Поэтические искания декабристов кратко
Обновлено: 05.07.2024
Мечтая, как все романтики, о благотворных нравственных и духовных переменах в своем Отечестве, декабристы полагали, что именно эти перемены приведут к исцелению вековых социальных язв, среди которых на первом месте у них стояло крепостное право.
Поэты гражданского романтизма не удовлетворены камерностью, интимной замкнутостью содержания поэзии школы Жуковского, их не устраивает поэтический язык, не предназначенный для передачи возвышенных, патриотических чувств и народного просторечия.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Поэтические искания декабристов.
Исторический экскурс. Декабристы – это участники российского оппозиционного движения начала 19 века, которые получили свое название по месяцу антиправительственного восстания – 14 декабря 1825 года. Идеология декабристов была направлена против самодержавия и крепостного права. Декабристское движение зародилось после Отечественной войны 1812 года, так как этому зарождению поспособствовала сама война. Во-первых, после победы русских над Наполеоном в общественных массах возник умственный переворот: почему на поле боя кровь проливали все – и дворяне и крестьяне, т.е. победу добыли общими силами, а после войны все герои снова разделились на господ и рабов. Другими словами, в обретении победы все были равны, а после ее обретения – снова неравенство. Это стало расцениваться, как социальная несправедливость, что породило в умах свержение крепостного права – основная задача декабристов. Во-вторых, после Отечественной войны 1812 года Аракчеев – человек военный и жесткий, который возглавлял армию и был доверенным лицом при истинном правителе Александре I и фактически его заместителем, решил, чтобы не терять боевой готовности в случае новой войны, ужесточить дисциплину в армии в разы. Доходило до унижения и рукоприкладства солдат, что не могло расцениваться дворянами, которые служили в этой армии, как произвол самодержавной власти. В историю период негласного правления Аракчеева при Александре I вошел под название аракчеевщина. Таким образом в среде дворян родилась ненависть к произвольной самодержавной власти и, как следствие, идея ее свержения. В-третьих, знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы. Таким образом, война 1812 года стала почвой для возникновения декабристских обществ.
Так как дворяне обладали большими возможностями, чем крепостные крестьяне, то именно они и стали главными фигурами декабристских обществ и движений. В числе дворян-декабристов было много поэтов и писателей: В.Ф. Раевский, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, А.А. Бестужев, К.Ф. Рылеев. Декабристами неслучайно становились именно певцы слова, так как они считали, что словом можно воздействовать на умы людей и двигать общественными массами, то есть слово – этог главное пропагандистское оружие в борьбе с самодержавной властью и крепостным правом. Поскольку в начале 19 века основным и чуть ли не единственным средством массовой информации была печатная продукция и литература, то поэты и писатели-декабристы решили воспользоваться своим литературным талантом, чтобы повлиять на умы людей и призвать их к восстанию и революции.
Особенности творчества декабристов . Творчество декабристов создавалось в духе гражданского романтизма. Какие же особенности были характерны для этого жанра:
А) основная тема творчества – патриотизм: Родина, ее граждане и их благополучие – это самое основное, что должно волновать каждого уважающего себя человека и гражданина;
Б) основная идея творчества декабристов – оживить дух патриотизма и призвать читателя к действию, направленных на благо своей родины, а благо они видели в свержении самодержавия и отмены крепостного права;
В) декламационный стиль творчества – прямое обращение к слушателю;
Д) лирический герои – это всегда патриот, гражданин и борец. Пассивного гражданина и патриота гражданский романтизм не создавал и не принимал. По мнению декабристов, патриот – это всегда борец, который любит свою родину и любой ценой, даже ценой собственной жизни борется за ее благополучие;
Ж) назначение творчества – не развлечь, не вызвать нежность, а призвать к новому жизненному устройству, то есть жизнестроительное назначение творчества;
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
Вот к западу простер он руки;
В глазах вдруг пламень засверкал,
И с видом нестерпимой муки,
В волненье сильном он сказал:
" О край родной! Поля родные!
Мне вас уж боле не видать;
Вас, гробы праотцев святые,
Изгнаннику не обнимать.
Горит напрасно пламень пылкий,
Я не могу полезным быть:
Средь дальней и позорной ссылки
Мне суждено в тоске изныть.
Но вековые оскорбленья
Тиранам родины прощать
И стыд обиды оставлять
Вез справедливого отмщенья —
Не в силах я: один лишь раб
Так может быть и подл и слаб.
Могу ли равнодушно видеть
Порабощенных земляков? Нет, нет!
Мой жребий: ненавидеть
Равно тиранов и рабов.
Девиз пронизан призывом к борьбе за свободу. Наливайко предчувствует свою гибель, но все равно идет в бой:
Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителя народа —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, —
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благославляю!
Радость погибнуть за родину – это высшее проявление патриотизма. Надо отметить, что эти строки стали для Рылеева пророческими: в них он увидел свою погибель, которая и настигла его после восстания в декабре 1825 года. Поэма так и осталась незаконченной.
Поэты гражданского романтизма не удовлетворены камерностью, интимной замкнутостью содержания поэзии школы Жуковского, их не устраивает поэтический язык, не предназначенный для передачи возвышенных, патриотических чувств и народного просторечия.
Катенин Павел Александрович (1792-1853)
«Друзья! – сказал я им, – настал нам день блаженный,
Наш замысл довершить великий и священный;
К спасенью Рима Бог нас силою облек,
И счастью всех претит единый человек…
Искать ли случая? Но завтра он готов:
Он в Капитолии чтит жертвами богов,
И сам падет, от нас на жертву принесенный
Пред Вечным Судией спасению вселенной.
Кто охранит его? Там наши все друзья;
Сосуд и фимиам ему вручаю я.
Да будет знаком вам, когда я сей рукою
Не фимиам – кинжал глазам его открою…
Казни столп; над ним за тучей
Брезжит трепетно луна;
Чьей-то сволочи летучей
Пляска вкруг его видна.
«Кто там! сволочь! вся за мною!
Вслед бегите все толпою,
Чтоб под пляску вашу мне
В селе Зажитном двор широкий,
Светлица и терём высокий,
В той равнине холм высокий,
На холме ракитов куст.
Витязь там; стрелами пуст,
Тул отброшен бесполезный;
Конь лежит, в груди стрела;
Решето стал щит железный,
Меч – зубчатая пила.
Но порой в словах древнего героя Мстислава Мстиславича звучат речи, близкие и по форме, и по содержанию вольнолюбивой гражданской лирике декабризма:
Но чем бы ни решались битвы,
Моя надежда все крепка:
Услышит наши Бог молитвы,
И нас спасет Его рука.
Он русским даст терпенья силу,
Они дождутся красных дней…
Глинка Федор Николаевич (1786-1880)
Страна, лишенная законов и свободы,
Не царство – но тюрьма: в ней пленники народы…
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 282 632
- КНИГИ 671 300
- СЕРИИ 25 854
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 714
История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы
В соответствии с новыми данными филологической науки пересматривается традиционная периодизация историко-литературного развития, расширяется и уточняется представление о ренессансной природе русского реализма.
О национальном своеобразии и духовных основах русской классической литературы XIX века
Вера в божественную, преобразующую мир силу художественного слова.
Читайте также: