Рудольф дизель биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Полное имя изобретателя — Рудольф Кристиан Карл Дизель. Родился 18 марта 1858 года в Париже. В историю вошел как создатель дизельного двигателя.

Из биографии

Известно, что будущий изобретатель родился в семье немецких эмигрантов Элис и Теодора Дизелей. В семье было три ребенка. Отец Рудольфа организовал свое дело — производство кожгалантереи. Примечательно, что родители Рудольфа к механике не имели никакого отношения, но маленький Рудольф с самого детства приходил в трепет от машин. Ввиду этого сын часто просил маму и папу отвести его в парижский музей, посвященный ремеслам.

В 1870 году началась война между империей Наполеона III и германскими государствами. Семье Дизелей пришлось покинуть Париж — жителям с немецким происхождением и фамилией делать в столице Франции больше нечего. Частное предприятие отца было реквизировано, семья переехала в Англию. Однако Рудольф не остался жить с родителями в Англии, его отправили на историческую родину в Германию, к дяде (родной брат отца). Кристоф Барникель преподавал математику в ремесленном училище, они с Рудольфом быстро нашли общий язык. Через год Рудольф уже точно знал, кем хочет стать — инженером.

Сначала Рудольф окончил ремесленное училище, где преподавал его дядя, потом индустриальную школу Аугсбурга и, наконец, Королевский баварский политехнический институт.

Как Рудольф создал дизельный двигатель

Однажды Рудольфу пришла в голову неординарная мысль: глядя на пневматическую зажигалку он заметил, что с помощью поршня воздух в трубке сжимался и фитиль зажигался — он догадался, что нужно лишь хорошо сжать воздух и он нагреется, если нагретый воздух соединить с топливом, оно воспламениться. Рудольф начинает усиленно работать над воплощением этой идеи — он покидает компанию Линде, своего институтского преподавателя, где работал директором много лет, и открывает свое дело: в течение некоторого времени он разрабатывает несколько образцов дизельного двигателя.

В 1897 году Дизель представил готовый экземпляр работоспособного мотора: это огромный железный цилиндр, высотой 3 метра, в котором был установлен маховик, двигавший поршень. Мощность силового агрегата составляла 20 л.с., КПД — 30%. По своей эффективности двигателю не было равных: он превосходил по экономичности паровые двигатели в 4 раза.

Первый дизельный двигатель

Первый дизельный двигатель

В начале ХХ века Рудольф начинает разрабатывать двигатели для автомобилей. Однако при уменьшении размеров мотора, пропорционально падала и его надежность. Дизелю не удастся разработать пригодный аппарат, это сделают лишь через 11 лет после смерти Рудольфа.

Отношения с государством

Рудольф Дизель

Несмотря на то, что двигатели Дизеля раскупались огромным тиражом и устанавливались на пароходы, травами, на производства, государство не сильно жаловало изобретателя. Виной всему топливо, на котором работал двигатель. Изначально Рудольф хотел применять угольную пыль, однако ввиду ее сильных абразивных свойств детали мотора быстро выходили из строя. Поэтому Рудольфу пришлось обратиться к нефти. Германия была богата углем, а вот нефть приходилось импортировать, это увеличивало затраты.

Немецкие угольные магнаты готовились нанести Рудольфу смертельный удар через публикацию книги, в которой говорилось о технических просчетах и некомпетентности изобретателя. Не трудно догадаться, на чем основывалась злоба конкурентов — страна богата углем, а нефть с момента выхода дизельного двигателя подорожала в два раза. О готовящейся книге рассказал Рудольфу знакомый, который работал в том издательстве. Это был первый удар для конструктора. Второй удар — полное банкротство ввиду экономического кризиса и неоправданных коммерческих игр.

Окончание жизни

Дизель как бы предчувствовал свою уход: незадолго до трагедии он начал странно себя вести. Показывать сыновьям, где и что лежит, какие документы есть и для чего они нужны. Через время Рудольф вручил своей супруге чемодан и наказал ни в коем случае не открывать его до начала октября. В свое время жена обнаружит там 20 000 марок.

Роль изобретения Дизеля для современного мира

Значение изобретения Дизеля для современного мира трудно переоценить. Инструментарий Рудольфа стал основой для создания современных дизельных двигателей. После смерти инженера его двигатели набирали популярность — через десятилетия их уже вовсю устанавливают на грузовые и легковые автомобили, причины просты: экономичность, долговечность, меньше выбросов в атмосферу. Ведущие автомобилестроительные компании мира имеют в своем автопарке модели с дизельными моторами.

Рудольф Дизель

Рудольф Дизель

Рудольф Дизель (нем. Rudolf Diesel) родился 18 марта 1858 года в Париже, в семье переплетчика книг. Обучался в Германии, закончил училище, а затем Аугсбургскую политехническую школу. После этого был приглашен в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году закончил, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования.

С 1893 года Дизель ведет разработки нового двигателя на Аугсбургском машиностроительном заводе при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и братьев Зульцер. Инженером было создано несколько моделей, но первый функционирующий двигатель, предназначенный для серийного производства, был разработан Дизелем в 1897 году. Мощность двигателя составляла 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту, КПД 28 % при весе 5 тонн.

Это намного превосходило существующие двигатели Отто с КПД 20 % и судовые паровые турбины с КПД 12 %, что вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же нашел применение и был по достоинству оценен во многих странах.

1 января 1898 года Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей. Работа шла успешно. Первый корабль с дизельным двигателем был построен в 1903 году, через пять лет построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1936 году впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D).

По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Точные обстоятельства его смерти так и не были выяснены.

Рудольф Кристиан Карл Дизель родился в Париже в семье немецкого иммигранта Теодора Дизеля, который владел небольшой переплетной мастерской. Однако из-за Франко-Прусской войны семья покинула оккупированную немецкими войсками столицу Франции и переехала в Лондон. Позже 12-летнего Рудольфа отправили в немецкий университетский город Аугсбург к бездетным тете и дяде-профессору. Последний был буквально очарован смышленым мальчиком и позволил ему пользоваться своей обширной библиотекой. В 1871 году Рудольф поступил в Королевское Земское училище, где его дядя преподавал математику, которое с отличием закончил спустя два года. В 14 лет он написал родителям о том, что хочет стать инженером и намерен продолжать обучение, а в 1873 году поступил в Техническую Школу в Аугсбурге. Еще через два года он стал стипендиатом Королевского Баварского Политехнического института в Мюнхене вопреки родительскому мнению — домочадцы были против поступления и настаивали на том, чтобы юноша отправился работать.

Одним из университетских профессоров Рудольфа Дизеля был ученый и изобретатель Карл фон Линде, разработавший технологию охлаждения и разделения газов. Из-за болезни Дизель не смог выпуститься со своей группой и на год отправился в Швейцарию, где усердно практиковался в инженерном деле на предприятии Gebrüder Sulzer Maschinenfabrik (ныне гигант промышленного машиностроения Sulzer AG). В 1880-м он окончил институт с высшим баллом. Получив диплом, он вернулся в Париж и присоединился к профессору Линде в его работе над созданием морозильного производства. Годом позже Дизель это производство возглавил. В 1883 году, как и положено последовательному немцу, Рудольф Дизель женился, после чего продолжил сотрудничать с Линде и копить огромное количество французских и немецких патентов. В начале 1890-го Дизель с семьей переехал в Берлин, чтобы взять на себя управление отделом исследований и развития Линде. Поскольку, будучи сотрудником Линде, инженер не мог воспользоваться своими патентами в личных целях, он вышел за пределы области охлаждения и стал изучать пар. В ходе исследования температурной и топливной эффективности он собрал прототип двигателя, работавшего на парах аммиака. Во время испытаний машина взорвалась и едва не убила своего создателя.

Несмотря на инженерный успех, финансовое положение Рудольфа Дизеля было нестабильным, а финансовый кризис 1913 года и вовсе сделал изобретателя банкротом. Бедственное положение дел, а также подорванное здоровье, легли в основу одной из версий загадочной смерти Дизеля. 19 сентября 1913 года он сел на пароход, чтобы попасть в Лондон на открытие нового завода британской компании Consolidated Diesel Manufacturing Co, которая выпускала его двигатели. Вечером он отправился из салона в свою каюту и с тех пор его никто не видел. На следующий день бельгийские рыбаки выловили тело хорошо одетого мужчины, сняли с него перстни и отправили обратно в воду из-за начавшейся бури. Сын Дизеля опознал в кольцах отцовские драгоценности. В 1978 году Дизель был введен в Автомобильный зал славы.

Казалось бы, что пользующийся огромным авторитетом изобретатель должен был прожить счастливую и безоблачную жизнь. Но не нужно забывать, что наш мир чрезвычайно непредсказуемый. В нём доминируют алчность, жестокость, сиюминутные корыстные интересы. Именно эти факторы и стали фатальными для увлечённого человека, отдававшего всё своё время развитию технического прогресса.


Роковым для Рудольфа Дизеля стало 29 сентября 1913 года. В указанную дату жизнь изобретателя прервалась. Но по сей день неизвестно: покончил ли он жизнь самоубийством или его убили. Чтобы понять подлинную сущность этого человека, давайте вначале ознакомимся с его краткой биографией, а уж затем рассмотрим хронологию событий трагического дня, ставшего последним для немецкого инженера, создавшего дизельный двигатель.

Краткая биография Рудольфа Дизеля

В 1870 году началась Франко-прусская война. После упорных боёв и осады Парижа немецкие войска 1 марта 1871 года вошли в столицу Франции. Но семейства Дизелей там уже не было. Они благоразумно переехали в Лондон, а своего 12-летнего сына пристроили в баварском городе Аугсбурге у родственников. Там мальчик поступил в Королевское Земское училище и окончил его с отличием в 1873 году.

После этого стал учащимся Технической школы и так хорошо себя проявил в познании технических наук, что ему предложили продолжить учёбу в Мюнхенском техническом университете. Под это дело выделили стипендию, и юноша согласился. Приобретённые знания не пропали зря. В начале 90-х годов Рудольф Дизель разработал новый тепловой двигатель и запатентовал своё изобретение в начале 1893 года.

В том же году начал претворять своё изобретение в жизнь, работая на Аугсбургском машиностроительном заводе. Финансировали работы молодого изобретателя Фридрих Крупп и братья Зульцер. Первый рабочий двигатель был создан в 1897 году. Его мощность составляла всего 20 л. с. при 172 об/мин, но зато КПД превысил аналогичные показатели двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины. Это был большой успех, и двигатель Дизеля начали применять в некоторых странах. Однако Германия в этом вопросе медлила.

Такая ситуация подтолкнула Рудольфа Дизеля к созданию собственного завода в 1898 году. Но не надо смотреть на этого человека, как на прожжённого дельца. Он плохо разбирался в финансовых вопросах, у него напрочь отсутствовала деловая хватка. Просто изобретателя окружали люди, заинтересованные в больших прибылях. Вот они и взяли на себя все финансовые и организационные вопросы. А талантливый инженер изобретал и получал патенты.

В принципе, дела поначалу пошли не плохо. В 1900 году было открыто дочернее предприятие в Лондоне. В 1903 году на воду спустили первый корабль с дизельным двигателем. В 1908 году появились компактные дизельные двигатели. Ими начали оснащать грузовые автомобили и железнодорожные локомотивы. Но продукция выпускалась в таких малых количествах, что предприятие оказалось нерентабельным.

К 50 годам у изобретателя начались проблемы со здоровьем. А вскоре грянул финансовый кризис и сделал Рудольфа Дизеля банкротом. Германия могла бы помочь финансами своем талантливому инженеру, но, как уже говорилось, немцы чрезвычайно скептически отнеслись к изобретению дизельного двигателя. Впрочем, военные специалисты планировали ставить такие агрегаты на подводные лодки, но не торопились с этим.


Хронология последнего дня жизни Рудольфа Дизеля

Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут.

В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом, собственно, вся информация о последнем дне жизни изобретателя дизеля и заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.

Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать стюарду? Он вынул из кармана связку ключей и открыл злополучную каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. Нетрудно было догадаться, что в каюте никто не ночевал.

Следствие и версии

О пропаже пассажира стюард доложил капитану, и на судне объявили тревогу. Вскоре кто-то из членов команды нашёл на палубе шляпу и плащ. Стюард сказал, что эти вещи очень похожи на те, которые были на Рудольфе Дизеле. Опросили всех, кто нёс ночную вахту, но люди ничего не видели и не слышали. Дальнейшее расследование было передано в руки английской полиции.

Следователи взошли на пароход, когда он пришвартовался, и попытались воссоздать картину прошлой ночи. Опросили всех пассажиров и членов экипажа. Особое внимание уделили двух господам, беседовавшим и ужинавшим с изобретателем. Тщательно допросили стюарда. Но всё это не дало никаких результатов.

Была выдвинута версия, что немецкий инженер, находясь в каюте, почувствовал себя плохо. Он надел шляпу, накинул плащ и вышел на палубу. Там он опёрся о перила, но видимо ему стало ещё хуже. Человек потерял равновесие и, перевалившись через ограждение, упал в море.

Однако капитан судна указал на палубное ограждение и сказал, что его высота составляет почти полтора метра. При потере сознания или равновесия человек просто не в состоянии перевалиться через такую высоту. Он в любом случае остался бы лежать на палубе.

Была выдвинута и версия о самоубийстве. Но все, кто видел в тот трагический день Дизеля, заявили, что настроение у него было чрезвычайно благодушное. Человек с оптимизмом смотрел в будущее и был полон самых радужных надежд. К тому же он не оставил предсмертной записки, да ещё перед уходом на палубу почему-то вытащил из чемодана пижаму. Всё это как-то не стыковалось с желанием уйти из жизни. Таким образом, следствие забуксовало и не смогло предложить ни одной дельной версии.

Тринадцатого октября эти вещи показали сыну изобретателя Югену. Он заявил, что они принадлежали его отцу. А буквально через неделю Марта, жена Югена, вскрыла пакет, который передал ей Дизель перед отплытием в Англию. Он сказал, что пакет нужно будет вскрыть через неделю. Но Марта промедлила и вскрыла его только в конце октября. В пакете оказалось 200 тыс. немецких марок.

Зачем изобретатель отдал жене сына эти деньги? Может он чувствовал, что его жизнь в опасности или планировал своё самоубийство, или решил исчезнуть, чтобы его больше не видели и не слышали? Конкретного ответа здесь нет, а вообразить можно что угодно.

Косвенным доказательством данного утверждения является слух, что, якобы, уже в конце войны в плен к англичанам попал немецкий офицер. На допросе он заявил, что по заданию немецкой разведки лично ликвидировал Дизеля, сбросив его в море. Но это только слух, а сколько в нём правды – неясно.

Читайте также: