Хоровое творчество рахманинова кратко
Обновлено: 02.07.2024
В отличие от поэтического настроения сарказма А. Толстого, С.В.Рахманинов в хоровом произведении использует иные средства для отрицания ущербных в нравственном отношении идей. Он усиливает нереальный, мистический и даже архаично таинственный характер основного образа. В частности, при изложении сюжетообразующего мотива странствования Пантелея, собирающего травы и врачующего немощных, композитор использует вкрадчивее, прерывистые интонации, придающие мистически - таинственный, настороженный характер спокойному повествованию, напоминающему старинные русские былины.
Лекция 5. Часть 2
При обращении к этой партитуре перед исполнителем и ученым неизбежно встает вопрос об интерпретации композитором традиционного жанра старинной культовой музыки и его музыкальной основы — знаменного пения. Подход Рахманинова определялся, с одной стороны, стремлением к полноте и свободе эстетического, художественно-философского осмысления памятника, с другой стороны, сохранением основных черт его стилевого своеобразия. Для композитора были важны не только собственно музыкальные свойства заимствуемого материала знаменного пения, но и его музыкально-поэтическая целостность, поэтическое образное наполнение, ассоциативные и метафорически трактованные связи с миром действительным (видимым, слышимым, осязаемым), но также и с миром иллюзорным, вбирающим различные мифологические представления, этико-религиозные понятия. Сверх того — параллели и переклички с другими видами средневекового культового искусства (икона, фреска).
Сергей Рахманинов / Sergei Rachmaninoff
Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано Ор. 15 (1895) №№1,3,4,5
Цикл: Шесть хоров для женских и детских голосов (ор.15)
Хоры:
"Славься" на слова Н.Некрасова
" Ночка" на слова В.Лодыженского
"Сосна" на слова М.Лермонтова
"Задремали волны" (К. Р.)
"Неволя" на слова Н.Цыганова
" Ангел" на слова М.Лермонтова
написаны композитором в Москве с октября по декабрь 1896 года.
По воспоминаниям одних их воспитанниц этих лет, Рахманинов не любил преподавать и не скрывал этого, весьма рассеянно слушая ответы своих подопечных у доски. Его же ореол гениального молодого пианиста их явно пугал. Все же композитор интересовался музыкальной жизнью училища, успехами талантливых учащихся, часто играл на открытых музыкальных вечерах, аккомпанируя хору воспитанниц. Приглашал на открытые концерты знакомых музыкантов – профессора Гольденвейзера и знаменитого виолончелиста Вержбиловичем – и сам играл вместе с ними.
Эти слова принадлежат Сергею Васильевичу Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след в музыкальной сокровищнице России.
Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью ее широких далей, мощью и буйной удалью ее стихийных сил, нежной хрупкостью расцветающей весенней природы.
С.В. Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в родовом имении Семёново, находящемся к югу от легендарного Ильмень-озера в Новгородской губернии. Отец Рахманинова принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать была дочерью профессора, генерала, ректора Кадетского корпуса. Будучи людьми музыкально чуткими, родители рано заметили одаренность сына. Жизнь Рахманинова в юности была трудной и малообеспеченной. Родители его разошлись, имения пришлось продать. Внешне сдержанный, даже замкнутый, молодой музыкант тяжело сходился с людьми, и его нередко томило чувство одиночества. Смысл жизни составляла музыка, которая безраздельно владела всеми мыслями и чувствами.
В композиторской биографии Рахманинова можно выделить
три творческих периода :
Мировую славу принесли Рахманинову его
произведения для фортепиано с оркестром .
Первая часть написана в форме сонатного allegro. Она открывается гулкими набатными ударами фортепиано – вступлением к главной теме.
Финал насыщен наступательной Рахманиновской ритмикой, хлещущей через край взволнованной волевой энергией. В нём, как в финале Второго концерта, композитор утверждает победу Света и Любви.
Вторая часть концерта – Интермеццо. Оно написано в форме вариаций на простую песенную тему, звучащую первоначально в оркестре.
Третья симфония относится к позднему периоду творчества. Она была написана в 1936 г., спустя почти тридцать лет после Второй симфонии. Симфония была новаторским сочинением с точки зрения мелодики, гармонии, инструментовки. В ней композитор продолжает размышлять о России, её красоте и величии, ее крестном пути. Философская концепция симфонии отражает религиозно-мировоззренческую позицию автора, воплощенную через столкновение богоданного человеческого начала с фатальной бесовской фантасмагорией.
Жизнь и смерть воспринимаются композитором как некая извечная антитеза, борьба непримиримых в своей противоположности, хотя и неразрывно сопряженных начал. Эта мысль выражена музыкально в контрасте двух элементов: неизменного остинатного ритмического движения на фоне медленно сменяющихся выдержанных гармоний и трепетно взволнованной лирической темы, получающей широкое развитие в среднем разделе.
Внезапный грозный срыв, после которого появляются в приглушенном матовом звучании кларнета и засурдиненных вторых скрипок начальные интонации темы Dies irae, сопровождаемые мрачно звенящими аккордами арфы и смычковых, служит переходом к заключительному разделу: снова слышится то же неумолимо ровное движение, что и в начале, устанавливается непроглядно серый колорит густого, тяжелого сумрака. Смерть торжествует, но в памяти продолжает звучать страстная мольба о жизни — так можно резюмировать впечатление от этой пьесы, в которой композитором была впервые с такой прямотой поставлена волновавшая его проблема жизни и смерти.
Значительную часть творческого наследия Рахманинова составляет духовная хоровая музыка. Впервые к крупной форме церковного искусства композитор обратился в 1910 г. Тогда им была создана Литургия св. Иоанна Златоуста .
Сочинение, несмотря на отсутствие подлинных древнерусских распевов, сохраняет основы национальной церковной традиции, несёт отпечаток мощной композиторской индивидуальности. Опираясь на антифонное клиросное пение, Рахманинов создал глубоко оригинальный музыкальный вариант цикла литургии. Его музыка выделяется полнозвучной красотой хоровой фактуры и лирической выразительностью чисто рахманиновской мелодики. Сильное впечатление оставляют эпизоды мощного слияния двух хоров в кульминационных точках композиции. Премьера Литургии св. Иоанна Златоуста состоялась в концерте хора Синодального училища под управлением знаменитого регента Н.М. Данилина.
Успех премьеры Литургии св. Ионна Златоуста побудил композитора написать другой крупный цикл духовной музыки – Всенощное бдение (1915).
Всенощное бдение Рахманинова можно сравнить с грандиозным симфоническим произведением, созданным для хора a cappella. В сочинении пятнадцать частей, воплощающих целостную музыкально-драматическую концепцию. Части объединены общностью молитвенного текста и музыкальными средствами – древнерусскими распевами и гласами, лежащими в основе песнопений. Архаичные мелодии из Обихода в произведении Рахманинова обрели новый облик, а сочиненные самим композитором сохранили строгость и высшую простоту подлинных церковных песнопений. Круг образов Всенощной довольно широк: это и неспешное эпическое повествование, и взывающая к действию колокольность, и прозрачная лирика. Композитор свободно истолковал ритуальные тексты, подчинив их своим внутренним художественным задачам и религиозным переживаниям. Поэтому Всенощная редко звучит в храмах.
Премьера Всенощного бдения состоялась в колонном зале Благородного собрания. Исполнители – хор Синодального училища под управлением Н.М. Данилина.
Произведение сжато по форме. В нём нет постепенно развивающегося сценического действия, и конфликт раскрывается через показ сложных психологических состояний героев. Рахманинов трактовал оперную форму как синтез вокальной и симфонической музыки при общем сквозном развитии. В его сочинении отсутствуют завершенные номера и чрезвычайно усилена роль оркестра, партия которого развивается по законам симфонизма, опирающегося на систему лейтмотивов.
Романсы Рахманинова принадлежат к юношескому и зрелому периоду творчества. В этом жанре композитор создал около 80 сочинений, большая часть которых написана на стихи поэтов второй половины XIX – начала XX в.
Читайте также: