Сущность политической идеологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическое сознание - мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём.

Политическая идеология - система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какой-либо социальной группы, призванная защищать их интересы с помощью политической власти.

Милитаризм – государственная политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Политические ценности – духовные ориентиры, на которые ориентируются в политическом поведении и оценке политических явлений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 283— 295.

2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Происходящие в политике явления и процессы неизбежно вызывают у человека определенный интерес, то или иное субъективное отношение к ним. На этой основе формируется политическое сознание

Политическое сознание - мысли и переживания субъектов политического

процесса относительно самого процесса и собственной роли в нѐм.

Уровни политического сознания:

1. обыденно-практическое (формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности);

2. идеолого-теоретическое (является результатом профессиональной деятельности идеологов, ученых). Этому уровню соответствует такой элемент политического сознания, как политическая идеология.

Обыденное и теоретическое сознание взаимосвязаны. Обыденное сознание людей может поменяться в результате восприятия идеологии.

Политическая идеология - система идей, взглядов на политическую жизнь,

выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какой-либо социальной группы, призванная защищать их интересы с помощью политической власти.

Основные идеологии, оказавшие наибольшее влияние на развитие общества.

1. Либеральная. Главная ценность – свобода личности. Невмешательство государства в личную жизнь. Частная собственность. Разделение властей. Демократия и правовое государство. Равенство перед законом. Свобода мысли и слова. Индивидуализм.

2. Консервативная. Главная ценность-незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть. Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль семьи, религии, морали. Частная собственность.

3. Социал-демократическая. Путь к социализму через реформы. Свобода, справедливость, солидарность. Парламентская демократия, гарантии прав личности. Улучшение состояния окружающей среды. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных.

4. Коммунистическая. Общество справедливого равенства без частной собственности. Распределение по способностям. Коллективные начала. Отмирание государства. Революция.

5. Фашистская. Идеи расового неравенства. Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам. Принцип фюрерства. Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим. Сильная диктаторская власть. Милитаризм.

Милитаризм - государственная политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

1. образовательно-воспитательная - овладение массовым сознанием, конструирование групповых ценностей

2. пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии

4. мобилизационная - стимулирование действий граждан на выполнение поставленных задач

Средством распространения идеологии является пропаганда.

Пропаганда - вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных

Политические ценности – духовные ориентиры, на которые ориентируются в политическом поведении и оценке политических явлений.

Идеология — система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности. Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Идеологию можно представить, как определенную форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть. Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. Один из родоначальников идеологии К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

Назовем еще некоторые функции политической идеологии:

• выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

• внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

• интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентации, политических представлений;

• организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

• обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

• легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

Существуют три основных уровня функционирования политической идеологии:

1) теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;

2) программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;

3) актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

Основные идеологические течения в современном мире

Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др.

В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

• уважение и соблюдение прав человека;

• свобода частного владения и предпринимательства;

• правовое равенство граждан;

• договорная система образования государства;

• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;

• невмешательство государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стили переживать кризис.

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков во второй половине XX в. была выработана обновленная концепция либерализма — неолиберализм. В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.

Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.

Консерватизм и неоконсерватизм . В основе консерватизма (от лат. conservare — сохранять, охранять) лежат идеи незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, естественной иерархии и привилегий определенного слоя населения, моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Предпосылкой возникновения консерватизма стала Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.

В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ. Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей.

Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.

Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.

С точки зрения марксизма социализм является первой, низшей фазой коммунизма — общественно-экономической формации, которая приходит на смену капитализму. Идеи социализма известны с древнейших времен, но первые попытки описать устройство этого общественного строя были предприняты мыслителями Нового времени Томасом Мором (1478—1535) и Томмазо Кампанеллой (1568—1639). В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон (1760— 1825), Р. Оуэн (1771-1851), Ш.Фурье (1772-1837), Л. Бланк (1811-1882) социалистические идеи приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию рабочего класса.

Окончательно социалистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии.

Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:

• отмена частной собственности на средства производства;

• отсутствие эксплуатации человека человеком;

• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;

• бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;

• утверждение и реализация идей гуманизма и демократии.

Фашизм . Идеологические истоки фашизма (от итал. fascio — пучок, связка, объединение) восходят к элитарным идеям Платона, Гегеля. Это крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, одна из разновидностей тоталитаризма.

Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.

Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах. Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:

• культ насилия и вождя;

• крайний национализм и даже расизм;

• тотальный контроль за обществом и личностью;

• отсутствие демократических прав и свобод;

• широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;

• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;

• идеологическая и политическая нетерпимость.

В настоящее время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опасность распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтнические проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства. Кроме рассмотренных идеологических течений, существует немало и других, например, таких, как националистические и религиозные.

Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу, в основе которой заложен приоритет своих национальных (этнических) интересов за счет ущемления интересов других этносов. Благодаря тому, что национальная принадлежность предполагает общность таких социокультурных признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единую конфессиональную принадлежность и др., национализм сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей определенного этноса. При этом конфронтация с другими этническими группами только способствует консолидации национальной общности.

Различают две разновидности национализма:

1) национализм как форма протеста против национального угнетения и бесправия этноса;

2) национализм как способ обоснования превосходства своей нации над другими.

Первая направлена против национального угнетения, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Однако, как только стереотипы становятся востребованными, они могут проявиться в полной мере.

Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, конфессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других.

Понятие и общая характеристика политической идеологии

Одним из основных компонентом политической системы, оказывающим непосредственное воздействие как на ход и направленность государственно-властной деятельности, так и на характер и содержание политической культуры общества и личности выступает политическая идеология.

В современной отечественной и зарубежной литературе предлагаются самые разнообразные подходы к определению понятия политической идеологии. При этом следует отметить, что одной из наиболее оптимальных из них представляется следующая дефиниция:

Политическая идеология – это относительно самостоятельная система взглядов, представлений и идей, отражающих интересы того или иного общества на определенном этапе исторического развития.

Исходя из содержания приведенного определения можно сделать один из основных выводов относительно характеристики рассматриваемой категории, а именно вывод о том, что политическая идеология преимущественно концентрирует свое внимание на изучении и выражении политических идей, теорий и взглядов, тем самым представляя собой определенную концепцию политической жизни, исходящую из сочетания интересов политической элиты и широких слоев населения.

Кроме того, в основу любой политической идеологии положена собственная индивидуальная точка зрения относительно наилучшего политического устройства и направления социально-экономического развития общества, приемлемых методов и средств, стоящих перед обществом задач, и т. д.

В то же время, следует обратить внимание на то, что политическая идеология достаточно подвижна, ее содержание может полностью или частично изменяться под воздействием внутригосударственных и внешних факторов, что, в том числе, превращает политическую идеологию в своеобразное средство проведения собственных интересов со стороны политических элит, стремящихся привлечь на свою сторону максимальное количество приверженцев отстаиваемых ими идей.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции и особенности политической идеологии

Рассмотренное ранее определение политической идеологии, в связи с обозначенными признаками и характеристиками позволяет также сформулировать ряд особенностей, характерных для рассматриваемой категории:

  • Политическая идеология выступает продуктом мыслительной деятельности приверженцев определенных политических идей, обладающих обширными научными познаниями, практическим опытом, собственным видением идеального социально-политического устройства государства, и т.д., и способных, в этой связи, в теоретической форме отразить идеи, направленные на обеспечение интересов тех или иных социальных групп и социальных слоев;
  • Политическая идеология в известной степени последовательна и рациональна, и, например, в отличие от политической культуры или психологии основывается не на чувствах и эмоциях, а на разумных мыслительных началах;
  • Политическая идеология не является статичной, напротив, имея в качестве одной из основных целей последовательное преобразование социально-политической действительности в стране, она находится в постоянном движении, изменении, обусловленном поиском наиболее оптимальных путей соответствующих трансформаций.

Во многом именно этими особенностями предопределяется комплекс выделяемых в настоящее время функций (основных направлений деятельности), реализуемых политической идеологией:

  1. Консолидация и выражение интересов определенной социальной общности (социальной группы, класса, нации, и т.д.);
  2. Выработка и внедрение в общественное сознание собственных критериев оценки окружающей социально-политической действительности, происходящих событий, политической истории государства в целом;
  3. Объединение людей с опорой на общность ценностных ориентаций, политических представлений, общих оценок, и т.д.;
  4. Организующее и регулятивное воздействие на поведение людей, путем утверждения ценности общеидеологических ценностей и норм межличностного взаимодействия;
  5. Легитимизация государственной власти, то есть предложение обществу рациональных обоснований конкретных мероприятий проводимых со стороны политических лидеров, и деятельности государственной власти в целом.

Иными словами, особенностью любой политической идеологии выступает то, что провозглашая определенные цели и идеалы политического устройства, она стремится к их полному восприятию и окончательному утверждению в сознании широких народных масс. В этой связи, любая идеология стремится к определенной универсальности, подавляя в этой связи, все иные идеологии, принижая и опровергая тезисы их сторонников.

Уровни функционирования политической идеологии

Приведенные признаки, функции и особенности политической идеологии позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемая категория отличается исключительной сложностью, многоаспектностью и внутренней неоднородностью. В этой связи, в специальной литературе предлагается подход, в соответствии с которым оценку любой политической идеологии наиболее целесообразно проводить исходя из содержания того или иного уровня функционирования политической идеологии, основными из которых выступают:

Идеология (от гр. idea — понятие + logos — слово) самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет исключительно важную роль в политической жизни общества. Нельзя понять деятельность и поведение любого субъекта политики (социальной группы, партии, личности и т.д.), если не знать, какой системой взглядов он руководствуется. Идеология сформировалась как инструмент выражения и защиты интересов различных социальных групп и классов. Следует подчеркнуть, что идеология представляет собой естественное по происхождению и сложное по содержанию общественное явление.

Политическая идеология обладает определенной спецификой. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть.

Итак, политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Основные назначения идеологии — выражать в обобщенной форме идейно-ценностные основы общественного устройства, давать соответствующие ориентиры социально-политического поведения и действия.

Поскольку современное общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы — придать особым интересам господствующих классов и групп форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества.

В любой политической идеологии обычно выделяют три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий. Одни политические идеи и ценности направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации.

На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.

На программно-политическом уровне политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги, которые составляют идейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентирования политической деятельности людей.

На поведенческом уровне идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, реализуются также в обыденном общественном сознании. Если бы они выражались только средствами научно-технического характера, то они были бы малодоступны массам. Сила любой политической идеологии определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках людей.

Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно называли идеологию "иллюзорным", "ложным сознанием", поскольку в социально-классовой направленности мышления заложена тенденция одностороннего, частичного отражения действительности и стремление выдать эту часть, сторону образа действительности за целое, за наиболее полную ее картину. Какой образ действительности будет представлен в идеологических системах, зависит прежде всего от ряда характеристик субъекта идеологии: от положения класса, социальной группы в системе определенных общественных отношений; от того, какие общественные тенденции выражают их классовый интерес; в каком отношении они находятся к основным задачам эпохи. Идеологии вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради ложного.

Таким образом, идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать широкую социальную основу для власти правящих элит.

Политическая идеология выполняет следующие основные функции:

• формирует и развивает политическое сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и обосновывает мировоззренческие позиции;

• обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей;

• является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей;

• обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формирование и развитие политической культуры граждан.

Итак, политическая идеология, будучи цело стнойеистемой воззрений и концепций в отношении окружающей действительности, в то же время представляет собой систему политических ориентаций и установок. Это одновременно учение, программа и политическая практика.

Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Все они отражают интересы различных социальных и политических сил, отличаются по ориентационное ценностным идеалам, по степени распространенности и популярности. К их числу относятся либерализм, консерватизм, социализм и коммунизм. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и противоречий.

Либерализм и неолиберализм. Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм (от лат. liberalis — свободный), принципы которого заимствованы многими политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либерализма получили свое воплощение в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего в США. В 1947 г. был образован Либеральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Так, например, в современном Европарламенте либералы. имеют пятую по численности фракцию.

Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказывать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России, уже с самого на-— чала рыночных реформ.

Понятие "либерализм" вошло в политический лексикон Европы в начале XIX в. Однако его истоки как определенной идеологии и политического течения восходят к XVII — XVIII вв., к периоду разрушения феодальных порядков и установления буржуазных общественных отношений. Источником либеральной идеологии явилась потребность создания такой концепции общественного устройства и государства, которая бы противостояла монархическому, абсолютистскому государству. Возникнув исторически как идеология третьего сословия, либерализм многими своими принципами выразил ее общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии. В ее основе лежат работы Ш.Л.Монтескьё, Д.Локка, Т.Гоббса, А. Смита, Т.Джефферсон, Дж. С. Милля и др. В России история либеральных идей наиболее ярко была представлена в учениях Б.Н.Чичерина, С.А. Муранцева, П.И. Новгородцева.

Фундаментальный принцип либеральной идеологии — свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его

проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов, человек — независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу; за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Именно на базе этих установок и были сформулированы основные постулаты идеологии либерализма.

Так, в политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений со стороны государства. "Лучшее правительство то, — отмечал американский президент Т.Джефферсон, — которое меньше всего управляет".

Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных "естественных" прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью — сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничение объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея "государства — ночного сторожа", суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над roсударство. Основоположник либерализма Дж.Локк подчеркивал, что гражданское общество — это постоянная величина, а государство — производное от него.

Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии. Суть в том, что он выработал систему конституционализма — институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего равенство их перед законом, обладание каждого человека основными правами и свободами: участие в политической власти, право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки и т.д.; терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства. Особо необходимо отметить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Это механизм "сдержки и противовесов", препятствующий узурпации власти кем бы то ни было.

Либералы считают ( и не без основания), что любой принцип, любая социальная идея цели модель, возведенные в абсолют, исключают свободу. Судьба свободы связана не с реализацией какого-либо наперед заданного принципа, а с правом хотя бы-частично уклониться от негоимся в запасе альтернативные варианты.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В экономической теории либерализм защищал идеал свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, "честную конкуренцию", выступал против политического вмешательства в. экономическую жизнь.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества являются индивидуализм, опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом либерализм исходит из "естественного неравенства" людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство рассматривается как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. Отсюда равенство несовместимо со свободой. Классическив, либерализм выдерет два типа общественной эволюции; естественную, происходящую в гражданском обществе, и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Демократия функционирует хорошо тогда, когда мотор "заложен" в самом гражданском обществе, а тормоз — в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и деятельность стимулируется и направляется государством, то это прямой путь к деспотизму.

Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. В то же время ни один тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология только тогда эффективна, когда она способна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения. Поэтому под влиянием развития социальных процессов происходила внутренняя: эволюция либерализма. Речь идет о появлении нового либерализма — неолиберализма, который еще называют социальным либерализмом (в противоположность старому. индивидуалистскому либерализму), "демократическими либерализмом" (в противоположность аристократическому), либерал-реформизмом и др. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. ХХ в. Учение английского экономиста М. Кейнса и "Новый курс" Ф.Д.Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей. Во-первых, это относится к новому пониманию социальной и экономической роли государства. Его главные задачи — прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д. Не либералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель "позитивного государства", которое они назвали государством "всеобщего благоденствия". По мнению либералов, такое государство является надклассовым органом и выступает в роли посредника между социальными интересами, действуя ради общего блага и во имя свободы каждого. Во-вторых, "новый либерализм" проповедует принципы плюралистической демократии, призванной. обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия — это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. В-третьих, не либералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека.

Неолиберализм привлекателен и тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства как воплощения естественного договора между свободными индивидами. В подходе же к другим проблемам общественно-политической жизни каких-либо кардинальных расхождений между классическим и новым либерализмом нет.

Несомненно, что роль либеральной идеологии в общественной жизни мировой цивилизации крайне важна.

Именно либеральное ориентационное ценностное сознание способствовало выработке и утверждению универсальных, общечеловеческих по своей сути ценностей — демократии, свободы и само ценности индивида.

Читайте также: