Социологический опрос это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опрос является методом сбора первичных сведений, который используется в социальных исследованиях. Его основной целью является получение самых различных сведений об объективных либо субъективных событиях со слов опрашиваемого.

Социологический опрос является методом сбора первичных социологических сведений об исследуемом объекте при помощи обращения с вопросами к конкретной группе людей, которую принято называть респондентами.

Социологическому опросу отведено основное место в социологических исследованиях. Его главная особенность заключается в получении социологических сведений о положении общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, которые связаны с жизнедеятельностью респондентов.

Как считают некоторые ученые, с помощью социологического опроса происходит сбор практически 90 % всех эмпирических сведений. Опрос является основным методом при исследовании области сознания людей. Данный метод является весьма необходимым и в исследовании социальных процессов и явлений, которые являются малодоступными непосредственному наблюдению, а также в ситуациях, при которых исследуемая область весьма слабо обеспечена документальными сведениями.

Социологический опрос отличается от прочих методов сбора социологической информации тем, что с его помощью можно определить через систему формализованных вопросов, как акцентированные мнения респондентов, так и нюансы, оттенки их настроения и структуры их мышления. Вследствие этого, большинство исследователей говорят о том, что опрос является одним из наиболее простых и доступных методов сбора первичных социологических сведений.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Общественное мнение — форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Упоминания в литературе

Коль скоро все перечисленные выше источники информации оказываются недостаточными, проблема получения достоверных социологических данных становится еще более острой. Совершенно очевидно, что разрешить данную проблему не помогут ни социологический опрос , ни социологическое наблюдение; ведь на уровне поверхностного анализа теоретическую концепцию построить практически невозможно, а исследовательскую глубину указанные методы в нашем случае однозначно не обеспечат.

– Во-первых, он окончательно утратил присущий ему в предшествующие годы стихийный характер. Несмотря на то, что поиски национальной идеи не увенчались видимым успехом, тем не менее, властные структуры обозначили основы предлагаемой идеологии. Идеи об особом пути развития России, о чуждости западных ценностей российскому обществу, сторонниками которых выступают современные антизападники, легли в основу идеологии суверенной демократии, которая сверху целенаправленно стала внедряться в сознание общества. Стоит обратить внимание на то, что в текущем пятилетии по социологическим опросам более около 80 % респондентов не отрицают, что России нужна демократия. Но при этом большинство ее сторонников (в 2008 г. – более 50 %) считают, что она должна быть не западного типа, а основываться на российских традициях и специфике[26].

8. Показано, что для выявления количественных и качественных закономерностей экономического поведения населения и построения его моделей в качестве основных методов используются анализ статистических данных, социологические опросы , наблюдение и глубинные интервью, компьютерные симуляции и поведенческие игры.

– интервьюирование – способ проведения социологических опросов как целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого;

Связанные понятия (продолжение)

Двойной стандарт или двойная мораль — широко распространённое, но официально отрицаемое применение на практике дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас. Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется.

Путинизм — термин, введённый политологом Вячеславом Никоновым в 2003 году как политическая система, которая установилась в России после прихода к власти Владимира Путина в 2000 году и его идеология.

Избиратель — лицо, обладающее активным избирательным правом (соответствующее требованиям избирательных цензов) и внесённое в соответствующие списки. Избиратель участвует в выборах и референдумах, а также совместно с другими избирателями может вносить на рассмотрение представительных органов проекты законов (в Италии, Австрии, Швейцарии) и нормативных актов (в России). В большинстве стран участие в голосовании рассматривается как право гражданина, а в некоторых государствах (в Бельгии, Бразилии, Греции.

Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Суверенная демократия — концепция, введённая в широкий оборот в России заместителем руководителя Администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005—2006 годах. Являлась одной из главных идеологем на думских и президентских выборах в России 2007—2008 годов.

Индекс экономической свободы — показатель, ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Анализ экономической свободы проводится с 1995 года. В 2016 году в рейтинге представлены 170 стран, однако количественные показатели получили только 166. Четырём государствам — Афганистану, Ираку, Лихтенштейну и Ливии — аналитики не смогли присвоить цифровых показателей из-за отсутствия достоверной статистической информации. Первое.

Креативный класс, творческий класс (англ. creative class) — понятие (термин), предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30 % всех работающих). Активно включен в глобальный мир. Именно он сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует.

Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.

Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния, или нерáвенство доходов — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства.

Общественность — это одно или несколько физических или юридических лиц, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие, сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и за её пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные заказчики, партнеры, потребители и т. п.). К общественности не относятся лица или организации, которые формально отвечают за принятие решений, направленных на получение какого-то результата.

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности.

Чёрный пиар (англ. negative campaigning; mud slinging (разг.)) — деятельность (пиар), направленная на ухудшение имиджа какого-то лица, организации, политической силы и т. д.

Политическое участие (англ. participation) — понятие в политической науке и политической социологии, в самом широком смысле означающее деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.

Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны.

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует.

Массовое сознание — феномен, который является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии для того, чтобы обозначить шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры.

Предвы́борная кампания (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, чтобы получить максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Полити́ческая рекла́ма – вид рекламы, нацеленный на изменение политического поведения общества или его части в условиях политического выбора. Представляет собой комплекс мероприятий и методов представления и продвижения политических объединений, сил, идей и практик, которые ориентированы на изменение политический настроений в обществе и на достижение отдельных целей, касающихся политики .

Фальсифика́ция ито́гов голосова́ния — изменение с корыстной целью результатов голосования на выборах или референдуме. Действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, членов избирательных комиссий и иных лиц, направленные на умышленную манипуляцию итогами голосования, классифицируются как преступные действия. Является одним из видов нарушений на выборах.

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

Электора́т (лат. elector — избиратель) — круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.

И́ндекс восприя́тия корру́пции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) — составляемый международной неправительственной организацией Transparency International показатель с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по стобальной шкале. Составляется ежегодно с 1995 года.

Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия.

Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Наблюдение за выборами предполагает мониторинг со стороны одной или нескольких организаций либо международного уровня (неправительственные организации) либо национального.

Эффект сплочения (или эффект объединения вокруг флага, эффект ралли вокруг флага, англ. Rally `round The Flag) — это один из феноменов политической социологии, заключающийся в резком росте поддержки и одобрения действий национального лидера во время международных конфликтов или кризисов. Изначально использовался в контексте реалий политической жизни США середины XX века для объяснения резкого, но краткосрочного повышения рейтингов американских президентов во время войны или появления любой внешней.

Государственная (публичная) политика — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.

Социальные медиа (англ. social media, social networking services — социальные средства коммуникации, службы сетевого общения) — вид массовой коммуникации посредством интернета. Имеет ряд существенных отличий от традиционных видов.

Глобали́зм — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи.

Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, - так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Социологический опрос является одним из методов социологических исследований. Он включает опрос разных слоёв населения в зависимости от темы исследования. Данный опрос относится к выборочному методу.

Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. К нему относятся люди разных возрастных категорий и профессий. В зависимости от предполагаемого исследования отбирается группа людей. Каждому человеку задают определённый вопрос, на который он должен предоставить ответ исходя из личного опыта или мнения. Ответ должен быть развёрнутым и включать как негативную, так и положительную информацию. Опрос формирует общественное мнение.

Социологический опрос осуществляется в нескольких видах, таких как:

В первом случае человеку предоставляется анкета, в которой представлены вопросы, на которые респондент должен ответить в письменном виде. Анкетированный опрос может состоять из нескольких этапов, что позволяет разделить сам опрос на интересующий спектр вопросов. Анкетный метод может проводиться анонимно. Получение необходимой информации является главным результатом в этом исследовании.

Опрос при помощи интервью является более трудоёмким по сравнению с анкетированием. Основное условие его проведения – прямой контакт с респондентом. Опрос проводится методом задавания вопросов. Вообще, они должны быть максимально сдержанными и информативными. Но существует ряд и двузначных вопросов. Так, социологи стараются определить верность предоставленной информации. По их ответам формируется общая информация, которая потом используется в дальнейшем для различных целей.

Особенности проведения социологического опроса.

Особенности социологического опроса:

1. При заполнении анкеты необходимо строго соблюдать последовательность. Такое условие обусловлено с психологической точки зрения, соблюдение последовательности позволяет получить точную и правдивую информацию.

2. Ассоциация может представить несколько видов анкет, заполнение которых предусматривается в разных местах.

3. Социальный опрос в виде анкетирования предусматривает первичный подход к человеку, при котором контакт между респондентами сведён к минимуму.

Процесс заключается в том, что социолог раздаёт анкеты людям. На письменный опрос выделяется определённое время, после чего производится сбор анкет сотрудником центра. Социальный опрос позволяет получить всю необходимую информацию.

Проведение социологического опроса незаменимо для рассмотрения возникновения различных жизненных ситуаций.

Заказать социологический опрос это предполагает отобрать для его проведения людей, желающих выразить свою точку зрения.

Читайте также: