Походы некрасовцев взаимоотношения с россией кратко

Обновлено: 02.07.2024

Живя в Турции 254 года, некрасовцы вообще не знали, что такое религиозные гонения. Неведомы были им и страшные гонения на церковь в 30-е гг. ХХ века. Вместе с тем некрасовцы никогда не забывали о своей родине. Когда казаки-некрасовцы собирались переезжать на Родину и вели переговоры с представителями советского консульства, одним из условий их согласия на возвращение была просьба свободно исповедовать свою веру. Советская сторона щедро обещала это выполнить.
22 сентября 1962 года в Россию вернулось 985 некрасовцев. Всего переехало к 1962 году около 1500 некрасовцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края. Возвратившись в Россию, ещё некоторое время казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, чтили христианские праздники Рождество и Пасху.
Однако их дети ходили в советские школы, а в школе с детей насильственным образом были сняты нательные кресты. Это для некрасовцев казалось страшным, непостижимым. Казаки пытались оказать сопротивление, но оно было безуспешным. Возникшие волнения были усмирены в административном порядке. В настоящее время люди не скрывают, что их вызывали в определенные инстанции и вели резкие разговоры по поводу вообще каких-либо недовольств.
В адрес казаков послышались насмешки, оскорбления: за ношение бороды, национальной одежды, в том числе и за кресты.
Все, с чем казаки встретились, узнали, увидели: знания в школе и на работе, новые идеи, образ жизни, социальные услуги - все это оказало на людей, живших до этого в Турции в условиях XVIII вв., огромное влияние и перевернуло их мировоззрение.
На казаков крайне отрицательное влияние оказали такие формы жизни, которые для советских людей являлись почти нормативными. Кратко их перечислим.
1. Алкоголизм. По приезде в Россию казаков поселили в места, где находились винодельческие совхозы, в которых они и стали работать. Алкоголизм, которого они не знали и не имели в Турции, стал подрывать генетику некрасовцев в силу их неподготовленности. Он быстро проник в их среду, т.к. вина было предостаточно, и пользоваться им можно было бесплатно.
2. В СССР они узнали о так называемом узаконением воровстве. Тайно можно было пользоваться государственным имуществом (с полей, с заводов). Воровство во все времена считалось преступлением. Государство наказывает за это одним образом, а церковь - другим. Верующий всегда должен каяться об этом на исповеди. Здесь же иное дело. За государственное имущество (взятое с полей, заводов) - каяться не надо. Этому научили казаков местные жители.
Прежние традиции стремительно стали исчезать, но до сих пор ещё сохраняются песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:
В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.
3. В Турции казаки принципиально не смешивались с окружающим населением. Здесь же это являлось не только свободным, но и поощрялось.
4. Распад института семьи: неподчинение детей родителям, право разводиться, и, наконец, право совершать аборты. В первые годы проживания это производило на них почти шоковое впечатление. Но, как всегда бывает, отрицательные явления быстро привились, стали затрагивать жизнь, судьбу многих семей и, особенно, детей.
У казаков, прижился порок алкоголизма. На молодое поколение обрушилось наркомания. Эта трагедия коснулась многих семей. Следствием всего стала высокая смертность у казаков, постепенно стали исчезать долгожители. После 70-и лет человек, как правило, заболевает и наступает кончина, часто из-за болезни. Молодёжь гибнет из-за пороков алкоголя, наркомании, несчастных случаев.

© Copyright: Юрий Шутилин, 2020
Свидетельство о публикации №220030100812

Некрасовцы в России, Крымском ханстве, Украине, Румынии и Турции

Первое массовое переселение некрасовцев на Дунай произошло после смерти атамана И. Некрасова в 40–50-е гг. ХVІІІ ст. В 1762 г. на Нижнем Дунае существовало, по меньшей мере, два некрасовских поселения. Не позже 60–70-х гг. выходцами из Вилкова были основаны Жебрияны, а к началу русско-турецкой войны 1768–1774 гг. — некрасовское население Низовья Днестра и Дуная стало достаточно многочисленным. В это время возникают другие стационарные поселения некрасовцев.

Во время русско-турецкой кампании 1710–1711 гг. некрасовцы пытались дополнить состав турецкого флота возле Азова пятью десятками своих лодок. И. Некрасов обещал султану разрушить и сжечь Белгородский разряд (Россия), за что получил вознаграждение. В ходе войны некрасовцы истребляли русское население приграничных полос, захватывали пленных, не только содержали рабов, но и занимались работорговлей. По завершении войны правительство Османской империи предлагало кубанским казакам переселиться на свою территорию. Султанский двор был чрезвычайно заинтересован в использовании некрасовского фактора, как в местной, так и во внешней геополитике.

Старообрядческими церковными делами занималась казацкая старшина дунайских некрасовцев. Поскольку подаренного турками епископа Феодосия некрасовцам сохранить не удалось, в 40-е гг. XIX в. атаман Осип Семенович Гончаров вместе с игуменом Лаврентьевского монастыря Аркадием (Беларусь), иноками Ефросином и Ираклием участвовали в поисках нового православного архиерея, который бы смог перейти в старообрядчество и положить начало старообрядческой Церкви. Когда старообрядческую Церковь возглавил Босно-Сараевский митрополит Амвросий, чернобыльские монахи Иов и Исаакий обвиняли митрополита в неверном его крещении и продемонстрировали своё враждебное отношение к Белокриницкой старообрядческой иерархии в Турции. Они склонили на свою сторону много сарыкёйских старообрядцев. По этому поводу рущукским губернатором Саид-пашой было совершено специальное расследование, которое доказало беспочвенность утверждений этих иноков.

На протяжении всей истории сосуществования некрасовские казаки обнаружили исключительную преданность крымским ханам. По словам кубанского исследователя Д.В. Сеня, им было присуще высокое воинское искусство, честность и храбрость, которые легли в основу взаимоотношений некрасовцев с династией Гиреев. Благодаря этой причине некрасовцы заняли достойное место в социально-политической структуре ханства. Хан Девлет-Гирей II признал особый статус своих подданных, определил территорию их проживания, сохранил военные регалии казацкой старшины, наделил некрасовцев военной автономией. С самого начала поселения некрасовцы были служилыми людьми, проводниками крымской политики в регионе и за его пределами. Как неотъемлемая часть крымско-татарского войска, некрасовцы обязывались выставлять 500 воинов. В течение всего XVIII ст. ханским двором не было зафиксировано ни одного случая наказаний некрасовцев. Ханы относились к некрасовцам с заботливым уважением. Сотня некрасовцев находилась в постоянной личной охране персоны ханов и их бунчука. Исключительное положение прекрасно понимали казаки, однако никогда этим не злоупотребляли.

В 1769 г. Екатерина II подписала указ о разрешении возвращения некрасовцев в Россию. Казакам прощались их прежние вины и предоставлялось место для поселения по реке Терек, однако казаки не захотели быть под протекцией России. В 1770 г. российским правительством была осуществлена повторная попытка возвращения некрасовцев, но оказалась напрасной. В следующем году некрасовцы были в составе т.н. Кубанской орды, которая вынашивала планы напасть на донских казаков и Кабарду. В 1774 г. лодки некрасовцев находились при турецком флоте в Азовском заливе. В этом же году некрасовцы вместе с кубанцами напали на Моздокскую линию (Россия). После отделения Крыма от Османской империи в 1772 г. и заключения союзного договора Крымского ханства с Россией за некрасовцами была сохранена номинальная протекция Гиреев, однако в любое время они могли быть выданы российскому правительству. Новым ходатаем возвращения некрасовцев в подданство России стал П.А. Румянцев-Задунайский, однако положительно решить этот вопрос не удалось и ему, поскольку Петербург формально не желал нарушать договор с татарами.

Во время государственного переворота в Крыму некрасовцы поддержали турецкого ставленника Девлет-Гирея III, таким образом они снова повернули оружие против России. В 1777 г. пророссийский хан Шагин-Гирей распорядился переселить в Крым часть некрасовцев, которая жила на Таманском полуострове, однако предупрежденные татарами они бежали. Временно некрасовцы перестали представлять угрозу для ханского и российского войска. Вместе с тем за Кубань переселилось не менее 3 тыс. некрасовцев. По данным украинского историка В.И. Мильчева, избегая карательной экспедиции российских войск и Керченской эскадры, некрасовцы отплыли в турецкую Анатолию. Призывы правительства вернуться в подданство императора успехом не увенчались. Некрасовцы наотрез отказались возвращаться в Россию.

В 1778 г. состоялось второе массовое переселение некрасовцев в Придунавье и Турцию. Они селились рядом с существующими некрасовскими селениями, основывали новые поселения на Дунавце, на берегу лимана Разим и в лесах Бабадага: Вилково, Карагорман, Сарыкёй, Журиловка, Слава Русская, Слава Новая (Слава Черкесская), Новое Село (Гиздар-Кей), Камень (Каркалиу), Некрасовская Кучуголь (Липованская Кучуголь) и т.д. Здесь некрасовцы смешались с липованским населением, которое пополнило ряды казаков. В Дунавец хотели переселиться остальные некрасовцы, которые ранее эмигрировали в Анатолию. Переплыв Черное море, они расселялись вокруг крупных турецких портовых городов Самсун, Синоп и Трапезунд. В 1780 г. на реке Шаршанбе было основано новое некрасовское поселение.

Часть некрасовцев обосновалась вблизи Очакова, но вскоре перебралась на Дунай. В союзе с турками и запорожцами некрасовцы участвовали в русско-турецкой войне 1787–1791 гг. Неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате военных действий, принуждала российское правительство вернуть некрасовцев под свою опеку. В 1785 г. в Анатолию был командирован татарин А. Асанов, который встречался с некрасовцами, что жили в 20 верстах от г. Самсуна. Несмотря на призывы посредника вернуться на родину, некрасовцы отказали и заявили, что отправятся на Дунай к своим родственникам. Это переселение пытался сдержать российский консул в Стамбуле А.Д. Стахиев, однако турецкое правительство отклонило его претензии.

В конце XVIII — начале XIX вв. начинается новая дисперсия некрасовцев: с 1783 г. на Буковину, с 1811 по 1835 гг. в Бессарабию, с 1814 г. на Майнос, с 1814 по 1815 гг. на Марицу. Однако большинство некрасовцев остались жить на предыдущих местах, поскольку те, кто переселялся из Добруджи в Бессарабию, в подавляющей своей массе оказались бывшими беглыми крепостными.

Между запорожцами и некрасовцами существовали сложные взаимоотношения. Во время восстания К. Булавина и И. Некрасова запорожцы во главе с кошевым атаманом К. Гордиенко поддерживали некрасовцев, вместе выступали во время военной кампании 1711 г., вместе с некрасовцами и ногайцами, под командованием атамана Калистрата, в конце 1711 г. отдельные запорожские отряды совершили поход на Пятигорье. В 20–30-е гг. ХVІІІ в. некрасовцы и запорожцы неоднократно действовали в составе объединенных вооруженных сил Крымского ханства. В 1727–1729 и 1731–1732 гг. некрасовцы и запорожцы ходили на адыгейцев и черкесов. Запорожцы служили проводниками первым некрасовским рыбопромышленникам на Днестре и Дунае, хотя в последующие времена — они стали конкурентами.

Первые запорожские рыболовные садки на Дунае возникают в 1710–1712 гг. на берегах озер Ялпуг и Китай. Оставив в 1780 г. Новую Сечь, запорожцы основывают возле притока Дуная — Дунавцы — новый кош. Несколькими годами ранее неподалеку от этого места в поселении Сарыкёй осадились и некрасовцы. Споры за рыбные ловы стали причиной бесконечных кровопролитных столкновений между двумя ранее дружными группами казаков. К этому добавились споры местной знати, которая умело использовала конфликтную казачью силу. В преддверии очередной русско-турецкой войны тульчинский Пегливан-паша направил некрасовцев на украинских казаков, находившихся в ведении его противника Назира Браильского. Некрасовцы полностью истребили Задунайскую сечь и существовавшие рядом запорожские поселения. В ответ на это запорожцы перебили много некрасовцев, сожгли их дома, забрали скот и имущество. Ввиду приближения очередной русско-турецкой войны и симпатии запорожцев к русским в целом, турецкое правительство переселило украинцев выше по течению Дуная до крепости Гирсов (Болгария). Однако противоборство враждующих сторон уладить не удалось. В 1793 г. некрасовец Мазанов признался запорожскому полковнику С. Белому, что он не только убивал и топил украинцев, но и продал 11 казаков черкесам. В 1803 г. запорожцы снова получили разрешение на поселение по Георгиевскому рукаву Дуная. Они жестоко расправились с некрасовцами (погибло более 50 человек), отобрали у них Дунавец, Катирлез и Караорман.

Значительная часть некрасовского населения, которая осталась в Добрудже, продолжала негативно относиться к русскому присутствию в регионе. В 1814 г. она переселилась в глубину Османской империи, осев на берегах южного Причерноморья и Мраморного моря (Бандорма, Бин-Евле, Казак-Киой). Эти некрасовцы участвовали в войне на стороне турок, обороняя важные стратегические объекты в Добрудже.

Таким образом, военные действия 1806–1812 гг. окончательно разделили некрасовцев. В 1864 г. румыны лишили некрасовцев казацкого статуса. Остальные потомки некрасовцев переехали из Турции в СССР и США в 60-е гг. ХХ ст.

В 1740-1780-х годах из-за дав­ле­ния со сто­ро­ны российского пра­ви­тель­ст­ва некрасовцы пе­ре­се­ли­лись в пределы Осман­ской им­пе­рии - в устье реки Ду­най, в До­б­руд­жу, где ос­но­ва­ли се­ле­ния Боль­шие Ду­нав­цы, Ма­лые Ду­нав­цы, Са­ри­кёй и др. В 1775 году, по­сле рас­фор­ми­ро­ва­ния За­по­рож­ской Се­чи, в этих мес­тах поя­ви­лись за­по­рож­цы, на­ча­лось их со­пер­ни­че­ст­во с некрасовцыми за вла­де­ние мес­та­ми рыб­ной лов­ли. В ре­зуль­та­те часть некрасовцев ос­та­лась в До­б­руд­же вме­сте с по­се­лив­ши­ми­ся там русскими ста­ро­об­ряд­ца­ми-ли­по­ва­на­ми, а часть уш­ла в Ма­лую Азию на озеро Мань­яс (ны­не Куш). От­ту­да в 1865 году 157 се­мей некрасовцев пе­ре­се­ли­лись на остров Ма­да на озере Бей­ше­хир, из них 30 се­мей по­гиб­ли от чу­мы, не­ко­то­рые вер­ну­лись на озеро Мань­яс.

Мо­ло­дые до­лж­ны бы­ли по­чи­тать стар­ших, осо­бое ува­же­ние ока­зы­ва­лось жен­щи­не-ма­те­ри. По­лу­чать до­ход некрасовцы мог­ли толь­ко сво­им тру­дом: ка­зак не мог на­ни­мать ка­за­ка. Весь за­ра­бо­ток сда­вал­ся в вой­ско­вую каз­ну. Из неё каж­дый по­лу­чал 2/3 за­ра­бо­тан­ных де­нег. 1/3 де­нег шла в кош и де­ли­лась на 3 ча­сти: на вой­ско и во­ору­же­ние, на шко­лу и Цер­ковь, нуж­даю­щим­ся (в об­щи­не не дол­ж­но быть ни­щих). В ста­ни­це не по­ла­га­лось дер­жать пи­тей­ных за­ве­де­ний, за­ни­мать­ся тор­гов­лей. Тор­го­вав­шие на сто­ро­не 1/20 при­бы­ли бы­ли обя­за­ны от­да­вать в кош. Некрасовцы до­лж­ны бы­ли учить­ся гра­мо­те, со­хра­нять русский язык. Им за­пре­ща­лось слу­жить в ар­мии сол­да­та­ми, а на вой­не стре­лять в рус­ских. Из­ме­на вой­ску, бо­го­хуль­ст­во ка­ра­лось смертью.

Боль­шин­ст­во некрасовцев при­над­ле­жат к Рус­ской пра­во­слав­ной ста­ро­об­рядческой церк­ви; со­хра­ня­ют ста­рин­ные цер­ков­но-бы­то­вые тра­ди­ции, в т. ч. зна­мен­ное пе­ние, фольк­лор. В поселке Но­во­кум­ский соз­дан му­зей, по­свя­щён­ный куль­ту­ре некрасовцев, про­во­дят­ся на­учные кон­фе­рен­ции.

Иерей Вадимъ

Иерей Вадимъ

Иерей Вадимъ запись закреплена
Частная группа

📌

Тема III. Кубань в конце XVII-XVIII вв.

📌

§1. Освоение Кубани русскими переселенцами. Некрасовцы.

Враждебно настроенный к своему северному соседу, крымский хан разрешил некрасовцам поселиться на Таманском полуострове между Темрюком и Таманью. Здесь они основали ряд своих городков, таких как Голубинский, Чирянский, Блудиловский и др. Один из них, Кара-Игнат (т.е. Черный Игнат), был назван так в честь атамана Игната Федоровича Некрасова, носившего, как и большинство некрасовцев, черный кафтан.

Объединившись с жившими здесь лахомовцами и другими казаками, некрасовцы создали своеобразную казачью республику. Высшей властью в ней был войсковой круг, избиравший войскового атамана. Круг решал все важнейшие вопросы, а повседневные -атаман. Участниками круга, т. е. народного собрания, были все казаки и казачки в возрасте 18 лет и старше. Но при вынесении решений голосовали только мужчины. В атаманы избирался наиболее уважаемый казак, отличавшийся мудростью, отвагой и военно-организаторскими способностями. Таким, например, был И. Ф. Некрасов, более тридцати лет возглавлявший кубанских казаков, до самой смерти крепко державший в руках символ казачьей власти -атаманскую булаву.

Основным занятием некрасовцев была рыбная ловля. Часть средств, полу-чаемых от этого промысла, шла в войсковую казну, часть — на церковь: на помощь престарелым и немощным казакам. По возможности некрасовцы занимались огородничеством и скотоводством. Молодежь обучалась грамоте и военному искусству.

Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. Так, в 1710 г. И. Некрасов во главе 3-тысячного отряда появился в Приазовье и стал лагерем на р. Берде. Отсюда он рассылал своих людей к казакам с призывом поднимать восстания и присоединяться к нему. Ему явно хотелось всколыхнуть присмиревший после подавления булавинского движения Дон. Такой демарш не прошел даром: в августе 1711 г. на Кубань с регулярными русскими полками и калмыками был направлен казанский губернатор П. М. Апраксин. Однако разгромить Некрасовцев ему не удалось, и, потеряв 150 солдат и 540 калмыков, П.М. Апраксин вынужден был вернуться.

В 1713 г. некрасовские атаманы Семен Кобыльский и Семен Вороч совместно с кубанскими ногайцами ходили в поход под Харьков. В 1715 г. некрасовским агитаторам удалось увести на Кубань с Дона и из Тамбовского уезда немало казаков и крестьян. В 1717 г. атаман С, Вороч ходил с казаками походом на Волгу.

В 1730-х годах, во времена правления Анны Иоанновны и ее жестокого фаворита Бирона, предпринимались энергичные попытки ликвидировать некрасовскую вольную общину на Кубани. С одной стороны, делались предложения вернуться в Россию, но при этом не давались никакие гарантии нормального существования. С другой стороны, проводились карательные экспедиции. Так, в 1736-1737 гг. некрасовские городки дважды уничтожались правительственными войсками. Правда, некрасовцы, предупрежденные ногайцами, вовремя успели скрыться за Кубанью.

Пребывание некрасовцев на Кубани становилось для них небезопасным. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 г., требовал их переселения в Крым, по сути дела под присмотр русского военного командования. Поэтому в 1778 г., с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселилось в Османскую империю. Лишь в начале XX в. первая партия некрасовцев вернулась в Россию. Последняя группа некрасовцев в несколько сотен человек возвратилась в Россию, поселившись на Кубани и Ставрополье, в 1962 г. Память о Родине и ее зов оказались очень сильными у потомков некрасовских казаков прежде всего потому, что и вдали от России, в чужеродной для них среде, они не растворились, сохранив свою культуру, обычаи и родной русский язык.

Читайте также: