Цивилизация майя характер взаимоотношений с природой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы сложных взаимоотношений человека и природы, роль географического фактора в развитии древнего человеческого общества всегда занимали важное место в исследованиях ученых как естественного, так и гуманитарного профиля. Особенно значительный размах получили эти исследования в последние годы. За рубежом из рамок археологической науки сейчас даже выделилась особая, так называемая экологическая археология[1]. И археологи, работающие в этом направлении в тесном содружестве с представителями других научных дисциплин, добились уже весьма весомых результатов, изучая древние цивилизации как Старого, так и Нового Света[2].

Прежде всего, непонятно: каким образом могла столь высокая цивилизация существовать в течение многих веков в явно неблагоприятной, по представлениям большинства современных ученых, природной среде — влажных тропических лесах, однообразных и неизменно враждебных человеку?

Некоторые исследователи справедливо считают, что решающей экономической силой в происхождении и развитии древнейших цивилизаций явилось интенсивное высокопродуктивное земледелие, и прежде всего земледелие ирригационное. Однако и сейчас еще немало специалистов утверждают, что майя испокон веков использовали самую примитивную — подсечно-огневую — систему земледелия, которая требовала больших массивов свободной земли и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением почвы. Такое земледелие не могло, по подсчетам этих ученых, обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. Как же в таком случае появились у майя многолюдные и цветущие города? Почему эти города существовали непрерывно на одном и том же месте на протяжении сотен, а то и тысяч лет?

ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Территория культуры майя в I тысячелетии н. э. Границы культурно-географических областей показаны цветными линиями; черными квадратами обозначены древние городища
Территория культуры майя в I тысячелетии н. э. Границы культурно-географических областей показаны цветными линиями; черными квадратами обозначены древние городища

К моменту появления европейских завоевателей (XVI в.) майя занимали обширную территорию, в пределах которой обычно выделяют три культурно-географических области. Северная область охватывает весь п-ов Юкатан — плоскую известняковую равнину с кустарниковой растительностью, кое-где пересеченную цепями невысоких каменистых холмов. Бедные и тонкие почвы полуострова не слишком благоприятны для земледелия. К тому же здесь нет рек, озер и ручьев; единственным источником воды, если не считать дождей, служат карстовые колодцы. Южная область включает горные районы и тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы. Основу Центральной области составляет обширная территория департамента Петен (Северная Гватемала) и прилегающих к нему: с запада — мексиканских штатов Табаско, Чьяпас и Кампече в бассейне р. Усулив; с востока — районов нынешнего Белиза с сетью рек, текущих к Карибскому морю; с юга — западного района Гондураса с реками Мотагуа и Чамелекон. По своим природным условиям Центральная область — это холмистая известняковая низменность, лежащая на высоте 30-200 м над ур. м. Бо́льшая часть территории покрыта влажными тропическими лесами, которые чередуются с травянистыми саваннами, болотистыми низинами и озерами. Плодородный слой почвы встречается здесь чаще, чем на Юкатане, и имеет бо́льшую толщину. Климат теплый, тропический. Год делится на два сезона: сухой (с конца января до конца мая) и сезон дождей. Всего выпадает от 1000 до 3000 мм осадков в год. В сухой сезон дождевой воды недостаточно ни для земледелия, ни для бытовых нужд местного населения — приходится прибегать к строительству искусственных водоемов и резервуаров.

Именно равнинные лесные районы в Центральной и Северной областях стали колыбелью городов-государств майя классического периода. Представление ряда зарубежных исследователей о какой-то особой враждебности человеку центрально-американской природы основано, на мой взгляд, на неверной посылке, ибо исходит из европоцентристских воззрений на мировую историю.

Такое разнообразие природной среды обусловило, видимо, и разнообразие приемов и методов главной хозяйственной системы доколумбовой Америки — земледелия.

ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ МАЙЯ

Сев маиса с помощью палки-копалки (Мадридская рукопись, XV в.)
Сев маиса с помощью палки-копалки (Мадридская рукопись, XV в.)

Бог ветра и дождя К'аш-иш с факелом и топором-кельтом в руках (Дрезденская рукопись, XII в.)

Среди разнообразных произведений искусства майя в I тысячелетии н. э. можно также отметить немало мотивов, связанных с подсечно-огневым земледелием. Сложное мотыгообразное орудие представлено на одном из каменных рельефов с городища Тикаль. Правитель (или жрец), облаченный в пышный костюм с изображением лягушки на груди (земноводные у американских индейцев всегда ассоциируются с водой, дождем, плодородием), левой рукой опирается на мотыгу или усовершенствованную палку-копалку, а правую поднял ладонью вверх, как бы взывая к богам.

Ритуальный сев: правитель бросает горсть зерен маиса (стела 40, городище Пьедрас-Неграс, Гватемала, I тысячелетие н. э.)
Ритуальный сев: правитель бросает горсть зерен маиса (стела 40, городище Пьедрас-Неграс, Гватемала, I тысячелетие н. э.)

В другой группе каменных скульптур (стелах из Тикаля, Пьедрас-Неграса и других древних городищ) запечатлены сцены ритуального сева, совершаемого, по-видимому, лично правителем города-государства. Так, на одной из стел в Пьедрас-Неграсе правитель, облаченный в головной убор из листьев маиса, стоя на коленях на платформе или троне, бросает горсть зерен, взятых, видимо, из длинной узкой сумки, которую он держит в левой руке. Внизу изображено божество земли. Вся сцена обрамлена с боков длинными стеблями маиса. Общий аграрно-культовый характер этого изображения не вызывает сомнений. Довольно значительную группу в искусстве древних майя составляют изображения божеств — покровителей земледелия (боги маиса, какао и др.).

Глиняная статуэтка бега маиса (область Альта-Верапас, Гватемала, VII-IX вв.)
Глиняная статуэтка бега маиса (область Альта-Верапас, Гватемала, VII-IX вв.)

И все же, несмотря на приведенные исторические свидетельства, многие вопросы, касающиеся системы мильпового земледелия майя, оставались до недавнего времени неясными. Прежде всего, требовалось определить реальную продуктивность такой системы.

До 60-70-х годов считалось, что майя в I тысячелетии н. э. практиковали подсечно-огневое земледелие того же самого типа, что и их потомки в XVI в. и даже в наши дни. Это означает, что мильповое земледелие было главным занятием рядового общинника и что главная его культура — маис — была тогда такой же, как и сейчас. Однако результаты самых последних археолого-ботанических исследований заставляют усомниться в правильности подобных представлений.

Сравнительно высокая продуктивность подсечно-огневого земледелия майя объясняется целым рядом причин.

Безусловно, во многом она связана с созданием к началу I тысячелетия н. э. стройного агрокалендаря, регламентирующего сроки и очередность всех сельскохозяйственных работ. Создателями и хранителями его были жрецы, которые облекали свои предписания в весьма строгую форму. Из старых документов и хроник известно, как тщательно жрецы устанавливали день выжигания растительности на участках. Это и понятно. Если бы их расчеты оказались ошибочными, был бы сорван важнейший этап полевых работ (ведь выжигание производилось в самом конце сухого сезона, поэтому затяжка сроков могла стать роковой: льющие здесь 5-6 месяцев подряд ливневые дожди помешали бы сжиганию деревьев и кустарников).

Так выглядит современная мильпа сразу после выжигания растительности (окрестности древнего города Майяпан, Мексика, п-ов Юкатан). Фото автора
Так выглядит современная мильпа сразу после выжигания растительности (окрестности древнего города Майяпан, Мексика, п-ов Юкатан). Фото автора
Руины древнего городища Лабна́ (п-ов Юкатан, конец I тысячелетие н. э.). Фото автора
Руины древнего городища Лабна́ (п-ов Юкатан, конец I тысячелетие н. э.). Фото автора
Руины храма в центре Эцны (п-ов Юкатан, I тысячелетие н. э.). Фото автора
Руины храма в центре Эцны (п-ов Юкатан, I тысячелетие н. э.). Фото автора

Астрономические расчеты майя отличались поразительной точностью. Исследуя руины древнего города Копан в Гондурасе, археологи обнаружили две каменные стелы, расположенные друг против друга на вершинах холмов, которые замыкали с запада и востока долину Копана. Стелы разделяют по прямой около 7 км. Если смотреть от восточной стелы, можно установить, что солнце заходит за западную стелу всего два раза в году: 12 апреля и 7 сентября. Первая дата приходится на самый конец сухого сезона. Поэтому ученые предполагают, что 12 апреля определяло начало выжигания растительности на полях вокруг Копана[7]. Когда вечером 12 апреля солнце заходило точно за стелу на западе, по всей долине рассылались гонцы, извещавшие земледельцев о том, что боги приказали утром начать выжигание полей.

Еще более очевиден факт широкого использования древними майя различных древесных плодовых растений, произраставших как вокруг жилищ, так и на мильпах. Об этом свидетельствует обилие деревьев сапота (Achras zapota) и рамона — хлебного дерева (Brosimum alicastrum) вокруг руин классического и постклассического времени на Юкатане и в Петене. Важное место в пищевом балансе майя принадлежало хлебному дереву: плоды рамона, будучи перемолотыми, дают неплохую муку для выпечки лепешек тортильяс. Особо велика его роль в сухое время года, до созревания урожая маиса. Не требуя больших затрат труда, рамоновые деревья дают с 1 га 1 тонну плодов — такой урожай заметно превосходит урожай маиса с той же площади[10]. Широко были распространены у майя и другие плодовые деревья — папайя, авокадо, сапот, саподилья, анона, гуайо.

Испанские хроники единодушно утверждают, что в питании индейцев большую роль играли также корнеплоды. У майя к моменту прихода испанцев были распространены четыре вида корнеплодов: батат, или сладкий картофель (Ipomoca batatas); ямс (Pachyrrhizus erosus); маниок (Manihot esculenta) и маланга (Xanthosoma spp.). Все названные растения до сих пор выращиваются индейцами горных и низменных районов майя. Они были введены в культуру задолго до открытия Америки европейцами. Названия по крайней мере двух из них — маниока и батата — появились у майя, по лингвистическим данным, еще до начала нашей эры. Следует отметить, что по урожайности корнеплоды значительно превосходят маис[11].

По данным американской службы земледелия за 1959 г., в Гватемале на площади 1280 га было собрано 3700 т маниока (2,8 т с 1 га). В том же году урожай батата составил в среднем по 2,9 т с 1 га. В целом, учитывая все приемы и методы подсечно-огневого земледелия современных гватемальских крестьян, один земледелец может прокормить с участка в 3-5 га либо 12,6 человек (если выращивается маис), либо 16 человек (если выращивается маниок). А это дает уже возможную плотность населения в среднем 300-400 человек на 1 км 2 , т. е. значительно больше, чем считалось до сих пор.

He приходится сбрасывать со счетов и еще некоторые виды добывания пищи: сбор диких плодов и растений, охота, рыболовство, всесторонняя эксплуатация морских, речных и озерных пищевых ресурсов, разведение индеек и съедобных собак, пчеловодство. Каждый из этих способов, в зависимости от конкретных природных условий, играл бо́льшую или меньшую роль, но суть вопроса в том и состоит, что всегда надо иметь в виду комплексный и разносторонний характер хозяйственной деятельности древних майя, направленной на максимально полное использование местных природных ресурсов.

Террасы древних майя в горной Гватемале (районы оз. Атитлан)
Террасы древних майя в горной Гватемале (район селения Солола)
Террасы древних майя в горной Гватемале (районы оз. Атитлан — слева и селения Солола — справа)

Земледельческие работы у ацтеков (Флорентийская рукопись, 1570 г.). Общий характер земледелия у ацтеков был близок земледелию древних майя
Земледельческие работы у ацтеков (Флорентийская рукопись, 1570 г.). Общий характер земледелия у ацтеков был близок земледелию древних майя

Приподнятые поля расположены обычно на более высоких и сухих безлесных участках речной долины, на некотором удалении от главного русла. Согласно полученным данным, общая площадь таких полей по р. Канделария составляет 1,5-2 км 2 . Ежегодно они затопляются водой во время паводков, так что из воды выступает только их верхняя часть. В местности Эль-Тигре на одном из таких приподнятых полей были заложены шурфы. В ходе раскопок обнаружены два больших куска твердого дерева, возраст которого, по данным радиоуглеродного анализа, 1721±50 лет (т. е. 229 г. н. э.). Можно считать, таким образом, что приподнятое поле не могло быть сооружено позже этого времени.

Аналогичные поля были найдены на севере Белиза, в долине р. Ондо. Их возраст, если верить радиоуглеродным анализам, еще более велик — II тысячелетие до н. э.

В мексиканском штате Кампече среди руин древней Эцны с помощью аэрофотосъемки обнаружена и исследована еще одна интересная система водосборных каналов и резервуаров для воды[14]. В естественных условиях вода встречается в Кампече на поверхности лишь в сезон дождей. В этот период здесь выпадает свыше 1000 мм осадков. Но чтобы выжить на раскаленной известняковой равнине в сухое время года, уже первые поселенцы этого района должны были мобилизовать все имевшиеся местные ресурсы воды. Для этого майя прежде всего углубили и расширили естественные сезонные водоемы, чтобы выпавшая в период дождей вода сохранялась там круглый год. Затем они построили сеть водосборных каналов и искусственных резервуаров. В них жители Эцны конца I тысячелетия н. э. могли запасать до 2 млн м 3 воды. Самый длинный канал города имел протяженность свыше 12 км, ширину до 50 м и глубину от 1,5 до 2 м. Канал соединял центр Эцны с ее окраинами. Всего для строительства этой сложной сети каналов и резервуаров жителям города потребовалось вынуть приблизительно 1,75 млн м 3 грунта. Для сравнения можно сказать, что примерно такой же объем работ был затрачен для возведения гигантских пирамид Солнца и Луны в древнем Теотихуакане, в долине Мехико, на рубеже нашей эры; высота первой из них 60 м, второй — 42 м.

[1] Evans I. G. An introduction to environmental archaeology. N. Y., 1978.

[2] McAdams R. С., Nissen H. I. The Uruk countryside: the natural setting ofurban societies. Chicago, 1972; Sanders W. T. The Basin of Mexico, ecological processes

[3] Bray W. Land-use, settlement pattern and politics in prehispanic Middle America: a review. — In: Man, Settlement and Urbanism. L.,1972, p. 909.

[5] Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.-Л., 1963, с. 171, 210.

[6] McAdams R. E. Prehistoric Mesoamerica. N. Y., 1977, p. 140.

[7] orley S. G. The Ancient Maya. Stanford, 1956, p. 132.

[8] Вавилов H. И. Великие земледельческие культуры доколумбовой Америки и их взаимоотношения. — Избр. тр., т. II. М.,1960, сс. 166, 167.

[9] Pollock H. et al. Mayapan, Yucatan, Mexico. — Carnegie Institute Publication, №619.Washington, 1962.

[10] Puleston D., Puleston O. S. — Archaeology, 1971, v. 24, №4, p. 336.

[11] Bronson B. — Southwestern J. of Anthropol., 1966, v. 22, №3, p. 267.

[12] Hammond N. Agricultural Intensification in the Maya Lowlands. — Actes du XLII-e Congrès International des Américanistes. P., 1979,v. VIII, p. 328.

[13] Подробнее см.: Каналы древних майя. — Природа, 1981, №5, с. 122.

[14] Matheny R. T. — Science, 1976, v. 193, №4254, p. 640.

[15] Dahlin B. Preliminary investigations of agronomic potentials in "bajos" adjacent to Tikal. — Actes du XLII-e Congrès International des Américanistes. P., 1979, v. VIII, p. 306.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная — полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, — отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды —карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы —жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. — Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. — Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. — Средний формативный
  • 300 г. до н.э. — 150 г. н.э. — Поздний формативный
  • 150-300 гг. — Протоклассический
  • 300-600 гг. — Раннеклассический
  • 600-900 гг. — Позднеклассический
  • 900-1200 гг. — Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. — Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

Дворец №1. Город Тикаль. Гватемала.

Дворец №1. Город Тикаль. Гватемала.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид — приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период — I (III) -X вв. н. э.— время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями — сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. — узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,— обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло. Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы — индюков. Функцию кошки выполняла носуха — разновидность енота.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур — какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей — 292 г. н. э.— обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Парижская рукопись — полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Выделяются два основных типа построек — дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50—60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение — иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора —штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение — это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета —пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием —традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события — войны рабиналя с киче — накладываются на мифологическую основу — сказание о похищении богини вод—супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Массовая вырубка деревьев народом майя и активное осушение болот под сельскохозяйственные угодья привели к глобальным изменениям экосистемы тропических лесов и способствовали потеплению. Об этом говорят в своем исследовании сотрудники Техасского университета в городе Остин (США).

В частности, археологи увидели, что добыча глины и активное ведение сельскохозяйственных работ с применением удобрений стали причиной эрозии почвы. Ландшафтные изменения и добыча строительного материала оказали серьезное воздействие на окружающую среду.

Ранее ученые выдвигали гипотезу, что для разрушения цивилизации майя было достаточно совсем небольшой засухи . Ученые считают, что история гибели майя должна послужить уроком современным людям, которые также находятся на пороге глобального изменения климата.

В Культура майя Это была цивилизация, которая развивалась в Месоамерике и занимала территории современной южной Мексики и северной части Центральной Америки, достигнув Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Белиза. Хотя его начало восходит к доклассическому периоду, его апогей пришелся на классический период, между 250 и 900 годами нашей эры. С.

С этого момента цивилизация майя пережила длительный упадок, за исключением городов, расположенных на полуострове Юкатан, где эта культура сохраняла свое великолепие еще несколько столетий. Приход испанцев уничтожил последние остатки этой цивилизации.

Эта цивилизация считается одной из самых продвинутых среди всех, которые развивались в Мезоамерике. Среди его достижений - создание полноценного письменного языка, а также его вклад в архитектуру и искусство. Точно так же они были изобретателями сложных астрономических и математических систем.

В отличие от других мезоамериканских культур, майя не создали унитарное государство, а вместо этого образовали города-государства со значительной независимостью. Легитимность королей исходила из религии, поскольку они считались божественными фигурами в обществе с ярко выраженным классовым характером.

Происхождение и история

Происхождение культуры майя относится к доклассическому периоду, то есть между 2000 годом до нашей эры. C и 250 дн. Уже в классический период наступил момент максимального расцвета этой цивилизации.

Доклассический период (ок. 2000 г. до н.э. - 250 г. н.э.)

Первые поселения, построенные майя в Белизе, возникли около 2600 г. до н.э. Восемьсот лет спустя они достигли побережья Тихого океана, в частности региона Соконуско. На этом этапе они уже занимались сельским хозяйством, но только для некоторых основных продуктов, таких как бобы, перец чили или кукуруза.

Уже в период среднего доклассического периода поселения майя начали расти, пока не стали городами. Самым старым задокументированным местом был Накбе, расположенный в департаменте Петен на территории современной Гватемалы. Также на этом этапе майя начали заселять север Юкатана.

Обнаруженные останки заставили археологов подтвердить это в 3 веке до нашей эры. C. Майя уже создали систему письма, по крайней мере, в Петене.

Позже, в конце доклассического периода, города майя продолжали расти. Среди них выделялись Эль-Мирадор и Тикаль.

Однако развитие культуры майя остановилось в I веке до нашей эры. Многие из построенных великих городов были заброшены, не зная причины этого разрушения.

Классический период (ок. 250-900 г. н.э.)

Цивилизация майя снова возродилась в классический период, когда она жила в своем максимальном великолепии. Эксперты делят этот период на две части: ранняя классика, между 250 и 550 годами нашей эры. До н.э., и поздняя классика, продолжавшаяся до 900 г. С.

В ранней классике города майя восприняли влияние Теотиуакана, большого города, расположенного в долине Мексики. Правители этого города отправили военную экспедицию в Тикаль в 378 году нашей эры. C. и установил новую королевскую династию.

Его отношения с Теотиуаканом позволили Тикалю развиваться, пока он не стал правителем всех центральных низменностей. Только Калакмуль, расположенный в Петене, мог соперничать с могуществом Тикаля, поэтому между обоими городами возникло сильное соперничество.

Позже, во время поздней классики, майя испытали большой культурный взрыв, вызванный королями важнейших городов-государств этого периода: Тикаль, Паленке, Копан, Пьедрас Негран или Яшчилан, среди других.

Как и в доклассический период, новый крах затронул города-государства майя между IX и X веками нашей эры. C. Существуют различные теории о причинах этого спада, ни одна из них не подтвердилась. С другой стороны, последствия известны: оставление многих городов и возвращение к политической системе первого этапа доклассического периода.

Постклассический период (ок. 950-1531 гг. Н.э.)

Полуостров Юкатан был единственной областью, которая не пострадала от упадка, от которого пострадали города майя. Таким образом, эта территория превратилась из наименее важной территории в продолжателя всей своей культуры.

Чичен-Ица ​​был самым важным городом в первой половине этого периода. Это поселение возникло в 987 году нашей эры. C., когда представители этнической группы Ица прибыли в этот район из Табаско.

В 13 веке Ица потерпели поражение от коалиции, состоящей из кокомов из Майяпана и наемников из центральной Мексики. Следствием этого стало установление деспотической системы правления, просуществовавшей до 1441 года. В том же году союз городов-государств разрушил город.

Последние годы постклассического периода характеризовались непрерывными войнами, в которых города-государства сталкивались друг с другом.

После прихода испанских завоевателей майя потеряли все свое влияние и, как и остальные коренные народы, были вынуждены принять религию и обычаи победителей. Несмотря на это, какое-то время некоторые города сопротивлялись, например Тайасал, последний оплот цивилизации майя в Петене, который сопротивлялся до 1697 года.

Географическое и временное положение

Хронология цивилизации майя насчитывала несколько тысячелетий. Взяв за основу первые поселения в Белизе, эта культура возникла в 2600 году до нашей эры. Хотя основной крах произошел около 900 года нашей эры. C., его владения на Юкатане сопротивлялись еще несколько столетий.

Географическое положение

Территория, на которой поселилась культура майя, со временем менялась, достигнув максимального расширения в классический период.

В то время цивилизация майя контролировала около 280 000 квадратных километров: нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо и часть Кампече и Чьяпас; Петен и Изабаль в Гватемале; районы северо-востока Гондураса; и Белиз.

Таким образом, страна майя (называемая Майяб) включала три экологических ареала: полуостров Юкатан; нагорье Чьяпаса и Гватемалы; и центральный район Петена. Последний был наиболее сложным, так как характеризовался тропическим лесом и частыми дождями. Однако именно там эта цивилизация достигла своего максимального расцвета.

Общая характеристика майя

Цивилизация майя считается одной из самых важных на всем американском континенте. Его вклад в такие предметы, как математика, астрономия или архитектура, сильно повлиял на более поздние цивилизации.

Религия

Майя исповедовали политеистическую религию, и их верования были тесно связаны с природой. Самыми важными богами были Ицамна и Хунаб Ку, в дополнение к другим богам, связанным с дождем, солнцем, сельским хозяйством, смертью и другими аспектами их повседневной жизни.

Религия майя утверждала, что было четыре предыдущих исторических периода, которые были разрушены действием различных природных элементов в каждом случае: воздуха, воды, земли и огня.

Для майя было очень важно совершать различные религиозные обряды. Они варьировались от поста до жертвоприношений, молитв или танцев. Все эти церемонии проводились священниками и во многих случаях совершались в пирамидах, которые служили храмами для поклонения.

Значительная часть их верований и мифологии собрана в двух разных произведениях. Первая, считающаяся Библией майя, - это Пополь Вух, или Книга сообщества. Второй - это Чилам балам, написанная уже во время завоевания испанцем Диего де Ланда.

Война

Война и воины имели большое значение в культуре майя. На протяжении его истории очень часто происходили военные конфликты, которые в большинстве случаев сталкивали разные города-государства друг с другом.

Все это привело к тому, что воины приобрели высокий социальный престиж и стали частью высшего класса.

Экономика

Основным видом экономической деятельности майя было сельское хозяйство, от которого они получали большую прибыль.

Владение сельхозугодьями было отражением их политической и религиозной организации. Таким образом, вся земля принадлежала правителю (Ахау), который отвечал за ее назначение в зависимости от потребностей каждой семьи.

Крестьяне имели право сохранить собранный урожай, хотя часть урожая должны были сдавать государству. В свою очередь, правители помогали крестьянам во времена бедности и молились богам, чтобы урожай был обильным.

Коммерция

Король контролировал всю торговлю между различными городами-государствами майя. В свою очередь, купцы образовали собственную касту наследственного характера. Со временем они создали обширную торговую сеть.

Торговцы привозили предметы роскоши, такие как нефрит или соль, в такие города, как Теотиуакан и другие по всей Мезоамерике. Кроме того, они также использовали для перевозки местной сельскохозяйственной продукции и поделок.

Важность торговли на протяжении веков привела к появлению денежной системы, хотя и довольно простой.

Дань уважения

Помимо упомянутых выше, экономика майя опиралась на еще один важный фактор: уплату налогов. Их можно было оплачивать за счет личного труда, который давал работу для строительства общественных зданий.

Одежда

Как и в других мезоамериканских цивилизациях, общественный класс определял тип одежды в культуре майя.

Таким образом, мужчины из низшего сословия носили очень простые трусики и носили грудь без прикрытия. Со своей стороны, женщины того же класса носили широкие рубашки разных цветов, сделанные из хлопка, а также длинные юбки.

Высший класс, состоящий из королевской семьи и высокопоставленных чиновников, носил одежду более высокого качества. В них выделялись украшения из перьев и камней.

Арифметика и астрономия

Майя принесли большие успехи в астрономию и арифметику, что повлияло на более поздние культуры. Среди его вкладов - создание системы нумерации по основанию 20, в которой, как большое новшество, был введен знак, отражающий число 0. Следует отметить, что нулю потребовалось гораздо больше времени, чтобы появиться в арабских цифрах.

Создание этой системы было мотивировано астрономическими исследованиями, проведенными этой культурой. Астрономам майя нужен был способ записи своих наблюдений за небом, который они использовали для регулирования сельскохозяйственного цикла.

Календарь

Две упомянутые области науки использовались майя для создания двух разных календарей: цолкин (ритуал) и хааб (солнечный).

Первый из них разделил год на 13 месяцев по 20 дней в каждом, что в сумме дало 260 дней. Священники использовали его, чтобы предсказывать будущее каждого человека. Со своей стороны, вторая составляла 18 месяцев по 20 дней, всего 360 дней. К этому пришлось добавить еще 5 дней, названных неудачными.

Когда оба календаря были объединены, майя получили 52-летние циклы, называемые короткими аккордами.

Помимо вышесказанного, майя создали еще один более сложный календарь, названный длинным счетом. Это предназначалось для подсчета времени, прошедшего с момента создания мира, что, по их верованиям, произошло в 3114 году до нашей эры. С.

Письмо

Еще одним большим вкладом культуры майя была система письма. Его алфавит состоял из более чем 700 символов, многие из которых все еще не были расшифрованы. Его написание состояло из фонетических и идеографических знаков.

Математика

Майя преуспели в использовании математики, они изобрели шестнадцатеричную систему счисления, особенно в качестве инструмента для измерения времени.

Политическая организация

Одно из существенных различий между культурой майя и другими культурами, такими как ацтеки или инки, заключается в том, что первые так и не сформировали единое государство. Его территория состояла из независимых городов-государств или вождеств.

Взаимоотношения между всеми этими политическими образованиями на протяжении истории сильно менялись. Таким образом, очень часто между ними возникали периоды напряженности, которые могли привести к тому, что одни поселения стали вассалами других. Точно так же конъюнктурные союзы были обычным явлением для победы над общим врагом.

Несмотря на вышесказанное, в некоторые периоды появлялись города, достаточно могущественные, чтобы контролировать целый регион. Некоторыми из этих владык были Тикаль, Майяпан или Калакмуль.

правительство

В каждом городе было собственное правительство, у каждого из которых стоял король. Этот правитель, которого звали Галах Уйник, имел статус бога и его положение было наследственным.

Халах Уйник (истинный человек по-испански), также называемый Ахау, и его семья занимали все высокие административные, религиозные, судебные и военные должности.

Абсолютная власть монарха была основана на его функции посредника между богами, с которыми он был в родстве, и людьми. Из столицы своих владений Халах Уйник контролировал все аспекты сообщества.

Чтобы осуществлять этот контроль, король полагался на своих родственников батабуда, которые управляли второстепенными центрами территорий. Кроме того, эти высокопоставленные должностные лица отвечали за сбор дани, председательство в местных советах и ​​отправление правосудия.

Социальная организация

Еще в доклассическом периоде майя создали тип строго иерархического общества. Таким образом, существовало сильное социальное разделение между элитой и низшим классом, классом простолюдинов.

Со временем это общество развивалось, особенно когда города начали расти. С увеличением численности населения появились новые профессии, которыми занимались специализированные рабочие.

С другой стороны, в поздней классике произошло значительное увеличение числа представителей самых богатых и могущественных классов.

По мнению экспертов, эти изменения могут привести к развитию своеобразного среднего класса. В его состав входили низшие чиновники и священники, торговцы, ремесленники и солдаты.

Королевская семья

На вершине социальной пирамиды находился король и остальные члены его семьи. Монарх, как уже указывалось, взял на себя все полномочия королевства, включая религиозные. Практически царь считался богом и выполнял роль посредника между божествами и людьми.

Положение царя передавалось по наследству от отца к сыну. Женщины могли получить доступ к трону только в том случае, если не было другой возможности, хотя это считалось меньшим злом перед лицом исчезновения династии.

Государственные серверы

Ниже королевской семьи были государственные чиновники. Этот класс состоял из руководителей церемоний, военных и сборщиков налогов. В этом же социальном классе были также священники, которые, помимо своих религиозных задач, занимались изучением астрономии и других наук.

Другой сектор, входивший во второй социальный эшелон, - это дворяне. Их титулы передавались по наследству, и вместе со священниками они давали советы королям, когда им приходилось решать какой-либо вопрос.

Ниже класс

Не считая рабов, которые не имели никаких прав, низший класс общества состоял из всех, кто не принадлежал к предыдущим классам. Следовательно, это было подавляющее большинство населения. Большинство из этих простых людей были фермерами, хотя ремесленники также были включены в этот класс.

Крестьяне, будучи в высшей степени аграрным обществом, составляли самую большую группу внутри низшего класса. Помимо работы в поле, они были обязаны записаться в армию на случай войны. Эта деятельность была одним из немногих вариантов, которые простолюдины имели для улучшения своего положения, так как самые выдающиеся воины были признаны правительством.

Культура

Цивилизация майя была одной из самых важных в доколумбовой Мезоамерике. Среди наиболее важных культурных достижений - архитектура и создание ее календарей.

Гастрономия

Как видно из Пополь Вух, одна из священных книг майя, эта цивилизация всегда имела очень тесную связь с продуктами земли, особенно с кукурузой. Фактически, согласно их верованиям, человек был создан из этого злака.

Кукуруза была основой диеты майя, наряду с другими основными продуктами питания, такими как бобы. Последний использовался для приготовления пюре, которое ели на лепешках.

Позже, по мнению специалистов, майя начали вводить в свой рацион фрукты и овощи. Среди наиболее распространенных - тыква, гуава, папайя и авокадо.

Наконец, специалисты утверждают, что майя тоже употребляли в пищу мясо, хотя и не в большом количестве. Были обнаружены доказательства того, что они приручили животных, предназначенных для их потребления, таких как индейки или собаки. Точно так же он также ел диких животных и рыбу.

Традиции

Помимо предыдущего, майя также проводили религиозные обряды в сенотах. По мнению экспертов, поклонение этим природным местам было связано с их сакральным характером, поскольку они считались дверью в подземный мир. По этой причине его жрецы не только приносили жертвы, но и совершали ритуалы.

Именно эти человеческие жертвоприношения были еще одной из основных характеристик майя. Основной причиной их изготовления было покормить и поблагодарить богов. Кроме того, они думали, что принесенные в жертву наслаждаются вечной жизнью в загробной жизни.

Другие мотивы жертв заключались в том, чтобы гарантировать, что вселенная продолжит нормально функционировать. Это включало в себя смену сезонов и рост урожая, а также благоприятную погоду.

Изобразительное искусство

В культуре майя искусство было чем-то зарезервированным для высшего класса, который считал, что художественные произведения призваны связывать их с их предками.

Среди его наиболее значимых творений - резьба и барельефы, такие как те, что появились в Паленке, а также антропоморфные статуи. Точно так же они также достигли большого мастерства в росписях, которые украшали керамику, как погребальную, так и прочие.

Новым аспектом по сравнению с остальными мезоамериканскими культурами является тот факт, что художники подписывали свои работы, что было обнаружено при расшифровке некоторых остатков письменности.

Архитектура

Архитектура майя считается ее важнейшим художественным проявлением. Однако стиль его построек варьировался в зависимости от города, а также от имеющихся материалов, топографии и вкуса высшего сословия.

Историки утверждают, что архитектура майя достигла высокого уровня сложности, особенно в строительстве дворцов, храмов, обсерваторий и пирамид. Архитекторы стали использовать в этих зданиях арки и своды, а кроме того украсили их картинами и скульптурами.

Однако дома простолюдинов не обладали ни одной из этих характеристик. В его случае материалы были непрочными и скоропортящимися, поэтому образцы не сохранились.

Читайте также: