Почитание святынь это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Почему было столь благоговейное отношение к Ковчегу Завета? Разве евреи не знали разницы между предметом и Богом? Нет, но Ковчег связывал человека с его Создателем, и честь воздаваемая Ковчегу принадлежала Богу, а не предмету. Если бы Ковчег почитали отдельно от Творца, то это было бы самым обыкновенным идолопоклонством.
Слова о вознесение хвалы Богу в святынях означает то, что воздаваемая почесть к священным предметам переходит непосредственно к Богу. То есть через священные предметы человек служит Богу, поэтому воздаваемая честь святыни принадлежит не предмету, а Творцу. Как и молитва перед иконой предназначается не образу, а первообразу. Это древнейший духовный принцип.
Святынями являются вещи, которые имеют непосредственное отношение к Творцу в этом мире. Это храмовая утварь, иконы, Писание, богослужебные предметы и т.д. Все это требует особого, благоговейного отношения. Ведь тот, кто чтит Бога, будет с почтением относиться ко всему, что имеет к Нему прямое отношение. Таким образом, любая материя, чрез которую Творец действует видимым образом, или освящает благодатью — требует почитания.
В Москву с Афона привезены Дары волхвов — святыня Рождества Христова. Люди стоят в очереди к храму Христа Спасителя по нескольку часов. Два года назад люди готовы были сутки стоять к Поясу Богородицы. Естественным образом возникает вопрос: не язычество ли это? Зачем поклоняться святыням?
Догматическое учение о святыне
Почитание святынь — часть догматического учения и литургической традиции Церкви, закрепленных на VII Вселенском Соборе. Решения Собора касались двух типов святынь: иконы и мощи.
Догмат об иконопочитании:
Правило о почитании мощей:
Почитание мощей закрепляет древнюю традицию служения литургии и молитвы на мощах мучеников, нарушать которую не собирались даже иконоборцы: на иконоборческом соборе 754 года верующим предписывается просить молитв святых у их мощей.
Благодать
Так, например, в Великом водоосвящении обновляется материя воды. Сообщенная телам святых благодать позволяет им приобрести качество нетления, как бы предвозвещая воскресение мертвых в новых нетленных телах.
Чудотворения от икон также происходят под действием благодати и по вере молящихся, о чем говорится в общем Величании Богородице в честь Ее икон:
Точно таким же образом благодать может действовать и через предметы, соприкасавшиеся со святыми. Первым таким предметом является Животворящий Крест Христов — вспомним, что узнали его по исцелению болящего и воскрешению мертвого.
Так что нет ничего невероятного и в том, что после посещения Пояса Богородицы благочестивым бездетным парам удавалось родить детей.
Неисторические святыни?
Тут я позволю себе отвлечься от документов и цитат и порассуждать. Призываю к тому же и читателей.
Так вот, прикосновение к святыне — это прикосновение к истории. Принесли ли именно это золото и именно этот ладан Младенцу Христу волхвы с Востока или нет — не так важно. Важно то, что поколения христиан относились к этому золоту и ладану как к дарам Младенца Христа.
Обман — нет. Но здесь мы вряд ли встречаем сознательную ложь. Мы вовсе не полностью представляем себе психологию человека прошедших эпох, но кое-что знаем. Судя по тому, что вполне благочестивым в позднее средневековье и эпоху Возрождения считалось подписываться именами более древних авторов, как бы освящая таким образом свои мысли, вероятно, и создание предметов, отсылающих к древности, воспринималось как своеобразное перенесение настоящего в прошлого, а прошлого в настоящее. Возможно, эти дары Младенцу Христу принес средневековый художник, желавший прийти к Нему на поклонение вместе с волхвами.
Прикасаясь к святыне, мы тоже соучаствуем в этом дарении. Главное, чтобы оно тем не ограничилось. Поклонившись дарам волхвов, самым разумным будет взять вполне материальные дары и подарить их обычным земным детям или даже взрослым нуждающимся.
Это будет достойный подарок Младенцу Христу, как Он и говорил:
Иконопочита́ние – чествование и почитание святых православных икон, осуществляемое в соответствии с догматическим учением, литургическими и каноническими нормами Вселенской Православной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Вселенского собора).
Иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христианства – учение о Боговоплощении, т. е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения).
Не нарушает ли практика иконопочитания 2‑ю заповедь Ветхого Завета?
Вторая Заповедь Ветхого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им”. Эта заповедь направлена против идолопоклонства, а не иконопочитания, и её следует воспринимать в контексте, а не отрыве от 1‑й Заповеди “Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.
Немного истории. Ветхозаветный богоизбранный народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в единого Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами. Чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие верования в идолов (почитание животных, обожествление материальных объектов), Бог устанавливает эту заповедь.
Эта заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес языческим идолам и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам его изображать в образе человека.
Можно ли быть православным, но не почитать иконы?
Отказ от иконопочитания не так безобиден для христианского мировоззрения, как это может показаться на первый взгляд.
Во-первых это отказ от Символа веры в части веры в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Противопоставление себя всей Церкви, почитающей иконы – явный признак гордости.
Во-вторых, это искажённое, еретическое толкование Священного Писания, противопоставление Ветхого Завета Новому, отрицание их преемственности.
В‑третьих, это непонимание догматического учения Церкви.
В‑четвёртых, отрицая иконопочитание, противники священных изображений отсекают от себя и источник Божественного Откровения, и средство молитвенного общения.
Что является основанием догмата об иконопочитании?
Догмат иконопочитания сформулирован так: взирая на образ (икону), умом восходим к первообразу (Богу-Троице), к личности Христа, Богородицы и святого (в т.ч. ангела).
- Мы возносим молитвы тем, кто изображен на иконе. Сами иконы мы почитаем.
- Икона отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Чувственный аппарат человека оторван от Бога. И если человек будет молиться и при этом фантазировать (представлять Христа, святых) эти образы будут искажены его чувственной природой. А что такое икона? Это явление святому человеку. Недаром лучшие иконописцы перед написанием иконы постились и сугубо молились.
Что значит почитать образ Божий?
Какова связь между Евхаристией и иконопочитанием?
К кому обращены иконы?
Икона обращена прежде всего к Церкви, к ее литургической, молитвенной жизни. Но она, будучи одновременно тайной и христианским Откровением, несет свое служение и для мира. В наши дни нередко говорят о необходимости для Православной Церкви ее евангельского благовестия всему миру. Своим явлением миру икона сама есть свидетельство, сама есть православная миссия. А потому везде, где нет сознательного попрания святыни, где люди поклоняются Единому Истинному Богу или хотя бы только стремятся к истинному поклонению Ему, ищут Его, там везде следует приветствовать появление православных икон как свидетелей Истины.
Традиция почитания святых людей — предмет спора между различными течениями Христианской Церкви. Протестанты отрицают возможность существования людской святости, считая католиков и православных христиан идолопоклонниками. Развеять этот миф может понимание сути святости и оснований для почитания святых людей.
Святость
Православная традиция считает, становление духовности имеет несколько ступеней.
- Спасённость — способность человека осознать и признать свои грехи, отвержение и раскаяние в которых открывает сердце человека Господу. Человек, признающий свою духовную никчемность, обретёт спасение и возможность дальнейшего духовного совершенствования.
- Праведность — следование в жизни Слову Божьему и основному правилу православного человека: относиться к человеку нужно так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. При этом для праведного образа жизни свойственно состояние борьбы с мирскими страстями, которое мешает достижению наивысшей духовной чистоты.
- Святость — высшая степень духовного развития, которая подразумевает не только праведный образ жизни, но и духовную и сердечную чистоту, сочетающуюся с отказом от мира и постом.
Святость достигается путем отречения от мирской жизни и постоянным духовным совершенствованием, в процессе которого человек сосредотачивается на главной цели — обретении Благодати Господней. Для достижения этой цели необходимы следующие действия:
- изучение Святого Писания и богословских трудов;
- аскетический образ жизни;
- постоянное молитвенное обращение к Господу;
- отрицание душевных и телесных чувств.
Святые люди
С точки зрения обывателей, святые люди не совершают грехов. Но абсолютно безгрешным является только Иисус Христос в телесном воплощении. Святой человек — христианин, во время земной жизни достигший Божьей Благодати и способный изливать её на окружающих людей. В некоторых случаях к лику святых причисляют людей, не достигнувших уровня святости в своём духовном развитии, но являющихся примером искренней любви к Господу и праведного образа жизни.
Главным основанием для причисления к лику святых является сотворение чудес, среди которых особое место занимает нетление мощей и останков. В связи с этим следует уточнить, что мощами считаются не только останки праведника, но и связанные с ним предметы (одежда, личные вещи, части погребений).
Это является знаком божественного прославления человека, тело которого является сосудом для Благодати Господа, творящего чудеса через него. При этом нетление мощей — напоминание живущим людям о воскресении, необходимости борьбы с грехом и соблюдении праведного образа жизни. Само по себе, без сопровождения чудесными исцелениями, оно не является показателем святости.
Установление факта сотворения прижизненных чудес посредством молитвенного обращения праведника к Господу — повод для его канонизации. Для выявления и установления подлинности таких фактов церковные власти проводят обыск, в процессе которого проводятся беседы с получившими исцеление людьми, их духовниками и свидетелями. Также в процессе этих изысканий устанавливаются чудеса, произошедшие по молитве праведнику после окончания, его земного пути.
Почитание святых: значение и основания
Традиция почитания святых праведников, о которой говорится ещё в древних христианских текстах, имеет большое значение для Церкви и верующих людей. Оно заключается в следующем:
- в свидетельстве о неоспоримом существовании и действенности Божьей Благодати;
- в указании на постоянное общение между Господом и Церковью, являющуюся Царством Его на земле, через молитвенные обращения;
- в наличии примера для подражания, указывающего на возможность достижения главной цели жизни христианина — единения с Господом;
- в возможности попросить помощи и совета у чада Господнего, имеющего более большой духовный опыт.
О необходимости почитания праведников, отмеченных Благодатью Божией, говорится в Священном Писании. Первые упоминания о чудесах, совершённых людьми по молитве Господу встречаются в Ветхом завете. Пророк Давид, отмечает, что Бог творит славные дела через святых своих.
Почитание угодников Господа заключается в следующем:
- в установлении дат их поминовения;
- в создании специальных церковных служб;
- в строительстве культовых зданий, им посвящённых; и святых изображений;
- в молитвенных обращениях к ним.
Интересно: почитание святых праведников, их мощей и икон было официально установлено на Седьмом Вселенском Соборе. За невыполнение этого постановления отступники должны быть преданы анафеме.
Отношение к почитанию
Некоторые несведущие люди сравнивают почитание святых праведников с языческим культом. Но это мнение основано на незнании особенностей этого явления. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в Христианская Церковь имеет строгую иерархию, главой которой является Спаситель.
Этим объясняется почитание и служение людям, входящих в список святых угодников. Обращаясь к ним с молитвой, через мощи и иконы, христиане совершают неслужебное поклонение. В этот момент люди должны помнить, что праведники — слуги и любимые дети, которых Господь наполнил Благодатью Своей. Молитва им угодна Господу, так через уважение и почтение к святым праведникам, люди проявляют любовь к Господу.
Неправильным в отношении святых предстоятелей является служебное почитание, возводящее их в ранг богов и непосредственных благодетелей. В истории христианства известны случаи, когда праведника пытались почитать как непосредственных источник чудотворения и источник благодатной силы. К таким искажениям традиций почитания святых людей можно отнести следующие явления:
-
, образованную на волне распространения почитания Иоанна Кронштадтского;
- приписывание проявления божественной благодати различным предметам;
- распространение моды на посещение праведных старцев, не ради восприятия их мудрости и подражанию жизненному пути, а для сопричастности их существованию.
Православные христиане соблюдают традицию почитания святых праведников, обращаясь к ним с молитвенным обращением о помощи и заступничестве перед Господом. Общехристианские, всероссийские и местночтимые угодники — пример для стремления к духовному совершенствованию и единению с Господом.
Читайте также: