Хоровое творчество рахманинова кратко

Обновлено: 02.07.2024

В отличие от поэтического настроения сарказма А. Толстого, С.В.Рахманинов в хоровом произведении использует иные средства для отрицания ущербных в нравственном отношении идей. Он усиливает нереальный, мистический и даже архаично таинственный характер основного образа. В частности, при изложении сюжетообразующего мотива странствования Пантелея, собирающего травы и врачующего немощных, композитор использует вкрадчивее, прерывистые интонации, придающие мистически - таинственный, настороженный характер спокойному повествованию, напоминающему старинные русские былины.

Лекция 5. Часть 2

При обращении к этой партитуре перед исполнителем и ученым неизбежно встает вопрос об интерпретации композитором традиционного жанра старинной культовой музыки и его музыкальной основы — знаменного пения. Подход Рахманинова определялся, с одной стороны, стремлением к полноте и свободе эстетического, художественно-философского осмысления памятника, с другой стороны, сохранением основных черт его стилевого своеобразия. Для композитора были важны не только собственно музыкальные свойства заимствуемого материала знаменного пения, но и его музыкально-поэтическая целостность, поэтическое образное наполнение, ассоциативные и метафорически трактованные связи с миром действительным (видимым, слышимым, осязаемым), но также и с миром иллюзорным, вбирающим различные мифологические представления, этико-религиозные понятия. Сверх того — параллели и переклички с другими видами средневекового культового искусства (икона, фреска).

Сергей Рахманинов / Sergei Rachmaninoff
Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано Ор. 15 (1895) №№1,3,4,5

Цикл: Шесть хоров для женских и детских голосов (ор.15)
Хоры:
"Славься" на слова Н.Некрасова
" Ночка" на слова В.Лодыженского
"Сосна" на слова М.Лермонтова
"Задремали волны" (К. Р.)

"Неволя" на слова Н.Цыганова
" Ангел" на слова М.Лермонтова
написаны композитором в Москве с октября по декабрь 1896 года.

По воспоминаниям одних их воспитанниц этих лет, Рахманинов не любил преподавать и не скрывал этого, весьма рассеянно слушая ответы своих подопечных у доски. Его же ореол гениального молодого пианиста их явно пугал. Все же композитор интересовался музыкальной жизнью училища, успехами талантливых учащихся, часто играл на открытых музыкальных вечерах, аккомпанируя хору воспитанниц. Приглашал на открытые концерты знакомых музыкантов – профессора Гольденвейзера и знаменитого виолончелиста Вержбиловичем – и сам играл вместе с ними.



Эти слова принадлежат Сергею Васильевичу Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след в музыкальной сокровищнице России.

Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.

С.В. Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в родовом имении Семёново, находящемся к югу от легендарного Ильмень-озера в Новгородской губернии. Отец Рахманинова принадлежал к ста­ринному дворянскому роду. Мать была дочерью профессора, гене­рала, ректора Кадетского корпуса. Будучи людьми музыкально чут­кими, родители рано заметили одаренность сына. Жизнь Рахманинова в юности была трудной и малообеспечен­ной. Родители его разошлись, имения пришлось продать. Внешне сдержанный, даже замкнутый, молодой музыкант тяжело сходился с людьми, и его нередко томило чувство одиночества. Смысл жиз­ни составляла музыка, которая безраздельно владела всеми мысля­ми и чувствами.


В композиторской биографии Рахманинова можно выделить

три творческих периода :


Мировую славу принесли Рахманинову его

произведения для фортепиано с оркестром .

Первая часть написана в форме сонатного allegro. Она открывается гулкими набатными ударами фортепиано – вступлением к главной теме.

Финал насыщен наступательной Рахманиновской ритмикой, хлещущей через край взволнованной волевой энергией. В нём, как в финале Второго концерта, композитор утверждает победу Света и Любви.

Вторая часть концерта – Интермеццо. Оно написано в форме вариаций на простую песенную тему, звучащую первоначально в оркестре.


Третья симфония относится к позднему периоду творчества. Она была написана в 1936 г., спустя почти тридцать лет после Вто­рой симфонии. Симфония была новаторским сочинением с точки зрения мелодики, гармонии, инструментовки. В ней композитор продолжает размышлять о России, её красоте и величии, ее крест­ном пути. Философская концепция симфонии отражает религиоз­но-мировоззренческую позицию автора, воплощенную через стол­кновение богоданного человеческого начала с фатальной бесовской фантасмагорией.

Жизнь и смерть воспринимаются композитором как некая извечная антитеза, борьба непримиримых в своей противоположности, хотя и неразрывно сопряженных начал. Эта мысль выражена музыкально в контрасте двух элементов: неизменного остинатного ритмического движения на фоне медленно сменяющихся выдержанных гармоний и трепетно взволнованной лирической темы, получающей широкое развитие в среднем разделе.

Внезапный грозный срыв, после которого появляются в приглушенном матовом звучании кларнета и засурдиненных вторых скрипок начальные интонации темы Dies irae, сопровождаемые мрачно звенящими аккордами арфы и смычковых, служит переходом к заключительному разделу: снова слышится то же неумолимо ровное движение, что и в начале, устанавливается непроглядно серый колорит густого, тяжелого сумрака. Смерть торжествует, но в памяти продолжает звучать страстная мольба о жизни — так можно резюмировать впечатление от этой пьесы, в которой композитором была впервые с такой прямотой поставлена волновавшая его проблема жизни и смерти.

Значительную часть творческого наследия Рахманинова состав­ляет духовная хоровая музыка. Впервые к крупной форме цер­ковного искусства композитор обратился в 1910 г. Тогда им была создана Литургия св. Иоанна Златоуста .

Сочинение, несмотря на отсутствие подлинных древнерусских распевов, сохраняет основы национальной церковной традиции, не­сёт отпечаток мощной композиторской индивидуальности. Опира­ясь на антифонное клиросное пение, Рахманинов создал глубоко оригинальный музыкальный вариант цикла литургии. Его музыка выделя­ется полнозвучной красотой хоровой фактуры и лирической выра­зительностью чисто рахманиновской мелодики. Сильное впечатле­ние оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминаци­онных точках композиции. Премьера Литургии св. Иоанна Златоуста состоялась в концер­те хора Синодального училища под управлением знаменитого регента Н.М. Данилина.


Успех премьеры Литургии св. Ионна Златоуста побудил композитора написать дру­гой крупный цикл духовной музыки – Всенощное бдение (1915).

Всенощное бдение Рахманинова можно сравнить с грандиоз­ным симфоническим произведением, созданным для хора a cappella. В сочинении пятнадцать частей, воплощающих целостную музы­кально-драматическую концепцию. Части объединены общностью молитвенного текста и музыкальными средствами – древне­русскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные мелодии из Обихода в произведении Рахманинова об­рели новый облик, а сочиненные самим композитором сохранили строгость и высшую простоту подлинных церковных песнопений. Круг образов Всенощной довольно широк: это и неспешное эпи­ческое повествование, и взывающая к действию колокольность, и прозрачная лирика. Композитор свободно истолковал ритуальные тексты, подчинив их своим внутрен­ним художественным задачам и религиозным переживаниям. Поэтому Всенощная редко звучит в храмах.

Премьера Всенощного бдения состоялась в колонном зале Бла­городного собрания. Исполнители – хор Синодального училища под управлением Н.М. Данилина.

Произведение сжато по форме. В нём нет постепенно развивающегося сценического действия, и конфликт раскрывается через показ сложных психологических состояний героев. Рахманинов трак­товал оперную форму как синтез вокальной и симфонической музыки при общем сквозном развитии. В его сочинении отсутст­вуют завершенные номера и чрезвычайно усилена роль оркестра, партия которого развивается по законам симфонизма, опирающе­гося на систему лейтмотивов.

Романсы Рахманинова принадлежат к юношескому и зрелому периоду творчества. В этом жанре композитор создал около 80 со­чинений, большая часть которых написана на стихи поэтов второй половины XIX – начала XX в.

Читайте также: