Проблема соотношения языка и сознания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак – это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль – это отражение объективной реальности, а слово – способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя. Можно выделить следующие виды речи (рисунок 3.1):


Рисунок 3.1 Виды речи.

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

Одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

Итак, рассмотрев схематично основные материальные формы бытия сознания, мы должны сказать, что эти формы не являются единственными. Существуют и могут существовать и другие материальные формы бытия сознания. Однако сказанного достаточно, чтобы цель исследования в данной связи была достигнута.

Вместе с тем до сих пор исследованные стороны категории сознания и его материальных форм бытия касаются лишь внешних определений сознания. Дальнейшее восхождение должно воспроизвести сознание в его сущности и модификациях этой сущности, т. е. непосредственное его содержание, как диалектический процесс.

С помощью языковых средств мы выражаем любые наши отношения с миром, с другими людьми, с предшествующими и будущими поколениями. Но дело не только в том, что язык является универсальным средством выражения всего, с чем сталкивается в своей жизни человек. Хотя одно из главных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Поэтому и современная философия по необходимости является лингвистической (языковой) философией.

Помимо общих назначений языка быть средством выражения, необходимо указать на экспрессивную специфическую роль, которую он играет по отношению к структурам сознания.

Из всего высшее сказанного я делаю вывод, что язык - это неотъемлемая часть сознания. При этом, одно без другого просто не может существовать. В противном случае социальное существование человечества просто невозможно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность./ Н.С. Автономова, – Москва.: Наука - 2008. – 353с.

2. Алексеев, П.В., Философия. Учебник./ П.В. Алексеев, А.В. Панин– Москва.: ТЕИС. – 2006. – 497с.

3. Витгенштейн, Л. О достоверности / Л. Витгенштейн, Вопросы философии, -2011, -№ 2.

4. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг./ Д.И. Дубровский, – Москва.: Высшая школа - 2010. – 281с.

5. Караваев, Э.Ф. Философия./ Э.Ф. Караваев, Москва.: Юрайт-Издат, - 2006.-520с.

6. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие./ – Изд-во Том ун-та. Пермское. отделение. 2011.-381с.

7. Мигалатьев, А.А. Философия./ А.А. Мигалатьев, – Москва.: ЮНИТИ – ДАНА, - 2008. – 639с.

8. Никонова, К.М. Семинарские занятия по философии: Учебник/ К.М.Никонова. – Москва.: Высшая школа, -2007.-372с.

9. Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин. – Москва.: Политиздат,- 2008.-618с.

10. Фролов, И.Т. Введение в философию: учебник для вузов/ И.Т. Фролов. – Москва.: Политиздат,- 2009.-578с.

Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем; он оказывается в состоянии выходить за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это дается в непосредственном восприятии. Он оказывается в состоянии абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Каким образом это становится возможным, и составляет важнейший раздел психологической науки.

В. И. Ленин подчеркивал, что предметом познания, а следовательно, и предметом науки, являются не столько вещи сами по себе, сколько отношения вещей 1 . Стакан может быть предметом физики, если анализу подвергаются свойства материала, из которого он сделан; он может быть предметом экономики, если берется ценность стакана, или предметом эстетики, если речь идет о его эстетических качествах. Вещи, следовательно, не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Следовательно, мы выходим за пределы непосредственного чувственного опыта и формируем отвлеченные понятия, позволяющие глубже проникать в сущность вещей.

1 См.: В. И. Лен и н. Поли. собр. соч., т. 42, с. 289.

Сказанное можно сформулировать иначе: для человека характерно то, что у него имеет место не только чувственное, но и рациональное познание, что человек обладает способностью глубже проникать в сущность вещей, чем позволяют ему его органы чувств, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Поэтому классики марксизма с полным основанием говорили о том, что переход от чувственного к рациональному не менее важен, чем переход от неживой материи к живой.

Все это можно иллюстрировать на одном примере из фактов эволюционной психологии Я имею в виду тот опыт, который известен как опыт Бойтендайка и который лучше других показывает отличия мышления человека от мышления животных.

Это значит, что животное в своем поведении не может выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и реагировать на абстрактный принцип, в то время как человек легко усваивает этот абстрактный принцип и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно данному отвлеченному принципу. Человек живет не только в мире непосредственных впечатлений, но и в мире отвлеченных понятий, он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Следовательно, человек, в отличие от животных, может оперировать не только в наглядном, но и в отвлеченном плане, глубже проникая в сущность вещей и их отношений.

ris2.jpg

Рис. 1. Опыт Бойтендайка

Таким образом, в отличие от животных, человек обладает новыми формами отражения действительности — не наглядным чувственным, а отвлеченным рациональным опытом. Такая особенность и характеризует сознание человека, отличая его от психики животных. Эта черта — способность человека переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.

Как же объяснить факт перехода человека от наглядного опыта к отвлеченному, от чувственного к рациональному? Эта проблема составляла коренную проблему психологии за последние сто или более лет.

В попытке объяснить этот важнейший факт психологи в основном разделились на два лагеря. Одни — психологи-идеалисты — признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному, считая, что, в отличие от животных, человек обладает совсем новыми формами познавательной деятельности, но не могли подойти к анализу причин, вызвавших этот переход, и, описывая этот факт, отказывались объяснить его. Другие — психологи-механицисты — пытались детерминистически подойти к психологическим явлениям, но ограничивались объяснением только элементарных психологических процессов, предпочитая умалчивать о сознании как о переходе от чувственного к рациональному, игнорируя эту большую сферу и ограничивая свои интересы только элементарными явлениями поведения — инстинктами и навыками. Эта группа психологов отрицала проблему сознания, специфического для поведения человека. К этому лагерю относятся американские бихевиористы.

Разберем позиции обоих этих лагерей подробнее.

Психологи-идеалисты (такие, как Дильтей, Шпрангер и др.) считали, что высший уровень абстрактного поведения, которое определяется отвлеченными категориями, действительно является характерным для человека. Но они сразу же делали вывод, что этот уровень отвлеченного сознания есть проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека, и что эта возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями есть свойство духовного мира, который налицо у человека, но которого нет у животного. Это было основным положением различных дуалистических концепций, одним из самых ярких представителей которых был Декарт.

Основное положение учения Декарта, как известно, заключалось в следующем: животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснять строго детерминистически. Но для человека такое детерминистическое объяснение поведения не годится. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; он не может быть выведен из материальных явлений, и корни его поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материальными законами. Эти взгляды и составляют сущность дуалистической концепции Декарта: признавая возможность механистического объяснения поведения животного, он одновременно считал, что сознание человека имеет совершенно особую, духовную природу и что подходить к явлениям сознания с тех же детерминистических позиций нельзя.

На близких к Декарту позициях стоял и Кант. Для Канта, как известно, существовали апостериорные категории, т. е. то, что выводится из опыта, полученного субъектом, и априорные категории, т. е. категории, которые заложены в глубинах человеческого духа. Суть человеческого познания, говорил Кант, и заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта; это трансцендентальный процесс, т. е. процесс перехода от наглядного опыта к внутренним сущностям и обобщенным рациональным категориям, заложенным в существе человеческого духа.

По мнению философов идеалистического лагеря, эти принципы можно лишь описывать, но нельзя объяснить, и на этом своеобразном утверждении строится вся современная феноменология — учение об описании основных форм духовного мира; вершина этого учения была достигнута в работах немецкого философа Гуссерля.

Феноменология исходит из следующего простого положения: ни для кого нет никаких сомнений, что сумма углов треугольника равняется двум прямым; это можно изучать и описывать, но бессмысленно задавать вопрос, почему именно сумма углов треугольника равняется двум прямым, что может быть причиной этого. Этот факт дан как известная априорная феноменологическая характеристика геометрии. Вся геометрия, построенная по строжайшим законам, доступна изучению и описанию, но не требует такого объяснения, как, например, явления физики или химии. Точно так же, как мы описываем геометрию, мы можем описывать и феноменологию духовной жизни, т. е. те законы, которые характеризуют сложные формы отвлеченного мышления и категориального поведения. Все их можно описывать, но нельзя объяснить.

Этими утверждениями идеалистическая философия, как и идеалистическая психология, порывает как с естественными науками, так и с научной психологией, делая резкие различия между обеими формами познания и принципиально относясь к сложным формам познавательной деятельности иначе, чем к элементарным.

До сих пор речь шла о философских основах дуалистических утверждений; сейчас мы обратимся к подобным утверждениям психологов и физиологов.

2 Подробный анализ воззрений Экклза дан в работе Лурия, Гургенидзе (1972)

Легко видеть, к каким тупикам приходит дуализм, который исходит из противопоставления чувственного и рационального опыта, но отказывается от научного объяснения последнего.

Совершенно понятно поэтому, что психологи, которые не могли удовлетвориться этими идеалистическими объяснениями, должны были искать новые пути, которые не закрывали бы двери для причинных детерминистических научных объяснений всех, в том числе и сложнейших, психических явлений.

Пытаясь объяснить сложнейшие формы мышления, исследователи, примыкавшие к этому направлению, практически исходили из обратных механистических позиций.

Бихевиористы с самого начала отказались изучать отвлеченное мышление, которое как будто бы должно являться предметом психологии. Для них предметом психологии являлось поведение, а само поведение понималось как нечто состоящее из реакций на стимулы, как результат повторений и подкреплений, иначе говоря, как процесс, строящийся по элементарной схеме условного рефлекса. Бихевиористы никогда не пытались подойти к анализу физиологических механизмов поведения (и в этом состоит их коренное отличие от учения о высшей нервной деятельности), они ограничились анализом внешней феноменологии поведения, трактуемой очень упрощенно, и пытались подойти ко всему поведению человека так же, как они подходили к поведению животного, считая, что оно исчерпывается простым образованием навыков.

Нельзя не отметить и положительное начало у психологов этого направления, которое заключалось в их попытке не только описывать, но и объяснять явления психической жизни. Однако их главный недостаток заключался в позиции редукционизма, т. е. сведении высших форм психических процессов со всей их сложностью к элементарным процессам, отказе от признания специфики сложнейшего сознательного категориального поведения.

Позицию редукционизма, из которой исходят психологи-бихевиористы, трудно лучше охарактеризовать, чем это сделал Т. Тэйлор в предисловии к своему учебнику психологии, вышедшему в 1974 г.

3 Th. Y. Taylor A Primer of Psychobiology. Brain and Behavior. N. Y., 1974.

Естественно, что психология, разрабатываемая с таких позиций, теряет всякую возможность научно подходить к сложнейшим, специфическим для человека формам сознательной деятельности, которые являются продуктом сложного социального развития и которые отличают человека от животного.

Выход из этого кризиса мог заключаться только в том, чтобы оставить неприкосновенным самый предмет психологии человека как учения о сложнейших формах сознательной деятельности, но вместе с тем сохранить задачу не описывать эти сложнейшие формы сознательной деятельности как проявления духовной жизни, а объяснять происхождение этих форм сознательной деятельности из доступных анализу процессов. Иначе говоря, задача заключалась в том, чтобы сохранить изучение сложнейших форм сознания как первую, основную задачу психологии, но обеспечить материалистический, детерминистический подход к их причинному объяснению.

Решение этого важнейшего вопроса психологии было дано одним из основоположников советской психологической науки Л. С. Выготским, который во многом предопределил пути развития советской психологии на последующие десятилетия.

В чем заключался выход из этого кризиса, который сформулировал Л. С. Выготский?

Остановимся на этом положении несколько подробнее.

Принципиально те же положения справедливы и по отношению к организации сложнейших форм сознательной жизни, но на этот раз речь идет о переработке человеком сложнейшей информации в процессе предметной деятельности и с помощью языка.

Как уже говорилось выше, человек отличается от животного тем, что с переходом к общественно-историческому существованию, к труду и к связанным с ним формам общественной жизни радикально меняются все основные категории поведения.

Жизнедеятельность человека характеризуется общественным трудом, и этот общественный труд с разделением его функций вызывает к жизни новые формы поведения, независимые от элементарных биологических мотивов. Поведение уже не определяется прямыми инстинктивными целями; ведь с точки зрения биологии бессмысленным является бросать в землю зерна вместо того, чтобы их есть; отгонять дичь вместо того, чтобы ловить ее; или обтачивать камень, если только не иметь в виду, что эти акты будут включены в сложную общественную деятельность. Общественный труд и разделение труда вызывают появление общественных мотивов поведения. Именно в связи со всеми этими факторами у человека создаются новые сложные мотивы для действий и формируются те специфически человеческие формы психической деятельности, при которых исходные мотивы и цели вызывают определенные действия, а. действия осуществляются специальными, соответствующими им операциями.

Структура сложных форм человеческой деятельности была детально разработана в советской психологии А. Н. Леонтьевым (1959, 1975), и мы не будем останавливаться на ней подробно.

Вторым решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, является возникновение языка.

Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказывания.

Следовательно, мы подойдем к проблемам сознания и отвлеченного мышления, объединив данную проблему с проблемой языка, и будем искать корни этих сложных процессов в общественных формах существования человека, в реальной действительности того языка, который позволяет нам выделять признаки объектов, кодировать и обобщать их. Это и есть специфика языка, который, как мы уже сказали, раньше был связан с непосредственной практикой, вплетен в нее, а затем постепенно, в процессе истории, начал становиться системой, которая сама по себе достаточна для того, чтобы сформулировать любое отвлеченное отношение, любую мысль.

Прежде чем перейти к основной проблеме этих лекций, мы должны остановиться на одном частном вопросе, который имеет, однако, принципиальное значение.

Действительно ли язык (и связанные с ним формы сознательной деятельности) является для человека специфическим продуктом общественной истории?

ris3.jpg

а — направление движения пчел,

Эта проблема является сейчас предметом оживленных дискуссий, и мы не будем останавливаться на ней подробно.

В силу этого мы и будем рассматривать проблему сознания и отвлеченного мышления в тесной связи с проблемой языка.

В следующих лекциях мы обратимся к тому, что именно представляет слово и какую функцию переработки информации оно несет, как оно построено морфологически, какое психологическое значение оно имеет. Затем мы перейдем к структуре предложений, которая позволяет не только обозначить предмет и выделить признаки и формировать понятия, а и формировать мысль в речевом высказывании. И далее мы проанализируем процесс вывода и умозаключения, чтобы выяснить, как формируется речевое мышление и как применение языка приводит к формированию таких сложнейших процессов, характерных для человеческой психики, как процессы сознательной и произвольной психической деятельности.

Читайте еще:

Однако, без второго тренинга — без прямого доступа к большому U и отождествления с ним — вы в любой данный момент остаетесь наблюдателем или наблюдаемым, а не чувствующей третьей стороной. Без этого большого U, мы оказываемся на одной или на другой стороне конфликтной ситуации, и забываем о.

3. Подобное понимание связи между различными школами психотерапии и особыми уровнями сознания было недавно выражено Кеном Уилбером (Ken Wilber (103)) в его идее спектра психологии.

Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому.

Из всего сказанного вытекает, что патологическая ревность не есть нормальное явление, а служит выражением некоторой порочности натуры. Она может выражаться то в форме аффективной ревности, то в форме бредовой ревности. Алкоголь имеет особенное отношение к этому состоянию, в одних случаях.

залает, подбежит. Но мне не нужно одёргивать её. В таком случае я просто подхожу к человеку, протягиваю ему руку здороваюсь. И он со мной. И после рукопожатия и приветствий Ноюшка сама видит, что это друг, и мгновенно лезет целоваться, как будто она этого человека сто лет знает.

Даже не пытайтесь. Если вы преуспеете, то, возможно, столкнете ребенка назад, к дососательному интересу. Какое это имеет значение? Многие известные люди сосали палец.

3. Для визуализации сложной процедуры слежения за всем многообразием выданных заданий, проектов, видов работ, выполнения введенных стандартов и других объектов контроля подходят графики

Как ты уже поняла, я не сторонница радикальных методов похудения, поправления, посторойнения, оздоровления и т.д. и т.п. К тому же я не люблю изматывающих занятий в спортзале, строгих голодных диет, изнурительных чисток и мучительных антицеллюлитных массажей. Я нормальный человек со своими.

Я сижу в уютном холле дома в окрестностях Рима. Итальянка, сидящая напротив меня, на приеме второй раз. Я снова смотрю поля ее детей и останавливаюсь на одном сыне.

Процесс сознания может существовать лишь в материальной форме, которая выражается в языке.

Сознание выступает как единство знания и материальной формы его выражения - языка.

Язык и сознание являются теснейшим образом взаимосвязанными процессами, но следует отметить, что это единство не является диалектическим, но следует отметить, что это единство не является диалектическим и не исключает наличия отличий между данными явлениями.

Язык не может существовать без мышления, так же, как и мышление в свою очередь не может развиваться без языка. Однако эти процессы имеют различную структуру. Этот факт подтверждается тем, что закономерности и формы мышления являются едиными для всех людей, а вот язык является национальной принадлежностью.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что связь языка и мышления — это связь различных компонентов, к возникшая в процессе общественно-трудовой практики.

Высшие животные обладают элементарным образным мышлением и способностью издавать определенные звуки, но данные способности между собой никак не связаны. Человек является существом, которое производит в процессе своей деятельности предметный окружающий мир, и с помощью него развивается и сам.

Еще одним отличием человеческого существа от животных является социально выработанная в течение жизни программа действий, тогда как жизнедеятельность животного в основном является генетически запрограммированной.

Жизнь человека неразрывно связана с совместной социальной деятельностью, опыт человека существует только в виде общественного опыта, которые не передается генетическим путем, а только с помощью коммуникации. Именно поэтому человеку необходим язык и его влияние на жизнедеятельность человека трудно переоценить. Он возникает в качестве средства осуществления человеческой деятельности, общения, управления проявлениями поведения, орудием познания и самопознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того, чтобы зафиксировать знания, полученные в процессе восприятия событий и явлений окружающего мира, человеку необходим язык, выражающийся в слове и речи.

Общая характеристика слова как единицы речи человека

Слово имеет сложную структуру и служит своеобразным заменителем воспринимаемых предметов, оно обозначает предмет. Это обозначение выражает значение слова, его идеальный смысл.

Слово, которое отражает предмет имеет свою материальную знаковую форму и свое идеальное содержание - смысл, значение.

Знак – это материальный заменитель предмета, служащий для получения, хранения и распространения полученной информации.

Таким образом можно сказать, что знак — это чувственно-воспринимаемое обозначение предмета. Внешнего сходства между знаком и предметом полностью отсутствует, есть лишь небольшое количество звукоподражательных слов, в которых знак и предмет образуют некоторое единство, например, слово кукушка.

Процесс мышления всегда представляет собой умственную деятельность человека на каком – либо языке. Каждый язык, существующий на планете Земля схож с другими языками по своей логической структуре, которая определяется особенностями единого земного мышления. Но вместе с тем эти единые нормы мышления осуществляются различными языковыми способами.

У каждого национального языка есть своя особенная структурная и смысловая специфика. Именно поэтому точка зрения, утверждающая, что представители разных языковых культур мыслят по-разному абсолютно неверна. Если бы эта теория была верной перевод с одного языка на другой был бы попросту невозможен.

Сознание и язык представляют собой особое единство, при котором определяющей его стороной является сознание. Являясь процессом отражения окружающей действительности именно сознание формирует формы и законы речевого бытия человека. Сознание всегда есть знаково выраженное отражение. В ситуации, когда нет языка, нет и отражения окружающего мира.

Именно в процессе осуществления речевой деятельности человек мыслит, а в процессе мыслительной деятельности он осуществляет речевую деятельность. Невозможно оторвать язык от процесса мышления и сознания, однако нельзя также полностью отождествлять процесс мышления с языком. Говорить еще не значит осуществлять мыслительную деятельность.

Однако мыслить всегда значит одновременно формировать мысли и соответствующие речевые структуры. Именно в речи мысли формируются и формулируются.

Возможно ли осуществление процесса мышления вне речи? Исследования доказывают, что мысли человека могут и не иметь словесного выражения, они могут найти другие формы проявления – танцы, музыка, изобразительное искусство.

Однако теснейшая связь между мышлением и речью – это непреложное правило, нарушение процесса мышления всегда отражается в нарушениях речи.

Особенности проявления сознания человека

Подводя итог вышесказанному и обобщая наиболее значимые особенности процесса сознания можно определить его как:

  1. Результат и продукт общественно – трудовой деятельности человека;
  2. Целенаправленное отражение человеком особенностей окружающего мира;
  3. Процесс опережающего отражения действительности;
  4. Процесс активного творческого преобразования действительности;
  5. Субъективный образ объективного мира, который окружает человека;
  6. Идеальный образ материального мира, сформированный человеком.
  7. Свойство высокоорганизованной материи и определенная функция мозга, которая действует на основании имеющихся у человека потребностей;
  8. Материализованный в языке процесс отражения окружающего мира.

Таким образом можно сделать вывод о том, что сознание является основной функцией мозга и уровень его развития находится в прямой зависимости от степени организации деятельности головного мозга человека и развития его речевых функций. Взаимосвязь сознания и языка человека является не просто теснейшей, но и взаимонеобходимой для обоих процессов.

Мир без языка — это первобытная, бесформенная, хаотичная паутина всевозможных раздражителей (переживаний субъекта). Только язык придает этому хаотическому потоку стимулов определенное определение, расположение, регулярную зависимость, структуру.

В этом случае общая семантика абсолютизирует конвенциональный (произвольный) характер языка, а поскольку язык определяет структуру реальности с его точки зрения, то образ мира является результатом конвенции, плодом произвольного согласия людей. В этом эссе мы подробно рассмотрим понятия сознания и языка и установим их внутреннюю связь.

Сознание и язык - Концепция Сознания

Концепция Сознания

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, убеждений, эмоций людей, установок, отражающих природу, материальную жизнь общества и всей системы общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с появлением бытия, потому что сознание возможно как продукт общественных отношений. Но общество можно назвать обществом только тогда, когда сформированы его основные элементы, в том числе общественное сознание. Общество — это материальная и идеальная реальность.

Сознание — высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку, то, как он относится к миру и к самому себе, которая представляет собой единство психических процессов, активно вовлеченных в понимание человеком объективного мира и собственного бытия. Сознание состоит из сенсорных образов, объектов, которые являются ощущениями или представлениями и поэтому имеют смысл и значение, знания как совокупность ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, возникающих в результате высшей психической активности, мысли и языка. Сознание — это особая форма взаимодействия человека с реальностью и управления ею.

Структура сознания включает в себя основные познавательные процессы, посредством которых человек постоянно обогащает свои знания. Такие процессы могут включать в себя ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при прямом отражении в сознании раздражителей, действующих на мозг, формируется сенсорный образ, как он представляется человеку в данный момент. Память позволяет обновлять в сознании образы прошлого, воображение позволяет строить воображаемые модели из того, что является нужным объектом, но отсутствует в данный момент. Мышление — обеспечивает решение проблем путем использования обобщенных знаний. Перерыв, распад, не говоря уже о полном разрыве любого из вышеперечисленных когнитивных процессов неизбежно становится распадом ума.

Третьей особенностью сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Функция сознания включает в себя формирование целей деятельности, формирование и взвешивание мотивов, принятие решений по воле, рассмотрение хода действий и внесение необходимых корректировок и т.д.

Понятие общественного сознания, его взаимосвязь с индивидуальным сознанием

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, убеждений, эмоций людей, установок, отражающих природу, материальную жизнь общества и всей системы общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с появлением социального бытия, потому что сознание возможно только как продукт общественных отношений. Но общество можно назвать обществом только тогда, когда сформированы его основные элементы, в том числе общественное сознание. Общество — это материальная и идеальная реальность. Сознание не только личное, индивидуальное, но и выполняет социальную функцию. Структура общественного сознания сложна и диалектически взаимодействует с сознанием человека. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и повседневное сознание. Первые формы — социальная психология, а вторые — идеология.

Обычное сознание самопроизвольно формируется в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, действует в различных формах: социально-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, нравственность, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в его современной форме является результатом длительного развития. Примитивное общество соответствовало примитивному сознанию. Психический труд не отделялся от физического труда, а психический труд вплетался непосредственно в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Такие формы общественного сознания, как нравственность, искусство, религия, первыми появились в историческом развитии человека. Затем, с развитием человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, выделенных в особую сферу социальной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

  • Политическое сознание — это систематизация, теоретическое выражение общественного мнения о политической организации общества, о формах государства, об отношениях между различными социальными группами, классами, партиями, об отношениях с другими государствами и народами.
  • Правовое сознание в теоретической форме выражает правовое сознание общества, характер и цели правоотношений, нормы и институты, вопросы законодательства, суд, правоприменения. Она направлена на создание правовой системы, отвечающей интересам конкретного общества;
  • Мораль — это система взглядов и ценностей, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных моральных устоев и отношений;
  • Искусство — особая форма человеческой деятельности, связанная с овладением реальностью через художественные образы;
  • Религия и философия наиболее далеки от материальных условий общественного сознания. Религия старше философии и представляет собой необходимый этап в развитии человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанную на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном союзе. Общественное сознание является межличностным по своей природе и не зависит от индивидуальной личности. Для некоторых людей она имеет индивидуальный характер. Каждый человек испытывает влияние общественного сознания в течение своей жизни через отношения с другими людьми, через образование и воспитание, и это влияние не пассивное, а избирательное, активное.

Нормы общественного сознания психически влияют на человека, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественное сознание, которое развивается и функционирует по своим собственным законам.

Но, подчеркивая единство социального бытия и общественного сознания, мы не должны забывать об их различиях и специфическом разделении. Историческая взаимосвязь социального бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних стадиях развития общества общественное сознание формировалось под прямым воздействием бытия, то позднее это воздействие становилось все более косвенным — через государство, политические и правоотношения и т.д., а обратное воздействие общественного сознания на бытие, напротив, приобретало все более прямой характер. Возможность такого прямого воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Индивидуальное сознание — это сознание человека, отражающее его личность и, через него, в некоторой степени социальное существо. Общественное сознание — это совокупность индивидуальных сознаний. Помимо специфики сознания индивидуумов, оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуального сознания. Как совокупное сознание индивидуумов, развитое в процессе их общей деятельности, коммуникация, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию индивидуума. Это не мешает индивидуальному сознанию выйти за пределы существующего общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под сознанием индивидуального существа, образом жизни и общественным сознанием. В этом процессе наиболее важную роль играет индивидуальный образ жизни, через который преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс ассимиляции индивидом общественного сознания. Таким образом, в механизме формирования индивидуального сознания есть две неравные стороны: самостоятельное сознание субъекта бытия и ассимиляция существующей системы взглядов. Индивидуальное сознание — это сознание человека (первичное); оно определено в философии как субъективное сознание, поскольку ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным существом, возникает под влиянием сознания всего человечества.

Два основных уровня индивидуального сознания;

Повседневное и научное сознание

Обычное сознание — это самый низкий уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Она отражает простые, видимые отношения между людьми, между людьми и вещами, между людьми и природой. На эмпирическом уровне повседневная практика людей позволяет устанавливать единые причинно-следственные связи между явлениями, делать простые выводы, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обычного сознания невозможно глубоко проникнуть в суть вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни человека обычное сознание было единственным и самым важным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обычное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникающий на основе обычного сознания, он направляет внимание людей на размышления о природе явлений природы и общества и способствует их более глубокому анализу. Через повседневное сознание теоретическое сознание связано с социальным существом.

Теоретическое сознание делает жизнь людей более сознательной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, так как раскрывает естественную связь и сущность материальных и духовных процессов.

Обычное сознание состоит из обычных знаний и социальной психологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обычные знания — это знание элементарных условий человеческого существования, которые позволяют людям найти свой путь в своем непосредственном окружении. Эти знания относятся к использованию простых орудий труда, простых природных явлений, норм взаимоотношений друг с другом.

Научное сознание — это систематическое и рациональное отражение мира на специальном научном языке, подкрепленное и подтвержденное практическими и фактическими выводами. Он отражает мир в категориях, законах и теориях.

Концепция языка

В именовании прагматические факторы действуют для того, чтобы установить и уточнить отношение человека к тому, что обозначено данным именем для целей повседневной жизни, знаний и общения. Посредством именования сознательная деятельность человека приобретает в целом значимый статус средств и форм коммуникации. Номинативные средства языка позволяют реализовать: во-первых, когнитивную функцию определения концептуальной формы сознания, во-вторых, коммуникативную функцию приведения этой концептуальной формы в соответствие с требованиями коммуникации. Такая посредническая работа предполагает языковое формирование структур сознания в соответствии с фонологическими, синтаксическими, семантическими и прагматическими требованиями языка. Как отметил Л.С. Выготский, мысль не просто выражается одним словом, а дополняется им. Структура наименований или обозначений всегда разворачивается в речевом общении. Это соответствует чьей-то компетенции, чьей-то осведомленности о предметной области, к которой относится то или иное слово.

Выразительная функция языка в сознательной человеческой деятельности выполняется многими средствами. Разумеется, средства выражения языка используют ресурсы его представительских, намеренных и номинативных способностей. Ибо с помощью языка мы выражаем каждое наше отношение к миру, к другим людям, к предыдущим и будущим поколениям. Но дело не только в том, что язык является универсальным средством выражения всего, с чем человек сталкивается в своей жизни. Помимо общих целей языка как средства выражения, необходимо отметить его выразительную роль по отношению к структурам сознания.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: