Межконфессиональные отношения в рк противодействие религиозному экстремизму и терроризму кратко

Обновлено: 05.07.2024

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 15 марта 2018 года № 124

Государственная программа
по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы

Сноска. Государственная программа с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 13.12.2019 № 925.

Астана, 2018 год

1. Паспорт Программы

Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа)

Основания для разработки

Подпункт 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан;
глава 4 Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";
пункт 63 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2017 года № 422 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию программы

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Служба государственной охраны Республики Казахстан, Служба внешней разведки Республики Казахстан "Сырбар", Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы

Обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма

1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям.
2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан.
3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов.
4. Совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий

Сроки реализации (этапы)

2018 – 2022 годы

1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни.
2. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера.
3. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2018 – 2022 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 270 148,8 млн. тенге (РБ – 209 361,3 млн. тенге, МБ – 60 787,5 млн. тенге).
Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий период

2. Введение

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" состояние безопасности государства в условиях роста угроз терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.

Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Этим обусловлены сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.

В этих условиях действующая общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.

Настоящая Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.

При разработке Программы изучен и принят во внимание положительный опыт Норвегии, Финляндии, Канады, Соединенных Штатов Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.

С учетом наработок этих стран Программа сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремистского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации, что позволит укрепить консолидацию усилий государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействии угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.

Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму "Хедая", в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей.

Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.

Положения Программы выработаны с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.

Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.

Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республики Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.

3. Анализ текущей ситуации

Республикой Казахстан реализуются масштабные меры по нейтрализации вызовов и рисков в контексте обеспечения национальной безопасности, а также совершенствованию общегосударственной системы предупреждения экстремистских и террористических проявлений.

В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2014 года "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" выдвинута общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел".

Основополагающим системным документом, определяющим развитие Казахстана в ближнесрочной перспективе, является "План нации – 100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ, нацеленных на формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства Закона, создание условий для индустриализации и экономического роста страны.

На искоренение имеющихся социально-экономических проблем нацелены государственные программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол", индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы, Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020".

Проходящие масштабные процессы преобразования в политической и экономической сферах сопровождаются модернизацией общественного сознания казахстанских граждан, в первую очередь молодежи. На воспитание патриотизма, формирование казахстанской идентичности, продвижение в мире казахстанских культурных достижений, повышение качества обучения на отделениях высших учебных заведений, преподающих на государственном языке ориентирована стратегическая статья Главы государства "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру".

Системные меры совершенствования морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения заложены в Государственную программу развития образования и науки на 2016 – 2019 годы и Концепцию государственной молодежной политики до 2020 года.

Успешно работает институт Ассамблеи народа Казахстана, играющей ключевую роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, являющейся конституционным органом, вносящим свой вклад в стабильность и согласие в обществе. Реализация масштабного проекта "Большая страна – большая семья" укрепляет казахстанскую идентичность и создает условия для формирования целостной гражданской общности.

Повышению уровня религиозной грамотности населения и гармонизации межконфессиональных отношений способствует реализация Концепции государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.

Принятыми законами Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года "О противодействии экстремизму" и от 13 июля 1999 года "О противодействии терроризму" определены основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере.

Реализация Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы позволила развить общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

Усовершенствован комплекс мер по формированию у населения сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма.

Созданы и регламентированы нормативными правовыми актами механизмы взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе при профилактике экстремистских и террористических проявлений, реагировании на террористические угрозы, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма.

Обеспечены необходимые условия для координации действий специальных государственных и правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Непрерывно наращивается потенциал силовых структур.

Сформированы основные элементы системы антитеррористической защиты населения и критически важных объектов.

На постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок религиозного экстремизма и терроризма. Актуализированы законодательные нормы в сфере оборота оружия и охранной деятельности, регулирования миграции. Ужесточены меры уголовного наказания за террористическую и экстремистскую деятельность.

В рамках расширения международного сотрудничества Республикой Казахстан ратифицированы 15 из 19 резолюций и других документов Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом.

С 1 января 2017 года Республика Казахстан приступила к работе в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве непостоянного члена на предстоящий двухлетний период.

В рамках реализации политического обращения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. к государствам-членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций разработан проект Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Кодекс станет основой для формирования Глобальной Антитеррористической коалиции (сети) под эгидой Организации Объединенных Наций.

Председательство Республики Казахстан в санкционных комитетах 1267 и 1988 способствует консолидации усилий государств-членов Организации Объединенных Наций по противодействию террористическим организациям "ДАИШ", "Аль-Каида" и "Талибан".

Региональная безопасность обеспечена активным взаимодействием специальных государственных и правоохранительных органов с Антитеррористическим центром Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности и представительствами Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза в Республике Казахстан.

Между тем, проблема радикализации граждан, ведущая к насильственным акциям экстремистского характера и терроризму, продолжает оставаться реальной угрозой национальной безопасности Республики Казахстан.

Потерпев поражение в сирийско-иракской зоне, субъекты экстремистской и террористической деятельности испытывают критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, формировании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры.

За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62). Несмотря на принимаемые меры, проблема участия граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом продолжает оставаться актуальной.

Серьезную опасность представляют процессы возвращения боевиков в страны исхода. Из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах возвращены либо самостоятельно вернулись 125 граждан Казахстана, из них 57 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Интенсивной пропагандой идей радикализма и терроризма в сознании казахстанского общества целенаправленно формируются идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать насильственные экстремистские и террористические акции.

Отмечается повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно-пропагандистских материалов террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу.

В целях ограждения пользователей Интернет и социальных сетей от влияния пропаганды терроризма проводится мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.

В Интернете и социальных сетях блокировано более 620 тыс. материалов (2015 – 150 тыс., 2016 – 700 тыс.) с пропагандой терроризма и экстремизма.

Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление ими крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи, эскалацией насилия в обществе.

Международные террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, "размывание" национальной и религиозной идентичности. Указанное подтверждается произошедшими в 2016 году трагическими событиями в городах Актобе и Алматы.

С 2014 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 30 террористических акций (2014 год – 3, 2015 год – 4, 2016 год – 12, 2017 год – 11).

Источниками распространения радикальной идеологии продолжают оставаться граждане Казахстана, обучавшиеся и обучающиеся в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. С учетом не снижающейся в молодежной среде популярности получения религиозного образования, в том числе на неофициальной основе, необходимо совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучение в отечественных теологических или светских учебных заведениях.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

Цель Программы: обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма.

Достижение цели Программы будет измеряться следующими целевыми индикаторами:


Задачи:
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям.
2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан.
3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов.
4. Совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий

Целевые индикаторы:
1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни.
2. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера.
3. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан.


Эта революция в деятельности радикальных движений привела к тому, что уже в начале 2000-х годов происходят первые террористические акты лицами, которые все свое время проживали на территории Европы и США, и имели возможность познакомиться с радикальным контентом только посредством интернета.

Такая ситуация привела к тому, что мировое сообщество приняло во внимание необходимость формирования новой стратегии реагирования на подобные угрозы, которая будет в себя включать мероприятия не только по противодействию, но и охватывать сферу социальной поддержки и разъяснительной работы. В этих целях помимо вопросов борьбы с террористическим организациями, также включаются вопросы формирования информационных ресурсов по предоставлению объективной информации, развитию местных сообществ, с целью избегания их изоляции и формирования социальных инструментов вовлечения в общество.

Республика Казахстан, как и другие страны столкнулась с феноменом радикализации своих граждан, который начал формироваться уже в период активной онлайн деятельности вербовщиков ДАИШ. Для многих экспертов подобная форма деятельности стало проверкой, а также показала, что интернет позволил радикальным движениям, находясь далеко за пределами страны путем идеологического воздействия проводить свои террористические акты. Также заметно актуализировался феномен выезда граждан для участия в боевых действиях на стороне террористов.

Рассматривая опыт Казахстана в направлении противодействию деятельности МТО, необходимо отметить, что государственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму функционирует уже начиная с начала 2000-х годов. В то же, время для Казахстана на первоначальных этапах проблема религиозного экстремизма и деятельность террористических организаций в интернете не вызывала каких-либо проблем. Однако уже с момента первых террористических атак, государственная система претерпевает значительные изменения, правовая сторона значительно ужесточается, а также формируется государственный орган, который курирует сферу религиозных отношений.

В частности, Министерством информации и общественного развития, местными исполнительными органами на местах и др. ведется мониторинг информационного поля на предмет соблюдения требований законодательства. Охват работы обеспечивает мониторингом республиканские и региональные печатные СМИ, телеканалы, отечественные и зарубежные интернет-ресурсы, социальные сети. Меры по ограничению доступа к интернет-ресурсам принимаются при выявлении материалов с признаками нарушения действующего законодательства. Учитывая, что основная часть деструктивных материалов распространяется в социальных сетях, основной акцент делается на предупредительной работе с администрациями соц. сетей.

Наряду с техническими решениями, обеспечение безопасности Интернет-пространства осуществляется путем вовлечения в эту работу общественности с активной гражданской позицией. В этой связи, создаются условия, чтобы любой пользователь сети Интернет, который обнаружил группу в социальной сети или интернет-ресурс, где распространяется противоправный контент, имел возможность пожаловаться на тот или иной материал, который считает подозрительным.

Таким образом, исходя из анализа казахстанского опыта можно сказать, что из стран центрально-азиатского региона Казахстан имеет весьма развитую систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму, которая подкреплена достаточными финансовыми средствами и активным применением технических ресурсов, которые позволяют ограничивать радикальный контент. Однако, не смотря на определенные успехи по противодействию террористическим организациям в интернет пространстве, есть зоны риска в ряде направлений, где уже проводится соответствующая работа по исправлению ситуации.

май 2015

Достаточно тревожной тенденцией последних 5 лет в Казахстане стало возрастание проявлений религиозного экстремизма и терроризма. Пик этого процесса пришелся на 2011-2012 гг., когда в разных регионах страны было совершено 14 экстремистских акций и вооруженных столкновений с силами правопорядка. При этом погибли 51 экстремист, 13 сотрудников правоохранительных органов и 6 гражданских лиц [1].

Как все начиналось

Хотя проявления религиозного экстремизма имели в Казахстане место и раньше, они главным образом были связаны с:

В-третьих, выход противоречий внутриконфессионального характера, в данном случае между представителями Духовного управления мусульман Казахстана и не признающих его течений, на уровень противостояния последних с государством.

Основные тенденции

Усилилась и работа правоохранительных органов по пресечению преступлений террористического и экстремистского характера. В свою очередь, это повлияло на увеличение количества граждан, обвиненных к причастности к данным преступлениям и осужденных на разные сроки лишения свободы. Согласно информации ДУМК, в настоящее время в исправительных учреждениях республики отбывают наказание 400 таковых людей. Причем примерно 150 из них продолжают придерживаться радикальных взглядов [5].

В этих условиях происходит ухудшение социального самочувствия населения и их перерастание во всевозможные формы протеста. Альтернативой последним является уход и погружение людей в определенную религию. По итогам проведенной в 2009 году национальной переписи населения, приверженцы ислама в Казахстане составили 11 млн. 237,9 тыс. человек, или 70,2% от общей численности населения [8]. При этом тенденция роста среди мусульман с данного времени прослеживается главным образом по увеличению численности мужчин, посещающих мечеть, и женщин, носящих хиджаб. К тому же ношение хиджаба учащимися средних школ, на что официально введен запрет с целью поддержания светских порядков в системе образования, до сих пор является предметом дискуссий в обществе.

К примеру, в июне 2015 года в городе Алматы была проведена спецоперация по задержанию двоих подозреваемых в совершении ряда разбойных нападений, оказавших вооруженное сопротивление сотрудникам полиции. В результате один из преступников получил огнестрельное ранение и скончался, второй был обезврежен и задержан. В ходе следствия было установлено, что эти люди хотели выехать в Сирию и рассчитывали получить необходимые для этого деньги путем планируемого разбойного нападения на предпринимателя [10].

Что мешает эффективному противодействию

В целом, анализ общих проявлений в мире современного экстремизма позволяет выделить следующие основные характерные признаки этого явления, которые проявляются и в Казахстане:

  1. Рост масштабности, включая наращивание потенциала и влияния экстремистских группировок
  2. Усиление жесткости действий с акцентом на разные формы насилия.
  3. Многообразие форм деятельности, включая сетевой и виртуальный формат.
  4. Активное использование новейших достижений науки и техники, включая Интернет, мобильную связь и т.д.
  5. Стремление добиться большого резонанса (эффекта), в том числе посредством максимальной дестабилизации обстановки в стране.

С учетом отмеченных выше моментов в проявлении религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане государство в последнее время пошло на определенный пересмотр своих подходов и механизмов в противодействии данным угрозам. В частности, последние перестали рассматриваться как обусловленные чисто внешними факторами, включая влияние иностранных экстремистских структур и религиозных миссионеров. В связи с этим учитывается влияние таких внутренних факторов, как социально-экономические проблемы, низкий уровень религиозной грамотности населения, недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания молодежи, проявления коррупции и бюрократизма на местах, низкий уровень профессиональной подготовки священнослужителей и т.д.

В утвержденной 24 сентября 2013 года Указом Президента РК Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы большое внимание уделяется мерам профилактического характера. В том числе проведение научных исследований по изучению причин и условий распространения экстремизма, постоянного мониторинга печатных и электронных СМИ с целью выявления экстремистских материалов, мероприятий просветительского и информационного характера.

Во-вторых, недостаточная профилактическая работа с молодежью. Акцент в данной работе делается главным образом на воспитательные и информационно-пропагандистские меры. Тогда как ряд жизненно важных вопросов для молодых граждан, включая получение качественного образования, трудоустройство и жилищное обеспечение, практически остаются нерешенными. Вкупе с неблагополучным социальным и психологическим климатом во многих семьях все это в совокупности и способствует попаданию представителей молодежи под влияние экстремистских идей и их носителей.

Подобная закрытость для широкой общественности официальной информации по отмеченным выше моментам не позволяет получить максимальную и объективную картину по религиозному экстремизму. В свою очередь, это способствует недоверию среди граждан к антиэкстремистской деятельности и официальной информации по ее результатам. К тому же имеются заявления привлеченных к ответственности граждан и членов их семей относительно необоснованных и сфабрикованных уголовных дел и вынесенных по их основанию судебных решений. Из этих заявлений следует, что данные лица пострадали от действий силовиков главным образом в силу своих религиозных убеждений, отличающихся от стандартов ДУМК [12].

Выводы и рекомендации

В целом, очевидно, что в Казахстане действуют подпольные экстремистские группировки исламистской направленности, в том числе связанные так или иначе с зарубежными единомышленниками. Уже само по себе это является серьезной угрозой национальной и общественной безопасности. В то же время отмеченные выше недостатки не способствуют участию граждан в процессе противодействия терроризму и экстремизму и их конструктивному сотрудничеству с правоохранительными органами в данном направлении.

В этих условиях совершенствование антиэкстремистской деятельности в Казахстане целесообразно осуществить с акцентом на профилактику и прозрачность. В первом случае следует особое внимание обратить на молодежь, сместив приоритеты на решение конкретных практических вопросов.

Прежде всего, большая ответственность за вопросы воспитания и развитие детей и подростков накладывается на семью как первый и ключевой социальный институт, в рамках которого люди появляются на свет и постепенно формируются как личности. В связи с этим в Казахстане необходимо разработать и реализовать государственную семейную политику как комплекс мер по поддержки, укреплению и защите института семьи и ценностей семейной жизни. Особый акцент важно сделать на профилактику семейного неблагополучия, включая создание и деятельность центров семейной психологии.

Другим важным направлением соответствующей деятельности является совершенствование государственной молодежной политики. В данном случае государству, с одной стороны, следует отдать приоритет развитию системы доступного жилья, особенно для молодых семей, обеспечению доступного и качественного образования, созданию условий для трудоустройства молодых граждан и поддержке наиболее социально уязвимых категорий молодежи. С другой стороны, необходимо создать и поддерживать условия и стимулы для самостоятельного решения молодежью своих собственных вопросов.

В рамках информационно-просветительской деятельности целесообразно на системной основе проводить встречи учащихся старших классов средних школ, колледжей и студентов вузов с представителями различных религиозных объединений. Это позволит подросткам и представителям молодежи ознакомиться с ценностями и практикой соответствующих религий и будет способствовать формированию у них уважительного и толерантного отношения к разным конфессиям. Также следует разработать и проводить в указанных учреждениях образования тренинговые занятия по психологической защите от влияния деструктивных религиозных организаций и экстремистских структур.

В интересах прозрачности антиэкстремистской деятельности государства и его органов следует создать Общественный совет по мониторингу выполнения Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы. В его состав наряду с представителями компетентных госорганов могут войти ведущие эксперты в данных вопросах, представители заинтересованных НПО, СМИ, учреждений образования и т.д.

Использованная литература:

Читайте также: