Концепция социализации э дюркгейм кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Субъект-объектный подход – пассивная позиция человека в процессе социализации и сам процесс социализации как процесс адаптации человека к обществу. Субъект – общество, которое воздействует и формирует, а объект – это человек, на которого направлен процесс формирования. Дюркгейм и Парсонс.

Как можно определить социализацию в русле субъект-субъектного подхода?

Человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Субъект – общество, субъект – человек (и те, и другие друг друга меняют). Стоят у истоков Чарльз Кули и Герберт Мид.

В чем сущность процесса социализации? Понятие социальной адаптации и обособления?

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Сущность социализации состоит в сочетании (балансе) приспособления человека к обществу и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – это социальная адаптация. Это процесс или результат встречной активности субъекта и социальной среды.

Адаптация – предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением (или согласование самооценок и притязаний человека с реальностями социальной среды). Становление индивида социальным существом.

Обособление – это процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса:

- потребность человека иметь собственные взгляды и в принципе наличие таковых – ценностная автономия;

- потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих – эмоциональная автономия;

- потребность решать касающиеся лично его вопросы. Это способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые лишают его возможности самоизменяться, самоопределяться, самореализовываться и самоутверждаться, – поведенческая автономия.

Т.е. обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Автономия человека как положительный результат его обособления.

Обособление – это процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса:

- потребность человека иметь собственные взгляды и в принципе наличие таковых – ценностная автономия;

- потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих – эмоциональная автономия;

- потребность решать касающиеся лично его вопросы. Это способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые лишают его возможности самоизменяться, самоопределяться, самореализовываться и самоутверждаться, – поведенческая автономия.

Т.е. обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Например, если у человека они не сформированы, то человек будет как пластилин, из которого можно будет лепить все, что угодно (например, телевидение). Детские и подростковые суициды как фактор несформированности ценностей, эмоционального и поведенческого факторов из групп смерти.

6. Какие факторы, или условия (группы факторов) влияют на социализацию человека?

1 группа – мегафакторы (космос, планета, мир, интернет).

2 группа – макрофакторы (страна, этнос, общество, государство).

3 группа – мезофакторы (тип поселения, регион, город, поселок, СМИ, субкультуры (позитивные и негативные)).

4 группы – непосредственно влияющие на социальную жизнь человека (семья, домашний очаг, соседство, группа сверстников, воспитательные организации, религия, досуг).

В чем суть подходов к социализации Дюркгейма и Парсонса?

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Субъект-объектный подход – пассивная позиция человека в процессе социализации и сам процесс социализации как процесс адаптации человека к обществу. Субъект – общество, которое воздействует и формирует, а объект – это человек, на которого направлен процесс формирования. Дюркгейм и Парсонс.

В чем суть подходов к социализации Дюркгейма и Парсонса?

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Субъект-объектный подход – пассивная позиция человека в процессе социализации и сам процесс социализации как процесс адаптации человека к обществу. Субъект – общество, которое воздействует и формирует, а объект – это человек, на которого направлен процесс формирования. Дюркгейм и Парсонс.

Как можно определить социализацию в русле субъект-субъектного подхода?

Человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Субъект – общество, субъект – человек (и те, и другие друг друга меняют). Стоят у истоков Чарльз Кули и Герберт Мид.

В чем сущность процесса социализации? Понятие социальной адаптации и обособления?

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Сущность социализации состоит в сочетании (балансе) приспособления человека к обществу и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – это социальная адаптация. Это процесс или результат встречной активности субъекта и социальной среды.

Адаптация – предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением (или согласование самооценок и притязаний человека с реальностями социальной среды). Становление индивида социальным существом.

Обособление – это процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса:

- потребность человека иметь собственные взгляды и в принципе наличие таковых – ценностная автономия;

- потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих – эмоциональная автономия;

- потребность решать касающиеся лично его вопросы. Это способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые лишают его возможности самоизменяться, самоопределяться, самореализовываться и самоутверждаться, – поведенческая автономия.

Т.е. обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Автономия человека как положительный результат его обособления.

Обособление – это процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса:

- потребность человека иметь собственные взгляды и в принципе наличие таковых – ценностная автономия;

- потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих – эмоциональная автономия;

- потребность решать касающиеся лично его вопросы. Это способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые лишают его возможности самоизменяться, самоопределяться, самореализовываться и самоутверждаться, – поведенческая автономия.

Т.е. обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Например, если у человека они не сформированы, то человек будет как пластилин, из которого можно будет лепить все, что угодно (например, телевидение). Детские и подростковые суициды как фактор несформированности ценностей, эмоционального и поведенческого факторов из групп смерти.

6. Какие факторы, или условия (группы факторов) влияют на социализацию человека?

1 группа – мегафакторы (космос, планета, мир, интернет).

2 группа – макрофакторы (страна, этнос, общество, государство).

3 группа – мезофакторы (тип поселения, регион, город, поселок, СМИ, субкультуры (позитивные и негативные)).

4 группы – непосредственно влияющие на социальную жизнь человека (семья, домашний очаг, соседство, группа сверстников, воспитательные организации, религия, досуг).

В чем суть подходов к социализации Дюркгейма и Парсонса?

Социализация – это развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизведение культурных ценностей и социальных норм, а также самореализация в том обществе, где он живет.

Субъект-объектный подход – пассивная позиция человека в процессе социализации и сам процесс социализации как процесс адаптации человека к обществу. Субъект – общество, которое воздействует и формирует, а объект – это человек, на которого направлен процесс формирования. Дюркгейм и Парсонс.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

-Социальные порядки позволяют снимать или канализировать избыточное психологическое напряжение в безопасные виды деятельности.

ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА

•Дети испытывают потребность в тесном контакте с другими людьми, прежде всего родителями

•По мере воспитания они приучаются сдерживать эти стремления и отчуждаются от родителей

•Родительские стандарты поведения способствуют самоидентификации индивида

•Избыточное напряжение сублимируется, т.е. переводится в плоскость культурных отношений

Личность представляет собой единство трех сфер:

•Оно - бессознательная сфера, где сосредоточены первичные биологические инстинкты

•Эго - сознание и самосознание личности, которое контролирует поведение человека

•Супер-Эго - та часть личности, которая управляет эг

-Средняя (8 - 14 лет), контроль осуществляют абстрактные персонажи

-Завершающая (16-20 лет), самоконтроль

Выделяют две разновидности процесса социализации:

-Первичная - период детства и юношества

-Вторичная - продолжается в зрелости и старости

Переход от одной стадии социализации к другой связан с биологическими, культурными и социальными изменениями:

Агенты социализации - группы, которые обеспечивают обучение нормам и освоение социальных ролей:

*школа и другие образовательные учреждения

*общественные организации и группы интересов

Десоциализация и повторная ресоциализация - разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением новых ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Отмечается на войне, в концентрационных лагерях, f заключении и т.д.

Тема: политическое участ ие

Политическое поведение – совокупность реакций на деятельность полит системы:

- абсектеизм (не входят полит выборы)

Политич участие – влияние граждан на функционирование полит системы, формирование полит институтов в процессе выработки полит решений

Совокупность форм полит участия составляет полит культуре

Особенности полит участия задаются полит режимами

Разновидности полит участия:

  1. Организованные, стихийные
  2. Систематические и случайные
  3. Активные и пассивные

- Автономное участие – свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих ложные и групповые интересы

- мобилизационное участие – имеет принудительный характер и ритуальную направленность

- конвенциональные – действие в соответствии с правовыми предписаниями

- неконвенциональные – действия вопреки правовым предписанием

4 модели конвеционального участия:

  1. Голосование и делегирование полномочий
  2. Активное участие в работе общественных организаций и партий
  3. Учатсие в собраниях и полит жизни локального сообщества
  4. Разовые контакты с официальным лицами различных уровней

3 модели неконвенционального участия:

  1. Абсентеизм – уклонение от участия в полит жизни
  2. Полит протест – демонстративное проявление негативного отклонения к полит системе
  3. Терроризм – насильственные действия экстремистов

Выбор гражданами способа действия определяется сочетанием обстоятельств:

  1. Общественное положение
  2. Уровень доходов
  3. Уровень образования
  4. Местожительство
  5. Религиозность

Теория полит участия:

  1. Теория национального выбора
  2. Мотивационная теория
  3. Теория соц факторов

По степени и форме типология участия:

  1. Активисты активно действуют в политике часто на профессиональных основаниях
  2. Компетентные наблюдатели-эксперты, не стремящиеся к профф участию
  3. Пассивные граждане
  4. Отчужденные граждане
  5. Компетентные критики – рофессиональные оппозиционеры

Тема: социальный контроль

Социальная жизнь выглядит упорядоченной. Объяснение происхождения порядка является приоритетной задачей.

Существует 3 основных подхода :

- утилитаристский - порядок отвечает интересам всех членов общества и потому поддерживается ими (А. Смит, И. Бентам)

-культурный - существуют общеразделяемые культурные нормы и ценности, посредством которых люди находят общий язык (Э.Дюркгейг Т. Парсонс)

-политический - порядок поддерживается посредством властных институтов и легитимног принуждения (К. Маркс, М. Вебер)

Политические дисциплины рассматривают порядок как результат деятельности институтов социального контроля.

Институты соц контроля выполняют 2 функции:

•поощряют законопослушное поведение

•пресекают нарушения норм.

Бергер выделил 4 сферы контроля:

-политико-юридическая, представленная государственным аппаратом и формальными правовыми нормами

- моральные установки, обеспеченные как формальными структурами, так и неформальными группами

-профессиональные требования, навязываемые трудовой средой

-семейные связи и отношения с ближайшим

Действие системы социального контроля основано на апелляции к представлениям о ценностях и нормах.

Социальные нормы - это типовые стандарты и образцы общественно одобряемого поведения.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

теория эмиля дюркгейма

Социальный факт

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Наследие

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Читайте также: