Наука после октябрьской революции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Владимир Ленин в память о брате-террористе оставил в покое Академию наук

Сто лет назад, в августе 1919 года, над Российской академией наук нависла угроза ликвидации. Но представителям академической науки удалось и самим выжить, и организацию сохранить, несмотря на разруху, голод, гражданскую войну и бюрократические игры.

Летом 1917 года академики впервые в отечественной истории сами избрали себе президента — им стал геолог Александр Карпинский — и вице-президента ботаника Ивана Бородина. Императорская академия наук была переименована в Российскую академию наук и пополнилась новыми членами. Непременный секретарь Академии наук индолог Сергей Ольденбург более месяца пробыл на посту министра народного просвещения Временного правительства. Возникали новые научные учреждения.

Но тут власть поменялась

Записка Шапиро

Не захотели академики идти и на заседание Наркомпроса 18 ноября 1917 года, куда их зазывал нарком Анатолий Луначарский. Многие из них признавали законным органом власти не большевистский Наркомпрос, а Министерство народного просвещения Временного правительства (министр Салазкин в это время сидел под арестом в Петропавловской крепости).

Начало сотрудничеству власти и науки было положено. Состоялся обмен письмами между наркомом Луначарским и президентом РАН Карпинским. В конце марта 1918 года КЕПС представила план исследования природных ресурсов страны. Были подготовлены сметы.

Академия наук — о революциях 1917 года

Братские связи

Представитель Ленина (как и представитель Луначарского) не случайно обращался именно к Ольденбургу. Сергей Ольденбург и Владимир Ульянов к тому времени были знакомы почти 20 лет. В 1891 году Ульянов сдавал экстерном экзамены на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В столице он нанес визит приват-доценту факультета восточных языков Ольденбургу. Тот был знаком с его братом Александром, повешенным за террористическую деятельность, и сестрой Ольгой. С Александром — по Студенческому научно-литературному обществу, с Ольгой — как член комитета Бестужевских курсов, слушательницей которых она была.

Следующая их встреча состоялась в ноябре 1917 года, когда делегация академиков пришла в Смольный с протестом против ареста министров Временного правительства. Упоминаются в мемуарах несколько неподтвержденных документально встреч Ольденбурга с Лениным в начале 1918 года. Ольденбург никогда не пробовал обращаться к Ленину напрямую, свои письма он направлял в Наркомпрос.

Своя академия, с советами и коммунистами

А тем временем в Наркомпросе разрабатывался другой план, направленный на то, чтобы разобраться со слишком независимыми и недостаточно проникнутыми идеями построения коммунистического общества академиками.

Идею коренной реорганизации Академии наук впервые высказал 24 апреля 1918 года на заседании Государственной комиссии по просвещению Михаил Покровский. Проектом реформы занялся научный отдел Наркомпроса, возглавляемый астрономом Вартаном Тер-Оганезовым, автором декрета о переводе стрелки часов, то есть об отмене введенного Временным правительством летнего времени. В разработке реформы участвовал также кристаллограф Дмитрий Артемьев.

Академию они предлагали ликвидировать, а вместо нее создать горизонтальную двухступенчатую структуру научных учреждений, сходную с системой организации органов советской власти. По отдельным отраслям наук предлагалось создать ассоциации, каждая из которых должна была выбирать свой руководящий орган — совет. Всей наукой должен был руководить объединенный орган всех этих советов, своеобразный научный Верховный совет.

Наркомпрос, занимаясь разработкой собственного проекта реорганизации-ликвидации РАН, предложенные академиками изменения забраковал как недостаточно радикальные, не соответствующие духу времени. Ответ из наркомата академики получили только через полгода. В конце июля 1919 года проект реорганизации вернули в РАН на доработку.

Ленин из машины

Казалось, у этой истории не может быть счастливого конца. Но он был.

Октябрьская революция повлекла за собой большие изменения в области образования и педагогики.

  • передача всех образовательных учреждений Наркомату народного просвещения;
  • отмена национальных, сословных, религиозных ограничений в образовании;
  • уничтожение прежних структур управления школами;
  • закрытие частных учебных заведений;
  • отмена преподавания древних языков.
  • была введена единая система образования с двумя ступенями – 1 ступень предполагала пятилетнее обучение, 2 ступень – четырёхлетнее обучение, обучение характеризовалось бесплатностью и совместностью;
  • преобразование в единую школу всех начальных и средних школ, ремесленных училищ, низших и средних технических, сельскохозяйственных и экономических школ и училищ;
  • не учитывались расовая, национальная принадлежность, социальное положение;
  • обеспечивалось равенство в получении образования мужчинами и женщинами;
  • обучение шло на родном языке
  • образование носило светский характер;
  • был введён производительный труд.

Готовые работы на аналогичную тему

По программе обучения единой трудовой школы детей обучали родному языку, литературе, истории, обществоведению, математике, естествознанию, изобразительным искусствам, ручному труду, пению, географии и т.д. Важным являлось отмена экзаменов, поощрений и наказаний.

В 1920-1925 годах в целях повышения грамотности населения были открыты ликпункты (школы грамотности), в которых обучали взрослых и детей подросткового возраста. На протяжении 3-4 месяцев детей и взрослых от 8 до 50 лет учили чтению, письму, счёту.

В 1919 году начали работать рабочие факультеты, изначальной целью которых было повышение технической квалификации рабочих. [Замечание]

В рассматриваемый временной период воспитательная работа в школе занимала важное значение, посредством проводимой в школе воспитательной работы формировались такие личностные качества, как настойчивость, трудолюбие, социальная активность, дух солидарности. Детский коллектив был признан инструментом воспитания. [/Замечание]

Изменения в системе образования в отечественной педагогике в 1930-е годы

Основными идеями, пропагандируемыми педагогикой, стали идеи воспитательной роли коллектива, разработанными и внедрёнными в практику А.С. Макаренко. Данная теория является базовой в организации воспитания школьников.

Основным изменениям в области образования подверглось содержание образования, организационные формы и методы. Были созданы экспериментальные программы для школ первой и второй ступеней, в которых существенно было обновлено содержание обучения. Кроме того, были пересмотрены формы организации обучения – в конце 30-хх годов стала использоваться классно-урочная форма организации обучения, роль учителя определялась как ведущая, классы имели постоянный состав, чёткое расписание.

В конце учебной четверти на каждого ученика составлялась развёрнутая характеристика. По окончании учебного года проводились проверочные испытания. Для оценки результатов обучения использовалась пятибалльная система. Были созданы стабильные учебники по ряду учебных предметов.

Социальные потрясения, постигшие Россию, создавали небла­гоприятные условия для развития науки. Научный потенциал стра­ны был подорван. Серьезно пострадала материально-техническая база, почти полностью прекратились контакты с научным миром, сократились издательские возможности. Большинство ученых не приняли советскую власть, но оставались на своих рабочих местах, и сеть научных учреждений была сохранена. Из 10 240 научных работников, которых насчитывала Россия в 1914 г., эмигрировали около 500 (включая высланных в 1922 г.). Среди эмигрантов пре­обладали философы, юристы, историки, представители отраслей знания, судьба которых была предрешена в Советской России. Ученые-естественники могли продолжать профессиональную дея­тельность независимо от политических убеждений.

Политика новой власти в области науки была направлена на то, чтобы восстановить научный потенциал страны и вместе с тем подчинить его задачам социалистического строительства. Наука должна была давать быструю практическую отдачу.

Большевистские лидеры хорошо понимали, что заставить уче­ных работать из-под палки нельзя. Надо было налаживать дело­вые контакты с научными коллективами и отдельными учеными. В начале 1918 г. при Наркомпросе и ВСНХ были созданы специ­альные центры по привлечению к сотрудничеству научных ра­ботников. В течение четырех месяцев с января по апрель 1918 г. Наркомпрос вел переговоры с Российской Академией наук. Многих ученых привлекали к участию в работе народных комис­сариатов. Так, в работе ученого совета Наркомздрава участвовал И.П.Павлов, помощь Наркомзему оказывал Д.Н.Прянишников. В годы гражданской войны использовались и такие крайние формы привлечения специалистов как трудовая мобилизация.

Очень тяжелым было материальное положение научной ин­теллигенции. Намерение правительства привлечь ученых к со­трудничеству повышенными окладами в условиях военного вре­мени не увенчалось успехом. По свидетельству академика С.Ф.Оль-денбурга, "ученые гибли один за другим, не выдерживая небывалого напряжения жизни и тяжелых лишений того исклю­чительного времени. " Зимой 1919/20 года в Петрограде умерли от голода известный кристаллограф академик Е.С.Федоров, про­фессор ботаники Х.Я.Гоби, зоолог В.Л.Бианки, знаменитый гео­лог А.А.Иностранцев.

Чтобы сохранить научные кадры, с 1920 г. была введена осо­бая форма обеспечения ученых - натуральный академический па­ек (выдавался до октября 1923 г.). 500 наиболее выдающихся специалистов были освобождены от трудовой повинности, пре­дусматривались меры по охране их жилищ. При Совнаркоме бы­ла создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых -ЦЕКУБУ (работала с 1921 по 1931 г. ).

Перестраивалась система организации науки. Быстро росла сеть научных учреждений. Были сохранены традиционные уч­реждения, включая Академию наук, университетские кафедры, научные институты и общества. Новые организационные формы определялись самими учеными. Такой новой формой, отвечавшей тогдашнему состоянию науки, были признаны специализирован­ные научно-исследовательские институты.

За пять лет с 1917 по 1922 г. число научно-исследовательских учреждений выросло втрое. Было создано едва ли не больше ис­следовательских учреждений, чем за предшествующие пятьдесят лет. Подавляющее большинство новых институтов носили при­кладной характер, т.е. были нацелены на решение проблем, свя­занных с развитием промышленности и сельского хозяйства. Да­леко не все научные учреждения, созданные в те годы, сохрани­лись. Не хватало средств не только на науку, но и на самое необ­ходимое. Новые обществоведческие учреждения носили исклю­чительно марксистский характер: Социалистическая академия общественных наук (с 1924 г. Коммунистическая академия). Ин­ститут К.Маркса и Ф.Энгельса, Институт В.И.Ленина, Истпарт, Академия коммунистического воспитания и т.п.

После войны быстро росла численность научных работников. К 1927 г. их насчитывалось около 25 тыс., т.е. в два с лишним раза больше, чем до революции. Научные кадры готовились в научно-исследовательских институтах, университетах и вузах. С 1925 г. была учреждена аспирантура. Новым в подготовке науч­ной смены были внесение в общеобразовательную программу марксистской методологии и целенаправленная пролетаризация научных пополнений.

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]

Октябрьская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков. Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Октябрьская революция 1917 года: Положила начало советской власти; Начала ликвидацию капитализма; Стала стартом перехода к социализму. Сейчас сложно судить […]


Октябрьская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года — важное историческое событие. Во время революции произошло вооруженное восстание против Временного правительства и приход к власти партии большевиков.

Революция свершилась 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю.

Октябрьская революция 1917 года:

  • Положила начало советской власти;
  • Начала ликвидацию капитализма;
  • Стала стартом перехода к социализму.

Сейчас сложно судить о том, могла ли страна пойти по другому пути, или революция была неизбежна, но само событие перевернуло ход отечественной истории.

Причины Октябрьской революции

Историки по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести:

  • Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне;
  • Человеческие потери, которые также отразились на психологическом состоянии населения;
  • Сложности крестьянского вопроса;
  • Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей.

Значительную роль сыграли харизматичный лидер (В.И. Ленин) и четкая организации у партии большевиков.

Цели Октябрьской революции

Цели октябрьской революции выдвигались, как благородные и справедливые. К сожалению, итоги революции говорят о том, что люди пошли неверным путем и во многом стали жертвами манипуляций.

Разумеется, это не полный список, но идеологи революции обещали людям новый уровень жизни, возможность получения образование и устранения экономического разрыва.

События Октябрьской революции

События Октябрьской революции 1917 года развивались стремительно:

Октябрьская революция 1917 - Зимний дворец

Итоги Октябрьской революции

Итоги Октябрьской революции показали, что цели не были достигнуты, а вооруженное восстание привело лишь к новым трагедиям.

  • В полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками была расстреляна Царская семья, а вместе с ней — новомученики, члены царского дома.

Октябрьская революция 1917 года. Итоги

  • Установилось время богоборчества, так как своим инструментом лидеры революции избрали линию воинственного атеизма. Были арестованы и расстреляны священнослужители, члены их семей и простые верующие.
  • В России сменилась правящая элита, а идеология православия заменилась коммунистической идеологией, которая боролась с православием кровавыми методами.

Читайте также: