Поиски индийской национальной идеи кратко

Обновлено: 07.07.2024

90 лет назад будущий первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и его отец Мотилал обнародовали проект индийской конституции и потребовали от Лондона предоставить стране статус доминиона. Но вместо того чтобы начать диалог с индийскими политиками, британские колониальные власти развернули против них репрессии. Однако не прошло и двух десятилетий, как представителям Великобритании пришлось обсуждать условия своего ухода из Индии и передавать власть тем, кого они сажали в тюрьму. О человеке, превратившем колонию в мировую державу, — в материале RT.

Похищение Индии

Спустя несколько десятилетий представители Ост-Индской компании разгромили сначала бенгальскую армию, а затем и войско Могольской империи. С этого момента начался процесс перехода Индии под британское владычество и её разграбления. Согласно подсчётам историков, богатства, которые вывозились из одной только Бенгалии, позволили практически удвоить ВВП Великобритании. Современные экономисты отмечают взаимосвязь между потоком средств из Азии и промышленной революцией в Англии. Из-за непомерных налогов и кабальных условий работы Бенгалия пережила несколько волн голода, унёсших только в конце XVIII века жизни около 10 млн местных жителей.

Путём дипломатии, принуждения и стравливания между собой различных княжеств функционеры Ост-Индской компании в начале XIX века покорили практически всю Индию. Однако из-за своей архаической организации компания не смогла приспособиться к требованиям индустриальной эпохи и стала терять эффективность.

В 1857 году в Индии произошло масштабное восстание местных солдат–сипаев, возмущённых тем, что руководство компании игнорировало их религиозные взгляды и поставляло на вооружение своих войск патроны, упаковка которых была пропитана свиным и говяжьим жиром. Восстание было с большим трудом подавлено, но в 1858 году британский парламент лишил Ост-Индскую компанию власти в Индии, передав все полномочия напрямую короне, представленной в Индии вице-королём.

Британские власти начали проводить реформы, но они не слишком сильно изменили жизнь простых индийцев. С 1875 по 1900 год в стране, по подсчётам историков, от голода умерли 26 млн человек.

Первые шаги к независимости

В 1885 году была создана партия Индийский национальный конгресс (ИНК), которая стала фактически первой в стране нерелигиозной политической организацией. ИНК изначально стоял на умеренных позициях. Его руководство на первых порах не намеревалось бороться за полную независимость Индии и ориентировалось на британских либеральных политиков. На фоне роста популярности конгресса британцы несколько расширили права местного самоуправления и стали назначать индийцев на второстепенные должности в администрации.

С 1888 года в работе ИНК принимал участие преуспевающий адвокат из рода кашмирских пандитов (этнорелигиозная группа), выпускник Кембриджа Мотилал Неру. Он принадлежал к числу наиболее умеренных представителей конгресса, однако в 1910-е годы проникся идеями Махатмы Ганди и перешёл на национально-патриотические позиции. В 1919-м он был избран президентом ИНК. Одним из его ближайших сподвижников стал сын Джавахарлал, родившийся в 1889 году.

По мнению эксперта, эти аспекты, а также привязанность к Ганди, в значительной степени определили впоследствии готовность Неру вести диалог с британскими властями и согласиться на их уход из Индии на условиях, продиктованных официальным Лондоном.

В 1927 году отец и сын Неру стали продвигать идею преобразования Индии из колонии в британский доминион — фактически независимое государство. 30 августа 1928 года они представили меморандум, содержащий проект индийской конституции.

Британские власти реагировали на идеи семьи Неру негативно. Отец и сын неоднократно подвергались аресту. Джавахарлал провёл в тюрьме в общей сложности около десяти лет.

В 1927-м он возглавил ИНК и позднее неоднократно переизбирался на должность его президента. Работа Джавахарлала Неру во главе конгресса оказалась плодотворной. В 1938 году численность партии достигла 5 млн человек.

Обретение свободы

С 1946 года Великобритания начала стремительно терять контроль над ситуацией в Индии. Военные, принимавшие активное участие во Второй мировой войне, стали поднимать мятежи, требуя отпустить их из армии домой. На выборах в восьми из 11 провинций победил ИНК, начавший переговоры с Мусульманской лигой о разделе страны.

2 августа 1858 года парламент Великобритании принял Акт о лучшем управлении Индией. В результате Британская Ост-Индская компания.

В 1946 году Джавахарлал Неру стал вице-премьером временного правительства Индии — Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в 1947-м уже лично возглавил правительство, а также МИД и Министерство обороны молодого независимого государства.

В 1950—1960-е годы Неру провёл работу по присоединению к Индии независимых княжеств, а также французских и португальских колоний. В 1955-м он стал одним из основателей международного Движения неприсоединения.


На пути к пьедесталу: как Индия собирается войти в тройку крупнейших экономик мира

В 2017 году Индия обошла Францию и заняла шестое место в рейтинге стран по объёму ВВП. При этом эксперты ожидают, что уже через десять.

Неру никогда не скрывал своих социалистических взглядов, при нём отношения Дели с Москвой динамично развивались, но в то же время были несколько неоднозначными.

Первым шагом на пути становления национального самосознания стало реформационное движение 60-70-х гг.




50% – представители интеллигенции;

25% – выходцы из торгово-ростовщических слоев;

Однако эти слои общества традиционно обладают политической активностью, поэтому составляют основу различных по социальной направленности партий. Нам кажется, что Конгресс можно считать индийской национальной партией, так как конгрессисты выступали от имени всего народа Индии.

Какова же программа Индийского национального конгресса?

В 1890 г. Тилак сформулировал собственную программу освободительной борьбы.

Основным политическим требованием Тилака было требование полной независимости Индии.

На востоке страны в Бенгалии важную роль играл религиозный реформатор, брахман Свами Вивекананда. Во второй половине 90-х годов он познакомил американцев и европейцев со своими идеями религиозного возрождения и создания единой мировой религии.

Первым шагом на пути становления национального самосознания стало реформационное движение 60-70-х гг.

50% – представители интеллигенции;

25% – выходцы из торгово-ростовщических слоев;

Однако эти слои общества традиционно обладают политической активностью, поэтому составляют основу различных по социальной направленности партий. Нам кажется, что Конгресс можно считать индийской национальной партией, так как конгрессисты выступали от имени всего народа Индии.

Какова же программа Индийского национального конгресса?

В 1890 г. Тилак сформулировал собственную программу освободительной борьбы.

Основным политическим требованием Тилака было требование полной независимости Индии.

На востоке страны в Бенгалии важную роль играл религиозный реформатор, брахман Свами Вивекананда. Во второй половине 90-х годов он познакомил американцев и европейцев со своими идеями религиозного возрождения и создания единой мировой религии.

Первые идеологи национального движения

Наибольшую известность в качестве распространителей идей национального обновления в Индии и за рубежом получают Рамакришна Парамахаса и его ученик Свами Вивекананда.

Вивекананда пошел дальше своего учителя, очистившись от неприятия западных культурных и идейных заимствований. В нем органически сочеталось европейская образованность и глубокое знание древнеиндийской религиозной традиции. Вивекананду отличала поистине подвижническая деятельность по разъяснению идей национального обновления индийского общества. Роль Вивекананды в развитии идеологии индийского освободительного движения не раз подчеркивали его признанные лидеры. По оценке Махатмы Ганди, Вивекананда был одним из основателей современного национального движения в Индии.

Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига

Основатели Конгресса – Г.К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи – были отнюдь не против сохранения колониального господства. Они преклонялись перед идеологами британского либерализма Берком, Маколеем, Гладстоном, а также перед столпами английского утилитаризма Бентамом и Миллем. Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, а также в Объединенном королевстве, добиваясь конституционных уступок. Использовались различные формы парламентской легальной деятельности, личные связи. В 1892 г. британская палата общин утвердила новый избирательный закон, расширявший права индийцев на участие в выборах на куриальной основе в центральный и местные законодательные органы Британской Индии. Теперь индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона, через серию политических реформ в течение длительного периода времени. От либеральной партии Британии баллотировался на депутатское место Д. Наороджи. Во время избирательной кампании 1893 г. в Англии ему удалось войти в состав палаты общин. Его страстное осуждение действующей системы управления Индией не раз слышали британские парламентарии. Представитель бомбейской торговой общины парсов выступал за установление равноправных и гармоничных индийско-британских отношений.

Одновременно британское колониальное правительство поддерживало политическую консолидацию мусульманской общины Индии, надеясь в будущем использовать в своих политических интересах индусско-мусульманские противоречия. В 1906–1907 гг. была образована легальная партия индийских мусульман – Мусульманская лига. Но в начале XX в. она не имела серьезных расхождений по вопросу парламентских реформ и будущего политического статуса Индии с Национальным конгрессом.

После событий политической забастовки в Бомбее (1908 г.) сложились благоприятные условия для достижения ИНК целей углубления конституционных реформ системы колониального управления в Индии. Развивались международные противоречия Лондона с его военно-политическими соперниками. В таких условиях возрастала экономическая и военная роль Индии как надежного тыла Британской империи. Под влиянием просьб и петиций конгрессистов колониальное правительство решило продолжить политику реформирования системы управления Индией. Вице-король Индии Минто и министр по делам Индии Морли прекрасно осознавали, что промедление с конституционными уступками растущей индийской политической элите может привести к радикализации позиции ИНК и других политических организаций индийской националистической оппозиции.

Индийское национально-освободительное движение (англ. Indian independence movement ) включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.

Первые организованные движения за освобождение Индии появились в Бенгалии. Вначале они выступали за использование военной силы для обретения независимости, но позднее перешли к политической борьбе, главной вехой в развитии которой стало образование Индийского национального конгресса. В начале 1900-х годов такие деятели как Лал Бал Пал и Ауробиндо выступили поборниками более радикальных методов борьбы за политическую независимость.

Движение достигло своей кульминации в 1947 году, когда произошёл раздел Британской Индии и образование доминионов Индии и Пакистана. Индия оставалась доминионом британской короны до 26 января 1950 года, когда была принята конституция Индии, объявившая страну республикой. Пакистан объявил себя республикой в 1956 году но прошёл через ряд периодов внутренней борьбы, в ходе которых демократические свободы были приостановлены. Начавшаяся в 1971 году гражданская война переросла в военный конфликт 1971 года, в результате которого от Пакистана откололся Восточный Пакистан и на его территории образовалось независимое государство Бангладеш.

Индийское национально-освободительное движение было массовым движением, в котором приняли участие различные слои общества и которое прошло через процесс постоянной идеологической эволюции. [1] Хотя базовой идеологией движения был антиколониализм, его также вдохновляло идея будущего независимого капиталистического развития в совокупности со светской, демократической, республиканской и либеральной политической структурой. [2] В 1930-е годы движение приобрело ярко выраженную социалистическую ориентацию, в основном по причине всё возраставшего влияния левых элементов в Индийском национальном конгрессе и усиления влияния Коммунистической партии Индии. [1]

Читайте также: