Проблемы реализации права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы реализации конституционных прав граждан

Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

В целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

По данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные - специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – неадаптированность к рыночным условиям и др.

Одной из ключевых проблем рынка труда республики является количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики. Несбалансированность спроса и предложения приводит, с одной стороны, к наличию невостребованных работников на рынке труда, а с другой стороны, к дефициту работников конкретных профессий, специальностей и квалификаций на промышленных предприятиях. Одним из наиболее существенных факторов, формирующих дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, является несоответствие между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рабочую силу.

Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

Типичными нарушениями, выявляемыми в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

Серьезной проблемой остается вопрос собираемости с граждан платежей за оказываемые управляющими организациями услуги по содержанию общего имущества дома, что обычно недобросовестные предприниматели используют для оправдания своего бездействия. Помимо этого, надлежащее обслуживание значительного числа домов, находящихся в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, экономически нерентабельно, что побуждает управляющие организации бездействовать в части оказания проживающим в них гражданам необходимого перечня услуг.

В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам законности при долевом строительстве жилья.

Осуществление долевого строительства связано с привлечением значительных объемов денежных средств от широкого круга граждан, что приводит в случае совершения застройщиком недобросовестных действий к существенному росту социальной напряженности.

При этом ответственность за причинение имущественного вреда дольщикам по правилам гражданского законодательства несет застройщик, т.е. лицо, данный вред причинившее.

Вместе с тем, многими субъектами РФ, в том числе Республикой Саха (Якутия), приняты нормативные правовые акты, предусматривающие формы социальной поддержки пострадавших граждан, так или иначе требующие значительных расходов из государственного бюджета. Фактически в таких случаях государство принимает на себя ответственность за виновные действия иных лиц.

Например, в конце 2017 года внесены изменения в Закон о госбюджете республики на 2018 год, для оказания мер поддержки предусмотрено выделение денежных средств в размере 50 млн. руб.

Приняты постановления Правительства региона, предусматривающее сроки и порядок выделения субсидий ЖСК дольщиков (от 30.08.2017 № 298, от 12.07.2018 № 216).

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

Согласно Закону любому жителю из любого уголка России безвозмездно один раз может быть предоставлен земельный участок в размере одного гектара земли с условием его освоения по назначению в течение пяти лет при множестве вариантов его использования. Через пять лет при условии освоения земли ее можно будет арендовать или получить в собственность.

В целях реализации указанного Федерального закона на территории республики принята нормативная правовая база, в том числе 2 Закона Республики Саха (Якутия), 3 Указа Главы РС(Я), административные регламенты органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Однако это право граждан может быть ограничено. В соответствии с п. 5 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Ограничение одного права направлено на обеспечение другого права - того же самого права на благоприятную окружающую среду, в связи с тем что неконтролируемое посещение лесов во время пожароопасного периода может привести к лесному пожару, в результате которого будет причинен как экономический, так и экологический ущерб - сокращение лесов отрицательно сказывается на состоянии всей природной среды.

Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

Читайте также: