Факторы влияющие на агрессивное поведение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изучение вопросов связанных с понятием агрессии, ее преждевременным определением, измерением и способам защиты от неё. Рассмотрение действия внешних факторов растормаживающих поведенческий самоконтроль, вызывающих возбуждение состояния сознания.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.06.2014
Размер файла 26,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Факультет биологии, географии и химии

Кафедра Физической Географии и Геоэкологии

Выполнил: студент 2 курса 22 группа

Проверила: доцент ВАК,

Завалихина Руслана Султановна

Глава I. Что такое агрессия

Глава II. Факторы агрессии

2.1 Биологические факторы агрессии

2.2 Социальные факторы агрессии

Список использованной литературы

На сегодняшний день в нашей стране стало так актуально изучение и рассмотрение вопросов связанных с понятием агрессии, ее преждевременным определением, измерением и способам защиты от неё.

В настоящее время статистика наглядно демонстрирует с какой частотой происходят акты агрессии - наши граждане ранят друг друга, причиняя боль не только своим близким и знакомым, но и совершенно случайным людям.

В данное время невозможно найти газету, журнал или программу по телевиденью или радио где отсутствуют любые упоминания о любых актах и проявлениях агрессии и насилия.

И все таки взаимодействуя с обществом и другими людьми мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно жестоко и агрессивно, возникает вопрос почему, что сдерживает нас от проявления нашей природы - социум, воспитание или внутреннее Я. Наше поведение достаточно часто оказывается причиной физических и душевных страданий других людей и граждан социального общества. Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) были и остаются серьезной проблемой для всего человечества. Мы попытаемся рассмотреть что такое агрессия и почему она проявляется у людей.

Глава I. Что такое агрессия

"Агрессия - это поведение, действия, поступки человека или групп людей которые приводят к ущербу, который может быть расценен как прямой(атака или нападение) так и косвенный(распространение сплетен и слухов заведомо ложного характера).

Слова синонимы к данному понятию, такие как: жестокость, нападение, насилие, разрушение.

Термином "агрессивность" часто обозначают личностною или ситуативную склонность к разрушительному поведению.

По Николаю Дмитриевичу Левитову - агрессивность это, процесс переживание гнева с потерей самоконтроля.

По форме выделяют следующие виды агрессии:

физическая - избиение, ранение, изнасилование.

вербальная (оскорбление -мат, жестикуляция, клевета и слухи.

На мой взгляд самыми точными классификациями видов агрессии являются классификации А.Басе и А. Дарки.

А.Басе и А. Дарки выделяют следующие виды агрессии:

1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).

2. Раздражение (вспыльчивость или грубость).

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики и т.д.).

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни) и ненаправленная (крики в толпе)

5. Негативизм (оппозиционное поведение).

В педагогике "Агрессивное действие -- это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда".

Которая может быть направлена на:

·окружающих людей вне семьи (педагогов или сверстников).

·только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи).

·себя (свое тело или личность).

· символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

В психологии так же выделяют и действие внешних факторов растормаживающих поведенческий самоконтроль, вызывающие возбуждение состояния сознания, могут являются следующее: препараты (психотропные, наркотические группы) и деятельность меняющая восприятие действительности и повышающие активность организма (кофеин). Самыми изученными сейчас являются алкогольные вещества действие которых наиболее изучено и заметно.

И все таки взаимодействуя с обществом и находясь в социуме мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно(чрезмерно) агрессивно и жестоко. Но от наше поведения часто может становится причиной физических и душевных страданий других людей и граждан социального общества. Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) стали, были и остаются серьезной проблемой для всего человечества.

Провокации в агрессии играют немало важную роль и часто являются приоритетным факторами. Насмешки и обвинения пробуждают интенсивный гнев и обычно жертва такого выпада отвечает на атаку контратакой. Месть служит не только способом самозащиты, но и является способом не потерять свое достоинство и авторитет, особенно в глазах окружающих. Зачастую только предположение о враждебных намерениях может вызывать "ответную" агрессию, что многие психологи считают "порочным кругом".

В средствах массовой информации так же наблюдается тенденция роста сцен насилия провоцирующая агрессивность зрителя, причем сцены выглядят реальными и захватывающими зрителя, заставляя его отождествлять себя с агрессором фильма (антагонистом).

И все таки взаимодействуя с обществом и другими людьми мы держим себя в рамках и не ведем себя намеренно(чрезмерно) жестоко и агрессивно в чем же причина - воспитание или нормы поведения в обществе? Зачастую наше поведение часто оказывается причиной душевных и физических страданий других людей и граждан общества. Таким образом мы понимаем что невозможно не признать что агрессия и её проявления (конфликт, оскорбление, насилие) стали, были и остаются серьезной проблемой для всего человечества. возникает вопрос - как же появляется агрессия?

Глава II. Основные факторы агрессивности

агрессия поведенческий самоконтроль сознание

Факторы агрессивного поведения - это совокупность причин и условий при которых может появиться агрессия или определяющая ее характер и отдельные черты.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются такие как: социально-психологические и биологические.

2.1 Биологические факторы агрессии

Биологические факторы - то есть те факторы которые формируются в процессе индивидуального развития организма человека(онтогенеза) определяет его поведение в будущем.

К ним можно отнести следующие факторы: генетические, половые, гормональные и нейроанатомические.

Среди генетических факторов например чаще всего рассматривают физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин(заключенных), связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы. В 1965 году выявлением такой зависимости занялась П. Джейкобс, она исследовала заключенных одной из шотландских тюрем в результате которого пришла к выводу о том что у людей не совершавших преступления уголовных преступлений, комбинация XVV встречается гораздо реже, чем у преступников.

У сторонников гормональной теории есть мнение о решающем влиянии на агрессивность человека его гормонального статуса. Было установлено что избыточное выделение гормона тестостерона у мужчин вызывает повышение неконтролируемую агрессивность. Так же и у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды которые приводят к вспышкам гнева, неконтролируемым действиям и излишней раздражительности.

При изучении нейроанатомических(мозговых) факторов исследуются отклонений и патологий в области мозга(гипоталамуса и орбитальной коры)на агрессивное поведение человека..Изначально такие эксперименты проводились на животных(собаки и обезьяны). Сделанные выводы подтвердились клиническими экспериментами и наблюдениями из которых следует что пациенты с повреждениями частями лобной коры или опухолью в средней части гипоталамуса чаще склонны к проявлению агрессии.

К половым факторам агрессии относят половые особенности человека. Причем у лиц мужского пола более высокая предрасположенности к агрессии. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно у мальчиков и значительно реже у девочек. Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии у личности. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации - события в окружающей среде, внешние обстоятельства - действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида. Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством. Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют не каждый из факторов в отдельности а их. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

2.2 Социальные факторы

Социальные (социально-психологические) факторы формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида в социуме.

Макросоциальные - это влияние различных семейных факторов таких как воспитание и модель семьи.

Для появления агрессивного поведения у ребенка могут влиять различные семейные факторы такие как неадекватный стиль воспитания, конфликтность или крайне суровые наказания использующие чрезмерный контроль над ребенком(гиперопека) или же наоборот бесконтрольное занятия детей(гипоопека), такие родители намного чаще сталкиваются с проблемами непослушания или проявлений агрессии. Так же есть мнение что проявление агрессии отца к матери(моральное или физическое унижение)

Так по данным исследований А.Бандура и Р.Уолтере показали что родители агрессивных подростков предъявляли им меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной агрессией шире используют методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери -- не требовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований[2].

Александр Ландо в 1984 предположил, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Кроме того, предполагается, что на макросоциальном уровне важную роль в развитии агрессивности играют различные групповые атрибуции. Например, считается установленным, что предубежденные люди склонны приписывать дурные намерения членам той группы, к которой сами испытывают неприязнь. Этот процесс получил название "предвзятая атрибуция враждебности" и, как указывают некоторые исследователи, он играет немаловажную роль в формировании расовой и межнациональной ненависти(расизм, фашизм, национализм ). Помимо упомянутых, к макросоциальным факторам относят экономическую и политическую ситуацию в стране, состояние войны или мира, характеристики демографических процессов, экологическую обстановку и проч.

Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

Природа агрессии всегда интересовала специалистов самых разнообразных профилей: правоохранительные органы, педагогов, социологов и психологов, врачей и психотерапевтов.

Сама человеческая природа агрессии остается загадкой с множеством нерешенных вопросов, например как к агрессии относится с правовой точки зрения и как за неё наказывать человека в законодательной области. Сами причины появления агрессии очень разнообразны и могут выступать сообща, что делает её изучение, прогнозирование и лечение намного сложнее, поэтому стало так актуально искать новые средства для её снижения как фармацептические и психологические методы.

Природа сделала агрессию для человека базовым инстинктом на равне со страхом и голодом, для успешного выживания человеку нужно было это "качество" и я уверен что люди встали на вершину пищевой цепи только благодаря нему. Вспомните охоту - в настоящее время необходимость в ней отпала но человек продолжает этим заниматся, можно ли назвать это непреднамеренной жестокостью?

Ведь многие люди понемают что пока мы не научимся её контралировать, мы лишины будущего как разумный вид.

Список используемой литературы

1.Алфимова, М.В. Трубников, В.И. Психогенетика агрессивности /М.В.Алфимова, В.И.Трубников //Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112-121.

2.Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия /А.Бандура, Р.Уолтерс. - М., 1999. - 512с.

3.Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб., 1997. - 336с.

4.Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. -358с.

5.Крысько, В.Г. Социальная психология. - М., 2001. - 208с.

6.Лалаянц, И. Энергия агрессивности //Семья и школа. - 1995. -№6. -С.20-21.

7.Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). - М., 1994. -269с.

8.Психология человеческой агрессивности /К.В.Сельченок. - Мн., 1999. - 656с.

9. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 1996. -254с.

10. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. - 192с.

Подобные документы

Агрессия как черта, которая присутствует в каждом человеке. Виды агрессии: доброкачественная и злокачественная. Жизненные примеры проявления агрессий. Возникновение агрессии самоутверждения. Стремление индивида приводить нервную систему в возбуждение.

доклад [14,1 K], добавлен 27.11.2010

Рассмотрение основных целей деструктивного поведения человека. Классификация видов агрессии: физическая, раздражение, вербальная, косвенная и ненаправленная, негативизм. Роль социально-, личностно- и биолого-психологических факторов на поведение индивида.

курсовая работа [26,9 K], добавлен 31.01.2012

Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Биологические предпосылки агрессивного поведения, агрессия как реакция на фрустрацию. Причины и проявления подростковой агрессии, эмпирическое изучение ее влияния на ценностные ориентации.

дипломная работа [93,5 K], добавлен 25.06.2011

Знакомство с современным обоснованием влияния наследственности. Агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, анализ видов. Общая характеристика основных генетических факторов наследования агрессии.

презентация [297,0 K], добавлен 16.11.2014

Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы. Причины агрессии, ее виды и механизм действия. Общая характеристика подросткового возраста. Специфика агрессии в подростковом возрасте.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 24.11.2004

Понятие агрессии, подходы к ее изучению. Агрессия как подсознательное поведение: психоаналитический подход. Поведенческие реакции индивидуума. Кризис подросткового возраста. Причины детской агрессивности. Влияние различных факторов на поведение подростка.

курсовая работа [90,9 K], добавлен 25.03.2015

Понятия агрессии как специфической формы поведения. Физиологические и психофизиологические условия возникновения массовой агрессии. Способы воздействия на массу людей извне и изнутри. Динамика развития конфликта. Факторы, предшествующие агрессии.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

. Социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида;

. Микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

. Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Так, У. Дарэм рассматривает хозяйственные системы в качестве ведущего фактора, определяющего развитие агрессивного поведения в традиционных обществах. По его мнению, различное использование средовых ресурсов неизбежно приводит к формированию различного отношения к территории и разным потребностям в кооперации или конкуренции между членами группы [23, C. 102] .

Ландо предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Действие макросоциальных факторов также отражено в исследованиях этноисторических и аккультурационных факторов, влияющих на уровень агрессии у современных племен охотников-собирателей [29].

. Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.

Среди эмоциональных факторов рассмативают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.




Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы. Выявление зависимости между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями приписывают П. Джекобс, обследовавшей в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших уголовных преступлений, комбинация XYY встречается гораздо реже, чем у преступников.

Сторонники гормональной теории придерживаются положения о решающем влиянии на агрессивность индивида его гормонального статуса. Так, установлено, что избыточное выделение тестостерона у мужчин вызывает повышенную и неконтролируемую агрессивность. По другим сведениям, у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды, это может приводить к излишней раздражительности, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям.

В ряде научных источников отражена существенная роль нейромедиаторов, касающаяся как генеза, так и супрессии (подавления) агрессии. Имеющийся ныне научный материал подтверждает гипотезу о том, что такие нейромедиаторы, как норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота определённым образом связаны с уровнем агрессии у животных и человека.

При изучении нейроанатомических факторов исследуются влияние патологий гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию. Первоначально такие исследования проводились в экспериментах на животных. Частично сделанные выводы подтверждаются клиническими наблюдениями, согласно которым пациенты с опухолью в средней части гипоталамуса и поражениями лобной коры чаще ведут себя агрессивно.

К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые особенности человека. Выдвигается предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек.

Некоторые исследователи в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации - события в окружающей среде, внешние обстоятельства - действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида.

Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

. Социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида;

. Микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

. Макросоциальные факторы, обеспечивающие связь агрессии с наиболее общими тенденциями развития популяции в целом (социальными, экономическими, демографическими процессами). Так, У. Дарэм рассматривает хозяйственные системы в качестве ведущего фактора, определяющего развитие агрессивного поведения в традиционных обществах. По его мнению, различное использование средовых ресурсов неизбежно приводит к формированию различного отношения к территории и разным потребностям в кооперации или конкуренции между членами группы [23, C. 102] .

Ландо предполагает, что агрессия в обществе тесно связана с эффективностью социальных институтов и социальной системы в целом. Изучив соотношение инфляции, браков и разводов он установил прямую связь между этими индексами социальной дисфункции и количеством тяжких преступлений в 11 из 12 стран. Действие макросоциальных факторов также отражено в исследованиях этноисторических и аккультурационных факторов, влияющих на уровень агрессии у современных племен охотников-собирателей [29].

. Личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения. В клинических случаях к когнитивным факторам следует, вероятно, отнести умственную отсталость неглубокой степени тяжести вызванное болезненным процессом снижение интеллекта.

Среди эмоциональных факторов рассмативают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы. Выявление зависимости между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями приписывают П. Джекобс, обследовавшей в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших уголовных преступлений, комбинация XYY встречается гораздо реже, чем у преступников.

Сторонники гормональной теории придерживаются положения о решающем влиянии на агрессивность индивида его гормонального статуса. Так, установлено, что избыточное выделение тестостерона у мужчин вызывает повышенную и неконтролируемую агрессивность. По другим сведениям, у женщин решающую роль играют гормональные нарушения в предменструальный и менструальный периоды, это может приводить к излишней раздражительности, вспышкам гнева и неконтролируемым действиям.

В ряде научных источников отражена существенная роль нейромедиаторов, касающаяся как генеза, так и супрессии (подавления) агрессии. Имеющийся ныне научный материал подтверждает гипотезу о том, что такие нейромедиаторы, как норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота определённым образом связаны с уровнем агрессии у животных и человека.

При изучении нейроанатомических факторов исследуются влияние патологий гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию. Первоначально такие исследования проводились в экспериментах на животных. Частично сделанные выводы подтверждаются клиническими наблюдениями, согласно которым пациенты с опухолью в средней части гипоталамуса и поражениями лобной коры чаще ведут себя агрессивно.

К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые особенности человека. Выдвигается предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек.

Некоторые исследователи в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации - события в окружающей среде, внешние обстоятельства - действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида.

Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

В нашей стране агрессивный человек, проявляющий неуважительное отношение к окружающим, не вызывает выраженного осуждения людей и стремления пресечь неподобающее поведение. Согласно статистике, 89 % россиян признают, что сталкивались с хамством в общественных местах, но предпочли перетерпеть оскорбления и не связываться с грубиянами. 9 % опрошенных выражают протест и не допускают бесцеремонности по отношению к своей персоне, и лишь 2 % никогда не попадали под негатив незнакомцев.

Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия человека

Агрессия – это устойчивая особенность в человеке, выражающаяся в готовности к внезапным вспышкам гнева, и склонности воспринимать поведение других людей, как враждебность. Под понятием подразумевается любая форма поведения, которая нацелена на унижение или причинение физического вреда другому существу (в том числе и животным). Агрессоры ведут себя деструктивно, с выраженными негативными эмоциями.

Агрессия не всегда проявляется в физических поступках и причинении телесных повреждений. К вербальной форме также относится выражение негатива через словесную форму (угрожающие намеки, проклятия, обидные высказывания, ругань, крик и т. д.).

Виды агрессии

В психологии различаются несколько разновидностей агрессии:

Что способствует агрессивному поведению?

Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, средств массовой информации, окружающих людей. В психологии причины агрессивности подразделяются на несколько видов.

Психосоциальные факторы

Выраженность и частота вспышек гнева зависит от индивидуальных особенностей личности, характера и других условий. Психосоциальные факторы бывают:

  • Ситуативные. Агрессия вызывается раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Самоконтроль ослабевает при стрессовых ситуациях, в шумных помещениях, при усталости, боли и других провоцирующих факторах.
  • Поведенческие. Негативная защитная реакция на осуждение окружающими каких-либо поступков.
  • Личностные. К группе риска относятся люди с сангвиническим и холерическим темпераментом. Агрессивное поведение появляется вследствие эмоциональной неустойчивости и повышенного нервного напряжения.
  • Микросоциальные. К агрессии склонны люди, которые видят в своей микросреде (семье, школе, рабочем коллективе) постоянные сцены насилия, враждебности или испытывают унижения. Высокий уровень риска у детей, растущих в неблагополучных семьях, и у работников силовых структур.
  • Макросоциальные. Постоянные вспышки злости формируются на пропаганде негатива из СМИ, возведении культа насилия, демонстрация агрессивного поведения чиновников.

Проявление агрессии также случается по причине психических расстройств. Больные люди часто совершают опасные действия, направленные на себя, своих родственников или незнакомых людей. Требуется постоянное наблюдение у психиатра, чтобы исключить риски, при следующих заболеваниях:

  • депрессия;
  • деменция;
  • шизофрения;
  • эксплозивная психопатия;
  • асоциальная психопатия.

Прием наркотических и спиртосодержащих веществ способен спровоцировать агрессию, приводящую к серьезной опасности для жизни окружающих и самого зависимого от пагубных привычек. Интоксикация седативными, снотворными препаратами также приводит к повышенной возбудимости нервной системы. Сонливое состояние и чувство эйфории сменяется на гнев, повышение двигательной активности и отсутствие самоконтроля.

Внешние факторы, влияющие на возникновение агрессии

Агрессивная женщина

В основе проявлений агрессии не всегда находятся предпосылки нарушения психического здоровья и негативные процессы социального взаимодействия. Вспышки гнева могут провоцироваться внешними факторами, которые характеризуют окружающую среду. К примеру, в поездке общественным транспортом в летнюю жару мало приятного. Особенно, когда автобус переполнен, и пассажиры вынуждены стоять, прижавшись друг к другу, балансируя между потными спинами. В такой ситуации даже уравновешенный человек может потерять самоконтроль и ответить на агрессию соответствующе, поэтому вероятность неприятностей резко увеличивается.

Психологи проводили исследования, в которых было выявлено, что естественные факторы (температура и загрязненность атмосферы, теснота, шум) оказывают значимое влияние на поведение человека.

Как победить агрессора

Благодаря проведенным исследованиям доказано, что существует причинно-следственная связь между просмотром программ, содержащих отрицательное поведение участников, и ростом поведенческой агрессии у людей любого возраста. Подобный феномен наблюдается даже у тех, кому несвойственно неадекватного поведение. Для людей с явными чертами агрессивности просмотр телевидения и интернет-контента увеличивает негативное воздействие в несколько раз.

Даже если в программах и видеороликах отсутствуют явные сцены насилия, практически во всем контенте ведущими ценностями персонажей являются материальные блага и беззастенчивое потребительство. Общение с окружающими строится на конкурентной основе, которая допускает использование любых средств для достижения цели.

Факторы агрессивного поведения- совокупность причин и условий, инициирующих агрессию или определяющих ее характер и отдельные черты.

Среди факторов агрессивного поведения рассматриваются следующие.

1. социально-психологические факторы, т.е. формирующиеся на уровне социальных групп и оказывающие влияние на агрессивность индивида;

2. микросоциальные факторы, которые определяется характеристиками родительской семьи (ее состава, качества воспитания, благоприятными или неблагоприятными условиями воспитания), самого индивида (социальное и имущественное положение, уровень образования, трудовой статус), особенностями межличностного взаимодействия (формальный, неформальный статус индивида, мера индивидуальной адаптации, коммуникативные предпочтения и проч.). Проагрессивными факторами среди перечисленных, как правило, признаются: употребление родителями алкоголя, наркотиков, негативное воспитание ребенка, недостаточный уровень его социализации, влияние антисоциальной среды, особенности воспитания и социализации у мальчиков по сравнению с девочками и т.д.

4. личностно-психологические факторы, т.е. качества личности, формирующиеся в процессе социализации на уровне отдельного индивида и так или иначе связанные с его агрессивностью. К таковым могут быть причислены когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы.

К когнитивным факторам причисляют прежде всего определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это т.н. агрессивные убеждения, т.е. сознательные представления о нормативности тяжкого деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Настоящие факторы действуют, например, в случаях, когда определенные ситуации трактуются, как угрожающие и требующие упреждающего применения агрессии или когда осуществляется осознанный выбор неконструктивных способов реагирования в ситуации фрустрации. Иногда неадекватно завышенную самооценку также включают в перечень когнитивных факторов агрессивного поведения

Среди эмоциональных факторов рассмативают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.

Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы - устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лищённое раздумий и рефлексивности.

Вероятно, личностно-психологические факторы могут быть как нормотипическими, т.е. присущие в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений, так и клиническими, патологическими. К последним обычно относят психические, психопатические, психопатоподобные и поведенческие расстройства, алкоголизм и наркоманию.

5. Биолого-психологические факторы, т.е. формирующиеся в процессе онтогенеза (индивидуального развития человеческого организма) и определяющие поведение индивида на биологическом уровне. К ним относятся генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы.

Некоторые исследователим в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.

Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.

Биологические факторы

Существуют теории, что человек склонен к агрессии по самой своей природе, с самого рождения. Но социальные психологи активно критикуют эту позицию, т.к. исследования показывают, что в различных странах уровень агрессии заметно отличается.

Они допускают, что человек может иметь врождённую склонность проявлять различные формы агрессии, но эта склонность подавляется культурными и социальными факторами.

Но социальные психологи ни в коем случае не игнорируют другие биологические факторы. Например, на агрессивность влияют следующие гормоны:

  1. Серотонин. Это вещество, регулирующее силу человеческого гнева. При его нехватке человек теряет способность к эффективному контролю эмоций. Поэтому следует поддерживать его уровень в норме.
  2. Тестостерон. Раньше считалось, что чем выше уровень тестостерона, тем более агрессивен человек. Но последние исследования показали, что к агрессии приводят слишком низкие или слишком высокие его показатели. Т.е. за его уровнем тоже важно следить.

В целом, социальные психологи считают, что биологические факторы имеют влияние на агрессивность человека, но далеко не решающее.

Теория социального научения

Теория социального научения объясняет многие психические явления, в том числе и агрессию. Суть теории заключается в том, что люди не имеют врождённых агрессивных реакций, но приобретают их в процессе наблюдения за другими людьми.

Также имеет значение прошлый опыт человека. Например, если в его социальной среде агрессия поощряется, это способствует её развитию.

Отсюда следует, что если порицать агрессию, сформировать у людей мнение, что это архаизм, животное поведение и т.д. и т.п., они станут менее агрессивными. Изменяя отношение людей к агрессии и сокращая количество её проявлений, мы делаем общество менее агрессивным.

Когнитивные факторы

Первый когнитивный фактор, который мы рассмотрим – это сценарии. Рассмотрим два примера:

Вы едете в переполненном автобусе, и вам кто-то наступает на ногу. Поскольку вы не планировали драться в автобусе, ваш сценарий выступит против проявления этой формы агрессии.

Важным когнитивным фактором является оценка. Возьмём тот же пример: вам наступили на ногу в автобусе. Если он переполнен, люди стоят вплотную, то это, конечно, неприятно, но очевидно, что человек сделал это случайно. Такая оценка снизит уровень вашей агрессии.

Но если автобус будет почти пустой, и кто-то специально наступит вам на ногу, очевидно, что вы отреагируете более агрессивно. Также может следовать повторная оценка: изменение отношение ввиду новых наблюдений. Например, вы можете заметить, что человеку стало плохо, он не удержал равновесия и поэтому наступил вам на ногу, то есть всё-таки нечаянно. В этом случае повторная оценка снизит уровень агрессии.

Ещё один когнитивный фактор – прошлый опыт. Какое-то событие может вызвать прошлый негативный опыт, заставить вас вспомнить прошлые эмоции, и в таком случае уровень вашей агрессии возрастёт.

Также на уровень агрессии влияет текущее настроение.

Фрустрация

Несоответствие ожидаемого и действительного – это ещё одна причина агрессии. Поскольку фрустрация вызывает неприятные переживания, она может перерасти в раздражительность и даже в агрессию.

Но стоит прояснить два пункта в отношении фрустрации. Во-первых, она не всегда ведёт к агрессии. Иногда фрустрация переживается абсолютно без нее. Во-вторых, хотя фрустрация является одним из возможных факторов агрессии, она не имеет центрального значения и точно не является самым важным из всех факторов.

Теория переноса возбуждения

Повышенное возбуждение является одним из важных факторов агрессивного поведения. Во-первых, возбуждение не проходит быстро, поэтому при переходе из одной ситуацию в другую оно может сохраняться. Во-вторых, не имеет значения, что вызвало повышенное возбуждение, и если оно есть, вероятность агрессии возрастает.

Допустим, вы едете на машине. Вас опасно подрезает другой водитель. Вы резко ударили по тормозам, чуть не попали в ДТП. Естественно, это вызывало повышенное возбуждение у вас, и это вполне нормально. После этого вам звонит ваш друг и что-то спрашивает, а вы в ответ срываетесь и грубите ему.

Почему это произошло? Социальные психологи уверяют, что в вашем резком ответе другу виноват именно водитель-лихач, который только что вас подрезал. Все просто.

Рекомендуем вам научиться выполнять несколько упражнений для релаксации, чтобы снизить роль этого фактора.

Читайте также: