Плюсы и минусы педагогики сотрудничества кратко
Обновлено: 04.07.2024
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
- по уровню применения - общепедагогическая технология;
- по философской основе - гуманистическая;
- по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
- по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
- по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- по типу управления: система малых групп;
- по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
- по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
- переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- единство обучения и воспитания.
В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
o новую трактовку индивидуального подхода;
o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
o превращение школы Знания в школу Воспитания;
o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
o развитие творческих способностей ребенка;
o возрождение русских национальных и культурных традиций;
o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
o постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
- по уровню применения - общепедагогическая технология;
- по философской основе - гуманистическая;
- по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
- по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
- по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- по типу управления: система малых групп;
- по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
- по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
- переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- единство обучения и воспитания.
В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
o новую трактовку индивидуального подхода;
o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
o превращение школы Знания в школу Воспитания;
o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
o развитие творческих способностей ребенка;
o возрождение русских национальных и культурных традиций;
o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
o постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной науке второй половины XX в., представляющее собой концепцию способов и приёмов обучения на принципах гуманизма и креативного подхода к формированию личности. Ряд утверждений по учению опровергло классические системы преподавания, вследствие чего эта теория побудила немалую полемику. Стоит рассмотреть подробно педагогику сотрудничества, её основные идеи.
Главные принципы
Педагогика сотрудничества кратко — учение без принуждения. Индивидуальная мотивация ученика всегда носила решающий характер всего преподавания. Авторы и основоположники учений Амонашвили Ш. А., Шаталов В. Ф., Соловейчик С. Л. писали про сотрудничество — это в педагогике определение естественной заинтересованности, которая может становиться базой эффективного обучения.
Для того чтобы завлечь студентов в педагогический процесс на уроках, учителя преследовали цель формирования созидательной атмосферы. Ребенок, который преображался из объекта в субъект преподавания, имел возможность постигать новые сведения при помощи собственных воздействий.
Немаловажное значение играла учебная концепция преподавания ребёнку в области его ближайшего развития.
При этом преподавателям, как представителям науки, следует гарантировать для обучающихся высокий уровень убеждённости в достижении успеха.
Отношения с учениками
Совместная работа педагогизации строиться взаимно и подразумевает одинаковый интерес и преподавателя, и ребёнка в их совокупной работе.
Точка зрения учителя состоит в том, чтобы, осознавая и уважая заинтересованность ребёнка в установленной работе, подкреплять и совершенствовать его интенсивным вниманием, корректно воздействовать на него в том случае, когда ему на самом деле необходима поддержка.
Стоит выделить наиболее главные концепции, которым сложно противоречить:
- образование ребёнка в области окружающего развития без соприсяжничества;
- работа без принуждения;
- набор основных мыслей, слов обобщения, символов отражения, находящихся в виде основной схемы, для исключения зубрёжки материала;
- идея опережения и двусторонний процесс;
- независимость выбора;
- диалогическое размышление по рефератам;
- концепция умственного фона класса плюс самовыражение;
- коллективная работа преподавателей и учеников при изучении литературы;
- добровольность и досуговая модель деятельности, какая отразиться в будущем.
Сотрудничество ликвидирует любые формы давления со стороны преподавателя, в том числе требование, чтобы малыш действовал точно по примеру. В случае если же он желает проконтролировать свой курс, преподаватель, стоящий в позиции партнёрства, всякими способами удерживает это желание. Вместе с обучающимися он пробует предложенное постановление, но потом обговаривает полученные итоги. Взаимодействие в форме партнёрства гарантирует более полное развитие малыша.
Это даёт возможность не только выявить область его развития, но и пользоваться информацией при построении стратегии.
Роль педагога
Педагог — это ассистент, спасающий в разных сложных моментах. Он удерживает и ориентирует на истину.
Понимая особенности ребёнка, преподаватель может помочь детям чувствовать себя:
- уверенными;
- необходимыми;
- индивидуальными.
Систематические диалоги могут помочь малышу выражать собственную позицию, формировать личное миропонимание, а также защищать его.
Если в педагогике сотрудничества применяются подобные способы, учащийся ощущает себя личностью. Дети могут быть активными и чувствуют заинтересованность и стремление помочь.
Оценочная основополагающая активность обучающихся выстраивается как в беспристрастном суждении педагога, так и в самокритике ученика. Свободно используется самодисциплина, а также анализ достижений подростков. Большая степень достижений награждается учителями, для того чтобы не уменьшить степень любознательности и мотивации детей.
За годы собственного целеполагающего развития педагогика сотрудничества претерпела множество перемен, ставших итогом несовершенства как самой концепции создания, так и менталитета сообщества.
Она может быть для многих рядовых преподавателей довольно непростой задачей в осуществлении на практике.
Теория совместной работы
В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.
В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.
Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.
Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.
Основными месторасположениями выступают:
- Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
- Воспитание и отсутствие принуждений;
- Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
- Самоанализ;
- Творческое самоуправление учеников;
- Личный метод обучения;
- Общая служба с родителями.
Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений
Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.
Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.
Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.
Идеи педагогов-новаторов
Шаталов спроектировал подход, охватывающий сразу всех слушателей. Он основывается на атмосфере увлеченности и творческой активности.
В процессе работы педагоги-новаторы совладали скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Учитель Е.И.Ильин предложил перевести уроки литературы в уроки человековедения.
Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили
Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту. То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.
Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.
Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.
Авторитарный стиль обучения постепенно изживает себя. Открываются частные школы, которые демонстрируют пример использования педагогики сотрудничества. В чем особенности и преимущества такого подхода рассказываем в статье.
Что такое педагогика сотрудничества?
Педагогика сотрудничества — это современный метод обучения, в основе которого лежат принципы гуманизма, креативности и диалога между учителем и учеником. Педагог отказывается от традиционного ведения лекций, поощряет студентов к обсуждению и свободному высказыванию идей.
В России формирование педагогики сотрудничества приходится на 80-е годы 20 века, но основные идеи зародились еще в Древней Греции, когда студенты приходили слушать рассуждения философов и участвовали в дискуссии.
Цель педагогики сотрудничества заключается не только в передаче знаний ученикам, но и в поощрении их активности, раскрытии творческого потенциала, формировании любознательности.
Основы и принципы педагогики сотрудничества
Совместная деятельность. Форма сотрудничества в педагогике предполагает, что учитель и ученик на равных ищут ответы на поставленные вопросы. Студент может высказывать собственные идеи и не соглашаться с мнением наставника.
Свободный выбор. В педагогике сотрудничества ученик сам выбирает методику работы над поставленной задачей. Это стимулирует к поиску нестандартных решений и раскрывает все грани личности.
Обучение в зоне ближайшего развития. Педагог должен ставить задачи, для понимания которых ученику нужно приложить определенные усилия.
Использование педагогики сотрудничества: плюсы и минусы
Внедрение технологий сотрудничества в педагогике обладает следующими преимуществами:
Формирование у обучающихся тяги к знаниям.
Раскрытие творческого потенциала.
Подстраивание учебного процесса под интеллектуальные способности каждого.
Создание позитивного отношения к обучению.
Постоянное углубление и расширение знаний.
Но у технологии сотрудничества есть и недостатки. В особенности выделяют следующие минусы:
Повышенная нагрузка на учителя.
Отсутствие унифицированных методов работы в педагогике сотрудничества.
Для реализации концепций педагогики сотрудничества на практике, нужно, чтобы и ученики, и учителя умели выстраивать конструктивную беседу, аргументировано спорить, уважать мнение оппонента. Поэтому данный формат обучения больше подходит взрослой аудитории: старшим школьникам и студентам.
Читайте также: