?
  • Как изменится отношение моего окружения ко мне после достижения цели?
  • Будут ли мои результаты чем-то полезны моему ближайшему окружению?
  • Изменится ли моя миссия после того, как я достигну поставленных целей?
  • Как я могу начать движение к своей цели в ближайшие пару дней?

Ответить на эти и прочие сопутствующие конкретно вашей ситуации вопросы можно, пройдя уровни пирамиды в обратном порядке сверху вниз. Другими словами, выяснив свою миссию, попробуйте теперь представить, как на нее отреагирует ваше окружение.

Поиск ответа на эти вопросы зачастую даже более важен, чем поиск пути к собственной цели. Может статься, что ваш успех актуализирует внутренние комплексы вашего ближайшего окружения, стимулирует зависть и злость. И окажется, что с такими друзьями уже и врагов не нужно.

Подумать над этим лучше заранее и решить, готовы ли вы в случае чего отказаться от своих целей, или, наоборот, будете менять свое негативное окружение на позитивное. Во втором случае лучше продумать заранее, как именно вы будете это делать так, чтобы никого не обидеть и не нажить себе врагов раньше времени. Враги из числа близких людей всегда более опасны, потому что знают о вас больше, чем другие люди, и им лучше известны ваши слабые места.

Таким образом, работа с пирамидой Дилтса способна принести неоценимую пользу:

  • Вы осознаете проблему и поймете, что и где нужно корректировать, чтобы ее решить.
  • Вы структурируете проблему и распределите ее составляющие по уровням, что поможет держаться верного направления в поиске решения.
  • Вы освоите универсальный инструмент решения проблем в работе, частной и личной жизни, построении отношений.

Значит ли все вышеизложенное, что пирамида Дилтса является самодостаточным инструментом решения проблем на все случаи жизни? А вот тут и у экспертов, и у обычных людей возникают некоторые сомнения. Когда мы разбирали примеры применения пирамиды Дилтса на практике, у многих наверняка возникли свои собственные мысли и своя интерпретация выводов, сделанных авторами материалов на каждом уровне. Да и у профессионалов есть кое-какие вопросы по теме.

Критика пирамиды логических уровней Роберта Дилтса

Мы уже выяснили, что пирамида Дилтса может стать весьма полезным ориентиром в поиске ответа на волнующие вопросы и решения актуальной проблемы. И тут возникают два вопроса:

  1. Обязательно ли это делать именно с помощью пирамиды Дилтса?
  2. Достаточна ли пирамида Дилтса для решения любой проблемы?

Для иллюстрации последнего пункта обычно приводится пример, что, говоря о клеточном строении органов и строении организма человека в целом, никто не представляет орган над клеткой, а организм над органами. Мы понимаем, что клетки находятся внутри органа и являются его составляющими, равно как органы находятся внутри организма и являются его частями. Насколько корректна эта физиологическая аналогия применительно к сфере психологии, мы не знаем, но возможно, что в этом есть здравое зерно.

В любом случае, мы желаем, чтобы проблем у вас было как можно меньше, а вдохновляющих вас целей и успехов на пути к их достижению как можно больше. Ну и чтобы это свершилось наверняка, предлагаем пройти небольшой тест по материалу статьи:

Читайте также: