Моральный кодекс переводчика кратко

Обновлено: 04.07.2024

В любой профессии имеются свои моральные нормы изаконы профессионального поведения, которые нельзя нарушать. Профессиональная этика переводчика в XX веке в России, еще не успев окончательно сформироваться, подверглась почти полному разрушению. На это были свои причины, и в результате все поголовно – и переводчики, и клиенты — знают, что такое перевод, а по поводу того, каким он должен быть, каждый волен думать, что ему заблагорассудится. Когда-то эта аморальная ситуация была кому-то выгодна, сейчас она сильно вредит профессиональному имиджу переводчика и лишает его самого почвы под ногами. Вместе с тем представление о профессиональном кодексе переводчика в мировой практике давно сложилось.

1. Переводчик есть ТРАНСЛЯТОР, перевыражающий устный или письменный текст, созданный на одном языке, в текст на другом языке.

2. Из этого следует, что ТЕКСТ для переводчика НЕПРИКОСНОВЕНЕН. Переводчик не имеет права посвоему желанию изменять текст при переводе, сокращать его или расширять, если дополнительная задача адаптации, выборки, добавлений и т. п. не поставлена заказчиком.

3. При переводе переводчик с помощью известных ему профессиональных действий всегда стремится передать в максимальной мере ИНВАРИАНТ исходного текста.

4. В некоторых случаях в обстановке устного последовательного или синхронного перевода переводчик оказывается лицом, облеченным также и ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ полномочиями (например, при переводе высказываний крупных политиков при международных контактах). Если эти дипломатические полномочия за переводчиком признаны, он имеет право погрешить против точности исходного текста, выполняя функцию вспомогательного лица в поддержке дипломатических отношений, препятствуя их осложнению, но не обязан при этом защищать интересы какой-либо одной стороны.

5. В остальных случаях переводчик не имеет права вмешиваться в отношения сторон, так же как и обнаруживать собственную позицию по поводу содержания переводимого текста.

6. Переводчик обязан сохранять конфиденциальность по отношению к содержанию переводимого материала и без надобности не разглашать его.

7. Переводчик обязан известными ему способами обеспечивать высокий уровень компетентности в сферах языка оригинала, языка перевода, техники перевода и тематики текста.

8. Переводчик имеет право требовать всех необходимых условий для обеспечения высокого уровня переводческой компетентности, в том числе и соответствующих условий своего труда (при устном переводе – надежности транслирующей аппаратуры, при необходимости – снижения темпа речи оратора; при синхронном – предоставления речей ораторов накануне, пауз в работе для отдыха и т. п.; при письменном – предоставления справочной и другой литературы по теме).

9. Переводчик несет ответственность за качество перевода, а в случае если перевод художественный или публицистический, имеет на него авторское право, защищенное законом, и при публикации перевода его имя обязательно должно быть указано.

С основными правилами профессионального поведения переводчика тесно связаны правила ситуативного поведения, требующие соблюдения приличий, и правила поведения, направленные на сохранение здоровья. Правила ситуативного поведения предполагают полную адаптацию переводчика к ситуации, в которой он оказался.

Великий ученый или кинозвезда могут быть одеты вызывающе или неадекватно себя вести. Переводчик – нет. Потому что, находясь в роли транслятора, он должен быть незаметен как личность, не отвлекать на себя внимание, его задача – работать передаточным звеном информации. Поэтому он должен быть одет опрятно и соответственно случаю, соблюдать общепринятые правила приличий. Нарушает он их только тогда, когда они несовместимы с его основной профессиональной ролью в ситуации. Например, если ему нужно переводить во время официального обеда, то ни есть, ни пить ему не приходится. При кулуарном общении переводчик не может участвовать в разговоре как равноправный собеседник, иначе он исказит информацию источника и потеряет свою надежность как транслятор. Так что его задача – адаптироваться, но работать.

Правила, гарантирующие переводчику сохранение профессионального здоровья, обычно негласно соблюдаются. Прежде всего они касаются устного перевода, и чем выше объем психических затрат, тем они жестче. Считается, что в режиме синхрона переводчик может работать без смены 20-30 минут, хотя на деле обстоятельства могут заставить его работать без смены долго, на износ. Перед напряженной устной работой он обязан хорошо выспаться (не менее 8 часов). Спиртное во время устной работы исключается.

Если от содержания этих фрагментов на третьих языках зависит эквивалентность перевода всего текста в целом, переводчику придется взять профессиональную консультацию у специалистов по соответствующим языкам.

Требования к оформлению письменного текста заранее оговариваются с заказчиком и могут быть различны, но два из них соблюдаются всегда: передача графической информации, которая сопутствует вербальной (расположение частей текста, организующих его в глобальный текст, - заголовки, подзаголовки), и указание страниц оригинала. Последнее требование помогает пользователю ориентироваться в тексте, сопоставлять нужное место с оригиналом.

В любой профессии сущ-т нормы, которые нельзя нарушать. Не всегда имеют вид заповедей, но всегда базируются на основах общечеловеч. нравственности. Это представление о проф. кодексе переводчика давно сложилось в мировой практике.

1. Переводчик – транслятор, перевыражающий устный или письменный текст, созданный на одном языке в текст на другом языке. Из этого следует, что текст для переводчика неприкосновенен.

2. Он не имеет права по своему желанию изменять текст при переводе, сокращать его или расширять, если дополнительная задача адаптации, выборки и т.п. не поставлена заказчиком.

3. При переводе он с помощью известных ему проф. действий всегда стремится передать при переводе в макс. мере инвариант исходного текста.

4. В некоторых случаях в обстановке устного последовательного П. или синхронного переводчик оказ-ся лицом, обличенным также и дипломатическими полномочиями, например, при высказывании политиков. Если эти дипломатические полномочия за переводчиком признаны, он имеет возмжность погрешить при пер., выполняя функцию вспомогательного лица в поддержке дипл. отнош., препятствуя их нарушению, но не обязанного при этом защищать интересы какой-л. 1 стороны.

5. В остальных случаях переводчик не имеет права вмешиваться в отношения сторон, также как и обнаруживать собственную позицию по поводу содержания переводимого текста.

6. Переводчик обязан сохранять конфиденциальность по отношению к содержанию переводимого материала и без надобности не разглашать его.

7. Переводчик обязан известными ему способами обеспечивать высокий уровень компетентности в сферах языка оригинала, языка перевода, техники перевода и тематики текста.

8. Переводчик имеет право требовать все необходимые условия для обеспечения высокого уровня переводческой компетенции, в т.ч. и соотв. условий своего труда: при устном переводе надёжности транслирующей аппаратуры, при необходимости снижения темпа речи оратора. При синхронном переводе – предоставление речей оратора накануне, пауз в работе для отдыха и т.п. При письменном – предоставление справочной и др. лит-ры по теме.

9. Переводчик несёт ответственность за качество перевода, а в случае если перевод худ-ый или публицистический – имеет на него авторское право, защищенное законом. И при публикации перевода его имя должно быть обязательно указано.

С профес. этикой переводчиков тесно смыкаются правила ситуативного поведения, требующие соблюдения приличий и правила поведения, направленные на сохранение здоровья. Правила ситуативного поведения предполагают полную адаптацию переводчика к ситуации, в которой он оказался. Великий ученый\кинозвезда могут быть вызывающе одеты или неадекватно себя вести, переводчик – нет. Потому что находясь в роли транслятора, он должен быть незаметен как личность, не отвлекать на себя внимание, его задача – служить передаточным звеном информации., поэтому он должен быть одет опрятно и соответственно случаю, соблюдать общеприн. правила приличия. Нарушает он их только тогда, когда они несовместимы с его основной профессиональной ролью в ситуации. Например, если ему нужно переводить во время офиц. обеда, то не есть, не пить ему уже не приходится. При кулуарном общении (коридорном, тет-а-тет) переводчик не может участвовать разговоре как равноправный собеседник, иначе он исказит информацию источника и потеряет свою надёжность как транслятор.

Правила, гарантирующие переводчику сохранение проф. здоровья обычно негласно соблюдаются, прежде всего они касаются устного перевода и чем выше объем психич. затрат, тем они жестче. Работу переводчика с полным основанием можно отнести к разряду экстремальных. Работая, переводчик постоянно нах-ся в ситуации т.н. коммуникативного стресса, т.е. состояние исключительной концентрации ресурсов организма и психики.

По данным последних нейрофизиологических исследований, по объёму используемых ресурсов головного мозга синхронный перевод стоит в ряду видов человеческой деятельности на втором месте после исполнения незнакомого произведения на скрипке с листа. Естественнно, подобную нагрузку необходимо дозировать. В области перевода проф-го существует физиологическая норма. Устный, даже последовательный переводчик ни в коем случае не должен работать больше двух часов подряд. Считается, что нормальная работа переводчика в режиме синхронна без смены: 20-30 мин. Хотя на деле обстоятельства могут заставить его работать на износ – нервное истощение.




Перед напряженной умственной работой он обязан хорошо выспаться, не менее 8 часов. Спиртное во время устной работы исключается. Ещё нужно помнить, что выполнение заказа на перевод, каким бы он ни был важным – это не последний для переводчика, которому он должен отдать всего себя, а лишь один из эпизодов многолетней карьеры, число заказов которой превышает тысячи. Будучи профессионалом, он просто обязан поддерживать свои физ. и псих. кондиции на должном уровне.

Переводчик – уникальный накопитель сведений о разных областях чел. знаний и чел. действий, причём для него одинаково важно знать и суть процесса явления, и то, как все это наз-ся на родном и иностр. языке. Кроме постоянной установки на расширение эрудиции, переводчику приходится быть готовым к срочному освоению незнакомой области.

Предстоящая завтра работа, скажем, с представителями атомной энергетики, может включать новый инф. материал, оформленный с помощью 3 осн. языковых пластов:

1. Официально книжная речь, письм. текст.

2. Официально-устн. речи, офиц. общение.

3. Проф. жаргон – неофиц. проф. общение.

Опытный переводчик с тренированной памятью на ходу осваивает весь этот богатый арсенал. При этом важно использовать макс. кол-во источников, возможных в данной ситуации. Т.е. справочники, словари, интернет и консультация специалиста.

Существует мнение, что для того, чтобы переводить проф. тексты, переводчик сам должен быть профессионалом в соотв. области – как минимум дипломир. специалистом. Это отчасти верно по применению к письменному переводу. Здесь профессиональные знания и опыт служат большим подспорьем, поскольку письменный перевод представляет достаточно времени анализа, размышления, подбора материала. Однако при устном и особенно синхронном переводе, глубокие познания в предметной области, могут оказать переводчику медвежью услугу, заставляя его делать это там, где не нужно.

УП требует макс-но адекватного и, главное, быстрого подобора соотвествий. Парадоксально, но уровень УП-ка может быть тем выше, чем ниже его осведомленность в предметной области. Конечно, он должен при этом владеть терминами и понимать, что они означают, но освоение их является для профессионала в зависимости от задачи вопросом нескольких дней, часов и даже минут. Иными словами, хороший переводчик – это не тот, кто больше знает, а тот, кто лучше переводит. Переводчик, как правило, не только филолог, но и страновед, что дает возм. использовать его знания не только для переводческой работы, но и для налаживания доверительных отношений с партнерами. Переводчик-профессионал играет ключевую роль в установлении духа сотрудничества, особенно тогда, когда переговорные процессы идут с представителями народов и культур, мировоззрениями, этикеты которых имеют сущ. отличие от принятых на западе. Переводчику необходимо принимать меры, если обнаруживает, что его понимают неправильно. Переводчик может в случае необходимости попросить любую из сторон пояснить мысль другими словами или повторить ещё раз.

В любой профессии сущ-т нормы, которые нельзя нарушать. Не всегда имеют вид заповедей, но всегда базируются на основах общечеловеч. нравственности. Это представление о проф. кодексе переводчика давно сложилось в мировой практике.

1. Переводчик – транслятор, перевыражающий устный или письменный текст, созданный на одном языке в текст на другом языке. Из этого следует, что текст для переводчика неприкосновенен.

2. Он не имеет права по своему желанию изменять текст при переводе, сокращать его или расширять, если дополнительная задача адаптации, выборки и т.п. не поставлена заказчиком.

3. При переводе он с помощью известных ему проф. действий всегда стремится передать при переводе в макс. мере инвариант исходного текста.

4. В некоторых случаях в обстановке устного последовательного П. или синхронного переводчик оказ-ся лицом, обличенным также и дипломатическими полномочиями, например, при высказывании политиков. Если эти дипломатические полномочия за переводчиком признаны, он имеет возмжность погрешить при пер., выполняя функцию вспомогательного лица в поддержке дипл. отнош., препятствуя их нарушению, но не обязанного при этом защищать интересы какой-л. 1 стороны.

5. В остальных случаях переводчик не имеет права вмешиваться в отношения сторон, также как и обнаруживать собственную позицию по поводу содержания переводимого текста.

6. Переводчик обязан сохранять конфиденциальность по отношению к содержанию переводимого материала и без надобности не разглашать его.

7. Переводчик обязан известными ему способами обеспечивать высокий уровень компетентности в сферах языка оригинала, языка перевода, техники перевода и тематики текста.

8. Переводчик имеет право требовать все необходимые условия для обеспечения высокого уровня переводческой компетенции, в т.ч. и соотв. условий своего труда: при устном переводе надёжности транслирующей аппаратуры, при необходимости снижения темпа речи оратора. При синхронном переводе – предоставление речей оратора накануне, пауз в работе для отдыха и т.п. При письменном – предоставление справочной и др. лит-ры по теме.

9. Переводчик несёт ответственность за качество перевода, а в случае если перевод худ-ый или публицистический – имеет на него авторское право, защищенное законом. И при публикации перевода его имя должно быть обязательно указано.

С профес. этикой переводчиков тесно смыкаются правила ситуативного поведения, требующие соблюдения приличий и правила поведения, направленные на сохранение здоровья. Правила ситуативного поведения предполагают полную адаптацию переводчика к ситуации, в которой он оказался. Великий ученый\кинозвезда могут быть вызывающе одеты или неадекватно себя вести, переводчик – нет. Потому что находясь в роли транслятора, он должен быть незаметен как личность, не отвлекать на себя внимание, его задача – служить передаточным звеном информации., поэтому он должен быть одет опрятно и соответственно случаю, соблюдать общеприн. правила приличия. Нарушает он их только тогда, когда они несовместимы с его основной профессиональной ролью в ситуации. Например, если ему нужно переводить во время офиц. обеда, то не есть, не пить ему уже не приходится. При кулуарном общении (коридорном, тет-а-тет) переводчик не может участвовать разговоре как равноправный собеседник, иначе он исказит информацию источника и потеряет свою надёжность как транслятор.

Правила, гарантирующие переводчику сохранение проф. здоровья обычно негласно соблюдаются, прежде всего они касаются устного перевода и чем выше объем психич. затрат, тем они жестче. Работу переводчика с полным основанием можно отнести к разряду экстремальных. Работая, переводчик постоянно нах-ся в ситуации т.н. коммуникативного стресса, т.е. состояние исключительной концентрации ресурсов организма и психики.

По данным последних нейрофизиологических исследований, по объёму используемых ресурсов головного мозга синхронный перевод стоит в ряду видов человеческой деятельности на втором месте после исполнения незнакомого произведения на скрипке с листа. Естественнно, подобную нагрузку необходимо дозировать. В области перевода проф-го существует физиологическая норма. Устный, даже последовательный переводчик ни в коем случае не должен работать больше двух часов подряд. Считается, что нормальная работа переводчика в режиме синхронна без смены: 20-30 мин. Хотя на деле обстоятельства могут заставить его работать на износ – нервное истощение.

Перед напряженной умственной работой он обязан хорошо выспаться, не менее 8 часов. Спиртное во время устной работы исключается. Ещё нужно помнить, что выполнение заказа на перевод, каким бы он ни был важным – это не последний для переводчика, которому он должен отдать всего себя, а лишь один из эпизодов многолетней карьеры, число заказов которой превышает тысячи. Будучи профессионалом, он просто обязан поддерживать свои физ. и псих. кондиции на должном уровне.

Переводчик – уникальный накопитель сведений о разных областях чел. знаний и чел. действий, причём для него одинаково важно знать и суть процесса явления, и то, как все это наз-ся на родном и иностр. языке. Кроме постоянной установки на расширение эрудиции, переводчику приходится быть готовым к срочному освоению незнакомой области.

Предстоящая завтра работа, скажем, с представителями атомной энергетики, может включать новый инф. материал, оформленный с помощью 3 осн. языковых пластов:

1. Официально книжная речь, письм. текст.

2. Официально-устн. речи, офиц. общение.

3. Проф. жаргон – неофиц. проф. общение.

Опытный переводчик с тренированной памятью на ходу осваивает весь этот богатый арсенал. При этом важно использовать макс. кол-во источников, возможных в данной ситуации. Т.е. справочники, словари, интернет и консультация специалиста.

Существует мнение, что для того, чтобы переводить проф. тексты, переводчик сам должен быть профессионалом в соотв. области – как минимум дипломир. специалистом. Это отчасти верно по применению к письменному переводу. Здесь профессиональные знания и опыт служат большим подспорьем, поскольку письменный перевод представляет достаточно времени анализа, размышления, подбора материала. Однако при устном и особенно синхронном переводе, глубокие познания в предметной области, могут оказать переводчику медвежью услугу, заставляя его делать это там, где не нужно.

УП требует макс-но адекватного и, главное, быстрого подобора соотвествий. Парадоксально, но уровень УП-ка может быть тем выше, чем ниже его осведомленность в предметной области. Конечно, он должен при этом владеть терминами и понимать, что они означают, но освоение их является для профессионала в зависимости от задачи вопросом нескольких дней, часов и даже минут. Иными словами, хороший переводчик – это не тот, кто больше знает, а тот, кто лучше переводит. Переводчик, как правило, не только филолог, но и страновед, что дает возм. использовать его знания не только для переводческой работы, но и для налаживания доверительных отношений с партнерами. Переводчик-профессионал играет ключевую роль в установлении духа сотрудничества, особенно тогда, когда переговорные процессы идут с представителями народов и культур, мировоззрениями, этикеты которых имеют сущ. отличие от принятых на западе. Переводчику необходимо принимать меры, если обнаруживает, что его понимают неправильно. Переводчик может в случае необходимости попросить любую из сторон пояснить мысль другими словами или повторить ещё раз.

Этический кодекс существует в различных профессиях. Ему обязаны следовать доктора, юристы и представители прочих профессий, чьи ошибки могут дорого обойтись их клиентам. В определенных областях кодексы чести более строги, чем в других. В переводческой деятельности также существует этический кодекс, однако, для переводчиков нет фиксированного списка норм поведения.

Можно сказать, что кодекс этики в сфере перевода — это свод моральных принципов и правил, которыми должны руководствоваться переводчики в своем профессиональном поведении. Различные организации, нуждающиеся в услугах перевода, или переводческие агентства или ассоциации часто разрабатывают свой собственный кодекс этики для переводчиков. В некоторых случаях переводчики подписывают такой документ при приеме на работу или найме.

Несмотря на то, что единого кодекса не существует, в основе своей все своды правил для переводчиков похожи. Самыми распространенными фундаментальными принципами являются следующие.

Если в организации существует собственный этический кодекс, подписываемый переводчиками, то в случае его нарушения договор с сотрудником может быть расторгнут.


Аннотация
В статье кратко рассмотрены этические кодексы международных и национальных профессиональных организаций переводчиков и сформулированы их принципы, один из которых, принцип профессиональной и языковой компетенции, рассмотрен более подробно в контексте лингвистической парадигмы перевода.


Abstract
The article briefly reviews ethical codes of international and national professional organizations of translators and formulates their principles, one of which, the principle of professional and linguistic competence, is discussed in more detail in the context of linguistic paradigm of translation.

Вообще говоря, профессиональные этические кодексы по-прежнему делают основной акцент на таких понятиях, как беспристрастность, нейтральность, точность и верность…

В предыдущей статье, посвященной этическим аспектам переводческой деятельности [1], мы проанализировали рассмотрение этой темы в работах постсоветских и зарубежных специалистов, уделив основное внимание обсуждению новейших теоретических концепций. В этой статье мы рассмотрим одну важную сторону практического решения этических вопросов самим переводческим сообществом – создаваемые международными и национальными профессиональными организациями переводчиков этические кодексы (кодексы профессионального поведения).

Международная федерация переводчиков,

желая

изложить в виде официально документа некоторые общие принципы, неразрывно связанные с профессией переводчика, с тем чтобы, в частности,

подчеркнуть социальную функцию перевода;

уточнить права и обязанности переводчика;

заложить основы морального кодекса переводчика;

улучшить экономические условия и социальную атмосферу, в которой протекает деятельность переводчика;

рекомендовать переводчикам и их профессиональным организациям известные линии поведения;

и таким образом способствовать утверждению перевода как определенной и самостоятельной профессии, –

публикует текст хартии, предназначенной служить переводчику руководством в осуществлении его деятельности. [2, c. 496]

Таблица 1. Этические кодексы, рассмотренные Д. Макдона в [4].


Выбор документов для исследования Макдона объяснила своей лингвистической компетенцией (владением французским, английским и испанским языками) и наличием у организации веб-сайта [4, с. 29]. Цель и методику исследования она формулирует следующим образом:

Цель настоящей статьи – не определить все ценности, связывающие членов профессионально-ориентированных переводческих сообществ, а подчеркнуть ценности, которые являются общими для членов таких сообществ. Поскольку пятнадцать стран расположены в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Африке и Океании, в работе предложена достаточно представительная выборка этических норм профессионального переводчика.

По получении семнадцати этических кодексов они были тщательно сопоставлены, а затем выявлены чаще всего встречающиеся принципы. Эти сопоставительные данные были помещены в таблицу, чтобы лучше увидеть, какие ценности считаются наиболее важными для профессионально-ориентированными переводческими сообществами. [4, c. 30]

  • Только два положения являются общими для всех 17 ЭК: требование к переводчикам соблюдать конфиденциальность и требование не браться за работу, для которой переводчик не имеет необходимой компетенции.
  • Больше половины ЭК требуют от переводчика демонстрировать хорошее поведение и не наносить урон имиджу профессии.
  • 7 из 17 ЭК требуют от переводчиков быть объективными.
  • Половина ЭК рекомендует переводчикам повышать свою профессиональную квалификацию и навыки.
  • Половина ЭК устанавливают требования в отношении этичной рекламной деятельности.
  • Почти три четверти ЭК указывают, что члены сообщества должны поддерживать своих коллег.
  • Чуть больше половины ЭК включают положение о расценках, по каким переводчики должны браться за работу.

Таблица 2. Этические кодексы, рассмотренные в статье.


В целом рассмотренные ЭК можно разделить на две категории:

  1. Короткие документы, в которых все положения изложены в виде простого, неструктурированного, списка. К таким документам относятся: ITA [14]; SAPT [18]; SATI [19], [20], [21]; STIBC [23]; UTA [24].
  2. Все остальные более объемные документы разной степени структурированности.

В качестве отправкой точки для сопоставления ЭК была взята структура российского ЭК TFR [5]. С учетом содержания рассмотренных ЭК, сформировался следующий список принципов:

  • Профессиональные принципы работы, ответственность, качество, взаимоотношения с заказчиками.
  • Профессиональная и языковая компетенция, верность и точность перевода.
  • Вопросы оплаты.
  • Конфиденциальность.
  • Взаимоотношения с коллегами.
  • Непрофессиональное поведение, конфликты интересов, дискриминация, нечестная конкуренция.
  • Реклама, публичность, общественные взаимоотношения.
  • Профессиональное обучение, повышение квалификации.
  • Разрешение споров.

Результаты сопоставительного анализа содержания ЭК приведены в таблице 3.

Как видно из таблицы, наши результаты в целом согласуются с данными, полученными Макдона в [4], но теперь видно, что именно содержат индивидуальные ЭК, и читатель может делать самостоятельные сопоставления.

Таблица 3. Сопоставительный анализ этических кодексов, рассмотренных в статье.


В трех ЭК реализованы все 9 принципов: это (само собой разумеется) TFR [5], а также FIT Europe [11] и ITI [15]. В коротких ЭК, как правило, реализовано меньше принципов, чем в структурированных. Так, в ITA [14] реализовано всего 5 принципов, в SAPT [18] – 4, а в STIBC [23] – 3.

  1. Всякий перевод должен быть верным и точно передавать и форму оригинала – соблюдение такой верности является моральной и юридической обязанностью переводчика.
  2. Верный перевод не следует, однако, смешивать с переводом буквальным, поскольку верность перевода не исключает адаптации, имеющей целью дать почувствовать на другом языке и в другой стране форму, атмосферу и внутренний смысл произведения.
  3. Переводчик должен хорошо знать язык, с которого переводит, и, что еще важнее, в совершенстве владеть языком, на который переводит. [3]

Эти положения полностью укладываются в традиционную лингвистическую парадигму, ставящую во главу угла эквивалентность и верность перевода, которую мы обсуждали в [1] и о которой говорил, в частности, Энтони Пим:

Традиционная этика перевода основана на понятии верности. Переводчик, как нам говорят, должен быть верным исходному тексту, автору исходного текста, намерениям текста или автора, или чему-то в этом общем направлении… [28, с. 1]

В этом ключе сформулированы соответствующие положения в ЭК таких организаций, как:

1. передавать смысл между людьми и культурами верно, точно и беспристрастно; [7]

Постоянно стремиться к достижению максимально возможного качества в отношении точности передачи, терминологической правильности, языка и стиля. [19]

Переводчик выполняет перевод в пределах своих компетенций – языковой, предметной, культурной и технологической. Это в том числе означает, что письменный переводчик стремится переводить исключительно на свой родной язык или на язык, которым он владеет на уровне носителя. В противном случае Переводчик предупреждает заказчика о том, что в переводе могут быть недочеты. [25]

В предположительно следующей по времени версии п. 1.1 сформулирован так:

2.1 Компетенции

Устные и письменные переводчики должны работать только на языках и в предметных областях, по которым они имеют квалификацию и обладают необходимыми навыками. Письменные переводчики должны переводить только на свой родной язык, язык своего повседневного общения или на язык, в котором они имеют подтвержденный уровень эквивалентной компетенции. [11]

4. Профессиональные ценности

4.1 Члены должны действовать в соответствии со следующими профессиональными ценностями:

(а) передавать смысл между людьми и культурами верно, точно и беспристрастно [15, с. 2]

3. Письменный перевод

3.1 …члены должны переводить только на язык, который либо (i) их родной или язык их повседневного общения, или (ii) язык, в отношении которого они убедили Институт, что имеют эквивалентную компетенцию. Они должны переводить только с тех языков, в отношении которых они могут продемонстрировать, что обладают необходимыми навыками.

3.2 …члены должны всегда обеспечивать самые высокие стандарты работы в соответствии с их способностями, гарантируя верность смысла и регистра, если только конкретно не проинструктированы своими клиентами, предпочтительно в письменной форме, воссоздать текст в культурном контексте языка перевода. [15, с. 5]

4. Беспристрастность

4.1. Члены Ассоциации должны прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить гарантированно верную передачу исходного текста, который должен быть полностью свободен от их личной интерпретации, мнения или влияния;

5. Условия работы

5.1. Перевод

5.1.1. Члены Ассоциации должны, в принципе, переводить на родной язык; [16]

1 Общие профессиональные обязанности

1.1 Члены BDÜ должны выполнять свои профессиональные обязанности без предвзятости и в меру своих знаний. …

1.2 Члены BDÜ должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию и обеспечивать требования к качеству, приемлемые для BDÜ. [10]

2. Обязанности, связанные с осуществлением профессиональной деятельности

Все члены IAPTI должны:

2.1. Выполнять задачи письменного или устного перевода тщательно и ответственно.

2.2. Принимать только такие заказы, по которым они способны гарантировать своим клиентам надлежащий уровень качества. [13]

1. Обеспечивать профессиональный уровень выполнения письменных и устных переводов. [24]


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: