Регламент это в истории россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Генеральный регламент состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

Документ определял единообразие организационного устройства и делопроизводства всех коллегий, порядок их деятельности, правила приёма и отправления деловой корреспонденции, хранения денежных сумм, архивов и т.п.; регулировал порядок службы во всех государственных учреждениях; регламентировал обязанности президента, вице-президента, членов коллегий, а также секретаря, нотариуса, переводчика и др.

Чтобы улучшить работу государственных учреждений Пётр I ввёл в Генеральный регламент главы, содержащие основания для поощрения и наказания чиновников.

Генеральным регламентом были также определены взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Генеральный регламент предписывал центральным государственным учреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учёт государственных бумаг и тем самым положил начало архивной службе в России.

Действие Генерального регламента было подтверждено в марте 1724 г. особым указом.

5 марта 2003 г. коллегия Федеральной архивной службы России, в память о Генеральном регламенте Петра I, решила установить дату 10 марта в качестве профессионального праздника — Дня архивов.

Регламенты международные авиационные — юридические акты, устанавливаемые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) на основании Чикагской конвенции 1944. Унифицируют правила полётов, требования к авиационному персоналу, к нормам годности воздушных судов, аэродромов, систем … Энциклопедия техники

РЕГЛАМЕНТЫ ПЕТРА — I в России начала XVI11 в. законодательные акты, определявшие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений. Всего в петровский период было утверждено семь регламентов Кригс комиссариату (о выдаче… … Юридический словарь

РЕГЛАМЕНТЫ ПЕТРА — I законодательные акты Российского государства 1 й четв. 18 в., составлены по инициативе и при личном участии Петра I. Определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и флота,… … Большой Энциклопедический словарь

РЕГЛАМЕНТЫ ПЕТРА I — РЕГЛАМЕНТЫ ПЕТРА I, законодательные акты Российского государства 1 й четверти 18 в. Составлены по инициативе и при личном участии Петра I. Определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений,… … Русская история

Регламенты Петра I — законодательные акты Российского государства 1 й четв. 18 в., составлены по инициативе и при личном участии Петра I. Определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и флота,… … Политология. Словарь.

Регламенты регулирования градостроительной деятельности территориальные — Территориальные регламенты регулирования градостроительной деятельности (территориальные регламенты) градостроительная документация, определяющая обязательные требования к использованию участка, иной части территории города при осуществлении… … Официальная терминология

регламенты Петра I — законодательные акты Российского государства 1 й четверти XVIII в., составлены по инициативе и при личном участии Петра I. Определяли штаты, структуру, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, организацию армии и… … Энциклопедический словарь

Регламенты по безопасной эксплуатации кранов — 3.7. Регламенты по безопасной эксплуатации кранов документы, содержащие обязательные нормы (требования) по обеспечению условий для безопасной эксплуатации крана. К регламентам по безопасной эксплуатации, связанным с обеспечением безопасности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.

Как создавался документ?

Определенная система государственного управления, безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.

генеральный регламент

Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные коллегии: камер-коллегия, военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.

генеральный регламент 1720

Структура документа

Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.

Генеральный регламент и его задачи

Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:

  • четкое управление государственными делами;
  • систематизация государственных доходов;
  • четкая работа органов юстиции и российской полиции;
  • защита прав законопослушных граждан.

Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.

генеральный регламент петра 1

Суть основных положений регламента

Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная рабочая неделя. Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое рабочее место на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических органов исполнительной власти с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.

Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.

Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.

Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.

генеральный регламент год

Заключение

Появление регламентов связано с реформаторской деятельностью Петра I . Главным образом в то время регламентировалась деятельность центральных органов – коллегий. Петр I хотел издать регламенты по деятельности каждой коллегии 1 . Но его желание осуществилось не до конца. Например, регламент вотчинной коллегии так и остался на стадии разработки. Но, тем не менее, можно сказать, что Указ царя по большей части был выполнен и в период правления Петра были изданы такие Регламенты как регламент Кригс-Коммисариату, Штатс-Контор-Коллегии Коммерц-Коллегии и Камер-Коллегии, Генеральный Регламент, Регламент Главного Магистрата, Духовный Регламент и пр.

Главным документом, регулирующим деятельность коллегий, был Генеральный Регламент, изданный 1720 году 2 . Регламент детально описывал порядок и время работы каждой коллегий, правила приема на работу служащих, их обязанности, должности, имеющиеся в каждой коллегии, правила приема просителей в коллегиях, систему наказания за невыполнение своих обязанностей. Одной из особенностей содержания Регламентов XVIII века было описание наряду с основными правилами работы коллегии и должностными обязанностями служащих, делопроизводственных операций. Генеральный Регламент описывал каждую делопроизводственную операцию, производимую в коллегии: поэтапный приём и отправку документации и корреспонденции, хранение ценных бумаг и пр.

Формуляры Регламентов Петровского периода века имели практически идентичный вид. Все Регламенты имели заголовочную часть, состоящую из заглавных букв, вводную часть, начинающуюся с украшенной орнаментом буквицы, содержательную часть, состоящую из нескольких глав, также начинающихся с буквицы. Размеры и структура формуляра зависели во многом от личности автора документа и назначения Регламента.

В XVIII веке Регламент представлял собой комплексный документ, многоцелевого назначения, включающий в себя общее описание структуры коллегии, каждого ее подразделения, обязанности сотрудников, общее и кадровое делопроизводство, хранение дел и формирование их в архив, правила внутреннего трудового распорядка. То есть Регламент охватывал собой все сферы деятельности коллегии и порядка работы ее сотрудников.

Формуляр Общего учреждения министерств 1811 года схож по расположению реквизитов с Регламентами XVIII века. Общее учреждение министерств состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей части. На первой странице расположен заголовок, где в центре расположено имя Александра I с его титулами. Содержательная часть состоит из текста, объясняющего краткий смысл документа. Текст скреплен печатью и поставлена дата напечатанного документа. Сразу после вступительной части в документе следует оглавление, в котором указаны названия частей, глав документа и номера страниц каждой из них. В конце документа приложены формы письмоводства для различных ситуаций.

Революция семнадцатого года коренным образом поменяла систему государственных органов управления страной, и соответственно документы, регламентирующие работу государственных органов. В этот период, наряду с переменами в стране, на сцену снова выходит регламент, как документ, регулирующий деятельность высших органов государственной власти.

В Советский период можно выделить Регламенты высших органов власти – Регламент Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Регламент Верховного Совета РСФСР, а также Регламенты субъектов – Регламент Верховного Совета Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики (АССР), Регламент Верховного Совета Якутской АССР, Регламент Верховного Совета Чувашской АССР.

В Советский период Регламент представлял собой документ, прописывающий основные функции государственного органа, его структуру, издаваемые им нормативно-правовые акты.

В XX веке регламент исключил часть информации из своего содержания, которая была прописана в нем в XIX веке. Например, в Советский период в регламенте не прописаны делопроизводственные операции, не приложены шаблоны заполнения документов, отсутствует информация о государственных служащих.

Эта информация нашла отражение в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД) утвержденной в сентябре 1973 года Комитетом по науке и технике СССР и ее второй редакцией переизданной в 1988 году, названной – Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ), которая в свою очередь была преобразована в 1991 году в государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ). В соответствии с общегосударственными требованиями к ведению делопроизводства в советских учреждениях, в конкретных организациях и предприятиях разрабатывались самостоятельно инструкции по ДОУ и конкретные должностные инструкции для сотрудников.

Нововведением в Регламентах Советского периода являлось введение системы электронного протоколирования заседаний, отображающей данные о ходе заседания и выступивших на нем лиц в электронном виде.

В это время формуляр Регламента приобрел более структурированный вид. Содержание документа четко делится на разделы, главы, статьи и пункты. Текст стал более кратким и четким, отчасти в связи с тем, что из регламента была исключена часть информации. По своему формуляру регламент состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей части. В заголовочной части регламент начинается с преамбулы, где расположено наименование регламента, описывается каким документом и когда регламент был утвержден и различные редакции регламента за период его действия. Содержательная часть состоит непосредственно из самого текста. В оформляющей части указано кем из должностных лиц утвержден регламент.

Все Регламенты Советского периода очень схожи по своей структуре. Регламенты описывают стандартный перечень разделов, присутствующий во всех регламентах. Это общие положения, описывающие статус государственного органа или учреждения и его место в системе государственных органов, решение круга вопросов, относящихся к ведению органа или учреждения, например назначение должностных лиц, утверждение или рассмотрение проектов законов, планирование государственной политики (относится ко всем Регламентам Советов).

Эпизодическими статьями к Регламенту являются разделы, посвященные электронным системам, обслуживанию государственного органа, порядку отчетности. Например, порядок работы электронных систем прописан только в Регламенте Верховного Совета РСФСР и Регламенте Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, в Регламенте Верховных Советов Республик этого нет. Разделы, посвященные созданию отчетов государственного органа прописаны в Регламентах Верховных Советов всех автономных Республик, но во Временном Регламенте Съезда народных депутатов РСФСР такой раздел отсутствует.

После распада СССР в 1991 Регламент также остается документом, регулирующим деятельность новых органов власти Российской Федерации.

Содержание Регламента на современном этапе становится все более четким и структурированным. Это прослеживается в изменении структуры и содержания документа. Статьи Регламента объединяются в общие главы, а главы формируются и обобщаются в разделы.

В современных государственных органах для разработки и внедрения Регламента предусматривается специально созданное с этой целью структурное подразделение. Например, в состав Совета Федерации включена регламентная комиссия, отвечающая за вопросы составления Регламента, внесения в него изменений и внедрения на практике.

В Регламентах также остается информация об электронных системах в государственных органах власти. Электронные системы в настоящее время используются для электронного протоколирования заседаний, а именно для поименной регистрации членов Совета Федерации, записи членов Совета Федерации для выступлений, внесения предложений и поправок, подсчета голосов и определения результатов голосования; фиксации фамилий голосующих при проведении открытого, в том числе поименного, голосования, накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседания, формирования отчетов о результатах регистраций, голосований, записи на выступления, других документов, информационного обеспечения заседания.

Во многих Регламентах нашла отражение делопроизводственная работа по обращению граждан и организаций. В регламентах подробно описана организация работы по рассмотрению обращений граждан и организаций, порядок их рассмотрения, в том числе в электронном виде, организация личного приема граждан.

Новой современной тенденцией в содержании Регламента является вновь включение в него информации о ведении делопроизводства в виде приложений с инструкцией по ДОУ, регулирующих порядок проведения делопроизводственных операций.

В некоторых Регламентах субъектов информация о ведении делопроизводства находится в самом содержании Регламента. Это, можно увидеть, на примере Регламента префектуры Северного административного округа города Москвы. В Регламенте прописан порядок приема/отправки входящей/исходящей корреспонденции, организация работы со служебными документами и обращениями граждан, исполнение и контроль за исполнением документов, работа с организационно-распорядительными документами, порядок применения печатей и пр.

Также, в Регламент вновь включена информация о должностных обязанностях сотрудников. Так, должностные обязанности прописаны в Регламенте Счетной палаты о деятельности ее аудиторов.

В рамках административной реформы 6 появляются новые виды регламентов – административные регламенты федеральных органов исполнительной власти. Административные регламенты представляет собой сложный комплексный документ, состоящий из регламента внутренней организации федерального органа исполнительной власти, регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, должностных регламентов и административных регламентов предоставления услуг и оказания функций.

Особенностями Регламентов предоставления услуг и оказания функций являются, приведенные формы, схемы и алгоритмы, отображающие порядок прохождения документов и формы используемых документов.

Формуляр Регламентов на современном периоде не изменился в своем оформлении. В современной России Регламент больше не украшает советская символика. Но по своей содержательной части расположение реквизитов не претерпело никаких коренных изменений. Регламент также имеет структурированный вид и делится на разделы, главы и статьи в соответствии с объемом документа. Также как и в советский период в Регламенте обозначены возможные редакции документа, дата его принятия и ссылка на документ, утвердивший Регламент.

Отличительной особенностью является то, что в современной России, к Регламенту на законодательном уровне определены четкие требования. Правила разработки административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг дают полную структуру содержания документа, порядок его рассмотрения и утверждения.

Новой отличительной чертой современного процесса регламентирования является появление должностных регламентов государственных служащих, регламентирование не только внутренней деятельности органа власти, но и процессов его взаимодействия с другими органами.

Однако, в целом, в настоящее время Регламент представляет собой комплексный документ, определяющий внутреннюю структуру организации органа исполнительной власти, взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, должностные полномочия сотрудников органов исполнительной власти, процедуру предоставления услуг и оказания государственных функция.

М ожно сделать вывод, что Регламент за всю историю становления государственной власти России служит документом для осуществления реформаторской деятельности, начиная с реформ Петра I и создания коллегий и далее при возникновений совершенно новых органов власти Регламент вновь используется как документ, регулирующий деятельность государственных органов в период реформирования. На современном этапе в условиях административной реформы Регламент предстает перед нами как сложный, комплексный документ многоцелевого применения. На данном этапе административный регламент используется государственными структурами для регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти, их взаимодействия с другими органами, а также в нем закреплены полномочия государственных служащих и порядок предоставления государственных услуг.

2  Генеральный Регламент или Устав, по которому Государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют. 28 февраля 1720 года // 1-ПСЗРИ. Том 6. No 3534. С. 160

3  Томсинов В.А. Всем должно хранить интерес государев и государственной: Петр1 как законодатель // М.: Зерцало. 2014

4  Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий напечатанных при Петре I. Три сводных каталога. М-Л, Изд-во АН СССР, 1955-1972.

5  Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845. С. 87.

Читайте также: