Мастерство монологической речи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Приведем некоторые причины, вызывающие скованность оратора:

Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей.

Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей.

Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Одному из слушателей курса Д. Карнеги по искусству речи Дж. О'Хэйру исполнилось 40 лет, когда он решился пойти учиться ораторскому мастерству. Дело в том, что, занимаясь продажей грузовых автомобилей, он по пять-шесть раз проходил в нерешительности мимо конторы каждой фирмы – потенциального покупателя, прежде чем войти в нее. И даже войдя, он настолько терялся, что не мог произнести ничего, кроме двух-трех бессвязных фраз.

Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.

К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления,оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему. Что же сделает оратор-профессионал?

Еще пример – оратор оговорился.Как тут поступить? Извиниться перед аудиторией, сказав, что такое с каждым может случиться, или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Все зависит от существа оговорки.

Следует быстро определить, меняется ли от этого смысл высказывания? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? В соответствии с этим и выбирается вариант речевого поведения.

Если слушатели не проявляют внимания,а некоторые из них даже покидают зал в разгар выступления, надо помнить, что не всякая негативная реакция (или принимаемая за негативную) слушателей вызвана оратором или относится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступления.

Разные причины могут побудить отдельных слушателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или прием у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мастера по ремонту телевизора, посещение больного и т. д. Возможно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора (этот факт, кстати, желательно уточнить после выступления).

Не следует спешить, волноваться, если у кого-то из слушателей слипаются глаза. Возможно, они провели бессонную ночь: подготовка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затянувшийся домашний праздник и т. д. Поэтому не стоит отпускать в их адрес резких реплик, что может негативно повлиять на остальных слушателей. Напротив, рекомендуется оживить свою речь, чтобы как-то удержать внимание слушателей, разнообразить ее речевыми тактиками (примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором) с учетом конкретной речевой ситуации.

Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыдущий оратор высказал то же самое или прямо противоположное, и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удачно приведенную информацию. Если же слушатели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом.

Если из зала послышались реплики,опытный оратор быстро оценит изменение речевой ситуации в связи с этим: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существенно). В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументировано отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления.

Если же ясно, что грубой репликой слушатель хочет сбить или вывести из равновесия оратора, подвергая при этом сомнению саму цель выступления, то следует незамедлительно переходить в наступление и остроумными и неожиданными выражениями парировать реплики с места, конечно, не опускаясь при этом до оскорбительных фраз.

На основе анализа соответствующих литературных источников можно сформулировать следующие рекомендации молодым ораторам.

1. Настройтесь на аудиторию.

2. Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут добиться одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время своей речи в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.

17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.

18. Не делайте неоправданных обобщающих выводов, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.

19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Приведем некоторые причины, вызывающие скованность оратора.

Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей.

Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей.

Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Приведем некоторые причины, вызывающие скованность оратора.

Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей.

Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей.




Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.


Человек постоянно пользуется речью в ее устной и письменной формах, но эти формы также разделяются на разные виды. Одна из форм классификации – по тому, сколько человек участвует в речевом процессе и в каком качестве. Например, одной из распространенных речевых форм является монолог.


Что такое монологическая речь и ее разновидности

Итак, монолог – это такой тип речи, который предполагает, что говорит один человек, и при этом его слова частично либо полностью не связаны с тем, что говорил его собеседник – и в содержательном, и в структурном контекстах.

Особенности монологической речи заключаются в том, что она гораздо более традиционна в выборе языковых средств, чем диалог или полилог. Композиционные средства также достаточно классические, а синтаксическое построение реплик – гораздо более сложное, чем в диалогической речи. Надо сказать, что для бытового общения монологическая речь достаточно не характерна.

Обычно монолог – это удел таких сфер, как искусство и образование, также классическим ее примером является ораторское выступление на конференции или другая публичная речь. Выступление на телевидении или радио – тоже классический пример монологической речи.

Также благодаря тому, что мысль в таком типе речи облекается в слова, можно говорить о том, что она выполняет и функцию осмысливания.

Важно понимать, что основная характеристика монолога – это наличие адресата – в ней используются местоимения второго лица, обращения, глаголы в форме повелительного наклонения и так далее, то есть монологическая речь всегда обращена к кому-то.

Выделяют несколько разновидностей монологической речи.

Повествовательный тип построен по классической схеме повествования, то есть в таком монологе есть начало, кульминация и завершение. Такой тип монолога, как рассуждение, обязательно содержит тезис, доказательства – или одно доказательство, а также вывод. И последний, третий тип монолога – это исповедь. Он представляет собой симбиоз повествования и рассуждения, сочетание их характерных критериев.

Внутренний монолог – это особая разновидность монологической речи, которая имитирует так называемый поток сознания, то есть сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности человека. Именно поэтому во внутреннем монологе часто используются прерывистые, неполные предложения.

Функции монологической речи

Их несколько, причем их довольно трудно поделить по важности. Так, с помощью монолога человек создает себе социальный резонанс, также это способ эмоциональной разрядки и выражения себя. Что касается функции воздействия, то говорящий с помощью монолога может воздействовать как на аудиторию, так и на самого себя.

В литературе монолог используется для того, чтобы показать душевное движение персонажей, что особенно важно в драматургических произведениях, где данная форма речи выходит на первый план.

Что мы узнали?

Монолог – это речь одного человека, которая в то же время всегда обращена к слушателю, реальному или воображаемому. Существует три вида монолога – повествование, рассуждение и исповедь. Каждый из них имеет свои характерные признаки и необходим для разных целей. Чаще всего эта речевая разновидность используется в таких сферах, как образование и искусство. Также у монологической речи есть множество важных функций, от выражения себя и эмоциональной разрядки до создания социального резонанса. Кроме того, монолог всегда создается с целью воздействия на самого говорящего или на его слушателей. Особенно важную функцию этот тип речи играет в литературе и, в частности, в драматургии.

Монологическая речь в русском языке рассматривается как активный вид речевой деятельности, который рассчитан на донесение информации до слушателей одним лицом. Это сложная форма высказывания, которая используется целенаправленно для воздействия на аудиторию и при этом является невербальным средством общения, в отличие от диалога. Структуру текста выстраивает выступающий человек, определяя необходимость использования языковых средств и композицию.

Монологическая речь в русском языке

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Монологическая речь

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

Говорящий предварительно готовит текст

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

  • повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов);
  • рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод;
  • исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. ).

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Особый вид монолога — внутренний

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Функция монологической речи

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.



Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.

Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи

Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.

Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.

В методике русского языка принято выделять два типа монолога:

  • Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
  • Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.

Существует и классификация монологов по цели высказывания:

Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).

Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.

В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:

  • Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
  • Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
  • Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.

В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)

Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи

  • Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.

Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.

  • Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
  • Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
  • Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
  • Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
  • Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
  • Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.

Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.

На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.

Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: