Платон открытия в географии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Имя Платона связано с преданием об Атлантиде. Греческий мир, сообщал он, чуть было не оказался завоеванным в 9000 г. до н. э. людьми, обладавшими высокой цивилизацией и жившими где-то на западе. Но греческое войско вышло победителем в жестокой битве. К тому же сразу после поражения завоевателей их отечество было разрушено катастрофическим землетрясением и погрузилось в морскую пучину. Можно даже проплыть над затопленным городом Атлантидой, утверждал он, если только быть очень внимательным и не сесть на мель. С тех пор исследователи и популяризаторы ищут Атлантиду. Некоторые из них вообразили даже существование сухопутного моста между Африкой и Америкой (на котором якобы и находилась загадочная цивилизация). Только в 1966 г. стала оформляться другая гипотеза, основанная на том, что в Средиземном море между островом Крит и материковой частью Греции был обнаружен погрузившийся город – он вполне мог бы быть той самой Атлантидой, о которой говорил Платон.

Какая Земля – круглая или плоская? Подавляющее большинство людей, живших в те времена, не сомневались в том, что Земля плоская; лишь несколько философов, исходя из чисто теоретических посылок, полагали, что Земля имеет форму шара. Все греческие мыслители были согласны в том, что симметричная форма – один из атрибутов совершенства, а наиболее полной симметрией обладает сфера. Следовательно, доказывали они, созданная совершенной по форме Земля в своем качестве дома людей должна быть сферичной. Пифагор, живший в VI в. до н. э., возможно, был первым из философов, придерживавшихся такой точки зрения. Во всяком случае, им были разработаны математические законы кругового движения небесных тел, а его ученик Парменид применил их к наблюдениям, сделанным с поверхности шарообразной Земли. Что касается Платона, жившего столетием позднее Парменида, то он был, по-видимому, первым из философов, выдвинувшим гипотезу о расположенной в центре Вселенной шарообразной Земле с вращающимися вокруг нее небесными телами. Правда, не представляется возможным точно установить, был ли Платон автором этой гипотезы или же он заимствовал ее у Сократа, на которого ссылается. Современник Платона Евдокс Книдский (400–347 гг. до н. э.) создал теорию климатических зон, исходя из представления о возрастающем наклоне (klima) солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Эти выводы были продуктом дедуктивных заключений из теории, согласно которой все доступные наблюдению вещи и явления созданы как образцы совершенной формы, а самой совершенной формой обладает сфера. И лишь Аристотель впервые стал искать реальные доказательства, которые могли бы поддержать теорию.

Аристотелю было семнадцать лет, когда он поступил в Академию Платона вблизи Афин. Тогда (367 г. до н. э.) ее временно возглавлял Евдокс, замещая отсутствовавшего Платона. Аристотель оставался в Академии до тридцати восьми лет, вплоть до смерти Платона. Следующие двенадцать лет он посвятил путешествиям по Греции и плаванию вдоль побережья Эгейского моря. В 335 г. до н. э., когда ему исполнилось сорок девять лет, он вернулся в Афины и основал там свою собственную школу, назвав ее Ликеем. К этому времени у него сложилось убеждение, что наилучший путь к построению теории лежит через наблюдение фактов, а наилучший способ проверки теории состоит в сопоставлении ее с результатами наблюдений. Тогда как Платон интуитивно создавал теоретический конструкт и размышлял, следуя от общего к частному, Аристотель в процессе теоретизирования шел от частного к общему. Два этих подхода соответственно называются дедукцией и индукцией.

Во взглядах на вещество, или основную субстанцию, из которого построены все материальные тела, Аристотель следовал Эмпедоклу (490–430 гг. до н. э.). Эмпедокл, живший столетием раньше Аристотеля, сделал шаг вперед по сравнению с воззрениями Фалеса Милетского о единой первичной субстанции (воде). Он выделял четыре первовещества: землю, воду, огонь и воздух. Согласно ему, все тела на Земле состоят из этих главнейших элементов, присутствующих в них в разных пропорциях. Аристотель прибавил еще и пятую субстанцию – эфир; он отсутствует на Земле, но служит тем материалом, из которого созданы небесные тела.

Аристотель указывал, что каждый материальный объект на Земле или вне ее создается в результате некоего процесса изменения. Вначале же было пустое пространство. Философы того времени постулировали существование двух видов пространства – небесного и земного, или пространства земной поверхности. Существовало также несколько чисто умозрительных заключений о внутриземном пространстве, но знаний в этой области было слишком мало. Аристотель, развивая идеи Эмпедокла, предложил теорию естественных (натуральных) мест. Во Вселенной у каждого тела есть свое естественное место и при удалении его с этого места это тело будет стремиться к возвращению. Земное пространство – естественное место для земли и воды, и если поднять их над этой поверхностью, то они сами и вещества, слагающие их, будут падать на нее. У воздуха и огня естественные места находятся в небесном пространстве: вот почему они стремятся вверх. В то же время естественное место эфира – небесные тела, расположенные далеко от Земли.

Разделяя представление Платона о сферичности Земли, Аристотель стал искать объяснение этой концепции и способы ее проверки путем наблюдений. Его объяснение было связано с теорией естественных мест: сфера должна была образоваться при падении к центральной точке твердого вещества, из которого сложена Земля. Аристотель был первым из ученых, кто понял важность для доказательства шарообразности Земли наблюдения о кругообразном крае тени, отбрасываемой Землей на Луну во время затмения. Он заметил также, что высота различных звезд над горизонтом возрастает в северном направлении – это может быть лишь в том случае, если наблюдатель перемещается вместе с выпуклой поверхностью сферы, на которой он находится. Странно, что он ни разу не упомянул о таком дополнительном подтверждении концепции шарообразности Земли, как феномен исчезновения судна за горизонтом, когда вначале скрывается корпус, а потом уже паруса. У него должно было быть достаточно случаев наблюдать это явление.

Метод научного объяснения, предложенный Аристотелем, не включал каких-либо соображений о контролировании экспериментов или проверке предварительных заключений. Он целиком строился на использовании логики для формулирования и подтверждения теории. И тем не менее некоторые из его основанных на логике объяснений считались в IV в. до н. э. столь неопровержимыми и были так безоговорочно восприняты учеными многих последующих поколений, что его влияние на историю западной мысли оказалось поистине огромным. Считается, что современная наука вообще не могла бы появиться без Аристотеля. Здесь хотелось бы отметить весьма характерную особенность развития идей: появление всякой новой концепции оказывает громадное стимулирующее воздействие на научную мысль и выражается в возрастании количества и качества наблюдений, но продолжительное ее исповедование становится препятствием для прогресса науки в следующих поколениях ученых.

Родился в г. Афины, был учеником Сократа, после смерти которого предпринял путешествие в Египет, Италию и Сицилию. После возвращения на родину он излагал свою философию в форме диалогов и лекций.

Платон создал теорию о равномерном, круговом, совершенно правильном движении небесных тел. Он же высказал предположение, что Земля находится в центре мира, что вокруг нее обращается Луна и Солнце.

Платон

Плато́н (др.-греч. Πλάτων). Родился 428 или 427 до н. э., Афины. Дата смерти — 348 или 347 до н. э., там же. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Биография
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.

Периктиона была сестрой Хармида и Крития, двух известных фигур из числа Тридцати тиранов недолговечного олигархического режима, последовавшего за развалом Афин в конце Пелопоннесской войны. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона, мать Спевсиппа. Согласно тексту Государства, Адамант и Главкон были старше Платона. Однако Ксенофонт в своих Меморабилиях сообщает, что Главкон был младше Платона.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.

Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Трасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии.

Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием Анри Этьенна, выдающегося французского филолога-эллиниста XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.

«
Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.

В своём диалоге Платон воспроизводит ряд контраргументов противников учения о бессмертии души. Так, если душа такова, какой её рисует Сократ в диалоге, то она подобна форме кувшина или налаженности струн лиры. Если разбить кувшин или разломать лиру, то и форма кувшина погибнет, и гармония звуков лиры исчезнет. С другой стороны — если душа и более прочна, чем тело, и способна жить вовсе без него или перевоплощаться в разные тела, то почему не предположить, что настанет момент, когда душа износится и наконец погибнет.

Четвёртый аргумент в пользу бессмертия души
Возражение против второго контраргумента представляет собой самостоятельное, четвёртое доказательство бессмертия души. В нём дается более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Подобно тому, как нельзя вывести из строения тела Сократа тот факт, что ныне он находится в заключении, приговорённый к смертной казни, так и во всяком ином случае сама телесность не может считаться причиной существования человека.

В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
5040 граждан и сложнейшая система управления.
допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий.
значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

над всеми стоят правители.
все подчиняются законам.
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестаёт быть государством.

Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Во всех произведениях Платона подразумевается существование эроса, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Человек
Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:

Тексты
Оригинальные тексты Платона до нашего времени не дошли. Старейшими копиями произведений являются найденные на египетских папирусах в Оксиринхе фрагменты нескольких диалогов, датируемые около 200 года н. э. Наиболее древние сохранившиеся полные тексты относятся к X веку.

В середине XV века, когда Марсилио Фичино перевёл на латинский язык все работы философа, наследие Платона во всей полноте вернулось в общественную и научную жизнь Европы.

История изучения
В период средневековья и Возрождения в западноевропейской культуре Платон рассматривался в первую очередь как стилист и литератор, но не как догматический философ. Первая монография по Платону была написана Теннеманом в XVIII веке.

Значительный вклад в понимание Платона сделал Шлейермахер, выдвинув гипотезу о единой доктрине, отстаиваемой Платоном. В 1804 году Шлейермахер издал свой перевод текстов Платона на немецкий (этот перевод до настоящего времени считается одним из лучших переводов Платона на современный язык) и сопроводил это издание вступлением, совершившим переворот в отношении к Платону. В числе прочего Шлейермахер уделяет значительное внимание жанровой особенности диалога Платона. Шлейермахер исходил из оценки Платона как преподавателя и педагога. Тексты Платона поэтому имеют учебный, но не систематический характер. По мнению Шлейермахера, основные идеи Платона были сформированы ещё в юные годы, а тексты написаны в соответствии с некоторым глобальным планом раскрытия этих идей.

В целом интерпретации философии Платона современные учёные разделяют на несколько направлений:

интерпретация в ключе метафизики и гносеологии, идущая от Академии;
религиозно-мистическая интерпретация;
этико-политическая интерпретация, возникшая в ХХ веке;
интерпретация, возникшая в последние десятилетия, признаёт первостепенным для Платона выражение истины через устную речь.

Платон (др. греч. Πλάτων 428/427 до н.э.— 348/347 до н.э.)— великий античный философ, родоначальник объективного идеализма, первый из плеяды известных философов, чьи произведения дошли до наших дней в полном объеме. Они включают в себя 36 работ, поделенных на 9 тетралогий. Платон разработал учение об идеальном государстве, концепцию трех частей души, развивал идею всемирного блага. Создал Академию, в которой проходили обучение лучшие умы своего времени.

Детство и юность

Платон

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Период путешествий

В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.

Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.

Платон

Академия Платона

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Платон

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Философские работы

Платон

Философские взгляды Платона

Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

Платон

Личностные особенности Платона

До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Читайте также: