Казахстан и одкб кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обеспечение безопасности и стабильности является на нынешнем этапе наиболее актуальной задачей не только для центрально-азиатского региона, но и всего мирового сообщества.
В наше время происходит большое количество террористических актов, агрессивных выступлений со стороны экстремисткой молодежи, велико распространение наркотиков и количество употребляющих с каждым годом увеличивается. И с целью защитить свои государства от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба была создана Организация Договора о коллективной безопасности.

Содержимое работы - 1 файл

Доклад подготовила Белова Мария кю (1).doc

Белова Мария, студентка

Казахстан и Организация Договора о коллективной безопасности. Миссия и пути развития.

Обеспечение безопасности и стабильности является на нынешнем этапе наиболее актуальной задачей не только для центрально-азиатского региона, но и всего мирового сообщества.

В наше время происходит большое количество террористических актов, агрессивных выступлений со стороны экстремисткой молодежи, велико распространение наркотиков и количество употребляющих с каждым годом увеличивается. И с целью защитить свои государства от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба была создана Организация Договора о коллективной безопасности.

Республика Казахстан последовательно выступает за создание условий, которые позволили бы обеспечить стабильность и безопасность в стране и регионе, противодействовать новым вызовам и угрозам на основе международного права и решать задачи раннего предупреждения и предотвращения возникающих угроз, искоренения фундаментальных причин, лежащих в их основе.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) —создан как военно-политический союз, государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном в Ташкенте. В последующем к нему присоединились наблюдатели Азербайджан, Грузия, Беларусь. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. На данном этапе в ОДКБ входят Армения, Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Структуру ОДКБ составляют:

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

В рамках ОДКБ Казахстан проводит стратегическую линию, в соответствии с которой Организация является консультативным органом, имеющим оборонительную направленность, открытой и готовой к сотрудничеству с другими международными организациями в сфере безопасности.

Одним из важных направлений деятельности ОДКБ является сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и другими сопутствующим им преступлениям – контрабандой наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией.

Важной задачей является вопрос системного наращивания антитеррористического потенциала всех интеграционных объединений, включая ОДКБ, АТЦ СНГ, ШОС, СВМДА и др. органов с определением конкретных ниш для каждого из них, сделав акцент на обеспечение взаимодополняемости усилий, устранение элементов дублирования. В этой связи разработан проект Положения об Антитеррористическом комитете руководителей специальных служб и правоохранительных органов государств-членов ОДКБ. Причем в качестве рабочего органа будет задействован Антитеррористический Центр СНГ, что позволит избежать образования дополнительного постоянного органа.

Важным элементом универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы является формирование миротворческого потенциала ОДКБ.

Для Казахстана, традиционно самого активного сторонника и зачастую инициатора интеграции на постсоветском пространстве, членство в ОДКБ в некоторой степени является закреплением этого статуса, чертой имиджа республики, ведь даже представить Казахстан вне какой бы то ни было межгосударственной организации на территории бывшего СССР невозможно. Но одновременно, как и любая другая страна постсоветского пространства, Казахстан вряд ли способен самостоятельно обеспечивать собственную военную безопасность — при том, что угроз такого характера анализ положения Казахстана в региональной подсистеме международных отношений не дает. Участие в ОДКБ Казахстана с военной точки зрения необходимо рассматривать исключительно в плане возникновения ассиметричных угроз со стороны его южных границ — терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции. Политическая подоплека членства Казахстана в ОДКБ заключается в стремлении сохранить особые, дружественные отношения с соседями, прежде всего с Россией.

Другими словами, для Казахстана членство в ОДКБ хотя и является критически важным условием обеспечения национальной безопасности, но, в то же время, имеет и значимые невоенные цели. Участие в ОДКБ удачно дополняет казахстанскую активность в формате Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициатором созыва которого был президент РК Нурсултан Назарбаев, а также председательство Казахстана в ОБСЕ, с июня 2010г. – в Шанхайской организации сотрудничества, а с начала 2011г. – в Организации Исламской Конференции/

Как расшифровывается ОДКБ, когда возникла? Военные силы ОДКБ, КСОР — что это, как давно существуют, чем известны? Миротворческая операция? Чем будут заниматься силы ОДКБ в Казахстане, сколько там пробудут?

Фото Что такое ОДКБ. Какие войска и зачем Россия отправила в Казахстан?

Волнения в Казахстане достигли такого размаха, что местные власти попросили помощи у России и других стран-участниц ОДКБ. Anews рассказывает, что это за организация, кого отправила Россия, и в чём помощь будет заключаться.

Какие страны входят в ОДКБ

Данный договор был подписан вскоре после распада СССР, 15 мая 1992 года. Однако полноценная международная организация на его основе была создана только 10 лет спустя, 14 мая 2002 года.


На сегодняшний день в состав ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Премьер-министр Армении Никол Пашинян является председателем высшего органа ОДКБ — Совета коллективной безопасности, состоящего из глав государств-участников. Узбекистан, в столице которого договор был изначально подписан, выходил из состава в 1999-м, потом возвращался в 2006-м и вновь вышел в 2012-м.

Военные силы ОДКБ

Долгое время военные силы организации пребывали в довольно неясном статусе. Только в 2009 году было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), однако и они в течении многих лет фактически существовали только на бумаге. Самый реальный шанс их применения был в 2010 году, когда на фоне этнических конфликтов в Киргизии с просьбой о введении сил в ОДКБ обратилась президент страны Роза Отунбаева.


Дмитрий Медведев. Фото: Википедия

Существует мнение, что в случае с Киргизией применение военных сил сочли нецелесообразным, способным лишь усугубить конфликт. Вместо этого ОДКБ предоставил властям страны широкую оперативную поддержку, помощь в розыске зачинщиков, координацию работы силовых ведомств.

Что касается Карабахского конфликта 2020 года, то там силы не вводились по той причине, что Нагорный Карабах не является членом ОДКБ.

Войска ОДКБ в Казахстане: кого отправила Россия


Касым-Жомарт Токаев. Фото: Википедия

В назначенную дату вывод войск начался торжественной церемонией на территории Военного института сухопутных войск Алма-Аты.

Миротворцы ОДКБ в Казахстане: Детали операции и перспективы блока

В 2022 г. исполняется 20 лет с момента создания Организации Договора о коллективной безопасности. Юбилейный для блока год начался на фоне массовых беспорядков, охвативших Казахстан. По запросу казахстанского руководства в республику 6 января впервые в истории направлены Коллективные миротворческие силы ОДКБ. Передовые части прибыли к месту назначения спустя несколько часов после обращения Нур-Султана. А уже 13 января, по словам командующего миротворческим контингентом ОДКБ Андрея Сердюкова, они отправятся домой после успешного завершения миссии. Что представляют собой миротворческие силы организации и какую роль они играли в нормализации обстановки, разобрал кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Евгений Коренев.

Миротворчество под эгидой ОДКБ

Начало первой в истории миротворческой операции ОДКБ в Казахстане заставляет более детально проанализировать потенциал Организации в этой области. Стоит отметить, что миротворческая деятельность не рассматривалась в качестве приоритета для участников Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте в 1992 г., поэтому в данном документе нет упоминания об использовании подобного рода инструментов кризисного урегулирования, как и в Уставе ОДКБ, принятом в 2002 г. Лишь к середине 2000‑х гг. на фоне происходивших на мировой арене событий государства-члены Организации решили приступить к формированию единого миротворческого потенциала. Важным решением на этом направлении стало подписание в 2007 г. Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ.

В соответствии с этим документом миротворческие силы ОДКБ представляют собой совокупность миротворческих контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях ОДКБ, которые выделяются государствами-членами на постоянной основе. В настоящий момент общая численность миротворческих сил ОДКБ составляет около 3 600 человек, являющихся военнослужащими ВДВ, спецназа и мотострелковых подразделений.

Совет коллективной безопасности ОДКБ незамедлительно информирует СБ ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства-члена. В случае ее проведения из Миротворческих сил ОДКБ формируются Коллективные миротворческие силы, которые представляют собой части (подразделения) из состава миротворческих контингентов, выделяемых государствами-членами Организации на период проведения миротворческой операции. Их состав, структуру и численность согласно рассматриваемому Соглашению определяет Совет коллективной безопасности ОДКБ для каждой миротворческой операции в отдельности.

В состав Коллективных миротворческих сил может включаться военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал, из них в свою очередь формируются: 1) Объединенное командование; 2) боевые части (подразделения); 3) группа военных наблюдателей; 4) подразделения милиции (полиции); 5) части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения; 6) другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

На Коллективные миротворческие силы могут возлагаться различные задачи, к числу основных из них можно отнести следующие: 1) контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека; 2) участие в разминировании местности и объектов; 3) охрана и оборона жизненно важных объектов; 4) обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи; 5) обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций.

Несмотря на наличие разработанной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы миротворчества, а также возникновение ряда кризисных ситуаций за последние 15 лет в зоне ответственности ОДКБ, она ни разу до настоящего момента не применяла свои миротворческие силы по разным причинам. Однако все это время в Организации держали порох сухим и осуществляли постоянную подготовку миротворцев.

Помимо этого, постоянно велась подготовка миротворцев на национальном уровне. Особенно активно, естественно, она осуществлялась в РФ. Так что нельзя сказать, что казахстанские события застигли ОДКБ врасплох.

Особенности миротворческой операции в Казахстане

6 января генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась направил письмо в адрес генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, в котором сообщил о проведении в Казахстане миротворческой операции. Кроме того, он проинформировал о действиях ОДКБ генерального секретаря ОБСЕ Хельгу Шмид и генерального секретаря ШОС Владимира Норова. Так что, учитывая наличие официального запроса казахстанской стороны, соблюдение всех процедур внутри Организации и положений Устава ООН, а также широкое информирование представителей мирового сообщества о целях миротворческой операции ОДКБ в Казахстане, никаких претензий к ее легитимности быть не может.

Стоит отметить, что Министерство обороны России создало специальную воздушную группировку из более чем 70 самолетов Ил-76 и 5 Ан-124, которые, начиная с 6 января, стали осуществлять круглосуточную переброску российского контингента миротворческих сил ОДКБ в Казахстан. Помимо этого, ВКС РФ доставили к месту проведения операции военнослужащих и из других государств-членов Организации.

По понятным причинам наиболее оперативное развертывание осуществили именно российские миротворцы. Это связано в первую очередь с тем, что РФ имеет большой опыт участия в миротворческих операциях на Балканах, в Африке и на постсоветском пространстве, как под эгидой ООН и СНГ, так и в индивидуальном формате.

Также довольно быстро подготовились к переброске в Казахстан белорусские военнослужащие. Беларусь в рамках выполнения союзнических обязательств решила выделить миротворческую роту из состава 103-й воздушно-десантной Витебской бригады сил специальных операций. Ночью 6 января это подразделение было передислоцировано на белорусский аэродром Мачулищи, откуда оно было доставлено российскими самолетами в Казахстан. 7 января белорусский воинский контингент в полном составе прибыл на казахстанскую территорию и приступил к выполнению поставленных руководством миротворческой операции задач.

Что касается других государств-членов ОДКБ, то они сработали чуть менее оперативно. Так, например, миротворческое подразделение Республики Армения в составе 100 военнослужащих было переброшено в Казахстан только 7 января. Тем не менее, необходимо констатировать, что страна, выполняющая функции председателя в ОДКБ в нынешнем году, без особых проблем приняла решение об отправке своих миротворцев на казахстанскую территорию.

Таджикистан также 7 января начал переброску в Казахстан при помощи российских ВКС из аэропорта Гиссар около 200 своих миротворцев. Как отмечают представители таджикистанского руководства, страна направляет на помощь казахстанскому народу своих лучших военнослужащих, которые неоднократно участвовали в антитеррористических учениях ОДКБ.

Определенная заминка вышла лишь с Киргизией, поскольку в национальном парламенте 6 января не удалось собрать необходимый кворум для принятия решения об отправке миротворцев. В связи с этим официально все было оформлено лишь 7 января, когда на специальное парламентское заседание приехало достаточное количество депутатов, которые высказались за направление киргизских военнослужащих в Казахстан. В тот же день российские самолеты доставили 150 военнослужащих Киргизии, 8 единиц бронетехники и 11 автомобилей к месту проведения миротворческой операции.

Взятие под контроль миротворцами стратегических объектов (здания правительственных учреждений, аэродромы и другие объекты критически важной инфраструктуры) позволило правоохранительным органам Казахстана действовать более свободно при подавлении сопротивления экстремистов.

Исторический шанс для ОДКБ

Безусловно, то, что произошло в Казахстане, является общенациональной трагедией. Республика столкнулась с беспрецедентным уровнем насилия, беспорядки охватили практически всю страну.

Необходимо признать, что в этих событиях есть немалая доли вины отдельных представителей власти Казахстана, которые на протяжении ряда лет закрывали глаза на формирование очагов радикализма. Теперь же становится понятно, что именно радикалы стали главными зачинщиками беспорядков.

Кроме того, в последние годы игнорировался процесс закрепления на территории государства ряда прозападных НПО, которые вели целенаправленную работу по формированию выгодных Западу настроений в общественном мнении Казахстана, особенно в его молодежном сегменте. Это, как видно, дало свои результаты. Конечно, были и другие просчеты при конструировании политической и социально-экономической системы страны, что вызывало вопросы даже у простых граждан, которых невозможно обвинить в радикализме.

Однако надо отдать должное президенту Казахстана Касым‑Жомарту Токаеву, который признал определенные ошибки, допущенные в последние годы. Помимо этого он заявил о том, что у него имеются вопросы к спецслужбам, которые проглядели формирование террористических ячеек на территории государства. Сложно сказать, было ли казахстанское руководство в состоянии взять под контроль ситуацию в стране самостоятельно, поэтому обращение к союзникам за помощью выглядит вполне оправданно.

События в Казахстане являются историческим шансом для ОДКБ. В последние годы было много разговоров о неэффективности организации, о желании государств-членов устраниться от решения проблем союзников.

В этом контексте наиболее часто с разных сторон звучала критика в адрес ОДКБ из-за невмешательства в события на юге Киргизии в 2010 г., отсутствия поддержки Армении в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе в 2020 г. и по ряду других вопросов. Хотя в каждом конкретном случае у организации были веские причины не начинать миротворческую операцию.

Теперь ОДКБ может доказать всем критикам свою значимость. Для этого организация должна продемонстрировать готовность реагировать на кризисы, подобные событиям в Казахстане. Ведь это уже не учения, а серьезная работа союзников в реальных условиях, приближенных к боевым.

Евгений Коренев, кандидат исторических наук, доцент Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Казахстан и Россия имеют прочные интеграционные связи во многих отраслях экономики. Для примера: за 2021 год торговый оборот между странами вырос на 27% и достиг $23 млрд. Поэтому когда США и европейские страны ввели беспрецедентные санкции в отношении северного соседа, возникли два резонных вопросов: а как это отразится на нас и нужно ли выйти из ОДКБ и ЕАЭС, чтобы максимально себя обезопасить? О чем мы и спросили алматинцев и гостей южного мегаполиса.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Нина, 61 год

— Из ОДКБ выходить не стоит 100%, потому что наша Национальная гвардия не справляется с современными вызовами. И санкции тоже нам не страшны, потому что они же налагаются не на Казахстан. Например, в нашей компании в связи с последними событиями принято решение работать не через Россию, а через Германию. Конечно же, хочется мира, потому что война в любом случае ничего хорошего людям не несёт.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Таир, 30 лет

Хотя мы и союзники нашего северного соседа, я считаю, что нужно выходить из этих блоков и дистанцироваться от России. Впрочем, я понимаю, что легко она нас не отпустит.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Андрей, 43 года

Выходить из этих объединений не стоит, потому что санкции в отношении России никак на нас не отразятся. Это связано с тем, что мы – суверенное государство, у нас своя политика, своя точка зрения на все вопросы, в том числе, в отношении нынешнего военного конфликта. Причём сделали мы это нейтрально, аккуратно. У нас всё в порядке, мы идем правильным курсом.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Рафаэль и Екатерина

— Санкции, конечно, на нас отразятся. Скорее всего, до эмбарго различной продукции дело не дойдет, но эффект от санкций на нашу экономику будет негативный.

— Выйти из этих объединений не получится, потому что Казахстан, скажем так, теперь обязан России после январских событий, поэтому такой вариант даже не будет рассматриваться.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Алибек, 30 лет

Хотелось бы выйти из этих объединений, но верится в это с трудом, потому что мы слишком привязаны к нашему северному соседу. Санкции тоже на нас отразятся, хотя пока не понятно, в худшую или лучшую сторону. Вопрос стоит так: станем ли мы новым хабом для России или уйдём в ещё более глубокий кризис?!

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Роман, 25 лет

Выходить из ОДКБ и ЕАЭС не стоит, хотя мы понимаем, что на нашей экономике санкции тоже отразятся. Например, доллар уже вырос в цене, а это значит, что скоро всё подорожает.

Соцопрос о выходе из ОДКБ и ЕАЭС, алматинцы об ОДКБ и ЕАЭС, санкции против России, санкции против Казахстана, война на Украине

Валерия, 23 года

Мы всегда были дружественными странами, поэтому нет смысла разрушать эти союзы. Я думаю, что санкции не отразятся на нашей экономике, если Казахстан не будет занимать ничью сторону в военном конфликте России и Украины.

Казахстан в ОДКБ: Взаимодействие во имя безопасности

Организация состоялась

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана путем подписания 15 мая 1992 года в Ташкенте соответствующего договора (ДКБ) шестью бывшими советскими республиками – Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. Позже к договору присоединились Грузия (9 сентября 1993 г.), Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Беларусь (31 декабря 1993 г.).

Примечательно, что Договор вступил в силу только в апреле 1994 года и был рассчитан на пять лет, но допускал продление. Однако, когда в 1999 году встал вопрос о продлении ДКБ на следующие пять лет, этого не сделали по разным обстоятельствам Азербайджан, Грузия и Узбекистан, ставшие участниками другого регионального объединения - ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, подписанные и ратифицированные всеми государствами-членами ОДКБ, вступили в силу 18 сентября 2003 года, а спустя год Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генассамблее ООН. Таким образом, ДКБ окончательно перестала быть частью правовой системы СНГ, став главным элементом нового механизма международной безопасности.

В 2009 году в истории ОДКБ произошло одно важное событие – было одобрено создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Также в рамках ОДКБ функционируют Коллективные миротворческие силы, которые однако так и не получили мандата от ООН на проведение миротворческих операций за пределами стран-участниц договора.

Ключевая роль

Особую роль в создании системы коллективной безопасности он отводит Нурсултану Назарбаеву, который на собственном примере демонстрировал искусство государственного управления.

Он также добавил, что не случайно, когда возникали какие-то сложные вопросы на всем постсоветском пространстве, первые звонки делались именно Первому Президенту Казахстана.

Преемственность политики безопасности

Вместе с тем Организация Договора о коллективной безопасности никогда не рассматривалась в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. Как отмечалось, в поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся также вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, спектр угроз в информационной сфере, борьба с киберпреступностью. Это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

Организация Договора о коллективной безопасности, будучи гарантом интересов государств, существующих на постсоветском пространстве, по сути является одним из ключевых элементов в обеспечении региональной безопасности. В условиях непрекращающихся конфликтов, перехода многих стран в форму открытой конфронтации, многочисленных террористических актов ОДКБ должна и может стать реальным инструментом влияния в Евразии.

В настоящее время главной угрозой стабильности не только в регионе, но и в глобальном формате выступают вопросы, связанные с террористической деятельностью. Весь силовой потенциал ОДКБ сосредоточен на том, чтобы не допустить попыток вооруженным путем дестабилизировать обстановку в наших странах. Именно для этого и были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, Силы специального назначения и Миротворческие силы.

Важнейшая миссия ОДКБ – политическое сотрудничество, координация внешнеполитической деятельности, возможность на коллективной основе согласовывать позиции и отстаивать их на международной арене. Это исключительно важно, когда каждое государство чувствует рядом локоть страны-партнера и может настойчиво защищать свои национальные интересы. Одним из таких примеров является заявление Глав государств о необходимости придания проблеме незаконного оборота наркотиков из Афганистана статуса угрозы международной безопасности и стабильности. Реализация этого заявления позволила бы на совершенно ином качественном уровне противодействовать и посеву, и переброске наркотиков за пределы Афганистана.

Даже несмотря на то, что решение ООН по этой инициативе пока не было принято, это стало иллюстрацией того, что ОДКБ готово прорабатывать и формулировать серьезные совместные заявления, которые дают адекватные оценки и региональным, и глобальным проблемам безопасности.

На последнем пока что мероприятии ОДКБ с участием Глав государств присутствовал уже Президент Касым-Жомарт Токаев, который подтвердил преемственность Казахстана в деле усиления коллективной безопасности. Очередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ с учетом пандемии коронавируса проходила в формате видеоконференции.

Говоря о текущей ситуации в области региональной и глобальной безопасности, характеризующейся нарастанием конфликтного потенциала в межгосударственных отношениях, Касым-Жомарт Токаев высоко оценил роль посредничества Президента России Владимира Путина в прекращении военных действий в Нагорном Карабахе.

"Соглашение, достигнутое при самом активном участии России, на мой взгляд, является единственно верным решением в сложившейся критической ситуации, и это соглашение будет способствовать установлению долгосрочного мира в регионе. Это действительно историческое соглашение", – подчеркнул Президент Казахстана.

Глава государства высказал мнение, что продолжающиеся масштабные потрясения в мировой политике и экономике, вызванные пандемией коронавируса, усугубляются взаимными санкциями, ограничениями и торговыми войнами. Вызывает обеспокоенность рост новых глобальных вызовов и угроз, связанных с экстремизмом и терроризмом, наркобизнесом, кибербезопасностью, нелегальной миграцией. В этих условиях, как подчеркнул Президент, существенно возрастает роль ОДКБ в качестве действенного механизма межгосударственного взаимодействия во имя укрепления мира, обеспечения безопасности и стабильности в обширном регионе.

В завершение своего выступления Глава государства отметил, что участие в деятельности ОДКБ продолжает оставаться одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана.

"Отрадно, что ОДКБ стала заметным фактором международной политики и играет положительную роль в обеспечении безопасности на значительной части евразийского континента, – резюмировал Президент Казахстана. – Мы готовы, как и прежде, активно взаимодействовать с нашими партнерами в поисках эффективных решений по обеспечению мира, безопасности и процветания наших народов.

Читайте также: