Почитание святынь это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почему было столь благоговейное отношение к Ковчегу Завета? Разве евреи не знали разницы между предметом и Богом? Нет, но Ковчег связывал человека с его Создателем, и честь воздаваемая Ковчегу принадлежала Богу, а не предмету. Если бы Ковчег почитали отдельно от Творца, то это было бы самым обыкновенным идолопоклонством.

Слова о вознесение хвалы Богу в святынях означает то, что воздаваемая почесть к священным предметам переходит непосредственно к Богу. То есть через священные предметы человек служит Богу, поэтому воздаваемая честь святыни принадлежит не предмету, а Творцу. Как и молитва перед иконой предназначается не образу, а первообразу. Это древнейший духовный принцип.

Святынями являются вещи, которые имеют непосредственное отношение к Творцу в этом мире. Это храмовая утварь, иконы, Писание, богослужебные предметы и т.д. Все это требует особого, благоговейного отношения. Ведь тот, кто чтит Бога, будет с почтением относиться ко всему, что имеет к Нему прямое отношение. Таким образом, любая материя, чрез которую Творец действует видимым образом, или освящает благодатью — требует почитания.


В Москву с Афона привезены Дары волхвов — святыня Рождества Христова. Люди стоят в очереди к храму Христа Спасителя по нескольку часов. Два года назад люди готовы были сутки стоять к Поясу Богородицы. Естественным образом возникает вопрос: не язычество ли это? Зачем поклоняться святыням?

Догматическое учение о святыне

Почитание святынь — часть догматического учения и литургической традиции Церкви, закрепленных на VII Вселенском Соборе. Решения Собора касались двух типов святынь: иконы и мощи.

Догмат об иконопочитании:

Правило о почитании мощей:

Почитание мощей закрепляет древнюю традицию служения литургии и молитвы на мощах мучеников, нарушать которую не собирались даже иконоборцы: на иконоборческом соборе 754 года верующим предписывается просить молитв святых у их мощей.

Благодать

Так, например, в Великом водоосвящении обновляется материя воды. Сообщенная телам святых благодать позволяет им приобрести качество нетления, как бы предвозвещая воскресение мертвых в новых нетленных телах.

Чудотворения от икон также происходят под действием благодати и по вере молящихся, о чем говорится в общем Величании Богородице в честь Ее икон:

Точно таким же образом благодать может действовать и через предметы, соприкасавшиеся со святыми. Первым таким предметом является Животворящий Крест Христов — вспомним, что узнали его по исцелению болящего и воскрешению мертвого.

Так что нет ничего невероятного и в том, что после посещения Пояса Богородицы благочестивым бездетным парам удавалось родить детей.

Неисторические святыни?

Тут я позволю себе отвлечься от документов и цитат и порассуждать. Призываю к тому же и читателей.

Так вот, прикосновение к святыне — это прикосновение к истории. Принесли ли именно это золото и именно этот ладан Младенцу Христу волхвы с Востока или нет — не так важно. Важно то, что поколения христиан относились к этому золоту и ладану как к дарам Младенца Христа.

Обман — нет. Но здесь мы вряд ли встречаем сознательную ложь. Мы вовсе не полностью представляем себе психологию человека прошедших эпох, но кое-что знаем. Судя по тому, что вполне благочестивым в позднее средневековье и эпоху Возрождения считалось подписываться именами более древних авторов, как бы освящая таким образом свои мысли, вероятно, и создание предметов, отсылающих к древности, воспринималось как своеобразное перенесение настоящего в прошлого, а прошлого в настоящее. Возможно, эти дары Младенцу Христу принес средневековый художник, желавший прийти к Нему на поклонение вместе с волхвами.

Прикасаясь к святыне, мы тоже соучаствуем в этом дарении. Главное, чтобы оно тем не ограничилось. Поклонившись дарам волхвов, самым разумным будет взять вполне материальные дары и подарить их обычным земным детям или даже взрослым нуждающимся.

Это будет достойный подарок Младенцу Христу, как Он и говорил:

Иконопочита́ние – чество­ва­ние и почи­та­ние святых пра­во­слав­ных икон, осу­ществ­ля­е­мое в соот­вет­ствии с дог­ма­ти­че­ским уче­нием, литур­ги­че­скими и кано­ни­че­скими нор­мами Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Догмат 367 св. отцов VII Все­лен­ского собора).

ikonopochitanie - Иконопочитание

Ико­но­бор­че­ство ставит под сомне­ние основ­ной догмат хри­сти­ан­ства – учение о Бого­во­пло­ще­нии, т. е. фак­ти­че­ски пред­став­ляет собой раз­но­вид­ность доке­тизма (отри­ца­ние реаль­но­сти Бого­во­пло­ще­ния).

Не нару­шает ли прак­тика ико­но­по­чи­та­ния 2‑ю запо­ведь Вет­хого Завета?

Вторая Запо­ведь Вет­хого Завета звучит так: “Не сотвори себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния; не покло­няйся им и не служи им”. Эта запо­ведь направ­лена против идо­ло­по­клон­ства, а не ико­но­по­чи­та­ния, и её сле­дует вос­при­ни­мать в кон­тек­сте, а не отрыве от 1‑й Запо­веди “Я есть Гос­подь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня”.

Немного исто­рии. Вет­хо­за­вет­ный бого­из­бран­ный народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в еди­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами. Чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, чтобы ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские веро­ва­ния в идолов (почи­та­ние живот­ных, обо­жеств­ле­ние мате­ри­аль­ных объ­ек­тов), Бог уста­нав­ли­вает эту запо­ведь.

Эта запо­ведь была дана в Ветхом Завете в про­ти­во­вес язы­че­ским идолам и под­чёр­ки­вала, что Бог неопи­суем, неизоб­ра­зим. Мы же живём уже во вре­мена Нового Завета, когда Бого­во­пло­ще­ние открыло воз­мож­ность ико­но­по­чи­та­ния. Бог стал чело­ве­ком (воче­ло­ве­чился) и это поз­во­ляет нам его изоб­ра­жать в образе чело­века.

Можно ли быть пра­во­слав­ным, но не почи­тать иконы?

Отказ от ико­но­по­чи­та­ния не так без­оби­ден для хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, как это может пока­заться на первый взгляд.

Во-первых это отказ от Сим­вола веры в части веры в единую, святую, собор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. Про­ти­во­по­став­ле­ние себя всей Церкви, почи­та­ю­щей иконы – явный при­знак гор­до­сти.

Во-вторых, это иска­жён­ное, ере­ти­че­ское тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, про­ти­во­по­став­ле­ние Вет­хого Завета Новому, отри­ца­ние их пре­ем­ствен­но­сти.

В‑третьих, это непо­ни­ма­ние дог­ма­ти­че­ского учения Церкви.

В‑четвёртых, отри­цая ико­но­по­чи­та­ние, про­тив­ники свя­щен­ных изоб­ра­же­ний отсе­кают от себя и источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, и сред­ство молит­вен­ного обще­ния.

Что явля­ется осно­ва­нием дог­мата об ико­но­по­чи­та­нии?

Догмат ико­но­по­чи­та­ния сфор­му­ли­ро­ван так: взирая на образ (икону), умом вос­хо­дим к пер­во­об­разу (Богу-Троице), к лич­но­сти Христа, Бого­ро­дицы и свя­того (в т.ч. ангела).

  • Мы воз­но­сим молитвы тем, кто изоб­ра­жен на иконе. Сами иконы мы почи­таем.
  • Икона отсе­кает наше чув­ствен­ное вос­при­я­тие духов­ной реаль­но­сти. Чув­ствен­ный аппа­рат чело­века ото­рван от Бога. И если чело­век будет молиться и при этом фан­та­зи­ро­вать (пред­став­лять Христа, святых) эти образы будут иска­жены его чув­ствен­ной при­ро­дой. А что такое икона? Это явле­ние свя­тому чело­веку. Неда­ром лучшие ико­но­писцы перед напи­са­нием иконы пости­лись и сугубо моли­лись.

Что значит почи­тать образ Божий?

Какова связь между Евха­ри­стией и ико­но­по­чи­та­нием?

К кому обра­щены иконы?

Икона обра­щена прежде всего к Церкви, к ее литур­ги­че­ской, молит­вен­ной жизни. Но она, будучи одно­вре­менно тайной и хри­сти­ан­ским Откро­ве­нием, несет свое слу­же­ние и для мира. В наши дни нередко гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти для Пра­во­слав­ной Церкви ее еван­гель­ского бла­го­ве­стия всему миру. Своим явле­нием миру икона сама есть сви­де­тель­ство, сама есть пра­во­слав­ная миссия. А потому везде, где нет созна­тель­ного попра­ния свя­тыни, где люди покло­ня­ются Еди­ному Истин­ному Богу или хотя бы только стре­мятся к истин­ному покло­не­нию Ему, ищут Его, там везде сле­дует при­вет­ство­вать появ­ле­ние пра­во­слав­ных икон как сви­де­те­лей Истины.

Традиция почитания святых людей — предмет спора между различными течениями Христианской Церкви. Протестанты отрицают возможность существования людской святости, считая католиков и православных христиан идолопоклонниками. Развеять этот миф может понимание сути святости и оснований для почитания святых людей.

Святость

Православная традиция считает, становление духовности имеет несколько ступеней.

  1. Спасённость — способность человека осознать и признать свои грехи, отвержение и раскаяние в которых открывает сердце человека Господу. Человек, признающий свою духовную никчемность, обретёт спасение и возможность дальнейшего духовного совершенствования.
  2. Праведность — следование в жизни Слову Божьему и основному правилу православного человека: относиться к человеку нужно так, как хочешь, чтобы он относился к тебе. При этом для праведного образа жизни свойственно состояние борьбы с мирскими страстями, которое мешает достижению наивысшей духовной чистоты.
  3. Святость — высшая степень духовного развития, которая подразумевает не только праведный образ жизни, но и духовную и сердечную чистоту, сочетающуюся с отказом от мира и постом.

Святость достигается путем отречения от мирской жизни и постоянным духовным совершенствованием, в процессе которого человек сосредотачивается на главной цели — обретении Благодати Господней. Для достижения этой цели необходимы следующие действия:

  • изучение Святого Писания и богословских трудов;
  • аскетический образ жизни;
  • постоянное молитвенное обращение к Господу;
  • отрицание душевных и телесных чувств.

Святые люди

С точки зрения обывателей, святые люди не совершают грехов. Но абсолютно безгрешным является только Иисус Христос в телесном воплощении. Святой человек — христианин, во время земной жизни достигший Божьей Благодати и способный изливать её на окружающих людей. В некоторых случаях к лику святых причисляют людей, не достигнувших уровня святости в своём духовном развитии, но являющихся примером искренней любви к Господу и праведного образа жизни.


Главным основанием для причисления к лику святых является сотворение чудес, среди которых особое место занимает нетление мощей и останков. В связи с этим следует уточнить, что мощами считаются не только останки праведника, но и связанные с ним предметы (одежда, личные вещи, части погребений).

Это является знаком божественного прославления человека, тело которого является сосудом для Благодати Господа, творящего чудеса через него. При этом нетление мощей — напоминание живущим людям о воскресении, необходимости борьбы с грехом и соблюдении праведного образа жизни. Само по себе, без сопровождения чудесными исцелениями, оно не является показателем святости.

Установление факта сотворения прижизненных чудес посредством молитвенного обращения праведника к Господу — повод для его канонизации. Для выявления и установления подлинности таких фактов церковные власти проводят обыск, в процессе которого проводятся беседы с получившими исцеление людьми, их духовниками и свидетелями. Также в процессе этих изысканий устанавливаются чудеса, произошедшие по молитве праведнику после окончания, его земного пути.

Почитание святых: значение и основания

Традиция почитания святых праведников, о которой говорится ещё в древних христианских текстах, имеет большое значение для Церкви и верующих людей. Оно заключается в следующем:

  • в свидетельстве о неоспоримом существовании и действенности Божьей Благодати;
  • в указании на постоянное общение между Господом и Церковью, являющуюся Царством Его на земле, через молитвенные обращения;
  • в наличии примера для подражания, указывающего на возможность достижения главной цели жизни христианина — единения с Господом;
  • в возможности попросить помощи и совета у чада Господнего, имеющего более большой духовный опыт.

О необходимости почитания праведников, отмеченных Благодатью Божией, говорится в Священном Писании. Первые упоминания о чудесах, совершённых людьми по молитве Господу встречаются в Ветхом завете. Пророк Давид, отмечает, что Бог творит славные дела через святых своих.


Почитание угодников Господа заключается в следующем:

  • в установлении дат их поминовения;
  • в создании специальных церковных служб;
  • в строительстве культовых зданий, им посвящённых; и святых изображений;
  • в молитвенных обращениях к ним.

Интересно: почитание святых праведников, их мощей и икон было официально установлено на Седьмом Вселенском Соборе. За невыполнение этого постановления отступники должны быть преданы анафеме.

Отношение к почитанию

Некоторые несведущие люди сравнивают почитание святых праведников с языческим культом. Но это мнение основано на незнании особенностей этого явления. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в Христианская Церковь имеет строгую иерархию, главой которой является Спаситель.

Этим объясняется почитание и служение людям, входящих в список святых угодников. Обращаясь к ним с молитвой, через мощи и иконы, христиане совершают неслужебное поклонение. В этот момент люди должны помнить, что праведники — слуги и любимые дети, которых Господь наполнил Благодатью Своей. Молитва им угодна Господу, так через уважение и почтение к святым праведникам, люди проявляют любовь к Господу.


Неправильным в отношении святых предстоятелей является служебное почитание, возводящее их в ранг богов и непосредственных благодетелей. В истории христианства известны случаи, когда праведника пытались почитать как непосредственных источник чудотворения и источник благодатной силы. К таким искажениям традиций почитания святых людей можно отнести следующие явления:

    , образованную на волне распространения почитания Иоанна Кронштадтского;
  • приписывание проявления божественной благодати различным предметам;
  • распространение моды на посещение праведных старцев, не ради восприятия их мудрости и подражанию жизненному пути, а для сопричастности их существованию.

Православные христиане соблюдают традицию почитания святых праведников, обращаясь к ним с молитвенным обращением о помощи и заступничестве перед Господом. Общехристианские, всероссийские и местночтимые угодники — пример для стремления к духовному совершенствованию и единению с Господом.

Читайте также: