Джон локк английское свободомыслие кратко

Обновлено: 07.07.2024

Джон Локк родился в 1632 г. в Рингтоне. После успешной учебы, которую он начал в вестминстерской школе и продолжил в Оксфордском университете, становится учителем греческого языка и риторики. Уже в ходе учебы он проявляет исключительный интерес к современному естествознанию и, в частности, к современной философии, главным образом к системам Бэкона и Декарта.

Оглавление

Глава 2: "Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка"…………………………………………………………………….25-30 ст.

Заключение. 31-32 ст.

Файлы: 1 файл

курсовая философия.docx

Использованная литература:

1.Барнашев А. М. " Теория разделения властей: становление, развитие, применение ", Томск, 1988.

2.Д. Локк " Два трактата о правлении", Сочинение в 3-х томах. Москва, 1988.

3.Заиченко Г.А. " Джон Локк ", Москва, 1988.

4.История политических и правовых учений, учебник под редакцией

О. Э. Лейста, Москва, 1997.

5. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

6. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута.-М.: Мысль, 1995

7. Спиркин А.С. Философия. М., 2001

8. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений

9. Бахрушин С.В. Джон Локк - Английское свободомыслия , 1986.

10. Нерсесянцев К.С. История политических и правовых учений.

11. В.Н.Хропанюк. Теория Государства и права. Москва 2001

13. Скирбег Г., Гилье Н. История философии- Москва 2000

14. Философия: учебное пособие, под ред. Ю. А. Харин, 2006

15. Филсофия: учебное пособие для студентов высших уч. заведений В.С. Стёпин, под общ. ред. Я. С. Яскевич- Минск: РИВШ, 2007

Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз

Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз

Ответственный редактор Б. В. Мееровский
Перевод Е. С. Лагутина, А. С. Богомолова, И. Б. Румера
Москва: Мысль, 1981.- 302 с.
Серия Научно-атеистическая библиотека

Содержание

Джон Локк. Письмо о веротерпимости
Читателю
Письмо о веротерпимости


Тема свободомыслия во все времена привлекала к себе внимание. Сегодня эту тему исследуют ученые разных научных направлений. И это неудивительно, ведь такая заинтересованность к исследованию этого феномена вызвана теми положительными моментами, которые происходят сейчас в обществе — это, прежде всего, постепенная легитимация религии и её позитивное влияние на общественное сознание. Впрочем такой этап духовного возрождения является весьма непростым и длительным, в нем человечество сталкивается с новыми проблемами, касающимися смысла человеческой жизни и её ценностей. Дать ответы на эти и другие вопросы сможет свободомыслие, которое прошло долгий путь развития, внося каждым своим последующим этапом что-то новое в материалистическое понимание мира.

Формируясь в течение веков, свободомыслие разрабатывалось различными философскими школами, что стало причиной возникновения различных типов и форм свободомыслия, которые менялись вместе с изменением социально-экономических отношений в обществе и с развитием научного знания. Свободомыслие, несомненно, является весомым культурным достоянием, которое определяется как идейное течение, провозгласившее право разума на свободное критическое рассмотрение положений религии. Также, независимо от религии, оно исследует мир, защищает право личности на свободный выбор жизненных позиций. С помощью полученных знаний и проникая в духовный мир человека, постепенно совершенствуются и формы свободомыслия. Ведь чем большим уровнем знаний овладевает общество, тем совершеннее и основательнее становится свободомыслие.

В данной статье мы попытались по-новому рассмотреть взгляды представителей английского свободомыслия конца ХVII — начала XVIII в. — Дж. Локка, Дж. Толанда и А. Коллинза. Вед в постсоветский период эти философы рассматривались, как отрицающие бога и религию, а их учения преподносились как антицерковные и антирелигиозные. Наша цель показать истинное предназначение свободомыслия и по-новому проанализировать взгляды данных мыслителей.

Характерной чертой английского свободомыслия было то, что его представители отличались непоследовательностью в своей борьбе с религиозной идеологией, они не доходили до полного разрыва с религией, а потому их нельзя отнести к лагерю атеистов.

Достаточно подробно анализируя терпимость Дж. Локк акцентирует внимание на терпимость между людьми, независимо от того каких религиозных взглядов они придерживаются, терпимыми также должны быть и духовные лица. Ведь недостаточно только воздерживаться от насилия, грабежа и гонений, необходимо еще и наставлять своих прихожан в духе мира и доброй воли. Духовное лицо должно призывать всех людей быть милосердными, терпимыми, пытаться присмирять и смягчать неразумное отвращение к инакомыслящим.

Следует отметить, что Дж. Локк признавал церковь как добровольное сообщество людей, в котором все объединены по собственному желанию с целью публичного отправления богослужения, которое соответствует их мыслям, богу и способствует спасению их душ. Целью такого религиозного сообщества, по Дж. Локку, должно быть общее поклонение богу и достижение, с помощью этого, вечной жизни. Поэтому все правила должны быть направлены на осуществление этой цели и этому должны быть подчинены все церковные законы.

Следует отметить, что Дж. Локк признавал бессмертие души. Он отмечал, что имея бессмертную душу, каждый человек заслуживает вечного счастья. Это счастье зависит от веры и добрых деяний, которые помогут обрести милость божью, поэтому соблюдение их является высшей обязанностью человечества. Только с помощью заботы, исполнительности и милосердия можно приблизиться к поиску веры и добрых деяний, ведь в мире нет ничего, что могло бы сравниться с вечностью.

Критически относился Дж. Локк и к тем, кто отрицал бога. Неприемлемыми для него были лица, которые считали себя атеистами. Быть атеистом для него означало находиться в заблуждении. Отвлечь человека от такого ложного пути можно только с помощью милосердия, доброжелательностью, которые, как считал Дж. Локк, являются высшим предназначением христианства. Нельзя быть терпимыми к тем, кто отрицает бытие бога, потому что отречение от бога, даже мысленно, ведет к упадничеству. А значит и человек, который является атеистом, подрывает и разрушает всякую религию и не может претендовать на привилегию веротерпимости. Отсюда следует, отмечает Дж. Локк, что отказ от терпимости порождает все те распри и войны, которые происходят в христианском мире.

Еще одним ярким представителем английского свободомыслия по праву считают Джона Толанда (1670–1722), философию которого называют вершиной развития английского и французского материализма XVIII в. На протяжении всей жизни Дж. Толанд отстаивал передовые научные и философские идеи. Будучи сторонником просвещения, непримиримым противником клерикалов и мракобесов, Дж. Толанда по праву называют свободным мыслителем.

Итак, из вышесказанного становится ясно, что как и Дж. Локк, Дж. Толанд не отрицает бога, он признает авторитет бога и божественного откровения, считает их проявлением истины и самой истиной. Все что существует в природе, отмечает Дж. Толанд, становится нам известным с помощью опыта чувств, опыта человеческого разума или божественного откровения. Провозглашать и говорить об имени бога следует с благоговением, потому что он наделил нас способностью воспринимать явления и иметь обо всём собственное суждение, а также воздерживаться от нежелательных высказываний и соглашаться только с тем, что человек может ясно воспринять. Именно бог дал человеку возможность ошибаться, наделив способностью защищать себя от предвзятости и неосмотрительности, предоставив свободу выбора различать и постигать истину.

К сказанному следует добавить, что Дж. Толанд действительно является ярким представителем свободомыслия. Отстаивая бога, христианство и религию он был убежден в том, что именно христианство является самой совершенной религией, в которой нет тайн, а в Евангелие нет ничего противоречивого или непостижимого.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что представители английского свободомыслия своими свободными взглядами внесли существенный вклад в развитие духовной культуры, а их убеждения остаются актуальными и по сей день. Ведь проблемы развития духовной культуры во все времена волновали разные поколения. Не исключением является и современное общество, которое ныне переживает непростой и долгий процесс духовного возрождения, требующий пробуждения истинно человеческого, творческого отношения к жизни, инициативности и осознанного участия в обновлении общества, в котором приобретенные знания помогут создать благоприятные условия для духовного развития человека.

1. Академічне релігієзнавство: підручник / [А. М. Колодний, П. Л. Яроцький, Б. О. Лобовик та ін.; за ред. А. Колодного]. — К.: Світ Знань, 2000. — 862 с.

2. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз / [Отв. ред., авт. вступ. ст. Б. В. Мееровский; пер. с англ. Е. С. Лагутина, А. С. Богомолова, И. Б. Румера]. — М.: Мысль, 1981. — 302 с.

3. Английские материалисты XVIII в. Собрание произведений в трех томах / [под общ. ред. и с прим. Б. В. Мееровского; пер. с англ.]. — Т. 2. — М.: Мысль, 1967. — 405 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бог, английское свободомыслие, Локк, божественное откровение, свободомыслие, разум, свободное мышление, религия, духовная культура, духовное возрождение.

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.) запись закреплена

Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз (1981)
____________________________

Автор: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз
Издательство: Мысль
Формат: DJVU
Кол-во страниц: 302
Язык: Русский
Год выпуска: 1981
____________________________

Джон Локк

Джон Локк – английский философ, которого современные авторы называют одним из наиболее выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Его работы и идеи существенным образом повлияли на развитие сенсуализма, эмпиризма и либерализма. Кроме того, он считается основоположником экономического либерализма – идеологии, согласно которой государство должно по возможности избегать вмешательства в экономику страны.

Родился философ в небольшой деревне Рингтон (Wrington) в графстве Сомерсетшир 29 августа 1632 года. За свою жизнь он опубликовал немало выдающихся трудов о проблемах из разных сфер жизни, рассматривая такие темы как взаимоотношения внутри семьи, воспитание детей, отношения между религиями, социальное устройство общества, экономика и многое другое.

Сперва кратко пробежимся по его основным идеям и взглядам, после чего рассмотрим каждую теорию более подробно.

Краткий обзор ключевых идей Джона Локка

Учение Локка строится вокруг человека и его практической жизни. Разделяя основные идеи философии Нового времени, он отказывается от схоластики и делает акцент на связь с практикой. Это отразилось в его работах по воспитанию детей и социальному устройству общества. Философию, как научную дисциплину, Локк считал важным практическим инструментом, позволяющим обеспечить счастье для людей.

Одним из важнейших достижений Локка считается разработанная им теория познания, которая строится на следующих постулатах:

  • У человека нет врождённых идей. Все идеи происходят из знаний, полученных посредством чувственного познания в течение жизни. Единственным источником идей является опыт, который можно дополнительно разделить на внешний и внутренний.
  • Знание основывается на простых (примитивных) идеях. При этом Локк разделяет идеи первичных и вторичных качеств. Под первичными качествами он подразумевает собственные свойства предметов: форма, размер, количество, движение. Вторичные качества – это воспринимаемые свойства: запах, вкус, звук, цвет. Каждое из этих свойств является простой идеей, которая сама по себе знанием не является, но может служить материалом для знания. Объединение простых идей приводит к появлению сложных и общих идей.
  • В зависимости от степени достоверности, можно выделить два типа знания: достоверное и вероятное. Вероятное знание является всего лишь мнением или предположением. Достоверное знание Локк разделил на три вида: созерцательное (интуитивное), демонстративное (доказательное) и чувственное.

Одной из важнейших идей философа стало разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (осуществляющую внешнюю политику). Он был первым, кто предложил такое устройство государственной власти, и сегодня эта идея в несколько ином виде воплощена в большинстве стран мира.

Политические взгляды

Локк разделял взгляды Томаса Гоббса и, в частности, был сторонником договорной теории происхождения государства. Всякое государство он считал продуктом негласного соглашения между гражданами и властью, в рамках которого население страны делегирует государству определённые права, получая взамен безопасность и другие блага.

В этом плане он был идеалистом, поскольку считал, что весь состав государственной власти должен быть избран народом (или, по крайней мере, согласован с ним). Если же власть плохо справляется со своими обязанностями, народ имеет право потребовать перевыборы.

Джон Локк был противником абсолютной власти, сосредоточенной в одних руках, независимо от её природы. Такую форму государственного устройства он называл одной из худших угроз для свободы личности. Он считал, что власть должна делиться на 3 ветви:

  • законодательную (принятие законов, определение меры ответственности за различные преступления);
  • исполнительную (исполнение законов, применение наказания к преступникам);
  • федеративную (вопросы внешней политики, дипломатии, войны и мира).

В этой системе монарх (верховный правитель) должен быть главой исполнительной и федеративной власти, однако не может руководить ими напрямую. Он должен вмешиваться в случае возникновения противоречий, не предусмотренных действующим законодательством. По сути, Локк выделил для монарха роль гаранта соблюдения законов.

Благодаря идее о разделении ветвей власти, а также о наделении монарха обязанностями гаранта, современные авторы называют Джона Локка основателем теории конституционализма.

По мнению Локка, истинная цель существования государства заключается в том, чтобы обеспечивать всем гражданам условия жизни, которые их устраивают. При этом правовое государство обязано следить за соблюдением трёх неотъемлемых прав личности:

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на частную собственность.

Это три фундаментальных права, присутствующих у каждого человека, независимо от его происхождения, достатка и заслуг перед обществом. В любом правовом государстве конституция должна создаваться на основе этих трёх прав, а одной из её ключевых целей должна быть их защита. Государство должно пресекать любые попытки насилия, порабощения, принуждения к труду и присвоения чужой собственности.

Педагогические идеи

Педагогика была одной из излюбленных тем Джона Локка. Он много писал о воспитании детей, но уделял внимание и воспитанию взрослых людей. В основе его педагогической системы лежит прагматизм и рационализм. В частности, он рекомендует родителям обучать детей уделять значительное внимание таким аспектам как постоянная работа над собой, анализ собственных успехов и неудач. При этом главным воспитательным методом должен служить личный пример родителей, а также помещение детей в правильное окружение.

Основные педагогические постулаты Локка:

  • не существует врожденных идей и убеждений;
  • все наши знания являются продуктом чувственного познания;
  • воспитание определяет, как сложится жизнь человека;
  • задача воспитателя – обеспечить ученику счастливое будущее;
  • принуждение – недопустимый метод в воспитании детей;
  • наглядный пример – самый эффективный метод воспитания.

Локка не устраивала действующая система образования, в рамках которой детей, в частности, заставляли заучивать наизусть огромные тексты на латинском языке, считая, что это закладывает фундамент грамотности. По мнению Локка, такие методы были губительными и не позволяли раскрываться творческому потенциалу детей.

Теория познания

Он выделял два типа чувственного опыта:

  • внешний – наблюдения и ощущения, полученные в результате воздействия объектов на органы чувств;
  • внутренний – рефлексия и логический анализ ранее полученных эмпирических знаний.

Локк разделил все идеи на два вида: простые и сложные. Простые представляют собой проекцию отдельно взятых свойств внешнего мира. Это пассивные знания, полученные извне в готовом виде, часто против воли человека (мы не выбираем, запоминать ли полученную информацию, и, как правило, не можем предотвратить её получение). Сложные идеи представляют собой комбинацию простых идей, полученную в результате целенаправленной мозговой деятельности.

Основные качества вещей

Знания о любом объекте или явлении Локк сводил к оценке имеющихся у него качеств, среди которых он выделял первичные и вторичные. К первичным он относил такие качества как:

  • размер;
  • форма;
  • количество;
  • плотность;
  • способность к движению.

Это качества, присущие объектам внешнего мира, но не воспринимаемые напрямую органами чувств. Вторичные качества, наоборот, воспринимаются органами чувств и позволяют сделать выводы о первичных. В эту группу входят такие качества как:

  • цвет и свет;
  • вкус и запах;
  • звуки;
  • температура.

Вторичные качества познаются в рамках получения внешнего опыта (эмпирического познания), а первичные – внутреннего (рациональное познание).

Отношение к религии

Будучи сторонником материалистического эмпиризма, Джон Локк всё же придерживался христианских ценностей. Сложно судить, насколько верующим человеком он был, и всё же он одобрительно высказывался о многих постулатах из христианства (при этом подчёркивал, что эти идеи свойственны всем ветвям данной религии). Также он был сторонником толерантности к другим религиям и писал в своих работах, что нельзя считать любую из церквей более правильной, чем другие.

С точки зрения Локка, нравственное и моральное воспитание человека имеет большее значение, чем приверженность к той или иной религии. Он считал, что мусульманин, иудей или язычник может иметь хорошее воспитание и придерживаться строгих моральных норм. Но в то же время он говорил, что христианство, в отличие от других религий, уделяет больше внимания морали и нравственности, следовательно, эти черты наиболее естественны именно для христианина.

Отдельно стоит отметить и то, что Локк последовательно отстаивал необходимость полного разделения церкви и государства. При этом он считал, что судить о совести и вере людей может только церковь, государство же не должно судить людей за отсутствие этих качеств. В деятельность церкви государство может вмешиваться лишь тогда, когда её служители совершают преступления. При этом сам философ не был слишком наивным и не особо верил, что отношения государства и церкви когда-нибудь действительно будут соответствовать представленному им идеалу.

Заключение

Джон Локк – один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения, навсегда вписавший своё имя в историю и оказавший влияние на развитие всего мира. В частности, его идеи присутствуют в Конституции США. Также он первым предложил разделить власть на три ветви, а правителя наделить правами и обязанностями гаранта исполнения законов. В дальнейшем его идеи оказали влияние на таких известных мыслителей как Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр и Вольтер.

Читайте также: