Общественные и другие негосударственные объединения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Документ из архива "Общественные и иные негосударственные объединения и их служащие", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "право, юриспруденция" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "право, юриспруденция" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "121711"

Текст из документа "121711"

Общественные и иные негосударственные объединения и их служащие

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Важнейший признак общественного объединения — добровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица или функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой статус.

Общественные объединения могут создаваться в следующих пяти организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждое из названных объединений имеет свои особенности или черты.

1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Их структурные подразделения имеют право оперативного управления, закрепленным собственником.

2. Общественное движение состоит из участников и не имеет фиксированного членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоянно действующим руководящим органом и с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом.

От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руководящий орган, указанный в уставе.

3. Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные и благотворительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ.

От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляет его постоянный руководящий орган.

4. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого общественного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. Может создаваться коллегиальный орган, имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистрации осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Собственником имущества является .учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.

5. Создание органа общественной самодеятельности преследует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приобретенного имущества.

Все организационно-правовые формы общественных объединений могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.

По территориальной сфере деятельности существует следующие виды общественных объединений: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Законом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им определенных налоговых льгот.

На съезде (конференции) или общем собрании принимается решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С принятием решения общественное объединение считается созданным. Оно с этого момента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административная правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствующих органах юстиции. В данном случае ему выдается соответствующее свидетельство. Государственная регистрация общественных объединений — это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмешивается в их деятельность.

Международные и общероссийские общественные объединения регистрируются Министерством юстиции РФ, межрегиональные общественные объединения — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональные и местные общественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.

Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление в регистрируемый орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа с указанием места жительства каждого; устав общественного объединения в двух экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции), общего собрания, содержащего сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о представлении юридического адреса общественному объединению, протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

При использовании общественным объединением личного имени или символики, защищенной законодательством России - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав. /

Он должен предусматривать: название, цели, организационно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объединения.

Государственные органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При этом общественные объединения в силу своей социальной природы не обладают государственно-властными полномочиями, но могут быть наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и могут быть участниками некоторых административно-правовых отношений.

При осуществлении уставных целей общественное объединение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, при условии наличия в уставе этого права и если с момента его регистрации исполнилось шесть месяцев.

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Объем административной правоспособности общественных объединений как юридических лиц может быть различным и зависит от уставных целей общественного объединения.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями

Контроль за соответствием деятельности общественных объединениях их уставным целям осуществляют органы юстиции, которые регистрируют эти общественные объединения. Контролирующий орган вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом юстиции может быть вынесено руководящим органам объединений письменное предупреждение.

За правомерностью их хозяйственно-экономической деятельности осуществляют контроль финансовые органы. Они контролируют источники поступления доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и правильности уплаты налогов.

Имущество общественного объединения формируется на основании вступительных взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований и других не запрещенных законом поступлений.

9.1. Понятие, основные черты и виды общественного объединения

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Основные черты общественных объединений:

1) являются видом некоммерческой организации, так как не преследуют цели извлечения прибыли;

2) образуются как физическими, так и юридическими лицами;

3) формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются по закону;

4) не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

5) действуют от своего имени.

В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения делятся: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

По условиям членства общественные объединения бывают с фиксированным (документальным) членством – члены общественных объединений (организаций) имеют членские документы с порядковым номером; с недокументальным (свободным) членством – члены общественного объединения не имеют документального подтверждения своей принадлежности к общественному объединению.

В зависимости от территории деятельности существуют объединения: общероссийские, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории более половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; межрегиональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории менее половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; региональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории одного субъекта РФ; местные – объединения, которые осуществляют уставную деятельность в пределах муниципального образования.

В зависимости от структуры общественные объединения разделяют на централизованные, в которых органы управления строятся на основе подчинения нижестоящих структурных подразделений вышестоящим, и нецентрализованные – не имеющие специальных органов управления, строящие свою деятельность на основе координации деятельности.

В зависимости от способа легализации есть объединения, получившие государственную регистрацию, т. е. прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и получившие права юридического лица, и не имеющие государственной регистрации, т. е. не прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и не получившие прав юридического лица.

В зависимости от сферы деятельности существуют политические, экономические, экологические, культурные и др. общественные объединения.

По социальному значению объединения могут быть прогрессивными, консервативными или реакционными.

Общественное объединение — добровольное [1] , самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [2] .

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения [3] .

Содержание

Формы общественных объединений

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

Читайте также: