По стопам ломоносова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование. Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя. Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника.
2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына.
3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.
Следующие интересные факты из жизни Ломоносова.

4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет.
5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику.
6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения.
7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать.
8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году.
И последние интересные факты из жизни Ломоносова
9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни:
– смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых;
– драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно.
Ломоносов (400x480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими
10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами.
11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника.
2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына.
3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.
Следующие интересные факты из жизни Ломоносова.

4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет.
5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику.
6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения.
7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать.
8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году.
И последние интересные факты из жизни Ломоносова
9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни:
– смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых;
– драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно.
Ломоносов (400x480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими
10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами.
11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

Ломоносов был далек от мысли отказаться от использования в русском литературном языке церковнославянизмов.

Содержание

Но принимая в принципе реформу, начатую Тредиаковским, Ломоносов заметил, что Тредиаковский остановился на полпути и решил довести ее до конца. Он предлагает писать новым способом все стихи, а не только одиннадцати и тринадцатисложные, как считал Тредиаковский. Наряду с двусложными, Ломоносов вводит в русское стихосложение отвергнутые Тредиаковским трехсложные стопы. Тредиаковский считал возможной в русской поэзии только женскую рифму. Ломоносов предлагает три типа рифм: мужскую, женскую и дактилическую. Он мотивирует это тем, что ударение в русском языке может падать не только на предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. В отличие от Тредиаковского, Ломоносов считает возможным сочетание в одном стихотворении мужской, женской и дактилической рифмы.

Тредиаковский считал, что к реформе стихосложения его привела народная песня . Он прав в том, что в народной поэзии можно найти отдельные стихи, звучащие как правильные силлабо-тонические

Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова

Специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая национальная европейская разновидность метода. То, чем располагала любая европейская литература ко времени возникновения теории классицизма — а именно, литературный язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров — все это в русской нужно было создавать. Поэтому в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма — реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы — были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. — то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики. Первоочередной задачей нормирования литературы оказалась реформа стихосложения — ведущей литературной формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м гг. в России дело со стихосложением явно обстояло неблагополучно, поскольку с начала XVII в. до 1730-х гг. общеупотребительным был силлабический (равносложный) принцип стихосложения, не соответствующий акцентологии русского языка.

Принцип стихосложения, продуктивный в том или ином языке, связан с особенностями акцентологии языка. В языках, где отсутствует категория силового ударения, но функционален признак долготы или краткости гласного звука, продуктивным является тонический (музыкальный) принцип стихосложения, учитывающий качество звука и основанный на регулярности чередования долгих и кратких звуков в пределах одного стиха (таково стихосложение древних языков, греческого и латыни). В языках, акцентология которых основана на категории силового ударения, то есть на динамическом выделении и качественном изменении ударного гласного, продуктивность того или иного принципа стихосложения зависит от положения ударения в слове. В языках с закрепленным ударением (моноакцентных), когда в каждом слове ударение падает на один и тот же слог, считая от начала или конца слова, продуктивным является силлабический (от греч. syliaba — слог) принцип стихосложения, предполагающий учет количества слогов в стихах. Силлабическим является польское (ударение закреплено на предпоследнем слоге) и французское (ударение закреплено на последнем слоге) стихосложение. Наконец, для языков с незакрепленным ударением (полиакцентных) оптимальным является силлабо-тонический принцип стихосложения, учитывающий количество слогов в стихе и их качество — ударность или безударность, причем ударные и безударные слоги должны чередоваться регулярно. Таким является современное русское стихосложение.

Силлабическое стихосложение было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей — стихов, предназначенных для чтения (в отличие от песенной лирики — кантов), которые закрепились в школьной поэзии. Русские силлабические стихи разделялись на длинные (героические) — от 11 до 13 слогов и короткие — от 4 до 9 слогов. И поскольку существенной особенностью ритма польских виршей в связи с тем, что в польском языке ударение падает на предпоследний слог слова, было женское окончание (предпоследний слог ударный, последний безударный), постольку и в русских силлабических стихах потребовалось закрепить одну сильную позицию — а именно предпоследний ударный слог, что является показателем неорганичности силлабики для русского стихосложения.

То обстоятельство, что реформа русского стихосложения назрела к 1730-м гг., было обусловлено целым рядом национально-исторических причин. Секулярный характер русских культурных реформ требовал создания новой светской поэзии, а для нее силлабические вирши, прочно связанные с духовной клерикальной традицией, представлялись непригодными: новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка. Состояние русской силлабики на рубеже XVII—XVIII вв. свидетельствовало о том, что эта форма стихотворства переживает внутренний кризис, поскольку главным в силлабическом виршетворчестве этой эпохи стали формальные эксперименты: фигурные стихи, акростихи, стихи-палиндромы составляли существенный раздел русской силлабики начала XVIII в. Национально-исторические причины необходимости реформирования русского стихосложения усилили собой основную — лингвистическую неорганичность силлабического принципа стихосложения для полиакцентного русского языка (которая существовала с самого начала бытования силлабики в русской поэзии). Сочетание силлабики с незакрепленностью ударения лишало русские силлабические стихи самого главного свойства, отличающего стихи от прозы — ритма, основанного на регулярном чередовании тождественных звуковых единиц.

В поэзии вообще две вещи надлежит примечать. Первое: материю или дело, каковое пиита предприемлет писать. Второе: версификацию, то есть способ сложения стихов. Материя всем языкам в свете общая есть вещь .Но способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков.

Мельчайшей ритмической единицей тонического стиха является долгий звук, регулярно повторяющийся в пределах стиха через равные промежутки, составленные из кратких звуков. Мельчайшей ритмической единицей силлабического стиха является слог, по количеству которых в одном стихе определяется его ритм. Соединяя для русского стихосложения ударные и безударные слоги в повторяющиеся в пределах стиха группы, Тредиаковский укрупняет мельчайшую ритмическую единицу стиха, учитывая и количество слогов в стихе (силлабика) и разное качество ударных и безударных звуков. Таким образом, объединяя силлабический и тонический принципы стихосложения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения.

Выше уже говорилось, что каждый русский силлабический стих имел обязательный ударный слог — предпоследний. Таким образом, каждый силлабический стих оканчивался стопой хорея, которая обусловила женский тип клаузулы и рифмы. И в качестве обязательного элемента русского силлабического стиха эта заключительная стопа хорея оказывала довольно сильное ритмизирующее влияние на весь стих: слова в стихе часто подбирались и располагались таким образом, что возникала тенденция к упорядочиванию ритма стиха по законам хорея, что вело к падению ударений на нечетные слоги. Разумеется, это было вполне стихийно, но, тем не менее, по подсчетам исследователей, такие случайно хореические стихи в русской силлабике составляли до 40%. Вот характерный пример из Сатиры I А. Д. Кантемира:

Расколы и ереси науки суть дети;

Больше врет, кому далось больше разумети.

Если в первом стихе ударения вполне беспорядочны и падают на 2, 5, 9, 11 и 12-е слоги, то во втором наблюдается четкая тенденция падения ударений на нечетные слоги: 1, 3, 5, 7, 8, 12-й. Ее не нарушает то обстоятельство, что после седьмого слога ударения начинают падать на четные слоги — 8 и 12, поскольку между седьмым и восьмым слогами находится цезура — интонационная пауза, по длительности равная безударному слогу и восполняющая его отсутствие. Именно эту тенденцию русского силлабического стиха к самоорганизации в ритме хорея и разглядел Тредиаковский. И этим объясняется и его пристрастие к хорею, и его убеждение в том, что русскому стихосложению свойственны только двусложные стопы.

Далее, необходимо отметить и то обстоятельство, что в сфере внимания Тредиаковского как объект реформы находился только длинный стих — силлабический 11- и 13-сложник. С короткими стихами Тредиаковский не работал вообще, считая, что они в реформе не нуждаются. И это его суждение было не совсем уж безосновательным: на короткие стихи заключительная стопа хорея оказывала несравненно более сильное ритмизующее влияние, так что зачастую они получались совершенно тонически правильными. Например, известное стихотворение Феофана Прокоповича на Прутский поход Петра I написано практически правильным 4-стопным хореем:

За могилою Рябою,

Над рекою Прутовою

Было войско в страшном бою.

То, что Тредиаковский ограничил свою реформу одним видом стиха — длинным, а также предписал для него один-единственный возможный ритм — хореический, имело еще несколько следствий, тоже клонящихся к ограничению практического применения силлабо-тоники в области клаузулы и рифмы. Во-первых, соответственно традициям героического 13-сложника, имеющего парную рифму, Тредиаковский признавал только ее, отрицательно относясь к перекрестному и охватному типам рифмовки. Во-вторых, диктуемый хореем тип рифмы и клаузулы (женский) исключал возможность мужских и дактилических окончаний и рифм, а также возможность их чередования. В результате и получилось, что Тредиаковский, первооткрыватель силлабо-тонического принципа стихосложения, создал всего один вид силлабо-тонического стиха. Реформированный им силлабический тринадцатисложник с современной точки зрения является чем-то вроде семистопного хорея с усеченной до одного ударного слога четвертой стопой.

Однако дальше начинаются существенные различия: уже во втором правиле, касающемся стопосложения русских стихов, очевиден осознанный протест против ограничений Тредиаковского, вызванных приверженностью последнего к силлабической традиции:

Во всех российских правильных стихах, долгих и коротких, надлежит нашему языку свойственные стопы, определенным числом и порядком учрежденные, употреблять. Оные каковы быть должны, свойство в нашем языке находящихся слов оному учит. В сокровище нашего языка имеем мы долгих и кратких речений неисчерпаемое богатство; так что в наши стихи без всякия нужды двоесложные и троесложные стопы внести.

В одном правиле Ломоносов снимает сразу два ограничения Тредиаковского — короткие стихи, по его мнению, так же подлежат реформированию, как и длинные, а набор двухсложных стоп Тредиаковского дополняется трехсложными стопами. Всего Ломоносов предлагает шесть типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, образованный из стопы ямба в сочетании со стопой анапеста, хорей, дактиль и дактилохорей, составленный из стоп хорея и дактиля. Естественным следствием этого расширения диапазона ритмов стало допущение разных типов рифмовки, а также утверждение возможности чередования клаузул и рифм:

российские стихи красно и свойственно на мужеские, женские и три литеры гласные в себе имеющие [дактилические] рифмы могут кончиться; понеже мы мужеские, женские и тригласные рифмы иметь можем, то услаждающая всегда человеческие чувства перемена оные меж собою перемешивать пристойно велит ( Курсив Ломоносова).

чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимался тихо вверьх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Оных нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах, что я в моей нынешней и учинил .

Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе является первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломоносов же — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.


27.12.2016, 22203 просмотра.

Михаил Ломоносов — великий русский философ, поэт, лингвист и общественный деятель XVIII века. Несмотря на крестьянское происхождение ему удалось получить образование в самых лучших университетах Европы и написать много уникальных научных трудов. Благодаря его стараниям был создан Московский университет, в котором обучались талантливые молодые люди всех сословий. Биография Ломоносова довольно интересна, в ней много непредсказуемых событий и внезапных поворотов судьбы.

Детство и юность

Детство ученого Ломоносова

Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.

Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.

Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.

Учебные заведения в биографии Ломоносова

Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.

Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.

Современный вид учреждение где обучался Ломоносов

В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.

Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.

Благодаря московской академии Михаилу удалось получить гуманитарное образование. Однако Ломоносов не хотел останавливаться на этом, поскольку испытывал огромный интерес к естественным наукам. Он решил продолжить свое обучение в Киево-Могилянской академии, однако пробыл там всего несколько месяцев. Постигать основы технических и естественных наук ему посчастливилось в Петербурге, куда его направили после возвращения в Москву из Киева.

Научная деятельность

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

Картина и фото Марбургского университета

Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.

Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.

Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.

В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.

Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.

Ученый Ломоносов занимается изысканиями

Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.

Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.

Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.

Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.

После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.

Личная жизнь Михаила Ломоносова

Елизавета Цильх и Ломоносов

Первое объяснение в любви у молодых людей случилось только через два года после знакомства. Ломоносов не мог не осознавать, что, связывая свою жизнь с немецкой девушкой, ему предстоит столкнуться с множеством проблем и испытаний. К тому же его избранница была другой веры.

В 1739 Михаил с Елизаветой поженились, но в церкви не обвенчались. В этом же году у пары родилась дочь Катерина-Елизавета. Несмотря на то, что она появилась на свет в браке, в метрике было указано, что она незаконнорожденная. Это объяснялось тем, что союз был гражданский, а не церковный.

В мае 1740 года обряд венчания все-таки состоялся. После этого Михаил Васильевич решил, что совместное проживание с супругой будет более благополучным в России, так как на родине он мог заниматься научными изысканиями.

Поскольку у Елизаветы тяжело заболела мать, было решено, что Ломоносов поедет в Санкт-Петербург один, а потом вышлет деньги для переезда. После отъезда мужа Елизавета Цильх родила мальчика, которого назвала Иоханнесом. Малыш появился на свет болезненным и умер спустя месяц. Вскоре скончалась и мать девушки. Трагические события подтолкнули ее к скорейшему переезду.

Елизавета с дочерью и братом прибыла в Петербург в 1743 году. Любовь супругов пережила испытание разлукой. Ломоносов оказался однолюбом, в его жизни больше не было серьезных отношений с другими женщинами.

Младшая дочь Елена Ломоносова была рождена в 1749 году. Она выросла красивой и образованной девушкой, изучала иностранные языки, увлекалась музыкой и литературой, вышла замуж за библиотекаря Имперской библиотеки и родила трех дочек и сына. Однако семейное счастье было недолгим, девушка умерла молодой, когда ей исполнилось только 23 года.

Научное наследие

Ученый Ломоносов демонстрирует изобретения

Выдающийся русский ученый сделал много открытий в области физики, химии и астрономии, на несколько десятков лет опередив западноевропейских деятелей науки. К основным его достижениям можно отнести следующие:

  • Ломоносов внес огромный вклад в развитие учений об электричестве, теплоте, геологии, метеорологии и оптике. Благодаря научным опытам со стеклом ему удалось создать уникальную русскую мозаику, о которой сейчас знает каждый.
  • Он открыл закон сохранения материи, который суммирует все ранее сделанные его наблюдения.
  • С высокой точностью сформулировал все основные принципы кинетической теории газов.
  • Выявил, что северные сияния на самом деле имеют электрическое происхождение. Его авторству принадлежит теория цветов, а также основная теория вертикальных атмосферных течений.
  • Открыл атмосферу у планеты Венера. Это удалось ему благодаря уникальному для того времени отражательному телескопу-рефлектору, который Ломоносов создал своими руками. Уже тогда он был уверен, что солнечная поверхность кипит, а образование хвостов у комет происходит под влиянием энергии Солнца.
  • Много времени уделял развитию русского научного языка, появившегося незадолго до начала научных изысканий известного ученого. Он занимался упорядочиванием иностранной терминологии, адаптируя ее таким образом, чтобы она была максимально понятной и не теряла первоначальный смысл.
  • Написал много произведений в стихотворной форме, а также сделал множество поэтических переводов.
  • Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.
  • Дал ответы на множество вопросов о происхождении большинства минералов и полезных ископаемых.
  • Написал несколько известных научных трудов в области истории.

Самые интересные факты из жизни Ломоносова

Биографию Ломоносова трудно даже сравнить с любым другим представителем интеллигенции XVIII века, посвятившим свою жизнь науке. К самым интересным и неожиданным фактам о талантливейшем русском ученом можно отнести следующие:

  • Михаил обладал буйным нравом. Его настроение очень быстро сменялось с весьма добродушного на слишком яростное. Когда он был чем-то недоволен, мог пустить в ход палку. Известен случай, когда Ломоносов избил трех человек, которые его хотели ограбить.
  • В Германии он обучался искусству фехтования, благодаря чему заслужил уважение у местной молодежи.
  • Ломоносов был причислен к самым выдающимся ученым XVIII века.
  • Он первый научно обосновал существование самого южного континента Земли – Антарктиды.
  • Предпочитал блюда, которые были приготовлены из рыбы.
  • В порыве ярости сломал нос одному академику, с которым у них завязался спор.
  • Говорил на 12 языках, иногда ради шутки мог выдать себя за иностранца.
  • Не отличался опрятностью в одежде, мог не снимать свой любимый халат, даже когда его посещали знатные вельможи.
  • В обычной жизни часто говорил, используя простонародные выражения, мог при желании и вовсе нецензурно выражаться. Однако это не означало, что его речь была бедна. Он с легкостью мог затмить в разговоре любого вельможу самого высокого ранга.

Смерть великого ученого

Два памятника Ломоносову

Скончался Михаил Ломоносов от воспаления легких 15 апреля (4 по старому стилю) 1765 г. в Санкт-Петербурге. На момент смерти ему было всего 54 года, и все надеялись на благополучный исход болезни. Похоронили величайшего российского ученого на Лазаревском кладбище.

Единственным живым прямым потомком, который сейчас живет в Эстонии, является музыкант и режиссер Пэтэр Волконский (1954 г.р)., обладающий довольно большим потенциалом в области актерского мастерства.

Михаил Васильевич Ломоносов – это один из самых талантливы поэтов XVIII века. Его перу принадлежит русская ода высокого гражданского и философского звучания. В копилке его произведений много поэм, сатир, трагедий, поэтических посланий, а также уникальных филологических трудов.

В честь Ломоносова были названы многие научные учреждения по всей стране. Его имя носят также объекты культуры и образования, среди которых Московский государственный университет, Музей Российской Академии Наук, Московская Государственная Академия тонкой химической технологии, Поморский государственный университет, а также огромное количество образовательных учреждений в России и за рубежом.

Увековечить имя гения благодарные потомки решили, назвав в его честь город в Ленинградской области, горные и подводные хребты в Северном Ледовитом океане и на Новой Земле, и даже один из кратеров на Луне.

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

творчество ломоносова

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

литературное творчество ломоносова

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают "орлы российские". В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

жизнь и творчество м в ломоносова

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

творчество ломоносова в литературе

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

жизнь и творчество ломоносова

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

жизнь и творчество ломоносова кратко

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

творчество михаила ломоносова

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

Читайте также: