Платон о добродетели кратко

Обновлено: 05.07.2024

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон ("широкоплечий") – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

Философия Платона

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Онтология, космология и теория познания в философской системе Платона носят подчиненный, вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого целостного миропонимания – этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть – основа добродетели мудрости, преодоления чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, при ведущей роли разума, дает начало добродетели справедливости.

"…Чем же питается душа? - Знаниями, разумеется"[5]. Душа человека содержит знания об идеях, т.к. душа до вселения в материальное человеческое тело обитала в мире идей и вбирала в себя знания о них. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

В философии Платона впервые были рассмотрены вопросы об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Платон утверждает первичность идеального мира по отношению к миру чувственно-воспринимаемых вещей.

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства.В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы, которые должны стоять во главе государства и управлять им. Мужество – это добродетель стражей, задача которых защищать государство от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает значение благочестия – религиозности, почитания божества. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования.

Онтология, космология и теория познания в философской системе Платона носят подчиненный, вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого целостного миропонимания – этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1)разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть – основа добродетели мудрости, преодоления чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, при ведущей роли разума, дает начало добродетели справедливости.




"…Чем же питается душа? - Знаниями, разумеется"[5]. Душа человека содержит знания об идеях, т.к. душа до вселения в материальное человеческое тело обитала в мире идей и вбирала в себя знания о них. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

В философии Платона впервые были рассмотрены вопросы об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Платон утверждает первичность идеального мира по отношению к миру чувственно-воспринимаемых вещей.

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства.В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы, которые должны стоять во главе государства и управлять им. Мужество – это добродетель стражей, задача которых защищать государство от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добросовестное выполнение своих производственных функций. Справедливость не относится к какому-то одному из сословий, а характеризуется им как некая общегосударственная добродетель. Помимо этих четырех добродетелей Платон особо подчеркивает значение благочестия – религиозности, почитания божества. Идеальное государство Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против неверия и безбожия. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования.

Этика излагается Платоном в "Федоне" и "Государстве". Платон выделяет разумную, аффективную и вожделеющую части души, каждой из которой соответствует свой тип добродетели. Для разумной части души характерна такая добродетель как мудрость. Аффективной части души соответствует такая добродетель как мужество, а вожделеющей части души - благоразумие, или владение собой. Гармоническое сочетание всех трех добродетелей рождает четвертую - справедливость. Идеальное, а тем самым благое, государство обладает тремя добродетелями. "Оно мудро мудростью своих правителей, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части". А четвертая добродетель выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Различные стороны философии Платона являются воплощением его теории идей в различных областях. Однако эта теория со временем претерпевала е изменения и была подвергнута самим Платоном серьезной критике.

Добродетель у Платона

ФОТО: Ван Бабурен. Прометей, приковываемый Гефестом

Публикуется по сб.: Из истории общественной мысли: культура, идеология, политика (Межкафедральный сборник статей) / Под ред. Е.Н. Мощелкова, А.А. Ширинянца / Сост. А.В. Воробьев. М., 1999. С. 899–915.

Александр Воробьев

Платоновские диалоги заключают в себе страстное желание автора убедить своих будущих читателей не только запечатлеть, но и вживить в структуру своего сознания саму идею конкретного logos, вырываемого из цепей обыденных понятий и устоев (догм), путем исследования всех или почти всех возможностей.

Попытаемся определить истоки политического праксиса, совместного общественного проживания людей, является изначально заложенная в их природе, может быть культуре, добродетель — areth [arete]. Только благодаря мифу мы можем почувствовать дуновение бытия, именно в нем, в его сказачно-поучительном характере, который представляет собой как бы внешний покров, внутри которого Платон прячет логос своих диалогов[xi].

Не случайно, например, Никколо Макиавелли постоянно упрекает христианскую церковь в бездеятельности и соучастии в несправедливости, творимой злом, т. к. она отошла от древних традиций и заставила верить людей в то, что добродетель человека состоит в сострадании к своему врагу и насильнику, а не в противлении преступлению. Римляне не случайно, говорит Макиавелли, называли добродетель virtus[xii] (мужество, дельность, способность, хорошее качество, отличное свойство, сила, благонравное поведение, решимость, твердость), они знали толк в политике, поэтому были властелинами мира.

Итак, добродетель — прежде всего достоинство вещи, выражающееся в ее твердости и решительности противостоять внешним воздействиям; ее сила, которая помогает следовать определенным моделям поведения, выполнять свое предназначение, этим выделяясь из массы других вещей, выполняя свое пред-назначение; суть вещи, то, чем является вещь на самом деле, ведь добродетель внутренне и внешне конструирует конкретную вещь, наделяя совершенством, а т. к. все стремится к своему совершенству, пытаясь определиться во множестве инаковых вещей, добродетель одаряет вещь значением и смыслом: бытием.

Превысив свои божественные функции, Прометей взял на себя обязанности Зевса, за это и был справедливо наказан, люди почему-то поверили в другое, им понравилась его самоуверенность. Неудивительно, ведь они обычно любуются помыслами и величием поступков, хотя следует, прежде всего, обращать внимание и гордиться результатами осуществленных действий. А этот честолюбец из компании богов забыл, что только Зевс обладает всей полнотой божественной мощи и истины, поэтому он господин над богами и правит миром, только Зевс знает, что свершится в итоге, он не думает и не желает, он знает и поэтому восседает на вершине Олимпа, правя всем, что движется и покоится.

Обладающий некоторой частью божественного величия, Прометей мог только подчиняться Зевсу, он не мог понять всех последствий задуманного им поступка, исходя из своей ограниченности. Эксперименты двух братьев Эпиметея и Прометея поставили человечество перед угрозой исчезновения. И только благодаря Зевсу люди спаслись [322а–322в]. Отец богов и царь над богами в очередной раз удержал людей, не позволив им свалиться в бездну прометеево-тиранического произвола.

Прекрасно показал Платон, что для людей недостаточно технического прогресса, идущего от Прометея. Они должны обладать и культурой социального общения, следуя нормам этики, которые подсказываются их совестью, вложенной в них по велению Зевса Гермесом, и желанием, живя сообща, добиваться справедливости, правды жизни. Не прав Руссо, уводящий людей в природное варварство, а прав Платон, запечатлевший в истории философии устами Протагора две простых и основополагающих идеи человеческого общежития: 1) человек, не создавший мира культуры, оставшийся в мире природы, намного несправедливее даже последнего окультуренного подлеца [327d], 2) в деле добродетели не должно быть невежд или же иначе не быть государству [327а].

Следует анализировать не стремления и посылки, а результаты осуществленных деяний. Уголовный кодекс всех стран предусматривает наказание за неумышленно совершенное убийство или какое-либо вредоносное деяние. Почему же политологи и философы до сих пор говорят о нравственности или сообразности с общими человеческими правами, о желаниях людей, которые заставили их проявить политическое действие, не касаясь совсем, как правило, результатов их политического творчества. Кого интересуют сотни и тысячи невинно загубленных жизней, если источником их гибели послужили резолюции ООН, решения партии и правительства и т.п.?

Может, поэтому западноевропейская культура откровенно исповедует принцы паразитизма и насилия, это она возвела Прометея на пьедестал героев, и это она сминает своими мощными индустриальными когтями все то, что отличается от нее, но самое ужасное — она губит мир природы, который противоположен искусственному миру человеческой культуры изначально.

Прометей не подвиг совершил, он украл с Олимпа чудные божественные творения, которые в дальнейшем могли бы принести огромную пользу человечеству, тогда, когда бы пришло время наделить людей бесценными способностями технического творчества. Прометей — вор, осуществивший зло. А вор должен сидеть в тюрьме, быть изолированным от общества. Он же вот уже долгие годы заражает воровскими моделями поведения человечество, глупо восхищающегося его поступками. Да, он предвидящий, но лучше бы он был знающим.

[i] Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С 785–786.

[ii] Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1990. Т. 1. С 785.

[iii] Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха. М., 1979. С. 218.

[vii] Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С 782.

[ix] Очень интересно соотнести смысл paideia [paideia] с paidia [paidia] (игра, забава, шутка, пустяк), из этого соотнесения можно заключить, что люди творят свой мир, занимаясь по сути пустяком, играя и забавляясь при этом.

[x] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1994. Кн. 2. С. 13.

[xi] Тахо‑Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Платон и его эпоха. М., 1979. С. 58–82.

[xii] Происходит от vir, viri — муж, мужчина.

[xv] Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990–1994. Т. 3. 433b–444b.

[xvi] Ильин В.В., Панарин А.В. Философия политики. М., 1994. С. 209.

Читайте также: