Плюсы и минусы педагогики сотрудничества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.




Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной науке второй половины XX в., представляющее собой концепцию способов и приёмов обучения на принципах гуманизма и креативного подхода к формированию личности. Ряд утверждений по учению опровергло классические системы преподавания, вследствие чего эта теория побудила немалую полемику. Стоит рассмотреть подробно педагогику сотрудничества, её основные идеи.

Педагогика сотрудничества ее основные идеи

Главные принципы

Педагогика сотрудничества кратко — учение без принуждения. Индивидуальная мотивация ученика всегда носила решающий характер всего преподавания. Авторы и основоположники учений Амонашвили Ш. А., Шаталов В. Ф., Соловейчик С. Л. писали про сотрудничество — это в педагогике определение естественной заинтересованности, которая может становиться базой эффективного обучения.

Для того чтобы завлечь студентов в педагогический процесс на уроках, учителя преследовали цель формирования созидательной атмосферы. Ребенок, который преображался из объекта в субъект преподавания, имел возможность постигать новые сведения при помощи собственных воздействий.

Немаловажное значение играла учебная концепция преподавания ребёнку в области его ближайшего развития.

При этом преподавателям, как представителям науки, следует гарантировать для обучающихся высокий уровень убеждённости в достижении успеха.

Отношения с учениками

Совместная работа педагогизации строиться взаимно и подразумевает одинаковый интерес и преподавателя, и ребёнка в их совокупной работе.

Педагогическое сотрудничество это

Точка зрения учителя состоит в том, чтобы, осознавая и уважая заинтересованность ребёнка в установленной работе, подкреплять и совершенствовать его интенсивным вниманием, корректно воздействовать на него в том случае, когда ему на самом деле необходима поддержка.

Стоит выделить наиболее главные концепции, которым сложно противоречить:

  • образование ребёнка в области окружающего развития без соприсяжничества;
  • работа без принуждения;
  • набор основных мыслей, слов обобщения, символов отражения, находящихся в виде основной схемы, для исключения зубрёжки материала;
  • идея опережения и двусторонний процесс;
  • независимость выбора;
  • диалогическое размышление по рефератам;
  • концепция умственного фона класса плюс самовыражение;
  • коллективная работа преподавателей и учеников при изучении литературы;
  • добровольность и досуговая модель деятельности, какая отразиться в будущем.

Сотрудничество ликвидирует любые формы давления со стороны преподавателя, в том числе требование, чтобы малыш действовал точно по примеру. В случае если же он желает проконтролировать свой курс, преподаватель, стоящий в позиции партнёрства, всякими способами удерживает это желание. Вместе с обучающимися он пробует предложенное постановление, но потом обговаривает полученные итоги. Взаимодействие в форме партнёрства гарантирует более полное развитие малыша.

Это даёт возможность не только выявить область его развития, но и пользоваться информацией при построении стратегии.

Роль педагога

Педагог — это ассистент, спасающий в разных сложных моментах. Он удерживает и ориентирует на истину.

 педагогика сотрудничества

Понимая особенности ребёнка, преподаватель может помочь детям чувствовать себя:

  • уверенными;
  • необходимыми;
  • индивидуальными.

Систематические диалоги могут помочь малышу выражать собственную позицию, формировать личное миропонимание, а также защищать его.

Если в педагогике сотрудничества применяются подобные способы, учащийся ощущает себя личностью. Дети могут быть активными и чувствуют заинтересованность и стремление помочь.

Педагогика сотрудничества кратко

Оценочная основополагающая активность обучающихся выстраивается как в беспристрастном суждении педагога, так и в самокритике ученика. Свободно используется самодисциплина, а также анализ достижений подростков. Большая степень достижений награждается учителями, для того чтобы не уменьшить степень любознательности и мотивации детей.

За годы собственного целеполагающего развития педагогика сотрудничества претерпела множество перемен, ставших итогом несовершенства как самой концепции создания, так и менталитета сообщества.

Она может быть для многих рядовых преподавателей довольно непростой задачей в осуществлении на практике.

Теория совместной работы

В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.

В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.

Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.

Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.

Основными месторасположениями выступают:

  • Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
  • Воспитание и отсутствие принуждений;
  • Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
  • Самоанализ;
  • Творческое самоуправление учеников;
  • Личный метод обучения;
  • Общая служба с родителями.

Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений

Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.

Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.

Идеи педагогов-новаторов

Шаталов спроектировал подход, охватывающий сразу всех слушателей. Он основывается на атмосфере увлеченности и творческой активности.

В процессе работы педагоги-новаторы совладали скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Учитель Е.И.Ильин предложил перевести уроки литературы в уроки человековедения.

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили

Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту. То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.

Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.

Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.

Авторитарный стиль обучения постепенно изживает себя. Открываются частные школы, которые демонстрируют пример использования педагогики сотрудничества. В чем особенности и преимущества такого подхода рассказываем в статье.

Что такое педагогика сотрудничества?

01 (9).jpg

Педагогика сотрудничества — это современный метод обучения, в основе которого лежат принципы гуманизма, креативности и диалога между учителем и учеником. Педагог отказывается от традиционного ведения лекций, поощряет студентов к обсуждению и свободному высказыванию идей.

В России формирование педагогики сотрудничества приходится на 80-е годы 20 века, но основные идеи зародились еще в Древней Греции, когда студенты приходили слушать рассуждения философов и участвовали в дискуссии.

Цель педагогики сотрудничества заключается не только в передаче знаний ученикам, но и в поощрении их активности, раскрытии творческого потенциала, формировании любознательности.

Основы и принципы педагогики сотрудничества

Совместная деятельность. Форма сотрудничества в педагогике предполагает, что учитель и ученик на равных ищут ответы на поставленные вопросы. Студент может высказывать собственные идеи и не соглашаться с мнением наставника.

Свободный выбор. В педагогике сотрудничества ученик сам выбирает методику работы над поставленной задачей. Это стимулирует к поиску нестандартных решений и раскрывает все грани личности.

Обучение в зоне ближайшего развития. Педагог должен ставить задачи, для понимания которых ученику нужно приложить определенные усилия.

Использование педагогики сотрудничества: плюсы и минусы

03 (6).jpg

Внедрение технологий сотрудничества в педагогике обладает следующими преимуществами:

Формирование у обучающихся тяги к знаниям.

Раскрытие творческого потенциала.

Подстраивание учебного процесса под интеллектуальные способности каждого.

Создание позитивного отношения к обучению.

Постоянное углубление и расширение знаний.

Но у технологии сотрудничества есть и недостатки. В особенности выделяют следующие минусы:

Повышенная нагрузка на учителя.

Отсутствие унифицированных методов работы в педагогике сотрудничества.

Для реализации концепций педагогики сотрудничества на практике, нужно, чтобы и ученики, и учителя умели выстраивать конструктивную беседу, аргументировано спорить, уважать мнение оппонента. Поэтому данный формат обучения больше подходит взрослой аудитории: старшим школьникам и студентам.

Читайте также: