Акты применения норм права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Акт применения правовых норм По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Акты применения норм права подробнее – это официальный правовой акт, обладающий индивидуальным государственно-властным предписанием, которое вынесено уполномоченным органом по определенному юридическому делу.

Структура акта применения правовых норм По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Структура правовых норм подробнее : вводная часть, содержащая наименование правоприменительного акта (постановление, распоряжение, приказ и др.), название органа, время издания, данные должностного лица, которым был издан акт, конкретный адрес предприятия; описательная часть (в ней представляются фактические обстоятельства дела, перечислены собранные доказательства, мотивировочная часть, где обосновано принятое решение); резолютивная часть (содержание принятого решения, информация о порядке его обжалования).

Признаки правоприменительных актов:

  • принимаются должностными лицами или компетентными органами в строгом соответствии с законодательством;
  • охраняются принудительной государственной силой и обладают государственно-властным характером - являются обязательными для исполнения, определены государства (или действуют с согласия общественных организаций и объединений, муниципальных органов, иных структур и образований;
  • характеризуются индивидуально-определенной природой, относятся к конкретным лицам (приказ об увольнении, приговор суда, указ о награждении и др.);
  • обладают точным наименованием и установленной законом формой;
  • не содержат в себе общего правила поведения (правовой нормы), не являются формой и источником права, основная цель – применение норм права
  • выступают в виде юридических фактов, определяющих конкретные правоотношения между лицами, применяющими нормы права;
  • осуществляют казуальное, или локальное правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
  • ограничиваются однократным применением, не распространяются на другие ситуации и объекты;
  • прекращают действие после едино разового применения;
  • характеризуются государственным принуждением.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоприменительные акты могут быть обжалованы в суде в установленные законодательством сроки. Подача жалобы ведет к приостановке действия акта до решения вопроса. Правоприменительные акты обеспечивают применение юридических норм к конкретным лицам, но не создавать новые нормы, не дополнять или изменять старые. Не все официальные документы являются правоприменительными актами. К ним не относятся доверенности, справки, квитанции, платежные поручения, накладные, грамоты, дипломы, аттестаты, удостоверения личности и т.д. Такие документы выполняют роль технико-операционных средств служебных взаимоотношений между организациями и гражданами.

Некоторые правовые акты содержат признаки индивидуальной определенности, а также черты нормативности.

Общие и отличительные черты актов применения правовых норм и нормативно-правовых актов

Общие черты актов применения правовых норм с нормативно-правовыми актами: исходят от государства, так, и те, и другие: являются письменными актами-документами; обладают юридической силой, то есть защищаются государством и порождают правовые последствия.

Отличия от нормативно-правовых актов: правоприменительные акты принимаются на основе нормативных, должны им соответствовать; не являются источниками права; не содержат общих правил поведения, конкретизируют нормы права, которые содержаться в нормативно-правовых актах; применяются к конкретному событию, случаю, индивидуальной ситуации; обращены к конкретно установленному кругу лиц; рассчитаны на однократное применение; могут выражаться в устной или письменной форме; выступают в качестве юридических фактов.

Акты применения норм права должны полностью отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Виды актов применения правовых норм

Акты применения правовых норм По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно правовые акты подробнее можно классифицировать по разным основаниям:

  • по субъектам, которые применяют нормы права – акты государственных и негосударственных (муниципальных) органов;
  • по юридическому значению – основные, вспомогательные, имеющие предписания для издания основных актов; правоохранительные, правовосстановительные, правоисполнительные, правообеспечительные;
  • по форме внешнего выражения – приказы, указы, решения, приговоры и т.д.;
  • по отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования) - (конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, финансовые, акты применения процессуального и материального права);
  • по предмету правового регулирования - гражданско-правовые, уголовно- правовые и т.д.;
  • по функциональному признаку (правоприменительные акты, акты-регламентаторы);
  • по способу принятия (принятые единолично, принятые коллегиально);
  • в зависимости от природы общественных отношений, применяемых к ним норм права (регулятивные, охранительные);
  • по характеру решения (обязывающие, запрещающие, управомочивающие; материальные и процессуальные);
  • по последствиям – правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;
  • в зависимости от действия во времени (однократного действия – штраф, длящиеся акты – назначение пенсии, регистрация брака).

Правоприменительные акты подразделяются по форме внешнего выражения на: акты-документы (указы, приговоры, решения, резолюции, постановления и др.); акты-действия (конклюдентные, или жесты, словесные - устные распоряжения).

В зависимости от субъектов, различают следующие правоприменительные акты: акты представительных органов; акты исполнительных органов; акты государственного контроля (таможенного органа, налоговой инспекции и др.); акты органов местного самоуправления; акты прокурорских, судебных, контрольных, следственных органов.

Часто названия актов применения правовых норм совпадают с названиями нормативных актов. Необходимо, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

1 Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).

2 Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.

3 Направлены на реализацию требований юридических норм.

4 Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Классический правоприменительный акт (приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам (место, дата, подпись, печать, ссылка на закон), а также иметь определенную структуру (описательная, мотивировочная, резолютивная части)

Классификация актов применения права:

По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ. 2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица. 3 Акты судебных органов - приговор суда. 4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа. 5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения: 1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу). 2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т.е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

По значению в правоприменительном процессе: 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.п. 2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

По порядку принятия:

1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

По форме изложения:

1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

2 Письменные - приговор суда.

3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

- если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.

- если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

-если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)

-если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч.6 ст. 76 Конституции)

-если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона).


Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права - это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.

  1. Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
  2. Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
  3. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).

Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений .

Отличительные черты

Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:

Вопрос Нормативно-правовой акт Акт применения права
Общие черты
Относится к юридическому акту? Оба акта являются юридическими
Как издается? Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой
Какая степень юридической силы? Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА
Отличительные черты
Какого характера? Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение
К кому обращен? Обращен к широкому кругу лиц Адресован лицам, участвующим в деле
Какой имеет срок действия? Действует до тех пор, пока его не отменят Его действие распространяется на конкретный случай
Как часто применяется? Может неоднократно применяться в пределах сроков действия Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу
Как может влиять на норму права? Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм
Как соотносится с источниками права? Выступает источником права Не относится к источникам права, но ссылается на них
В какой форме выражается? Только в письменной форме Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика)

Классификация и виды правоприменительных актов

Структура акта применения права


Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:


1. Акт применения правовых норм: понятие, особенности и виды

Акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают следующими характерными, отличительными особенностями:

1. Акт применения права — это решение по конкретному юридическому делу компетентного государственного органа.

2. Акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силами государства.

3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

4. Акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т. е. он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение.

Акты применения права классифицируют по различным критериям следующим образом:

1 . По субъектам правоприменения : акты применения государственных органов и общественных организаций, главы государства — Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и управления (Правительства, министерств, ведомств, территориальных органов), органов власти и управления субъектов Российской Федерации, органов правосудия, прокуратуры, органов надзора и контроля.

Кроме того, по субъектному составу все акты применения права подразделяются на коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования : конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и акты применения материального и процессуального права.

3 . По форме правоприменительной деятельности:

• исполнительные акты применения — связаны с применением диспозиции нормы права;

• правоохранительные акты применения — связаны с реализацией правовых санкций.

4. По функциональному признаку:

• акты-регламентаторы — данные акты применения права определяют круг субъектов конкретного правового отношения, указывают на объем их субъективных прав и юридических обязанностей, предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

• правообеспечительные акты — данные акты применения права путем властных полномочий компетентных государственных органов обеспечивают реализацию правоотношений, т. е. достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения:

• акты-документы — это письменные акты применения права, которые могут состоять либо из четырех частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная; либо только из трех частей, исключая мотивировочную; либо только из двух частей: вводная и резолютивная; либо только из одной части — резолютивной. Примером последнего случая являются акты применения права, в которых содержится властное предписание: утвердить, оплатить, исполнить, освободить и т. п.;

• акты-действия — это словесные, конклюдентные (жесты, движения) акты применения права.

6. По юридическому значению:

• основные — данные акты применения права содержат завершенное решение по конкретному юридическому делу;

• вспомогательные — такие акты применения права содержат предписания, подготавливающие издание основных актов применения права.

Читайте также: